Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Драматический театр 52 страница
У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Сев. Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на 3. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистич. формы иск-ва, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Вост. Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века т. н. звериный стиль. Культурные связи с Др. Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразит. средств в художеств. культуре племён юж. Евразии. Позднейшие этапы П. и. были связаны с ростом производит. сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное иск-во, органически связанное с формами П. и., продолжало существовать вплоть до 19-20 вв. у народов, в значит. степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Юж. Америки, народы Африки). О музыке и танце первобытной эпохи см. также в ст. Музыка, Танец. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 23 - 178; Гущин А. С., Происхождение искусства. Л.- М., 1937; Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; Абрамова 3. А., Палеолитическое искусство на территории СССР, М.- Л., 1962; её ж е, Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии, М.- Л., 1966; Формозов А. А., Памятники первобытного искусства на территории СССР, М., 1966; Окладников А. П., Утро искусства, [Искусство палеолита, Л., 1967]; История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971; Первобытное искусство. [Сб.], Новосиб., 1971; Ранние формы искусства. [Сб.], М., 1972; Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973 (Малая история искусств); Вrеui1 Н., Quatre cents siecles d'art parietal, Montignac, [1952]; Leroi-Gourhan A., Prehistoire de l'art occidental, P., 1965; Uсkо P. J., Rosenfeld A., Palaeolithic cave art, N. Y., [1967]. А. П. Окладников. " ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО", условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно сменившего зоологич. объединения ближайших животных предков человека. Период " П. ч. с.", как предполагает большинство учёных, - это время становления человека совр. типа, борьбы возникающих социальных установлений с зоологич. инстинктами, унаследованными от животных предков. Археологически эпоха " П. ч. с." охватывает нижний и отчасти средний палеолит. Антропологически - это период существования формирующихся людей: архантропов (питекантропов, синантропов) и палеоантропов (неандертальцев). Их х-во было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были ручные рубила, грубые рубящие орудия (чопперы), отщепы, остроконечники и др. Брачные отношения первоначально, возможно, были беспорядочными (см. Промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада перестали практиковаться и были запрещены (см. Экзогамия). С переходом к брачным связям исключительно с членами др. стад складывается род. См. также Первобытнообщинный строй. Лит.: Проблемы истории докапиталистических обществ, М., 1968; Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. Сб. ст., М., 1970. Л. А. Файнберг. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ, первая в истории человечества общественно-экономич. формация. Основы учения о П. с. как особой общественно-экономич. формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее распространённому в сов. науке мнению, П. с. охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологич. периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для П. с. характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и связано употребление для его обозначения термина " первобытный коммунизм". От следующих за ним этапов общественного развития П. с. отличается отсутствием частной собственности, классов и гос-ва. О начале П. с. существуют разные точки зрения. Самый ранний период истории человечества был временем становления человека и общества. Формировавшиеся люди жили в становившемся обществе, к-рое многие сов. учёные называют " первобытным человеческим стадом". Если считать за первых людей архантропов (питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и др.), то возникновение " первобытного человеческого стада" следует датировать ок. 1 млн. лет до наших дней; если т. н. презинджантропов (Homo habilis), - то св. 2 млн. лет (см. Антропогенез). Согласно наиболее распространённой точке зрения, эпоха " первобытного человеческого стада" совпадает с ранним палеолитом. Примерно 40-35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, завершилось превращение людей типа палеоантропов в людей современного типа - неоантропов. Завершение становления человека (антропогенеза) было невозможно без завершения становления общества (социогенеза). Это даёт основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита " первобытное человеческое стадо" трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество. Большинство учёных включает " первобытное человеческое стадо" в П. с. в качестве его первого этапа. Другие считают, что понятие общественно-экономич. формации применимо лишь для обозначения ступеней эволюции сформировавшегося общества. Соответственно к П. с. они относят только начальную стадию развития этого общества, предшествующую возникновению классов и гос-ва. Археологически - это поздний палеолит, мезолит, неолит и, может быть, начало энеолита. Весь этот период был бесписьменным. История П. с. восстанавливается гл. обр. по данным палеоантропологии, археологии и этнографии. Антропологич. и археологические материалы непосредственно относятся к данной эпохе, но, давая достаточное представление о физическом облике первобытных людей и их материальной культуре, они мало говорят о существовавших тогда общественных отношениях. Материалы этнографии позволяют судить об обществе в целом, в единстве всех его сторон, но эта наука знает первобытнообщинные порядки лишь в том их виде, который они приобрели у народов, продолжавших оставаться на стадии доклассового общества до нового времени, т. е. эпохи, отстоящей от появления первых классовых обществ на 6 тысячелетий. Поэтому в совр. представлениях о П. с. наряду с твёрдо установленными положениями немало спорного. Сов. исследователи, будучи едиными в главном - во взгляде на П. с. как на коллективистический, расходятся по целому ряду более конкретных вопросов. Среди многообразия точек зрения выделяются две основные. Согласно одной из них, " первобытное человеческое стадо", в к-ром господствовал промискуитет, на грани раннего и позднего палеолита превратилось в материнский род, к-рый и был первой формой бытия сформировавшегося общества. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с другими. Поэтому возникновение рода было одновременно и появлением системы, состоящей из двух взаимобрачащихся родов-дуально-родовой организации (см. Дуальная организация). Вместе с родом, т. о., впервые возник и брак, к-рый в своей исходной форме был групповым браком (дуально-родовым) и вместе с тем дислокалъным браком. Дислокальность брака имела своим следствием полное совпадение материнского рода и общины: род и был общиной, община была родом. Не все сторонники этой точки зрения принимают тезис о дислокальности группового брака. Нек-рые считают, что он был матрилокалъным браком. Соответственно, с их точки зрения, материнский род и община с самого начала совпадали не полностью. Включая в свой состав людей, принадлежавших не к одному роду, а к нескольким, каждая община имела своей основой один определённый род и в этом смысле была родовой. Исследователи, придерживающиеся положения о дислокальности группового брака, считают, что такая структура возникла позднее, после появления парного брака и семьи. Во многих случаях род оставался материнским вплоть до эпохи, характеризующейся накоплением богатств и переходом их в частное владение отд. семей. Действие этих факторов чаще всего имело своим следствием возникновение отцовского рода. Исходя из этого, нек-рые исследователи выделяют в качестве гл. этапов эволюции П. с. матриархат и патриархат. Однако данные этнографии свидетельствуют о том, что материнский род в одних конкретных условиях мог смениться отцовским задолго до начала становления частной собственности (австралийцы), а в других - продолжать существовать вплоть до возникновения классов и гос-ва (минангкабау о. Суматры, наси пров. Юньнань в КНР, ашанти Зап. Африки). В процессе развития П. с. род постепенно утрачивает многие свои первоначальные функции, в т. ч. экономические, и перестаёт быть основой общины. Он ещё долгое время мог продолжать существовать, но уже гл. обр. в качестве института, регулирующего брачные отношения, обеспечивающего защиту своих членов, соблюдение традиций, культа, ритуалов и т. п. В таком качестве он встречается и в классовом обществе (древние греки, римляне). На позднем этапе П. с. гл. экономич. единицей становится община, чаще всего состоявшая из представителей многих родов. Это обстоятельство легло в основу периодизации, в к-рой в качестве главных этапов П. с. выделяются эпоха первобытной родовой общины и эпоха первобытной соседской общины. Согласно другой точке зрения, основной единицей П. с. на всех этапах его развития была первобытная община, всегда состоявшая из парных семей. Община и семья - определяющие и универсальные ячейки П. с. Род никогда не имел экономич. функций, его роль сводилась преим. к регулированию брака. По вопросу о времени возникновения первобытной общины среди сторонников этой точки зрения нет единства. Одни считают, что она возникла на грани раннего и позднего палеолита, другие относят её появление к более раннему времени, нередко выступая при этом против понятия " первобытное человеческое стадо". Имеются разногласия между ними и по вопросу о времени возникновения рода. Не следует, однако, переоценивать расхождения во взглядах между сторонниками " родовой" и " общинной" теорий. Если оставить в стороне крайние точки зрения - противопоставление рода и общины друг другу, то большинство исследователей в общем сходятся на том, что в эпоху расцвета П. с. обе эти организации в основном совпадали. Единодушно признаваемый всеми исследователями-марксистами коллективистический характер первобытного производства был обусловлен крайне низким уровнем развития производит. сил. " Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 404). Слабость людей в борьбе с природой особенно сказывалась на самых ранних стадиях. Ареал расселения первых людей - архантропов - был сравнительно невелик и ограничивался лишь районами с тёплым климатом (Африка, Вост. и Юж. Азия, Юго-Зап. Европа). Ведущим видом их деятельности была чаще всего охота, в т. ч. коллективная, на крупных животных. Оружием служили деревянные копья и дубины, камни. Большую роль играло собирательство, доставлявшее, по-видимому, основную массу пищи. Несомненен факт, что уже синантропы пользовались огнём, хотя, вероятно, ещё не умели его добывать. С переходом к палеоантропам (неандертальцам) охота окончательно становится гл. источником существования. Люди осваивают р-ны с суровыми климатическими условиями. Совершенствуются приёмы обработки камня. Однако в целом прогресс в этой области в течение сотен тысяч лет раннего палеолита был невелик: от гальки с 1-2 грубыми сколами на одном конце к сравнительно небольшому числу установившихся форм орудий, среди которых наиболее известны скребло и остроконечник. Радикальные изменения претерпела техника обработки камня с переходом к позднему палеолиту. Возник весьма богатый и разнообразный набор специализированных орудий (резцы, тёсла, ножи, пилки и т. п.). Развилась техника обработки кости и рога. Впервые появились разнообразные составные орудия (копья, дротики, гарпуны с кремнёвыми и костяными наконечниками). Всё это способствовало росту продуктивности х-ва, к-рое, однако, в течение позднего палеолита и мезолита (вместе взятые длились примерно 25-30 тыс. лет) продолжало быть присваивающим. Главными источниками существования оставались охота и собирательство, к к-рым добавилось рыболовство. В течение этого времени продолжалось расширение обитаемого пространства: люди заселили Австралию, через Берингов пролив проникли в Сев.-Зап. Америку и постепенно распространились по всему Зап. полушарию. Ранний палеолит - эпоха " первобытного человеческого стада" - был временем становления социальных отношений вообще, первобытного коллективизма прежде всего. В эволюции сложившегося П. с., начало к-рому было положено переходом к позднему палеолиту, можно выделить две осн. стадии, две фазы. Первая из них характеризуется таким уровнем развития производит. сил, при к-ром продукта добывалось не больше, чем его было необходимо для обеспечения физич. существования людей (т. е. он весь был жизнеобеспечивающим), или не намного больше, чем нужно для выживания (т. е. избыточный продукт был невелик). В таких условиях единственно возможным способом распределения было уравнительное. Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт, независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива. В результате каждый член коллектива имел право на долю продукта уже в силу самой своей принадлежности к данной группе. Ни сам факт его участия в производстве, ни размеры его вклада в создание продукта при распределении во внимание не принимались. Распределение производилось с учётом в основном лишь потребностей членов коллектива, что делало доли разных людей не одинаковыми. Взрослые мужчины, напр., получали относительно большие доли продукта, чем дети. Абсолютные размеры частей, получаемых членами коллектива, зависели от величины общей массы добытого продукта. Пока избыточного продукта не существовало или он был крайне невелик, это было достаточным стимулом трудовой деятельности. Только напряжённая деятельность всех способных к труду людей могла обеспечить получение каждым из членов коллектива доли, необходимой для поддержания его существования. Т. о., на самом раннем этапе эволюции П. с. никакой др. собственности, кроме коллективной, не могло существовать. То, что иногда наз. личной собственностью, в действительности было лишь личным пользованием вещами, принадлежавшими коллективу. С появлением минимального избыточного продукта возникла возможность обмена между членами разных коллективов, к-рая постепенно превратилась в действительность. Но развивавшийся обмен был не обменом товарами, а той, имевшей универсальное распространение в доклассовом обществе, его формой, к-рая именуется в этнографич. лит-ре обменом дарами или дарообменом. Как свидетельствуют этнографич. данные, суть дарообмена заключалась в создании новых или поддержании уже существовавших социальных связей между индивидами или группами. Размеры коллективов на данной стадии обычно не превышали неск. десятков человек, что не мешало им быть во многом (и прежде всего в экономич. отношении) самостоятельными социальными организмами. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значительным влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единственным регулятором поведения людей являлась воля коллектива (мораль), выражавшаяся в его общественном мнении и закреплявшаяся в традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Полная самостоятельность коллективов в решении всех своих внутр. дел не исключала связей между ними. Более того, в силу экзогамии рода они были неизбежными. Обычно несколько коллективов, живших по соседству, составляли систему социальных организмов - племя. Но это первоначальное племя, как правило, не было организованным целым, в нём, в частности, также отсутствовали какие-либо общие органы власти. Контакты между коллективами, принадлежавшими к одному племени, носили более частый и регулярный характер, чем между входившими в состав разных племён. Вследствие этого для всех коллективов одного племени была характерна общность языка и культуры. Первоначальное племя было, т. о., и этнической общностью. Духовная жизнь людей той эпохи носила во многом нерасчленённый, синкретический характер. Выделение отд. форм общественного сознания только лишь намечалось. В процессе практич. деятельности людьми была накоплена определённая сумма знаний об окружающем мире и о самих себе. Однако в их представлениях было немало и ошибочного, иллюзорного. Несомненно существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма, зачатки к-рых возникли, по-видимому, ещё у неандертальцев. Вероятно существование также анимизма. В это же время появилось изобразительное иск-во: реалистические многокрасочные изображения животных в пещерах Юж. Франции, Сев. Испании, Юж. Урала (Капова пещера) и др., скульптуры из кости, рога, камня, глины (см. Первобытное искусство). Рисунки позднего палеолита свидетельствуют о существовании примитивных танцев. Производство медленно, но неуклонно развивалось. Прогрессировала техника обработки камня, кости, рога. Совершенствовались приёмы охоты и рыболовства. В мезолите начали распространяться лук и стрелы. К этому же времени, по-видимому, относится и одомашнивание собаки. Всё это создавало условия для перехода от первой фазы П. с. ко второй. Вторая фаза П. с. характеризуется таким уровнем развития производит. сил, при к-ром стало возможным появление сравнительно большого кол-ва избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономич. отношений. Подавляющее большинство орудий труда в эпоху П. с. принадлежало к числу таких, к-рые использовались индивидуально. В условиях всё большего обособления, парцелляризации труда, вызываемой усовершенствованием орудий производства и трудовых процессов, всё более увеличивающаяся часть продукта, создаваемого трудом человека, начала переходить в его более или менее полную собственность. "...Самое существенное, - писал К. Маркс об этом периоде истории, - это - парцеллярный труд как источник частного присвоения" (там же, с 419). Процесс этот шёл крайне медленно и постепенно. Ни один человек, ни одна семья на данной стадии не могли существовать, не делясь (причём систематически) продуктами воего труда с другими людьми, с др. семьями, не оказывая им и не получая от них постоянной помощи. Пока отсутствовало требование более или менее точного соответствия между тем, что человек давал другому, и тем, что он от него получил, эти отношения были формой уравнительного распределения. Трудовой способ распределения предполагал эквивалентное возмещение всего человеком полученного (продуктов, услуг и др.), т. е. превращение этих отношений из распределительных в обменные. Такой обмен был качественно отличен от возникшего позднее товарного. Но появление его способствовало зарождению обмена, при к-ром продукт начинает постепенно превращаться в товар. На первых этапах обмен товарами происходил только между членами разных общин. Первоначальной его основой было различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении разных общин. В свою очередь, развитие обмена способствовало утверждению трудового способа распределения. Сфера действия последнего расширялась постепенно. Сначала она охватывала в основном лишь избыточный продукт. Затем в неё стал втягиваться и жизнеобеспечивающий продукт. Соответственно сокращалась доля общественного продукта, подлежавшая уравнительному распределению, и сужался круг лиц, внутри к-рого этот принцип продолжал действовать. Парцелляризация труда имела своим неизбежным следствием утверждение индивидуальной собственности (наряду с к-рой долго ещё продолжала существовать и общинная), возрастание роли семьи как определённой зкономич. ячейки и возникновение известного имущетсв. неравенства между индивидами и семьями. Избыточный продукт начал в своей массе сосредоточиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Возрастали размеры общин В их состав теперь нередко уже входили сотни людей. Усложнялась структура общин. Они состояли из неск. более или менее обособленных подразделений, к-рые, в свою очередь, могли делиться на части. Укреплялись связи между общинами. Во многих случаях наблюдалось появление более или менее прочных объединений общин, к-рые нередко оформлялись как союзы родов. Они так же, как и более ранние объединения коллективов, именуются обычно племенами. Численность их могла достигать неск. тысяч чел. Племя теперь, как правило, имело определённую внутр. организацию. По-видимому, именно к этой стадии относится возникновение спец. родовых, общинных и племенных органов власти, появление особых должностных лиц (старейшин, вождей). Но это имело место не всегда и не везде. В отд. случаях должности вождей и старейшин становились наследственными. Переход ко второй фазе П. с. произошёл ещё в эпоху господства присваивающего х-ва. Но достичь её смогли лишь те охотники, собиратели и рыболовы, к-рые жили в наиболее благоприятных условиях. Остальные продолжали оставаться на прежней стадии развития. В этом наглядно проявляется неравномерность историч. развития. Но если для племён, живших присваивающим х-вом, переход ко второй фазе не был исключён, то для тех, х-во к-рых стало производящим, он был совершенно неизбежен. Этнографии не известен ни один народ, занимавшийся земледелием и скотоводством и в то же время относившийся к первой фазе. Данные археологии свидетельствуют, что в ряде мест Бл. Востока (Сев. Ирак, Палестина) переход к земледелию и скотоводству произошёл ещё в мезолите, в 9-7-м тыс. до н. э. К 5-му тыс. дон. э. ноеая форма х-ва утвердилась уже во многих р-нах Юго-Зап. Азии (Туркмения, Иран, Анатолия, Сирия и на Балканах, к 6-5-му тыс. дон. э.- в междуречье Тигра и Евфрата, долине Нила, Центр. Европе. Переход к земледелию и скотоводству был крупнейшим переломом в развитии производит. сил человечества. Он представлял собой подлинную революцию. Если раньше человек лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, к-рую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль нек-рые природные процессы, он начал её производить, что создало условия и для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное произ-во избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным переход от доклассового общества к классовому. Все необходимые условия для начала формирования классового общества были созданы к концу второй фазы П. с. Само становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Начавшаяся ещё на предшествовавшей стадии парцелляризация труда постепенно идёт к своему завершению. Община постепенно превращается в систему всё более обособляющихся друг от друга домохозяйств. Парная семья трансформируется в моногамную (см. Моногамия). Часто это превращение опосредовано возникновением большой патриархальной семьи. Начинается выделение ремесла, что способствует дальнейшему развитию товарообмена. Углубляется возникшее ещё на предшествующей стадии имуществ. неравенство. Зародышевые формы присвоения прибавочного продукта, развиваясь, превращаются в систему отношений эксплуатации. Получают развитие рабство, различные формы кабальной зависимости; свободное население всё в большей степени расслаивается на богатое и знатное меньшинство, иногда именуемое родовой аристократией, и на массу рядовых общинников. Постепенно формируется частная собственность. Зарождаются и обостряются социальные антагонизмы. Начинается становление гос-ва. Одной из форм, в к-рой это происходит, является военная демократия. Всё более возрастающую роль приобретают войны с целью грабежа. Они в значит. степени ускоряют процесс становления классов и гос-ва. Увеличиваются размеры социальных организмов. Они начинают включать в свой состав десятки и даже сотни тысяч человек. Общины всё в большей степени перестают быть самостоятельными социальными единицами, превращаясь в составные части более крупных организмов, являвшихся одновременно и формирующимися гос-вами. Всё это в огромной степени способствовало формированию сравнительно крупных этнич. общностей - на базе объединения племён возникают народности. Становление классового общества сказывается на общественном сознании. Единая мораль П. с. исчезает, уступая место морали классовой. Возникает право. Расслоение общества находит своё отражение в расслоении (в сознании людей) сверхъестеств. мира, в выделении из среды более или менее равных по значениям сверхъестеств. существ (демонов, тотемистич. предков), нескольких особо могущественных - богов. Окончательно оформившийся с возникновением классового общества политеизм освящает эксплуатацию человека человеком. Первой формой идеологии была религ. идеология. Впервые процесс становления классового общества завершился в двух р-нах Старого Света - в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э., в эпоху энеолита (медно-кам. века). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгейском басс. (включая зап. часть М. Азии), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых раннеклассовых обществ принадлежит к числу дискуссионных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими (см. Рабовладельческий строй), другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства. По всему земному шару появление классовых обществ связано со временем распространения металлов. Единственное известное исключение - древнее царство майя в Новом Свете (1-е тыс. н. э.). Но переход к металлич. орудиям сам по себе не может превратить данное общество в классовое. Истории и этнографии известны народы, знавшие железные орудия, не говоря уже о медных и бронзовых, но тем не менее не достигшие стадии классового общества. И в том случае, когда эти народы длительное время находились в сфере постоянного влияния крупной системы более передовых, классовых социальных организмов, формирование классового общества с неизбежностью приобретало у них своеобразный характер. Они переходили к более высокой классовой общественно-экономич. формации, минуя уже пройденные человечеством в целом стадии развития. Так, напр., у славян и германцев формирование классового общества завершилось возникновением феод. строя. Понятие о П. с. как о первой общественно-экономич. формации существует только в марксистской науке. Из бурж. учёных к нему ближе всего подошёл эволюционист Л. Г. Морган в своём " Древнем обществе" (1877) - труде, к-рый был высоко оценён классиками марксизма. Результаты исследований Моргана были использованы Ф. Энгельсом в его книге " Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Нек-рое время идеи Моргана имели довольно широкое распространение в этнографии, но начиная с кон. 19 в. в бурж. науке о первобытном обществе произошёл резкий поворот к антиэволюционизму. Возникло множество школ и течений, в т. ч. различные направления диффузионизма - английское (Э. Смит и У. Перри), школа " культурных кругов" в Германии (Ф. Гребнер) и как её дальнейшее продолжение и развитие-" венская культурно-историческая школа" (В. Шмидт), амер. " историческая" школа (Ф. Боас), структурно-функциональная школа (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун) и др. Характерной чертой всех этих школ был узкий эмпиризм и крайний антиисторизм, отрицание общих закономерностей и поступательного характера развития общества. В той или иной форме бурж. исследователи пытались обосновать извечность частной собственности, моногамной семьи, а нек-рые - и изначальность религии. Антиэволюционистским направлением является и т. н. культурный релятивизм, к-рый трактует каждую культуру как неповторимую индивидуальную систему, а историю понимает как количественные изменения в рамках уникальной традиции. Выявление несостоятельности узко-эмпирич. и антиисторич. подхода к изучению первобытного общества вызвало начиная примерно с 50-х гг. 20 в. поиски иных путей. Широкое распространение в бурж. этнографии получил т. н. неоэволюционизм. Для его сторонников характерен известный отход от крайностей теоретич. нигилизма и антиисторизма. Однако подлинно историч. подход им чужд, что можно видеть на примере т. н. теории многолинейной эволюции, развиваемой Дж. Стюардом (США). В основе последней лежит отрицание общих законов развития общества. Вместе с тем среди зап.-европ. и амер. этнографов и археологов всегда были исследователи (и число их растёт), к-рые признавали единство и поступательный характер развития общества и стремились выявить его закономерности (Л. Уайт, Р. Редфильд, Р. Адаме, Э. Сервис, М. Салинс, Р. Франкенберг и др.). Нек-рыми из них были предприняты попытки создать периодизацию истории первобытного (" примитивного") общества. Так, напр., Сервисом и Салинсом были выделены следующие " уровни" эволюции: уровень " групп" (bands); уровень племён (tribes); уровень догосударственных объединений, возглавляемых вождями (chief doms); уровень " примитивных государств". Следующий уровень - империй или архаических цивилизаций - находится уже за пределами " примитивного" общества. Учёные, принадлежащие к этому направлению, не идут дальше своеобразного технологич. детерминизма. Однако часть из них по целому ряду вопросов приходит к выводам, близким к марксистским.
|