Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Симметрия и законы сохранения 2 страница
Группы, содержащие лишь повороты, описывают кристаллы, состоящие только из совместимо равных частей. Эти группы наз. группами 1-го рода. Группы, содержащие отражения, или инверсионные повороты, описывают кристаллы, в к-рых есть зеркально равные части (но могут быть и совместимо равные части). Эти группы наз. группами 2-го рода. Кристаллы, описываемые группами 1-го рода, могут кристаллизоваться в двух энантио-морфных формах, условно наз. " правой" и ''левой", каждая из них не содержит элементов симметрии 2-го рода, но они зеркально равны друг другу (см. Энантиоморфизм, Кварц). Точечные группы описывают симметрию не только кристаллов, но любых конечных фигур. В живой природе часто наблюдается запрещённая в кристаллографии симметрия с осями 5-го, 7-го порядка и выше. Напр., для описания регулярной структуры сферич. вирусов (рис. 4), в оболочках которых соблюдаются кристаллографические принципы плотной укладки молекул, оказалась важной икосаэдрическая точечная группа 532. Рис. 4. а - сферический вирус (электронномикроскопический снимок, увеличено в 160 000 раз); б - его модель. Симметрия физических свойств. Предельные группы. В отношении макроскопич. физ. свойств (оптических, электрических, механических и др.), кристаллы ведут себя как однородная анизотропная среда, т. е. дискретность их атомной структуры не проявляется. Однородность означает, что свойства одинаковы в любой точке кристалла, однако при этом многие свойства зависят от направления (см. Анизотропия). Зависимость от направления можно представить в виде функции и построить указательную поверхность данного свойства (рис. 5, см. также ст. Кристаллооптика). Эта функция, которая может быть различной для разных физических свойств кристалла (векторной или тензорной) имеет определённую точечную симметрию, однозначно связанную с группой симметрии огранения кристалла. Обозначения и названня 32 групп точечной симметрии
Рис. 5. Поверхность, описывающая оптическую активность кристалла кварца; знаки (+) и (-) указывают противоположные направления вращения плоскости поляризации. Она либо совпадает с ней, либо выше её по симметрии (принцип Неймана). Многие из свойств кристаллов, принадлежащих к определённым классам, описываются предельными точечными группами, содержащими оси симметрии бесконечного порядка, обозначаемые oo(бесконечность). Наличие оси оо означает, что объект совмещается с собой при повороте на любой, в т. ч. бесконечно малый угол. Таких групп 7, они представлены на рис. 6 образцовыми фигурами и соответствующими символами. Т. о., всего имеется 32 + 7 = 39 точечных групп, описывающих симметрию свойств кристаллов. Зная группу С. к., можно указать возможность наличия или отсутствия в нём нек-рых физ. свойств (см. Кристаллы, Кристаллофизика). Пространственная симметрия атомной структуры кристаллов (кристаллической решётки) описывается пространственными группами симметрии Gз3. Рис. 6. Фигуры, иллюстрирующие предельные группы симметрии. Характерными для решётки операциями являются три некомпланарных переноса а, b, с, наз. трансляциями, к-рые задают трёхмерную периодичность атомной структуры кристаллов. Сдвиг (перенос) структуры на векторы а1, b2, с3 или любой вектор t = p1 a1 + р2b2 + pзcз, где p1, p2, р3 - любые целые положительные или отрицательные числа, совмещает структуру кристалла с собой, и следовательно, является операцией симметрии, удовлетворяющей условиям (1, а, б). Параллелепипед, построенный на векторах а, b и с, наз. параллелепипедом повторяемости или элементарной ячейкой кристалла (рис. 7, а, б). В элементарной ячейке содержится нек-рая минимальная группировка атомов, " размножение" которой операциями симметрии, в т. ч. трансляциями, образует кристаллическую решётку. Элементарная ячейка и размещение в ней атомов устанавливается методами рентгеновского структурного анализа, электронографии или нейтронографии. Вследствие возможности комбинирования в решётке трансляций и операций точечной симметрии в группах Gз3 возникают операции и соответствующие им элементы симметрии с трансляционной компонентой - винтовые оси различных порядков и плоскости скользящего отражения (рис. 2, д). Рис. 7. Элементарные ячейки кристаллов: a - K2PtCl6; б - СuС12 х2Н2О. Симметрия слоев и цепей. Для описания плоских или вытянутых в одном направлении фрагментов структуры кристаллов могут быть использованы группы G23 - двумерно периодические и G13 -одномерно периодические в трёхмерном пространстве. Эти группы играют важную роль в изучении биол. структур и молекул. Напр., группы G23 описывают строение биологич. мембран, группы G13 - цепных молекул (рис. 8, а) палочкообразных вирусов, трубчатых кристаллов глобулярных белков (рис. 8, б), в к-рых молекулы уложены согласно спиральной (винтовой) симметрии, возможной в группах G13. Рис. 8. Объекты со спиральной симметрией: а - молекула ДНК; б - трубчатый кристалл белка-фосфорилазы (электронномикроскспический снимок, увеличение 220000). Обобщённая симметрия. В основе определения симметрии лежит понятие равенства (1, б) при преобразовании (1, а). Однако физически (и математически) объект может быть равен себе по одним признакам и не равен по другим. Напр., распределение ядер и электронов в кристалле антиферромагнетика можно описать с помощью обычной пространственной симметрии, но если учесть распределение в нём магнитных моментов (рис. 9), то " обычной", классич. симметрии уже недостаточно. К подобного рода обобщениям симметрии относится антисимметрия и цветная симметрия. В антисимметрии в дополнение к трём пространственным переменным x1, x2, х3 вводится добавочная, 4-я переменная х4= ±1. Это можно истолковать таким образом, что при преобразовании (1, а) функция F может быть не только равна себе, как в (1, 6), но и изменить знак. Условно такую операцию можно изобразить изменением цвета (рис. 10). Существует 58 групп точечной антисимметрии Go3, а и 1651 пространственная группа антисимметрии Сз3, а( шубниковских групп). Если добавочная переменная приобретает не два значения, а несколько (возможны числа 3, 4, 6, 8,..., 48), то возникает " цветная'' симметрия Белова. Так, известна 81 точечная группа Go3, ц. Основные приложения обобщённой симметрии в кристаллографии - описание магнитных структур. Рис. 9. Распределение магнитных моментов (стрелки) в элементарной ячейке кристалла Сr2О3. Рис. 10. Фигура, описываемая точечной группой антисимметрии. Рис. 11. Фигура, обладающая симметрией подобия. Др. обобщения симметрии: симметрия подобия, когда равенство частей фигуры заменяется их подобием (рис. 11), криволинейная симметрия, статистич. симметрия, вводимая при описании структуры разупорядоченных кристаллов, твёрдых растворов, жидких кристаллов, и др. Лит.: Шубников А. В., К о п ц и к В. А., Симметрия в науке и искусстве, 2 изд., М., 1972; Вейль Г., Симметрия, пер. с англ., М., 1968; Федоров Е. С., Симметрия и структура кристаллов, [М.], 1949; Шубников А. В., Симметрия и антисимметрия конечных фигур, М., 1951. Б. К. Вайнштейн. СИМНАС, город в Алитусском р-не Литов. ССР. Ж.-д. станция на ветке Казлу-Руда-Алитус. Филиал Алитусского краеведч. музея. Вблизи С. ведутся крупные мелиоративные работы. СИМОВ Виктор Андреевич [2(14).4. 1858, Москва, -21.8.1935, там же], советский театральный художник, засл. деятель иск-в РСФСР (1932). Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1882), где учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. Примыкал к передвижникам, был экспонентом нек-рых их выставок (1883, 1891, 1893). Работал преим. в МХТ (с 1898, кроме периода 1912-25). Оформление спектакля С. подчинял задаче раскрытия постановочного замысла режиссёра. Добиваясь убедит. передачи социально-психологич. атмосферы и жизненной среды, в к-рой происходит действие пьесы, С. стремился к вещественному правдоподобию каждой бытовой детали. Отказавшись от традиц. кулисно-арочной системы, он изобретательно использовал сценич. пространство (вводил необычные разрезы комнат, выгородки с целыми квартирами и т. п.). Произв.: оформление спектаклей " Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1898); " Дядя Ваня" (1899), " Три сестры" (1901), " Вишнёвый сад" (1904) Чехова; " На дне" Горького (1902); " Юлий Цезарь" Шекспира (1903); " Живой труп" Л. Н. Толстого (1911); В. А. Симов. Макет декорации к спектаклю " Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова в Московском Художественном академическом театре. 1927. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва. " Бронепоезд 14-69" Иванова (1927); ''Мёртвые души" по Гоголю (1932); кинофильма " Колежский регистратор" (1925). Лит.: Некрасова О. А., В. А. Симов, М., 1952. СИМОВИЧ (Симовиh) Душан (9.11. 1882, Крагуевац, - 26.8.1962, Белград), гос. и воен. деятель Югославии. В 1900 окончил воен. уч-ще, в 1905 Воен. академию в Белграде. Участвовал в Балканских войнах 1912-13 и 1-й мировой войне 1914-18. С 1925 бригадный генерал. Накануне 2-й мировой войны 1939-45 С. нач. Генштаба югосл. армии, а затем командующий военно-возд. силами Югославии. После гос. переворота 27 марта 1941 премьер-мин. С началом фаш. оккупации Югославии (апр. 1941) пр-во С. эмигрировало. В 1941-42 премьер-мин. югосл. эмигрантского пр-ва. После освобождения Югославии от фаш. захватчиков (1945) вернулся на родину. Получал гос. пенсию. СИМОДА Сёдзи (р. 5. 9. 1913, о. Окинава), японский писатель. Окончил отделение англ. лит-ры Токийского ун-та (1939). В годы учёбы познакомился с марксизмом. В 1940 был мобилизован в армию. Испытания воен. лет легли в основумн. антимилитаристских произв. С., в т. ч. романа " Японский солдат" (1970, рус. пер. 1975), Одна из главных тем творчества -историческая судьба родного острова. В романах ''Остров Окинава" (1957) и " Фи-кус" (1962) движение за гражд. права окинавцев изображается как составная часть классовой борьбы япон. народа. Освободит. борьбе жителей Окинавы посвящён также роман " Рассвет" (1970, пр. им. Кобаяси Такидзи и Миямото Юрико). С.-пред. Союза демократич. лит-ры Японии, созданного в 1965. Лит.: Р е х о К., От демократической литературы к социалистическому реализму, " Вопросы литературы", 1974, № 9. СИМОКИТА, Оминато, полуостров на С.-В. о. Хонсю, в Японии. Дл, ок. 90 км. Вулканы выс. до 879 м. Широколиств. и хвойные леса. На С.- города Муцу, Оминато. СИМОН Константин Романович (16.8. 1887-30.6.1966, Москва), советский историк, книговед, библиограф, доктор ист. наук (1964). Окончил Моск. ун-т (1911). С 1939 до конца жизни работал в Фундаментальной б-ке обществ. наук АН СССР. Преподавал библиографию в Моск. библиотечном ин-те. Изучал цсторию энциклопедий, историч. библиографию, проблемы реферативной периодики, статистику мировой печати и др. В области теории библиографии и её терминологии исследования С., начатые с 30-х гг., подытожены в словаре " Библиография. Основные понятия и термины" (изд. посмертно в 1968). Осн. труды по зарубежной библиографии; им составлены таблицы " Иностранная универсальная библиография" (1940), написаны учебник " Иностранная общая библиография" (1941), монография " История иностранной библиографии" (1963). Лит.: Кричевский Г. Г., К. Р. Симон как библиограф и книговед, в кн.: Теория и история библиографии. Сб. ст. в память К. Р. Симона, М., 1969; X а в е с Б. М., Список печатных работ К. Р. Симона [и лит-ры о нём], там же. И. В.Гудовщикова. СИМОН БАР ГИОРА (ум. в 70 или 71 н. э.), один из вождей сикариев. В самом начале Иудейской войны 66-73 сикарии под его предводительством нанесли значительные потери рим. армии. Он собрал большое войско, обещая рабам свободу, а свободным - улучшение их материального положения. Был одним из гл. организаторов защиты Иерусалима во время осады города римлянами. С падением Иерусалима (70) был схвачен и затем казнён. СИМОНАЙТИТЕ Ева (р. 23.1.1897, д. Ванагай, ныне Клайпедского р-на), литовская советская писательница, нар. писатель Литов. ССР (1967). С детства познала нужду. Занималась самообразованием. Печатается с 1914. В романе " Судьба Шимонисов" (1935, Гос. пр. Литвы, 1936; рус. пер. 1966) изображены жизнь литовцев Клайпедского края, их сопротивление насильств. онемечиванию. В годы фаш. оккупации С. подвергалась преследованиям. В повести " Пикчюрнене" (1953, в рус. пер. " Буше и её сестры", 1954) разоблачается сущность кулачества. В романе " Вилюе Каралюс" (ч. 1-2, 1939-56, Гос. пр. Литов. ССР, 1958; рус. пер. 1961) дана широкая картина жизни литовцев в нач. 20 в. Автобиографич. трилогия "... А было так" (1960, рус. пер. 1963), " В чужом доме" (1962, рус. пер. 1965), " Неоконченная книга" (1965, рус. пер. 1968) охватывает время с нач. 20 в. до конца 2-й мировой войны 1939-45. В центре внимания - проблема формирования личности художника. К трилогии примыкают " Ближние истории" (1968). Литве воен. и послевоен. лет посв. роман " Последнее путешествие Кунялиса" (1971, рус. пер. 1974). Традиционное по своим темам и художеств. средствам, творчество С. увязывает нац. опыт с процессами, характерными для прогрессивной мировой лит-ры 20 в. Произв. С. переведены на мн. языки. Награждена 3 орденами. С о ч.: Rastai, t. 1 - 6, Vilnius, 1956-58; в рус. пер. -...А было так. В чужом доме. Неоконченная книга, М., 1973. Лит.: Слуцкие М., Тропа, которая вывела на столбовую дорогу, в его кн.: Начало всех начал, М., 1975; Lietuviu literatures istorija, t. 3, d. 2, Vilnius, 1965; t. 4, Vilnius, 1968; Dambrauskaite R., Jeva Simonaityte, Vilnius, 1968. Б. И. Залесская. СИМОНИХА, посёлок гор. типа в Удм. АССР, подчинён Сарапульскому горсовету. Расположен на лев. берегу Камы, против г. Сарапула. Ремонтно-эксплуатационная база Камского речного пароходства. СИМОНИЯ (от имени Симона - волхва, к-рый, согласно евангельской мифологии, просил апостолов продать ему дар распоряжаться " святым духом"), распространённая в ср. века в Зап. Европе покупка-продажа церк. должностей или духовного сана, практиковавшаяся папством, королями, крупными феодалами. Ликвидация С. являлась одним из осн. требований сторонников Клюнийской реформы (введших и самый термин " С."). СИМОНОВ Евгений Рубенович (р. 21.6. 1925, Москва), советский режиссёр, нар. арт. СССР (1975). Сын Р. Н. Симонова. В 1947 окончил Театр. уч-ще им. Щукина. С 1947 режиссёр-ассистент, затем режиссёр, с 1968 - гл. режиссёр Театра им. Вахтангова (в 1962-68 гл. режиссёр Малого театра). Поставил спектакли: " Филумена Мартурано" Де Филиппо (1956), " Иркутская история" Арбузова (1959), " Память сердца" Корнейчука, " Человек с ружьём" Погодина (оба в 1970), " Антоний и Клеопатра" Шекспира (1971), " День-деньской" Вейцлера и Мишарина (1974), " Фронт" Корнейчука (1975) -в театре им. Вахтангова; " Горе от ума" Грибоедова (1963), " Умные вещи" Маршака (1968) - в Малом театре. С 1947 преподаёт в Театр. уч-ще им. Щукина. Автор пьес " Алексей Бережной" (1962, Театр им. Вахтангова) и " Джон Рид" (1967, Малый театр). Награждён орденом Трудового Красного Знамени я медалью. СИМОНОВ Иван Михайлович [20.6(1.7). 1794, Гороховец, ныне Владимирской обл., - 10(22).1.1855], русский астроном, чл.-корр. Петерб. АН (с 1829). Проф. (с 1816) и ректор (с 1846) Казанского ун-та. В 1819-21 участвовал в кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена н М. П. Лазарева, открывшей Антарктиду, оставил подробное описание этого путешествия. Ему принадлежит, помимо многочисленных астрономич. наблюдений и разработки их методики, конструкция отражательного прибора. С. одним из первых в России изучал земной магнетизм. По его инициативе в Казани были основаны две обсерватории - астрономическая (1833) и магнитная (1843). В честь С. назван остров (о. Тувана-Итоло) в юж. части Тихого ок. и сев.-вост. мыс на о. Петра I. Соч.: Астрономические и физические наблюдения, сделанные во время путешествия около света, ч. 1, СПБ, 1828; Опыт математической теории земного магнетизма, " Ученые записки Казанского ун-та", 1835, кн. 3. СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович [р. 15(28). 11.1915, Петроград], русский советский писатель, обществ. деятель, Герой Социалистич. Труда (1974). Чл. КПСС с 1942. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах " Победитель" (1937) о Н. Островском, " Ледовое побоище" (1938), " Суворов" (1939). В предвоен. годы формируется осн. тема С.- тема мужества и героизма, носителями к-рого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы " История одной любви", 1940, " Парень из нашего города", 1941, Гос. пр. СССР, 1942, одноим. фильм 1942). В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газ. " Красная Звезда"). Одним из первых обратился к теме рус. человека на войне (пьеса " Русские люди", 1942, Гос. пр. СССР, 1943; повесть " Дни и ночи", 1943-44, Гос. пр. СССР, 1946, одноим. фильм, 1945). Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. (" Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...", " Жди меня", " Убей его! " и др., стихи из сб-ков " С тобой и без тебя", 1942, " Война", 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности. К. М. Симонов. " Живые и мёртвые" (Москва, 1964). Илл. А. Васина. Период " холодной войны " отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произв. (пьесы " Русский вопрос", 1946, Гос. пр. СССР, 1947; " Чужая тень", 1949, Гос. пр. СССР, 1950; кн. стихов " Друзья и враги", 1948, Гос. пр. СССР, 1949). С сер. 50-х гг. (вслед за романом " Товарищи пооружию", 1952, новая ред. 1971) С. создаёт трилогию " Живые и мёртвые" (Ленинская пр., 1974): романы " Живые и мёртвые" (1954-59, одноим. фильм, 1964), " Солдатами не рождаются" (1963-64, фильм " Возмездие", 1969) и " Последнее лето" (1970-71)-эпически широкое художеств. исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечеств. войне, в к-ром автор стремился соединить два плана - достоверную " летопись" осн. событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогий по материалу примыкают " Южные повести" (1956-61), повести " Из записок Лопатина" (1965), " Двадцать дней без войны" (1972), ряд публикаций дневников С. воен. лет с совр. авторскими комментариями и др. Опубликовал также повесть " Дым отечества" (1947), пьесу " Четвёртый" (1961) и много др. пьес, сценариев художеств. и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на лит. и общественные темы. Мн. произв. С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор " Литературной газеты" (1938, 1950-54), журн. " Новый мир" (1946-50, 1954-58), зам. ген. секретаря правления Союза писателей СССР (1946-54). Канд. в чл. ЦК КПСС (1952-56), чл. Центр. ревизионной комиссии КПСС (1956-61 и с 1976). Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Чл. президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954-59 и с 1967). Награждён 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями. С о ч.: Собр. соч., т. 1 - 6, М., 1966 - 70. Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И. Военная проза Константина Симонова, М. 1975; Русские советские писатели-прозаики Биобиблиографический указатель, т. 4, М. 1966. Г. А. Белая СИМОНОВ Николай Константинович [21.11(4.12). 1901, Самара, ныне Куйбышев, -20.4.1973, Ленинград], советский актёр, нар. арт. СССР (1950), Герой Социалистич. Труда(1971). Учился в петерб. АХ (1919-22). С 1924 актёр Ленингр. театра драмы им. Пушкина (в 1932-33 работал в Куйбышевском театре). Иск-во С. отличала высокая, героико-романтич. одухотворённость. Он создал яркие образы передовых сов. людей, отмеченные большой нравственной силой, идейной убеждённостью, духом воинствующего гуманизма: Мехоношев (" Конец Криворыльска" Ромашова), Вершинин (" Бронепоезд 14-69" Иванова), Семён (" Ярость" Яновского), Берест (" Платон Кречет" Корнейчука), генерал Муравьев (" Победители" Чирскова), Хлебников (" Персональное дело" Штейна). К. М. Симонов. Н. К. Симонов. Р. Н. Симонов. Важное место в творчестве актёра занимали роли классического репертуара: Протасов (" Живой труп" Л. Н. Толстого), Сатин (" На дне" Горького), Сальери (" Моцарт и Сальери" Пушкина), Маттиас Клаузен (" Перед заходом солнца " Гауптмана). Лучшие роли в кино (снимался с 1924): Артём (" Каин и Артём", 1929), Жихарев (" Чапаев", 1934), Чуйков (" Сталинградская битва", 1949), Монтанелли (" Овод", 1955) и др. Крупнейшая работа в кино-Пётр1 (" Пётр1", 1937-39). Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1950). Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1973). Награждён 3 орденами Ленина, а также медалями. Лит.: Остроухое С., Народный артист СССР Н. К. Симонов, Л., 1951; Цимбал С., Николай Симонов, М., 1973. Н. К. С и м о н о в в роли Петра I в фильме " Пётр I". СИМОНОВ Рубен Николаевич [20.3(1.4). 1899, Москва, -5.12.1968, там же], советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1946). Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. В 1919 поступил в драматич. Студию им. Ф. И. Шаляпина, в 1920 перешёл в 3-ю студию МХАТа (с 1926- Театр им. Вахтангова). Сначала актёр, с 1924 режиссёр, с 1939 гл. режиссёр Театра им. Вахтангова. В творчестве С. многогранно и ярко проявилось связанное с традицией Вахтангова восприятие сценич. иск-ва как праздника, что отразилось в артистизме и изяществе его актёрских работ, в их поэтич. одухотворённости. Для ранних ролей С.- Дымба (" Свадьба" Чехова), Труффальдино и Панталоне (" Принцесса Турандот" Гоцци) - характерны гротесковая манера, подчёркнутая театрализация образов. Впоследствии С., значительно углубив психологическую разработку ролей, сохранил остроту сценич. рисунка, отточенность внешней формы. Комедийное начало таланта С. блестяще раскрылось в ролях Вице-короля (" Карета святых даров" Мериме), Бенедикта (" Много шума из ничего" Шекспира), Доменико Сориано (" Филумена Мартурано" Де Филиппе). Трагич. колорит приобрела в его исполнении роль Кости-капитана (" Аристократы" Погодина); образам Сирано (" Сирано де Бержерак" Ростана) и Олеко Дундича (" Олеко Дундич" Ржешевского и Каца) актёр придавал героико-романтич. окраску. Глубокой гражданственностью, целостностью раскрытия идейного содержания, выразительностью режиссёрского построения отличались его постановки: " Интервенция" Славина (1933), " Фронт" Корнейчука (1942), " Фома Гордеев" по Горькому (1956), " Живой труп" Л. Н. Толстого (1962), " Правда и кривда" Стельмаха (1964) и др. Значит. вехой в развитии сов. театра стал спектакль " Человек с ружьём" Погодина (1937). Ставил комедии: " Мадемуазель Нитуш" Эрве (1944), " Стряпуха" Софронова (1959) и др. В 1928-37 возглавлял студию (Театр-студия под рук. Р. Н. Симонова). В Большом театре поставил оперы " Абессалом и Этери" Палиашвили (1938), " Кармен" Бизе (1945) и др. Руководил 1-й, 2-й и 3-й Арм. студиями и Узб. студией в Москве. Преподавал в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1946 проф.). Ленинская пр. (1967). Гос. пр. СССР (1943, 1947, 1950). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
|