Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Музыка






Истоки рус. музыки восходят к культуре и быту вост.-слав, племён. Следы древних языч. верований сохранились в обрядовых песнях, многие из к-рых продолжали жить до недавнего времени, утратив магически-культовое значение и став элементом нар. игры. Эти песни группируются в 2 цикла: календарно-обрядовый, связанный с с.-х. работами, и семейно-обрядовый, в к-рый входят плачи-причитания по умершим, песни свадебного обряда, принявшего театра-лизов. характер. Напевы этих песен большей частью основываются на примитивных пентатонных или диатонических звукорядах небольшого диапазона. Позже родилась лирическая нар. песня как самостоятельный жанр, формы бытования к-рого не ограничиваются никакими ритуальными правилами. Мелодика лирич. песен более индивидуализирована, отличается распевностью, гибкостью, широтой дыхания. К периоду Киевской Руси относится расцвет героич. эпоса, сложившегося в обширные циклы былин, или старин. Текст былин неразрывно связан с напевом, к-рый организует поэтич. форму и способствует более впечатляющему воздействию на слушателей. Наряду с сольной традицией исполнения былинного сказа (в 19-20 вв. сохранилась только в сев.-рус. областях) существовала хоровая, юж.-рус. традиция (по мнению большинства исследователей, она возникла в более позднее время).

С образованием др.-рус. феод, гос-ва (см. Киевская Русь) складываются новые формы придворного и общественного музицирования. К ним относятся княжеские " славы", исполнявшиеся при восшествии на престол, возвращении князя из похода, во время торжественных приёмов. В " Слове о полку Игореве" поэтически воссоздан образ знаменитого песнотворца 11 в. Бояна. Памятники др.-рус. письменности и изобразит, иск-ва, а также данные археологич. раскопок свидетельствуют о широком распространении инструм. музыки. Наряду с гуслями были известны гудок, сопель, или дудка (одинарная продольная флейта), свирель (парная флейта), цевница, или кувиклы (многоствольная флейта), ряд ударных инструментов, объединявшихся под общим назв. - бубны. В военном строю и при торжеств, гос. церемониях применялись длинные прямые трубы, рога и накры (ударный инструмент типа литавр). Осн. носителями светской муз. культуры были скоморохи. Несмотря на преследования церкви, они пользовались популярностью во всех слоях общества. Большая часть их вела бродячий образ жизни, но были и " служилые" скоморохи, входившие в состав княж. и боярской челяди.

С принятием христианства как гос. религии в кон. 10 в. начало развиваться церк. пение - единств, вид письменного проф. муз. иск-ва Др. Руси. Богослужебные напевы записывались с помощью условных певческих знаков - невм, указывавших только общее направление мелодич. движения и соотношение ритмич. длительностей, а не точную высоту отд. звуков. Этот род рус. невм получил назв. знаменного (от знамя - знак), или крюкового (от наименования одного из осн. знаков - крюк), письма, отсюда и определение самого певческого стиля - знаменное пение, или знаменный распев. Система муз. письма и напевы были заимствованы из Византии. В дальнейшем мелодич. строй знаменного пения приобретал всё более ясно выраженные рус. черты, подвергаясь воздействию нар. песни. Развитие его шло от преобладания речитативного склада к увеличению распевности, росту протяжённости напевов и расширению их мелодич. диапазона. Знаменный распев в своих национально-своеобразных формах окончательно сложился к 16 в. В 17 в. были подведены итоги его многовекового развития, разработаны теоретич. основы, реформирована и усовершенствована система крюкового письма. Благодаря этому знаменные рукописи начиная с сер. 17 в. могут быть полностью прочитаны и расшифрованы.

В 17 в. в связи с изменениями в мировоззрении и идеологии зарождаются новые муз. формы. Одноголосный знаменный распев постепенно вытесняется более красочным и полнозвучным многоголосным пением гармонического склада - партесным пением. Эта смена стилевых формаций сопровождалась острой полемикой. Одним из наиболее энергичных защитников нового стиля был московский дьякон И. Т. Коренев, автор трактата " О пении божественном по чину мусикийских согласий", в к-ром проявляется понимание самоценного значения музыки и преодолевается узкодогматич. ср.-век. взгляд на неё как на " служанку религии". Теоретич. основы партесного пения были закреплены в труде укр. композитора и педагога Н. П. Дилецкого-" Мусикий-ская грамматика" (написан в 1675 на польском яз. под назв. " Букварь-грамматика пения мусикийского...", в 1677 переведён на церк.-слав, и в 1679-на рус. яз.). В 70-х гг. 17 в. Дилецкий создал в Москве школу мастеров многоголосного хорового письма. Наиболее развитая форма пар-тесного многоголосия - хоровой концерт а капелла (произв. крупного масштаба, состоящее из неск. контрастирующих разделов). Партесные концерты писались на тексты, не входившие в осн. состав богослужений, а иногда и на чисто светские, внецерковные. Пышный, изобилующий колористич. эффектами стиль партесного концерта перекликался с рус. барокко в архитектуре и изобразит, нск-ве. Виднейшие его мастера кон. 17 - сер. 18 вв.- В. П. Титов, Н. Калашников, Н. Бавыкин, Ф. Редриков.

Из " Букваря" Карнона Истомина. 1692.

Во 2-й пол. 17 в. возник также жанр бытовой многоголосной песни - кант, вначале создававшийся на свободно трактованные религ. сюжеты, а затем также на светские тексты любовного или шуточно-сатирич. содержания. Особую разновидность представляют торжественные панегирич. канты, получившие распространение в годы правления Петра I. Музыка занимала важное место в ранних формах рус. театра кон. 17 - нач. 18 вв. При дворе и в домах столичного боярства организовывались домашние оркестры из инструментов европ. типа.

В 18 в. музыка приобретает разнообразные функции в обществ, и культурной жизни, освобождаясь от религ. зависимости. Развивается домашнее любительское музицирование, создаётся оперный театр, в конце века устраиваются публичные концерты. Сначала эти новые формы были достоянием узкого круга феод, аристократии, но затем они распространились и в более широких слоях населения. В 30-х гг. была создана придворная итал. опера, в 50-х гг. в Москве и Петербурге появились иностр. оперные антрепризы. В России работали крупнейшие итал. композиторы: Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза. В 1780 в Москве открылся Петровский театр, в к-ром шли драматич., оперные и балетные спектакли, но ещё не было разделения трупп (см. Большой театр СССР). В Петербурге муз. спектакли проходили с 1783 в здании Каменного (Большого) театра (см. Ленинградский театр оперы и балета). Оперы ставились в ряде провинц. городов, а также в крепостных театрах Шереметевых, Воронцовых и др.

В последней трети 18 в. сложилась рус. композиторская школа, виднейшими представителями к-рой были М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандощкин. Она формировалась под непосредств. воздействием идей рус. просветительства. Характерные её черты - демократизм и нац. самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из нар. жизни. Одним из важнейших источников творчества композиторов этой школы была русская народная песня, привлекавшая внимание широких обществ, кругов. Появились первые печатные сб-ки - В. Ф. Трутовского (" Собрание русских простых песен с нотами", 1776-95), Н. А. Львова и И. Прача (" Сборник народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач", 1790).

В центре внимания рус. композиторов 18 в. находилась опера, осн. на чередовании вокальных номеров с разговорными сценами. Образец такой песенной бытовой комич. оперы - " Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского на текст А. О. Аблесимова (1779), в музыке к-рой использованы подлинные нар. мелодии. Яркой нац. характерностью отличаются оперы " Как поживёшь, так и прослывёшь" (" Санктпетербургский гостиный двор") М. А. Матинского и Пашкевича (1782), " Ямщики на подставе" (" Игрище невзначай") Фомина на текст Н. А. Львова (1787). Авторами оперных либретто были Н. П. Николев, И. А. Крылов, Я. Б. Княжнин и др. рус. писатели 18 в. В лучших их произведениях реалистичность образов и бытового колорита сочетается с социально-обличительной антикрепостнической направленностью. В смежном с оперой жанре мелодрамы Фомин создал произведение высокого трагедийного плана - " Орфей" на текст Княжнина (1792). Зачатки нац. симфонизма содержат оперные увертюры 18 в. В области камерной инструм. музыки наиболее значительны произведения скрипача-виртуоза Хандошкина - автора сонат для скрипки (соло) и вариаций на темы рус. нар. песен. М. Ф. Дубянский и О. А. Козловский пользовались популярностью как авторы сенти-ментально-лирич. песен романсового типа (т. н. российских песен).

С ростом романтич. тенденций в нач. 19 в. связано тяготение к сказочным (" Леста, днепровская русалка" С. И. Давыдова, 1805) и нар.-эпическим (" Илья-богатырь" К. А. Кавоса на либретто Крылова, 1806) сюжетам в оперном творчестве. Взволнованный романтич. пафос отличает музыку Козловского к трагедиям В. А. Озерова, А А. Шаховского, П. А. Катенина. Патриотич. подъём начала века нашёл отражение в оратории " Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А. Дегтярёва (1811), опере " Иван Сусанин" Кавоса (на текст Шаховского, 1815), в возрастающем интересе к рус. нар. песне, пропагандистами к-рой были Д. Н. Кашин (сб. " Русские народные песни", 3 кн., 1833-34) и И. А. Рупин. Крупнейший представитель рус. оперного романтизма в доглинкинский период - А. Н. Верстовский. В его сочинениях нац.-легендарные и ист. сюжеты, мрачно-таинственный романтич. колорит сочетаются с нар.-бытовыми элементами. Из его опер наиболее популярна " Аскольдова могила" (по роману М. Н. Загоскина, 1835). В камерной вокальной лирике романтич. тенденции способствовали расширению эмоционального диапазона, обогащению выразит, средств. Творчеству А. Д. Жилина, Н. А. и Н. С. Титовых свойственны нек-рые черты прекраснодушного сентиментализма, в лирике А. А. Алябьева звучат новые мотивы, связанные с настроениями передовой дворянской интеллигенции в последекабристскую пору: тоска одиночества, недовольство действительностью, мечта о лучшем будущем. Характерный для романтизма жанр баллады наиболее ярко представлен в творчестве Верстовского. Простотой, близостью к бытовым формам отличается вокальное творчество А. Е. Варламова и А. Л. Гурилёва.

В 30-40-х гг. творчество М. И. Глинки открывает эпоху высокого классич. расцвета рус. музыки. Глубина и богатство реалистич. постижения мира соединяются в его произв. с идеальным совершенством формы, гармонич. ясностью и законченностью художеств, воплощения. Благодаря Глинке рус. муз. школа стала одной из ведущих нац. школ европ. музыки. Глинка отразил разнообразные стороны отечеств, действительности в различных муз. жанрах. Центр, место в его наследии занимают 2 оперы: " Иван Сусанин" (1836) и " Руслан и Людмила" (1842), отличающиеся яркой нац. типичностью образов, величием и монументальностью замысла. Глинка был также замечат. мастером симф. жанра, его " Камаринская" (1848), " Испанские увертюры" (" Арагонская хота", 1845, и " Ночь в Мадриде", 1851) и др. оркестровые сочинения явились основой рус. нац. симфонизма. Многообразный мир душевных переживаний человека получил отражение в романсах Глинки. Среди них особенно выделяются глубокой поэтич. проникновенностью и тонкостью отделки романсы на стихи А. С. Пушкина.

Творчество младшего современника Глинки А. С. Даргомыжского сближается с критич. реализмом в рус. лит-ре (опера " Русалка" по драме Пушкина, 1855; романсы на тексты социально-обличительного, сатирич. характера). Основы реалистич. муз. выразительности Даргомыжский искал в правдивом воспроизведении живой человеческой речи. Опираясь на речевые интонации, он создавал меткие, острые характеристики, отличающиеся большим жизненным правдоподобием и социальной типичностью. Творческие принципы Даргомыжского наиболее радикально претворены в опере " Каменный гость" (на полный текст одной из " маленьких трагедий" Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872).

В кон. 50-60-х гг. 19 в. замкнутые феод.-сословные формы музицирования подверглись решительной ломке, более широкие масштабы приняла концертная жизнь, стало развиваться проф. муз. образование. Важную роль в этом сыграло Русское музыкальное общество, осн. в Петербурге в 1859 по инициативе пианиста, композитора и муз.-обществ, деятеля А. Г. Рубинштейна. В 1860 возникло отделение об-ва в Москве, к-рое возглавил его брат Н. Г. Рубинштейн. Об-во проводило регулярные циклы симфонических, а затем и камерных концертов, открыло Муз. классы, на основе к-рых возникли Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. В 1862 в Петербурге открылась Бесплатная музыкальная школа, ставившая задачу общего муз. просвещения. Школа вела также концертную деятельность, пропагандируя гл. обр. произв. рус. композиторов.

Революционно-демократические идеи 60-х гг. нашли отражение в творчестве группы молодых композиторов, получившей наименование " Могучая кучка". В эту группу, возглавлявшуюся М. А. Балакиревым, входили А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Члены " Могучей кучки", считавшие себя наследниками Глинки и Даргомыжского, отстаивали принципы народности, реализма и активного служения передовым обществ, идеалам. Во многом был близок к ней П. И. Чайковский. Новаторским устремлениям " Могучей кучки" противостояло умеренно академич. направление, центром к-рого являлась Петерб. консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном.

В борьбе за утверждение прогрессивных нац. основ рус. музыки большую роль играла муз. критика. Один из первых её выдающихся представителей - В. Ф. Одоевский, друг и единомышленник Глинки, в 60-х гг. поддержавший композиторов нового молодого поколения. В. В. Стасов, разделявший взгляды рус. революц. демократов, являлся виднейшим поборником и пропагандистом " Могучей кучки". Соединение высокой научности и публицистичности характерно для критич. деятельности А. Н. Серова, к-рый внёс также вклад в развитие рус. оперы как композитор. Г. А. Ларош явился одним из лучших истолкователей и пропагандистов творчества Глинки и Чайковского.

1. Эскиз декорации к опере " Иван Сусанин" М. И. Глинки. Художник А. А. Роллер. Петербург. 1836. 2. Эскиз декорации к опере " Борис Годунов" М. П. Мусоргского. Художник М. А. Шишков. Мариинский театр. Петербург. 1874.

Рус. музыка 2-й пол. 19 в.- одна из самых ярких страниц в истории мирового муз. иск-ва. Создавались выдающиеся произв., отличавшиеся глубиной и богатством реалистич. содержания, своеобразием языка и средств художеств, выразительности. Образы отечеств, истории, лит-ры, нар. эпоса нашли отражение в ряде монументальных оперных полотен. Нац. историческая тематика по-разному преломляется в патриотической эпопее Бородина " Князь Игорь" (1890) и нар. музыкальных драмах Мусоргского " Борис Годунов" (1869, 2-я ред. 1872), " Хованщина" (1872-80, завершена Римским-Корсаковым, 1883). Римский-Корсаков обращался гл. обр. к темам и сюжетам сказочного и легендарного характера (" весенняя сказка" -" Снегурочка", 1881; " опера-былина" - " Садко", 1896). В " лирических сценах" " Евгений Онегин" (1878) и психологич. муз. драме " Пиковая дама" (1890) Чайковского проявился глубокий интерес композитора к внутр. душевному миру человека. Образцами бытового комедийного жанра являются оперы " Майская ночь" Римского-Корсакова (1878), " Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1915), " Черевички" Чайковского (1885; 1-я ред.- " Кузнец Вакула", 1874).

Чайковский и Бородин создали национально своеобразный тип рус. симфонии. В симфониях Чайковского яркая драматич. напряжённость, острота конфликтных сопоставлений соединяются с использованием жанрово-бытовых элементов. Ему принадлежит также большое количество произв. др. симф. жанров, в т. ч. программные симф. увертюры и фантазии на сюжеты высокого трагедийного звучания (" Ромео и Джульетта" по Шекспиру, 1869; " Франческа да Римини" по Данте, 1876). Для симфоний Бородина (особенно 2-й-" Богатырской", 1876) характерны эпич. монументальность образов, широта и плавность развития. Римский-Корсаков - мастер красочной оркестровой звукописи; его муз. картины природы, быта и сказочной фантастики покоряют блеском и образностью (" Испанское каприччио", 1887; " Шехеразада", 1888). Один из видных представителей отечеств, симфонизма-М. А. Балакирев, развивавший в своих оркестровых сочинениях русские народные и восточные элементы (" Увертюра на темы трёх русских народных песен", 1858; " Тамара", 1882).

В камерном вокальном творчестве рус. композиторов получили отражение образы классич. отечеств, поэзии. Лирика Чайковского завоевала популярность благодаря своей эмоциональной правдивости, силе и яркости выражения непо-средств. чувства. У Мусоргского романс превращается часто в драматич. сценку, рисующую живой, реально очерченный социальный тип. Образы эпического, пейзажного, нар.-жанрового характера представлены в романсах Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова. Совершенные образцы камерной инструм. музыки создали Чайковский (3 струнных квартета; фп. трио " Памяти великого художника", 1882) и Бородин (2 струнных квартета, 1879, 1881; фп. квинтет, 1862). Значительным вкладом в концертную фп. лит-ру являются 1-й концерт для фп. с оркестром Чайковского (1875), " Исламей" Балакирева (1869), " Картинки с выставки" Мусоргского (1874).

Новый этап в развитии муз. иск-ва- балеты Чайковского (" Лебединое озеро", 1876; " Спящая красавица", 1889; " Щелкунчик", 1892), в которых музыка становится ведущим компонентом драматургии.

На рубеже 19-20 вв. выдвигаются: А. К. Глазунов - мастер крупной инструм. формы, написавший 8 симфоний и множество др. симф. и камерных сочинений, а также балеты (в т. ч. " Раймонда", 1897); С. И. Танеев - музыкант-мыслитель, стремившийся к воплощению глубоких филос. замыслов (кантаты " Иоанн Дамаскин", 1884, и " По прочтении псалма", 1915; опера " Орестея", 1894; симфония до минор, 1898, и др.); А. К. Лядов - тонкий художник-миниатюрист, автор разнообразных фп. пьес (прелюдии, этюды и др.) и оркестровых сочинений на нар. темы и сюжеты (" Восемь русских народных песен для оркестра", 1906; " Баба-Яга", 1904; " Кикимора", 1910). К ним примыкают А. С. Аренский, Вас. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов, С. М. Ляпунов.

В рус. музыке нач. 20 в. проявляются новые черты, находит прямое или косвенное отражение рост революц. движения. Римский-Корсаков в аллегорич., зашиф-ров. форме воплотил чаяния рус. общества об освобождении в операх " Кашей Бессмертный" (1902) и" 3олотой петушок" (1907). С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин - наиболее крупные и характерные выразители этой эпохи в музыке. Творчество обоих композиторов отличается бурным, беспокойным пафосом. Вместе с тем оно во многом различно. В произв. Рахманинова, тесно связанных с наследием Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, с реалистич. рус. лит-рой и живописью, большое место занимают образы родной природы и быта. Скрябин более субъективен и изыскан. Отталкиваясь от романтич. традиций, он сближается с символизмом. Под влиянием идеалистич. философии мечты о светлом будущем человечества приобретают в его поздних произв. мистико-утопич. окраску. На первый план и у Рахманинова, и у Скрябина выдвигается фп. музыка. Свойственная Рахманинову широкая, порой декоративно-фресковая манера письма особенно ярко проявилась в его концертах для фп. с оркестром (4 концерта, 1891-1926), " Этюдах-картинах" (1911, 1917). Для Скрябина более характерны камерные жанры: сонаты, прелюдии, программные миниатюры с симво-лич. названиями. Оба композитора были также глубоко оригинальными симфонистами. Значит, место в наследии Рахманинова занимают романсы и опера. Высоким этич. пафосом, культурой и мастерством отличается творчество Н. К. Метнера, работавшего почти исключительно в фп. и камерном вокальном жанрах. На рубеже 2-го десятилетия 20 в. появляются сочинения И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, стремившихся противопоставить гипертрофированному эмоционализму позднеромантич. иск-ва и хрупкой утончённости модернистских течений здоровую простоту, силу, энергию ритма. В дальнейшем их творч. пути сложились по-разному: Стравинский уже в ранние годы связал свою деятельность с зарубежной муз. жизнью и почти полностью отошёл от нац. традиций, Прокофьев стал одним из виднейших представителей сов. музыки.

В нач. 20 в. достигла расцвета муз.-исполнительская культура. Рус. вокальная школа, основы к-рой были заложены в 19 в. певцами О. А. Петровым, Ф. И. Стравинским и др., выдвигает таких артистов, как Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов. Величайшим пианистом 20 в. был Рахманинов. Деятельность выдающихся отечеств, исполнителей способствовала популяризации лучших образцов рус. музыки, её растущему мировому признанию. Многие крупнейшие зарубежные композиторы 20 в. (К. Дебюсси, М. Равель, Л. Яначек и др.) подчёркивали новаторское значение рус. музыки и обращались к ней как к источнику свежих, оригинальных образов и средств муз. выразительности.

Победа Окт. революции 1917 определила новый этап в развитии музыки. Партией и пр-вом принимались меры по созданию наиболее благоприятных условий для поднятия муз. культуры народных масс и превращения музыки в действенное средство коммунистич. воспитания. В период, когда закладывались основы сов. художеств, культуры, важную роль сыграла деятельность музыкантов старшего поколения, осуществлявших живую связь между дореволюц. прошлым рус. музыки и новым, сов. её этапом: композиторов А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Л. В. Николаева, критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого.

Рус. музыка послеоктябрьского периода является частью многонац. муз. культуры СССР (см. том СССР, раздел Музыка). Развиваясь в тесной связи и творч. взаимодействии с иск-вом всех народов страны, она занимает ведущее положение в этом содружестве. Мн. рус. музыканты, работая в различных союзных и авт. республиках, способствовали росту нац. муз. культур этих народов и освоению ими новых совр. форм проф. иск-ва. В свою очередь рус. композиторы обогащали собств. творчество, вдохновляясь образами из жизни братских народов, своеобразными красками, мелодиями и ритмами их муз. фольклора.

Осн. черты сов. музыки как боевого, гражданственного иск-ва, мобилизующего нар. массы на борьбу за коммунистич. идеалы, складывались уже в песнях Гражд. войны, затем в первых опытах воплощения совр. революционной темы в операх, симфониях, кантатах 20-х гг. Решение новых задач было связано с борьбой против схематизма, упрощенчества и чуждых сов. иск-ву левацко-формалистич. тенденций. Под руководством партии эти недостатки успешно преодолевались, сов. музыка утвердилась на позициях социалистич. реализма и заняла важное место в культурной жизни народа.

Мировое признание получили выдающиеся достижения симф. музыки, лучшие произв. этого жанра проникнуты высоким гуманистич. пафосом, силой выражения, глубиной филос. мысли. Основоположник рус. сов. симфонизма - Н. Я. Мясковский, автор 27 симфоний, творчество к-рого сочетает следование классич. нац. традициям с живым откликом на явления совр. действительности. Острейшие конфликты современности запечатлены в творчестве крупнейшего симфониста Д. Д. Шостаковича. Симфонии С. С. Прокофьева отличаются эпичностью склада и ярко выраженным рус. нац. характером. Существ, вклад в развитие сов. симфонизма внесли В. В. Щербачёв, Л. К. Книппер, В. Я. Шебалин, Г. Н. Попов, М. С. Вайнберг, Н. И. Пейко.

В 30-х гг. были достигнуты первые удачи в создании сов. оперы: " Тихий Дон" И. И. Дзержинского (1935), " В бурю" Т. Н. Хренникова (1939, 2-я ред. 1952), " Семён Котко" Прокофьева (1939). Одной из наиболее выдающихся сов. опер является ч Катерина Измайлова" (" Леди Макбет Мценского уезда", 1932, нов. ред. 1962) Шостаковича. В годы Великой Отечеств, войны родился замысел монументальной патриотич. эпопеи Прокофьева - оперы " Война и мир" (по роману Л. Н. Толстого, 1943, 2-я ред. 1946, окончат. ред. 1952). Ист.-революц. тема получила воплощение в опере " Декабристы" Ю. А. Шапорина (1947-53). Среди опер на совр. тематику, написанных в послевоен. годы, выделяются " Виринея" С. М. Слонимского (1967) и " Не только любовь" Р. К. Щедрина (пост. 1961). Множество опер создано рус. сов. композиторами на сюжеты отечеств, и зарубежной классич. лит-ры, в т. ч. " Кола Брюньон" (" Мастер из Кламси" по Р. Роллану, 1938, 2-я ред. 1968) Д. Б. Кабалевского.

1. Сцена из 2-го действия оперы " Война и мир" С. С. Прокофьева. Большой театр. Москва. 1959. 2. Сцена из оперы " Безродный зять" Т. Н. Хренникова. Театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Москва. 1967.

Коренное обновление испытал сов. балет. Следуя традициям Чайковского, Глазунова, Стравинского в этом жанре, сов. композиторы утвердили значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографич. драматургии. Образы революц. народа получили художественно убедительное воплощение в балетах " Красный мак" (" Красный цветок") Глиэра (1927, 2-я ред. 1949), " Пламя Парижа" Асафьева (1932), " Лауренсия" А. А. Крейна (1937). Смелым реформатором явился Прокофьев, создавший балет " Ромео и Джульетта" (1936) - глубокую, захватывающую по силе муз.-хореографич. трагедию. Мн. композиторы обращались в балете к темам высокого драматического, героико-эпич. и филос. звучания (" Спартак" А. И. Хачатуряна, 1954). Среди композиторов, успешно работающих в балетном жанре, - А. П. Петров (" Сотворение мира", 1971), Щедрин (" Анна Каренина", 1972).

Особое значение приобрели жанры хоровой музыки - от песни до оратории и кантаты. Истоки сов. песенного творчества восходят к боевой революц. пролет, песне. Всенар. распространение получили нек-рые песни, возникшие в годы Гражд. войны. Сов. песня, отражающая различные стороны действительности, разнообразна по содержанию и мелодико-интонац. строю. Она глубоко проникла в быт и сопровождает все знаменат. события обществ, и политич. жизни. Огромную мобилизующую роль сыграла песня в период Великой Отечеств, войны. В послевоен. годы она стала знаменем борьбы за мир и за трудовые успехи в строительстве коммунизма. Авторами популярных песен являются А. В. Александров, М. И. Блантер, А. А. Давиденко, И. О. Дунаевский, В. Г. Захаров, Э. С. Колмановский, Б. А. Мокроусов, В. И. Мурадели, А. Г. Новиков, А. И. Островский, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, Д. Я. Покрасс, В. П. Соловьёв-Седой, С. С. Туликов, О. Б. Фельдман, А.Г. Флярковский, М. Г. Фрадкин, Я. А. Френкель, А. Н. Холминов, Т. Н. Хренников, А. Я. Эшпай и др.

Песня, как наиболее массовый муз. жанр, входит во многие произв. крупной формы - оперы, симфонии. Она является основой лучших оперетт Дунаевского, Г. С. Милютина и др., музыки к фильмам и драматич. спектаклям. В оратории и кантате песенное начало соединяется с элементами оперной драматургии и симф. развитием. К выдающимся образцам кантатно-ораториального жанра принадлежат " Александр Невский" Прокофьева (1938), " На поле Куликовом" Шапорина (1939), " Емельян Пугачёв" М. В. Коваля (1939), " Поэма памяти Сергея Есенина" (1955) и " Патетическая оратория" (1959) Г. В. Свиридова.

В развитие камерной вокальной и инструм. музыки внесли вклад А. Н. Александров, Мясковский, Прокофьев, Свиридов, Шапорин, Шебалин, Шостакович, Б. Н. Чайковский, Б. И. Тищенко, В. А. Гаврилин и др.

Среди виднейших представителей рус. сов. муз.-исполнительской культуры - дирижёры В. И. Сук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, В. А. Дранишников, А. В. Гаук, К. К. Иванов, С. А. Самосуд, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. Ф. Файер, Е. А. Мравинский, Н. Г. Рахлин, Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; хоровые дирижёры А. В. Александров, М. Г. Климов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников, Г. А. Дмитревский, А. С. Степанов, А. В. Рыбнов, А. А. Юрлов, К. Б. Птица, В. Г. Соколов; пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер; скрипачи М. Б. Полякин, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган; виолончелисты С. М. Козолупов, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович. В области оперного исполнительства - певицы В. В. Барсова, К. Г. Держинская, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, С. П. Преображенская, Е. А. Степанова, И. К. Архипо-ва, Г. П. Вишневская, певцы П. 3. Андреев, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, С. И. Мигай, Г. М. Нэлепп, Н. Н. Озеров, В. Р. Петров, А. С. и Г. С. Пироговы, Н. К. Печковский, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов и др.

Русский народный хор им. Пятницкого исполняет музыкально-танцевальную композицию " Зимушка". 1969.

За годы Сов. власти создана разветвлённая сеть муз. театров, филармоний, исполнительских коллективов, муз. уч. заведений общего и спец. типа. Новые центры муз. культуры возникли в городах быв. росс, периферии и в авт. республиках РСФСР. У мн. народов РСФСР, проф. муз. культура к-рых начала формироваться лишь после Окт. революции, появились свои нац. кадры квалифициров. музыкантов-исполнителей, композиторов - Н. Г. Жиганов, М. М. Кажлаев, Г.-Р. Синисало, Б. Б. Ямпилов и мн. др., - владеющих сложными формами совр. муз. иск-ва. На основе богатых традиций муз. фольклора ими созданы нац. оперы, симфонии и произв. др. жанров (см. раздел Музыка в статьях об авт. республиках РСФСР).

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Дирижёр Е. А. Мравинский, Большой зал. Ленинград. 1973.

Рус. музыка оказала заметное влияние на творчество ряда зарубежных композиторов. Во всём мире популярны мн. произведения рус. и сов. композиторов, высоким авторитетом пользуются сов. музыканты-исполнители, певцы, исполнительские коллективы.

В РСФСР работают (1975): 42 муз. театра, в т. ч. 15 театров оперы и балета, 18 муз. комедии и оперетты, 1 муз.-драматич., 8 муз. театров; 24 симф. оркестра, 8 оркестров нар. инструментов и духовых оркестров, 34 камерных оркестра и инструм. ансамбля, 19 проф. хоровых коллективов. Подготовкой муз. кадров занимаются 13 консерваторий и др. высших муз. уч. заведений, 114 муз. училищ, 10 уч-щ иск-в, 2 хоровых уч-ща, 6 ср. спец. муз. школ, ок. 3000 детских муз. школ. В 1960 организован Союз композиторов РСФСР. В городах РСФСР проводятся многочисл. музыкальные фестивали, в т. ч. " Московские звёзды" и " Русская зима" (в Москве), " Белые ночи" (в Ленинграде), и музыкальные конкурсы.

Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 1 - 2, М.- Л., 1928 - 29; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, в. 1, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1-2, М., 1952-53; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1-2, М.- Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 1 - 3, М.- Л., 1947 - 54; его же, Русская советская музыка, М., 1958 (Музыкальная культура союзных республик. РСФСР, в. 3); е г о ж е, Русская музыка XVIII века, М., 1965; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1 - 5, М., 1952 - 57; его же, Русская музыка. XIX и начало XX в., Л., 1968; История русской музыки, [под ред. Н. В. Туманиной], т. 1 - 3, М., 1957 - 60; История русской советской музыки, т. 1-4, М., 1956-63; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, под ред. Г. И. Литинского, М., 1957; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, 2 изд., т. 1 - 3, М., 1962-64. Ю. В. Келдыш.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал