Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буржуазная социология






Буржуазная С. в 19 в. развивалась под влиянием позитивизма Конта и Г. Спенсера в двух параллельных и сначала почти не связанных друг с другом направлениях - теоретическая С. и эмпирические социальные исследования. Теоретич. С. пыталась реконструировать гл. фазы историч. эволюции и одновременно описать структуру общества. Однако развитие общества представлялось социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механич. соподчинению различных " факторов". В зависимости от того, какой именно стороне обществ, жизни придавалось наибольшее значение, в С. 19 в. выделяют неск. различных направлений.

Географическая школа (К. Риттер, Г. Бокль, Ф. Ле Пле, Э. Демолен, Ф. Ратцель, П. Мужоль, Л. Мечников, позже - Э. Хантингтон, Э. Семпл) подчёркивала влияние географической среды и её отд. компонентов (климат, ландшафт и т. д.). Демографич. школа (А. Кост, Л. Виньярский, отчасти M. M. Ковалевский) считала гл. фактором обществ, развития рост народонаселения. Расово-антропологическая школа (Ж. А. Гобино, X. Чемберлен, Ж. Лапуж, О. Aммон, биометрич. ветвь этой школы представлена Ф. Галътоном и К. Пирсоном) интерпретировала обществ, развитие в понятиях наследственности, " расового подбора" и борьбы " высших" и " низших" рас. Биоорганич. школа (органицизм) (П. Лилиенфельд, А. Шеффле, P. Вормс, M. Новиков, А. Фулье) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества - как аналогичное разделению функций между различными органами (см. Органическая школа). Социальный дарвинизм (Jl. Гумплович, У. Беджгот, Г. Ратценхофер, А. Смолл, У. Самнер) видел источник обществ, развития в " борьбе за существование". В кон. 19 - нач. 20 вв. широкое распространение получили различные разновидности психологич. С.- инстинктивизм (У. Мак-Дугалл, 3. Фрейд и его последователи); бихевиоризм', интроспекционистские объяснения обществ, жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т. п. (Г. Тард, Jl. Уорд, Э. Росс, У. To-мас, P. Парк, H. Михайловский). Наряду с попытками объяснения обществ, жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание (Э. Дюркгейм, E. де Роберти, Ф. Гиддингс, 4. Кули), а также сами процессы и формы социального взаимодействия (Ф. Теннис, Г. Зиммелъ, А. Фиркандт, С. Бугле и др.). Психологич. С. способствовала конституированию социальной психологии и изучению таких вопросов, как обществ, мнение, специфика коллективной психологии, соотношение рационального в эмоционального моментов в обществ.сознании, механизмы передачи социального опыта, психология, основы и условия формирования социального самосознания индивида и группы. Однако сведение С. к психологии приводило к игнорированию материальных обществ, отношений, их структуры и динамики.

Второй линией развития С. в 19 в. были эмпирич. социальные исследования. Потребность в информации о населении и материальных ресурсах, необходимой для нужд управления, вызвала появление периодич. переписей и правительств, обследований. Капиталистич. урбанизация и индустриализация также породили ряд новых социальных проблем (бедность, жилищный вопрос и т. д.), изучением к-рых начали в 18 в. заниматься обществ, организации, социальные реформаторы и филантропы. Первые эмпирич. социальные исследования (работы англ, политич. арифметиков 17 в., франц. правительств, обследования 17 -18 вв.) не имели систематич. характера. Но в 19 в. число их быстро возросло (" Моральная статистика" А. Герри, работы А. Паран-Дюшатле о проституции в Париже, Л. Виллерме о положении франц. текстильных рабочих, многотомное исследование условий труда и жизни населения Лондона Ч. Бута, труд П. Гере о жизни нем. пром. рабочих и т. д.). Эти исследования не только ввели в оборот новые факты, но и совершенствовали методы их сбора и анализа. Л. А. Ж. Кетле разработал основы социологич. статистики, Ф. Ле Пле - монографич. метод изучения семейных бюджетов. Появились первые центры социальных исследований - Лондонское статистич. об-во, Об-во социальной политики в Германии и др. Эмпирич. исследования начинают постепенно испытывать нужду в обобщающей теории, а социологич. теория - в эмпирич. проверке своих положений.

Возникнув на стыке неск. различных дисциплин и не имея чётко очерченного собственного предмета, С. на первых порах встречала сильную оппозицию со стороны представителей более старых дисциплин (особенно философов и историков) и не вписывалась в консервативную систему классич. гуманитарного образования. Однако постепенно положение менялось. В кон. 19 в. С. становится университетской дисциплиной. В 1892 была создана первая кафедра С. (в Чикагском ун-те), в 1893 - Международный ин-т социологии в Париже; начинают выходить спец. журналы.

В нач. 20 в. возникли первые нац. социологич. об-ва и ассоциации, а преподавание С. было введено во MH. европ. и амер. ун-тах (см. Социологические журналы, Социологические общества и организации).

Но несмотря на этот рост С., её положение оставалось весьма неопределённым. Идеологич. кризис, связанный с перерастанием домонополистич. капитализма в империализм, революция в физике и кризис механич. детерминизма в общенауч. мировоззрении, рост интереса к ме-тодологич. вопросам в связи с дальнейшей дифференциацией и специализацией обществ, наук, методология, кризис позитивистского эволюционизма, господствовавшего в обществоведении 19 в., и усиление антипозитивистских течений в философии - всё это не могло не повлиять на С. Вульгарный механицизм и натурализм позитивистской С. подверглись резкой критике со стороны неоидеалистич. течений, вплоть до полного отрицания права С. как науки на существование (В. Дилътей, Б. Кроне). Острая теоретико-методологич. полемика развёртывается и внутри С.

Крупнейшие зап.-европ. и амер. социологи кон. 19 - нач. 20 вв. Ф. Теннис, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, M. Вебер, В. Парето, T. Веблен ставили одни и те же осн. вопросы. Все они ясно понимали, что бурж. общество переживает кризис и испытывали тревогу по поводу его проблем, решения к-рых они не видели. Стремясь поднять С. до уровня объективного, научного знания, они вместе с тем понимали недостаточность для обществоведения естественнонауч. методов. Настаивая на самостоятельности С. и её отделении от философии, экономики и права, они в то же время анализировали такие филос. вопросы, как природа социальной реальности, гносеологич. специфика социального познания, соотношение науки и мировоззрения. Воспринимая кризис бурж. общества прежде всего как кризис его ценностных систем, они уделяли много внимания изучению норм и ценностей культуры и особенно - религии. При этом историко-эволюцион-ный подход постепенно уступил место структурно-аналитическому, а теоретич. построения начали всё теснее связываться с эмпирич. исследованием (напр., кн. " Самоубийство" Дюркгейма). Но в рамках общей проблематики формируются разные теоретич. ориентации. " Социологизм" Дюркгейма, предлагающий рассматривать социальные факты " как вещи", продолжает линию позитивистского объективизма. " Понимающая социология" M. Beбера, стремившаяся расшифровать внутр. смысл социальных действий, связана, напротив, с идеями неокантианства и философии жизни. Функционализм Дюркгейма контрастирует как с историч. ориентацией Вебера, к-рый считает социологич. понятия " идеальными типами", необходимыми для упорядочения сложной историч. действительности, так и с подходом Зиммеля, для к-poro базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. Наконец, что особенно важно, в последней трети 19 в. началась активная конфронтация бурж. С. с марксизмом как по идеологич., так и по теоретич. вопросам.

Нек-рые социологи-позитивисты последней трети 19 в. признавали историч. материализм социологич. теорией. Однако сведение его к вульгарному " экономич. материализму" опошляло марксизм, выхолащивало его диалектич. дух и облегчало его последующую " критику", а затем - игнорирование как якобы давно уже " опровергнутого". Особенно усилилась идейная конфронтация бурж. С. с марксизмом после Великой Окт. социалистич. революции. Однако процесс этот очень сложен.

Во-первых, необходимо учитывать, что зап. немарксистская С. неоднородна по своим идеологич. установкам. Наряду с явными апологетами капитализма, разрабатывающими его политико-идеоло-гич. и военную стратегию (3. Бжезинский, Г. Кан) или общие теории, прямо направленные против марксизма и коммунизма, такие, как конвергенции теория, " стадий экономич. роста" (У. Ростоу), " индустриального общества" (P. Арон), " постиндустриального общества" (Д. Белл) и др., в ней имеется значит, число учёных, к рые стараются отделить свою науч работу от политики, ограничиваясь исследованием спец проблем, их собственные идеологич. установки в большинстве случаев являются буржуазно-либеральными, реформистскими Наконец, существует т н " радикальная" или " критическая" С, с леволиберальных и мелкобурж позиций подвергаю щая критике капиталистический строй и его учреждения Соотношение этих идеологич течений изменчиво и неодинаково в разных странах Во вторых, нужно иметь в виду специфику самого социологич знания и множественность его социальных функций В результате начавшейся в 1920 х гг интенсивной профессионализации и специализации С заняла одно из центральных мест в системе обществ наук, она изучается и преподается в большинстве стран мира и насчитывает ев 40 специализированных отраслей, число к рых продолжает расти Наряду со сбором эмпирич информации и ее теоретич интерпретацией С выполняет прогностические и прикладные функции как на уровне макросоциальных про цессов и систем (напр исследование социальных аспектов изменения природной среды), так и на микроуровне (напр, в масштабах отд предприятия) Значит успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный подход, матем моделирование социальных процессов количеств методы обработки и обобщения данных) Хотя границы между С и нек рыми смежными дисциплинами, напр социальной психологией не вполне определенны, это объясняется не толь ко тем, что С использует методы др наук, но и растущей социологизацией др обществ наук, стремящихся рассматривать свои объекты в более широком социальном контексте

Превращение С в эмпирич науку было обусловлено потребностями обществ практики Но капиталистич общество в целом развивается стихийно, поэтому практич применение С как " социальной инженерии" неизбежно ограничивается рамками частных процессов Капитали стич общество проникнуто классовыми антагонизмами, господствующий класс заинтересован в совершенствовании существующего строя, тогда как революционные силы стремятся к его коренному преобразованию В обществ науках, включая С, это рождает острый конфликт между конструктивными задачами и социальной критикой, между апологетикой и стремлением к познанию Это противоречие прослеживается не только в общих теориях, но и в эмпирических исследова ниях

Эмпирич исследования зап социологов, независимо от их филос взглядов, содержат ценную информацию о различных сторонах жизни капиталистич общества, его экономике, политике и культуре Прикладная С позволяет решать нек рые практич задачи в интересах правящих классов Изучение массовой коммуникации и обществ мнения позволяет вырабатывать более эффективные приемы и методы воздействия бурж средств пропаганды на аудиторию Социологи, состоящие на службе у корпораций, изучая настроения рабочих, пытаются помочь предпринимателям " улаживать" конфликты с рабочими

Но эмпирич С зависит от финансового капитала даже сильнее, чем социологи теоретики старого типа Для проведения крупных эмпирич исследовании необходимы спец исследовательские центры и большие ассигнования, к рые может дать только правительство или крупная корпорация Социолог, т о, попадает в непосредственную зависимость от капиталистич корпораций или госбюрократич аппарата Он работает на " заказчика", " клиента", к рому С нужна лишь как источник " деловой информации", используемой для решения на сущных практич задач данной фирмы или организации В результате появляется новый тип социолога, к рый напоминает " социального техника" и часто вообще отказывается от постановки общих вопросов Социолог эксперт стремится найти практическое оешение поставленной перед ним задачи Однако - именно в этом выражается классовая направленность подобных исследований - мышление ученых этого типа не выходит за рамки изучаемой социальной системы оно направлено на ее сохранение, лишено социально критич начала и в этом смысле выполняет функции консервативной идеологии, внушающей людям мысль о принципиальной невозможности изменения существующей системы

Однако С на Западе не исчерпывается частными и прикладными исследования ми, к рые к тому же соотносятся с теми или иными обобщающими теориями В ней существует неск различных теорети ко методологич ориентации Функциона лизм (T Парсонс, P Мертон) выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого Интеракционизм (Дж Хоманс, Э Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе к рых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры и учреждения Сильное влияние на социологич теорию оказывают неопозитивизм, феноменология неофрейдизм (Э Фромм и др), франц структурализм Хотя между общетеоретич ориентациями и т н теориями среднего уровня, не говоря уже об эмпирич исследованиях, существует большой разрыв, исходные установки существенно влияют и на тематику и на методы исследования Представители интеракционистской ориентации изучают преим межличностные отношения оставляя в стороне общие проблемы структуры общества Социолог позитивист старается свести социальные ценности и нормы к фактам " открытого", наблюдавмого поведения (напр статистике участия и неучастия в выборах), феноменолог, напротив, интересуется тем, какой внутр смысл имеет то или иное социальное действие для его участников

Противоречия и трудности развития особенно ярко проявились в кризисе зап С, который стал явным в конце 1960 - нач 1970 х гг В идеологич плане этот кризис связан с обострением социальных противоречий капитализма и ростом демократич движения Разочарование определенной части зап интеллигенции в бурж идеологии оборачивается также разочарованием в С, к рая оказалась неспособной предсказать социальные потрясения капитализма и сама служит обоснованием и оправданием статус кво В теоретико методологич плане кризис бурж С выступает как кризис позитивистско сциентистских иллюзий относительно возможности " беспартийной" С, а также эмпиризма и функционализма, абсолютизирующего момент единства и устойчивости " социальной" системы и смазывающего ее внутр противоречия Критика этих течений заняла одно из центральных мест на 8 м Всемирном социотогич конгрессе в Торонто (1974)

Кризис теоретич основ бурж С вызывает не только сдвиги в тематике исследований, в частности рост интереса к процессам социального изменения на макроуровне, но и потребность в методологич переориентации Однако общая картина остается весьма пестрой В качестве теоретич альтернативы позитивизму и функционализму предлагаются феноменология (А Шюц П Бергер) и этноме тодология (X Гарфинкел) новые варианты психологич редукционизма (Д Аткинсон), концепции франкфуртской школы (T Адорно, JO Хабермас) и др варианты т н неомарксизма (А Гоулднер)

Особенно важен рост внимания и интереса к марксизму, в к ром ученых привлекает ориентация на уровень исстедования глубинных объективных социальных процессов и отношений в обществе в целом, диалектич подход, историзм и, наконец революционно критич тенденция, стремление не просто к изучению, но к обнов пению мира Однако наряду с подлинным интересом к марксизму ленинизму среди ученых Запада широко распространены всевозможные подделки, истолковывающие марксизм в романтическом, анархистском маоистском и т д духе, и обосновывание идей принципиальной " множественности марксизмов" Среди части левонастроенных молодых социологов бытует вульгарно нигилистич отношение к технике социологич исстедования, эмпирич методы огульно приравниваются к " апо логетике> партийность противопостав ляется науч объективности и т д Все это требует тщательного критич анализа со стороны социологов марксистов

Лит Общие труды С о ц и о л огическая теория Марксистская и буржуазная социология сегодня M 1964 История и социология M 1964 Социология в СССР т 1 - 2 M 1966 Чесноков Д И Исторический материализм и социальные исследования M, 1967 Щепаньский Я Элементарные понятия социочогии [пер с потьск ] M 1969 Социология и идеология [Сб CT ] M 1969 X а а н Э Исторический материализм и марксистская социология пер с нем M 1971 Федосеев П Н Марксизм в XX в M, 1972 О структуре марксистской социологической теории M 1970 Исторический материализм как теория социального познания и деятельности M 1972 Б е к к е р Г и Босков А (сост) Современная социологическая теория пер с англ M 1961 Социология сегодня Проблемы и перспективы пер с англ M 1965 Амернканская социология пер с англ M 1972 Szczepanski J Socjologia Rozwoi problematyki metod Warsz 1967 Traite de sociologie ed G Gurvitch 3 ed V 1-2 P 1967-68 Mills C W The sociological imagination N Y 1959 Me r ton R K Social theory and social struc ture N Y 1968 Crisis and contention m sociology ed T Bottomore L 1975

Методология и техника Количественные методы в социологии M 1966 Математические методы в современной буржуазной социологии Сб CT M 1966 Социологические исследования Вопросы методологии и методики [Сб ] Новосиб, 1966 МасловП П Социология и статистика M 1967 Здравом ы слов А Г Meтодология и процедура социологических исследований, M, 1969 Шубкин В H

Социологические опыты, M., 1970; Ш л япентох В. Э., Социология для всех, M., 1970; Ядов В. А., Социологическое исследование, M., 1972; Михайлов С., Эмпирическое социологическое исследование, пер. с болг., M., 1975; Процесс социального исследования, M., 1975; Goode W. J., Hatt P. К., Methods in social research, N. Y., 1952; Handbuch der empirischen Sozialforschung, Hrsg. R. Konig, Bd 1 - 2, Stuttg., 1962 - 69; The language of social research, ed. P. F. Lazarsfeld and M. Rosenberg, Glencoe, 1962; The uses of sociology, ed. by P. Lazarsfeld, N. Y., 1967. История С. Сов р. состояние С. за рубежом. К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; О с и п о в Г. В., Современная буржуазная социология. Критический очерк, M., 1964; Современный капитализм и буржуазная социология. [Сб. ст.], M., 1965; Ф р а нцов Г. П., Исторические пути социальной мысли, M., 1965; Андреева Г. M., Современная буржуазная эмпирическая социология. Критический очерк, M., 1965; Замошкин Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США, M., 1966; Новиков H. В., Критика современной буржуазной " науки о социальном поведении", M., 1966; Современная философия и социология в ФРГ. M., 1971; Чагин Б. А., Очерк истории социологической мысли в СССР, Л., 1971; Социальная философия франкфуртской школы, M.- Прага, 1975; В е с k e r H., В а г n е s H. E., Social thought from lore to science, 3 ed., v. 1 - 3, N. Y., 1961; Madge J. H., The origins of scientific sociology, Glencoe, 1962; Ar on R., Les etapes de Ia pensee sociologique, P., 1967; N is bet R. A., The sociological tradition, 3 ed., N. Y., 1966; Timasheff N. S., Sociological theory, its nature and growth, 3 ed., N. Y., 1967; Lazarsfeld P. F., La sociologie. Tendances principales de Ia recherche dans les sciences sociales et humaines, P., 1970; Friedr i с h s R. W., A sociology of sociology, N. Y., 1970; G о u 1 d n e r A. W., The coming crisis of Western sociology, N. Y, -L., 1970; С о s e r L. A., Masters of sociological thought, N. Y., 1971; Oberschall A., The establishment of empirical sociology, N. Y., 1972.

И. С. Кон.

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА, смежная область социологии и искусствознания (литературоведения), предмет которой - социальные функции и зависимости иск-ва. В широком смысле С. и. - исследование определённых взаимозависимостей между состоянием общества в целом (или социальных институтов) и искусством как специфич. сферой общественно значимой деятельности. В узком смысле С. и.- отрасль социологии, изучающая с помощью совокупности методов конкретно-социологич. исследования воздействие иск-ва на аудиторию, социальные механизмы и средства распространения произведений иск-ва, художеств, вкус публики, его дифференциацию, его воздействие на художеств, продукцию. В строгом смысле совр. С. и. возможна как научная отрасль при сочетании обоих подходов.

Первая линия С. и. имеет давние традиции. Она выражена в " социальной критике иск-ва", начатой Платоном и продолженной Августином, Дж. Савонаролой, Ж. Ж. Руссо, Л. H. Толстым. Зависимость между иск-вом и гос-вом, иск-вом и политикой фиксировалась в различных направлениях социально-филос. мысли. Немецкие (И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг) и франц. (Ш. Монтескье, Д. Дидро) просветители пытались выявить взаимосвязи между иск-вом и политич. свободой. Ф. Шиллер, развивая идеи нем. Просвещения, поставил развитие иск-ва в зависимость от всесторонности самореализации личности - концепция, получившая более конкретную социологич. интерпретацию сначала у Г. Гегеля, затем у нем. " истинных социалистов", связавших перспективы иск-ва с перспективой революции (P. Вагнер), наконец - у молодого К. Маркса, подчеркнувшего зависимость расцвета иск-ва от преодоления " отчуждения труда" (" Экономическо-философские рукописи 1844 г.").

Франц. и англ, исследователи иск-ва " с точки зрения социологии" во 2-й пол. 19 в. стремились к более конкретной постановке проблем: связь между изменениями общества и эволюцией различных социальных фигур в трагедии и комедии (Ж. де Сталь), между содержанием произведения и такими социальными факторами, как господствующее умонастроение и окружающая обстановка и среда (И. Тэн), отражение в иск-ве социальной интеграции общества (Ж. M. Гюйо).

Эволюция западной С. и. в 20 в. осуществляется на базе таких теоретич. и методологич. подходов, как функционализм, теория социального действия, теория культурно-историч. типов, интеракционизма и др. Осн. трудность, с к-рой столкнулась С. и., заключается в том, что социологич. подход не в состоянии объяснить всеобщую значимость произведений иск-ва прошлого, тот факт, что они, по словам К. Маркса, "...продолжают доставлять нам художественное наслаждение..." (M а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Столкнувшись с абсолютизацией социологич. подхода, С. и. предпринимает попытки выявить специфич. предмет своего исследования, что находит выражение в разграничении эстетич. и внеэстетич. факторов появления и развития иск-ва, в фиксации социальной среды как предмета С. и. наряду с иными - психологич., эстетич.- факторами, подлежащими исследованию других науч. дисциплин и отраслей знания (Ш. Лало, А. Хаузер).

Др. тенденция в развитии С. и. кон. 19 - сер. 20 вв.- дифференциация её на ряд дисциплин, к-рые конкретно анализируют связь различных видов иск-ва с социальной жизнью. Формируется социология лит-ры, где изучаются отношения между писателем, произведением и публикой, смена интерпретаций в связи с изменением вкуса читателей и критиков (P. Эскарпи, Л. Гольдман), отражение в лит-ре ценностей, стереотипов и предрассудков массового читателя (Б. Берельсон, Л. Ловенталь). В середине 20 в. сложилась в качестве самостоятельной дисциплины социология музыки (T. Адорно); обособляется социология театра (Ж. Дювиньо), кино и телевидения.

Свидетельством конкретизации С. и. является анализ иск-ва под углом зрения отражения в нём специфич. социальных процессов (напр., культурной интеграции), особый интерес к функциям художника в социальных институтах, взаимоотношению гос. организаций и творческих союзов, роли цензуры, издательств в художеств, процессах. Среди наиболее важных тем совр. С. и.- отношение иск-ва и средств массовой коммуникации (вкус в выборе теле- и радиопрограмм, увлечение определёнными видами иск-ва, особенности восприятия музыки по радио, в грамзаписи), художеств, произв. как документы социологич. анализа для выявления сложившихся норм и ценностей.

Оба процесса (критич. самоограничение и конкретизация) позволяют С. и. уточнить свой предмет - рассмотрение иск-ва как одного из средств воздействия общества, сословия, класса, социальной группы на человека. Поскольку исходным моментом для С. и. является воздействие иск-ва на общество, а осн. сферой - сфера восприятия, " потребления" иск-ва, где проявляется отношение к иск-ву различных обществ, групп и классов, постольку С. и. намеренно отвлекается от полифункциональности иск-ва (его эстетич., познавательной, творческой и др. функций). Именно здесь проходит линия размежевания С. и. и эстетики, искусствознания, психологии творчества и т. д.

В совр. западной С. и. выделяются направления, для к-рых общей теоретич. почвой служит либо т. н. " неомарксизм", либо структурный функционализм - две доминирующие ныне социологич. ориентации, сочетаемые то с феноменологией, то со структурализмом, то с обоими этими направлениями.

Новую страницу в истории С. и. в кон. 19 в. открыло социологич. истолкование иск-ва с точки зрения марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс проанализировали ряд социологпч. проблем художеств, процесса: его зависимость от государства и рынка, враждебность бурж. производства иск-ву и др. Сочетая мировоззренч. широту и глубину методологич. анализа с остротой и конкретностью социологич. постановки вопроса, они выявили идеологич. аспект иск-ва, связанный с классовыми интересами и используемый в качестве орудия борьбы за политич. господство. В этом же направлении развиваются идеи В. И. Ленина о классовости, партийности иск-ва, о двух культурах в каждой нац. культуре.

Одновременно основоположники марксистской С. и., продолжая традиции нем. классич. эстетики, видели в иск-ве в целом продукт свободного духовного производства, к-рый не покрывается его идеологич. аспектом, являясь носителем общечеловеческих идеалов, в т. ч. идеала всесторонне развитой личности.

В период 1880-е - сер. 1910-х гг. Г. В. Плеханов, Ф. Меринг и П. Лафарг освоили на марксистской основе ряд идей, выработанных в области социологич. исследования иск-ва. Их труды имели своим результатом воздействие исторического материализма на европ. искусствознание кон. 19 - нач. 20 вв. (показательны работы Э. Гроссе).

Однако при этом не обошлось без известной вульгаризации марксистского понимания иск-ва, когда подчёркивалась лишь одна - классово-идеологич. функция иск-ва. Вульгарному социологизму в марксистской С. и. (напр., в работах В. M. Фриче, В. Ф. Переверзева, а также А. А. Богданова) противостояла др. линия, представители к-рой (в первую очередь А. В. Луначарский), опираясь на ленинскую теорию отражения, показывали односторонность " классово-генетической" точки зрения, акцентируя др. момент марксистского толкования иск-ва, характеризующий иск-во как орган постижения истины, целостности обществ, жизни. Традиции марксистской С. и. были продолжены в исследованиях массовой культуры (А. Грамши), нек-рых лит. жанров

(P. Фоке, Д. Лукач, В. Гриб, Г. Колдуэлл).

В 60-е гг. стало вполне очевидно (в т. ч. под воздействием негативного опыта леворадикальной социологии на Западе), что основным источником вульгарно-социологич. ошибок является экстраполяция методов социологии за пределы социологич. аспекта рассматриваемого феномена, в частности феномена иск-ва. С. и. призвана ответить лишь на вопрос о " функциональности" исследуемых ею явлений (не касаясь проблем истинности и художественности), выявить их большую или меньшую " эффективность" (в данном, локально огранич. историч. контексте). Поэтому важнейшей задачей сов. С. и. в 60-е гг. оказалось вычленение социологич. аспекта рассмотрения иск-ва, размежевание С. и. с эстетикой, искусствознанием, психологией иск-ва и т. д. И лишь по мере успешного размежевания оказались плодотворными и эмпирич. исследования в области С. и.- аудитории, публики, читательского вкуса различных социальных групп.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, M., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., M., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, M., 1958; Проблемы социологии искусства, Сб., Л., 1926; H е д о ш НВН н Г.А., Из истории современной западной социологии искусства, в кн.: Современное искусствознание за рубежом, M., 1964; Барнетт Дж., Социология искусства, в кн.: Социология сегодня, M., 1965; Давыдов Ю. H., Искусство и элита, M., 1966; его же, Искусство как социологический феномен, M., 1968; Художественное восприятие, Л., 1971; Моль А, Социодинамика культуры, пер" с франц., M., 1973; В ы ч к о в а Ж., Художественная культура социализма как объект управления, в кн.: Научное управление обществом, в. 9, под ред. В. Г. Афанасьева, M., 1975. А. П. Огурцов, Ю. Б. Смирнов.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты произ-ва, распространения, использования различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов, социальных групп, организаций.

Осн. проблемы С. п.- учение о социальной сущности и обусловленности сознания, историч. природа познания, методология их изучения разработаны классиками марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням и степени адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития и классовые корни идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания противостоит как их натуралистич. трактовке, так и вульгарному социологизму.

В 20-х гг. 20 в. складывается бурж. С. п. как относительно самостоятельная отрасль исследований (работы M. UIeлера и К. Манхейма - Германия, а также П. Сорокина, Ф. Знанецкого, T. Парсонса, P. Мертона, А. Чайлда, Ч. P. Миллса, В. Старка, П. Бергера, T. Лукмана - США, и др.). Заимствуя из марксизма идею о социальной обусловленности сознания, бурж. С. п., к-рая крайне разнородна в теоретич. и методологич. планах, интерпретирует её либо в явно идеалистич. духе, либо в духе узко понимаемого детерминизма (технологич., организационного, лингвистич. и т. д.). При этом игнорируется роль общественно-историч. практики в формировании сознания, а из сферы социальной детерминации обычно исключается всё естественно-науч. знание. Бурж. С. п. в значит, части направлена против марксизма-ленинизма.

В бурж. С. п. при изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур, идей, их создателей и носителей социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение, идеологии, ценности и т. д.) рассматриваются гл. обр. как деформирующие процесс познания. С этим связана преобладавшая до конца 60-х гг. тенденция к противопоставлению науки и идеологии, к " очищению" знания от ценностных суждений (концепции " деидеологизации", " конца идеологии"). Вместе с тем с конца 60-х гг. резко усилилась тенденция противоположного характера, особенно в США, к релятивизации науч. знаний (см. Релятивизм), к идеологизации науки. При эмпирич. исследовании состояний сознания (обществ, настроений, мнений и т. д.) различных классов, социальных, проф. и др. групп и общностей подчёркивается функциональный характер взаимоотношений между сознанием индивида и его непосредств. окружением. Представители бурж. С. п. придерживаются различных политико-идеологич. ориентации - от откровенно апологетич. до бурж.-демократич. В целом бурж. С. п. характеризуется хронич. кризисом её философско-методологич. принципов, что находит выражение в их постоянной смене и острой внутр. полемике. Вместе с тем заслуживают внимания её эмпирический материал, техника и процедуры его сбора.

В марксистской С. п. изучаются методологич. проблемы социологич. подхода к сознанию и процессу познания, общественно-историч. природа познания, социально-классовая обусловленность объективного отражения действительности и его извращённых, иллюзорных форм - " ложного сознания"; подвергаются критике различные концепции бурж. С. п. Проводятся также исследования механизмов познавательной деятельности, становления и функционирования различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных групп, коллективов.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; Л енин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; е г о ж е, Философские тетради, там же, т. 29; К е лле В. Ж., Ковальзон M. Я., Формы общественного сознания, M., 1959; M а м ардашвили M. К., Формы и содержание мышления, M., 1968; МосквичевЛ. H., Теория " деидеологизации": иллюзии и действительность, M., 1971; Мегрелидзе К. Р., Основные проблемы социологии мышления, [2 изд.], То., 1973; Ленинская теория отражения и современная наука, в. 3 - Теория отражения и обществознание, София, 1973; Ребане Я. К., О некоторых методологических принципах оценки буржуазной " социологии знания", " Уч. зап. Тартуского гос. университета. Труды по философии", 1974, в. 17; The sociology of knowledge. A reader, ed. J. Curtis, I. Petras, N. Y., 1970; Friedrichs R., Sociology of sociology, N. Y., 1970. Л. Н. Москвичев.

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas - общество и ...метрик), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Термин " С." появился в 19 в. в связи с попытками применить матем. методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники к-рой (Г. Гурвич и др.) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено придал новое значение термину " С.", сведя его к изучению взаимоотношений индивидов и включив в С. наряду с экспериментальными методами реакционно-утопич. рассуждения. С развитием социальной психологии термин " С." более строго используется лишь для обозначения определённого набора методов исследования межличностных отношений. Социометрич. тест фиксирует факт предпочтения, или установку, выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в определённых ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, с помощью формальных методов (математич., графич. и др.) выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп. Психодрама и социодрама воспроизводят межличностные отношения исследуемых индивидов в театрализованной ситуации и используются как в диагностич., так и в терапевтич. целях. Методы С. широко используются при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях.

Лит.: Морено Д. Л., Социометрия, пер. с нем., M., 1958; К о л о м и н-с к и и Я. Л., Психология личных взаимоотношений в детском коллективе, Минск, 1969; Кузьмин E. С., Основы социальной психологии, Л., 1967; Лекции по методике конкретных социальных исследований, M., 1972; Волков И. П., Социометрические методы в социально-психологических исследованиях, Л., 1970; Lindzey G., В у Гn е D., Measurement of social choice and interpersonal attractiveness, BKH.: The handbook of social psyhology, v. 2, Reading (Mass.), 1968; Northway M. L., A primer of sociometry, Toronto, 1967. В. Б. Ольшанский.

" СОЦИЯЛИЗАМ" (" Socijalizam" - " Социализм"), ежемесячный журнал, ЦО Союза коммунистов Югославии. Выходит на сербско-хорватском яз. (кириллицей и латиницей). Издаётся с 1958 в Белграде. Тираж (1975) 10 тыс. экз.

СОЧА (Sofia), река в Югославии и Италии; см. Изонцо.

СОЧАВА Виктор Борисович [р. 7(20).б. 1905, пос. Парголово, ныне Ленинградской обл.], советский геоботаник и географ, акад. АН СССР (1968; чл.-корр. с 1958). Окончил Ленинградский сельскохозяйственный ин-т (1924). В 1931-36 и 1943-64 в Ботанич. ин-те АН СССР (с 1950 зав. лабораторией). В 1935-38 зав. отделом Арктич. ин-та. В 1938-58 преподавал в ЛГУ (с 1944 проф.), в 1939-50 в ленингр. Пед. ин-те им. Герцена. С 1959 директор Ин-та географии Сибири и Д. Востока Сибирского отделения АН СССР (Иркутск). Осн. труды по геоботанике, классификации ландшафтов и растительности, природному районированию, геосистемам (1963, 1967), методам стационарных географических работ, проблемам изучения и освоения тайги. С. разработаны основные теоретич. положения геоботанич. картирования и классификации карт.

В. Б. Сочава.

С. - ответственный редактор и автор ряда глав кн. " Растительный покров СССР. Пояснительный текст к „Геоботанической карте СССР" ". Масштаб 1: 4 000 000 (т. 1- 2, 1956). Пр. АН СССР им. В. Л. Комарова (1950). Награждён 2 орденами Ленина и медалями.

Соч.: Растительность лесной зоны, в

кн.: Животный мир СССР, т. 4, М. -Л, 1953; Теоретические положения топологии степных геосистем, в кн.: Топология степных геосистем, Л., 1970; Классификация растительности как иерархия динамических систем, в кн Геоботаническое картографирование, 1972, Л., 1972; Геотопология как раздел учения о геосистемах, в кн.· Топологические аспекты учения о геосистемах, Новосиб., 1974.

Лит.: Грибова С. А. [и др.], Виктор Борисович Сочава. К 60-летию со дня рождения. " Ботанический журнал", 1965, т. 50, № 6; Академик Виктор Борисович Сочава. Библиографич указатель трудов, Иркутск, 1975: ВоробьевВ В, Михеев В С, С н ы т к о В. А, Виктор Борисович Сочава (к 70-летию со дня рождения), " Изв АН СССР. Серия географическая", 1975, № 5; Гвоздецкий H. А., Сны т ко В. А, Чикишев А Г., К юбилею В. Б. Сочавы, " Докл. Ин-та географии Сибири и Дальнего Востока", 1975, в 48.

СОЧЕВИЧНИК (Orobus), род растений сем. бобовых, часто включаемый в род чина. Многолетние травы с прямостоячими стеблями. Листья парноперистые, на верхушке с остриём. Цветки собраны в кисть. Плод- линейный многосемянный боб. Ок. 30 видов в умеренном поясе Сев. полушария. В СССР 22 вида. Наиболее известны 2 вида.

Сочевичник весенний.

С. весенний (О. vernus, или Lathyrus vernus) растёт в Европ. части, на Кавказе и в Сибири по лесам (преим. смешанным и широколиственным), полянам, кустарникам. Цветёт весной; цветки поникшие, пурпуровые, к концу цветения сине-голубые. Медонос. Ценный весенний пастбищный корм для скота. С. Гмелина (О. gmelinii) растёт на Урале, в Сибири и Cp. Азии, хорошо поедается кр. рогатым скотом на пастбище и в сене. Многие другие виды С. также имеют кормовое значение.

СОЧЕТАНИЯ в математике, соединения, составленные из n элементов по k элементов в каждой группе и отличающиеся друг от друга хотя бы одним элементом. Число С. из и элементов по к обозначается через Ckn или (nk) и равно n|/k| (n - k)|. См. Комбинаторика.

СОЧЕТАНИЯ РЕАКЦИЯ, то же, что азосочетание.

СОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН, ассоциативный закон (в математике), см. Ассоциативность.
СОЧИ, город краевого подчинения в Краснодарском крае РСФСР, крупнейший в СССР бальнео-грязевой и климатич. курорт. Расположен на берегу Чёрного м. и склонах отрогов Б. Кавказа на протяжении почти 150 км (от р. Шепси на С.-З. до р. Псоу на границе с Абх. АССР). Большой С. (в границах с 1961) включает Адлерский, Хостинский, Центральный и Лазаревский р-ны с курортными посёлками Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо, Дагомыс, Мамайка, Хоста, Кудепста, Адлер и Красная Поляна. Пл. 3506 км2. Нас. 247 тыс. чел. в 1975 (71 тыс. в 1939; 127 тыс. в 1959; 224 тыс. в 1970). Терр. С. пересекают ж.-д. линия (Ростов-на-Дону - Самтре-диа) и Черноморское шоссе (Новороссийск - Батуми). Имеется морской пассажирский порт; крупный аэропорт (Адлер). Климат влажных субтропиков с мягкой зимой (ср. темп-pa янв. 6 0C) и очень тёплым летом (ср. темп-pa июля 25-28 0C); осадков 1400 мм в год. Продолжительность солнечного сияния в С. ок. 2300 ч в год. Для бальнеолечения используются сульфидные, гидросульфидно-сероводородные, йодобромные воды, выведенные скважинами в ряде курортных посёлков (Мацеста, Хоста, Кудепста, Мамайка). Осн. горизонт самоизливающихся сульфидных вод приурочен к толще битуминозных, трещиноватых известняков (верх, юры - ниж. мела) Сочи-Адлерского артезианского бассейна; скважины вскрывают на разных глубинах (от 1280-1550 до 2600- 3300 м): сульфидные (H2S + HS--, ок. 350-430 мг/л), сероводородно-азотноуглекисло-метановые термальные (45- 65 0C), высокоминерализованные (15-40 г/л) и хлоридные натриевые слабокислые (рН 6, 6-6, 7) воды.

Сочи. Курортный проспект.

Пляж у гостиницы " Жемчужина".

Запасы сульфидных вод на участках Мацесты и Хосты составляют ок. 4500 м3/сут, а на участках Кудепсты и Мамайки оцениваются более 1000 мъ/cyrn. Воду минеральных источников применяют для ванн, ингаляций, орошений и др. В Адлерском р-не используются местные иловые грязи. Климатотерапия, морские купания (с мая по октябрь). Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов движения и опоры, женской половой сферы, кожи и т.д.; в Лазаревском и Адлерском р-нах - заболеваний органов дыхания нетуберкулёзного характера и функциональных заболеваний нервной системы. В С.- св. 50 санаториев, 5 курортных поликлиник, 7 ванных зданий, 82 дома отдыха и пансионата.

С.- крупный центр туризма, один из осн. пунктов в круизах по Черному морю. Через С. проходит 30 всесоюзных туристских маршрутов, имеются 10 турбаз, кемпинги.

Популярные места туристских прогулок и экскурсий: гора Ахун, Агурские водопады, Орлиные скалы, Тисо-самшптовая роща, парк субтропич. растительности в Адлере, Воронцовские пещеры, Красная Поляна, озеро Рица.

На терр. совр. города в 1838 был основан поселок Александрия, переименованный затем в Навагинское укрепление и находившийся на пограничном рубеже с Турцией. В ходе Крымской войны 1853-56 был оставлен рус. войсками. Вновь отстроен в 1864 под назв. Пост Даховский (с 1874 - Даховский посад). В 1896 назван посад Сочи и стал городом, окружным центром Черноморской губ. С нач. 20 в. С. развивался как курортный город. В 1909 открылся курорт " Кавказская Ривьера". Сов. власть провозглашена в янв.. 1918, окончательно установлена 29 апр. 1920. С 1937 С.- в

Краснодарском крае. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 С. стал городом-госпиталем, из к-рого после излечения было направлено на фронт ок. 0, 5 млн. солдат и офицеров. За годы Сов. власти С. коренным образом реконструирован и благоустроен, сооружена приморская набережная с беседками, видовыми площадками (дл. 3000 м), разбиты многочисл. парки, скверы и цветники. Осн. магистраль центр, части С.- Курортный проспект - объединяет в целостную планировочную систему расположенные вдоль неё парки, скверы, комплексы крупных здравниц, в т. ч.: Ин-т курортологии и физиотерапии (1931, арх. А. В. Щусев), санатории - " Заря" [после 1964; наряду с другими зданиями включает корпус быв. санатория " Горный воздух" (1931, арх. А. А. и Л. А. Веснины)], Мин-ва обороны СССР (1931-33, арх. M. И. Мержанов), им. Г. К. Орджоникидзе (1934- 1937, арх. И. С. Кузнецов), " Правда" (1936, арх. П. П. Еськов), " Приморье" (1937, арх. H. Д. Колли, И. П. Кастель), " Металлург" (1956, арх. Я. О. Свирский, инж. О. А. Угрюмова), " Золотой колос" (1933-35, арх. П. П. Еськов), им. Фрунзе (1962, арх. В. И. Очинский, Г. X. Назарян, инж. А. С. Сидоров), междунар. туристич. лагерь " Спутник" (1960, арх. H. В. Милова, Г. С. Ржевская и др., инж. Д. Д. Якунин и В. M. Симоновский), большие гостиницы [в т. ч. " Кавказ" (1964), " Магнолия" (1965), " Ленинград" (1966) - все арх. Л. Ю. Гальперин и др.]. Выстроены ж.-д. (1952, арх. A. H. Душкин) и морской (1955, арх. К. С. Алабян и др.) вокзалы, театр (1939, арх. К. H. Чернопятов), кинотеатр " Спутник" (1962, арх. E. А. Сердюков, инж. Г. И Вакуленко и др.) и ряд др. обществ, зданий. Памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1957, скульптор 3. M. Виленский, арх. Л. В. Руднев).

В С. работает более 40 промышленных предприятий.Ведущая отрасль пром-сти - пищевая (молочный, мясной, экспериментально-консервный комбинаты, пивоваренный з-д, птицефабрика и др. предприятия). В городе - общетехнич. ф т Краснодарского политехнич. ин-та, политехникум, мед. уч-ще; НИИ горного садоводства и цветоводства, н.-и. лесная опытная станция, н.-и. станция Со.озморниипроекта; музеи: краеведческий, литературно-мемориальный H. Островского (где с 1928 по 1936 с перерывами жил писатель), Кавказского заповедника; Дендрарий; цирк, выставочный зал.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 128-129).

Лит.: Романов H. E., Сочи, Краснодар, 1972; Зайцев И Л, Комаров А. М.Максимов И. А, Сочи. Путеводитель по городу, [Краснодар], 1962. См. также лит. при ст. Курорты.

СОЧИНЕНИЕ в языкознании, синтаксич. связь между грамматически независимыми членами предложения или конструкциями (включая предложения). С. противоположно подчинению и выражается особыми союзами, список к-рых исчислим. По значению сочинительная связь подразделяется на соединительную (союз " и" и др.), противительную (" а", " но"), градационную (" не только - но и") и разделительную (" или"). В простом предложении С. выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: она связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к к.-л. другому члену предложения, " пришли отец и мать", " учитель строг, но справедлив", " в зале не только взрослые, но и дети", " встретимся сегодня или завтра". С. занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций. В сложном предложении С. является не сопроводительной, а самостоятельной синтаксической категорией, ни по месту в системе, ни по внутреннему содержанию не уступающей подчинению. Однако в отличие от подчинительных, сочинительные отношения здесь менее дифференцированы и более синкретичны, что сближает их с отношениями при бессоюзии. От С. целесообразно отличать перечисление, к-рое не создает семантич. отношений между членами ряда, а лишь передаёт их последовательность (одновременность, чередование и т. д.). И H. Кручинина.

СОЧИНЕНИЯ В.И.ЛЕНИНА. За годы своей деятельности В. И. Ленин написал сотни книг п брошюр, тысячи статей и писем, выступил со множеством докладов и речей на парт, съездах и конференциях, съездах Советов, конгрессах Коминтерна, различных совещаниях, собраниях и митингах, подготовил большое количество резолюций, постановлений, тезисов и др. документов. Ленинские труды ознаменовачи новый, высший этап в развитии марксизма, стали руководством к действию для революц. марксистов, коммунистов, могучим идейным оружием в борьбе рабочего класса и всех трудящихся в эпоху империализма и пролет, революций, перехода челосечества от капитализма к социализму и строительства коммунистич. общества.

До Великой Окт. социалистич. революции произв. Ленина издавались в России 212 раз тиражом 573, 9 тыс. экз. Подавляющее большинство изданий выходило нелегально. Книга " Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? " (первый ленинский труд, вышедший в свет), написанная в 1894, была напечатана на гектографе отд. выпусками, без указания имени автора. Нелегально были напечатаны брошюра " Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах" (1895), " Письмо к товарищу о наших организационных задачах" (1902) и др. Работы " Задачи русских социал-демократов" (1898), " Протест российских социал-демократов" (1899), " Что делать? " (1902), " К деревенской бедноте" (1903), " Шаг вперед, два шага назад" (1904), " Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905) и др. впервые были опубл. за границей. Легально была издана кн. " Развитие капитализма в России" (1899). В годы Революции 1905-07 было осуществлено в России (по непотным данным) 76 отдельных изданий произведений Ленина тиражом около 100 тыс. экз. Среди них - " Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905), " К деревенской бедноте" под назв. " Нужды деревни (К деревенской бедноте)" (1905), " Пересмотр аграрной программы рабочей партии" (1906), " Победа кадетов и задачи'рабочей партии" (1906), " Доклад об Объединительном съезде РСДРП" (1906), " Роспуск Думы и задачи пролетариата" (1906) и др. В 1908 вышла 2-м изд. кн. " Развитие капитализма в России", в 1909 опубл. труд " Материализм и эмпириокритицизм".

Первый сб. трудов Ленина " Экономические этюды и статьи" издан легально в окт. 1898. В 1907 была предпринята попытка издать собр. соч. ЛенинавЗтт. под общим назв. " За 12 лет". Ленин определил состав томов, неск. сократил свои работы. В нояб. 1907 вышел т. 1-й, в к-рый вошли кн.· " Что делать? ", " Шаг вперед, два шага назад", " Две тактики социал-демократии в демократической революции" и др. Вскоре на том был наложен арест. Том 2-й предполагалось выпустить в 2 частях. " Аграрный вопрос. Часть 1" вышла из печати в янв. 1908 под псевд. " Вл. Ильин". Для 2-й части Ленин написал работу " Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов". Однако 2-я часть т. 2-го в корректурных оттисках вместе с рукописью названной работы попала в руки царской охранки и была уничтожена.

Большинство произв. Ленина в 1900- 1917 было опубл. в нелегальных и легальных периодич. изданиях: газ. ".Искра" (более 60 раз), " Вперёд" (более 70), " Пролетарий" (ок. 90), " Новая жизнь" (14), " Звезда" (25), " Невская звезда" (20), " Социал-демократ" (более 90), " Рабочая газета" (15) и " Наш путь" (10), " Правда" (более 280 за 1912-14), журн. " Заря" (в номере за дек. 1901 опубл. первые 4 главы работы " Аграрный вопрос и „критики Маркса" ", озаглавленные " Гг. „критики" в аграрном вопросе" за подписью - H. Ленин; так впервые появилось в печати имя Ленина), " Мысль" (6), " Просвещение" (28) и др.

В февр.- окт. 1917 издание произв. Ленина значительно увеличилось. Почти ежедневно они публиковались в " Правде" (более 200 раз), а затем перепечатывались центр, и местными большевистскими органами печати. Парт, изд-ва " Прибой", " Жизнь и Знание" выпустили брошюрами " Письма о тактике" (три издания), " Задачи пролетариата в нашей революции", " Политические партии в России и задачи пролетариата", " К лозунгам", " Уроки революции", " Грозящая катастрофа и как с ней бороться". Нек-рые из этих брошюр переиздавались в Москве, Минске и др. В июле 1917 изд-во " Парус" выпустило кн. " Империализм, как высшая стадия капитализма" под назв. " Империализм, как новейший этап капитализма".

На иностр. яз. произв. Ленина издавались с нач. 20 в. В 1902 в Лондоне на англ. яз. издано " Что делать? ". С 1905 отд. изданиями произв. Ленива выходят в Германии, Бельгии, с 1909 во Франции, с 1916 в Норвегии и США, с 1917 в Австрии, Финляндии.

С победой Окт. революции 1917 начался новый период в публикации и распространении произв. классиков марксизма-ленинизма. Издание трудов Ленина приобрело невиданный размах. Были опубл. доклады Ленина на 7-11-м съездах РКП(б), 2-9-м Всеросс. съездах Советов, сессиях ВЦИК, съездах профсоюзов, его выступления перед массами, доклады и речи на 1-4-м конгрессах Коминтерна. В 1918-20 изданы работы " Главная задача наших дней", " К истории'вопроса о несчастном мире", " Очередные задачи Советской власти", " Пролетарская революция и ренегат Каутский", " Великий почин", " Детская болезнь „левизны" в коммунизме" (на рус., нем., франц. и англ, яз.), речь на 3-м Всеросс. съезде PKCM " Задачи Союзов молодёжи". В 1921-22 опубл. в периодич. печати и вышли отд. изданиями речь " О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого", работа " Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина", брошюра " О продовольственном налоге (Значение новой политики и её условия)" (более чем 30 изданий в центре и на местах), ст. " К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции". В журн. " Под знаменем марксизма" (март 1922, № 3) напечатана ст. " О значении воинствующего материализма". В 1923 опубл. последние статьи Ленина - " Странички из дневника", " О кооперации", " О нашей революции", " Как нам реорганизовать Рабкрин", " Лучше меньше, да лучше". В 1917-23 впервые изданы нек-рые произв. Ленина, написанные до Окт. революции. Изд-во " Жизнь и Знание" опубл. труд " Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов". В 1918 вышла кн. " Государство и революция", а в 1919 - её 2-е изд., для к-рого Ленин сделал добавление: в главу 2-ю " Государство и революция. Опыт 1848- 1851 годов" он включил новый раздел - " Постановка вопроса Марксом в 1852 году". В 1918 впервые опубл. работа " Аграрный вопрос в России к концу XIX века". Были переизданы мн. дореволюц. ленинские произв., в т. ч. сборник " За 12 лет".

Придавая огромное значение широкому распространению в массах ленинских трудов, 9-й съезд РКП(б) (1920) постановил приступить к изданию полн. Собр. соч. Ленина. Выполнение этой задачи было возложено на Госиздат.

1-е изд. Собр. соч. Ленина (1920-26) состояло из 20 тт. (26 книг). В него вошло более 1500 произв. и писем, из них 48 публиковались впервые. Тома были изданы тиражом от 84 тыс. до 263 тыс. экз. Несмотря на неполноту и существ, недостатки 1-го изд. Собр. соч. Ленина, оно сыграло значит, роль в теоретич. деятельности партии, пропаганде марксизма-ленинизма.

После кончины В. И. Ленина 2-й съезд Советов СССР (26 янв. 1924) принял спец. постановление об издании Ленинских сочинений. 13-й съезд РКП(б) (май 1924) в решении " О работе Института Ленина" подчеркнул: " Первой и главной задачей Института XIII съезд считает вполне научное и самое тщательное издание Полного собрания сочинений В. И. Ленина и подготовку ленинской библиотеки для более широких масс рабочих из избранных произведений В. И. Ленина на языках всех народностей, населяющих СССР" (см. " КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 3, 1970, с. 121-22). Ин-т В. И. Ленина (см. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) развернул большую работу по сбору рукописей Ленина и различных изданий его произв., а также документов и лит-ры о нём.

В 1925 начался выпуск 2-го и 3-го изд. Соч. Ленина; оба издания завершены в 1932. Они одинаковы по содержанию и отличались лишь полиграфич. оформлением и тиражом. Каждое из них насчитывало 30 тт., в к-рые вошли 2780 произв. Ленина, в их числе ок. 500 писем. Произведения в этих изданиях расположены, как правило, в хронологич. порядке. Издания имели подробный научно-справочный аппарат. Однако в приложениях и комментариях к нек-рым томам были допущены ошибки фактич. и политич. характера. Cp. тираж томов 2-го изд., вместе с допечатками, составлял 103 тыс. экз.; томов 3-го изд.- 557 тыс. экз.

В 1940 ЦК ВКП(б) принял постановление о подготовке к выпуску 4-го изд. Соч. Ленина. Первые 2 тома вышли в 1941; издание завершено в основном в 1950, составило 35 тт. В него вошли 2927 произв. Ленина, в т. ч. более 500 ранее не входивших в Соч. и 81 опубл. впервые. Однако в 4-е изд. Соч. не были включены MH. произв., входившие во 2-е и 3-е изд. или публиковавшиеся в " Ленинских сборниках" и периодической печати. В 1957-67 были изданы 10 дополнительных томов к 4-му изд. Соч., в к-рые вошли: произведения, опубл. во 2-м и 3-м изд. и отсутствовавшие в 35 томах 4-го изд., а также последние письма, продиктованные Лениным в кон. 1922 - нач. 1923, " Письма к родным", " Философские тетради", " Тетради по империализму", " Тетради по аграрному вопросу", наиболее важные произв. и письма, опубл. в начавшем выходить 5-м изд.- Поли. собр. соч. Ленина. 4-е изд. Соч. Ленина - самое массовое (его тираж составлял 800 тыс. экз.). Оно переведено на нац. яз. во всех союзных республиках.

Крупным событием в идейной жизни КПСС, всего сов. народа, междунар. коммунистич. движения явилось издание Полн. собр. соч. Ленина в 55 томах, предпринятое по пост. ЦК КПСС от 8 янв. 1957; т. 1-й вышел в 1958, всё издание завершено в 1965. В нём собрано воедино ленинское лит. наследие - все его опубликованные или предназначавшиеся им к печати произведения; включено большое количество др. документов - проекты постановлений парт, и сов. органов, написанные Лениным, его письма, записки, телеграммы. Отличит, чертой 5-го изд. Соч. Ленина является включение в него не только законченных произведений, но и подготовительных материалов к ним - планов, набросков, вариантов и т. п., к-рые раскрывают лабораторию ленинской мысли. Всего в Полн. собр. соч. Ленина вошло ок.

9 тыс. произв. и документов. Св. 1 тыс. работ опубликовано впервые. Мн. документы, ранее печатавшиеся частично, в 5-м изд. Соч. Ленина опубликованы полностью. Произв. Ленина помещены в Полн. собр. соч. в хронологич. порядке. В 1-34-й тома вошли работы с 1893 по окт. 1917; тома 35-45-й включают произв., написанные после Окт. революции 1917; 46-55-й тома составляют письма Ленина (в т. 55-м выделена переписка Ленина с родными). В т. 54-м имеется раздел, в к-рый дополнительно включены произв., выявленные после выхода соответств. томов, где они должны были быть помещены по времени их написания, или не вошедшие в них по иным причинам. К томам дан более обстоятельный, чем в предыдущих изданиях, научно-справочный аппарат, состоящий из подробных предисловий и примечаний; списков работ, до наст, времени не разысканных, и работ, в редактировании к-рых принимал участие Ленин, указателя лит-ры и источников, цитируемых или упоминаемых Лениным; указателя имён с био-графич. справками; дат жизни и деятельности Ленина. Выпущен также Справочный том в 2 частях (1969-70). Общий тираж Полн. собр. соч. Ленина составляет, считая и дополнительные тиражи, более 500 тыс. экз. Оно переведено или переводится на ряд над яз народов СССР

Изданы дополнит книги к 5 му изд Соч Ленина " Конспект „Переписки К Маркса и Ф Энгельса 1844-1883 гг " ", " Тетради по аграрному вопросу", " Под готовительные материалы к книге „Развитие капитализма в России" "

С 1924 издаются Ленинские сборники, в к рых впервые публикуются рукописи, материалы и документы Ленина Вышли 38 сборников в к рых опубл 7157 произведений 37 и и 38 и Ленинские сборники были выпущены уже после выхода в свет 5- го изд. Соч Ленина, в них впервые опубл OK 1 тыс работ Большое количество новых документов Ленина опубл также в периодич печати, многотомной Биохронике В И Ленина и др изданиях

В 1930-31 изданы Избр произв Лени на в 6 TT, куда вошло более 350 работ К 10 летию со дня смерти В И Ленина был выпущен двухтомник Избр произв Ленина, неоднократно переиздававшийся В 1960-61 вышел трехтомник Избр произв Ленина, в к рый вошли работы, предусмотренные уч программами для си стемы партийного просвещения (выдер жал неск изданий) Избр произв Ленина переведены на MH яз народов СССР

Вышли в свет и продолжают издавать ся многочисл тематич сборники из произв Ленина - о партии, о социалистич строительстве, о пром сти, электрифика ции, производительности труда, социалистич преобразовании с х ва, о союзе рабочего класса и крестьянства, о нац и нац колониальном вопросе, о гос аппа рате, об идеологич работе, о молодежи, профсоюзах, о пролет интернационализ ме, о революции 1905-07, о Великой Окт социалистич революции, о внеш политике Сов гос ва, о войне, армии и воен науке, о междунар рабочем и коммунистич движении

Многочисленными тиражами издаются отд произв Ленина

По данным Всесоюзной книжной палаты, в 1918-74 в СССР произв Ленина изданы общим тиражом 465 714 тыс экз В т ч на рус яз - тиражом 355 479 тыс экз, на 62 других яз народов СССР - 70 860 тыс экз, на 39 иностр яз - 33 975 тыс экз

Широкое распространение получили произв Ленина в др социалистич странах Почти во всех них переведено 4 е изд Соч Ленина, в ряде стран переводится Поли собр соч Ленина Большими тиражами издаются избр произв Ленина, тематич сб и отд работы

Растет количество книг Ленина и тиражи их изданий, выходящих в капитали стич и в развивающихся странах В нек рых из них переведены или переводятся с рус яз Собр соч Ленина

Произв Ленина издаются в 63 странах на 125 яз народов мира По данным ЮНЕСКО, произведения Ленина занимают первое место в мире среди перевод ной лит ры всех др авторов Всего за период с 1897 по 1970 в капиталистич странах ленинские произведения издавались 3384 раза За рубежом выходили в свет работы Ленина " О государстве" - 93 раза в 24 странах, " Что делать? " - 160 раз в 37 странах, " Детская болезнь „левизны" в коммунизме" - 300 раз в 49 странах, " Империализм, как высшая стадия капитализма" - 288 раз в 44 стра нах, " Государство и революция" - 356 раз в 51 стране.

Лит Ленин В И Собр соч т 1 - 20 M - Л, 1920 - 26 его же Собр соч 2 и 3 изд т 1-30 M - Л 1925-32 его же, Соч 4 изд т 1 - 45 M 1941 - 67 его же Поли собр соч 5 изд т 1 - 55 M 1958 - 1965 Ленинские сборники KH 1-38 М-Л 1924-75 Ленин в печати 1894-1970 M 1972 Произведения В И Ленина M 1974 Ленина читает весь мир M 1970 Издание и распространение произведений В И Лени на Со статей и материалов M 1960 3 е в и н В Я О новых ленинских документах (К завершению издания Поли собр соч В И Ленина) M 1965 Идейный арсенал коммунистов сост Верховцев И П Левина ЗАМ 1971 В Я Зевин T В Панченко

СОЧИНЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА. Собирание публикация рас пространение и изучение лит наследия основоположников науч коммунизма - одно из важнейших условий идеологич ук репления междунар рабочего движения

При жизни К Маркса и Ф Энгельса публиковались в виде отдельных изданий (часто без указания авторов) их совмест ные труды " Святое семейство или Критика критической критики" (1845), " Манифест Коммунистической партии" (1848, 1872, 1883, 1890, 1891, 1894), " Мнимые расколы в Интернационале" (1872) и др, произведения Маркса " Нищета философии" (1847), " Речь о свободе торговли" (1848), " Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852, 1869), " Разоблачения о кельнском процессе коммунистов" (1853), " К критике политической экономии", первый выпуск (1859), " Г н Фогт" (1860), " Учредительный Манифест и Временный Устав Международного То варищества Рабочих" (1864), " Капитал" (т 1, 1867), " Гражданская война во Франции" (1871, 3 издания), " Наемный труд и капитал" (1880, 1881) и др, произведения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал