Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 35 страница. В 20 в. миграция населения привела к резкому увеличению количества иностр






В 20 в. миграция населения привела к резкому увеличению количества иностр. рабочих, особенно в развитых капиталистич. гос-вах. Условия труда и социального обеспечения рабочих-иностранцев в капиталистич. гос-вах обычно хуже, чем те, к-рые установлены для граждан данной страны. Дискриминация трудящихся иностранцев в этой области устанавливается законодательно и проводится по трём осн. направлениям: иностранцам вообще не предоставляется право на социальное обеспечение; это право иностранцев признаётся на основе взаимности, т. е. лишь в случае, если в стране, гражданином к-рой он является, такие же права предоставлены гражданам страны его проживания или нахождения; в нек-рых странах к иностранцам применяется особый режим добровольного (а не обязательного) страхования.

С целью устранения такой дискриминации в рамках Международной организации труда был заключён ряд многосторонних конвенций по вопросам социального обеспечения. Однако, как правило, эти вопросы регулируются гл. обр. двусторонними соглашениями. Впервые такое соглашение было заключено между Францией и Италией в 1904. После 2-й мировой войны 1939-45 между капиталистич. странами заключены многочисл. соглашения в этой области. Большинство из них касается к.-л. одного или неск. видов обеспечения: пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности или по безработице и т. д. Соглашения предусматривают признание трудового стажа, приобретённого на территориях договаривающихся сторон, и выплату части пенсий каждой договаривающейся страной пропорционально части стажа, к-рый приобретён на её территории.

Иное положение иностранцев, постоянно проживающих в социалистич. странах. Они, за нек-рым исключением, пользуются теми же правами, что и собственные граждане указанных стран (см. Иностранцы). СССР имеет такие соглашения с Чехословакией (2 дек. 1959), с Болгарией (11 дек. 1959), с ГДР (24 мая 1960), с Румынией (24 дек. I960) и с Венгрией (20 дек. 1962). Эти соглашения распространяются на все виды обеспечения, к-рые установлены или будут установлены законодательством договаривающихся сторон. Пенсия, пособия и помощь другого вида предоставляются гражданам договаривающихся сторон на тех же условиях и в тех же размерах, что и собственным гражданам, т. е. для них в области социального обеспечения установлен национальный режим и при этом трудовой стаж засчитывается на территории обоих договаривающихся государств: если пенсионер переехал из одной страны в другую, то пенсию ему будет полностью выплачивать гос-во, в к-рое он переехал.

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410). С. д. подготавливается обществ, движениями, руководствующимися более или менее детально разработанными программами и определённой идеологией. Развитые обществ, движения создают свои организации - партии, ассоциации, политич. союзы и т. д.

Виды С. д. различаются в зависимости от разрешаемых проблем (экономические, социальные, политические, развития духовной жизни общества), их социального и классового содержания (чьи интересы и потребности стимулируют данную проблему и в чьих интересах она разрешается), методов их разрешения (реформа или революция).

Осн. проблемы С.' д. в марксистско-ленинской социологии - соотношение стихийного и сознательного элементов в его структуре (см. Сознательность и стихийность), а также намерений и последствий деятельности обществ, сил, на основании чего устанавливается глубина переворота или изменения и ист. значение С. д.

С. д. личностей - поступки, имеющие обществ, значение, - рассматриваются в рамках психологии личности (мотивация поступков, намерений, отношение к " Я" как источнику и субъекту действия, соотношение смысла и значения действия, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в его мотивации), в социальной психологии [восприятие С. д. со стороны ближайшего окружения и роль этого восприятия в мотивации С. д., осознание личностью принадлежности к определённой группе как фактор мотивации С. д., роль референтной (эталонной) группы в С. д., механизмы группового контроля С. д. личностей], в этике (нравств. оценка и самооценка поступка, проблема выбора С. д. и ответственности за него перед обществом, социальной группой и самим собой).

Целый ряд представителей бурж. социологии (M. Вебер, Ф. Знанецкий, T. Пирсоне) рассматривают С. д. в качестве центрального понятия в структуре социологич. теории, видят в нём исходный пункт всей системы обществ, отношений и средство интеграции различных областей социального знания. T. Парсонс, в частности, называет свою социологич. теорию теорией С. д. Гл. внимание они уделяют расчленению С. д. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта. Осн. признаком социальности при этом являются не объективные последствия С. д., а наличие субъективного смысла действия для самого деятеля. Осн. видами ориентации субъекта выступают мотивационная и ценностная ориентации, причём каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональный и оценивающий аспекты. Детальная разработка психологич. аспектов С. д. при забвении других его сторон приводит в конечном счёте к психологизации как самой социологии, так и всей системы социального знания.

Лит.: Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову от 28 декабря 1846 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство..., там же, т. 2; Л е н и н В. И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о ж е, Доклад ВЦИК и CHK о внешней и внутренней политике 22 декабря. [VIII Всероссийский съезд Советов 22 - 29 декабря 1920 г.], там же, т. 42; Здравом ы с л о в А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. M., Буржуазная социология в поисках теории, M., 1966; Новиков H. В., Критика современной буржуазной науки о социальном поведении, M., 1966; Weber M., Wirtschaft und Geselschaft, Halbband 1-2, Tubingen, 1956; Pa rsons Т., The structure of social action, v. 1-2, N. Y., 1968. А. Г. Здравомыслов.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, в капиталистич. странах совокупность правовых норм, специально регулирующих положение работающих по найму, а также меры оказания помощи лицам, не имеющим средств к существованию. Основой и важнейшими элементами

С. з. являются трудовое законодательство и социальное обеспечение. Наряду с нормами, отражающими завоевания рабочего класса, в состав С. з. входит и антирабочее законодательство. В сов. юридич. лит-ре термин " бурж. С. з." используется иногда для обозначения лишь совокупности правовых норм, ограждающих интересы пролетариата и противопоставляемых антирабочему законодательству. В бурж. законодательстве прогрессивные социальные нормы тесно переплетаются с реакционными, антирабочими положениями.

Совр. С. з. закрепило ряд уступок, к-рые была вынуждена сделать буржуазия под влиянием усиливающейся борьбы рабочего класса за свои права, на успехи к-рой огромное воздействие оказывают идеи и практика социализма. Эти социальные уступки буржуазия стремится использовать в своих интересах, для совершенствования методов эксплуатации наёмного труда и подрыва классовой борьбы трудящихся. Преувеличение роли С. з. характерно для идеологов правой социал-демократии. Оно выдаётся за средство, якобы принципиально изменившее обществ, отношения, ликвидировавшее наихудшие пороки капитализма, устранившее эксплуатацию и обеспечившее равенство людей. С другой стороны, левацкие элементы считают, что трудящиеся капиталистич. стран вообще не имеют социальных завоеваний.

Коммунистич. и рабочие партии, подчёркивая ограниченность бурж. С. з. и разоблачая антирабочий характер ряда его норм, придают большое значение борьбе за защиту и расширение социальных завоеваний пролетариата. Перспективы этой борьбы отражены в программных документах коммунистич. и рабочего движения. Выступления трудящихся за частичные реформы С. з. всё теснее смыкаются с требованиями коренных демократич. преобразований, направленных на подрыв всевластия монополий, на повышение роли рабочего класса в жизни общества.

Лит.: У сен и н В. И., Реформизм и буржуазное социальное законодательство, M., 1967; его же, Социальное партнёрство или классовая борьба?, M., 1968; Б а гл а и M. В., Капитализм и " социальная демократия", M., 1970; Киселев И. Я., Современный капитализм и трудовое законодательство, M., 1971.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в СССР установл. гос-вом система социально-экономич. мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по всестороннему обеспечению матерей и детей, по мед. обслуживанию и лечению.

Введение С. о. было одним из требований пролетариата дореволюц. России. В частности, оно было сформулировано в Программе РСДРП, принятой 2-м съездом партии (1903). На 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912) партия большевиков вновь выдвинула требование признать право пролетариата на С. о., предложила соответств. оргправовые формы С. о., гарантирующие реальное осуществление этого права (гос. систему страхования), уточнила случаи, когда такое право возникает (увечье, болезнь, старость, потеря кормильца и т. д.). Эти требования были сформулированы В. И. Лениным и вошли в историю под названием ленинской страховой рабочей программы. В. И. Ленин определил, на каких важнейших принципах должно быть построено гос. страхование: обеспечение всех лиц наёмного труда и их семей; обеспечение рабочих во всех случаях утраты трудоспособности и в случае потери заработка при безработице; полное возмещение утраченного заработка без к.-л. взносов самих застрахованных; осуществление всех видов страхования едиными органами, построенными по территориальному принципу на началах полного самоуправления застрахованных (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21, с.146- 149).

В СССР законодательно закреплена система С. о., созданная на ленинских принципах.

С. о. осуществляется в следующих организационно-правовых формах: гос. социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним лиц и их семей; социальное страхование колхозников за счёт централизов. союзного фонда социального страхования; С. о. колхозников за счёт централизов. союзного фонда С. о. колхозников; С. о. гос. органами за счёт прямых ассигнований гос. бюджета (эту форму нередко называют С. о. в узком смысле); дополнит, формы С. о. за счёт средств отд. колхозов, фондов, творч. союзов (писателей, художников, композиторов и др.). Хотя каждая из форм С. о. имеет свою специфику с точки зрения круга обеспечиваемых лиц, способа образования обществ, фонда, из r-poro производится обеспечение, а также органов, осуществляющих его, все они строятся на единых общих принципах. В качестве таких принципов следует рассматривать: всеобщность С. о. (т. е. равное для всех трудящихся СССР право при наступлении конкретных обстоятельств получить определённые виды обеспечения независимо от расы, пола, вероисповедания и т. д.); всесторонность и многообразие видов С. о. (пенсии, пособия, содержание в домах инвалидов и престарелых, протезирование, обучение инвалидов и их трудоустройство и т. д.); обеспечение за счёт гос. и обществ, средств без к.-л. удержаний из заработной платы трудящихся; обеспечение в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню потребностей граждан (т. е. размер возмещения по С. о. достаточен для удовлетворения не только самых насущных жизненных потребностей, но и иных материальных и духовных запросов граждан).

Наиболее важным видом обеспечения являются пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) и пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям, на оплату проезда в санаторий и др.).

В С. о. престарелых и инвалидов важную роль играет социальное обслуживание: широкая сеть домов-интернатов, в т. ч. и для детей-инвалидов с полным гос. обеспечением; протезирование и бесплатное или на льготных условиях предоставление средств передвижения; льготы инвалидам и нек-рым др. категориям пенсионеров по проезду на внутригор., воздушном, ж.-д. и водном транспорте, а также жилищные, бытовые и налоговые льготы. В ведении органов С. о. находятся техникумы-интернаты и профессионально-технич. школы-интернаты, где инвалиды получают специальность, по к-рой, окончив учёбу, работают.

С. о. дополняется бесплатной мед. помощью, бесплатным содержанием в больницах, санаторно-курортным лечением, а также гос. и обществ, формами содержания и воспитания детей в яслях, детских садах, детских домах, санаторно-лесных школах, пионерских лагерях, детских санаториях и т. п.

В перспективе предусматривается дальнейшее повышение уровня материального обеспечения граждан не только за счёт увеличения оплаты труда, но и за счёт общественных фондов потребления, большая часть к-рых идёт на С. о. В к а п и т а л и с т и ч. странах в результате ожесточённой классовой борьбы рабочий класс добился существ, уступок со стороны буржуазии и в т. ч. введения С. о. Этот факт используется бурж. пропагандой для утверждений о якобы изменившемся характере совр. бурж. гос-ва, о превращении капитализма в " народный", о ликвидации в капиталистич. обществе необеспеченности и создании государства " всеобщего благоденствия".

Действительность опровергает подобные утверждения. В условиях нового этапа общего кризиса капитализма монополистич. буржуазия ведёт наступление на завоевания трудящихся. Движение в защиту трудящимися своих социальных прав, в т. ч. и системы С. о., поддерживается Всемирной федерацией профсоюзов и коммунистич. и рабочими партиями отд. стран, к-рые рассматривают его как составную часть классовой борьбы против всевластия монополий, за глубокие социальные изменения существующего строя. В капиталистич. странах устанавливаются, как правило, три системы гос. С. о.: социальное страхование, гос. вспомоществование и система " универсального" обеспечения. Социальное страхование- наиболее распространённая система - характеризуется обязат. удержанием страховых взносов из заработной платы наёмных работников и предоставлением права на пенсию и пособие (при наличии необходимого страхового стажа, возраста и нек-рых др. условий) независимо от материального положения семьи застрахованного. Гос. вспомоществование выплачивается целиком из средств гос. бюджета, но не всем трудящимся, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы, а только тем, кто после проверки доходов всех членов семьи официально признан не имеющим средств к существованию. Назначение пособия зависит от усмотрения адм. органов. В большинстве бурж. стран гос. вспомоществование используется в качестве дополнения к неполноценной системе социального страхования, но в нек-рых странах (напр., в Австралии, Нов. Зеландии) - это основная система С. о.

" Универсальная" система, преим. в сфере пенсионного обеспечения, характерна для Швеции, Финляндии, Норвегии, Канады, Исландии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. Пенсии выплачиваются в одинаковых для всех твёрдо фиксированных размерах. Средства на выплаты создаются путём взимания особого налога со всех граждан с 16-18 лет до пенсионного возраста. Размер пенсий чрезвычайно низкий, а пенсионный возраст - наиболее высокий (напр., в Швеции, Норвегии, Исландии - 67 лет, в Ирландии - 70 лет, для мужчин и женщин одинаков).

Все системы бурж. С. о. резко отличаются от С. о. в СССР. Ни в одной капиталистич. стране руководство С. о. не передано представителям трудящихся, пенсионный возраст во всех странах на 5-10 лет выше, чем в СССР; пособия выплачиваются только после " периода ожидания" (от 2 до 5 дней); процент утраченного заработка, возмещаемого за счёт пенсий и пособий, значительно ниже, причём широко принятая в СССР выплата пособий в размере 100% заработка вообще отсутствует.

Лит.: Андреев В. С., Право социального обеспечения в СССР, M., 1974.

В. С. Андреев, В. И. Усенин.

" СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ", ежемесячный журнал, орган Министерства социального обеспечения РСФСР. Издаётся в Москве с 1926 (до 1930 - " Вопросы социального обеспечения"). " С. о." освещает работу органов социального обеспечения в СССР, вопросы врачебно-трудовой экспертизы, трудового и бытового устройства инвалидов, пропагандирует опыт работы протезно-ортопедических предприятий системы социального обеспечения. В журнале помещаются юридич. консультации по вопросам пенсионного обеспечения, трудового права, информация о социальном обеспечении в зарубежных странах. Тираж (1975) св. 105 тыс. экз.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в СССР гос. система материального обеспечения трудящихся в старости, в случае болезни и потери трудоспособности и в иных предусмотренных законом случаях (санаторно-курортное лечение, организация отдыха и др. оздоровит, мероприятий). Осуществляется за счёт страховых взносов предприятий (учреждений, орг-ций) и дотации из гос. бюджета.

Основные принципы С. с. в России были разработаны В. И. Лениным в страховой программе, принятой 6-й (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912. На совр. этапе С. с. построено на следующих принципах: оно распространяется на всех трудящихся - рабочих, служащих и колхозников; осуществляется без к.-л. вычетов из заработной платы трудящихся; характеризуется многообразием видов обеспечения и систематич. ростом уровня страхового обеспечения; наряду с материальным обеспечением направлено также на укрепление здоровья трудящихся и повышение эффективности обществ, произ-ва; управление организовано на широкой демократич. основе; оно осуществляется профсоюзами - самой массовой орг-цией трудящихся.

Осн. виды обеспечения и обслуживания по С. с.- пенсии и пособия, путёвки (бесплатные или за частичную плату) в санатории, пансионаты, дома и базы отдыха, пионерские лагеря, профилактории, на лечебное питание, туристские базы, оздоровит, лагеря. Пенсии и осн. виды пособий назначаются в процентном отношении к заработной плате и в ряде случаев полностью возмещают утраченный заработок.

В 1970 в соответствии с решениями 3-го Всесоюзного съезда колхозников введена система С. с. членов колхозов, имеющая нек-рые особенности, связанные со спецификой колхозного произ-ва. С. с. колхозников осуществляется также профсоюзами, но за счёт особого фонда, образуемого путём ден. отчислений колхозов.

В СССР за 9-ю пятилетку (1971-75) осуществлены важные мероприятия по дальнейшему улучшению С. с.: пособия по беременности и родам установлены в размере 100% заработка всем женщинам-трудящимся независимо от стажа работы и членства в профсоюзе, увеличена продолжительность выплаты пособия по уходу за больным ребёнком, повышены размеры пенсий рабочим, служащим и колхозникам, введены пособия на детей в малообеспеченных семьях; рабочим и служащим, имеющим на иждивении 3 или более детей, не достигших 16 лет (учащихся - 18 лет), пособие по врем, нетрудоспособности с 1 дек. 1975 выплачивается в размере 100% заработка независимо от продолжительности трудового стажа; с этой же даты улучшено обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности работающих инвалидов при заболевании туберкулёзом.

Бюджет гос. С. с. постоянно растёт: в 1945 он составлял 958 млн. руб., в 1965 10 млрд. 588 млн. руб., а в 1976 - ок. 26 млрд. руб.

С. с. занимает важное место в деятельности профсоюзов. Непосредственно на предприятиях, в орг-циях С. с. рабочих и служащих осуществляет ФЗМК профсоюза. Он назначает пособия, выдаёт путёвки в санатории и дома отдыха, направляет детей в пионерские лагеря, совместно с мед. учреждением и администрацией предприятия разрабатывает и осуществляет мероприятия по снижению заболеваемости работников, проверяет правильность выдачи больничных листков и производимых администрацией выплат по С. с., совместно с администрацией готовит документы, необходимые при назначении пенсий рабочим, служащим и их семьям, и т. д. К управлению С. с. привлекаются рабочие, служащие, колхозники; они работают в комиссиях по С. с., по пенсионным вопросам, являются страховыми делегатами. С. с. в капиталистич. странах - основной тип социального обеспечения трудящихся на случай утраты ими заработка в связи со старостью, постоянной или временной нетрудоспособностью, безработицей, потерей кормильца. Важнейший принцип бурж. С. с.- обязат. удержание страховых взносов из заработной платы застрахованных наёмных работников. Размер удержаний весьма значителен и непрерывно увеличивается. С 1960 по 1974 страховые взносы рабочих и служащих (в процентах от заработной платы) возросли в Австрии с 12, 0 до 13, 4; в Великобритании - с 4, 25 до 8, 0; в Италии - с 5, 4 до 6, 5; в США - с 3, 125 до 6, 7; в ФРГ - с 12, 5 до 14, 65; во Франции - с 6, 0 до 6, 58; в Японии - с 5, 7 до 7, 78; в Нидерландах с 1965 по 1974 они увеличились с 17, 8 до 21, 45. Непо-средств. удержания из заработной платы составляют до 50% сумм страховых фондов. Остальные средства покрываются взносами предпринимателей и нек-рыми дотациями гос-ва. Однако поскольку страховые взносы предпринимателей выплачиваются из фонда заработной платы, практически всё финансирование С. с. осуществляется самими трудящимися.

В ряде капиталистич. стран вообще отсутствуют многие виды С. с. Напр., из 50 штатов США только в 6 есть С. с. по болезни, лишь в одном - по беременности и родам, нигде нет семейных пособий.

После 2-й мировой войны 1939-45 трудящимся MH. капиталистич. стран в результате упорной борьбы удалось добиться расширения сферы С. с., но в большинстве бурж. стран из этой сферы исключены с.-х. рабочие, рабочие мелких предприятий, надомники и др. категории трудящихся. Ни в одной капиталистич. стране управление делами С. с. не передано в руки самих застрахованных; оно осуществляется либо гос. органами, либо подведомств. им спец. учреждениями, в состав к-рых наряду с представителями гос-ва и предпринимателей иногда включаются представители застрахованных. В 70-х гг. в бурж. гос-вах была развернута кампания за введение т. н. системы " самообеспечения" трудящихся. Частичным проявлением этой кампании явилось существ, сокращение дотаций гос-ва страховым фондам в США, Великобритании, ФРГ и ряде др. стран.

Лит.: Социальное обеспечение и страхование в СССР. Сб. официальных документов с комментариями, M., 1972; Андреев B.C., Право социального обеспечения в СССР, M., 1974. Г. С. Симоненко, В. И. Усенин.

" СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ" ТЕОРИЯ (в криминологии), одно из совр. направлений бурж. социологической школы уголовного права. Представители " С. д.." т. объясняют рост преступности отрицат. последствиями таких явлений совр. этапа развития общества, как научно-технич. революция, процессы урбанизации, миграции населения, развитие средств массовой информации и т. д. Однако изучение всех этих явлений носит поверхностный характер, игнорирует социально-политич. условия, в к-рых они протекают, их стихийность, направленность, деятельность средств массовой информации в антагонистич. обществе, её разлагающее влияние.

" СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ" ТЕОРИЯ, одно из направлений в бурж. науке уголовного права 19-20 вв., выдвинувшее идею " социальной защиты" в качестве средства рационализации мер борьбы с преступностью. Включает два резко противостоящих друг другу течения. Реакционное направление, развившее идеи социологической школы уголовного права, возглавил итал. юрист Ф. Граматика. Представители этого течения выступили против осн. понятий уголовного права (" преступление", " вина", " наказание" и др.), предложив заменить их понятиями " опасное состояние личности" и " меры безопасности". Вместо мер уголовного наказания ими предлагалась " ресоциализация" преступников путём лечебных и иных превентивных мер, что означало полную ликвидацию элементарных гарантий законности, открывало путь произволу судебно-адм. органов.

После 2-й мировой войны 1939-45 в связи с необходимостью борьбы с растущей во всех капиталистич. странах преступностью сложилось более прогрессивное течение, названное школой " новой социальной защиты" (" гуманистич. движение в уголовной политике"), глава к-рого - франц. учёный M. Апсель. Представители нового направления также говорят о " деюридизации" суд. процесса, т. е. о предпочтительности в борьбе с преступностью не юридич., а различных социальных мер (лечение, надзор, перевоспитание и т. п.), но с соблюдением осн. начал уголовного права, бурж. законности, формальных гарантий прав личности. Немало места они уделяют проблеме предупреждения преступлений, изучению их структуры, групп преступников (и прежде всего преступлений несовершеннолетних) и т. д.

Движение " новой социальной защиты" полностью стоит на позициях бурж. законности, предлагает лишь меры " юридич. исправления" правонарушителя для адаптации его в бурж. обществе, не изучая социальных причин преступности, коренящихся в самих основах бурж. общества. Серьёзный порок " новой социальной защиты" - переоценка значения биол. черт личности преступника при разработке мер борьбы с преступностью.

Лит.: Ансель M., Новая социальная защита, пер. с франц., M., 1970.

СОЦИАЛЬНО-ХРИСТИАНСКАЯ ПАРТИЯ Бельгии (СХП; франц. Parti Social Chretien; флам. Kristelijke Volkspartij), осн. в 1945 на базе Католич. партии. Включает представителей крупной буржуазии, духовенства, а также часть трудящихся-католиков. Офиц. программа СХП - т. н. Рождественская программа (1945). Программные установки определяются ежегодными съездами партии. СХП выступает за сохранение частной собственности, " классовое сотрудничество", " усиление солидарности" зап. стран. Пользуется поддержкой католической церкви. Представители партии возглавляли пр-ва Бельгии в 1949-50, 1950-52, 1952-54, 1958-61, 1961-65, 1965-66, 1968-72 и возглавляют с 1974. Руководители партии способствовали вступлению Бельгии в НАТО, Европ. объединение угля и стали, " Общий рынок", Евратом. Формально СХП продолжает существовать как единая партия, хотя в 1968-69 она фактически раскололась. Валлонское крыло партии оставило за собой назв. СХП (его пред. - Ж. Грамма); флам. крыло именует себя Католич. нар. партией (пред.- В. Мартене). Под влиянием СХП находятся Конфедерация христ. профсоюзов (1 046 тыс. чел.) и др. массовые орг-ции. На парламентских выборах 1974 СХП получила 72 места (из 212) в палате представителей и 66 мест (из 181) в сенате. Числ. СХП 200 тыс. чл. (1975). Нац. секретарь СХП - Ф. Свален.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ, карты, отображающие разнообразные общественные явления - народонаселение, экономику (хозяйство и экономич. связи), обслуживание, культуру, науку, политич. и политико-административное устройство, историч. явления и события и т. д. (см. Исторические карты, Народонаселения карты, Карты промышленности, Политико-административные карты, Сельскохозяйственные карты, Экономико-географические карты).

СОЦИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ, болезни человека, возникновение и распространение к-рых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономич. строя. К С. б. относят: туберкулёз, венерич. заболевания, алкоголизм, наркомании, рахит, авитаминозы и др. болезни недостаточного питания, нек-рые профессиональные заболевания. Распространению С. б. способствуют условия, порождающие классовый антагонизм и эксплуатацию трудящихся. Ликвидация эксплуатации, социального неравенства - необходимая предпосылка успешной борьбы с С. б. Вместе с тем социально-экономич. условия оказывают прямое или косвенное влияние на возникновение и развитие MH. др. болезней человека; нельзя также недооценивать роли биол. особенностей возбудителя или организма человека и при т. н. С. б. Поэтому с 1960-70-х гг. термин " С. б." находит всё более ограниченное применение.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ, идейное течение в бурж. обществоведении кон. 19 - нач. 20 вв., к-рому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биол. эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов обществ, жизни.

Наиболее ранним предшественником С. д. явился T. Мальтус, а непосредств. его инициатором - Г. Спенсер. С. д. чрезвычайно разнороден. Среди его представителей сторонники социального неравенства (амер. социолог У. Самнер) и его противники (итал. социологи M. А. Ваккаро, Э. Ферри); бурж. реформисты (амер. социолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необходимость стихийности в обществ, развитии (Спенсер, Самнер). Нек-рые, наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции), другие - с психологич. направлением в социологии (напр., англ, социолог У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер Смолл). Биологизация обществ, процессов осуществлялась в С. д. в различной форме. Нем. социологи Ф. Шальмайер и Г. Maцат непосредственно выводили свои концепции из принципов биол. эволюции. Др. социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей - с другой (Ваккаро). Наконец, у третьей категории социальных дарвинистов биологизация обществ, процессов проявилась в подчёркивании ведущей роли социальных конфликтов, возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей и в результате их стремления к господству (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал