Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейший период.Истоки развития иск-ва на терр
Древнейший период. Истоки развития иск-ва на терр. РСФСР восходят к палеолиту, когда возникли поселения с жилищами земляночного или полуземляночного типа (Костёнки, см. Костёнковско-Боршевские стоянки, Гагарина - в Европ. части; Мальта и Буреть в Иркутской обл.), а их обитатели стали создавать из камня и кости натуралистические фигурки женщин, различные изображения животных и птиц (статуэтки, резьба по рогу и кости, наскальные росписи в Каповой пещере на Урале), орнаментированные костяные браслеты (Мезинская стоянка), бусы (Сунгирьская стоянка). Эпоха неолита представлена обширным кругом памятников, обнаруживающих многочисленные местные отличия. Распространяются наземные постройки, возникают свайные поселения. Распространяется орнаментированная керамика. Меткостью наблюдений отмечены фигурки лосей и медведей, созданные охотниками Прионежья и Сибири, а резные деревянные ковши и ложки из Горбуновского торфяника близ Н. Тагила замечательны гармоничностью сочетания их формы с изображением зверя или птицы. Выдающиеся памятники неолитич. иск-ва - наскальные изображения в Карелии (Бесов Нос, Залавруга), включающие отдельные фигуры людей и животных и целые композиции (сцены охоты, магических ритуалов, солярные знаки). В эпоху энеолита и бронзы распространились жилые постройки с бревенчатым срубом и курганные захоронения, а в Прикубанье также сложенные из монолитов дольмены. Обогащается орнаментация керамики (солярные символы, изображения людей и животных), развивается монументальная скульптура из камня (стелы с изображением человеческих лиц, зверей, фантастич. существ в Минусинской котловине). Появились орнаментиров. и украшенные изображениями литые изделия из бронзы (оружие, орудия, статуэтки и т. п.). Золотые фигуры быков и серебряный сосуд с гравиров. изображением пейзажа и животных из Майкопского кургана (кон. 3-го тыс. до н. э.) свидетельствуют об установившихся в это время связях с цивилизациями Др. Востока. Ручка ложки в виде головы лосихи (из городища Усть-Полуй в районе Салехарда). Олений рог. 2-я половина 1-го тысячелетия до н. э. Искусство эпохи перехода от бронзового века к железному представлено изделиями художественного ремесла кобанской культуры (Сев. Кавказ): изящно изогнутыми топорами с гравировкой, литыми изображениями оленей, людей, зооморфными пряжками. С 8-7 вв. до н. э. по первые вв. н. э., в период распада первобытнообщинного строя и сложения объединений племён, распространился тип поселения, окружённого валом и частоколом (в бассейнах Оки, Камы, Белой и др.), возникли крупные погребальные курганы, особенно в р-нах, заселённых скифами. Получил распространение экспрессивно-стилизов. звериный стиль [скифские золотые изделия из курганов Прикубанья: бляхи в виде рельефных фигурок оленя и пантеры; изображения из золота, дерева, кожи, войлока, найденные в Пазырыкских курганах на Алтае; реалистически точные фигурки и стилизованные изображения животных из Зап. Сибири (Усть-Полуй), Прикамья]. Со временем в ряде областей развивается интерес к изображению человека (в скифском иск-ве фигуры богов-героев на ритоне из кургана Карагодеуашх, бытовые сцены на серебряном сосуде из Воронежских " Частых Курганову, портретные погребальные маски таштыкской культуры из Минусинской котловины; надгробные плиты с изображениями умерших вождей из могильников ананъинской культуры в Прикамье). Наиболее сильно он проявился в тех областях, к-рые испытали культурное воздействие античных городов Северного Причерноморья. Процесс перехода от культуры древности к средневековью, охватывающий 1-е тыс. н. э., характеризуется выдвижением новых плем. объединений и возникновением гос. образований, что послужило основой для дальнейшего развития художеств, творчества. Среди них: плем. союз аланов, характерные памятники к-рого - поселения с кам. укреплениями в Придонье (8-9 вв.), украшения (1-9 вв.) в " полихромном стиле", унаследованном от сарматов, изделия из металла с тиснёным узором (10-12 вв.); Кыргызский каганат (в Хакасии; 6-13 вв.), от иск-ва к-рого сохранились золотые сосуды с тонким орнаментом, рельефные бронзовые накладки на седло (сцена охоты с полными динамики фигурами всадника, стреляющего из лука, и зверей) из Копёнского чаатаса; Болгария Волжско-Камская (10-15 вв.), в столице которой - Волгаре - были сооружены мечети, мавзолеи и др. здания; Хазарский каганат (7-10 вв.), где в г. Саркеле (близ совр. г. Цимлянска) строили визант. мастера. Иск-во племён лесной полосы Европ. части РСФСР в 1-м тыс. н. э. представлено в основном украшениями - застёжками с цветной эмалью у предков совр. народов Прибалтики, фибулами в виде коньков и птиц с привесками на цепочках у угро-финских племён. К 10 в. лесную полосу заселяют слав, племена, оставившие полусферич. курганы, городища и селища. Культовым памятником славян 10 в. является святилище Перынь у Новгорода, имевшее в плане вид восьмилепестковой розетки с деревянной статуей бога Перуна (не сохранилась) в центре. В 9-10 вв. формируется др.-рус. городская культура. Период 10 в. - сер. 13 в. был временем блестящего расцвета иск-ва Др. Руси. Возникнув в кругу вост.- и юж.-европ. ср.-век. культуры, традиции к-рой сложились к тому времени в Византии, др.-рус. иск-во развило воспринятые от неё опыт кам. зодчества, типологию христ. храма, виды и приёмы ср.-век. живописи - фрески, мозаики, иконописи, книжной миниатюры. Оно смогло дать новую жизнь и местным традициям. Др.-рус. иск-во развивалось в многочисл. городах, выраставших на обширной территории от сев.-зап. новгородских земель до Таманского п-ова. В Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке и др. городах строятся монументальные соборы (13-главый Софийский собор в Киеве, более строгий по формам Софийский собор в Новгороде и др.), возводятся оборонит, и дворцовые кам. сооружения, создаются многочисл. произведения изобразит, и декоративно-прикладного иск-ва (подробнее см. в ст. Киевская Русь). В 12 в., в период феод, раздробленности, усилилась роль местных др.-рус. художеств, школ, в частности новгородской школы, создавшей сурово-эпич. стиль живописи, своеобразные типы соборов (Георгиевский Юрьева монастыря) и одноглавых 3-апсидных храмов (Нередица), и влади-миро-суздальской школы, замечательной полными благородства и изящества белокам. постройками (Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире, илл. см. т. 5, табл. VI, VII, стр. 48-49; Покрова на Нерли церковь), а также произведения живописи и декоративной пластики. Произведения ювелирного иск-ва, известные по кладам (колты, серебряные пластинчатые браслеты и др.), выполнялись в технике перегородчатой эмали, черни, филиграни. Резные деревянные изделия (фигурки людей, утварь) открыты раскопками в Новгороде, в Старой Ладоге. Для художеств, ремесла др. -рус. деревни характерно произ-во бронзовых и серебряных украшений: височных колец, гривен и др. Угловая капитель Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.1230-34. Конец 13 - 17 вв. Развитие др. -рус. искусства было прервано монг.-тат. вторжением и с кон. 13 в. возобновилось как процесс формирования собственно рус. иск-ва, к-рый шёл одновременно с формированием укр. и белорус, иск-ва. В кон. 13 - 15 вв. переживает новый подъём новгородская школа, выработавшая своеобразный тип одноглавой церкви с 3-лопастным или островерхим завершением стен, замечательная фресковой живописью 14 в. (росписи Феофана Грека в Спаса на Ильине церкви; илл. см. т. 18, табл IV, стр. 112 - 113), иконописью (расцвет в 15 в.), отразившей вкусы горожан, а также книжной миниатюрой и скульптурой, куда проникали фольклорные и бытовые мотивы. На одно из ведущих мест выдвинулась самобытная псковская школа, для к-рой характерны небольшие церкви с живописными звонницами, крыльцами, галереями (церкви Василия с Горки и др.). В Новгороде и Пскове создаются гор. укрепления, в кон. 13- 14 вв. в сев.-зап. областях строятся крепости (Копоръе, Изборск и др.). Развиваются живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. Но с 14 в. на первое место постепенно выходит художеств, школа Москвы, возглавившей объединение рус. земель. Кремль Московский обносится дубовыми (1339), а затем белокам. (1367) стенами с башнями. К В. от него разрастается посад с деревянными зданиями. Белокам. храмы Москвы 14 в. (Успенский собор в Кремле, 1327, и др.- все не сохранились) следовали типу владимирских домонгольского времени. В кон. 14 - нач. 15 вв. моск. церкви становятся более стройными и нарядными благодаря ярусу кокошников у основания барабана, к-рые, как и закомары и перспективные порталы, получают килевидное завершение (Успенский собор в Звенигороде). В это же время на гл. подъездах к Москве был построен ряд монастырей, имевших оборонительное значение. Инициал из Новгородской псалтири 14 в. (позднее принадлежала Ивану Грозному). Библиотека СССР им. В. И. Ленина. Москва. С образованием во 2-й пол. 15 в. централизов. Рус. гос-ва в Москве сосредоточиваются крупные творч. силы, сумевшие придать рус. художеств, культуре новый масштаб. Рус. иск-во не знало эпохи Возрождения. Но многие его черты (проявление светского начала в зодчестве, тяготение к человеческой одухотворённости в живописи, способность ассимилировать опыт итал. ренессансных мастеров) позволяют расценить его как своего рода параллельное движение в рамках ср.-век. культуры. В последней четв. 15 - нач. 16 вв. Моск. Кремль был расширен до нынешних пределов, возведено кольцо его кирпичных стен с 18 башнями, навесными бойницами и зубцами в виде ласточкина хвоста, сложился ансамбль кремлёвских соборов. На протяжении 16 в. разрастающийся посад был обнесён 3 линиями укреплений (кам. стены Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены Земляного города) и приобрёл отчётливую радиально-кольцевую планировку. В 16 в. в зодчестве Москвы создаётся своеобразный тип кам. храма - башня, крытая шатром (церкви Вознесения в Коломенском и Иоанна Предтечи в Дьяковском, Василия Блаженного храм). Одновременно строятся и 4-столпные 5-главые храмы (собор Новодевичьего монастыря и др.). Кам. стр-во широко велось и в др. центрах Рус. гос-ва. Сооружены кремли Н. Новгорода, Тулы, Коломны, Зарайска, Смоленска, Серпухова. На С. продвигается стр-во монастырей (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь), церк. и жилых кам. зданий (Дворцовая палата в Угличе). В целом же в светской архитектуре преобладало дерево. Деревянными были и многочисл. церк. постройки в сёлах. Рубеж 14-15 вв. ознаменован в Москве подъёмом живописи. Здесь в это время работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Даниил Чёрный, Андрей Рублёв. Доверием и любовью к человеку проникнуты фрески Рублёва в Успенском соборе во Владимире, совершенство рисунка и благозвучие чистых тонов цвета в знаменитой рублёвской иконе " Троица" воплощают её высокое человеческое содержание. В 15 в. известный подъём переживает иск-во скульптуры (рельефные иконы из раскрашенного дерева, работы В. Д. Ермолина в камне). В кон. 15 - нач. 16 вв. стиль живописи определяло творчество Дионисия и его школы, сочетающее праздничную торжественность с тонкостью и изяществом рисунка и колорита (иконы с многочисл. сценами житий святых, росписи Ферапонтова монастыря). В течение 16 в. гармонич. стройность и духовное величие живописи вытесняются стремлением к аллегорич. иносказанию и к назиданию, попытками связать иконопись с реальной историей (написанная по случаю взятия Казани икона " Церковь воинствующая"). В книжной миниатюре появились светские мотивы (Лицевой летописный свод, 1540-60-е гг.). Книгопечатание положило начало рус. гравюре (ксилографии для " Апостола", 1564; илл. см. т. 10, табл. IV, стр. 208-209; т. 12, табл. XXX, стр. 336- 337). На рубеже 16-17 вв. в иконописи, где сохранялись и старые традиции (" годуновская" манера), сложилась строгановская школа с её миниатюрным письмом. Параскева -Пятница. Раскрашенное дерево. Середина 16 в. Историко-архитектурный музей-заповедник. Новгород. В рус. иск-ве 17 в. усиливаются светские тенденции; в него проникают требования и вкусы купечества и населения посада, фольклорное и декоративное начала. С расширением терр. Рус. гос-ва строятся новые города и крепости на Ю. и в Сибири (Якутск); разрастаются торг, и ремесл. города на С. и в Поволжье, в к-рых были сооружены новые кам. хоз. и адм. здания (Гостиный двор в Архангельске), многочисл. церк. постройки (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле и др.). Возводятся и каменные дома с хоз. помещениями в первом и жилыми комнатами в верхних этажах (Поганкины палаты и дом Лапиных во Пскове; богато украшенные дома Коробовых в Калуге и Аверкия Кириллова в Москве, илл. см. т. 17, стр. 18). Сохраняя ср.-век. планировку и композицию, архитектура жилых домов восприняла отд. мотивы ордерного декора. Пёстрое, " узорочное" убранство фасада (рельефная, иногда раскрашенная кирпичная кладка, изразцовые вставки и т. д.) стало характерным и для живописных по композиции приходских церквей сер. 17 в. (церкви Троицы в Никитниках и Рождества богородицы в Путинках - в Москве). В конце века появились постройки нарышкинского стиля (церковь Покрова в Филях в Москве; илл. см. т. 7, стр. 442). В их архитектуре, как и в светских постройках Москвы (Сухарева башня), созревали предпосылки для зодчества нового времени. Вместе с тем в церк. и жилом зодчестве, особенно в деревянной архитектуре, ср.-век. принципы сохранялись не только в 17 в. (дворец в Коломенском в Москве), но частично и в последующее время (деревянные церкви в Кижах). 1. Дом Ершова. Сен редина 19 в. Ныне в Историко-архитектурном музее-заповеднике в Костроме. 2. Деревянная церковь в деревне Панилово Архангельской области. 1600. В монументальной живописи 17 в. всё сильнее пробиваются тенденции к зани-мат. рассказу, конкретным наблюдениям. Росписи ярославских и костромских живописцев, работавших во 2-й пол. 17 в. в Поволжье и в Москве, выглядят как многоцветные ковры, включающие в себя множество реальных сцен и пейзажей. В иконописи нарастает интерес к светотеневой и пространств, трактовке изображения (Иосиф Владимиров, Симон Ушаков). Появился новый жанр - парсуна. Мн. новые искания были связаны с деятельностью Оружейной палаты, ставшей с сер. 17 в. художеств, центром страны. В 17 в. интенсивно развивается декоративно-прикладное иск-во, продолжающее древние традиции: ювелирное дело, художеств, обработка металлов, эмаль, резьба по дереву и камню, художеств, шитьё, набойка, иск-во керамики и т. д. В течение средних веков культура многих народов Севера и Сибири оставалась на уровне первобытной. У стоявших на более высокой ступени развития народов Поволжья сложились самобытные деревянное зодчество, вышивка, резьба по дереву, а в Татарии и Башкирии - каменное культовое и светское зодчество; после присоединения Поволжья к России здесь проявилось влияние русской художественной культуры. На Сев. Кавказе, где до 12 в. строились кам. христ. храмы (в долине р. Б. Зеленчук и др.), в дальнейшем велось стр-во мусульм. культовых зданий, складывался тип горного поселения с кам. домами, расположенными террасами, с жилыми и боевыми башнями; высокого уровня достигла здесь художеств, обработка металла. Братина. Серебро. 1-я четверть 17 в. Оружейная палата. Москва 18-1-я пол. 19 вв. Решительный переход от затянувшегося средневековья к новому времени был осуществлён русским искусством на рубеже 17-18 вв. В нём возобладали светские формы и виды творчества, подъём к-рых был связан с задачами укрепления абсолютистского гос-ва, выходившего на передовой европ. уровень развития. Расширялись культурные связи с Зап. Европой, откуда в Россию приезжали мн. художники и где мн. рус. мастера проходили обучение; в 1757 в Петербурге была осн. художеств, академия европ. типа. Свой ист. поворот рус. иск-во 18 в. осуществляло, проникаясь идеями просветительства; в известной мере в нём можно уловить ренессансное первооткрытие красоты реального мира, ценности деятельной личности. С кон. 17 в. исключит, размах приобрели градостроит. работы, вызванные новыми хоз., политич. и воен. потребностями. Создаются города-заводы на Урале (Невьянск, Екатеринбург) и города-крепости на юж. и сев.-зап. границах страны (Таганрог, Кронштадт), получающие регулярную планировку. Крупнейшим из них стал Петербург. В основу его плана легли 3 луча улиц, сходящихся к Адмиралтейству, а мн. характерные черты облика новой столицы были определены сочетанием её планировки и застройки с водными пространствами. Город застраивался типовыми жилыми домами по " образцовым" проектам, различным для разных сословий гор. населения; сооружались гор. и загородные дворцы (парковый ансамбль Петродворца). В петровское время заметно изменилась типология зданий. Обществ, постройки новых типов возводятся сначала в Москве (Арсенал в Кремле, илл. см. т. 13, табл. XIX, стр. 368-369; театр и б-ка на Красной площади, триумфальные арки), а затем в др. городах, гл. обр. в Петербурге. Рус. архитектура развивалась в системе общеевроп. художеств, стилей. С нач. 18 в. распространяется барокко. Первоначально оно было связано с традициями рус. зодчества 17 в. (Меншикова башня в Москве; илл. см. т. 9, стр. 375), но вскоре приобрело ясный и рациональный ордерный строй, сдержанный декор. В сер. 18 в. на первый план вышло дворцовое зодчество с его великолепными произведениями рус. барокко, в к-рых богатство архит. фантазии сочетается с чёткостью объёмно-пространств. композиции, а изобилие и пышность пластич. форм - с тонкостью деталей и отделки. Эти качества наиболее полно воплотились в работах В. В. Растрелли (Зимний и др. дворцы в Петербурге; ансамбль Царского Села, ныне г. Пушкин). Переход к классицизму в 1760-70-е гг. был ознаменован постройками А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. М. Валлена-Деламота, А. Ринальди. Ярчайшим явлением этого периода было творчество В. И. Баженова (проект перестройки Моск. Кремля, дом Пашкова, ансамбль Царицына в Москве), в к-ром композиц. и пластич. фантазия барокко и проникнутое романтикой эмоциональное начало гармонически слились со свойственными классицизму гражд. пафосом и ощущением величия человеческого разума. Классицизм, в формах к-рого рус. архитектура развивалась до сер. 19 в., был отмечен расцветом градостроит. деятельности, распространением единой стилевой системы, охватившей все отрасли зодчества, вплоть до построек нар. мастеров, интенсивным развитием архитектуры обществ, зданий, в к-рой наиболее полно воплотились свойственные этому стилю гражд. идеалы. Комиссия о кам. строении Санкт-Петербурга и Москвы (её архит. частью руководили с 1763 Ал. В. Квасов, с 1772 И. Е. Старов) разработала более 400 планов реконструкции русских городов. Новая регулярная планировка - 3-лучевая в сочетании с прямоугольной в Твери (ныне г. Калинин) и Ярославле, веерная в Костроме (илл. см. т. 7, стр. 212) - увязывалась со сложившимся историческим планом города и его старыми постройками. Капитальные работы по созданию парадного центра, набережных, разбивка площадей велись по ген. плану Петербурга, составленному в 1763-69 Квасовым. Построенное Дж. Кваренги здание Смольного ин-та (см. Смольный), воздвигнутый Огаревым Таврич. дворец (илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321), здание Публичной б-ки (арх. Е. Т. Соколов) заняли важное место в архит. ансамбле Петербурга. По ген. плану Москвы (1775-90) выпрямляются её улицы, застраивается центр, вместо стен Белого города прокладывается бульварное кольцо. Облик Москвы преобразили постройки М. Ф. Казакова: здание Сената в Кремле, зрительно включившееся и в композицию Красной площади, украсивший центр города Московский университет, многочисл. жилые дома и церкви, отличающиеся благородством пропорций и выразительностью колоннад и портиков. Обширное стр-во велось в провинциальных городах, где наряду с жилыми домами возводились здания присутств. мест, торг, ряды, уч-ща, дома дворянских собраний, театров, церк. постройки. В крупных загородных дворцах ясная и строгая классицистич. архитектура образует в сочетании с характерными для этого времени пейзажными парками новый по характеру ансамбль, проникнутый лирич. началом (постройки Кваренги, Ч. Камерона, Ринальди, В. Ф. Бренны, Н. А. Львова и др. в Царском Селе, Павловске, Гатчине). В 1-е десятилетия 19 в. градостроит. мероприятия классицизма приняли ещё больший размах и сосредоточились прежде всего на создании гор. ансамблей. Развиваясь в формах ампира, архитектура приобретает торжеств, характер, особенно после победы в Отечеств, войне 1812, когда в героико-триумфальных настроениях, охвативших зодчество, преломился подъём патриотич. сознания. Лаконизм мощных объёмов зданий, рельефно рисующиеся на фоне гладких стен и впечатляющие своей силой дорич. колоннады, богатое скульпт. убранство (фигуры Слав, колесницы, воинская арматура, венки и т. п.) служат выражению этих настроений. Первыми тенденции ампира выразили А. Н. Воронихин, произв. к-рого - Казанский собор и Горный ин-т (илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529) в Петербурге - приобрели активное градообразующее значение, и А. Д. Захаров, автор реконструкции Адмиралтейства, ставшего одним из самых замечат. зданий Петербурга. Построенное Ж. Тома де Томоном на стрелке Васильевского острова здание Биржи с 2 ростральными колоннами завершило образование архит.-пространств, ансамбля, раскинувшегося по берегам Невы (илл. см. т. 2, табл. IX, стр. 128). В период после Отечеств, войны 1812 К. И. Росси создаёт ряд выдающихся ансамблей в центре города: Дворцовую площадь; ансамбль, включающий Островского площадь и улицу Росси; Искусств площадь. Постройки А. А. Монферрана и В. П. Стасова вошли в ансамбли Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов) и Марсова поля. Огромные работы были проведены в Москве, к-рая восстанавливалась после пожара 1812. По планам О. И. Бове были разбиты парадные площади, полукольцом окружившие Кремль. Восстанавливались, перестраивались и строились заново монументальные обществ, здания, но облик Москвы определили жилые дома, особняки, небольшие по размерам, с уютными интерьерами, нередко деревянные и оштукатуренные (постройки Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева). В провинциальных городах также строятся обществ, и адм. здания (ун-т в Казани; илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 160-161). В условиях николаевской России стало преобладать стр-во казарм, складов, госпиталей. Повсеместное распространение " образцовых" проектов вносило казённое однообразие в архитектуру городов. К тому же в сер. 19 в. архитектура утрачивает гражд. пафос, классицизм вступает в полосу кризиса. Изменения, пережитые на рубеже 17- 18 вв. изобразит, иск-вом, были особенно глубоки. На смену иконописи и церк. росписям пришли светские живопись, гравюра (преим. видовая и батальная) и во многом формирующаяся заново скульптура. Важное место в художеств, творчестве, воспринявшем реалистич. опыт иск-ва Зап. Европы, принадлежит непосредственно познават. устремлениям. Заметную роль стало играть и воспринимающее чувств, красоту действительности, а также служащее прославлению гос-ва декоративное иск-во: рельефы, резьба, парковая скульптура, оформление праздников и триумфов, декоративная роспись. Особенно же существ, значение в иск-ве, порывающем со средневековьем, приобрёл образ человека. Живопись первых рус. портретистов 18 в. (А. М. Матвеев, И. Н. Никитин) запечатлела энергичного, действенного человека петровского времени. Развиваются также портрет, воспринимающий парадные приёмы барокко (Л. Каравак и др.), и живопись, тяготеющая к точности изображения, сопряжённая с непосредственным и несколько наивным поэтич. восприятием мира (И. Я. Вишняков, И. П. Аргунов, А. П. Антропов). К области портрета относятся и наибольшие достижения скульптуры 1-й пол. 18 в. (работы Б. К. Растрелли). Лубочная картинка " Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь". Гравюра на дереве. 1-я четверть 18 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Дальнейший подъём рус. портретное иск-во переживает во 2-й пол. 18 в. В это время работали живописцы Ф. С. Рокотов, тонко передававший одухотворённую внутреннюю жизнь своих моделей, Д. Г. Левицкий - создатель портретов, полных жизнеутверждающей силы, отмеченных точностью и глубиной характеристик, В. Л. Боровиковский, у к-рого классицистич. идеал человека сочетался с мотивами, навеянными сентиментализмом. У скульптора Ф. И. Шубина классицистический в основе портретный образ наполнялся яркостью и многообразием характеристик, увлечённой передачей реальных свойств человеческой натуры. В 18 в. начали развиваться рус. ист. живопись (А. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и бытовой жанр (И. Фирсов, М. Шибанов, И. А. Ерменёв). Становление пейзажа было связано с науч.-познават. традицией, обогащавшейся эмоциональным восприятием мотива (видопись М. И. Махаева, М. М. Иванова). Одновременно большую конкретность приобретал декоративный пейзаж-панно (Сем. Ф. Щедрин), складывалось иск-во гор. пейзажа, проникнутого ощущением поэтич. красоты города (петерб. виды Ф. Я. Алексеева). Пейзажи и портреты создавались и в гравюре (Е. П. Чемесов, Г. И. Скородумов). Период классицизма стал одной из вершин в развитии рус. скульптуры, воплотившей в лирич. и героико-драматич. мотивах представление о гармонич., прекрасном человеке (работы И. П. Прокофьева, М. И. Козловского и др.). Глубиной и благородством запечатленных чувств характеризуются мраморные и бронз, надгробия, созданные Ф. Г. Гордеевым и И. П. Мартосом. Скульптура (в частности, рельеф и статуарные композиции), соотнесённая с плоскостью стены, нашла широкое применение в архитектуре, особенно в 1-й трети 19 в. (работы Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова и др.). Важное место в ансамблях рус. городов заняла монументальная скульптура, проникнутая возвышенным героич. содержанием (памятники в Петербурге и Москве работы Э. М. Фальконе, Козловского, Мартоса, Б. И. Орловского). И. А. Е рмен н ё в. " Нищие". Акварель. 1-я половина 1770-х гг. Русский музей. Ленинград. В связи с кризисом классицизма как универсального " стиля эпохи" ист.-художеств, процесс приобрёл в 1-й пол. 19 в. многослойный характер. Так, ист. живопись (А. И. Иванов, А. Е. Егоров), скованная идеально-условными традициями классицизма, оказалась не в состоянии непосредственно откликнуться на события Отечеств, войны 1812, а графика воен. лет породила целое движение сатирич. публицистики, обращённой к жизни и воспринявшей опыт лубка (А. О. Орловский, А. Г. Венецианов и др.). В первую очередь с творчеством портретистов было связано становление романтизма, к-рый чуждался пафоса государственности и выражал растущее самосознание личности. В произв. О. А. Кипренского, запечатлевших человека в состоянии внутр. подъёма, воодушевления, и лирически-камерных работах В. А. Тропинина утверждались естественность характера и свобода чувств частного человека. Автор бравурных парадных портретов, К. П. Брюллов в поздних интимных портретах достигает глубины психологии, анализа. Нарастающий интерес к нац., нар. мотивам преломился в возвышенно-идиллич. либо непосредственно-характерных образах, созданных Венециановым и живописцами венециановской школы; эти художники сделали темой иск-ва мир, окружающий человека в его обычной жизни. Представление романтиков о человеке как герое ист. драмы воплощалось в больших картинах, становившихся явлениями духовной жизни общества (" Последний день Помпеи" Брюллова, илл. см. т. 10, табл. XXXIX, стр. 560-561; " Явление Христа народу" А. А. Иванова, илл. см. т. 10, табл. I, стр. 208). Кофейный сервиз на одну персону. Фарфор. Завод А. Г. Попова. Середина 19 в. 1. Квасник. Гжельская майолика. 1787. Исторический музей. Москва. 2. Серебряная чаша с сольвычегодской финифтью. 17 в. Оружейная палата. Москва. В период романтизма переживает подъём иск-во пейзажа, тяготеющее к эмоциональному образу, к передаче цветового и пространственного единства живой среды, одухотворённой присутствием человека. Эти поиски отразились в проникнутых ощущением безмятежного счастья лирич. итал. картинах Сил. Ф. Щедрина. Пленэрные тенденции (см. Пленэр) сказались также в живописи М. И. Лебедева и наиболее сильно - в пейзажах Иванова, стремившегося к созданию величеств, и цельной картины мира. Однако к сер. 19 в. в пейзаже возобладал романтич. академизм с его тяготением к внешним эффектам (М. Н. Воробьёв и др.). Фрагмент резного деревянного фриза дома в Нижегородской губернии. 19 в. Исторический музей. Москва. К сер. 19 в. гл. роль в иск-ве стала играть жанровая живопись. Её мастера обратились к конкретным событиям жизни, восприняв критич. тенденции и чувство характерного, сложившиеся к тому времени в сатирич. графике (А. А. Агин, Е. Е. Бернардский, создавшие альбомы гоголевских типов). В картинах П. А. Федотова изобличение социально-нравств. пороков сочетается с живым восприятием поэзии обыденной жизни; в его позднем творчестве появляется тема трагич. безысходности человека во враждебном мире. Ларец, облицованный резными костяными пластинками. Середина 18 в. Русский музей. Ленинград. Декоративное иск-во в течение 18 - 1-й пол. 19 вв. развивалось в системе общехудожеств, стилей, обнаруживая тесную связь с архитектурой. В 18 в. богатейшее убранство барочных зданий (резьба по дереву, лепнина, роспись) создавали крупные художники и нар. мастера. Мн. видные архитекторы и художники работали в области декоративного иск-ва в период классицизма (металлич. ограда петерб. Летнего сада, созданная Ю. М. Фельтеном и П. Е. Егоровым; изделия из цветного камня по проектам Кваренги, Воронихина и др.). С сер. 18 в. ведёт свою историю иск-во рус. фарфора, тогда же вступает в период нового подъёма художеств, стеклоделие. В 18 - нач. 19 вв. развивается резьба по кости. Особую ветвь пластич. творчества составляло собственно нар. иск-во, тесно связанное с потребностями крест, быта, опирающееся на традиции, уходящие корнями в глубь веков: выделка деревянных резных игрушек (см. Богородская резьба) и керамич. посуды (см. Гжельская керамика), кружевоплетение (см. Вологодское кружево, Елецкое кружево), вышивка (см. Торжокское золотое шитьё), роспись на деревянных ложках и токарной посуде (см. Хохломская роспись). 2-я пол. 19 - нач. 20 вв. Развитие России по капиталистическому пути во 2-й пол. 19 в. во многом изменило характер художеств, жизни и соотношение видов творчества. Подъём революц. движения оказывал всё более глубокое воздействие на художеств, культуру страны. Во 2-й пол. 19 в. архитектура теряет ведущее эстетич, значение, но интенсивно разрабатывает новую типологию, вызванную к жизни развитием хоз. и обществ, потребностей, осваивает новые стройматериалы (в первую очередь металлич. конструкции, применяемые для перекрытия обширных помещений). Ведётся стр-во пром. и трансп. сооружений. Строя банки, больницы, гостиницы, торг, и адм. здания, архитекторы тяготеют к функциональному решению их плана и композиции. Типичными для большого города становятся т. н. доходные многоквартирные секционные жилые дома, различные по уровню комфорта для разных имуществ. категорий жильцов. Растущие города испытывают на себе всю тяжесть стихийного капиталистич. развития, на окраинах возникают р-ны рабочих казарм и трущобы. Градостроительство переживает упадок. Попытки решить эстетич. задачи архитектуры путём использования мотивов ч исторических стилей" или " русского стиля" порождали стилизацию и эклектику. В нач. 20 в. возникают новые градостроит. идеи (посёлки, проектировавшиеся В. Н. Семёновым по типу города-сада; проекты новых р-нов Петербурга, разработанные И. А. Фоминым; проект частичной реконструкции Петербурга, предлож. Л. Н. Бенуа, и др.). Но градостроит. замыслы передовых зодчих без решения социальных проблем архитектуры оставались во многом утопическими. На рубеже 19-20 вв. известные перемены в облик городов внёс стиль " модерн". В наибольшей мере он сказался в архитектуре особняков и дорогих доходных домов (работы Ф.О. Шехтеля, Ф. И. Лидваля и др.). Во 2-й пол. 1900-1910-х гг. эта прихотливая архитектура приобретает большую строгость и рациональность, в облике построек проявляется роль железобетонных конструкций (работы И. И. Рерберга и др.). Параллельно с " модерном" (и отчасти с ним смыкаясь) существовало течение, применявшее мотивы др.-рус. зодчества (А. В. Щусев), классицизма (Фомин), ренессанса (И. В. Жолтовский). Фрагмент вышитого полотенца. Архангельская область. 1-я пол. 19 в. Музей народного искусства. Москва. О. А. К и п р е н с к и й. Портрет А. Р. Томилова. Итальянский карандаш. 1813. Русский музей. Ленинград. Декоративное иск-во 2-й пол. 19 в. испытало кризис в связи с распадом классицизма, утверждением эклектики, вытеснением ремесл. труда фабричным в изготовлении тканей, фарфоровых, фаянсовых, стеклянных изделий. Развитие нар. художеств, промыслов (резьба и роспись по дереву, резьба по кости, керамика, вышивка и т. д.) шло в это время под знаком превращения традиц. нар. творчества в товарное произ-во и губительного воздействия капиталистич. экономики. На рубеже 19-20 вв. в декоративном иск-ве утверждаются принципы стиля " модерн", выдвинувшего программу эстетич. преображения окружающей среды. В области декоративного иск-ва работают крупнейшие художники (В. А. Серов, М. А. Врубель, С. В. Малютин и др.); предпринимаются усилия для оживления народных промыслов (в Абрамцеве, Талашкине), однако эти начинания имели ограниченный характер. Во 2-й пол. 19 в. коренным образом изменился характер развития изобразит, иск-ва. Ведущую, определяющую роль приобрело демократич. реалистич. движение, прочно связанное с социально-освободит. борьбой и выступившее как важная обществ, сила в духовной жизни страны. Это иск-во возникло в противовес далёкому от жизни академизму, оплотом к-рого служила АХ. Демонстративно покинув АХ в 1863, группа её учеников образовала Артель художников, а в 1870 передовые художники учредили Товарищество передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). Восприняв эстетич. принципы революционеров-демократов, передовые художники увидели свою задачу в изобличении тирании и угнетения человека, в защите народа и прославлении высоких качеств нар. характера. В их иск-ве, получившем в сов. искусствоведении назв. " критич. реализм" (см. Реализм), ведущее значение приобрели бытовой жанр и портрет. Новое движение было во многом подготовлено сатирич. графикой журналов " Искра" и " Гудок", творчеством рисовальщиков Н. А. Степанова, П. М. Шмелькова и др. С конца 1850-х гг. стремление к жизненности ситуаций, психологизму образов становится характерным для живописи, проникающейся идеями защиты униженных и оскорблённых (картины В. И. Якоби, Н. В. Неврева, В. В. Пукирева, Л. И. Соломаткина). Творчество крупнейшего художника 1860-х гг. В. Г. Перова эволюционирует от изобличительно-сатирич. работ к обобщённым образам нар. жизни, открывающим её эстетич. значимость. Кисти Перова принадлежит один из первых социаль-но-психологич. портретов 2-й пол. 19 в.- портрет Ф. М. Достоевского. В ист. живопись, где долгое время господствовал эпигонский академизм (Ф. А. Бруни и др.), внёс интерес к реальному содержанию событий прошлого В. Г. Шварц; в творчестве Н. Н. Ге религиозно-ист, сцены превратились в потрясающие драматич. события, вопиющие о человеческом страдании. Наиболее последоват. выражение новые художеств, тенденции получили в творчестве передвижников, к-рые в 1870- 1880-х гг. создали самобытный тип реалистич. станковой картины, обобщённо изображающей социальную жизнь и утверждающей красоту и значительность нар. характеров. В их иск-ве преломились антисамодержавные настроения передовой части рус. общества, её жгучий интерес к крест, вопросу пореформенной эпохи. Крест, тема заняла важное место в творчестве Г. Г. Мясоедова, В. М. Максимова, А.И. Корзухина, И.М.Прянишникова, к-рые, начав с воссоздания эпизодов обыденной жизни, в дальнейшем пришли к социально-аналитич. показу людей и ситуаций. Тот же путь прошёл и К. А. Савицкий, воплотивший в многофигурных картинах жизнь крестьянства и рабочего люда. В небольших полотнах внимательного наблюдателя и знатока человеческих характеров В. Е. Маковского ярко проявилось его умение увидеть обществ, смысл обычных явлений. В портретных и жанровых произв. Н. А. Ярошенко запечатлены новые социальные типы, провозглашена высокая этика гражд. подвига. Деятельность передвижников активно поддерживал критик В. В. Стасов, а их вождём стал И. Н. Крамской -создатель портретных образов, утверждающих духовную содержательность человека, его нравств. величие. Представления художника об ответственности личности перед историей и перед своей совестью воплотились в картине " Христос в пустыне" (илл. см. т. 13, вклейка к стр. 193), явившейся одним из первых опытов создания возвышенного обобщённого образа на основе принципов критического реализма. Этич. истолкование евангельских сюжетов в духе современности характерно и для ист. живописи В. Д. Поленова. Образы, рождённые в героич. эпосе, нар. сказке и песне, ввёл в рус. ист. жанр В. М. Васнецов (" Богатыри"). Близкий к передвижникам, В. В. Верещагин совершил переворот в батальной живописи, наполнив её демократическим содержанием, строгой жизненной правдой. Многие его картины прозвучали как гневное изобличение милитаризма (" Апофеоз войны"). Н. Н. Г е. " Голгофа". 1893. Третьяковская галерея. Москва. К. А. Савицкий. " Ремонтные работы на железной дороге". 1874. Третьяковская галерея. Москва. Яркое, высокоталантливое воплощение идеи передвижничества получили в многогранном творчестве И. Е. Репина. В монументальных полотнах он выразил обобщённое представление о современности, правдиво запечатлел облик крест. России в её острейших противоречиях (" Бурлаки на Волге", илл. см. на вклейке к стр. 280; " Крестный ход в Курской губернии"). Точные индивидуальные характеристики сочетаются в них с воссозданием динамики людской массы, пластич. лепка формы - с живописной передачей пейзажной среды. В картинах на тему революц. движения Репин выступает как яркий мастер психологич. драмы (" Не ждали"). В его портретных образах сложно переплетаются личные и социально-типологич. особенности модели (портрет М. П. Мусоргского). Глубокой правдой изображения сильных характеров и драматич. переживаний проникнуты ист. полотна Репина (" Иван Грозный и сын его Иван"). Рус. ист. живопись 19 в. достигла вершины в творчестве В. И. Сурикова, увидевшего в народе гл. героя истории. В своих многофигурных картинах художник обращается к её критич. моментам, показывает непримиримые столкновения ист. сил, открывает в людской массе многообразие человеческих характеров и душевных состояний (" Утро стрелецкой казни", илл. см. т. 9, табл. XX, стр.193; " Боярыня Морозова"). Объективное знание натуры Суриков сочетает с её импульсивно-эмоциональным восприятием, многоплановый анализ - с мгновенным охватом целого. Применяя рефлексы, он включает предметы в свето-воз-душную среду, а светотеневое построение объёмов дополняет лепкой формы цветом. Опытами правдивого изображения облика рус. природы (М. К. Клодт, Л. Л. Каменев) был начат новый этап в развитии пейзажной живописи. С 1870-х гг. передвижники поднимают пейзаж на уровень большого, общественно значимого иск-ва. А. К. Саврасов в картине " Грачи прилетели" проник во внутр. жизнь природы, наполнил её образ человеческими чувствами. Эмоционально насыщены и пейзажи Поленова, стремившегося сочетать материальность изображения с передачей солнечного света и воздуха. В творчестве И. И. Шишкина рус. природа предстаёт во всём величии и значительности, а в живописи Ф. А. Васильева изображается в необыденно взволнованном состоянии. Ещё более подчёркнутый характер эта эмоциональная трактовка природы приобретает в творчестве А. И. Куинджи, прибегающего к звучным эффектам освещения. Под влиянием передвижников углубляет содержание пейзажного образа поздний И. К. Айвазовский. Целый этап в развитии рус. пейзажной живописи составило творчество И. И. Левитана, создателя " пейзажа настроения". В его ранних работах раскрывается светлая, задумчивая красота, таящаяся в незатейливом пейзажном мотиве, обжитом человеческим чувством. В поздний период художник создаёт своего рода тематич. пейзажные картины, воплощающие глубокие суждения о жизни. В скульптуре 2-й половины 19 в., стремившейся показать человека в его естественном облике, развивались малые формы, сложился тип станковой статуи, предназначенной для выставки и музея (М. М. Антокольский и др.). Сильное влияние станковой скульптуры испытала монументальная пластика (А. М. Опекушин и др.). И.Н. К рамской. " Полесовщик". 1874. Третьяковская галерея. Москва. В. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. И. Римского- Корсакова " Снегурочка". Акварель. 1885. Третьяковская галерея. Москва. Рус. иск-во 1890-1910-х гг. отражает назревающий революц. взрыв; в нём в сложных и множеств, формах проявляется борьба двух культур - кризисной бурж.-дворянской и рождающейся пролетарской. На этом этапе реалистич. демократич. тенденции борются не только с офиц. идеологией, но и с рядом новых течений, для к-рых характерен программный отказ от обществ, задач иск-ва и реалистич. познания мира. Творчество художников 1890-х гг., отправляясь б. ч. от традиций передвижников, в дальнейшем развивается по-разному. Одно из течений составляют В. Н. Бакшеев, И. П. Богданов, К. В. Лебедев, повествующие о маленьком человеке, задавленном обыдёнщиной. Для гл. направления позднего передвижничества характерно обращение к острейшим социально-политич. вопросам. Оно сказалось в творчестве С. А. Коровина, А. Е. Архипова, писавшего и лирич. картины, и др. Н. А. Касаткин вводит в рус. иск-во пролет, тему, создавая образ рабочего класса как грозной силы, утверждающей себя в жизни общества (" Углекопы. Смена"). Разгорающаяся революц. борьба стала гл. содержанием творчества С. В. Иванова, отразившего всю непримиримость столкновения классовых сил. Н. А. Ярошенко. " Кочегар". 1878. Третьяковская галерея. Москва. Из передвижнич. истоков развилось и течение (представленное гл. обр. мастерами Союза русских художников), тяготевшее к лирически-одухотворённым образам, прославлявшее устойчивую красоту нар. характера, рус. природы. Одним из его пионеров был М. В. Нестеров- автор картин, проникнутых возвышенным поэтич. чувством, с к-рым сплетаются религиозно-идиллич. ноты. Для этого, национально-романтического течения характерны декоративность цвета, броскость силуэтов, плоскостность композиций (портреты-типы Ф. А. Малявина, исторические полотна С. В. Иванова и А. П. Рябушкина). Пейзажная живопись тяготеет к непосредственности эмоционального переживания, к-рая проявляется как у художников, следующих традициям передвижников (А. С. Степанов, С. Ю. Жуковский), так и у воспринимающих веяния импрессионизма и постимпрессионизма (И. Э. Грабарь). Эту общую тенденцию особенно ярко выразил К. А. Коровин - мастер празднично-чувственных, живописно-динамичных образов. Одновременно выступают и ученики Куинджи (К. Ф. Богаевский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов), создающие пейзажи-картины, нередко отмеченные символической выразительностью. С. Б. Иванов. " У стенки. Эпизод 1905 года". Офорт. Новые качества реалистич. иск-ва ярко сказались в творчестве В. А. Серова. Он воспринимает мир во всём богатстве движения и цвета, но со временем вырабатывает более строгую манеру, характеризующуюся сдержанной колористич. гаммой, графически отточенной линией. Эти средства служат Серову для создания портрета-картины, прославляющего артистизм творч. личности, её гражд. достоинство. Художник обогатил тонкой лирической трактовкой крестьянскую тему, в картинах на античные темы прославил вечную красоту человека и природы, а в работах, посвящённых петровской эпохе, раскрыл её драматический пафос. М. А. Врубель за привычным значением явлений и предметов ощущал их внутр. одухотворённость, сопричастную сказочной символистской фантастике. Гл. место в его живописи занял образ Демона - символ величия и трагич. обречённости. В творчестве Врубеля отчётливо проявилось характерное для стиля " модерн" утопич. стремление преобразить жизнь с помощью иск-ва, охватывающего собой все стороны предметного окружения человека: Врубель работал и в области монументально-декоративной росписи и скульптуры, и в сфере прикладного искусства, и как художник книги. Та же тенденция сказалась и в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, искавшего большой декоративный стиль живописи. Желание противопоставить " антихудожественности" окружающей жизни эсте-тич. идеал вдохновляло членов " Мира искусства". Они создали особый тип лирич. ист. пейзажа (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере), способствовали подъёму иск-ва гравюры (А. П. Остроумова-Лебедева), книжной графики (Бенуа, И. Я. Билибин), театр, живописи (А. Я. Головин, Л. С. Бакст). Но в созданный ими иллюзорный мир эстетич. независимости от социальной жизни, опорой к-рому служили художеств, ценности прошлого, вторгалось и прямое воздействие совр. реальности, о чём свидетельствуют урбанистич. работы М. В. Добужинского. Революция 1905-07 размежевала художников и объединения. На первое место выдвинулись те виды и жанры иск-ва, к-рые смогли активно участвовать в политич. борьбе. Важную роль приобрела журнальная графика. С политическими рисунками выступили в эти годы Серов, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, Добужинский, Лансере, Билибин и др. В живописи на события революции откликнулись Репин, Поленов, В. Маковский, С. Иванов, Касаткин, Л. В. Попов, И. И. Бродский. Появились произв., свидетельствующие о том, что идеи социализма проникают в творчество передовых художников (скульпт. портреты К. Маркса работы А. С. Голубкиной, рабочего-боевика Ивана Чуркина - С. Т. Конёнкова). В статье " Партийная организация и партийная литература" В. И. Ленин ставит задачу включения художеств, творчества в борьбу, ведущуюся партией, определяя тем самым дальнейшие перспективы революц. демократич. иск-ва. Л.С. Бакст. " Синий бог". Эскиз костюма к балету Р. Хана " Синий бог". Антреприза С. П. Дягилева. 1912. Н. К. Р ё р и х. " Дозор". 1905. Русский музей. Ленинград. М. В. Добужинский. " Умиротворенние". Карикатура, обличающая кровавое подавление царскими войсками Декабрьского вооружённого восстания в Москве. Журнал " Жупел", 1905, № 2. И. Э. Грабарь. " Хризантемы". 1905. Третьяковская галерея. Москва. После поражения революции, в период 1907-17, иск-во в значительной мере замыкается в сфере эстетических движений, развиваясь, однако, весьма интенсивно, в резких столкновениях бунтарства и охранительства, гуманизма и декаданса. Реалистич. традиции сохраняются в пейзаже П. И. Петровичева и Л. В. Туржанского, портретной живописи Малютина и получают дальнейшую разработку в лирико-созерцат. живописи К. Ф. Юона, в красочном, с оттенком стилизации иск-ве Кустодиева. В 1910-е гг. в творчестве ряда " мирискусников" (3. Е. Серебрякова и др.) проступают тенденции неоклассицизма. В скульптуре на смену веяниям импрессионизма (П П. Трубецкой, ряд работ Н. А. Андреева) приходят поиски пластин, цельности образа (А. Т. Матвеев), нередко с претворением антич. и фольклорных мотивов (Конёнков). Одновременно сложились течения, в к-рых противоречиво уживаются обострённо чуткое восприятие жизни и бегство от неё, поиски новой художеств, выразительности и разрушит, формалистич. тенденции. В живописи " Голубой розы" туманно-мистич. мотивы порой сосуществуют с красочной поэзией бытия Востока (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов). Особый мир создан в одухотворённых символич. композициях К. С. Петрова-Водкина с их стилизованным сферич. пространством и в мечтательно-причудливых картинах М. 3. Шагала. Мастера " Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, -И. И. Машков, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк) прибегали к деформации натуры, но в то же время воссоздавали материально-чувств. выразительность предметного мира. Выделившееся из этой группировки футуристич. крыло (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова и др.), с его анархически-бунтарскими настроениями и тягой к художеств, мифотворчеству, фактически порывает с реальной действительностью (см. " Ослиный хвост"). В сер. 10-х гг. выступают первые представители абстрактного искусства (К. С. Малевич, В. В. Кандинский). Т. о., в России, ставшей ко времени Окт. революции 1917 средоточием мирового социального конфликта, в самой острой и бурной форме выразились противоречия и кризис иск-ва бурж. общества. Прогрессивное рус. иск-во оказало революционизирующее воздействие на иск-во др. народов России, питавшееся нац. я социально-освободит. идеями. Оно способствовало преодолению ср.-век. норм в художеств, культуре народов Кавказа и Ср. Азии, вошедших в 19 в. в состав России. Достижения передового реалистич. иск-ва, порождённого рус. демократич. культурой, формировавшейся в тесной связи с освободит., революц. движелием, определили выдающееся место иск-ва России в мировой художеств, культуре. Советское искусство. Окт. революция создала условия для развития иск-ва нового ист. типа - иск-ва социалистического общества, прочно связанного с жизнью народа, выражающего его интересы, являющегося активной идеологич. и воспитат. силой. Отмена частной собственности на землю, национализация пром-сти и плановая организация нар. х-ва открыли принципиально новые пути для градостроительства, определили общегос. размах архит.-строит. работ. Уже в первые годы Сов. власти началась разработка проектов планировки городов - Москвы (Щусев и др.), Петрограда (Фомин и др.). Архитекторы активно участвовали в реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Стремление выразить новые идеи находило преимуществ, воплощение в проектной деятельности, к-рой были присущи черты отвлечённо-возвышенной романтики. Вместе с тем в эти же годы началось стр-во первых сов. индустр. и инж. сооружений (радиобашня в Москве, инж. В. Г. Шухов, сооружённые по плану ГОЭЛРО Шатурская ГРЭС, арх. Л. А. Веснин, и Волховская ГЭС, арх. О. Р. Мунц и др.). Б. М. Кустодиев. " Ф. И. Шаляпин на ярмарке". 1922. Русский музей. Ленинград. С решением задач социалистич. преобразования страны были связаны в сер. 20-х гг. первые крупные градостроит. работы - коренная перестройка быв. пролет, окраин Москвы и Ленинграда. Там строились благоустроенные жилые массивы для рабочих, создававшиеся как целостные архит. ансамбли; они включали необходимые учреждения социально-бытового обслуживания (школы, столовые и др.). Началось стр-во рабочих клубов (Дворец культуры им. А. М. Горького в Ленинграде, арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, илл. см. т. 14, табл. XXIV, стр. 320-321; клуб им. И. В. Русакова в Москве, арх. К. С. Мельников), в 1923 в Москве был создан комплекс Всероссийской с.-х. и кустарно-пром. выставки. Возведённый в 20-е гг. Мавзолей В. И. Ленина (арх. Щусев), объединяющий функции проникнутого большой идейно-художественной силой мемориального сооружения и торжеств, трибуны, обогатил собой ансамбль Красной площади. В связи с созданием новых пром. сооружений в годы 1-й пятилетки (1929-32) началась реконструкция старых городов (Свердловска, Новосибирска, Челябинска), возникают новые пром. центры (Магнитогорск, Новокузнецк и др.), благоустроенные, озеленённые, построенные на основе комплексных проектов, предусматривающих рациональную взаимосвязь промышленных и жилых зон и сети культурно-бытового обслуживания. Предпринимаются опыты разработки жилища нового типа - т. н. домакоммуны (М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев и др.). Каждая из творч. группировок 20-х - нач. 30-х гг. (Аснова, ОСА и др.) имела свои взгляды на вопросы социальной природы архитектуры и развития города (доходившие до крайности идеи урбанизма и дезурбанизма), на содержание и форму в архитектуре, роль техники для зодчества и его функциональные задачи. Ведущее положение заняли течения, представители к-рых решали преимущественно функционально-конструктивные вопросы архитектуры (сооружения бр. Весниных, И. А. и П. А. Голосовых; проекты И. И. Леонидова). Одновременно развивалось направление, интерпретировавшее в совр. духе принципы классич. ордерной архитектуры (Фомин) или же буквально следовавшее её образцам (Жолтовский). Монументальная пропаганда. 1. Архитектор С. Е. Чернышёв, скульптор В. К о л ь ц о в. Мемориальная доска, которая была установлена в 1918 на здании Исторического музея в Москве. Дерево. 2. Г. Д. Алексеев. Горельеф " Союз рабочих и крестьян" на фронтоне здания Центрального музея В. И. Ленина в Москве. Железобетон. 1918. В творчестве совместно работавших В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха сосуществовал интерес к классич. мотивам (Библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве) и к формам " новой архитектуры" (театр в Ростове-на-Дону). В сер. 30-х гг. наступила новая фаза в развитии архитектуры. Значительно возросло пром. стр-во (реконструкция автозавода в Горьком, арх. А. С. Фисенко и др., тракторного з-да в Волгограде, арх. Николаев), где нашли широкое применение металлич. конструкции и сборный железобетон. Архитекторы стремятся придать утилитарным постройкам художеств, выразительность, привлекая средства изобразит, иск-ва (сооружения метрополитена в Москве, Москвы имени канала, моск. мосты; арх. Щусев, Фомин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядев и др.). Гл. принципы социалистич. переустройства городов определило пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР " О Генеральном плане реконструкции Москвы" (1935). В соответствии с ген. планом (арх. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.), сохранившим исторически сложившуюся планировочную структуру города, был реконструирован центр Москвы, созданы новые, широкие магистрали, преобразившие облик столицы (арх. А. Г. Мордвинов, Г. П. Гольц и др.). Ген. планы Ленинграда (1932-34 и 1935-36, Л. А. Ильин и др.; 1938-40, Н. В. Баранов и др.) предусматривали сохранение ист. центра города и создание новых жилых р-нов на свободных территориях (М. Охта, Автово, Моск. проспект и др., арх. А. А. Оль, Б. Р. Рубаненко, И. И. Фомин и др.). Были разработаны ген. планы для сотен городов СССР. Для творч. деятельности архитекторов, объединившихся в 1932 в единый Союз сов. архитекторов (см. Союз архитекторов СССР), определяющими становятся поиски идейно значимых образов, претворяющих наследие мирового и нац. зодчества. Заметную роль в формировании такой направленности архит. процесса сыграл конкурс на проект Дворца Советов в Москве (1932). Наиболее наглядно новое движение выразилось в архитектуре крупных адм. и обществ, сооружений (Воен. академия им. М. В. Фрунзе, арх. Л. В. Руднев и В. О. Мунц, и Театр Сов. Армии, арх. К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев, - в Москве; адм. здание на Моск. проспекте в Ленинграде, арх. Н. А. Троцкий). Лучшим постройкам были присущи монументальность и романтическая приподнятость образа. Однако в архитектуре того времени имелись элементы подражательности, неоправданного стремления придать зданиям парадный характер. Эти тенденции проявились и в архитектуре прогрессивных в конструктивном отношении первых крупноблочных жилых домов (А. К. Буров), и в сооружениях ВСХВ в Москве (1939). Но в лучших выставочных зданиях были достигнуты яркая выразительность, высокий уровень синтеза пластич. иск-в (павильон СССР на Междунар. выставке 1937 в Париже, арх. Б. М. Иофан, скульптор В. И. Мухина; илл. см. т. 2, табл. XXX, стр. 256-257). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 архитектура и стр-во решали неотложные задачи, связанные с перемещением пром. предприятий в вост. р-ны. Восстановление разрушенных фаш. захватчиками сотен сов. городов стало героич. страницей в истории сов. градостроительства. Города возрождались в соответствии с ген. планами восстановления и дальнейшего развития, коренным образом улучшались их планировка и застройка: так, в Волгограде (арх. Алабян, Н. X. Поляков, Симбирцев и др.) была создана новая композиция гор. центра и город получил выход к берегу Волги, ранее застроенному производств, сооружениями. Исключительное по сложности восстановление разрушенных и повреждённых памятников архитектуры было проведено в Ленинграде и его пригородах, в Новгороде, Пскове. При восстановлении и реконструкции городов создавались новые ансамбли, сады, парки, объединённые общим композиц. замыслом. По этим принципам был разработан и осуществлён проект восстановления и развития Ленинграда (арх. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.). В нач. 50-х гг. в Москве сооружена группа высотных зданий, местоположение к-рых органично увязано с радиально-кольцевой планировкой столицы. Наиболее крупное из них - ансамбль ун-та на Ленинских горах (арх. Руднев и др.; илл. см. т. 17, стр. 44), выигрышно вписанный в рельеф местности и обладающий большим градоформирующим значением. Рост городов был связан с огромной работой по восстановлению пром. предприятий и со стр-вом новых з-дов и крупных гидротехнич. сооружений (Волжский каскад; Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина, арх. Л. М. Поляков и др.). Несмотря на успехи стр-ва во 2-й пол. 40-х- 1-й пол. 50-х гг., в целом его темпы и характер не отвечали возросшим требованиям жизни; причиной этого были устаревшая практика строит, произ-ва, отсталость его материально-технич. базы и т. п. Решит, перестройка архит.-строит, деятельности (к-рая началась после Всесоюзного совещания строителей и архитекторов в дек. 1954) привела к широкой индустриализации стр-ва. Переход к ме-ханизиров. монтажу сооружений из элементов заводского изготовления (крупные блоки, панели), создание сети домостроит. з-дов и комбинатов позволили резко увеличить объём стр-ва, прежде всего в целях удовлетворения потребности населения в благоустроенном жилье. Изменился и эстетич. характер архитектуры, освободившейся от подражания " историческим стилям". В жил. стр-ве широкое применение получил принцип микрорайонной застройки, включая комплекс учреждений повседневного обслуживания (магазины, школы и т. д.). В целях экономии и повышения темпов стр-ва новые жилые р-ны, как правило, возводились на свободных территориях. С сер. 50-х гг. крупные жилые массивы создавались в Москве, Ленинграде, Ярославле, Свердловске, Горьком, Волгограде, Куйбышеве, Владивостоке, Красноярске, Омске, Новосибирске и др. городах. В 60-х гг. по новым ген. планам реконструировались и завтраивались мн. города РСФСР, в т. ч. столицы (Якутск, Ижевск, Элиста, Нальчик) и индустр. центры (Салават, Октябрьский, Норильск) авт. республик, областей, нац. округов. В процессе этой созидат. работы, проводившейся силами архитекторов разных поколений и национальностей, были достигнуты успехи в создании выразит, архит. ансамблей (проспект Калинина в Москве со зданием СЭВ, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др., илл. см. т. 7, табл. XV, стр. 208-209, и т. 17, табл. III, VI, стр. 16-17; Ленинский мемориал в Ульяновске, арх. Б. С. Мезенцев и др.). В 60-70-х гг. ведутся поиски синтеза архитектуры и изобразит, иск-ва, что способствует усилению идейно-воспитат. роли архитектуры и возникновению в городах целостной идейно-эстетич. среды, служащей целям формирования наиболее благоприятных условий жизни и труда народа. Эти задачи решаются при создании новых городов (Набережные Челны, арх. Б. Р. Рубаненко и др.) и реконструкции старых, где формируются новые архит. ансамбли (Мурманск, Архангельск, Пермь, Свердловск, Кострома, Коломна, Владимир и др.). В 60-70-х гг. типология крупнопанельного домостроения приобретает большее разнообразие, смешанная застройка жилых р-нов зданиями разной этажности позволяет преодолеть однообразие массовой жилой архитектуры и усилить выразительность архит. комплексов. Плодотворные архит. поиски ведутся в области пром. строительства и гидростроительства (Братская ГЭС, арх. Г. М. Орлов и др.); улучшается функциональное и эстетич. решение производств, интерьеров, трансп. зданий и сооружений. Совершенствуется архитектура больниц, санаториев (в р-нах Сочи, Минеральных Вод и др.), гостиниц, уч. зданий, детских учреждений (Дворец пионеров и школьников в Москве, арх. И. А. Покровский и др., илл. см. т. 7, табл. LII, стр. 545), спортивных сооружений (комплекс стадиона имени В. И. Ленина в Москве, арх. Власов и др., илл. см.: т. 2, табл. IX, стр. 128; т. 5, стр. 150; т. 17, табл. IV-V, стр. 16-17). Новую архит. выразительность приобретают традиц. типы учреждений культуры (кинотеатр " Россия" в Москве, 1961, арх. Ю. Н. Шевердяев и др., илл. см. т. 12, табл. IX, стр. 176; Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге, 1967, арх. Б. Г. Бархин и др., илл. см. т. 11, табл. XXVII, стр. 224-225; театр в Туле, 1970, арх. С. X. Галаджева, В. Д. Красильников и др.; цирк в Казани, 1967, арх. Г. М. Пичуев), разрабатываются типы зрелищно-спортивного универсального зала, кино- и телецентров (телецентр в Москве, 1968, арх. Л. И. Баталов и др.; башня - 1967, инж. Н. В. Никитин, Б. А. Злобин, арх. Д. И. Бурдин и др., илл. см. т. 17, табл. VI, стр. 16-17). В архитектуре обществ, зданий воплощаются передовые идеи эпохи (Кремлёвский Дворец съездов в Москве, арх. Посохин, Мндоянц и др.)- В 60-70-х гг. развернулось стр-во в колхозах и совхозах, имеющее целью обеспечить сел. населённые пункты необходимыми видами гор. благоустройства и культурного обслуживания (совхоз " Заря коммунизма" в Моск. обл. и др.). Архитекторы Л. Н. П о п о в, А. Ф.Фокина, инженер Н. М. Силина. Станция метро " Полежаевская " о Москве. 1972. В. В. Маяковский. " Товарищи, не поддавайтесь панике! ". " Окно сатиры РОСТА" № 70. 1920. К. Ф. Юон. " Купола и ласточки". 1921. Третьяковская галерея. Москва. В. В. Лебедев. Обложка книги С. Я.Маршака " Цирк". Издана в 1925. Неуклонно крепнут творч. контакты архитекторов РСФСР с зодчими др. республик СССР. Многочисл. работы росс, архитекторов за рубежом способствуют повышению авторитета сов. архитектуры, решающей передовые социальные и эстетич. задачи. Окт. революция 1917, сделав изобразит, иск-во достоянием всех трудящихся, привлекла его к решению больших соцкально-политич. задач, создала условия для всестороннего и свободного развития творчества, служащего созиданию нового строя. Выдвинутый партией призыв поставить иск-во на службу революции позволил художникам молодой Сов. республики яснее определить свои политич. и творч. позиции, развить традиции реалистич. демократич. творчества, преодолеть бурж. консервативные и эстетские взгляды, а также анархически-бунтарские представления о революц. иск-ве как творчестве, совершающем разрушит, переворот в области формы; партия отвергла и претензии футуристов и деятелей Пролеткульта на монополию в сфере новой культуры. В условиях ожесточённой классовой борьбы пережили расцвет иск-во агитац. призывного плаката, газетно-журнальная сатирич. графика (Д. С. Моор, В. Н. Дени), родился своеобразный, рисованный от руки и размножавшийся с помощью трафарета плакат " Окон РОСТА" (М. М. Черемных, В. В. Маяковский и др.). Важную роль в деле революц. воспитания творч. интеллигенции и формирования принципов идейного реалистич. иск-ва сыграл ленинский план монументальной пропаганды. В его осуществлении участвовали крупнейшие скульпторы - Андреев, Конёнков, Матвеев, М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров, Мухина, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд, С. Д. Эрьзя. Иск-во книжной графики получило возможности для широкого развития в связи с массовым изданием произв. классич. лит-ры. Кустодиев, Лансере, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин и др. закладывают реалистич. основы сов. иск-ва книги. События революции нашли в станковой живописи и графике первых послереволюц. лет разнообразное отражение - от конкретно-исторического (картины Бродского, И. А. Владимирова; рисунки Малявина) до романтико-
|