Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистская социология






Переворот в науке об обществе, положивший основание подлинно научной С., был осуществлён К. Марксом. " Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные,,, богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, - так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139).

Согласно материалистич. пониманию истории (см. Исторический материализм), в процессе своей практической общественно-производств. деятельности люди вступают друг с другом в определённые материальные, не зависящие от их воли отношения, к-рые и определяют их обществ, сознание (см. Производственные отношения). Общественно-экономич. формация (см. Формация общественно-экономическая) как целостная социальная система имеет своей основой исторически определённый способ производства материальных благ, к-рому соответствуют определённая классовая структура общества, политич. надстройка, культура, формы обществ, сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каждое из этих обществ, явлений обладает относит, самостоятельностью, имеет собственную структуру и специфич. законы своего развития и функционирования. Эта дифференциация обществ, явлений лежит в основе специализации социологич. исследований по отраслям (С. труда, С. семьи, С. образования и т. д.). Однако отдельно взятые социальные явления можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного социального целого. Каждой обществ, формации присущи свои специфич. противоречия и движущие силы. Поэтому марксистская С. не только теснейшим образом связана с историей, но и сама является исторической, прослеживающей закономерности смены обществ, формаций.

Ленин называл материалистич. понимание истории "...синонимом общественной науки..." и указывал, что "...эта гипотеза впервые создала возможность н ау ч н о и социологии..." (там же, с. 140, 138). Философско-методологич. принципы материалистич. понимания истории были блестяще применены Марксом и Энгельсом к исследованию всемирной истории в целом и капиталистич. общества в частности. " Теперь, - писал В. И. Ленин, - со времени появления „Капитала" - материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение..." (там же, с. 139- 140). Будучи непримиримыми противниками спекулятивных построений и априоризма, основоположники марксизма использовали в своих работах все существовавшие в то время методы науч. исследования - статистич. анализ, анкеты, данные переписей населения, опросов, сравнительно-историч. обобщения, построение теоретич. моделей изучаемых процессов и т. п. На основе этого научного синтеза строится прогноз будущего развития и программа революционно-преобразовательной деятельности (теория научного коммунизма).

Отд. стороны социологич. концепции Маркса и Энгельса получили дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, P. Люксембург.

В новых условиях эпохи империализма марксистская С. как в общетеоретич., так и в конкретных аспектах была всесторонне развита В. И. Лениным, к-рый детально разработал вопрос о роли субъективного фактора в истории, дал определение понятия класса (см. Классы), создал теорию империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, обогатил марксистскую теорию государства. Учение Ленина о двух тенденциях в национальном вопросе даёт ключ к решающим процессам развития наций в совр. эпоху. Важнейшее методологич. значение имеет ленинская критика субъективной социологии народничества, объективизма П. Струве, философско-социологич. концепций махистов и неокантианцев. Работы Ленина " Развитие капитализма в России", " Социология и статистика" и др. служат образцами научно-статистич. исследования социальных процессов. Ленинская теория социалистич. революции и построения социализма творчески развивает все важнейшие проблемы социалистич. общества: ступени развития социализма и соотношение национального и интернационального в этом процессе, закономерности социалистич. индустриализации и коллективизации с. х-ва, классы и социальная структура общества, отношение к труду и социалистич. соревнование, природа социалистич. демократии и политич. активность трудящихся, культурная революция и формирование нового человека и т. д. Из этих положений исходят, развивая их применительно к новым условиям, КПСС и др. марксистско-ленинские партии.

Развитие марксистской С. в СССР после Великой Окт. социалистич. революции было органически связано с практикой социалистич. строительства и потребностями междунар. рабочего и коммунистич. движения.

Уже в мае 1918, готовя проект постановления Совнаркома " О социалистической Академии общественных наук", Ленин записал: "...одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 372). Планомерное строительство нового общества невозможно без многосторонней информации о социальных процессах, тщательных социальных экспериментов и долгосрочных прогнозов. Вместе с тем социалистич. преобразования открывают необычайно широкие перспективы для С. как науки: учёные могут не только констатировать стихийно совершающиеся процессы, но и сами участвовать в социалистич. и коммунистич. строительстве. Это предполагает правильное сочетание общетеоретич. подхода и эмпирич. социальных исследований. Наряду с многочисл. филос. работами сов. учёные в 1920-30-х гг. широко исследовали различные стороны обществ, жизни - изменение условий труда и быта под влиянием революции (А. И. Toдорский, E. О. Кабо, Вл. Зайцев и др.); бюджет и структуру свободного времени трудящихся (С. Г. Струмилин, Л. E. Минц, В. Михеев, Я. В. Видревич и др.); брак и семью (С. Я. Вольфсон); проблемы социальной психологии (В. M. Бехтерев, Л. С. Выготский); социальной медицины (H. А. Семашко, Б. Я. Смулевич) и т. д.

Социологич. исследования развивались в тесной связи с филос., экономич., статистич., демографич., этнографич. и др. Быстрый прогресс С. в СССР и др. социалистич. странах начался в 1950-х и особенно в 60-х гг. Этому способствовали возросшие потребности планирования и управления, необходимость базировать политич. решения на научной информации и прогнозировании социальных процессов, а также прогресс самого социалистич. общества, повышение активности масс и роли " человеческого фактора" во всех социальных процессах, показавшие недостаточность узкоэкономич. подхода даже к хоз. явлениям, не говоря уже о политике и культуре. Развитие марксистской С. шло как путём конкретизации и обогащения фундаментальной проблематики историч. материализма, так и путём социологизации смежных обществ, наук, в первую очередь экономических.

Марксистской С. в равной мере чужды как "...стремление искать ответов на конкретные вопросы в простом логическом развитии общей истины..." (Л ен и н В. И., там же, т. 3, с. 14), так и позитивистская абсолютизация частного факта.

В её структуре обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: общую теорию - историч. материализм, являющийся в то же время составной частью марксистской философии, спец. теории и частные эмпирич. исследования. Социологическое исследование существующих общественных отношений направлено на выяснение ведущих тенденций их развития (партийность и историзм - важнейшие принципы марксистской С.), чтобы на этой основе находить оптимальные пути и средства построения коммунистич. общества. Отсюда - единство её конструктивных и критич. функций. Для решения этих задач в СССР создан ряд исследовательских учреждений, в т. ч. Ин-т социологич. исследований (ИСИ) и Ин-т социально-экономич. проблем (ИСЭП) АН СССР, H.-и. ин-т комплексных социальных исследований Ленингр. ун-та, социологич. отделы и лаборатории во MH. акаде-мич. ин-тах и вузах. Важные исследования проводятся в Сибирском и Уральском центрах Академии наук СССР, а также в союзных республиках. Сов. социологи объединяются в Советской социологической ассоциации (с 1958). С 1974 издаётся журн. " Социологические исследования".

Возникнув на стыке ряда обществ, наук, С. сохраняет тесные связи с ними, MH. социологич. исследования в СССР осуществляются в рамках экономич., юридич., этнографич., психологич., мед. и др. учреждений или же с участием соответствующих специалистов. Большое значение имеет также укрепление связей С. с естеств. науками.

Сов. С. разрабатывает широкий круг проблем, имеющих большое теоретич. и практич. значение. Изучение социальной структуры развитого социалистич. общества проясняет пути и способы преодоления классовых различий, специфику положения и деятельности рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, соотношение межклассовых и внутриклассовых различий. Крупные исследования посвящены: научно-технич. революции и её социальным последствиям (общие закономерности HTP и их проявление в условиях социализма, социальные аспекты научно-технич. творчества, социология науки, влияние HTP на различные стороны обществ. жизни); С. труда (характер и содержание труда, мотивы выбора профессии, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворённости трудом, социалистическое соревнование, эффективность различных способов материального и морального поощрения, социальные аспекты рациональной организации труда и т. д.); урбанизации (её темпы и особенности в различных регионах, специфика городского образа жизни, условия труда и быта и способы их оптимизации); миграциям населения; этнич. процессам (нац. различия и интернационализация обществ, жизни, закономерности развития нац. культур, советский народ как новая форма историч. общности, вопросы этнопсихологии и др.); обществ, мнению; браку и семье (динамика браков и разводов, изменение структуры и функций семьи, положение женщины, соотношение семейного и внесемейного воспитания детей); проблемам образования (социальные функции и структура образования в условиях HTP, социальный состав учащихся на разных ступенях обучения, проблемы непрерывного образования); молодёжи (место молодёжи в социальной структуре общества, специфика положения и интересов отд. категорий и групп молодёжи, пути и способы коммунистич. воспитания и повышения социальной активности молодёжи); теории личности; досугу и бюджетам времени; социальным аспектам управления, средств массовой коммуникации, экологии и т. д. Важное место в работах сов. социологов занимает комплексное изучение социалистич. образа жизни. Большое внимание уделяется вопросам методологии и техники социологич. исследований, в частности применению матем. методов, а также истории С. как науки, MH. работы сов. социологов получили широкое междунар. признание, а также внесли определённый вклад в решение практич. социальных проблем, прежде всего - в развитие социального планирования.

Значит, развитие марксистская С. получила и в др. социалистич. странах. В Болгарии выполнено крупное исследование процесса преодоления религ. взглядов, проводится социологич. исследование болг. села, проблем молодёжи и др. В Венгрии изучается социальная структура социалистич. общества, социологич. проблемы управления, отношение человека к труду, проблемы свободного времени и культурного развития. В ГДР в С. важное место занимают проблемы трудовой мотивации, научно-технич. прогресса, общие вопросы социологической теории. В Польше широко развёрнуты исследования по проблемам индустриализации, сдвигов в социальной структуре, культурных преобразований, С. труда и политич. отношений. Рум. социологи исследуют политич. сознание рабочего класса, социальные аспекты технич. прогресса, влияние технич. модернизации на личность рабочего, проблемы С. села и др. В Чехословакии изучаются социальные последствия научно-технич. революции, социальная структура общества, вопросы культурной революции и др. Югосл. социологи изучают проблему структуры обществ, самоуправления, связь человека с социальной средой и т. д.

Кооперация учёных социалистич. стран открывает большие возможности для проведения сравнительных межнац. исследований (первым опытом этого рода был советско-польский труд " Социальные проблемы труда и производства", под ред. Г. В. Осипова и Я. Щепаньского, M., 1969). Социологи-марксисты активно участвуют в работе Междунар. социо-логич. ассоциации, в т. ч. в крупных междунар. исследованиях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал