Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Кино
Первые киносеансы состоялись в Москве и Петербурге в 1896. С 1908 появились рус. кинофирмы: А. О. Дранкова (Петербург), А. А. Ханжонкова, И. Н. Ермольева (Москва) и др. Пионеры отечеств, кино обращались к нар. песням, лит. классике, рус. истории (" Стенька Разин и княжна", др. назв. " Понизовая вольница", 1908, реж. Б. Ромашков; " Оборона Севастополя", 1911, реж. В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков). В 1911-13 режиссёр и оператор В. А. Старевич создал первые в мире объёмные мультипликац. ленты. Снимались научные и учебные фильмы. К 1914 игровые фильмы России достигли художеств, уровня лучших зап.-европ. и амер. картин. В " золотой фонд" тех лет вошли: " Дворянское гнездо" (1915, по И. С. Тургеневу, реж. В. Р. Гардин), " Наташа Ростова" (1915, по " Войне и миру" Л. Н. Толстого, реж. Гардин и Я. А. Протазанов), " Пиковая дама" (1916, по А. С. Пушкину) и " Отец Сергий" (1918, по Л. Н. Толстому) - оба реж. Протазанова, и др. картины, близкие реалистич. традициям рус. лит-ры и театра. Наряду с Протазановым и Гардиным, утверждавшими психологич. реализм в кино, и Е. Ф. Бауэром, поднявшим изобразит, культуру фильма, работали реж. П. И. Чардынин, А. Н. Уральский, Н. А. Салтыков и др. В их картинах снимались " звёзды" рус. экрана В. В. Холодная, И. И. Мозжухин, В. А. Полонский, О. И. Преображенская, И. Н. Перестиани и др. Высокую артистич. культуру внесли в кино театр, актёры В. В. Максимов, В. Г. Орлова и др. Сформировалась школа кинооператоров - А. А. Левицкий, Е. О. Славинский, Н. Ф. Козловский, П. В. Ермолов, Б. И. Завелёв, П. К. Новицкий, А. Г. Лемберг и др. Первые шаги делало документальное кино, показывая быт народов Востока, хронику жизни России. После Фсвр. революции 1917 возрос выпуск хроникальных фильмов, новые темы пыталось решить игровое кино - " Да здравствует свободная Русь! " (1917, реж. А. А. Чаргонин), " Революционер" (1917, реж. Бауэр) и др. Кадры из фильмов: 1. " Оборона Севастополя". Реж. В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков. 1911. 2. " Жизнь за жизнь". Реж. Е. Ф. Бауэр. 1916. 3. " Отец Сергий". Реж. Я. А. Протазанов. 1918. Подлинное обновление рус. кино началось после Окт. революции 1917; В. И. Ленин, партия и Сов. пр-во придавали киноиск-ву большое значение. Руководящие органы сов. кинематографии -Моск. и Петрогр. кинокомитеты - проделали значит, работу по организации кинопроиз-ва и проката фильмов. В 1919 по пост. СНК РСФСР фотографич. и кинематографич. торговля и пром-сть были переданы в ведение Наркомата просвещения. Национализацию кино дела осуществлял созданный в том же году Всеросс. фотокиноотдел (ВФКО). Стали выпускаться игровые агитфильмы: " Уплотнение" (реж. А. П. Пантелеев), " Восстание" (реж. А. Е. Разумный), " О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне" (реж. Н. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного) - все в 1918, " Чем ты был? " (1919, реж. Ю. А. Желябужский), " На Красном фронте" (1920, реж. Л. В. Кулешов). Частные киноателье, находившиеся под контролем гос-ва, выпустили ряд значит, картин: " Барышня и хулиган" (1918, по сценарию и при участии Маяковского, реж. Е. О. Славинский), " Поликушка" (1919, по Л. Н. Толстому, реж. А. А. Санин, в гл. роли - И. М. Москвин) и др. Наряду с режиссёрами активно участвовали в строительстве молодой сов. кинематографии операторы, художники, актёры рус. дореволюц. кинематографа. В 1920 создана первая экранизация повести М. Горького " Мать" (реж. Разумный), в 1921- историко-революц. фильм " Серп и молот" (реж. Гардин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-19 выходил периодич. хроникальный сов. киножурнал " Кинонеделя". Начало образной кинопублицистике положили первые выпуски революц. кинохроники, документальный полнометражный фильм реж. Д. Вертова " История гражданской войны" (1922) и др. По инициативе В. И. Ленина в 1920 созданы первые науч. фильмы о внедрении новой техники в области добычи торфа. В 1922 по пост. СНК РСФСР прокат и кинопроиз-во от ВФКО перешли к " Госкино" (адм. хозрасчётное учреждение, к-рому было предоставлено монопольное право проката фильмов на всей терр. РСФСР). В 1923 картиной " На крыльях ввысь" начала деятельность одна из кинофабрик " Госкино" (с 1935 " Мосфильм"), в 1924 - кинофабрика " Межрабпом-Русь" (с 1936 " Союздет-фильм", с 1948 Центр, студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького). Мастера первого поколения сов. кинорежиссёров - С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Вертов, Кулешов, Ф. М. Эрмлер - новаторски осваивали революц. проблематику. Фильмы Эйзенштейна " Стачка", " Броненосец „Потёмкин" " (оба в 1925), " Октябрь" (1927) воссоздавали образ революц. народа, показанного художественно ёмко, масштабно, с документальной достоверностью. Пудовкин первый среди кинематографистов обратился к системе К. С. Станиславского. В фильмах " Мать" (1926, по Горькому), " Конец Санкт-Петербурга" (1927), " Потомок Чингис-хана" (1929) он стремился показать внутр. мир человека, захваченного революц. преобразованием жизни. Эйзенштейн и Пудовкин заложили основы теории киноиск-ва, глубоко осмыслили проблемы монтажа. К реалистич. показу совр. жизни пришли ленингр. реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг. Лучшая их работа в период " немого" кино - историко-революц. фильм " Новый Вавилон" (1929). Среди фильмов, поев, революц. тематике: " Дворец и крепость" (1924, по мотивам романа " Одеты камнем" О. Форш, реж. А. В. Ивановский), " Сорок первый" (1927, по Б. А. Лавренёву, реж. Протазанов), " Москва в Октябре" (1927, реж. Б. В. Барнет). Ряд фильмов, отличавшихся жанровым и стилистич. многообразием, освещал актуальные вопросы быта и социалистич. строительства: " Кружева" (1928) и " Чёрный парус" (1929) С. И. Юткевича, " Катька - Бумажный ранет" (1926), " Парижский сапожник" (1928) и " Обломок империи" (1929) Эрмлера, сатирич. и бытовые комедии " Дом на Трубной" (1928) Барнета, " Закройщик из Торжка" (1925) и " Дон Диего и Пелагея" (1928) Протазанова, " Два друга, модель и подруга" (1928) А. Д. Попова, и др. Фильмами на совр. сюжеты дебютировали режиссёры Е. В. Червяков, И. А. Пырьев, М. С. Донской, С. Д. и Г. Н. Васильевы, В. М. Петров, А. Г. Иванов, А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, А. М. Роом, Ю. Я. Райзман. Заметное место в репертуаре 2-й пол. 20-х гг. отводилось экранизациям рус. классики и произв. зарубежных писателей: " Коллежский регистратор" (1925, по повести " Станционный смотритель" Пушкина, реж. Желябужский), " Чины и люди" (1929, по рассказам А. П. Чехова, реж. Протазанов), " По закону" (1926, по рассказу " Неожиданное" Лондона, реж. Кулешов), " Привидение, которое не возвращается" (1929, по новелле " Свидание, которое не состоялось" Барбюса, реж. Роом) и др. Успешно работали: операторы - А. Д. Головня, Л. В. Косматое, А. Н. Москвин, сценаристы - Н. Ф. Агаджанова, Н. А. Зархи. С. А. Ермолинский, Б. Л. и О. Л. Леонидовы, Л. В. Никулин, В. К. Туркин, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский и др. Зачинателями сов. мультипликац. кино были В. С. и 3. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, А. Л. Птушко, В. Г. Сутеев, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др. Науч. и уч. фильмы выпускала кинофабрика " Культкино". Во 2-й пол. 20-х гг. лучшими фильмами хроникально-документального кино стали: " Шагай, Совет! ", " Шестая часть мира" (оба в 1926, реж. Вертов), " Турксиб" (1929, реж. В. А. Турин), новаторские архивно-документальные фильмы реж. Э. И. Шуб " Падение династии Романовых" (1927), " Россия Николая II и Лев Толстой" (1928) и др. Мастера кино успешно осваивали метод социалистич. реализма. Этот важный творческий процесс совпал с введением звука в кино. С помощью отечеств, аппаратуры (изобретатели П. Г. Тагер и А. Ф. Шорин) были сняты первые звуковые фильмы " Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк) и " Златые горы" (1931, реж. Юткевич). Этапным произведением сов. киноиск-ва стал фильм бр. Васильевых " Чапаев" (1934, в гл. ролях: Б. А. Бабочкин -Чапаев, Б. В. Блинов - Фурманов). Воскрешая революц. романтику прошлого, эта нар. эпопея продолжает сохранять огромное воспитат. значение и служит образцом простоты и ясности, реалистич. изображения образов-характеров. Ист.-революц. теме были поев, картины: " Окраина" (1933, реж. Барнет), трилогия-" Юность Максима" (1935), " Возвращение Максима", (1937), " Выборгская сторона" (1939), реж. Козинцева и Трауберга (в роли Максима - Б. П. Чирков), " Мы из Кронштадта" (1936, реж. Е. Л. Дзиган), " Депутат Балтики" (1937, реж. Зархи и Хейфиц, в роли Полежаева - Н. П. Черкасов), " Последняя ночь" (1937, реж. Райзман). Крупнейшим достижением стали фильмы о В. И. Ленине: " Ленин в Октябре" (1937) и " Ленин в 1918 году" (1939) реж. М. И. Ромма и " Человек с ружьём" (1938) реж. Юткевича. В первых двух фильмах образ Ленина создал Б.В.Щукин, в последнем - М. М. Штраух. Начиная с фильма " Встречный" (1932, реж. Эрмлер и Юткевич) были созданы правдивые, идейно и художественно зрелые картины о современности: " Крестьяне" (1935, реж. Эрмлер), " Партийный билет" (1936, реж. Пырьев), " Великий гражданин" (1938-39, реж. Эрмлер), " Член правительства" (1940, реж. Зархи и Хейфиц), " Машенька" (1942, реж. Райзман). Значит, успех имели фильмы С. А. Герасимова, поев. сов. молодёжи: " Семеро смелых" (1936), " Комсомольск" (1938), " Учитель" (1939). Красной Армии и флоту поев, картины: " Лётчики" (1935, реж. Райзман), " Тринадцать" (1937, реж. Ромм), " На границе" (1938, реж. Иванов), " Фронтовые подруги" (1941, реж. В. В. Эйсымонт), " Валерий Чкалов" (1941, реж. М. К. Калатозов) и др. Ставились антифаш. фильмы: " Профессор Мамлок" (1938, по пьесе Ф. Вольфа, реж. Г. М. Раппапорт и А. И. Минкин), " Болотные солдаты" (1938, реж. А. В. Мачерет), " Семья Оппенгейм" (1939, по Л. Фейхтвангеру, реж. Г. Л. Рошаль). Новые, принципиальные достижения сов. кинокомедии связаны с новаторскими поисками её мастеров (см. Кинокомедия). Г. В. Александров создал муз. кинокомедии " Весёлые ребята" (1934), " Цирк" (1936), " Волга-Волга" (1938), " Светлый путь" (1940). Дарование режиссёра Пырьева проявилось в муз.-бытовых комедиях " Богатая невеста" (1938), " Трактористы" (1939), " Свинарка и пастух" (1941). Сатирич. комедии " Счастье" (1935) и " Чудесница" (1937) созданы реж. А. И. Медведкиным. Комедии ставили также К. К. Юдин - " Девушка с характером" (1939), Ивановский - " Музыкальная история" (1940), " Антон Иванович сердится" (1941) и др. Получил развитие приключенческий жанр: " Джульбарс" (1936, реж. В. А. Шнейдеров), " Ошибка инженера Кочина" (1939, реж. Мачерет), " Мужество" (1939, реж. Калатозов) и др. Значит, роль в патриотич. воспитании народа в предвоен. годы сыграли фильмы " Пётр I" (1937-39, реж. В. М. Петров), " Александр Невский" (1938, реж. Эйзенштейн), " Суворов" (1941, реж. Пудовкин). В 30-х гг. успешно осуществлялась экранизация произв. классич. лит-ры: " Гроза" (1934, реж. Петров), " Бесприданница" (1937, реж. Протазанов)- по пьесам А. Н. Островского, " Иудушка Головлёв" (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, реж. Ивановский), трилогия о Горьком (" Детство Горького", 1938, " В людях", 1939, " Мои университеты", 1940, реж. Донской), " Маскарад" (1941, по М. Ю. Лермонтову, реж. Герасимов), были поставлены картины для детей: " Дети капитана Гранта" (1936, по Ж. Верну, реж. В. П. Вайншток), " Белеет парус одинокий" (1937, по В. П. Катаеву, реж. В. Г. Легошин), " Дума про казака Голоту" (1937, по А. П. Гайдару, реж. И. А. Савченко), " Тимур и его команда" (1940, по Гайдару, реж. Разумный); фильмы-сказки: " По щучьему велению" (1938, реж. А. А. Роу), " Золотой ключик" (1939, реж. Птушко). Созданы мульти-пликац. картины: " Новый Гулливер" (1935, реж. Птушко), " Колобок" (1937, реж. В. Г. Сутеев), " Мойдодыр" (1939, реж. Иванов-Вано) и др. Богатейшие возможности звукового кино способствовали расцвету творческих дарований актёров, большое значение приобрела и кинодраматургия. Лучшие фильмы 30-х гг. поставлены по сценариям М. Ю. Блеймана, М. В. Болынинцова, К. Н. Виноградской, Е. И. Габриловича, Г. Э. Гребнера, О. Л. Леонидова, П. А. Павленко, Е. М. Помещикова, Л. Н. Рахманова, Б. Ф. Чирскова, Б. В. Шкловского и др. Музыка к фильмам, созданная композиторами Д. Д. Шостаковичем, И. О. Дунаевским, Д. Б. Кабалевским, В. В. Щербачёвым, Н. В. Богословским и др., стала одним из важнейших выразит, средств кино. Одновременно кинематограф явился мощным пропагандистом и распространителем массовой песни (см. Киномузыка). В 1930-35 было выпущено 176 художеств, фильмов (78 звуковых, 98 " немых"), в 1936-40-196 звуковых. Получили известность документальные картины " Три песни о Ленине", " Челюскин" (обе в 1934), " Будем, как Ленин", " Испания" (обе в 1939), " День нового мира" (1940). Сформировалась самобытная школа сов. научно-популярного кино (реж. А. М. Згуриди, Б. Г. Долин и др.), регулярно выпускается киножурнал " Наука и техника". В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 вслед за первыми " Боевыми киносборниками" были созданы высокопатриотич. произведения, сыгравшие большую воспитат. и мобилизующую роль: " Секретарь райкома" (1942, реж. Пырьев), " Она защищает Родину" (реж. Эрмлер), " Два бойца" (реж. Л. Д. Луков), " Фронт" (реж. бр. Васильевы) - все в 1943, " Зоя" (1944, реж. Л. О. Арн-штам), " Нашествие" (реж. Роом), " Человек № 217" (реж. Ромм), " Великий перелом" (реж. Эрмлер), " Родные поля" (реж. Б. А. Бабочкин и А. Ф. Босулаев) - все в 1945, и др. Тему нац. единения рус. гос-ва перед лицом врага раскрывали ист. картины: " Кутузов" (1944, реж. Петров) и " Иван Грозный" (1-я сер., 1945, реж. Эйзенштейн); продолжали создаваться фильмы о Гражд. войне: " Его зовут Сухэ-Батор" (1942, реж. Зархи и Хейфиц), " Котовский" (1943, реж. А. М. Файнциммер) и др. Победы сов. народа запечатлели документальные фильмы: " Берлин", " Разгром Японии" (оба в 1945), " Суд народов" (1946). Воен. событиям в Зап. Европе посвящён фильм " Освобождённая Франция" реж. Юткевича (1944). Среди лучших фильмов послевоенного периода - картины о славных героических подвигах советских людей в минувшей войне: экранизации-" Молодая гвардия" (1948, по роману А. А. Фадеева, реж. Герасимов), " Повестьо настоящем человеке" (1948, по повести Б. Н. Полевого, реж. А. Б. Столпер); приключенческий фильм-" Подвиг разведчика" (1947, реж. Барнет) и др. О людях, вернувшихся к мирному труду, повествовали: картины- " Возвращение Василия Бортникова" (1953, реж. Пудовкин), муз. фильмы - " Сказание о земле Сибирской" (1948) и " Кубанские казаки" (1950) реж. Пырьева. Воспитат. значение имел поэтич. фильм реж. Донского " Сельская учительница" (1947). В фильмах " Русский вопрос" (1948, реж. Ромм) и " Встреча на Эльбе" (1949, реж. Александров) решалась тема борьбы за мир. Большое место на экране 40-х гг. заняли ист.-биографич. фильмы: " Глинка" (1947, реж. Л. О. Арн-штам), " Академик Иван Павлов" (1949) и " Мусоргский" (1950) реж. Рошаля. Сказочная тематика нашла продолжение в фильмах " Каменный цветок" (1946, по П. П. Бажову, реж. Птушко) и " Золушка" (1947, реж. Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро). Успешно создавались науч.-популярные картины: " Повесть о жизни растений" (1947, реж. М. С. Каростин), " История одного кольца" (реж. Долин), " Лесная быль" (реж. Згуриди) - оба в 1949, и др. В 50-х гг. началось стр-во новых и расширение старых съёмочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск картин на " Ленфильме" и Центр, студии детских и юношеских фильмов, а также художеств, фильмов на Свердловской киностудии (осн. в 1949). При " Мосфильме" и " Ленфиль-ме" работают Театры-студии киноактёра. В кино пришли выпускники ВГИКа: режиссёры-А. А. Алов, В. П. Басов, С. Ф. Бондарчук, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Т. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, Ю. Ю. Карасик, Л. А. Кулиджанов, В. Н. Наумов, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Я. А. Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Г. Н. Чухрай, М. А. Швейцер, В. М. Шукшин и др., выдвинулись актёры - К. Ю. Лавров, Н. В. Мордюкова, И, М. Смоктуновский, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов и др., операторы - Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. И. Юсов и др. Главные творч. поиски мастеров экрана были направлены на проникновенное художеств, исследование духовной жизни и деятельности сов. человека - строителя коммунистич. общества. Важными вехами стали фильмы, отличающиеся высокой гражданственностью, глубоким раскрытием характеров, показом внутр. мира героев: " Большая семья" (1954, реж. Хейфиц), " Чужая родня" (1956, реж. Швейцер), " Поэма о море" (1958, реж. Ю. И. Солнцева, по сценарию Довженко), " Коммунист" (1959, реж. Райзман), " Простая история" (1960, реж. Егоров), " Девять дней одного года" (1962, реж. Ромм), " Председатель" (1965, реж. Салтыков), " Наш современник" (1968, реж. Райзман), " Доживём до понедельника" (1968, реж. Ростоцкий), " У озера" (1969, реж. Герасимов), " Укрощение огня" (1972, реж. Д. Л. Храбровицкий) и др. Снимались кинокомедии: " Верные друзья" (1954, реж. Калатозов), " Карнавальная ночь" (1956) и " Берегись автомобиля" (1966) реж. Рязанова, " Живёт такой парень" (1964, реж. Шукшин), " Неподдающиеся" (1959, реж. Чулюкин), " Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Гайдай). О мужестве, моральной чистоте рассказывали разные по стилистике, но единые своим гуманистич. пафосом фильмы о подвиге сов. народа в Великой Отечеств, войне: " Летят журавли" (1957, реж. Калатозов), " Дом, в котором я живу" (1957, реж. Кулиджанов и Сегель), " Баллада о солдате" (1959, реж. Чухрай), " Судьба человека" (1959, реж. Бондарчук), " Мир входящему" (1961, реж. Алов и Наумов), " Повесть пламенных лет" (1961, реж. Солнцева, сценарий Довженко), " Иваново детство" (1962, реж. Тарковский), " Живые и мёртвые" (1964, реж. Столпер), " Освобождение" (1970- 1971, реж. Ю. Н. Озеров), " А зори здесь тихие..." (1972, реж. Ростоцкий), " Блокада" (1974, реж. М. И. Ершов), " Они сражались за Родину" (1975, реж. Бондарчук). Дальнейшее развитие и углубление получил образ В. И. Ленина, показанного в различные периоды жизни и деятельности, в картинах: " Рассказы о Ленине" (1958) и " Ленин в Польше" (1966) реж. Юткевича, " Синяя тетрадь" (1963, реж. Кулиджанов), " Сердце матери" (1966) и " Верность матери" (1967) реж. Донского. Значит, место занимает экранизация русской и зарубежной классич. лит-ры: " Тихий Дон" (1957-58, по Шолохову, реж. Герасимов), " Идиот" (1958) и " Братья Карамазовы" (1969; по Достоевскому, реж. Пырьев), " Война и мир" (1966-67, по Л. Н. Толстому, реж. Бондарчук), " Дядя Ваня" (1970, по Чехову, реж. Михалков-Кончаловский), " Отелло" (1956, по Шекспиру, реж. Юткевич), " Гамлет" (1964), " Король Лир" (1970; по Шекспиру, реж. Козинцев). Создаются фильмы-оперы и фильмы-балеты. Внушит, успехов добилась мультипликация, выпуск к-рой сосредоточен на студии " Союзмультфильм" (осн. в 1936). Документальные и хроникальные картины выпускают киностудии Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Иркутска, а также Дальневосточная, Сев.-Кавказская, Нижневолжская и Казанская студии кинохроники. В числе наиболее значит, документальных фильмов - " Разум против безумия" (1960), " Первый рейс к звёздам", " Люди голубого огня" (1961), " Три весны Ленина", " Катюша" (оба в 1964), " Обыкновенный фашизм", " Великая Отечественная" (оба в 1965), " Если дорог тебе твой дом", " Слово об одной русской матери", " Народа верные сыны" (все в 1967), " Гренада, Гренада, Гренада моя...", " В небе только девушки" (оба в 1968), " Время больших испытаний" (1969), " Пылающий континент" (1972), " Повесть о первой весне" (1974), " Шёл солдат" (1975) и др. Выходят периодич. документальные киножурналы: " Пионерия" (с 1931), " Новости дня" (с 1944), " Советский спорт" (с 1946), " Иностранная кинохроника" (с 1955), " Страна советская" (с 1961), " Советское кино" (с 1965), " Советский патриот" (с 1967). Рус. сов. научно-популярное и уч. кино в 60-е - нач. 70-х гг. развивается под мощным влиянием научно-технич. революции, что определяет выпуск актуальных по содержанию и доступных по форме картин, созданных реж. Згуриди, Долиным, Н. В. Грачёвым, Д. А. Боголеповым, Н. В. Клу-шанцевым, Н. А. Левицким, Ф. М. Соболевым, Ф. А. Тяпкиным, В. А. Шнейдеровым. Особое место занимают научно-популярные картины, посвящённые В. И. Ленину и Окт. революции: трилогия - " Рукописи Ленина" (1960), " Знамя партии" (1961), " Ленин. Последние страницы" (1963); " Во главе государства Советов", " Мы шли с Ильичей" (обе в 1967) и др. Ежегодно выпускается более 500 научно-популярных киножурналов: " Наука и техника", " Строительство и архитектура", " Сельское хозяйство" и др., для детей-" Хочу всё знать", киноальманахи - " Горизонт", " Звёздочка" и др. Киноиск-во развивается под плодотворным воздействием решений Коммунистич. партии по вопросам иск-ва, в т. ч. опубликованного в 1972 пост. ЦК КПСС " О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии". Подготовка кинематографич. кадров в РСФСР осуществляется Всесоюзным гос. ин-том кинематографии (ВГИК, осн. в 1919); с 1956 в Москве работают Высшие режиссёрские, с 1966 - Высшие сценарные курсы. В 1930 в Ленинграде создан Ленингр. ин-т киноинженеров (ЛИКИ). В Ленинграде, Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже, Загорске имеются кинотехникумы. Н.-и. работу наряду с кафедрами ВГИКа и ЛИКИ осуществляют Ин-т теории и истории кино (создан в 1974) и Н.-и. кинофотоин-т (НИКФИ; осн. в 1929) в Москве. Проблемы кино-иск-ва разрабатывает также Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии. Фильмографич. работа ведётся в Госфилъмо-фонде СССР (организован в 1948). Теоретич. наследие и теоретич. работы выдающихся мастеров сов. кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича составляют фундаментальную базу для развития киноведч. науки (см. Киноведение). В Союз кинематографистов СССР, находящийся в Москве, входит ок. 3 тыс. работников кино Росс. Федерации, он объединяет деятелей кино Ленинграда, Свердловска, Ростова-на-Дону, Сев. Кавказа, Поволжья, Зап. Сибири, Вост. Сибири, Д. Востока. Мастера кино РСФСР оказывают большую помощь кинематографистам союзных республик, осуществляют совместные кинопостановки. Совместные постановки создаются и с кинематографистами др. социалистич. стран (Болгария, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Монголия), а также капиталистич. стран (Италия, Япония, Швеция, Франция, США и др.). В 1974 в РСФСР функционировало 17 киностудий, выпускающих художеств., хроникально-документальные, научно-популярные и уч. фильмы, св. 90 тыс. киноустановок, из них 55 206 широкоэкранных. На долю кинематографии РСФСР приходится более 50% общесоюзного выпуска. Киностудиями РСФСР создан 71 полнометражный художественный, 180 документальных, 92 научно-популярных фильма. Мастера рус. кино внесли значит, вклад в развитие сов. и мирового киноиск-ва. См. также том СССР, раздел Кино. Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Ханжонков А., Первые годы русской кинематографии, М.- Л., 1937; Соболев Р. П., Люди и фильмы русского дореволюционного кино, М., 1961; Гинзбург С- С., Кинематография дореволюционной России, М., 1963; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, Немое кино, [1918 - 1934], 2 изд., М., 1965; Вертов Д з., Статьи, дневники, замыслы, М., 1966; Ю р е н е в Р., Краткая история советского кино, М., 1967; История советского кино. 1917-1931, т. 1, М., 1969. О. В. Якубович. РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (РСДРП), см. Коммунистическая партия Советского Союза. РОССИЙСКИЙ Николай Алексеевич [9(22).3.1915, дер. Трудней, ныне Волоколамского р-на Моск. обл., -8.3.1960, Москва], инициатор соревнования за коллективный новаторский труд, широкого распространения методов организации высокопроизводит. работы участков, цехов, предприятий. Чл. КПСС с 1942. В 1933-52 работал на моск. з-де " Калибр", где прошёл путь от токаря до начальника цеха микрометров. После внедрения поточного метода на участке Р. вдвое увеличилась производительность труда рабочих, на 50% уменьшилась трудоёмкость обработки и более чем на 40% снизилась себестоимость продукции. В 1952-55 Р. - слушатель Высшей партийной школы при ЦК КПСС, в 1955-60 директор завода деревообр. станков (Москва). Деп. Верх. Совета СССР 3-го созыва. Гос. пр. СССР (1948). Соч.: Слово мастеров. [Рассказы стахановцев о своей работе], 2 изд., М., 1949; Коллективная организация стахановского труда, М., 1949; Спустя пять лет, в кн.: Трудовой вклад. Московские стахановцы о себе и товарищах, М., 1951; Труд и мир, [М.], 1952. Лит. Терский Е. Д., Т у р и н М. М., Стахановский участок знатного мастера Н. Российского, М., 1948; Москвичи. Н. Российский [и др.]. Очерки, [М.], 1950; В е б е р Ю., Н. Российский и его товарищи, М., 1951. Б. К. Злобин. РОССИЙСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮ3 МОЛОДЁЖИ (РКСМ), см. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи. РОССИЙСКИЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮ3 МОЛОДЁЖИ (РЛКСМ), см. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи. РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ, торговое объединение, учреждённое 8(19) июля 1799 в России в целях освоения терр. Русской Америки, Курильских и др. о-вов. Компания имела правление в Иркутске, с 1800 - в Петербурге. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы и ископаемые, находившиеся на этих терр., право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. На терр. рус. владений в Америке был создан ряд постоянных поселений, построены судостроительные верфи, мастерские и др. В 1804-40 Р.-а. к. при содействии рус. пр-ва организовала 25 экспедиций, в т. ч. 15 кругосветных (И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и др.), произвела исследовательские работы на Аляске, участвовала в заселении о. Сахалин и Приамурского края. Главное правление компании с 1824 помещалось в доме № 72 на Мойке в Петербурге. Здесь часто проходили собрания чл. Сев. об-ва декабристов. В этом доме жил К. Ф. Рылеев, служивший в 1824-25 правителем дел Р.-а. к. За годы существования компании изучалась география и этнография Русской Америки (М. Д. Тебеньков, В. С. Хромченко, А. К. Этолин, А. Ф. Кашеваров, Л. А. Загоскин, И. Г. Вознесенский и др.). Компания содействовала введению в ряде р-нов хлебопашества, огородничества, скотоводства. Деятельность её осложнялась конкурентной борьбой с английскими и американскими предпринимателями, стремившимися овладеть местным рынком. В связи с продажей рус. владений США Р.-а. к. в 1868 была ликвидирована. Лит.: Тихменев П., Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени, ч. 1 - 2, СПБ, 1861 - 63; Окунь С. Б., Российско-американская компания, М.-Л., 1939; К истории Российско-американской компании (Сб. документальных материалов), Красноярск, 1957; Болховитинов Н. Н., Становление русско-американских отношений. 1775 -1815, М., 1966; его же, Русско-американские отношения. 1815-1832, М., 1975. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО РАДИОИНЖЕНЕРОВ (РОРИ), первое добровольное научно-инженерное объединение советских специалистов в области радио. Создано в марте 1918 в Петрограде по инициативе В. К. Лебединского, А. А. Петровского, В. И. Баженова, М. А. Бонч-Бруевича, М. В. Шулейкина и др.; с июля 1918 правление РОРИ находилось в Москве. Прекратило своё существование в 1928. Гл. задачей РОРИ было содействие развитию радиотехники и радиотехнич. пром-сти страны. Отделения общества имелись в Петрограде, Нижнем Новгороде, Киеве, Одессе и др. городах. Осн. формы деятельности РОРИ: обсуждение науч. докладов; чтение лекций и проведение науч. конференций; экспертиза и консультация проектов радиосвязи; популяризация радиотехнич. знаний. Члены РОРИ участвовали в издании первых сов. радиожурналов: " Телеграфия и телефония без проводов", " Радиотехник". Лит.: Научно-технические общества СССР. Исторический очерк, М., 1968. РОССИЙСКОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО (РПО), научная орг-ция при АН СССР, изучающая историю, археологию, этнографию и филологию народов Вост. Средиземноморья. Объединяет сов. учёных-востоковедов, специалистов в области изучения Бл. Востока. Восходит к созданному в 1882 " Православному палестинскому об-ву", в 1899 - марте 1917 наз. " Императорское православное об-во", с марта 1917 до 1918 снова - " Православное палестинское об-во"; с 1918 - РПО при Росс. АН. Осн. цель РПО - содействие сближению между СССР и странами Бл. Востока. Участие в работе РПО принимали академики В. В. Бартольд, П. К. Коковцов, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Успенский, Н. Я. Марр, И. Ю. Крачковский, В. В. Струве, А. А. Губер и др. РПО опубликовано много трудов по востоковедению, внёсших большой вклад в изучение стран Бл. Востока. Издаёт (с 1954) " Палестинский сборник"; в 1891 - 1917 и 1926 издавались " Сообщения Православного Палестинского общества", в 1881-1916 - " Православный палестинский сборник". РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО (РОСТА), центральный информац. орган Сов. гос-ва с сент. 1918 до июля 1925. Образовано по пост. ВЦИК из Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. На съезде работников РОСТА в 1919 было объявлено, что агентство берёт на себя функцию проводника линии партии •в печати. В период Гражданской войны РОСТА деятельно участвовало в агитпоездах ВЦИК, издавало инструкторские странички в помощь местной печати, выпускало стенные газеты, плакаты, еженедельники. С ноября 1920 РОСТА входило в Главполитпросвет при Наркомпросе РСФСР. В сентябре 1922 Декретом ВЦИК и СНК учреждён центральный информационный орган - Российское телеграфное агентство при ВЦИК, к-рому переданы все сов. информац. агентства, ряд бюро Наркоминдела, а также Коммерческое телеграфное агентство. К этому времени РОСТА имело представителей в республиканских и губернских, в важнейших пром. и уездных центрах. Существовали отделения РОСТА на Украине, в Закавказье, Туркестане. После образования 10 июля 1925 Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) РОСТА стало агентством РСФСР. В марте 1935 РОСТА как агентство РСФСР было ликвидировано и его функции переданы ТАСС. См. также " Окна РОСТА". РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро, -13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Род. в семье музыкантов (отец- трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церк. хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижёр хора в оперных театрах. Систематич. муз. образование получил в Болонском муз. лицее (1806-10), где занимался у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 чл. Болонской филармонич. академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 (" Вексель на брак", Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренёрами Болоньи, Венеции и др. городов, писал по неск. муз.-драматич. произв. ежегодно. Эти оперы, в т. ч. " Шёлковая лестница" (1812, Венеция), " Пробный камень" (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творч. индивидуальности Р. В опере-сериа " Танкред" и опере-буффа " Итальянка в Алжире" (обе 1813) проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотич. звучание, нашёл новые выразительные средства. В обстановке крепнущего нац.-освободит, движения итал. народа против австр. гнёта это было восторженно встречено публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал " Гимн независимости", исполненный под его управлением. Австр. полиция установила надзор за Р., длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-22, в основном для театра " Сан-Карло"), - " Отелло" (по Шекспиру, 1816), " Моисей в Египте" (1818), " Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), " Зельмира" (1822) - претворилось тяготение Р. к па-тетич. стилю, к драматизации оперы-сериа, перестройке её в нар.-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного муз. развития, драматич. характерности. Одновременно он работал над обновлением оперы-буффа, насыщая произв. этого жанра реалистич. содержанием. С наибольшим блеском муз.-комедийный талант Р. проявился в опере " Севильский цирюльник" (1816, Рим; написана за 19-20 дней) - шедевре итал. оперы-буффа. Р. стремился к драматургич. и образному обновлению комич. оперы, он создал бытовую муз. комедию (лирико-комич. опера " Золушка", 1817, Рим), реалистич. муз. драму (" полусерьёзная" опера " Сорока-воровка", 1817, Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комич. операх появляются драматич. и даже трагич. ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итал. нар. песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые муз. жанры, богатейшие возможности бельканто. В 1823 в Венеции была поставлена " Семирамида" - последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже. Был муз. руководителем Итал. театра, с 1826- королев, композитором и генеральным инспектором пения. Изучив франц. оперное иск-во, переработал свои оперы " Магомет II" и " Моисей в Египте" (в Париже - под назв. " Осада Коринфа", 1826; " Моисей", 1827), сочинил произв. в жанре франц. комич. оперы - " Граф Ори" (1828). Р. многое воспринял от франц. муз. культуры, но в то же время он оказал большое воздействие на оперных композиторов Франции. В 1829 в обстановке обществ, подъёма кануна Июльской революции 1830 во Франции была создана последняя опера Р.- " Вильгельм Телль", сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы. Это - лучшая из нар.-героич. опер Р., в ней по-новому трактована героика, произв. исполнено патриотизма, рождённого мечтой об освобождении родины. В монархич. странах оперу преследовала цензура, приходилось менять название, текст (в России - под назв. " Карл Смелый"). Создав ок. 40 опер, Р. после " Вильгельма Телля" отошёл от оперного творчества. В последующие годы им написаны фп., вокальные миниатюры, из произв. крупной формы - " Стабат матер" (1842), " Маленькая торжественная месса" (1864). В 1836-55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским муз. лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из авторитетнейших муз. салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало влияние на эволюцию европ. оперного иск-ва 19 в. Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире. Дж. Россини. Э. Ростан. Лит.: Серов А. Н., Россини. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М.- Л., 1950; Б р о н ф и н Е. Ф., Джоак-кнно Россини. Сизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; R a d i с i о t t i G., Gioacchino Rossini. Vita documentata, ooere ed influenza su 1'arte, v. 1 - 3, Tivoli, 1927 - 29; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968. Я. Ф. Бронфин РОССИЯН ОСТРОВА, группа коралловых островов в Тихом ок., в архипелаге Туамоту. Франц. владение. Первыми европейцами, открывшими и описавшими эти острова, были рус. мореплаватели О. Е. Коцебу (1816), Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев (1820), к-рые назвали их именами выдающихся рус. людей: атолл Кутузова (Макемо), атолл Барклая-де-Толли (Рароиа), атолл Крузенштерна (Тикехау), о. Румянцева (Тикеи), атолл Лазарева (Матаива) и др. Назв. " Острова Россиян" дал Ф. Ф. Беллинсгаузен. РОССО (Rosso) Медардо (20.6.1858, Турин, -31.3.1928, Милан), итальянский скульптор, представитель импрессионизма. Систематич. художеств, образования не получил. Работал в Милане и Венеции, с 1886-гл. обр. в Париже. В многофигурных композициях и портретах детей Р. стремился запечатлеть изменчивость натуры, придать пластике живописную аморфность и текучесть, добиться впечатления мягкости объёмов и световой восприимчивости фактуры. Часто работал в воске. Произведения: " Золотой век" (1886-87, Музей Пти-Пале, Париж), " Смеющаяся девочка" (1889, Музей изобразит, иск-в, Лейпциг), " Материнство" (1889, Гор. гал. совр. иск-ва, Турин), " Женщина под вуалью" (1893, Междунар. гал. совр. иск-ва, Рим). М. Р о с с о. " Еврейское дитя". Воск. Национальная галерея современного искусства. Рим. Лит.: В о r g h i М., Medardo Rosso, Mil., 1950; В а r r М. S., Medardo Rosso, N. Y., 1963. РОССОЛИМО Григорий Иванович [5(17).12.1860, Одесса, -29.9.1928, Москва], советский невропатолог и психоневролог. В 1884 окончил мед. ф-т Моск. ун-та; ученик А. Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А. П. Чехова. С 1890 зав. клиникой нервных болезней при клинике внутр. болезней А. А. Остроумова. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакционной деятельности царского министра просвещения Л. А. Кассо. На собств. средства основал и содержал (1911-17) первую в России клинику нервных болезней детского возраста. С 1917 проф. кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Неврологич. ин-та им. А. Я. Кожевникова. Осн. труды по анатомии и физиологии нервной системы, диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени и др. Описал патологический " пальцевой" рефлекс (рефлекс Р.). Автор экспериментально-психологических работ. Изобретатель многих медицинских приборов и аппаратов (динамометр, клонограф, мозговой топограф и др.). После Окт. революции 1917 работал в комиссиях Наркомздрава, Наркомпроса, Гл. военно-сан. управления РККА. Один из организаторов (1890) и пред. Моск. об-ва невропатологов и психиатров и соредактор (с 1901) " Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова". Соч.: Курс нервных болезней, 2 изд., М.- Л., 1927. Лит.: Неврология, невропатология, психология, психиатрия, Сб., посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г. И. Россолимо, 1884-1924, М., 1925; Брусиловский Л. Я., Г. И. Россолимо. (К 100-летию со дня рождения), " Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1960, т. 60, в. 12. В. Б. Гелъфанд. РОССОНЫ, посёлок гор. типа, центр Россонского р-на Витебской обл. БССР, в 45 км от ж.-д. ст. Дретунь (на линии Полоцк - Великие Луки). Маслодельный з-д, хлебозавод. Вблизи посёлка лесопильный завод. РОССОХИН Иларион Калинович [1707 (или 1717)-1761], один из первых русских китаеведов. В 1729-40 изучал в Йекине кит. и маньчжурский яз. В течение последующей 20-летней работы в качестве преподавателя кит. и маньчжурского яз. и переводчика Академии наук и художеств перевёл большое количество кит. и маньчжурских текстов, преим. ист. и геогр. содержания. Совместно с А. Л. Леонтъевым перевёл и снабдил комментариями 16-томное соч. " Обстоятельное описание происхождения и состояния манджурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего" (1784). Рукописные переводы Р. (ок. 30) хранятся в архивах Ленинграда, Москвы и Казани. Лит.: Т а р а н о в и ч В. П., И. Россохин и его труды по китаеведению, в сб.: Советское востоковедение, в. 3, М.- Л., 1945; С т р е н и н а А. В., У истоков русского и мирового китаеведения, " Советская этнография", 1950, № 1; Скачков П. Е., О неизвестных рукописях Лариона Россохина, " Народы Азии и Африки", 1965, № 1. РОССОШЬ, город областного подчинения, центр Россошанского р-на Воронежской обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу р. Чёрная Калитва (басе. Дона) при впадении в неё р. Сухая Россошь. Ж.-д. станция на линии Москва - Ростов-на-Дону, в 210 км к Ю. от Воронежа. 38 тыс. жит. (1974). Заводы: кирпичный, стройматериалов. Пищевая промышленность (мясной, молочный и пищ. комбинаты, маслозавод и др.). Строятся (1975) Придонской химкомбинат (по выпуску минеральных удобрений), электроаппаратный з-д. Техникум мясной и молочной пром-сти, мед. и пед. уч-ща. Осн. как слобода в сер. 17 в., город - с 1923. РОССЫПИ, россыпные месторождения, скопления на земной поверхности мелких обломков горных пород или минералов, возникающих вследствие разрушения коренных месторождений полезных ископаемых или горных пород, к-рые содержат включения ценных минералов в размерах, допускающих экономически выгодное их извлечение. Р. образуют только устойчивые к процессам переноса и выветривания минералы (алмаз, золото, платина, касситерит, монацит, рубин, сапфир, ильменит, циркон, янтарь и др.). Р. возникают на всём пути распространения рыхл ого материала (щебня, галечника, песка) от места нахождения коренного источника до морских побережий, куда в конечном итоге сносятся продукты разрушения континентов. Выделяется ряд последовательных стадий формирования Р.: образование Р. на месте коренного источника (элювиальные Р.), на склонах возвышенностей и у их подножия (делювиальные, солифлюкционные, коллювиальные, оползневые, пролювиальные Р.), в речных долинах (аллювиальные Р., Р. надводных дельт и широких аллювиальных р а в н и н), на морских и озёрных побережьях (Р. подводных дельт, прибрежно-морские и шельфов ы е Р., озёрные Р.). Вне этих стадий в областях оледенений и аридного климата возникают ледниковые Р. и эоловые Р. Последовательность образования отдельных генетич. типов Р. не всегда выдерживается, иногда процесс заканчивается на одной из ранних стадий. Р., приуроченные к различным геоморфологич. элементам речных долин, см. на рис. Схема размещения россыпей в поперечном сечении речной долины. По времени образования выделяются древние Р. (мезозойские, палеозойские и докембрийские), обычно ископаемые, четвертичные (антропогеновые) и современные; по условиям залегания-поверхностные и погребённые (напр., под излияниями эффузивов, моренами, оползнями и др.); по составу- моно- и многоминеральные; по строению - одно- и многопластовые; по форме - плащеобразные, пластовые, линзовидные, лентообразные, гнездовые. Размеры в длину могут достигать неск. сотен м и даже неск. км при ширине от неск. м до десятков м, по мощности - от неск. см до десятков м. В строении наиболее распространённых типов Р. различают следующие осн. части (сверху вниз): торфа (обычно пустая или с низким содержанием ценных компонентов порода), пески (продуктивные отложения, содержащие ценные компоненты в пром. кол-вах) и плотик (поверхность, на к-рой располагается Р.). К наиболее известным относятся аллювиальные золотоносные Р. Колымы и Чукотки (СССР), Аляски и Калифорнии (США), Р. алмазов в ЮАР, прибрежно-морские Р. касситерита в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Бирме, Р. титановых минералов на Украине, в Новом Южном Уэльсе (Австралия), Индии, во Флориде (США); Р. алмазов в Намибии и Юго-Зап. Африке. Из Р. добывают ок. 50% алмазов, титана, золота и олова, ок. 10% платины, 100% титановых минералов и янтаря. См. также Алмаз, Золотые руды, Монацит, Оловянные руды, Платиновые руды, Янтарь. Лит,: Б и л и б и н Ю. А.. Основы геологии россыпей, 3 изд., М., 1956; Основы поисков россыпей, Л., 1961; Трофимов В. С., Стадии образования россыпей и их фации, в сб.: Вопросы геологии Кольского полуострова, М.-Л., 1962; Геология россыпей. Сб. ст., М., 1965. В. С. Трофимов. Разработка россыпей осуществляется подземным или открытым способом. Подземный способ обычно применяется на многолетнемёрзлых Р. при глубине залегания их более 10-15 м, а на талых - св. 15-40 м. Преобладающее распространение получили механизированные открытые работы, посредством к-рых успешно разрабатываются Р. мощностью до 15-18 м, а драгами - до 60 м. Горная масса, содержащая пески, поступает на установки гравитационного обогащения, где её промывают в водном потоке и извлекают из неё шлиховые золото и платину, кристаллы (алмазы, оптич. кварц и др.), а также концентраты цветных металлов (олова, вольфрама, тантала и Др.). Разработка Р. включает следующие осн. виды работ: предварительные (осушение, обводнение - при использовании плавающих горных машин); вскрытие (создание доступа к горизонтам Р., размещение на залежи добычных машин и обеспечение транспортных связей); подготовительные (очистка поверхности, вскрыша торфов, нарезка эксплуатационных блоков, оттайка сезонной и многолетней мерзлоты); добычные (выемка и промывка песков). Технология добычных работ в основном обусловливается принятыми способом выемки продуктивных пород и системой разработки, т. е. последовательностью и порядком ведения очистных и нарезных работ. Сравнительные показатели способов разработки россыпей в СССР
В СССР разработка Р. открытым способом осуществляется многочерпаковыми драгами с черпаками ёмкостью до 600 л, бульдозерами на тракторах мощностью до 283 квт, или 385 л. с., самоходными колёсными скреперами с ёмкостью ковша до 34 м3, мощными экскаваторами-драглайнами и др. Лит.: Л е ш к о в В. Г., Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; Шорохов С. М., Технология и комплексная механизация разработки россыпных месторождений, 2 изд., М., 1973; С у л и н Г. А., Техника и технология разработки россыпей открытым способом, М., 1974. В. Г. Лешков. РОССЬ, посёлок гор. типа в Волковысском р-не Гродненской обл. БССР, в 2 км от ж.-д. ст. Россь (на линии Волковыск - Мосты). Заводы: комбикормовый, молокозавод, силикатного кирпича. РОСТ, увеличение массы индивидуума (особи), происходящее за счёт увеличения числа клеток, массы клеток и неклеточных образований. Р. живой системы происходит в результате преобладания анаболизма над катаболизмом. У животных в процессе индивидуального развития, или онтогенеза, Р. тесно связан с качеств, изменениями- дифференцирован. Р. и дифференцировка часто осуществляются асинхронно, но не исключают друг друга. Показателями Р. обычно служат изменение массы (весовой Р.) или линейных размеров (линейный Р.) особи или органа. Для описания Р. используют: кривые Р. (характеризующие изменение массы или длины тела в течение онтогенеза); величину абсолютного и относит, приростов за определённый отрезок времени; удельную скорость Р. В ряде случаев процесс Р. удаётся достаточно точно описать сравнительно простым математич. уравнением. Существуют эмпирические уравнения Р., к-рые описывают фактич. данные, служат для удобства расчётов, их константам обычно не придают биол. смысла, и теоретич. уравнения, к-рые выводят из определённых теоретич. предпосылок (напр., сравнение Р. с мономолекулярной химич. реакцией, Р. как результат реализации генетич. программы), их константам стремятся придать биол. смысл. Для выражения количеств, соотношения Р. отдельного органа и Р. всей особи обычно используют формулу простой аллометрии: у = bха, где у - величина органа, х - величина организма, а - показатель аллометрии, b - эмпирическая константа. Орган может расти в том же темпе, что и организм (а = 1 - изометрия), быстрее организма (а> 1 - положительная аллометрия) и медленнее организма (а < 1 - отрицательная аллометрия). Скорость Р. выше у молодых животных и обычно снижается с возрастом. Одни животные растут в течение всей жизни, хотя в зрелом возрасте темп Р. может быть низок (напр., моллюски, рыбы, земноводные), у других - Р. прекращается к определённому возрасту (напр., высшие насекомые, птицы). В онтогенезе выделяют периоды, различающиеся по скорости Р. У мн. животных, в частности у млекопитающих, чётко разграничены эмбриональный и постэмбриональный периоды, периоды до и после наступления половой зрелости. У животных с твёрдым хитиновым покровом (насекомые, ракообразные и др.) увеличение линейных размеров происходит в основном в периоды линек. Для Р. на всём его протяжении характерна ритмичность. Чаще других описывались сезонные и суточные ритмы Р. Сезонные ритмы связаны со сменой времён года и отражаются в формировании годовых слоев (см. Годичные кольца) в скелетных структурах; суточные ритмы прослеживаются по частоте деления клеток и по изменениям размеров целого организма. Имеются ритмы Р. и иной периодичности, напр. 15-суточные ритмы Р. морских моллюсков, связанные с минимальными и максимальными приливами. На характер Р. влияют как генетич. факторы, так и факторы внешней среды. Наследственность Р. определяется совокупным действием многих генов с малым индивидуальным эффектом, нек-рые аномалии Р. (карликовость, укороченные конечности и др.)- действием отдельных генов. Наиболее важные факторы внешней среды, влияющие на Р., - обеспеченность пищей, темп-pa, влажность (для наземных животных), солёность воды (для водных животных), плотность популяции. Неблагоприятное влияние внешней среды угнетает Р. вплоть до его остановки, но после прекращения действия угнетающего фактора Р. может возобновиться в высоком темпе; в этом случае животное достигает нормальных размеров (компенсаторный Р.). Регуляция Р. осуществляется гл. обр. действием гормонов, в частности у позвоночных животных - гормонами гипофиза, щитовидной, вилочковой и половых желез. Лит.: Рост животных. Сб. работ, М.- Л., 1935; Федоров В. И., Рост, развитие и продуктивность животных, М., 1973; Количественные аспекты роста организмов, М., 1975; В rod у S., Bioenergetics and growth, N. Y., 1945; Needham A. E., The growth process in animals, L., 1964. М. В. Мина, Г. А. Клевезаль. Рост у растений - необратимое увеличение размеров и массы тела, связанное с новообразованием структурных элементов организма. Характер Р. зависит от всей совокупности совершающихся в растении процессов обмена веществ. Р. в целом складывается из Р. клеток, тканей и органов. У высших растений различают 3 этапа Р.: эмбриональный (деление клетки, новообразование специфич. компонентов протоплазмы), растяжения (увеличение размеров клеток в длину и утолщение клеточных стенок) идифференцировки (образование из меристемы осн. типов тканей). Растения в течение всей жизни способны продолжать расти локальными зонами (меристемами), в к-рых клетки быстро делятся. Переход меристематической клетки к фазе растяжения сопровождается появлением в ней множества вакуолей и их слиянием в одну, вытягиванием стенок клеток в длину и поглощением вакуолями большого кол-ва воды. Значит, число вытягивающихся клеток увеличивается. Затем образуются специализированные клетки, присущие отдельным тканям. Дифференциация клеток может происходить как во время растяжения, так и после окончания их Р. Типы Р. различных органов определяются характером расположения конуса нарастания. Стебли и корни растут верхушками - апикальный Р. У листьев часто зона нарастания находится у их основания - базальный Р. Однако характер Р. органа часто зависит от видовой специфики. У злаков, напр., Р. стебля осуществляется у основания междоузлий - интеркал я р н ы й Р. Общее свойство Р.- его ритмичность. Существуют ритмы Р. как зависящие от изменений внешних факторов среды, так и эндогенные, контролируемые внутр. факторами и закреплённые генетически в процессе эволюции. Процессы Р. прерываются продолжит, периодами его торможения, наступление к-рых в сев. широтах связано с концом лета и приближением зимы. Иногда наблюдается как бы остановка Р. (см. Покой у растений), однако и в это время в растении могут протекать процессы морфогенеза. Прохождение всех этапов онтогенеза у любого растения сопровождается взаимодействием между его отдельными частями: клетками, тканями, органами. В этом взаимодействии заложено общебиологическое свойство - целостность растущего организма, к-рая определяется его полярностью и зависит от действия внешних факторов. При удалении отдельных органов или их частей целостность растения нарушается, что приводит обычно к замедлению Р. остальных органов. Процессы Р. у растений регулируются метаболитами общего типа (трофические корреляции) и фитогормонами (гормональные корреляции). Процессы Р. лежат также в основе движения растений - тропизмы, настии. Лит.: Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 3, М., 1949; Холодный Н. Г., Избранные труды, т. 2, К., 1956; Чайлахян М. X., Основные закономерности онтогенеза высших растений, М., 1958; Бюннинг Э., Ритмы физиологических процессов, пер. с нем., М., 1961; Сабинин Д. А., Физиология развития растений, М., 1963; Гамбург К. 3., Взаимосвязь действия гиббереллина с ауксином, в кн.: Регуляторы роста и рост растений, М., 1964; Леопольд А., Рост и развитие растений, пер. с англ., М., 1968; Чайлахян М. X., Химическая регуляция роста и цветения растений, " Вестник АН СССР", 1969, № 10; К е ф е л и В. И., Рост растений, М., 1973. В. И. Кефели. РОСТ ЧЕЛОВЕКА (длина тела), проекционное расстояние от т. н. верхушечной точки головы до плоскости стоп. Р. ч.- один из важнейших размеров тела, характеризующий в сочетании с др. признаками физич. развитие, пропорции тела, морфологич. статус человека, а в групповом масштабе - этнич. принадлежность. Р. ч. зависит от сочетания внешнесредовых и наследств, причин и обнаруживает возрастную, половую, групповую, внутригрупповую (индивидуальную) и эпохальную изменчивость. В процессе роста длина тела увеличивается неравномерно. Наибольшие скорости роста характерны для утробного периода. К моменту рождения длина тела мальчиков в среднем достигает 51, 5 см, девочек - 51 см. В изменении годичных прибавок наблюдаются три фазы: уменьшение их от рождения до наступления пубертатного периода (периода полового созревания), увеличение или стабилизация в пубертатный период и падение после него. Прирост в 1-й год жизни составляет 24 см, ежегодное увеличение до 3 лет - 10 см, с 3 до 7 лет - 6-6, 5 см. Прибавки длины тела в период полового созревания 5-7 см в год. Т. к. у девочек половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков, то с 10 до 14 лет девочки растут более интенсивно и обгоняют мальчиков по длине тела, но после 14 лет мальчики снова становятся выше. Процесс роста в среднем заканчивается у мужчин в 18-20 лет, у женщин- в 16-18. Рост женщин на 8-11 см меньше, чем у мужчин (напр., в СССР в 1960-70-х гг. средний рост мужчин 167-168 см, женщин - 156-157 см). После окончания роста и примерно до 50 лет длина тела стабильна, затем она постепенно уменьшается из-за процессов старения. В сроках фаз роста наблюдаются вариации по социальным слоям населения и по экстерриториальным группам. Так, у сел. жителей пубертатный ростовой скачок и окончание роста отмечаются позже, чем в городе. При выраженной разнице в социально-экономич. условиях рост менее обеспеченных слоев населения обычно ниже, чем обеспеченных. Этнотерриториальные различия в Р. ч. далеко не всегда связаны с геогра-фич. положением и климатом. Так, напр., малый рост (ниже 160 см у мужчин) имеют эскимосы, буряты, вьетнамцы; большой (выше 170 см) - шотландцы, шведы, жители Балканского п-ова. Рост пигмеев-бамбути, живущих в странах басс. р. Конго, - 144 см, а африканцев племени тутси из соседней Руанды - 176, 5 см. Размах индивидуальной изменчивости больше, чем групповой, и составляет ±18-20 см от среднеарифметич. величины роста данной группы. Рост мужчин ниже 125 см определяется как нанизм (карликовость), выше 200 см - как гигантизм. Эпохальные изменения Р. ч. проявляются, в частности, в акцелерации. В. С. Соловьёва. РОСТА, см. Российское телеграфное агентство. РОСТА ГОРМОН, соматотропный гормон (СТГ), с о м а т о т р о п и н, гормон гипофиза, ускоряющий рост организма (костей в длину и общий рост тела); активно участвует в регуляции обмена углеводов, липидов и белков. Синтезируется ацидофильными клетками передней доли гипофиза и секретируется в кровь, где быстро разрушается. Р. г. человека - белок с мол. м. 21500; его полипептидная цепь состоит из 191 аминокислотного остатка и содержит 2 дисульфидных мостика (установлена первичная структура Р. г. человека, овцы и быка). В процессе эволюции химич. строение Р. г. у различных животных претерпело изменения и гормон приобрёл видовую специфичность. У человека и овцы, напр., Р. г. отличается последовательностью 70 аминокислотных остатков (более 1/3 белковой молекулы). Поэтому Р. г. животных не стимулирует рост человека, тогда как Р. г. человека сохранил способность активировать рост подопытных животных (наиболее близок к Р. г. человека Р. г. обезьяны). Повышенное выделение Р. г. гипофизом в раннем возрасте вызывает ускорение роста и гигантизм, а в позднем возрасте - акромегалию. Понижение секреции Р. г. приводит к т. н. гипофизарному карликовому росту. Это заболевание, выявленное в раннем возрасте, поддаётся лечению с помощью инъекций Р. г. Лит.: С н н и ц и н а А. Л., Кеда Ю. М., Современные представления о структуре и функции гормона роста, в сб.: Современные вопросы эндокринологии, в. 4, М., 1972. Ю. А. Панков. РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗАКОН, всеобщий экономич. закон, означающий экономию живого и овеществлённого труда, т. е. снижение общественно необходимого времени на произ-во единицы продукции, снижение её стоимости. Процесс произ-ва, совершающийся в различных обществ, условиях, всегда предполагает наличие 3 осн. факторов: средств труда, предметов труда и рабочей силы. Результатом их взаимодействия является готовый продукт. Степень целесообразной производит, деятельности живого конкретного труда отражается в уровне его производительности (см. Производительность труда). С течением времени эффективность затрат живого труда возрастает. К. Маркс указывал на действие "...всеобщего экономического закона, по которому издержки производства постоянно падают, а живой труд постоянно становится производительнее..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 75-76). Действие Р. п. т. з. проявляется неодинаково в различных общественно-экономич. формациях. Границы развития произ-ва и роста производительности обществ, труда при капитализме определяются целью капиталистич. произ-ва - самовозрастанием капитала, созданием прибавочной стоимости (см. Основной экономический закон капитализма). Внедряя достижения научно-технич. прогресса, капиталисты заботятся не об экономии рабочего времени, а об экономии затрат на рабочую силу. Развитие производительной силы труда, подчёркивал Маркс, важно для капиталиста "...постольку, поскольку оно увеличивает прибавочное рабочее время рабочего класса, но не поскольку оно вообще сокращает рабочее время для материального производства" (там же, т. 25, ч. 1, с. 290). Анархия произ-ва, конкурентная борьба, экономич. кризисы перепроизводства, хронич. недогрузка производств, аппарата, массовая безработица - эти п многие другие отрицат. черты капиталистич. общества обусловливают низкие темпы и неравномерность роста производительности труда, препятствуют возможности неуклонного его повышения. При социализме Р. п. т. з. приобретает безусловное, абсолютное значение н характеризуется новыми, специфич. чертами. "...Экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени" (там же, т. 46, ч. 1, с. 117). В условиях обществ, собственности на средства произ-ва и планомерного характера развития экономики рост производительности труда соответствует интересам как общества в целом, так и интересам производственных к
|