Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Печать, радиовещание, телевидение 5 страница






Лучшие произв. воен. времени отражали особую духовную атмосферу, сочетавшую идейно-нравств. подъём с реализмом, осознание патриотич. единства народов страны с возросшим вниманием к чувству долга гражданина, к общечеловеческому, личному (дружба, любовь, семья, дом, жизнь, смерть). В таком идейно-эмоциональном ключе написаны, в частности, стихи Симонова (" Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..."), Суркова (" Бьётся в тесной печурке огонь..."), М. А. Дудина (р. 1916, сб. " Костёр на перекрёстке", 1944), " Февральский дневник", 1942, и др. произв. О. Ф. Берггольц (1910-75), обострённый лиризм к-рых усилен суровой действительностью блокадного быта.

Исследуя характер сов. человека, лит-pa стремилась выявить социально-ист, природу его стойкости, источником к-рой является социалистич. строй (поэмы " Пулковский меридиан", 1943, В. М. Инбер, 1890-1972; " Сын", 1943, П. Г. Антокольского, р. 1896; " Пропал без вести", 1942-46, Е. А. Долматовского, р. 1915; повести В. С. Гроссмана, 1905- 1964, " Народ бессмертен", 1942, и Леонова " Взятие Великошумска", 1944).

Вершинным произведением лит-ры воен. лет явилась поэма Твардовского " Василий Тёркин" (1942-45), где с исключит, глубиной и силой выражен нар. взгляд на войну, широкий круг общенар. чувств воен. времени. Герой поэмы - обобщённый тип рус. сов. солдата Великой Отечеств, войны, средоточие тех качеств, к-рые помогли сов. народу выстоять и победить. Исполненная глубокой правдивости и юмора, классически ясная по своей поэтич. форме, " книга про бойца" стала любимой книгой миллионов людей. В послевоен. время рус. лит-pa продолжала художеств, осмысление войны и победы. На документальной основе создаются роман " Молодая гвардия" (1945, новая редакция 1951) Фадеева и " Повесть о настоящем человеке" (1946) Б. Н. Полевого (р. 1908), в к-рых раскрыта нравств. сущность сов. человека - победителя фашизма, его самозабвенная устремлённость к подвигу. История краснодонской подпольной комсомольской орг-ции позволила Фадееву нарисовать типичные образы героич. представителей сов. молодёжи, создать роман большого воспитат. значения, показать неодолимую силу сов. патриотизма. В произведениях о Великой Отечеств, войне выявляется художеств, многообразие рус. прозы первых послевоен. лет. Так, роман М. С. Бубеннова (р. 1909) " Белая берёза" (кн. 1, 1947) рисует события первых месяцев войны в сугубо реалистич. ключе, а в повести " Звезда" (1947) Э. Г. Казакевича (1913-62), правдиво рассказывающей о подвиге и гибели группы разведчиков, отчётливо звучит героико-романтич. нота. В " Спутниках" (1946) В. Ф. Пановой (1905-73) объектом для художеств, исследования человеческих характеров стали будни санитарного поезда. В романе " Буря" (1947) Эренбурга сделана попытка создать эпич. картину 2-й мировой войны.

Глубина воен. бедствия, пережитого народом, с большой силой выразилась в поэме Твардовского " Дом у дороги" (1946). О своём видении войны и человека на войне заявляют молодые поэты - недавние фронтовики: С. П. Гудзенко (1922-53), А. И. Недогонов (1914-48), С. С. Наровчатов (р. 1919), А. П. Межиров (р. 1923), позднее - К. Я. Ваншенкин (р. 1925), Е. М. Винокуров (р. 1925), С. С. Орлов (р. 1921), М. Д. Львов (р. 1917) и др.

Для развития послевоенной лит-ры большое значение имели постановления ЦК ВКП(б) по идеологич. вопросам (" О журналах „Звезда" и „Ленинград" " и др.), принятые в 1946-48. Эти решения были направлены на то, чтобы поднять на более высокий уровень идеологич. работу в стране, указывали на высокую миссию социалистич. лит-ры и иск-ва. В них было подчёркнуто значение принципа коммунистич. партийности для художеств, творчества, роль марксистско-ленинского мировоззрения в правдивом отображении социалистич. действительности. Решения ЦК КПСС нацеливали на создание произведений, сочетающих высокую идейность и совершенство художеств, формы.

Центральное место в лит-ре кон. 40-х - нач. 50-х гг. заняла тема трудового подвига. Мн. писатели стремились создать образы передовых тружеников города и деревни, коммунистов-организаторов масс, командиров произ-ва. Таковы Воропаев из романа П. А. Павленко (1899- 1951) " Счастье" (1947), инженеры Батманов и Беридзе из романа В. Н. Ажаева (1915-68) " Далеко от Москвы" (1948), персонажи романов " Жатва" (1950) Г. Е. Николаевой (1911-63), " Дни нашей жизни" (1952) В. К. Кетлинской (р. 1906), " Высота" (1952) Е. 3. Воробьёва (р. 1910), поэм " Флаг над сельсоветом" (1947) Недогонова, " Весна в „Победе" " (1948) Н. М. Грибачёва (р. 1910), " Рабочий день" (1948) М. К. Луконина (р. 1918), пьесы А. В. Софронова (р. 1911) " Московский характер" (1948) и др. Таковы три поколения династии рабочих-кораблестроителей в романе В. А. Кочетова (1912-73) " Журбины" (1952) и др.

Сов. писатели активно участвуют в борьбе за мир, разоблачают бурж. образ жизни и идеологию буржуазии, империализм и колониализм, вскрывают противоположность двух социальных систем: книги стихов Симонова " Друзья и враги" (1948), Суркова " Миру - мир" (1950), Тихонова " Два потока" (1951), пьесы " Русский вопрос" (1946) Симонова, " Голос Америки" (1950) Лавренёва, публицистич. очерки Грибачёва и др.

Заметное место в послевоен. рус. лит-ре заняли роман Пановой " Кружилиха" (1948), трилогия Каверина " Открытая книга" (1949-56), рассказы С. П. Антонова (р. 1915), Ю. М. Нагибина (р. 1920). В социально-филос. романе Леонова " Русский лес" (1953) раскрыто гуманистич. содержание подвига народа в войне с фашизмом, воспет труд как творчество, высшее проявление человеческого бытия. Картины предреволюц. и революц. лет воссоздавались в книгах " Первые радости" (1945), " Необыкновенное лето" (1947-48) и " Костёр" (1961 - 1965) Федина, " Строговы" (1939-46) Г. М. Маркова (р. 1911), " Хребты Саянские" (1940-54) С. В. Сартакова (р. 1908), " Сотворение мира" (отд. изд. 1956) В. А. Закруткина (р. 1908), " Повесть о детстве" (1949) и др. произв. Гладкова, " Открытие мира" (1947-67) В. А. Смирнова (р. 1905).

Победа сов. народа в Великой Отечеств, войне 1941-45, создание мировой системы социализма, интенсивный процесс крушения колон, системы изменили облик планеты, определили более глубокое идейно-политич. и художеств, мышление деятелей лит-ры.

В 50-х гг. лит-pa обогатилась новыми произведениями, содержащими глубокий анализ совр. сов. действительности. Они отражали происходящие в жизни перемены и назревающие потребности общественного развития, связанные с появлением в сов. обществе черт зрелого социализма, взятым Коммунистич. партией курсом на дальнейшую демократизацию обществ, жизни, важным звеном к-рого явилось преодоление последствий культа личности. Сов. лит-pa стала более глубоко решать задачи социально-филос. осмысления жизни. Была преодолена имевшая место в кон. 40-х - нач. 50-х гг. в отд. произведениях тенденция к упрощённому изображению сов. действительности, к её " лакировке".

Лирич. дневником поэта-гражданина, напряжённо размышляющего о прошлом и настоящем социалистич. Родины, о глубоком ист. смысле происходящих в ней перемен, об ответственности художника перед народом, стала поэма Твардовского " За далью - даль" (1950-60). Широкая картина жизни сов. общества 50-х гг. дана в романе Николаевой " Битва в пути" (1957). Стремление смело вскрывать жизненные противоречия и конфликты, с парт, позиций искать пути их преодоления звучало в повести В. Ф. Тендрякова (р. 1923) " Не ко двору" (1954), романах Пановой " Времена года" (1953), Д. А. Гранина (р. 1919) " Искатели" (1954), пьесах В. С. Розова (р. 1913) " В добрый час" и А. П. Штейна (р. 1906) " Персональное дело" (обе - 1954). Повести " Жестокость" и " Испытательный срок" (обе - 1956) П. Ф. Нилина (р. 1908). романы Ю. П. Германа (1910- 1967) " Дело, которому ты служишь" (кн. 1 - 1957, кн. 2 -" Дорогой мой человек", 1961, кн. 3 -" Я отвечаю за всё", 1964) содержали художеств, осмысление проблем социалистич. гуманизма, доверия к человеку.

В 50-х гг. начался новый подъём сов. очерка, в к-ром были поставлены мн. актуальные проблемы сов. действительности. С публицистич. страстностью, доскональным знанием материала заговорили о наболевших вопросах села В. В. Овечкин (1904-68; " Районные будни", 1952-56), А. В. Калинин (р. 1916; " На среднем уровне", 1954) и др.

Видное место в лит. процессе заняла документальная лит-pa. Появились книги, исследующие экономич., социальные, психологич. корни фашизма, раскрывающие масштабы преступлений против мира и человечности, предающие гласности имена преступников и их жертв, факты героич. борьбы сов. людей с врагом (" Люди с чистой совестью", 1946, П.П. Верши-горы, 1905-63; " Это было под Ровно", 1948, Д. Н. Медведева, 1898-1954). Большой вклад в создание летописи Великой Отечеств, войны 1941-45 внёс С. С. Смирнов (р. 1915) своими книгами " Брестская крепость" (1957), " Герои Брестской крепости" (1959) и др.

Об оживлении лит. жизни во 2-й пол. 50-х гг. свидетельствует значит, увеличение лит.-художеств, и теоретич. журналов, альманахов (" Юность", " Иностранная литература" - с 1955; " Наш современник", " Молодая гвардия" - с 1956; " Дон", " Москва", " Вопросы литературы" - с 1957; " Русская литература", газ. " Литература и жизнь" - с 1958).

Наряду с Москвой и Ленинградом возникли крупные лит. центры в Вологде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Смоленске, Иркутске, Хабаровске и др. городах Росс. Федерации. Был создан Союз писателей РСФСР (1-й съезд в дек. 1958). Широкую известность в Сов. Союзе и за его пределами приобрели произведения татарина М. Джалиля (1906-44), героически погибшего в фаш. плену, аварца Р. Гамзатова (р. 1923), башкира М. Карима (р. 1919), балкарца К. Кулиева (р. 1917), калмыка Д. Кугультинова (р. 1922), чукчи Ю. Рытхэу (р. 1930) и мн. др. писателей. Лит-ры братских народов страны, в т. ч. народов Росс. Федерации, не только испытывают влияние рус. сов. лит-ры, но и сами оказывают на неё благотворное воздействие. Происходит взаимообогащение сов. нац. лит-р (см. разделы Литература в статьях об отд. авт. республиках, РСФСР).

Как в прозе (" Дневные звёзды", 1959, Берггольц; " Владимирские просёлки", 1957, и " Капля росы", 1960, В. А. Солоухина, р. 1924), так и в поэзии 50- 60-х гг. растут удельный вес лирич. начала, стремление к филос. обобщениям. Преемственность ист. эпох, бессмертие революции - лейтмотив обширного цикла филос.-лирич. поэм Луговского " Середина века" (1958). О величии творчества, о сущности красоты и одухотворённости природы размышлял Заболоцкий (сб. " Стихотворения", 1959). Каждый в своей поэтич. манере, со своим кругом мыслей, тем, переживаний создают образцы филос. лирики Антокольский (сб. " Мастерская", 1958), Асеев (сб. " Лад", 1961), Маршак (" Избранная лирика", 1962), Л. Н. Мартынов (р. 1905; " Стихотворения", 1961), Светлов (кн. " Охотничий домик", 1964). Появляется цикл стихов Пастернака (" Когда разгуляется", 1956- 1959), сб. Ахматовой (" Бег времени", 1965). Раскрывается своеобразие творчества поэтов " среднего поколения": Б. А. Слуцкого (р. 1919; сб-ки " Память", 1957, " Работа", 1964), Винокурова (сб. " Признанья", 1958), Д. С. Самойлова (р. 1920; сб-ки " Ближние страны", 1958, " Второй перевал", 1963), А. Я. Яшина (1913-68; сб-ки " Совесть", 1961, " Босиком по земле", 1965), В. С. Шефнера (р. 1914; сб-ки " Знаки Земли", 1961, " Своды", 1967), Межирова (сб-ки " Ветровое стекло", 1961, " Прощание со снегом", 1964), В. Н. Соколова (р. 1928; сб-ки " На солнечной стороне", 1961, " Смена дней", 1965). Раздумья о любви и труде, об ист. роли рабочего класса, о сов. Родине выражены в стихах А. Прокофьева (кн. " Приглашение к путешествию", I960), Н. И. Рыленкова (1909-69; " Стихотворения и поэмы", т. 1-2, 1959), Б. А. Ручьёва (1913-73; сб. " Лирика", 1959), Смелякова (поэма " Строгая любовь", 1956, сб. " Разговор о главном", 1959), В. Д. Фёдорова (р. 1918; поэма " Проданная Венера", 1958), Щипачёва, Дудина, С. В. Смирнова (р. 1913).

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. в лит-ру вошла группа молодых писателей, чьи выступления, при всём различии художеств, таланта, отличались гражд. пафосом, активными творческими поисками: Е. А. Евтушенко (р. 1933; сб-ки " Обещание", 1957, " Яблоко", 1960, поэма " Братская ГЭС", 1965), А. А. Вознесенский (р. 1933; сб-ки " Парабола", 1960, " Антимиры", 1964), Р. И. Рождественский (р. 1932; поэмы " Спутник", 1958, " Письмо в тридцатый век", 1965), В. Д. Цыбин (р. 1932; сб-ки " Медовуха", 1960, " Ау! ", 1967), В. П. Аксёнов (р. 1932; повесть " Коллеги", 1960), Ю. П. Казаков (р. 1927; сб. рассказов " Голубое и зелёное", 1963). Они ввели в лит-ру молодого героя, преодолевающего в творческом труде отвлечённо романтич. восприятие жизни. Молодой человек во взаимоотношениях с окружающим миром - одна из центр, тем и в драматургии этого времени: " Иркутская история" (1959) Арбузова, " Фабричная девчонка" (1956) А. М. Володина (р. 1919).

В своеобразной элегической, иронич. тональности выдержано творчество выступивших в это же время поэтов: Б. А. Ахмадулиной (р. 1937; сб. " Струна", 1962), Н. Н. Матвеевой (р. 1934; сб-ки " Кораблик", 1963, " Душа вещей", 1966), Б. Ш. Окуджавы (р. 1924; сб-ки " Острова", 1959, " Весёлый барабанщик", 1964).

В лит-ре 60-х гг. отчётливо выявилось неск. осн. тематич. линий. Рассказ Шолохова " Судьба человека" (1957), где показана стойкость рус. солдата, вынесшего неимоверные испытания, положил начало новому подъёму т. н. " воен. прозы": роман " Суровое поле" (1958) Калинина, повести " Пядь земли" (1959) Г. Я. Бакланова (р. 1923), " Последние залпы" (1959) Ю. В. Бондарева (р. 1924), " Танки идут ромбом" (1963) А. Ананьева (р. 1925), "...А зори здесь тихие" (1969) Б. Л. Васильева (р. 1924), " Пастух и пастушка" (1971) В. П. Астафьева (р. 1924), рассказ В. М. Богомолова (р. 1926) " Иван" (1958). Многоплановое изображение Великой Отечеств, войны дали в своих романах П. Л. Проскурин (р. 1928) " Исход" (1966) и " Судьба" (1972), Г. И. Коновалов (р. 1908)" Истоки" (1959-67), Бондарев " Горячий снег" (1969), А. Б. Чаковский (р. 1913) " Блокада" (1968-75). Значит, явлением совр. лит-ры стала трилогия Симонова " Живые и мёртвые" (1959-71) - эпич. произведение о войне, основанное на богатом фактич. материале, размышление о недавней трагич. и героич. истории родины. К новым сторонам истории Великой Отечеств, войны обратились писатели: Богомолов (" В августе сорок четвертого", 1974), Бондарев (" Берег", 1975), И.Ф.Стаднюк(р.1920)" Война" (1970-74).

Крупными событиями 50-60-х гг. явились выход 2-й части романа Шолохова " Поднятая целина" (1955-60) и новых глав его романа " Они сражались за Родину" (1943-69). Лит-pa неоднократно обращалась к различным этапам сов. истории: " Сентиментальный роман" (1958) Пановой - эпоха нэпа; " Солёная Падь" (1967-68) С. П. Залыгина (р. 1913) - Гражд. война; " Память земли" (1961- 1970) В. Д. Фоменко (р. 1911) - первые послевоен. годы. История революц. борьбы и социалистич. строительства в Сибири запечатлена в судьбах героев романов Г. Маркова " Соль земли" (1954-60), " Отец и сын" (1963-64), " Сибирь" (1969-73). Своё место в лит. процессе этих лет заняли мемуарно-художеств. произв. старых мастеров: Эреноурга, Паустовского, Чуковского, Маршака, Исаковского, Каверина, В. Б. Шкловского (р. 1893).

Политич. и духовные процессы современности стимулируют усиление внимания к ленинской теме, решаемой разными писателями с различной степенью ист. и художеств, убедительности: в драматургии - " Третья патетическая" (1959) Погодина, " Шестое июля" (1966) М. Ф. Шатрова (р. 1932); в поэзии - " Лонжюмо" (1963) Вознесенского, " Казанский университет" (1970) Евтушенко; в прозе - роман-хроника Шагинян " Семья Ульяновых" (1957), роман А. Л. Коптелова (р. 1903) " Возгорится пламя" (1965-68), повести Казакевича (" Синяя тетрадь", 1961), Катаева (" Маленькая железная дверь в стене", 1964), М. П. Прилежаевой (р. 1903; " Три недели покоя", 1967).

В прозе 60-х и 70-х гг. продолжает занимать важное место " деревенская тема". Лучшие произв. " деревенской прозы" характеризуются точным знанием языка и быта совр. колх. деревни, содержательным художеств, анализом жизни, характеров и взаимоотношений её людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крест, труда и базирующихся на нём нравств. ценностей: трилогия " Прясли-ны" (отд. изд. 1974) Ф. А. Абрамова (р. 1920), " Липяги" (1963-65) С. Крутилина (р. 1921), " Деревенский дневник" (1956-71) Е. Я. Дороша (1908-72), повести " Деньги для Марии" (1967) В. Г. Распутина (р. 1937), " Привычное дело" (1966) В. И. Белова (р. 1932), " В камышах" (1963) Г. Н. Троепольского (р. 1905), рассказы и повести Тендрякова, Ф. А. Искандера (р. 1929), В. М. Шукшина (1929-74), Е. И. Носова (р. 1925), Астафьева. Линию сел. очерка продолжают Л. И. Иванов (р. 1914), Г. Г. Радов (1915-75) и др. К эпич. повествованию о судьбах рус. и сов. деревни тяготеют М. Н. Алексеев (р. 1918; " Вишнёвый омут", 1961, и " Хлеб - имя существительное", 1964, " Ивушка неплакучая", 1970), А. С. Иванов (р. 1928; " Тени исчезают в полдень", 1963, " Вечный зов", 1970) и др.

Тема рабочего класса запечатлена в романе Кочетова " Братья Ершовы" (1958). Образ хозяйственника, умелого руководителя большого коллектива рисует В. М. Кожевников (р. 1909; повесть " Знакомьтесь, Балуев! ", 1960). Острые проблемы совр. производства, бытовые грани " рабочей" темы, внутр. отношения в рабочей среде выступают в повестях Г. Н. Владимова (р. 1931) " Большая руда" (1961), Кожевникова " Петр Рябин-кин" (1968), " Особое подразделение" (1969), в романе В. Ф. Попова (р. 1907) " Обретешь в бою" (1968), в пьесах " Человек со стороны" (1972) И. М. Дворецкого (р. 1919), " Сталевары" (1973) Г. К. Бокарева (р. 1934). В поле зрения лит-ры - труд и быт учёных, нравств. проблемы науч. творчества: роман Гранина " Иду на грозу" (1962), очерковая повесть Н. М. Амосова (р. 1913) " Мысли и сердце" (1965). В повестях " Обмен" (1969), " Предварительные итоги" (1970) и др. Ю. В. Трифонов (р. 1925) критически прослеживает процесс омещанивания своего героя - совр. горожанина.

Произв. Н. П. Носова (р. 1908), Н. И. Дубова (р. 1910), Прилежаевой, С. А. Баруздина (р. 1926), А. Н. Рыбакова (р. 1911) знаменуют новые успехи детской лит-ры.

Выражая собой движение жизни, усложнение духовного опыта современника, совр. рус. лит-pa развивается в направлении всё более углублённого постижения мира и освоения новых средств художеств, выразительности: кн. Твардовского " Из лирики этих лет" (1967), повести Катаева (" Святой колодец", 1966, " Трава забвения", 1967, и др.). В произв. ряда молодых писателей растёт удельный вес интеллектуального начала (в прозе - А. Г. Битов, р. 1937; В. И. Лихоносов, р. 1936; О. М. Куваев, 1934-75; в поэзии - А. С. Кушнер, р. 1936; Н. М. Рубцов, 1936-71; в драматургии- А. В. Вампилов, 1937-72). Развиваются жанры научно-социальной фантастики- романы И. А. Ефремова (1907-72) и А. Н. (р. 1925) и Б. Н. (р. 1933) Стругацких, ист.-художеств, прозы (повесть " Нетерпение", 1973, Трифонова, и др.).

Интенсивный процесс строительства социалистич. и коммунистич. общества, вступление сов. страны в эпоху зрелого социализма привели к глубоким, полным ист. смысла сдвигам в сов. действительности, в духовном мире людей, в их взаимоотношениях. Новое в жизни порождает и новые черты лит-ры, отображающей социалистич. действительность во всей её сложности, во всём её величии. Новые произведения и постановки реалистично, с парт, позиций освещают прошлое и настоящее сов. народа, сосредоточивают внимание на важных проблемах коммунистич. воспитания и строительства.

КПСС призывает писателей исходить из ленинских принципов партийности и народности, выступает за разнообразие и богатство форм и стилей, вырабатываемых на основе социалистич. реализма. Партия высоко ценит талант писателей, идейную коммунистич. направленность их творчества, непримиримость ко всему, что мешает движению социалистич. общества вперёд, добивается, чтобы лит.-художеств, критика выступала с большей коммунистич. принципиальностью, соединяя взыскательность с тактом, с бережным отношением к творцам художеств, ценностей. Возрастающая роль художеств, культуры в коммунистич. строительстве отмечалась в пост. ЦК КПСС " О литературно-художественной критике" (1972), к-рое призвало бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. иск-ва, последовательно выступать против бурж. идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе, особенно в связи с научно-технич. революцией, влияющей на формирование нравств. облика времени и современника. Сов. литературоведч. наука и критика стали глубже анализировать и обобщать опыт сов. лит-ры, перспективы её развития (см. статьи Литературная критика, Литературно-художественные журналы, Литературоведение).

Как лит-pa социалистич. реализма, глашатай дружбы народов, высоких коммунистич. идеалов, рус. сов. лит-pa - вместе с др. братскими лит-рами Сов. Союза - оказала и оказывает влияние на лит-ру др. стран. Произведения М. Горького и Маяковского, А. Толстого и Шолохова, Твардовского, Фадеева, Леонова и мн. др. сов. писателей не только стали сов. классикой, но и получили широкое междунар. признание, прочно вошли в мировой культурный фонд. Рус. сов. лит-pa установила прочные связи с лит-рами др. социалистич. стран и в союзе с ними ведёт борьбу за социалистич. культуру. Она завоевала симпатии читателей во мн. др. странах мира, потому что показывает героизм и величие борьбы за свободу и справедливость, за мир и коммунизм. Правдивое, исторически конкретное изображение жизни в её революц. развитии, защита самых светлых идеалов человечества, реальный гуманизм - в этом заслуга и мировое значение рус. сов. лит-ры.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Л е н и н В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 1-13, М., 1953-59; Герцен А. И., О литературе, М., 1962; Писарев Д. И., Соч., т. 1-4, М., 1955-56; Чернышевский Н. Г., Поли. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 1-9, М.-Л., 1961-64; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Боровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Л у н а ч а р с к и й А. В., Собр. соч., т. 1-2, М., 1963-64; Горький М., О литературе, М., 1953; его же, Письма о литературе, М., 1957; П ы п и н А. П., История русской литературы, 4 изд., т. 1-4, СПБ, 1911 - 13; В е н г е р о в С. А., Очерки по истории русской литературы, 2 изд., СПБ, 1907; История русской литературы, т. 1 - 10, М.- Л., 1941 - 56; История русской литературы, т. 1 - 3, М.- Л., 1958-64; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1 - 2, Л., 1950 - 1965; История русской критики, т. 1 - 2, М. -Л., 1958. Чичеров В.И., Русское народное творчество, М., 1959; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 1 - 2, М., 1958 - 63; Пропп В. Я., Жанровый состав русского фольклора. " Русская литература", 1964, № 4; Русское народное творчество. Пособие для вузов, М., 1966. Труды отдела древнерусской литературы, т. 1-28, М.- Л., 1934-74; О р л о в А. С., Древняя русская литература XI - XVII вв., М.- Л., 1945; Адрианова-Перетц В. П., Очерки поэтического стиля древней Руси, М.- Л., 1947; её же, Русская демократическая сатира XVII в., М.- Л., 1954; Лихачёв Д. С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.- Л., 1947; его же. Человек в литературе древней Руси, 2 изд., М., 1970; его же, Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971; его же, Развитие русской литературы X - XVII вв. Эпохи и стили, Л., 1973; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Ерёмин И. П., Литература древней Руси. (Этюды и характеристики), М.- Л., 1966; Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Сб., Л., 1970. Гуковский Г. А., Русская поэзия XVIII в., Л., 1927; его же, Русская литература XVIII в., М., 1939; Б е р к о в П. Н., История русской журналистики XVIII в., М. - Л., 1952; Б л а г о и Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Роль и значение литературы XVIII в. в истории русской культуры, М. - Л., 1966; Кулакова Л. И., Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в., Л., 1968; Серман И. 3., Русский классицизм, Л., 1973; XVIII век. Сб., в. 1-9, М.- Л., 1935-74. История русской литературы XIX в., под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. 1 - 5, М., 1908-10; О русском реализме XIX в. и вопросах народности литературы. Сб., М.- Л., 1960; Поспелов Г. Н., История русской литературы XIX в., 2 изд., М., 1972; Ф о х т У., Пути русского реализма, М., 1963; Проблемы типологии русского реализма. Сб., М., 1969; Соколов А. Н., История русской литературы XIX в., 3 изд., М., 1970. Русская литература XX в., под ред С. А. Венгерова, т. 1-3, М., 1914-16; Муратова К. Д., Возникновение социалистического реализма в русской литературе, М.- Л., 1966; Русская литература конца XIX - нач. XX вв. Девяностые годы, М., 1968; Русская литература конца XIX - нач. XX вв. 1901 - 1907, М., 1971; Русская литература конца XIX - нач. XX вв. 1908 - 1917, М., 1972. О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1 - 4, М., 1970; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет, М., 1934; Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет, М., 1956; Третий съезд писателей СССР. Стенографический отчет, М., 1959; Четвертый съезд писателей СССР. Стенографический отчет, М., 1968; Пятый съезд писателей СССР. Стенографический отчет, М., 1972; Первый Учредительный съезд писателей Российской Федерации. Стенографический отчет, М., 1959; Второй съезд писателей РСФСР. Стенографический отчет, М., 1966; Третий съезд писателей РСФСР. Стенографический отчет, М., 1972; История русской советской литературы, 1917 -1965, 2 изд. перераб. и доп., т. 1-4, М., 1967-71; Очерки истории русской советской журналистики, 1917-1932, М., 1966; то же, 1933-1945, М., 1968; История русского советского романа, кн. 1 - 2, М. - Л., 1965; Советские писатели. Автобиографии, т. 1 - 3, М., 1959 - 66; Фадеев А. А., За тридцать лет. Избранные статьи, речи и письма о литературе, М., 1957; Федин К. А., Писатель, искусство, время, М., 1957: Твардовский А. Т., Статьи и заметки о литературе, М., 1957; Толстой А. Н., Четверть века советской литературы, Собр. соч., т.10, М., 1961; Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Озеров В., Полвека советской литературы, М., 1967; Андреев Ю., Революция и литература, 2 изд., М., 1975; Литература и современность, сб. 1 - 12, М., 1960-73.

Гудзий Н. К., Мировое значение русской литературы, М., 1944; Благой Д. Д., Мировое значение русской классической литературы, М,, 1948; Международные связи русской литературы, М. - Л., 1963; Бурсов Б., Национальное своеобразие русской литературы, 2 изд., Л., 1967; Мотылева Т. Л., Глазами друзей и врагов. Советская литература за рубежом, М., 1967.

Владиславлев И. В., Русские писатели. Опыт библиографического пособия по русской литературе XIX - XX столетий, 4 изд., М.- Л., 1924; Масанов И. Ф., Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей, т. 1-4, М., 1956-60; Русская периодическая печать (1702 - 1894). Справочник, М., 1959; то же (1895- октябрь 1917), М., 1957: Советские детские писатели. Библиографический словарь (1917 - 1957), М., 1961; Библиография советских русских работ по литературе XI - XVII вв. за 1917-1957 гг., М.- Л., 1961; Тарасенков АН., Русские поэты XX века. 1900 - 1955. Библиография, М., 1966; Мельц М. Я., Русский фольклор. Библиографический указатель. 1917 -1944, Л., 1967; История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель, под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962; История русской литературы конца XIX - нач. XX века. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1963.

М а ц у е в Н., Советская художественная литература и критика. 1938 -1948. Библиография, М., 1952; то же, 1949-1951, М. 1953; то же, 1952 - 1953, М., 1954; то же 1954-1955, М., 1957; то же, 1956 - 1957, М. 1959; то же, 1958-1959, М., 1962; то же 1960-61, М., 1964; то же, 1962-1963, М. 1970; Советское литературоведение и критика Русская советская литература. Книги и статьи 1917 -1962 годов. Библиографический указатель, М., 1966; то же, 1963-1967, М., 1970; Русские советские писатели-прозаики, Биобиблиографический указатель, т. 1 - 7, Л.- М., 1959-72.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал