Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XV. Драматический театр. Возникновение элементов театр, иск-ва связано с трудовыми процессами и культовыми обрядами
Возникновение элементов театр, иск-ва связано с трудовыми процессами и культовыми обрядами. Напр., в нар. играх появились драматич. действие, диалог (" Ленок", " А мы просо сеяли...", " Игумен"). Первыми носителями театр, культуры были скоморохи. Упоминания о них (летопись Нестора) и их изображения (фрески Софийского собора в Киеве) относятся к 11 в. 16-1-я пол. 17 вв.- время расцвета иск-ва скоморохов. Большое распространение имели кукольные представления; особой популярностью в 17-19 вв. пользовались зрелища, героем к-рых был гл. персонаж рус. нар. театра- Петрушка. К 16 в. относятся зачатки церк. театра, возникновение церк. действ. Наиболее распространёнными театрализов. представлениями были " Пещное действо", обряды " Хождение на осляти" и " Умовения ног". Однако рус. церк. театр не получил широкого развития. В 1672 при дворе царя Алексея Михайловича был создан первый придворный театр. В репертуар входили пьесы на библейские сюжеты. В 1676 (после смерти царя) театр закрылся. В 1702 по указанию Петра I в Москве вновь открылся гос. театр и на Красной площади была построена " Коме-диальная храмина", вмещавшая несколько сотен человек (здесь играла приглашённая в Россию нем. труппа И. X. Кунста). В 70-80-х гг. 17 в. при Славяно-греко-латинской академии в Москве появился рус. школьный театр, крупнейшим деятелем к-рого был поэт и драматург Симеон Полоцкий. В нач. 18 в. школьный театр прославлял воен. победы Петра I, выражал идеи об укреплении Рус. гос-ва, развитии просвещения. Выдающееся произв. школьного театра петровского времени - трагикомедия Феофана Прокоповича " Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель..." (пост. 1705). С 30-40-х гг. 18 в. при рус. дворе гастролировали иностр. труппы (итальянская, нем. театр К. Нейбер, франц. драматич. театр). В 1752 в Петербург пригласили ярославскую любительскую труппу Ф. Г. Волкова. Наиболее талантливые актёры труппы были определены для обучения в шляхетский кадетский корпус. В 1756 императрица Елизавета повелела Сенату " учредить Русский для представления трагедии и комедии театр". Основу театра составили актёры труппы Волкова - И. А. Дмитриевский, Я. Д. Шуйский и др.; в репертуар вошли трагедии А. П. Сумарокова. Большое значение для рус. сцены имели сатирические комедии Д. И. Фонвизина (" Недоросль", пост. 1782) и В. В. Капниста (" Ябеда", пост. 1798), обличавшие деспотизм и произвол крепостнич. монархии. В 1779 в Петербурге на Царицыном лугу стала играть рус. труппа антрепренёра К. Книппера. В 1757 при Моск. ун-те был организован Университетский театр, в 1780 на его основе- Петровский театр; в 1824- моск. Малый театр. В Петербурге в 1832 для спектаклей драматич. труппы построено здание Александрийского театра. В кон. 18 - нач. 19 вв. получили распространение частные дворянские крепостные театры (Шереметевых, Юсуповых, Воронцовых), заложившие основы рус. провинц. сцены. Крепостные театры талантливыми актёрами, богатством и пышностью постановок не уступали порой казённым театрам. В историю театра вошли имена крепостных актёров - П. И. Жемчуговой, Т. В. Шлыковой-Гранатовой и др. Отечеств, война 1812 вызвала подъём гражд. патриотич. настроений в рус. обществе. На сцене с успехом шли трагедии В. А. Озерова, начали ставиться пьесы У. Шекспира и Ф. Шиллера. Значит, место в репертуаре заняли морально-ди-дактич. комедии А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина, водевили Н. И. Хмельницкого, а также сатирич. комедии И. А. Крылова. Большое влияние на театр, жизнь оказывали идеи декабристского романтизма (деятельность Н. И. Гнедича, П. А. Катенина и др.). Игра трагедийных актёров нач. 19 в. А. С. Яковлева и Е. С. Семёновой потрясала зрителей подлинным трагизмом, силой страсти и искренностью переживаний. Ещё в 1766 для надзора за деятельностью театра была создана Дирекция имп. театров. В годы реакции после подавления восстания декабрисюв над театрами учреждается особый контроль. В 1826 они поступили в ведение Мин-ва двора. Была утверждена гос. монополия на театры, просуществовавшая до 1882. Контроль над репертуаром осуществляла тайная полиция (цензурой пьес, предназначенных к постановке, занималось 3-е отделение имп. канцелярии). На сцене шли переводные водевили и мелодрамы, пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, П. Г. Ободовского. Против такого репертуара выступали В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь и др., утверждавшие необходимость отражения в театре правды жизни, обращения к важнейшим проблемам современности. Лучшие произв. рус. драматургии проникали на сцену с большим трудом, часто в искажённом цензурой виде. Так, " Горе от ума" А. С. Грибоедова было пост, лишь в 1831 (соч. 1824), " Борис Годунов" в 1866 (соч. 1825). Долгое время находились под запретом драмы В. Гюго, ряд пьес Шекспира, Шиллера. Обществ, и театр, событием стала пост. " Ревизора" Н. В. Гоголя (1836). В труппе Малого театра в этот период играли актёры демократич. направления во главе с П. С. Мочаловым и М. С. Щепкиным, с деятельностью к-рых связано становление 2 осн. направлений в рус. театре - романтизма и реализма. Иск-во Мочалова порывало с законами эстетики классицизма, утверждало свободу творчества актёра-художника. Огромное значение для развития сценич. реализма, утверждения его как ведущего творч. метода имела деятельность Щепкина - актёра, педагога, теоретика рус. театра. Принципы Щепкина были развиты и углублены актёром Александрийского театра А. Е. Мартыновым. В русле демократич. направления развивалось творчество актёров В. Н. Асенковой, В. И. Живокини и др. Иное направление в рус. театре представляло проникнутое монументальной парадностью творчество петерб. трагика В. А. Каратыгина. Обществ, подъём, вызванный развитием освободит, движения с кон. 50-х гг., бурный экономич. рост страны, филос.-публицистич. статьи революционеров-демократов - Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова - оказали большое влияние на театр. Увеличился интерес к рус. драме, отражающей совр. действительность. Мелодрама и водевиль уступили место бытовой драме и комедии. Новый этап в истории театра начинается с появлением пьес А. Н. Островского, получивших наиболее точное и яркое воплощение на сцене Малого театра (" Не в свои сани не садись", 1853, " Бедность не порок", 1854, " Гроза", 1859, " Доходное место", 1863, и мн. др.). Островский дал рус. сцене обширный реалистич. нац. репертуар. На его драматургии выросла плеяда актёров (П. М., М. П. и О. О. Садовские, Л. П. Косицкая, С. В. и П. В. Васильевы и др.), сформировалась школа сценич. игры. Ярчайшим выражением освободительных устремлений рус. театра стало иск-во трагической актрисы М. Н. Ермоловой, создавшей образы Эмилии Галотти (" Эмилия Галотти" Лессинга), Лауренсии (" Овечий источник" Лoпe де Вега), Катерины (" Гроза" Островского), Иоанны д'Арк и Марии Стюарт (" Орлеанская дева" и " Мария Стюарт" Шиллера). Жизненной правдой, тонкостью психологического анализа было отмечено иск-во И. В. Самарина, С. В. Шумского, блеском мастерства - творчество В. В. Самойлова, М. Г. Савиной. Широкое распространение в крупных городах России получают провинц. театры, давшие рус. сцене таких актёров, как П. А. Стрепетова, М. Т. Иванов-Козельский, В. И. Андреев-Бурлак, Н. X. Рыбаков, М. И. Писарев и др. Среди мастеров рус. театра кон. 19 - нач. 20 вв.- Г. Н. Федотова, А. И. Южин, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов. После отмены в 1882 монополии имп. театров возникают частные театры (в т. ч. моск. Театр Корша, располагавший первоклассной труппой). Прогрессивный характер носила деятельность актёра и режиссёра Малого театра А. П.Ленского, стремившегося к обновлению театр, иск-ва, воспитанию актёров высокой культуры. Выдающееся событие в истории рус. и мирового театра - открытие в 1898 созданного К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко Моск. Художеств, театра (МХТ), где была осуществлена реформа репертуара, режиссуры, актёрского иск-ва (см. Московский Художественный академический театр), Большое обществ, значение имел созданный В. Ф. Комиссаржевской в 1904 Драматич. театр в Петербурге, на сцене к-рого ставились пьесы М. Горького и драматургов, группировавшихся вокруг изд-ва " Знание" (С. А. Найдёнов и др.). В 1910-х гг. в театр, иск-ве обострилась борьба различных тенденций. Режиссёрское иск-во В. Э. Мейерхольда (в театре Комиссаржевской, в Александрийском театре), связанное с поэтикой символизма, с принципами условного театра, и А. Я. Таирова (в организованном им в 1914 Камерном театре), с его неприятием натурализма, нередко сближалось с модернистскими, антиреалистич. тенденциями. В этот период возникает ряд экспериментальных театр, студий: Студия Ф. Ф. Комиссаржевского (1910), 1-я Студия МХАТ (1912) и Студия Е. Б. Вахтангова (1913) в Москве, Студия Мейерхольда на Бородинской ул. в Петрограде (1914) и др. Подлинное обновление рус. театра, его выход на новые пути развития связаны с Окт. революцией 1917. По декрету Совнаркома (1917) театры передавались в ведение Нар. комиссариата просвещения. В 1919 принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Политика Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, вдохновлённая идеями В. И. Ленина о партийности и народности иск-ва, указала театру путь к овладению революц. мировоззрением, способствовала постепенному становлению метода социалистического реализма в театре, определив тем самым осн. направление его развития. Старейшие рус. театры сделали первые шаги к сближению с новым, рабочим зрителем, переосмысливая классику - трактуя её в нек-рых случаях в плане " созвучия революции" (" Посадник" А. К. Толстого, 1918, " Старик" Горького, 1919, оба в Малом театре). Монументальные и патетич. образы " Мистерии-буфф" Маяковского (поставлена Мейерхольдом в 1918) положили начало созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революц. романтики, способствовали развитию агитац. театра. Своеобразной его разновидностью явились массовые представления, ставившиеся на улицах и площадях. 1. Сцена из трагедии " Поликсена" В. А. Озерова. Гравюра по рис. Иванова. 2-3. Эскизы костюмов для спектаклей крепостного театра Шереметева. 4. Большой и Малый театры в Москве. 1827. 5-9. Сцены из спектаклей: 5. " Борис Годунов" А. С Пушкина Александрийский театр. 1870 6. " Ревизор" Н. В. Гоголя. Малый театр. 1883. 7. " Лес" А. Н. Островского. Малый театр. И. " Вишневыи сад" А. П. Чехова. Московский Художественный театр. 1904. 9. " Дети солнца" М. Горького. Театр В. Ф Комиссаржевской. 1905. Большое значение в процессе развития театр, культуры имели творч. взаимодействие и соревнование старейших рус. театров, выделенных в группу академических, - Малый, МХАТ, Александрийский (ныне Ленингр. театр драмы им. Пушкина), и вновь организованных - 3-я студия МХТ (1921, позднее Театр им. Вахтангова), Театр РСФСР 1-й (1920, в 1923-38 Театр им. Мейерхольда), Театр Революции (1922, с 1954 - Театр им. Маяковского), Театр им. МГСПС (1923, с 1938 - Театр им. Моссовета) - в Москве, Большой драматич. театр (1919, ныне - им. Горького) - в Ленинграде, Театр " Красный факел" (1920, Одесса, - с 1932 в Новосибирске) и др. В 1918-20 начали работать первые театры для детей. Во 2-й пол. 20-х гг. возникли театры рабочей молодёжи (ТРАМ), позднее часть из них была преобразована в театры Ленинского комсомола. В 20-е гг. театры создали ряд постановок, поев, современности. В спектаклях " Виринея" Сейфуллиной и Правдухина (1925, Театр им. Вахтангова, реж. А. Д. Попов), " Шторм" Билль-Белоцерковского (1925, Театр им. МГСПС, реж. Е. О. Любимов-Ланской), " Любовь Яровая" Тренёва (1926, Малый театр, реж. И. С. Платон, Л. М. Прозоровский), " Бронепоезд 14-69" Иванова (1927, МХАТ, художеств, руководитель Станиславский, реж. Н. Н. Литовцева, И. Я. Судаков) и др. получила новаторское художеств, разрешение проблема взаимоотношений личности и массы, утверждался новый тип героя эпохи революции и Гражд. войны. Важное значение в развитии этого процесса имел 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (1934), на к-ром (прежде всего в докладе и выступлениях Горького) была дана развёрнутая характеристика принципов метода социалистич. реализма лит-ры и иск-ва. 30-е гг. явились в развитии рус. театра периодом утверждения этого осн. метода как определяющего в сценич. иск-ве, находившего всё более глубокое и разностороннее отражение. Социалистический по содержанию, национальный по форме советский театр развивался в процессе живого обмена творческим опытом между деятелями сцены различных народов. Интернац. природа сов. социалистич. театра более отчётливо проявилась и в тех новых творческих взаимоотношениях, к-рые сложились между рус. театром и театр, культурой народов авт. республик, вошедших в состав РСФСР. Располагающий огромным ист. опытом, прочными демократич. традициями, рус. театр выступил надёжным помощником в развитии театра др. народов, объединившихся в Российскую Федерацию (см. раздел Театр в статьях об авт. республиках РСФСР). В формировании нац. театров, начавшемся весьма интенсивно в сов. эпоху, огромное значение имело использование наследия рус. классич. драмы и произведений рус. сов. авторов. Тематический диапазон репертуара театров РСФСР неуклонно расширялся. Небывалое в мировом сценическом иск-ве развитие получила в 30-е гг. тема созидательного труда, разносторонне раскрытая в пьесах В. В. Маяковского (" Баня"), А. Н. Афиногенова, В. П. Катаева и др. Пьесы Н. Ф. Погодина (" Поэма о топоре", " Мой друг") нашли особенно убедительное воплощение (имевшее значение для всего сов. театра) в Моск. театре Революции, в пост. Попова. Героическое звучание приобрели посв. Гражд. войне пьесы В. В. Вишневского - " Первая конная" (1930, Моск. театр Революции, реж. А. Д. Дикий), " Оптимистическая трагедия" (1933, Камерный театр, реж. Таиров). О социалистич. перестройке деревни рассказывали " Хлеб" Киршона (1931, МХАТ), " После бала" Погодина (1934, Моск. театр Революции). Формирование нового мировоззрения сов. интеллигенции раскрывалось в спектаклях " Страх" Афиногенова (МХАТ и Ленингр. академич. театр драмы, оба - в 1931), " Скутаревский" Леонова (1934, Малый театр). Бойцы и командиры Сов. Армии стали героями спектаклей " Последний решительный" Вишневского (1931, Театр им. Мейерхольда), " Бойцы" Ромашова (1934, Малый театр), " Парень из нашего города" Симонова (1941, моск. Театр им. Ленинского комсомола, реж. И. Н. Берсенев). Крупнейшим достижением театра было создание в 1937 и 1938 спектаклей, воплотивших образ В. И. Ленина, - " Человек с ружьём" Погодина (Театр им. Вахтангова, в роли Ленина - Б. В. Щукин, реж. Р. Н. Симонов; Воронежский театр, в роли Ленина - В. И. Флоринский), " Правда" Корнейчука (Моск. театр Революции, в роли Ленина - М. М. Штраух, реж. Н. В. Петров) и др. Углубление иск-ва социалистич. реализма наглядно проявилось в активном обращении театров к драматургии Горького, принёсшем в 30-40-е гг. особенно большие достижения: " Егор Булычев и другие" (1932, Театр им. Вахтангова), " Мещане" (1935, ЦТКА), " Враги" (1935, МХАТ), " Дачники" (1939, Ленингр. Большой драматич. театр), " Варвары" (1941, Малый театр). В 30-40-е гг. были созданы выдающиеся спектакли классич. драматургии: " Отелло" (1935, Малый театр), " Ромео и Джульетта" (1935, Моск. театр Революции), " Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА) Шекспира, " Тартюф" Мольера (1939) и " Три сестры" Чехова (1940; оба МХАТ), " Бешеные деньги" Островского (1945, Театр им. Ермоловой). В 30-е гг. Станиславский завершил создание своей творч. системы (см. Станиславского система). Его опыт и опыт Немировича-Данченко имели решающее влияние на становление сов. режиссуры и актёрского мастерства, оказали положит, воздействие на творч. поиски передовых художников театра во всём мире. Укрепление идейного единства позиций мастеров театра, связанное с преодолением формалистич. и натуралистич. влияний, вело к более полному раскрытию их творческих индивидуальностей. В иск-ве актёра плодотворно и бережно развивалось и обогащалось своеобразие не только индивидуальной манеры, но и определённой творческой школы. Вместе с тем общим для различных направлений было стремление к социальной типизации, органич. проникновение в идейное содержание отд. образа и всего произв. в целом. Это проявлялось и в иск-ве представителей передовых реалистич. традиций - артистов Малого театра (напр., В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, В. О. Массалитиновой, М. М. Климова, А. А. Остужева, В. Н. Пашенной, П. М. Садовского и др.) и МХАТа (О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова, И. М. Москвина, Л. М. Леонидова, М. М. Тарханова), в творчестве Щукина, исходившего из традиций Вахтангова; таких мастеров МХАТа 2-го (организован в 1924 из 1-й студии МХТ), как Берсенев, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова. Своеобразное преломление сов. творч. школы обнаруживалось и в работах актёров Театра им. Мейерхольда и Моск. театра Революции (Штрауха, М. И. Бабановой, И. В. Ильинского, Д. Н. Орлова, Ю. С. Глизер, С. М. Мартинсона и др.), щедро использовавших средства заострённо-гиперболической характеристики. Наряду с представителями старшего поколения в 30- 40-е гг. разносторонне раскрылось дарование многих актёров, заявивших о себе уже в советскую эпоху. В их числе были Е. Н. Гоголева, Н. А. Анненков, М. И. Царёв - в Малом театре; Н. П. Хмелёв. А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, А. П. Кторов, А. О. Степанова, В. Г. Добронравов, Б. Н. Ливанов, А. Н. Грибов, М. М. Яншин, О. Н. Андровская и др.- во МХАТе; В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт - в Моск. театре им. Моссовета. Коллектив Ленингр. академич. театра драмы, куда входили крупнейшие мастера - Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев, И. Н. Певцов, пополнился талантливыми представителями более молодого поколения - Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов, А. Ф. Борисов, Б. А. Бабочкин. Значит, вклад в развитие театров авт. республик внесли актёры: В. В. Тхапсаев, X. Г. Абжалилов, Г. Ц. Цыдынжапов, А. К. Мубаряков и др. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 деятели театра направили все усилия на превращение иск-ва в средство духовной мобилизации народа на отпор фаш. агрессии. Героич. пафос и глубокая народность ярко проявились в постановке наиболее характерных для этого времени пьес: " Русские люди" Симонова, " Нашествие" Леонова и " Фронт" Корнейчука. В послевоен. годы были поставлены спектакли, поев, образам сов. патриотов - участников Великой Отечеств, войны 1941-45: " Молодая гвардия" по Фадееву (1947, Моск. театр драмы, реж. Н. П. Охлопков), " Победители" Чирскова (1946, Ленингр. театр драмы им. Пушкина; 1947, МХАТ), " За тех, кто в море! " Лавренёва (1947, Малый театр). Продолжалась работа над пост, пьес и современности (" В одном городе" Софронова, 1947, Театр им. Моссовета, " Совесть" Чепурина, 1950, ЦТСА), комедийно-сатирич. спектаклями (" Свадьба с приданым" Дьяконова в Моск. театре сатиры и " Калиновая роща" Корнейчука в Малом театре, оба в 1950). 50-е гг. отмечены " вторым рождением" на сцене многих театров РСФСР драматургии Маяковского-" Баня", " Клоп", " Мистерия-буфф"; Вишневского - " Оптимистическая трагедия" (Ленингр. театр драмы им. Пушкина, реж. Г. А. Товстоногов). Среди наиболее интересных новых истолкований классики были постановки: " Гамлет" Шекспира (реж. Охлопков), " Дело" Сухово-Кобылина (реж. Н. П. Акимов), " Маскарад" Лермонтова (реж. Ю. А. Завадский), " Власть тьмы" Л. Н. Толстого (реж. Б. И. Равенских) - спектакли, свидетельствующие об углублении филос. постижения гуманистич. сущности классич. произв., об умении найти отвечающую его стилевой природе выразит, театр, форму. В лучших произв. театр, иск-ва 50 - 60-х гг. с новой силой прозвучала великая ленинская тема в спектаклях различных театров (напр., " Третья патетическая" Погодина, МХАТ, 1959, в роли В. И. Ленина -Б. А. Смирнов). Плодотворные тенденции сказались и в расширении репертуара театров за счёт передовой зарубежной драматургии. Мн. театры ставят пьесы Б. Брехта. Главным направлением развития театра, приобретающим ещё более важное значение, остаётся воплощение образа современника - строителя коммунизма и борца за его идеи. Это объединяет, при всём их своеобразии, осуществлённые различными театрами постановки таких пьес, как " Иркутская история" Арбузова, " Океан" Штейна, " В добрый час! " Розова, " Ленинградский проспект" Штока, " Стряпуха" Софронова, появившихся в 50-х - нач. 60-х гг., и спектакли нач. 70-х гг.- " Человек со стороны" Дворецкого, " Сталевары" Бокарева и др. Большую роль приобретает социально-этич. проблематика, связанная с темой жизни рабочего класса, неотделимая от обществ, смысла науч.-технич. революции, совершающейся в условиях социализма. С кон. 50-х и в 60-е гг. особенно приметным становится вклад в развитие театра мастеров поколения, к к-рому принадлежат режиссёры Г. А. Товстоногов, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос и др., актёры Ю. К. Борисова, К. Ю. Лавров, И. М. Смоктуновский, М. А. Ульянов и мн. др. Подъём творч. активности, поиски новых путей определили возникновение и выдвижение новых театров. Среди них: " Современник" (в 1956-70 возглавлявшийся Ефремовым), Моск. театр драмы и комедии на Таганке, в к-рый влилась группа окончивших уч-ще им. Щукина, руководимая Любимовым. Вместе с давно действующими театрами РСФСР эти творческие коллективы выражают то богатство направлений, к-рое закономерно возникает на основе метода социалистич. реализма, органически вбирающего в себя всё лучшее из прошлого опыта развития театр, культуры. Крупными центрами театр, жизни РСФСР, кроме Москвы и Ленинграда, являются Горький, Казань, Куйбышев, Новосибирск, Саратов, Свердловск, Ярославль и др. города, в к-рых работают коллективы, располагающие большим творческим опытом, значит, традициями. В РСФСР широко ведётся подготовка работников театра (актёров, режиссёров, театроведов). Крупнейшие ин-ты - Государственный ин-т театрального иск-ва им. А. В. Луначарского (ГИТИС), Ленинградский ин-т театра, музыки и кинематографии. Ин-т истории иск-в, ГИТИС, Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии ведут большую н.-и. работу. Среди высших театр, уч. заведений - Школа-студия им. Вл. И. Немировича-Данченко (при МХАТе), Театр, уч-ще им. М. С. Щепкина (при Малом театре), Театр, уч-ще им. Б. В. Щукина (при Театре им. Вахтангова). Художеств.-технич. кадры (кроме спец. ф-та при Школе-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко) готовят ср. уч. заведения. Театр РСФСР внёс огромный вклад в развитие всего советского сценического иск-ва, а тем самым и в мировую театр, культуру. Идеи создания нар. революц. театра, оплодотворявшие искания его крупнейших мастеров, воплощённые в новаторские по своему содержанию и форме произв., оказали воздействие на становление передовых тенденций театр, иск-ва далеко за пределами СССР. Особенно наглядно это проявилось в том влиянии, к-рое оказала и продолжает оказывать и на мировую театр, практику, и на воспитание актёров и режиссёров система Станиславского и вся совокупность его творческих принципов. Достижения театров РСФСР не раз получали высокую оценку во время зарубежных гастролей на различного рода фестивалях и др. Эти успехи стали ещё одним подтверждением того широкого мирового отклика, к-рый неизменно вызывает рус. сов. театр, иск-во. В РСФСР работают (1975) 292 дра-матич., муз.-драматич., детских и юного зрителя театров, Всероссийское театр, об-во (ВТО, осн. в 1883). Лит.: Морозов П. О., История русского театра до половины XVIII столетия, СПБ, 1889; История советского театра, т. 1, [1917 - 1921], Л., 1933; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М. - Л., 1948; его же, Русский драматический театр XIX века, т. 1, Л.- М., 1957; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; его же, Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII - XVIII вв., М., 1958; Очерки истории русского советского драматического театра, __ т. 1-3, М., 1954-61; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958 (статьи о русском театре); История советского драматического театра, т. 1-6, М., 1966-71 (разделы о театрах РСФСР); Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков. (1895-1907). Кн. 1, М., 1968; Данилов С. С., Португалова М. Г., Русский драматический театр XIX в., т. 2, Л., 1974. И. Б. Ростоцкий, Б. И. Ростоцкий. При царском дворе и у богатых бояр были также шуты, участвовавшие в представлениях. Уже в нач. 17 в. демонстрировалась дрессировка животных (" слоновая потеха", " медвежья потеха"), проводились состязания силачей, выступления акробатов и жонглёров. Большое распространение получили конные игры, состязания, способствовавшие возникновению конного цирка. В 18 в. устраивались театрализов. конные карусели, кавалькады и др. Проф. цирки в России возникли в 18 в., в них выступали гл. обр. иностр. артисты, мн. из к-рых остались работать в России. Постепенно они включали в свои труппы рус. исполнителей, воспитывали учеников, из к-рых образовалось первое поколение проф. рус. цирковых артистов. В 1824 приехала труппа Ж. Турниера, с 1827 Турниер выступал в Петербурге в построенном им на набережной р. Фонтанки первом в России стационарном цирке (вскоре приобретённом Дирекцией имп. театров). В 1849 в каменном здании, построенном на месте б. цирка Турниера, открылся стационарный имп. цирк; для подготовки исполнителей в Петерб. театр, уч-ще был создан цирковой класс. Первый стационарный цирк в Москве (на Петровке) сооружён в 1853 В. Н. Новосильцевым. В рус. провинции работали цирки, принадлежавшие помещикам, позже антрепренёрам. Новый этап развития цирка связан с деятельностью братьев А. А., Д. А. и П. А. Никитиных. Уличные артисты, они выступали в балаганах, позже стали известными цирковыми артистами. В 1873 Никитины открыли в Пензе первый рус. цирк, затем стационарные цирки в др. городах, в 1911 - в Москве. Никитины широко привлекали отечеств, артистов, прежде выступавших преим. на площадях и в балаганах. Несмотря на преследования полиции и цензуры, в цирке утверждается сатирич. клоунада. Из клоунов-сатириков особенной популярностью пользовались А. Л. и В. Л. Дуровы, " Бим-Бом" (И. С. Радунский и М. А. Станевский), В. Е. Лазаренко. В. Л. Дуров одновременно был и естествоиспытателем, перенёсшим на цирковую арену результаты опытов с животными. Цирк последовательно утверждал образ прекрасного сильного человека, преодолевающего казалось бы неодолимые препятствия. Рус. борцы, участвовавшие в цирковых чемпионатах, - И. М. Поддубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин и др.- получили мировую известность. Рус. наездники, акробаты, гимнасты, жонглёры, эквилибристы и др. добивались выдающихся успехов на родине и во время гастролей за рубежом. В то же время представления рус. цирка в кон. 19 - нач. 20 вв. стали приобретать и отрицат. черты, отражавшие общее состояние бурж. культуры. Ставившиеся в эти годы пантомимы носили подчас шовинистич. характер, поддерживали колонизаторские идеи, восхваляли бурж. образ жизни. После Окт. революции 1917 цирк, как всё сов. иск-во, стал осуществлять не только развлекательные, но и воспитат. задачи. В 1919 В. И. Ленин подписал Декрет СНК об объединении театрального дела. В спец. пункте этого декрета говорилось о демократич. сущности цирка и о необходимости подъёма художеств, уровня его программ. В 1922 было создано Центр, упр. гос. цирками (ЦУГЦ), постепенно объединившее все действующие цирки. Осн. внимание было обращено на создание острой злободневной клоунады, новых клоунских масок, отказ от грубости, пошлости, присущих бурж. клоунаде. На всём протяжении существования сов. цирка артисты-клоуны В. Л. Дуров, В. Е. Лазаренко, Д. С. Альперов, М. И. Калядин, С. М. Ротмистров, Н. Л. Лавров, Л. Г. Енгибаров, М.Н.Румянцев (Карандаш), К. А. Берман, О. К. Попов, Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, А. Н. Николаев и др. обращались и обращаются к современным темам, их маски и приёмы сохраняют буффонность, присущую цирку. Ставятся тематич. спектакли на революц.-героич. тематику: " Махновщина" Масса, " Москва горит" Маяковского, " Трое наших" Афиногенова и Бурского, " Карнавал на Кубе" Кулиджанова, Местечкина, Никулина, и мн. др. Сов. цирк решительно отказался от номеров, построенных на унижении человеческого достоинства, грубых, нарочито подчёркивающих опасность, лишённых красоты, безвкусных по оформлению. Продолжая лучшие традиции демократич. иск-ва, цирк создаёт выдающиеся произв. во всех жанрах (намного расширяя их границы), использует новейшие достижения науки, техники, спорта. Организованы и успешно работают коллективы оригинальных жанров-" Цирк на льду", " Цирк на воде", " Цирк на сцене", созданы нац. номера - даг. канатоходцев, осет. джигитов, эквилибристов на проволоке и жонглёров из Тувы и др. Ставятся аттракционы, восстанавливающие рус. силовые игры (артист Н. Г. Жеребцов), рус. нар. гулянья (рук. В. Н. Беляков, А. Н. Бондарев) и др. Традиции соединения клоунады с показом дрессированных животных продолжают представители цирковой династии Дуровых. Выступление канатоходцев Волжанских. К ст. РСФСР. 1. Архитекторы Б. Р. Р у б а н е н к о, О. А. Ж а г а р, Е. Л. И о х е л е с, Е. И. К у т ы р е в, А. С. Образцов, В. А. П л и н е р, Ю. А. Шарапов, В. А. Ш к в а р и к о в, инженер Н. А. Дыховичная. Новая часть города Тольятти. Застройка конца 1960-начала 1970-х гг. 2. Архитекторы Е. Л. И о х е л е с, М. Д. Л и п о в е ц к а я и др.. инженер Р. Е. П а т е е в. Новый жилой район Корейская слобода во Владивостоке. 1966-70. 3. Архитекторы А. В. Афанасьев, Е. А. Раевская и др., инженеры Ю. Е. А в р у т и н и др. Новый жилой район Давыдково в Москве. 1969-71. 4. Архитекторы Ю. Л. Ш в а р ц б р е и м, В. Я. Э д е м с к а я, инженеры Н. В. Т о п и л и н, П. У. К а р п о в. Цирк в Сочи. 1971. 5. Архитекторы С. X. Г а л а д ж е в а, В. Д. К р а с и л ь н и к о в, А. А. Попов, В. А. Ш у л ь р и х т е р, инженеры И. Н. К л ю з н е р, Л. Ф. П а р ш и н. Театр в Туле. 1970. б. А. С. Образцов и др. Торговый центр в Научном городке Сибирского отделения АН СССР. 1967. К ст. РСФСР. 1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152-57. 2. Икона " Чудо Георгия о змие". 15 в. Русский музей. Ленинград. 3. Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. 1406. 4, Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484-89. Достроен в 1562-64. 5. " Чудо о Флоре и Лавре". Икона московской школы. Конец 15 в. 6. Андрей Рублёв. Икона " Спас". Ок. 1410-20. 7. Церковь Богоявления в селе Красном Костромской области. 1592. 8. Митрополичьи палаты (Соборный дом) в Ярославле. 1680-е гг. 9. П. С о л а р и. Угловая Арсенальная (Собакина) башня Московского Кремля. 1492-93. (5, 6 - Третьяковская галерея, Москва.) К ст. РСФСР. 1. А. М. Матвеев. Портрет А. П. Голицыной. 1728. Собрание Голицыных. Москва. 2. Ф. С. Рокотов. Портрет В. И. Майкова. Ок. 1766. 3. В. А. Т р о п и н и н. " Крестьянин, обстругивающий костыль". 1834. 4. А. Г. Венецианов. " Захарка". 1825. 5. С. Ф. Щедрин. " На острове Капри". 1826. 6. А. П. Л о с е н к о. " Прощание Гектора с Андромахой". 1773. Фрагмент. 7. П. А. Федотов. " Сватовство майора". 1841. 8. Д. Г. Левицкий. Портрет Е. И. Нелидовой. 1773. 9. К. П. Брюллов. " Последний день Помпеи". 1830-33. Фрагмент. 10. А. А. Иванов. Группа апостолов. Фрагмент картины " Явление Христа народу". 1837-57. (2-6, 7, 10 - Третьяковская галерея, Москва; 8, 9 - Русский музей, Ленинград.) К ст. РСФСР. 1. И. И. Шишкин. " Лесные дали". 1884. 2. В. И. Суриков. " Покорение Сибири Ермаком". 1895. 3. В. Г. П е р о в. " Сельский крестный ход на пасхе". 1861. 4. В. В. Верещагин. " Смертельно раненный". 1873. 5. И. И. Левитан. " Владимирка". 1892. 6. В. А. Серов. Портрет К. А. Коровина. 1891. 7. В. Е. Маковский. " На бульваре". 1886-87. 8. Ф. А. М а л я в и н. " Две девки".. 1910-е гг. 9. М. А. Врубель. " Царевна-Лебедь". 1900. 10. К. А. Коровин. " Пристань в Гурзуфе". 1914. 11. А. Н. Б е н у а. " Фантазия на версальскую тему". 1906. 12. П. П. К о н ч а л о в с к и и. " Агава". 1916. (1, 3-7, 9, 11, 12 - Третьяковская галерея, Москва; 2, 8, 10 - Русский музеи, Ленинград.) К ст. РСФСР. 1. К. С. Петров-Водкин. " Девушка в сарафане". 1928. 2. В. Г. Ц ы п л а к о в. " В. И. Ленин в Смольном", 1947, Центральный музей В. И. Ленина. Москва. 3. Ю. И. Пименов. " Новая Москва". 1937. 4. М. В. Н е с т е р о в. Портрет Е. С. Кругликовой. 1938. 5. Б. В. Иогансон. " На старом уральском заводе" (" Урал демидовский"). 1937. в. С. В. Герасимов. " Зима". 1939. 7. П. Д. Корин. Александр Невский (средняя часть триптиха). 1942-43. 8. А. А. Пластов. " Полдень". 1961. 9. Д. Д. Ж и л и н с к и й. " Гимнасты СССР". 1964. (1, 8 - Русский музей, Ленинград; 3-7 - Третьяковская галерея, Москва.) К ст. РСФСР. 1. Н. А. А н д р е е в. В. И. Ленин. Бронза. 1920. 2. С. Т. Конёнков. Маяковский. Гипс тонированный. 1947. Литературный музей. Москва. 3. И. Д. Ш а д р. Сеятель. Бронза. 1922. 4. С. Д. Л е б е д е в а. Портрет В. И. Мухиной. Гипс. 1939. 5. В. И. Мухина. Портрет И. Л. Хижняка. Бронза. 1942. 6. Н. В. Томский. Памятник М. В. Ломоносову перед университетом на Ленинских горах в Москве. Бронза, гранит. 1953. 7. Л. В. Шервуд. " Часовой". Гипс. 1933. 8. Л. Е. Кербель. Памятник К. Марксу в Карл-Маркс-Штадте (ГДР). Бронза. 1971. 9. Л. Ф. Л а н к и н е н. " Помор". Гранит. 1966. 10. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский и др. Памятник-ансамбль воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. Трептов-парк. Берлин. Бронза, гранит. 1946-49. 11. М. Г. М а н и з е р. Зоя Космодемьянская. Бронза. 1942. (1, 3-5, 7, 9, 11- Третьяковская галерея, Москва.) К ст. РСФСР. 1-10. Сцены из спектаклей: 1. " Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского. Театр им. МГСПС. 1925. 2. " Любовь Яровая" К. А. Тренёва. Малый театр. 1926. 3. " Дачники" М. Горького. Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. 1939. 4. " Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского. Камерный театр. 1933. 5. " Фронт" А. Е. Корнейчука. Театр им. Евг. Вахтангова. 1942. 6. " Третья патетическая" Н. Ф. Погодина. МХАТ. 1958. 7. " Ричард III" У. Шекспира. Куйбышевский драматический театр им. М. Горького. 1962. 8. " Всё остаётся людям" С. И. Алёшина. Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. 1959. 9. " Золотая карета" Л. М. Леонова. Томский драматический театр. 1970. 10. " Человек со стороны" И. М. Дворецкого. Ленинградский театр им. Ленсовета. 1971. К ст. РСФСР. 1-13. Кадры из фильмов: 1. " Броненосец „Потёмкин" ". Реж. С. М. Эйзенштейн. 1925. 2. " Мать". Реж. В. И. Пудовкин. 1926. 3. " Чапаев". Реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы. 1934. 4. " Юность Максима". Реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Тpayбepr. 1935. 5. " Весёлые ребята". Реж. Г. В. Александров. 1934. 6. " Человек с ружьём". Реж. С. И. Юткевич. 1938. 7. " Ленин в 1918". Реж. М. И. Ромм. 1939. 8. " Секретарь райкома". Реж. И. А. Пырьев. 1942. 9. " Коммунист". Реж. Ю. Я. Райзман. 1958. 10. " Баллада о солдате". Реж. Г. Н. Чухрай. 1959. 11. " Война и мир". Реж. С. Ф. Бондарчук. 1966-67. 12. " Любить человека". Реж. С. А. Герасимов. 1972. 13. " А зори здесь тихие...". Реж. С. И. Ростоцкий. 1972. Артисты цирка демонстрировали свои достижения почти во всех зарубежных странах. В РСФСР также выступают артисты различных стран (США, Болгарии, Венгрии, ГДР, ДРВ, Индии, Италии, Китая, Мексики, Польши, ФРГ, Франции и мн. др.). Кадры цирковых артистов готовит Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва в Москве (осн. 1926). Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.- М.; 1947; его же, Цирк, 2 изд., М.- Л., 1971; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; его же, Советский цирк, М., 1963; его же, Советский цирк сегодня, М., 1968. Ю. А. Дмитриев. Эстрада. Начало русского эстрадного иск-ва связано с представлениями скоморохов, к-рые были певцами, музыкантами, исполнителями сатирич. сценок, звукоподражателями, кукольниками, фокусниками и др. В 17 - нач. 18 вв. в оперно-балетные и драматические спектакли вводились вставные, преим. вокально-хореографич. номера (не связанные с осн. темой представления) - дивертисменты, позже они становятся самостоят, номерами в концертах. В дивертисментах участвовали крупнейшие оперные, балетные, драматич. артисты. Короткие рассказы, стихи и монологи исполняли в концертах М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, П. М. Садовский, И. Ф. Горбунов, М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов и др.; обширную концертную деятельность вели оперные певцы П. И. Богатырёв, Ф. И. Шаляпин и др. В формировании рус. эстрады заметную роль сыграли нар. хоры - русские, цыганские и др. В 60-е гг. 19 в. среди хоровых коллективов, выступавших на эстраде, особую известность получили " Славянская капелла" Д. А. Агренева-Славянского, хор И. Молчанова, цыганский хор под управлением И. О. Соколова и др. Из солисток хоров вышли ставшие популярными В. В. Панина, Н. В. Пле-вицкая, А. Д. Вяльцева и др.; гармонист и частушечник П. Е. Невский, куплетисты П. Ф. Жуков и Н. Ф. Монахов и др. В кон. 19 в. эстрадные представления давались на нар. гуляньях, в увеселительных садах; отд. номера часто поднимались до уровня социальной сатиры. Концерты при участии артистов гос. и частных театров проводились в привилегированных клубах и собраниях. Особое место заняли утвердившиеся в нач. 20 в. театры миниатюр, лучшие из которых - " Летучая мышь" (Москва) и " Кривое зеркало" (Петербург), ставили пародии, короткие инсценировки, небольшие пьесы. В них получили известность конферансье Н. Ф. Балиев, К. Э. Гибшман, А. Г. Алексеев. После Окт. революции 1917 с большой остротой встал вопрос об удалении с эстрады элементов пошлости, эротики, к-рые имели место в прошлом, об использовании в сов. эстрадном иск-ве лучших демократич. традиций, создании нового репертуара. В Декрете СНК об объединении театрального дела (1919) указывалось, что и для эстрады обязательны адм. и художеств, требования органов Советской власти, руководящих учреждениями иск-ва. Эстрадные артисты выступали на фронтах Гражд. войны, в рабочих клубах, на заводах и фабриках. В 20-е и 30-е гг. создаются эстрадные театры - мюзик-холлы в Москве, Ленинграде, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону и др. городах, передвижные театры того же типа. В репертуар сов. эстрады входят совр. публицистич. и сатирич. произведения. Сатирич. куплеты, монологи и песенки, направленные против врагов революции, мещан и обывателей, исполняют Б. С. Борисов, Н. П. Смирнов-Сокольский, И. С. Набатов, юморисгич. рассказы читает В. Я. Хенкин, оригинальные номера с куклами показывает С. В. Образцов, в своеобразной манере выступает Р. Зелёная. Песни разных народов исполняет И. П. Яунзем. Утверждается как самостоят, жанр иск-во художеств, чтения, представители к-рого ориентируются на классич. лит-ру и лучшие произв. сов. прозы и поэзии. Крупнейшие мастера этого жанра - А. Я. Закушняк, В. Н. Яхонтов, А. Г. Шварц, В. Н. Аксёнов, С. А. Кочарян, Д. Н. Журавлёв, В. А. Попова, С. М. Балашов, Я. М. Смоленский и др. Ведущие конферансье - М. Н. Гаркави, А. А. Менделевич, П. Г. Райский, Б. С. Врунов, парные конферансы и эстрадные дуэты - Л. Б. Миров и Е. П. Дарский (ныне дуэт Миров и М. В. Новицкий), А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин, П. В. Рыбаков и В. П. Нечаев, А. Б. Лифшиц и А. С. Левенбук и др. Созданные ещё в 20 - 30-е гг. джаз-оркестры (под рук. Л. О. Утёсова и др.) ищут и находят новые формы совр. сов. эстрадной музыки. Среди известных эстрадных певцов разных лет: Т. С. Церетели, К. Джапаридзе, И. Юрьева, Л. А. Русланова, М. Н. Бернес, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, Г. М. Велика-нова, Э. С. Пьеха, М. В. Кристалинская, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль и мн. др. Хореографич. иск-во эстрады обращается к спорту и нар. традициям, что нашло яркое отражение в творчестве артистов А. А. Редель и М.М. Хрусталёва, М. Эсамбаева и др. и в деятельности мн. танц. ансамблей. В эстрадных концертах принимают участие ведущие драматич., оперные и балетные артисты (И. В. Ильинский, И. А. Любезнов, Б. Т. Штоколов, М. М. Плисецкая и др.). Крупнейший артист сов. эстрады А. И. Райкин возглавляет с 1939 Ленингр. театр миниатюр. В 50-60-е гг. возникли новые коллективы: Саратовский театр миниатюр, Моск. театр миниатюр, мюзик-холлы в Москве и Ленинграде. С 1954 в Москве работает Театр эстрады. В 60-70-х гг. создаются многочисл. эстрадно-муз. ансамбли, на эстраде возрождается иск-во пантомимы (А. А. Елизаров и Др.), получают развитие номера, пришедшие с цирковой арены (Л. Г. Енгибаров и др.), с успехом выступают иллюзионисты. В 1960, 1962, 1963, 1964 и 1973 были проведены конкурсы артистов эстрады РСФСР. Выступление Государственного эстрадного оркестра РСФСР под руководством Л. О. Утёсова. Артистов эстрады выпускает спец. отделение (создано в 1961) Гос. уч-ща циркового и эстрадного иск-ва (Москва). Лит.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Эстрада и цирк глазами влюбленного, М., 1971; Воображаемый концерт, [Л., 1971]. Ю. А. Дмитриев.
|