Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Печать, радиовещание, телевидение 3 страница
Почти одновременно с романами о " новых людях" (среди них-" Мещанское счастье" и " Молотов", оба - 1861, Помяловского) появились и т. н. антинигилистич. романы: " Некуда" (1864) и " На ножах" (1870-71) Н. С. Лескова (1831-95), " Взбаламученное море" (1863) Писемского, " Марево" (1861) В. П. Клюшникова (1841-92), " Кровавый пуф" (1869-74) В. В. Крестовского (1840-95) и др. Цель такого рода произв. была в дискредитации революционеров, чьи идеи якобы враждебны народу и чужды рус. сознанию. Борьба двух направлений развернулась и в поэзии. С одной стороны, её вели поэты-демократы Некрасов, Д. Д. Минаев (1835-89), В. С. Курочкин (1831 - 1875), И. С. Никитин (1824-61), М. Л. Михайлов (1829-65) и др., с другой - сторонники " чистого иск-ва": А. А. Фет (1820-92), Я. П. Полонский (1819-98), А. Н. Майков (1821-97) и др. Особое значение приобрёл сатирич. журн. " Искра" и сатирич. отдел в " Современнике" - " Свисток". Решит, реформу рус. поэзии и рус. стиха осуществил Некрасов. Он поднял до высот иск-ва то, что считалось прозой жизни, услышал поэтич. звучание непоэтич. тем и слов, расширил жанровые и тематич. границы лирики. Однако и сторонники " чистого иск-ва" оказались важным звеном в истории рус. поэзии. Фет дал высокие образцы пейзажной и любовной лирики, открыл новые муз. возможности стиха. За рамки " чистого иск-ва" выходит многими своими мотивами поэзия Полонского, как и творчество А. К. Толстого (1817-75), тонкого лирика, сатирика и юмориста, автора ист. романа " Князь Серебряный" (1862) и драматич. трилогии " Смерть Иоанна Грозного", " Царь Фёдор Иоаннович", " Царь Борис" (1866-70). Подъём обществ, сознания и предвестие перемен коснулись и драматургии. Остро злободневная трилогия А. В. Сухово-Кобылина (1817-1903) объединила социально-бытовую комедию " Свадьба Кречинского" (1855), сатирич. драму " Дело" (1861) и трагич. фарс " Смерть Тарелкина" (1868). С первой антикре-постнич. трагедией " Горькая судьбина" (1859) выступил Писемский. Нравственно-обличительные пьесы Островского о " тёмном царстве" (" В чужом пиру похмелье", 1856; " Доходное место", 1857; " Воспитанница", 1859; трилогия о Баль-заминове, 1857-61) и его драму " Гроза" (1859) Добролюбов расценил как предзнаменование близкого крушения феод, устоев старой России. Годы, следующие за революц. ситуацией (2-я пол. 60-х гг.), носили переходный характер. Тургенев выступил с романом " Дым" (1867), в к-ром переживаемый Россией момент характеризовал как эпоху безвременья. Гончаров в романе " Обрыв" (1869) стремился отыскать положит, начало в рус. жизни и возлагал надежды на благонамеренных и трезвых дельцов. Меняется и роман о " новых людях". В " зашифрованном" романе Слепцова " Трудное время" (1865) показан герой, не сломленный поражениями; он не имеет возможности прямо говорить и действовать, но стоически переживает трудности. 2-я пол. 60-х гг. выдвинула новые имена, среди к-рых особое место занимает Г. И. Успенский (1843-1902). В его цикле очерков " Нравы Растеряевой улицы" (1866) отразились пореформенное время, обнищание мастерового люда; в цикле " Разорение" (1869-71) появился один из первых в рус. лит-ре образ героя обличителя и правдоискателя из рабочей среды. Новые циклы (" Признаки времени", 1863-71; " Помпадуры и помпадурши", 1863-74) создал Салтыков-Щедрин. Наблюдения писателя над рус. жизнью вылились в обобщение огромной силы - " Историю одного города" (1869-70); город Глупов - символ государственности, основанной на угнетении, произволе и деспотизме. Сатира Щедрина приобрела гротескные и фантастич. формы, выражая идею " призрачности" реальной жизни совр. общества. В кон. 60-х гг. появилось одно из величайших произведений рус. и мировой лит-ры - роман " Война и мир" (1866- 1869) Л. Н. Толстого (1828-1910). Он начал лит. деятельность в 50-х гг. (" Детство", " Отрочество", " Юность", 1852-57; " Севастопольские рассказы", 1855-56; " Утро помещика", 1856). Тогда же Чернышевский определил его художественный метод как " диалектику души". Гениальное проникновение в психологию человека, тончайший анализ его душевных движений и эволюции характера, искусство передачи " внутр. монолога" - все эти черты метода Толстого, обогатившие впоследствии всё мировое иск-во, проявились в повести " Казаки" (1863) и в полной мере в романе " Война и мир". Толстой создал новаторскую художественную форму романа. " Война и мир" - нац. нар. эпопея, в к-рой охвачены судьбы народов и частная жизнь людей; реальные ист. события, ист. деятели органически связаны с нравств. и филос. исканиями вымышленных героев. " Сцепление всех со всем", по выражению Толстого, составляет гл. композиц. принцип романа. В 60-е гг. определился новый этап в творчестве Достоевского как создателя идеологич. романа. В " Преступлении и наказании" (1866) он утверждает необходимость борьбы с миропорядком, основанным на страданиях и унижении человека человеком. В то же время Достоевский отрицает насильств. способы переустройства мира. Споря со своими идейными противниками, он вместе с тем признаёт, что возникновение революц. идей неизбежно, что они являются естеств. реакцией на бесчеловечные условия жизни. Но, начиная свой бунт во имя обездоленных, бунтари и отрицатели, по мысли писателя, кончают презрением к ним и обнаруживают тем самым свой эгоистич. индивидуализм. В романе " Идиот" (1868) Достоевский воплотил свой идеал " положительно-прекрасного человека", идеал христ. морали и единения людей на основе всеобщей любви. Роман " Бесы" (1871-72) был воспринят демократическим лагерем как злободневный памфлет, направленный против русских революционеров. Но в нём содержалась и критика либерализма, а также мелкобурж. извращений социалистических идей и революц. практики, характерной для " нечаевщины" (см. С. Г. Нечаев). В кон. 60-х гг. возникает революц. народничество, движение, нашедшее отражение в лит-ре. Начальный его этап показан Тургеневым в романе " Новь" (1877). Писатель критиковал революционеров с либеральных позиций, но видел, что " хождение в народ" возникло как естеств. реакция на условия пореформенной жизни крестьянства. Народничество вызвало к жизни лит. школу бытописателей крест, жизни: Н. Н. Златовратский (1845-1911), П. В. Засодимский (1843-1912), Н. И. Наумов (1838- 1901) и др. Их осн. жанром был социальный очерк, а центр, темой - социальное расслоение крестьянства. Большое место у беллетристов-народников занимал вопрос о роли интеллигенции и её попытках найти пути к слиянию с народом (роман А. О. Осиповича-Новодворского, 1853-82, " Эпизод из жизни ни павы, ни вороны", 1877). Наиболее полно ломка старых устоев отразилась в творчестве Г. И. Успенского 70 - 80-х гг. В циклах очерков " Из деревенского дневника" (1877-80), " Крестьянин и крестьянский труд" (1880), " Власть земли" (1882) сказались народнич. идеализация патриарх, деревни, неприятие капитализма. Но Успенский отличался трезвостью в анализе действительности. Его художеств, метод - изложение " процесса своей мысли" в соединении со всесторонним исследованием жизни - был вызван стремлением найти объективные ответы на вопрос о будущем страны, что привело его к убеждению, что в России наступила " власть капитала". К аналогичному выводу пришёл и Салтыков-Щедрин (циклы очерков " Господа ташкентцы", 1869-72; " Дневник провинциала в Петербурге", 1872; " Благонамеренные речи", 1872-76; " В среде умеренности и аккуратности", 1874-77; " Убежище Монрепо", 1878-79; " Круглый год", 1879), показавший историч. неизбежность появления в России Колупаевых, Разуваевых и Деруновых. Под пером сатирика пореформенная Россия предстаёт как мир реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. В " Господах Головлёвых" (1875-80), по жанру своему представляющих семейный роман, частная жизнь и судьбы героев стали воплощением пороков всей системы бурж.-помещичьей России. " Анна Каренина" (1875-77) Л. Толстого - роман о вине и ответственности каждого человека за жизнь личную и общую. Он пронизан нравств. исканиями и отвергает эгоистич. представления о счастье. Это одновременно и роман о всей рус. жизни с её вопиющими противоречиями. Соединение в " Анне Карениной" насущных проблем обществ, бытия, вопросов философии, иск-ва с проблемами семейной, нравств. жизни делает этот роман уникальным явлением в рус. и мировой лит-ре. После его опубликования наступает идейный кризис Толстого, приведший его к отрицанию всех основ существующего порядка и к противоречивому соединению суровой критики общества с теорией непротивления злу насилием. На рубеже 70-80-х гг. создан ещё один из величайших социально-фи-лос. романов - " Братья Карамазовы" (1879-81). Рассказывая историю " одной семейки", Достоевский показывает пореформенную Россию, её социальные противоречия и напряжённую борьбу идей - философских и нравственных. По-прежнему отрицая способы революц. переустройства мира, уповая на извечные христ. начала, писатель вскрывает неизбежность идеи бунта против мира страданий, бунта, доходящего до отрицания всех моральных и социальных устоев, совр. общества. Романы Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Достоевского стали важной вехой на пути развития духовной культуры человечества. После поэм 60-х гг.- " Коробейники" (1861) и " Мороз, Красный нос" (1864), в к-рых главными были вопросы нар. жизни, Некрасов в 70-е гг. создал поэмы о декабристах (" Дедушка", 1870, и " Русские женщины", 1872-73). В социально-нравств. отношении герои этих поэм близки к революционерам-народникам; революционное подвижничество декабристов, их жертвенность выражали идею преемственности революц. поколений. В поэме " Современники" (1875) поэт сатирически запечатлел образы бурж. России. Подлинной " энциклопедией рус. жизни" 70-х гг. явилась поэма " Кому на Руси жить хорошо? " (1866-76), в к-рой отразились закат помещичьей власти, крест, реформа и её последствия, вековое терпение и нарастающий протест народа. Поэма Некрасова стала новаторским художеств, явлением в истории рус. реалистич. эпоса: не отдельное лицо, а народ - её гл. герой. В творчестве Островского пореформенная действительность предстала тем же " тёмным царством", постоянно порождающим стремление вырваться из него. В пьесах Островского 70-х гг. были поставлены и новые проблемы. О неизбежности ухода дворянства с ист. арены и нравств. чистоте людей, не желающих принять мир наживы и лжи, говорилось в драме " Лес" (1871); о власти денег, определяющей всю жизнь человека и калечащей его душу, - в пьесах " На всякого мудреца довольно простоты" (1868), " Бешеные деньги" (1870), " Волки и овцы" (1875), " Бесприданница" (1879), " Таланты и поклонники" (1882), " Без вины виноватые" (1884). Драматургия Островского оказала влияние на становление сценич. реализма в России и реалистич. школы актёрского мастерства. В 70-е гг. развернулось творчество Н. С. Лескова. До этого он выступал как автор артистически тонких и глубоко правдивых произв. из нар. жизни (" Житие одной бабы", 1863; " Леди Макбет Мценского уезда", 1865, и др.) и в то же время как автор антинигилистич. романов. Эти две линии причудливо переплелись в романе " Соборяне" (1872), где есть и карикатурное изображение нигилистов, и понимание силы и величия рус. характера. " Соборяне" положили начало серии произв. Лескова о рус. " праведниках". Художественная палитра его чрезвычайно многогранна (сказания, повести, рассказы, легенды, памфлеты). В нач. 80-х гг. народничество утратило революц. характер. Разорение деревни, нищета и бесправие, разрушение общины - осн. темы писателей-народников, пришедших в лит-ру в этот период. Среди них выделяется Н. Е. Каронин-Петропавловский (1853-92; циклы очерков " Рассказы о парашкинцах", 1879-80; " Рассказы о пустяках", 1881-83; повесть " Снизу вверх", 1886). О капитализме как тяжкой реальности, определяющей жизнь и деревни и города, говорилось в очерках из жизни горнорабочих и горнопромышленников Урала Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912), в его романах " Приваловские миллионы", " Горное гнездо", " Дикое счастье" (все - 1884), " Золото" (1892) и др. Объективно творчество этих писателей, обратившихся к беспристрастному изучению нар. жизни, противостояло либерально-народнич. лит-ре. В сочинениях К. С. Баранцевича (1851 - 1927) и В. Л. Кигна (1856- 1908) содержался призыв учиться у народа, но он сочетался с проповедью " теории малых дел" и с отказом от наследия революц. демократов. Близкими к ним оказались и повести публициста-народника А. И. Эртеля (1855-1908), и романы плодовитого беллетриста П. Д. Боборыкина (1836-1921) - представителя рус. натурализма, и творчество др. писателей-восьмидесятников (И. Н. Потапенко, 1856-1929; А. А. Луговой, 1853- 1914, и др.). Ренегатство и гражд. трусость, вызванные политич. реакцией 80-х гг., явились гл. объектом сатиры Салтыкова-Щедрина последнего периода (циклы очерков " За рубежом", 1880-81; " Письма к тётеньке", 1881-82; " Современная идиллия", 1877-83). Критика разнообразных видов реакции и форм приспособления к ней составляет центр, тему очерков " Пёстрые письма" (1884-86) и " Сказок" (1882-86), в к-рых фольклорные мотивы осложнены острой политич. и идеологич. проблематикой. Отрицание совр. уклада, его социальных и нравств. основ стало содержанием деятельности Л. Толстого 80-90-х гг. В. И. Ленин писал: " Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества... Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 210). В " Смерти Ивана Ильича" (1886) и " Крейцеровой сонате" (1889) Толстой обнажает несостоятельность и лицемерие нравств. основ жизни господств, класса. В драме " Власть тьмы" (1887) он выступил как новатор, создатель нового жанра нар. драмы. В последнем романе " Воскресение" (1899) писатель, срывая все и всяческие маски (см. В. И. Ленин, там же, с. 209), выносит суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призывает к нравств. возрождению. Переход на позиции патриарх, крестьянства, желание говорить с его позиций и его голосом становятся определяющими для творчества Толстого. " Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества" (см. В. И. Ленин, там же, т. 20, с. 19). В творчестве младшего поколения демократов-восьмидесятников начинают звучать трагич. мотивы. Они сказались в негодующей, полной жалоб и сомнений поэзии С. Я. Надсона (1862-87) и в творчестве В. М. Гаршина (1855-88), герои к-рого страдают, кончают жизнь самоубийством или сходят с ума, сознавая, что они бессильны перед социальным злом. К 80-90-м гг. относится творчество А. Н. Апухтина (1840-93), К. К. Случевского (1837-1904), К. М. Фофанова (1862-1911), В. С. Соловьёва (1853- 1900), Н. М. Минского (1856-1937), в той или иной мере предварявших появление декадентского направления в лит-ре. Иной характер носило творчество В. Г. Короленко (1853-1921), к-рый и в условиях реакции 80-х гг. стремился возбуждать оптимистич. надежды, звал к борьбе за свободу и справедливость, высказывая веру в духовные силы народа (рассказы " Сон Макара", " Соколинец", -" Сказание о Флоре", " Слепой музыкант"). Творчество Гаршина и Короленко пронизано стремлением к обновлению реализма, к слиянию реалистич. изображения жизни с романтикой, к привнесению в лит-ру героич. начала. Ожидание перемен в рус. жизни обусловило и особый характер творчества А. П. Чехова (1860-1904), выступившего в 80-х гг. с юмористич. рассказами о быте и нравах мещанства. В повестях, рассказах и пьесах 90-х гг. Чехов показал гибель человека, задавленного тусклой обыдёнщиной. Говоря о " трагизме мелочей", определяющих жизнь совр. человека, Чехов понимал, что " больше так жить невозможно" (" Человек в футляре", 1900), он верил, что готовится " здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка" (" Три сестры", 1900). Эта уверенность в скором обновлении жизни вылилась в последних произв. писателя в мечту о наступлении лучшего будущего (" Крыжовник", " Невеста"). Чехов создал особую форму рассказа, отмеченного художеств, лаконизмом и идейной насыщенностью, и новаторскую драму (" Чайка", 1896, " Дядя Ваня", 1897, " Вишнёвый сад", 1903-04). Отд. факты становились огромным обобщением, " мелкие" темы из частной жизни давали повод для суждения о строе жизни совр. общества. Разработанные Чеховым новые лит. формы оказали большое влияние на развитие рус. и мировой новеллистики и драматургии. Вступление России в третий, пролет, этап освободит, движения отразилось в публицистике 90-х гг.: на страницах журналов " Новое слово", " Жизнь" и др. развернулась полемика марксистов с народниками, группировавшимися вокруг журн. " Русское богатство". Ярким выражением обществ, подъёма 90-х гг. явилось творчество М. Горького (1868- 1936), принёсшего в лит-ру стихийный протест нар. масс против бурж. миропорядка, нар. мечту о социальной справедливости. Связанный с традициями рус. демократия, лит-ры, Горький изображал обездоленные, отверженные низы общества - " бывших Людей", " босяков", " дно" жизни, где уродство капиталистич. действительности проявлялось с особой ясностью. Однако в " маленьком человеке" Горький сумел раскрыть сложный духовный мир, глубокую неудовлетворённость, поиски путей к осмысленной, свободной жизни (" Супруги Орловы", " Дед Архип и Лёнька", " Коновалов", " Челкаш" и др.). Ещё не видя в нар. массе нового героя - революц. рабочего, Горький воплощал свой идеал вольнолюбивой героич. личности в легендарно-фольклорных и аллегорич. образах (" Макар Чудра", " Старуха Изергиль", " Песня о Соколе"). В творч. исканиях Горького зарождались черты революц. иск-ва, к-рому суждено было занять ведущее место в иск-ве нового столетия. В рус. лит-ре 2-й пол. 19 в. отразились резкие противоречия пореформенной дореволюц. эпохи и ощущение неизбежности изменения мира. Рус. реализм выработал новые, соответствующие этим идеям художеств, формы и методы, значительно раздвинув границы словесного иск-ва. Рус. классич. лит-pa развивалась в тесном взаимодействии с лит-рами др. народов России и оказывала на них благотворное воздействие (см. раздел Литература в томе СССР). Велико было влияние рус. лит-ры 19 в. на мировой лит. процесс, особенно влияние корифеев критич. реализма Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, произв. к-рых начиная с последней трети 19 в. регулярно переводились на осн. иностр. языки и завоевали широкую междунар. популярность, л. Б, Муратов. Литература начала 20 в. (до 1917). Переломный характер предреволюц. эпохи наложил отпечаток на развитие лит-ры этой поры. Обозначился кризис бурж. идеологии, отчётливо сказалось воздействие декадентства на многие явления иск-ва. Одновременно зарождалась лит-pa, связанная с развёртывающейся борьбой рабочего класса и его партии. В расцвете таланта находилась целая плеяда художников, по праву называемых гордостью рус. лит-ры: М. Горький, А. А. Блок (1880-1921), И. А. Бунин (1870-1953), В. В. Маяковский (1893- 1930), В. Я. Брюсов (1873-1924). В 20 в. продолжали работать Л. Толстой, Чехов, Короленко - классики рус. реализма. Плодотворной была деятельность В. В. Вересаева (1867-1945), А. И. Куприна (1870-1938), Л. Н. Андреева (1871-1919). Со стороны разных литературных лагерей раздавались требования более активного вторжения в жизнь и воздействия на неё. Эту критич. работу начал Л. Толстой, в последние годы жизни призывавший к резкому усилению " учительного", проповеднич. начала в лит-ре. Молодой Горький в письме к Чехову писал: " Настало время нужды в героическом". В кон. 1890-х и нач. 1900-х гг. автор романа " Фома Гордеев", повести " Трое", пьес " Мещане", " На дне", " Враги", романа " Мать" проявил себя как художник принципиально нового, пролет, типа, принёсший, по словам В. И. Ленина, "...рабочему движению России - да и не одной России... громадную пользу..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 220). Ещё в 90-е гг., с появлением сборников стихов К. Д. Бальмонта (1867-1942) " В безбрежности" и " Тишина", с выходом изданных Брюсовым сб-ков " Русские символисты" (в. 1-3, 1894-95), а также стихов Ф. Сологуба (1863-1927), Д. С. Мережковского (1866-1941), Минского, 3. Н. Гиппиус (1869-1945) в лит-ре оформилось новое направление - символизм. Восстав против критич. реализма и " удушающего мертвенного позитивизма", символисты провозгласили "...три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности" (Мережковский Д. С., Поли. собр. соч., т. 18, М., 1914, с. 218); они порывали с демократич. и гражданственно-социальными традициями рус. лит-ры, проповедовали крайний индивидуализм. Символисты объединялись вокруг печатных органов - " Северный вестник", " Мир искусства", " Новый путь", позднее - " Весы" и " Золотое руно". В нач. 1900-х гг. внутри символизма произошли изменения, связанные с появлением " младших" символистов: Блок, А. Белый (1880-1934), В. И. Иванов (1866-1949), С. М. Соловьёв (1885-1942). В отличие от " старших" символистов, эта группа во многом ориентировалась на нац. традиции; отсюда их интерес к рус. лит-ре и истории, религиозно преломлённая идея народности, вера в особую миссию России. Сильное влияние на них оказал религ. философ и поэт В. Соловьёв. Блок перерос рамки символизма: начав с мистич. стихов о Прекрасной Даме, он уже в 1903-04 ищет новых путей (цикл " Распутья"), а в первой лирич. пьесе " Балаганчик" в тонах романтич. иронии переосмысляет соловьёвскую мистику. Трагедия совр. человека одновременно с напряжённым осмыслением " вечных" тем любви, смерти (циклы " Страшный мир" и поэма " Возмездие"), чувство гражданственности и обществ, ответственности, сатирич. обличение уродливого капиталистич. мира, обращение к ист. прошлому и судьбам Родины - осн. мотивы " Родины", " На поле Куликовом", " Возмездия". В пору обществ, подъёма нач. 1900-х гг. происходит консолидация в лагере демократич. лит-ры. Ещё в 1899 складывается моек, кружок Н. Д. Телешова (1867- 1957) " Среда". С приходом Горького в петерб. товарищество " Знание" (1900) это изд-во становится центром реалистич. лит-ры; здесь выходят сб-ки " Знание", где появились " Мать", " Лето", " Городок Окуров" Горького, " Вишнёвый сад" Чехова, " Чернозём" Бунина, " Поединок" Куприна, " Жизнь Василия Фивейского", " Красный смех", " К звёздам" Андреева, произв. А. С. Серафимовича (1863- 1949), Скитальца (1869-1941), С.Н. Сергеева-Ценского (1875-1958) и др. В это время даже некоторые писатели, захваченные декадентством, выражают отвращение к обществ, устоям царской России. В книге стихов " Пепел" (1909) А. Белый создал в некрасовских традициях образ притесняемой, задавленной нуждой страны, а в романе " Петербург" (1913-14, отд. изд. 1916) запечатлел в гротескных тонах сановную бюрократию. Сологуб в романе " Мелкий бес" (1905, отд. изд. 1907) сатирически показал плоды реакц. безвременья 80-х гг. В годы обществ, реакции, наступившей после поражения Революции 1905-07, настроения растерянности охватили часть рус. интеллигенции. Разочаровавшись в революц. идеалах, многие " знаниевцы" уходят от социальной проблематики, обращаются к " тайнам пола", " загадкам смерти", религ. вопросам. В альманахах " Шиповник" и " Земля" соседствуют недавние лит. антиподы - Куприн с А. Белым, С. И. Гусев-Оренбургский (1867- 1963) с М. П. Арцыбашевым (1878- 1927). Возникает также иск-во, развлекающее " новый класс", - оно не отличается глубиной, хотя и не лишено известной художеств. выразительности (пряные романсы А. Н. Вертинского, 1889-1957; миниатюры О. И. Дымова, 1878-1959; изысканные " поэзы" И. Северянина, 1887-1941). В эти годы делается попытка с религ.-идеалистич. позиций ревизовать материалистич. и марксистское мировоззрение; отступники от марксизма устремляются в сторону идеализма и агностицизма (сб. ".Вехи", 1908, со статьями Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др.). Полемику с лит. реакцией ведут талантливые критики-марксисты: Г. В. Плеханов (1856-1918), В. В. Боровский (1871-1923), А. В. Луначарский (1875- 1933) и др. Ещё в кон. 19 в. Плеханов выступил с защитой революционно-демократич. традиций в эстетике и критике, стал одним из основоположников марксистской социологии иск-ва. Плеханов первым в истории марксистской мысли поставил вопрос о методологич. принципах, задачах и путях развития науч. эстетики и литературоведения. В работах Луначарского нач. 20 в. утверждается необходимость связи художников с революц. движением рабочего класса, обосновывается теория пролет, реалистич. иск-ва, с позиций марксизма ставятся проблемы взаимоотношения пролетариата и художеств, интеллигенции, культурного наследия, классовости иск-ва. В 1908 появляются два критич. сб-ка " Литературный распад", где даётся резкая отповедь лит-ре и философии декадентства. Боевой программой большевистской критики становятся статьи Ленина " Партийная организация и партийная литература", " Памяти Герцена", " О национальной гордости великороссов", статьи о Л. Толстом. Ленинская теория отражения, ленинское учение о классовости и партийности иск-ва, о наследовании демократич. и социалистич. элементов культуры прошлого, о критич. переработке и критич. использовании всех культурных ценностей, накопленных человечеством, имели непреходящее методологич. значение для становления лит-ры социалистич. реализма, для марксистского литературоведения и лит. критики, для парт, руководства иск-вом и лит-рой после Окт. революции 1917. К 10-м гг. 20 в. относится новый подъём творчества Горького (" Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11; " Детство", 1913; " В людях", 1916; цикл рассказов " По Руси", 1912-16). Подобно Блоку, обращается к теме России Бунин (" Деревня", 1910; " Суходол", 1911; " Крестьянские рассказы" - " Игнат", " Весёлый двор", " Захар Воробьёв" и др.). В своей пейзажной, филос., интимной лирике Бунин продолжает традиции " серебряного века" рус. поэзии (Фет, Полонский, А. Майков). В новых условиях продолжал развиваться " традиционный" реализм, впрочем, ещё далёкий от последовательно революц. идеологии. В творчестве Куприна ярко звучит протест против уродливой бурж. действительности, калечащей человека (" Молох", " В цирке", " Поединок", " Яма"); писатель воспевает природу, силу и красоту человека, высокую всепоглощающую любовь (" Олеся", " Изумруд", " Листригоны", " Гранатовый браслет"). Ощущение обществ, перемен характерно для рассказов из жизни гор. окраины И. С. Шмелёва (1873-1950) (" Гражданин Уклейкин", " Человек из ресторана"). Вырождение усадебного дворянства запечатлел в острогротескной прозе, продолжавшей гоголевские традиции, А. Н. Толстой(1882-1945): цикл " Заволжье", роман " Хромой барин" и др. Мастером " сказа", реставратором " допетровской речи" выступил А. М. Ремизов (1877-1957; " Крестовые сестры", " Пруд", " Посолонь"). В творчестве М. М. Пришвина (1873-1954) с большой художеств, силой, с использованием фольклора и нар. мифов показан мир нетронутой природы (" В краю непуганых птиц", " Колобок", " Чёрный араб"). В лит-ре 10-х гг. заметно усиление сатирич. начала. На страницах журналов " Сатирикон" и " Новый Сатирикон" выступают талантливые сатирики и юмористы Саша Чёрный (1880-1932), А. Т. Аверченко (1881- 1925), Н. А. Тэффи (1872-1952). В " Новом Сатириконе" публикуются обличит, гимны Маяковского. Развитие рус. лит-ры в предреволюц. годы характеризовалось большой противоречивостью. Горький, синтезировав черты реалистич. и романтич. мировосприятия, заложил основы метода социалистического реализма. С ростом революц. движения всё громче заявляют о себе писатели - выходцы из беднейших пролет, и крест, слоев: С. П. Подъячев (1866-1934), И. Е. Вольное (1885-1931), С. Д. Дрожжин (1848-1930), Е. Е. Нечаев (1859-1925), Ф. С. Шкулев (1868-1930). Появляются стихи пролет, поэтов Л. П. Радина (1860-1900), А. Я. Коца (1872-1943) и др. Большую роль в собирании сил новой, пролет, лит-ры сыграли в эти годы большевистские газеты " Звезда" и " Правда", на страницах к-рых печатались Горький и Серафимович; с актуальной политич.сатирой выступал Демьян Бедный (1883-1945); публиковали первые преизв. начинающие поэты, преим. из рабочей среды - А. И. Маширов-Самобытник (1884-1943), А. К. Гастев (1882-1941), И. Г. Филипченко (1887-1939) и др. Выступает в 10-е гг. и группа т. н. крест, поэтов, продолжавших в новых условиях традиции Кольцова и Никитина, - С. А. Клычков (1889-1940), Н. А. Клюев (1887-1937), П. В. Орешин (1887- 1938) и самый выдающийся из них - С. А. Есенин (1895-1925). В то же время ярко проявились кризисные явления культуры бурж. общества. В лит-ру проникли элементы экспрессионизма с его рационалистич. символикой, гиперболизацией, сгущением красок (" Царь Голод", " Жизнь человека" Л. Андреева); и импрессионистская манера с её зыбкостью контуров, пастельностью красок, муз. настроением (" Голубая звезда" Б.К.Зайцева; 1881-1972); и орнаментальная, узорчатая проза с искусной стилизацией (Ремизов; " Уездное" Е. И. Замятина; 1884- 1937); и опыты в области ритмич. прозы (А. Белый). Своеобразие исканий сказалось в творчестве И. Ф. Анненского (1856-1909), М. А. Волошина (1877 - 1932), молодых поэтов - Б. Л. Пастернака (1890-1960), М. И. Цветаевой (1892-1941), В. Ф. Ходасевича (1886- 1939). Поэты-акмеисты (см. Акмеизм) выражали принципиальное приятие действительности, утверждали культ " вещности", требуя от иск-ва ясности, гармонии, в противовес туманному, иррациональному символизму и при этом обходя социальные стороны жизни. Помимо своего теоретика Н. С. Гумилёва (1886- 1921), эта группа включала С. М. Городецкого (1884-1967), А. А. Ахматову (1889-1966), М. А. Кузмина (1875- 1936), О. Э. Мандельштама (1891 - 1938), М. А. Зенкевича (1891-1973), В. И. Нарбута (1888-1944). Представители др. течения, напротив, призывали к мелко-бурж., анархич. бунту против мещанской обыдённости, к ради калькой переделке поэтич. языка, выражая нигилистич. отношение к культуре прошлого: группа кубофутуристов (см. Футуризм) - Д. Д. Бурлюк (1882-1967), В. В. Хлебников (1885-1922), В. В. Каменский (1884-1961), А. Е. Кручёных (1886- 1968), Маяковский. Однако в ранней лирике и в поэмах (" Облако в штанах", " Флейта-позвоночник", " Война ц мир") Маяковского ярко сказались гуманистич. направленность, протест против войны и некоронованного " повелителя всего" - капитала. Творчество Маяковского, самый строй его стиха пронизаны предчувствием революц. ломки.
|