Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы и кредит






Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономич. отношений, посредством к-рых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов ден. средств для обеспечения расширенного воспроиз-ва, повышения уровня жизни народа и удовлетворения др. потребностей социалистич. общества. Их сущность определяется действием экономич. законов социализма, социалистич. системой х-ва, базирующейся на обществ, собственности на средства произ-ва; природой и функциями Сов. гос-ва и закономерностями его развития.

Осн. функции финансов СССР: распределение и перераспределение обществ, продукта и нац. дохода в интересах планомерного развития обществ, произ-ва; экономич. контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финанс. ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономич. инструментом социалистич. экономич. интеграции, укрепления дружеств. связей с развивающимися гос-вами, расширения взаимовыгодных экономич., научно-технич. и культурных связей с капиталистич. странами. На всех этапах социалистич. строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производит, сил, в становлении и совершенствовании социалистич. производств, отношений.

Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюц. России отражали антагонистич. противоречия её хоз. системы: они служили средством дополнит, эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финанс. политика царского самодержавия, а затем Врем. бурж. пр-ва сдерживала развитие производительных сил России, усиливала её технико-экономич. отсталость и зависимость от иностр. капитала, оказывала разрушит, воздействие на экономику страны. 1-я мировая война 1914-18 резко обострила внешние и внутр. противоречия России и показала непрочность её финанс. системы: в 1916 бюджетный дефицит составил св. 75% объёма бюджета и покрывался гл. обр. выпуском бум. денег; стремительно рос гос. долг (с 8, 8 млрд. руб. на 1 янв. 1914 до 60 млрд. руб. к кон. 1917); ден. обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к кон. 1917 до 7 коп.

С победой Окт. революции 1917 началось становление сов. финанс. системы. Финанс. мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономич. силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой гос. машины и создание сов. гос. аппарата, освобождение страны от иностр. финанс.-экономич. зависимости. Сов. власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюц. займы, ввела гос. социальное обеспечение трудящихся, гос. монополию страхового дела. Финанс. программа, разработанная Коммунистич. партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и др. регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение ден. реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над произ-вом и распределением продуктов. Был создан новый финанс.-кредитный аппарат - Нар. комиссариат финансов, Нар. банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражд. войной и иностр. интервенцией 1918-20. В эти годы сократились гос. доходы, резко возросло значение ден. эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках гос-ва и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.

С переходом к новой экономич. политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена продналогом; в 1922-24 проведена ден. реформа; на основе золотого обеспечения создана устойчивая сов. валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-ден. отношения, планово регулируемые гос-вом. Важное значение для укрепления финансов имел перевод пром-сти, а затем и др. отраслей нар. х-ва на хоз. расчёт. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисл. налогов и сборов доходы гос-ва начали поступать гл. обр. по двум осн. каналам - в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали осн. формой доходов бюджета; в 1934 они составили св. 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%. Важным источником доходов гос. бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.

В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего гос. бюджет использовались в качестве одного из гл. рычагов ограничения и вытеснения капиталистич. элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистич. гос. и кооп. предприятий, развития производит, сил и укрепления социалистич. производств, отношений. Важную роль сыграли финансы и их центр, звено - Гос. бюджет СССР в восстановлении нар. х-ва, в проведении социалистич. индустриализации страны и коллективизации с. х-ва, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской нац. политики. Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов гос. бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистич. х-ва, расходы-направляться на развитие нар. х-ва, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоен. пятилеток (1929- 1940) на развитие нар. х-ва из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия - 22, 7 млрд. (25%), на оборону - 17, 1 млрд. руб. (ок. 19%).

Великая Отечеств, война 1941-45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и ден. ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58, 2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с воен. расходами и возмещением причинённых нар. х-ву потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы гос. предприятий и хоз. орг-ций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистич. х-ва - 83 млрд. руб. Поступления воен. налога (введён в 1942) составили 7, 2 млрд. руб. Значит, средства были получены путём реализации гос. займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.

После окончания войны перед финанс. системой встали задачи, связанные с переводом нар. х-ва на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В дек. 1947 была проведена ден. реформа и отменена карточная система. Повысилась покупат. способность рубля и укрепилось ден. обращение, возросла роль стоимостных рычагов в нар. х-ве - хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948-50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система гос. дотаций. С марта 1950 исчисление сов. рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0, 222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли сов. рубля в 1961 был изменён масштаб цен, старые ден. знаки заменены новыми по соотношению 1: 10. Одновременно было повышено золотое содержание сов. рубля до 0, 987412 г чистого золота и изменён его паритет к иностр. валютам.

Начавшийся в 1965 перевод нар. х-ва на новую систему планирования и экономич. стимулирования существенно повысил роль экономич. методов управления нар. х-вом. Были внесены изменения в систему формирования доходов гос. бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за осн. производств, фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жил. стр-ва, развития произ-ва.

В условиях развитого социализма усилилась роль финанс. системы в формировании рациональной структуры обществ, произ-ва, повышении эффективности использования трудовых, материальных и ден. ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистич. строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.

Финансы СССР включают финансы социалистич. предприятий (объединений) и отраслей х-ва и общегосударственные финансы.

Финансы социалистич. предприятий (объединений) и отраслей х-ва образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным произ-вом, где создаются совокупный обществ, продукт и нац. доход - источники финанс. ресурсов социалистич. общества.

Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта. Финанс. отношения предприятий регулируются «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждённым Сов. Мин. СССР 4 окт. 1965.

С созданием в 1974 производств, объединений и всесоюзных и респ. пром. объединений в них образуются централизов. фонды и резервы (централизов. фонды экономич. стимулирования, фонды науч. исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финанс. помощи предприятиям и хоз. орг-циям, резервы амортизац. отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации ден. ресурсов на гл. направлениях, усилению связи науки и произ-ва.

Из полученной прибыли предприятия и орг-ции вносят в бюджет плату за производств, фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собств. оборотных средств, производят отчисления в фонды экономич. стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и др. плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход гос. бюджета (распределение прибыли гос. предприятий и хоз. орг-ций отражено в табл. 1).

Прибыль нар. х-ва СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960-75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении х-ва, - почти в 5 раз, что способствовало укреплению финанс. базы предприятий. Увеличение амортизац. отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой осн. производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.

Значительно увеличились финанс. ресурсы предприятий и орг-ций, используемые на расширение произ-ва и экономич. стимулирование.

Финанс. ресурсы кооп.-колхозного сектора составляют собственность отд. коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроиз-ву в колхозах и кооп. орг-циях финансируются прежде всего за счёт их собств. средств. Вместе с тем гос-во оказывает колхозам и кооп. орг-циям большую материальную, технич. и финанс. помощь. Её масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на с.-х. продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации с.-х. произ-ва и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в осн. и оборотные фонды колхозов).

Общегосударственные финансы включают гос. бюджет, гос. социальное страхование, гос. имущественное и личное страхование, гос. кредит. Главное назначение общегос. финансов - образование централизов. фондов ден. средств путём распределения и перераспределения нац. дохода для обеспечения потребностей расширенного воспропз-ва и развития непроизводств, сферы, создания общегос. резервов. Централизация фондов ден. средств в непосредств. распоряжении гос-ва достигается гл. обр. через гос. бюджет, что способствует обеспечению единства финанс. политики социалистич. гос-ва.

Гос. бюджетСССР - осн. финанс. план образования и использования общегос. фонда ден. средств Сов. гос-ва. Гос. бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития нар. х-ва в целом по СССР и по союзным республикам.

Табл. 1. - Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций

       
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Прибыль - всего 27, 7   87, 4   111, 0  
Из неё:            
Внесено в бюджет 17, 8 64, 4 51, 0   62, 9 56, 7
В том числе:            
плата за осн. производств, фонды и оборотные средства - - 13, 7   22, 6 20, 3
фиксированные платежи - - 2, 6   2, 5 2, 2
взносы свободного остатка прибыли     24, 1 28 30, 4  
отчисления от прибыли 17, 2 62, 1 10, 0   6, 3 5, 6
Оставлено в распоряжении предприятий и хоз. орг-ций 9, 9 35, 6 36, 4   48, 1 43, 3
В том числе:            
направлено на капитальные вложения и формирование осн. стада (в совхозах) 3, 3 11, 9 11, 4   10, 8 9, 7
отчислено в фонды экономич. стимулирования 1, 5 5, 4 12, 5   19, 0 17, 1
направлено на финансирование оборотных средств 3, 5 12, 6 4, 3   5, 5 4, 9

Гос. бюджет выполняет координирующую роль в единой системе сов. финансов. По мере развития социалистич. экономики, усиления её планомерности и расширения хоз.-организаторской и культурно-воспитат. деятельности гос-ва возрастает роль гос. бюджета в расширенном социалистич. воспроиз-ве (см. табл. 2).

Табл. 2.-Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведённом национальном доходе

         
Гoс. бюджет СССР (доходы), млрд. руб. 77, 1 102, 3 156, 7 218, 8
Удельный вес в произведённом нац. доходе, % 53, 2 52, 9 54, 1 60, 4

Гос. бюджет органически связан с нар.-хоз. планом и др. финанс. планами и утверждается высшими органами гос. власти как закон. Гос-во через гос. бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производств, и непроизводств, сферами, между отраслями нар. х-ва, республиками и экономич. р-нами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях обществ, произ-ва.

Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хоз.-финанс. деятельностью предприятий (объединений) и отраслей х-ва. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финанс. планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путём систематич. проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.

Табл. 3. - Доходы Государственного бюджета СССР

  8-я пятилетка (1966-1970) В том числе 1970 9-я пятилетка (1971-1975) В том числе 1975 8-я пятилетка (1966-1970) В том числе 1970 9-я пятилетка (1971-1975) В том числе 1975
млрд. руб. %
Доходы - всего 651, 0 156, 7 948, 9 218, 8 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0
В том числе: Поступления от социалистич, хоз-ва 593, 8 142, 9 863, 5 199, 1 91, 2 91, 2 91, 0 91, 0
из них:                
налог с оборота 214, 1 49, 4 299, 3 66, 6 32, 9 31, 5 31, 5 30, 4
платежи из прибыли 227, 7 54, 2 309, 8 69, 7 35, 0 34, 6 32, 6 31, 9
средства гос. социального страхования 35, 5 8, 2 49, 8 11, 3 5, 5 5, 2 5, 2 5, 2
подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий обществ, организаций 5, 9 1, 2 7, 2 1, 5 0, 9 0, 8 0, 8 0, 7
Поступления средств от населения 57, 2 13, 8 85, 4 19, 7 8, 8 8, 8 9, 0 9, 0
из них гос. налоги 52, 6 12, 7 79, 8 18, 4 8, 1 8, 1 8, 4 8, 4

Табл. 4. - Расходы Государственного бюджета СССР

  8-я пятилетка (1966-1970) В том числе 1970 9-я пятилетка (1971-1975) В том числе 1975 8-я пятилетка (1966-1970) В том числе 1970 9-я пятилетка (1971 - 1975) В том числе 1975
млрд. руб. %
Расходы - всего 642, 5 154, 6 933, 2 214, 5        
В том числе:                
На нар. х-во 293, 6 74, 5 467, 1 110, 7 45, 7 48, 3 50, 0 51, 6
из них:                
пром-сть и стр-во 123, 9 30, 5 190, 6 47, 0 19, 3 19, 7 20, 4 20, 4
с. х-во 45, 8 12, 4 78, 3 19, 1 7, 1 8, 0 8, 4 8, 9
На социально-культурные мероприятия и науку 240, 4 55, 9 338, 6 77, 0 37, 4 36, 2 36, 3 35, 9
На оборону 80, 2 17, 9 88, 7 17, 4 12, 5 11, 5 9, 5 8, 1

Социалистич. гос-во получает необходимые ему финанс. ресурсы (в 1960-75 более э/ю общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистич. х-ва. Гос. предприятия и орг-ции вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и нек-рые др. неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооп. орг-ции вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов гос. бюджета гл. обр. путём уплаты налогов. Данные о составе и структуре доходов Гос. бюджета СССР см. в табл. 3.

Решающая часть аккумулируемых гос. бюджетом ресурсов направляется на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Гос. бюджета СССР приведены в табл. 4.

Гос. бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Осн. начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и авт. республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Гос. бюджет СССР объединяет союзный бюджет и гос. бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют респ. и местные бюджеты (бюджеты авт. сов. социалистич. республик, краёв, областей, р-нов, городов, посёлков и сел. бюджеты). Всего гос. бюджет СССР объединяет ок. 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократич. централизма и ленинской нац. политики. Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5.

Табл. 5. - Структура расходов Государственного бюджета СССР по видам бюджетов

         
Расходы гос. бюджета - всего, млрд. руб. 73, 1 101, 6 154, 6 214, 5
В том числе:        
союзного бюджета, млрд. руб. 30, 1 43, 2 80, 6 109, 7
% 41, 2 42, 5 52, 1 51, 1
бюджетов союзных республик, млрд. руб. 43, 0 58, 4 74, 0 104, 8
% 58, 8 57, 5 47, 9 48, 9
из них:        
респ. бюджетов, млрд. руб. 28, 6 37, 3 45, 2 66, 4
мес гных бюджетов, млрд. руб. 14, 4 21, 1 28, 8 38, 4

Союзный бюджет обеспечивает необходимыми ден. средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области хоз. и культурного строительства и обороны страны. Через союзный бюджет осуществляется перераспределение части финанс. ресурсов между союзными республиками в целях всемерного развития их экономики, обеспечения роста материального благосостояния и культуры народов союзных республик. В доходы союзного бюджета включаются: налог с оборота, платежи из прибыли гос. предприятий и хоз. орг-ции союзного подчинения, таможенные и др. доходы и налоги, предусмотренные законодательством СССР.

Гос. бюджеты союзных республик обеспечивают необходимыми ден. средствами финансирование хоз. и культурного строительства, осуществляемого органами гос. власти и органами гос. управления союзных республик. В доходы гос. бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и др. поступления от предприятий и хоз. орг-ции, подведомственных мин-вам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооп. орг-ции, с.-х. налог, отчисления от подоходного налога с населения, гос. пошлина, местные налоги и нек-рые др. доходы. Кроме того, в гос. бюджет союзных республик поступают средства гос. социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и др. общесоюзных гос. доходов в размерах, предусматриваемых в Гос. бюджете СССР.

Гос. социальное страхование обеспечивает рабочих, служащих, колхозников в старости, при болезни и утрате трудоспособности. Бюджет социального страхования формируется из взносов предприятий, орг-ций и учреждений и средств Гос. бюджета СССР, составляется и исполняется органами ВЦСПС. Трудящиеся взносов по социальному страхованию не вносят. Из бюджета социального страхования выплачиваются пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности; финансируются санаторно-курортное обслуживание и нек-рые др. расходы. С 1938 бюджет гос. социального страхования включается в общий объём доходов и расходов Гос. бюджета СССР. Пенсии колхозникам выплачиваются из централизованного союзного фонда социального обеспечения, создаваемого за счёт ден. взносов колхозов и roc-ва. Общий объём бюджета гос. социального страхования в 1975 составил 26, 2 млрд. руб.

Гос. имущественное и личное страхование проводится на началах гос. монополии страхового дела: создаётся страховой фонд для восполнения ущерба, причинённого кооп.-колхозному произ-ву и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется из страховых взносов кооп.-колхозных предприятий, обществ, орг-ций и населения и представляет собой составную часть нар.-хоз. резервов, предназначенных для обеспечения непрерывности социалистич. производства. Средства гос. страхования используются для устранения последствий стихийных бедствий, проведения мероприятий по их предупреждению; выступают в качестве дополнит, материального обеспечения трудящихся, охраны их имущественных интересов.

В соответствии с Указом Президиума Верх. Совета СССР от 28 авг. 1967 «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» все убытки, возникающие в колхозном произ-ве вследствие неблагоприятных природно-климатич. явлений, включая засуху, землетрясения и т. п., возмещаются в установленном размере. Широкое распространение получило личное добровольное страхование населения (преим. смешанное страхование жизни).

Особую отрасль страховой деятельности представляет иностр. страхование, распространяющееся гл. обр. на внешнеторг. и др. экономич. связи с зарубежными гос-вами. в. ф. Гарбузов.

Сущность и функции кредита. Кредит при социализме представляет систему экономических отношений, выражающих аккумуляцию и использование денежных средств в процессе планомерного расширенного социалистич. воспроизводства на условиях их возвратности. В СССР кредит - монополия гос-ва. Кредитование нар. х-ва осуществляют гос. кредитные учреждения - банки на основе утверждаемых пр-вом кредитных планов. Кредит выполняет след. осн. функции: аккумуляция и планомерное распределение на условиях возвратности ден. средств нар. х-ва, бюджета и сбережений населения в интересах планового развития производства и обращения товаров; замещение наличных денег как в налично-денежном, так и безналичном обороте (что играет важную роль в плановом регулировании ден. обращения и укреплении советского рубля).

В дореволюц. России кредитная система была разнотипной. Она включала Гос. банк, акц. коммерческие, ипотечные банки, банкирские конторы, об-ва взаимного кредита, гор. банки, гор. и губ. кредитные об-ва, кредитную кооперацию (куда входили кредитные и ссудо-сберегат. товарищества).

Кредитная система СССР развивалась в ходе социалистич. строительства на основе ленинских принципов организации банковского дела при социализме (национализация банков, введение гос. монополии банковского дела; слияние национализированных банков в один общегос. банк страны, концентрация в нём всего ден. оборота, краткосрочного кредитования, расчётного и эмиссионно-кассового обслуживания нар. х-ва; развитие безналичных расчётов; организация контроля за произ-вом и распределением обществ, продукта).

Преобразование кредитной системы началось с захвата Гос. банка 25 окт. (7 нояб.) 1917, затем национализации акц. коммерч. банков - в дек. 1917. В янв. 1918 Гос. банк был переименован в Нар. банк РСФСР; в 1918 ликвидированы все ипотечные банки, об-ва взаимного кредита и гор. банки. Кредитная кооперация была сохранена, а её центр - Моск. нар. банк преобразован в кооп. отдел Нар. банка (упразднён в 1920). Сохранившиеся операции банка (эмиссия денег, распределение ден. знаков, междунар. расчёты, кредитование промысловой кооперации и нек-рые др.) перешли к Наркомфину. С переходом к нэпу сов. банковская система была создана и начала развиваться.

Принципы организации социалистич. кредитной системы были определены решениями 10-го (1921) и 11-го (1922) съездов партии. Декретом ВЦИК (1921) был учреждён Гос. банк РСФСР (выполнял только кредитные и расчётные операции, а с кон. 1922 стал эмиссионным банком). В 1923 он преобразован в Государственный банк СССР, к-рому принадлежит важная роль в строительстве социалистич. экономики, внедрении осн. принципов хоз. расчёта в гос. и кооп. предприятиях и орг-циях. В 1922-24 были созданы специализированные кредитные учреждения - кооп. банки и отраслевые спец. банки - торг.-пром. банк (Промбанк), банк по электрификации (Электробанк), Внешторгбанк, Центр.с.-х. банк, Центр, банк коммунального х-ва и жил. стр-ва (Цекомбанк) и местные коммунальные банки. На отраслевые банки, находившиеся под непосредств. контролем Гос. банка СССР, возлагались функции по долгосрочному кредитованию отд. отраслей нар. х-ва. В восстановит, период краткосрочные кредиты составляли 75- 80% всех кредитных вложений.

С переходом к социалистич. индустриализации кредитная система была перестроена. Кредитная реформа 1930-32 ликвидировала коммерч. кредит и ввела прямое банковское кредитование. Гос. банк стал единым банком краткосрочного кредитования произ-ва и обращения товаров, расчётным и кассовым центром страны; остальные банки - специализированными банками долгосрочных вложений. В 1959 система банков долгосрочных вложений была реорганизована: Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были упразднены (Торгбанк был ликвидирован ещё в 1956); их функции переданы Госбанку СССР и Промбанку СССР, преобразованному во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР, на к-рый возлагались функции кредитования и финансирования капитальных вложений во всех отраслях нар. х-ва (кроме сел., лесного и водного х-ва, а также потребит, кооперации, кредитование и финансирование к-рых сосредоточились в Госбанке СССР). С 1963 в ведение Госбанка СССР перешли сберегат. кассы.

Кредитование нар. х-ва осуществляется на основе след, принципов: плановость кредита (ссуды выдаются в соответствии с установленными плановыми заданиями в меру выполнения нар.-хоз. планов); прямое кредитование (банк выдаёт ссуды непосредственно предприятию, объединению или орг-ций); обеспеченность кредита материальными ценностями или соответствующими расчётными документами; целевое направление кредита (под определённые в плане объекты и на потребности, связанные с выполнением плана произ-ва и реализации продукции); срочность и возвратность кредита.

По срокам и целевому назначению различают краткосрочный кредит, обслуживающий кругооборот оборотных средств и предоставляемый, как правило, на срок до 1 года, и долгосрочный, используемый на создание, расширение и обновление осн. фондов различных отраслей нар. х-ва, а также на индивидуальное и кооперативное жил. стр-во, предоставляемый на срок от 2 до 20 лет. Объектами краткосрочного кредита, в зависимости от участия их в кругообороте оборотных средств, выступают в пром-сти, напр., производств, запасы (сырьё, материалы, топливо, тара); затраты произ-ва (незавершённое произ-во и полуфабрикаты собственного изготовления); готовая продукция и товары; товары отгруженные. Объекты долгосрочного кредита - затраты на стр-во производств, объектов, зданий непроизводств. назначения (кинотеатров и др.); затраты на внедрение новой техники и прогрессивной технологии, на кооперативное и индивидуальное (в городах и рабочих посёлках) жил. стр-во.

В условиях развитого социализма возросла роль кредита в воспроизводстве основных и оборотных фондов, расширились его границы. Госбанк стал предоставлять ссуды под сверхнормативные производственные запасы, накапливаемые в связи с выпуском новых видов продукции, повышением качества изделий; на расходы, связанные с освоением новых предприятий или новых цехов, на наладку оборудования, создание систем автоматич. управления производств, процессами; на затраты по разработке, освоению и произ-ву новых видов машин и оборудования и т. п. За счёт долгосрочного кредита осуществляются наряду с финансированием капитальные вложения на действующих предприятиях при их реконструкции и расширении, а также часть капитальных вложений в новое стр-во в пром-сти (в пределах пятилетнего срока окупаемости). В с. х-ве долгосрочные кредиты предоставляются на стр-во животнозодч. комплексов, птицефабрик, подсобных предприятий и промыслов, приобретение с.-х. техники и др.

Одно из осн. направлений совершенствования кредитных отношений в нар. х-ве в условиях интенсификации обществ. произ-ва и усиления роли качественных факторов экономич. роста - повышение эффективности кредита.

В целом по нар. х-ву доля кредита в общей сумме оборотных средств на нач. 1976 составила 44, 8%, в т. ч. по пром-сти 47, 3%, с. х-ву - 45, 9%, торговле- 60, 1%. Задолженность по краткосрочным и долгосрочным ссудам по нар. х-ву, свидетельствующая об объёме предоставленных кредитов, на нач. 1976 - 204 млрд. руб., из них 87% -по краткосрочным кредитам Госбанка. Данные о динамике роста банковских кредитов в СССР см. в табл. 6.

За пользование заёмными средствами гос-во устанавливает в плановом порядке плату в форме процента. Размеры процентных ставок дифференцированы по отраслям нар. х-ва, по видам ссуд и по срокам их использования. Ср. процентная ставка по всем ссудам Госбанка СССР в 1975 2, 22%.

Кредитная система СССР характеризуется единством и высоким уровнем концентрации банковского дела. Она включает Госбанк СССР, Гос. трудовые сберегат. кассы (Гострудсберкассы СССР), Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).

Гос. банк СССР - единый эмиссионный, кредитный, расчётный и кассовый центр, осн. кредитное учреждение страны. Один из крупнейших банков мира, имеющий разветвлённую сеть (в 1975 св. 4300 банковских учреждений). Госбанку принадлежит монопольное право выпуска в обращение на терр. СССР банковских и казначейских билетов и разменной монеты. На основе гос. нар.-хоз. плана Госбанк организует и регулирует ден. обращение в стране, составляет и исполняет кассовый план, отражающий движение потоков наличных денег; организует сберегат. дело. Госбанк предоставляет краткосрочные и долгосрочные кредиты нар, х-ву, а также населению; составляет и исполняет кредитные планы, в к-рых определены размеры и направления кредитных ресурсов; организует и осуществляет безналичные расчёты предприятий, орг-ций и учреждений за товарно-материальные ценности и услуги с банками и госбюджетом; финансирует капитальные вложения гос. предприятий и орг-ций сел., лесного и водного х-ва, потребит, кооперации, а также капитальный ремонт осн. фондов (Госбанк финансирует св. 50% всех капитальных затрат по нар. х-ву, включая операции по поручению Стройбанка); осуществляет кассовое исполнение Государственного бюджета СССР; Госбанк организует и проводит международные расчёты, кредитование внешней торговли, операции с иностранной валютой, золотом и др. драгоценными металлами.

Табл. 6. - Кредитование банками народного хозяйства и населения (задолженность на 1 января), млн. руб.

         
Краткосрочные кредиты - всего 42 100 66 690 104 739 160 715
Из них:        
Пром-сть 14 143 22 884 33 880 48 612
С. х-во 2 938 4 496 8 632 25 553
в т. ч. колхозы       10 076
Транспорт и связь     1 043 1 550
Строительство 1 691 3 441 8 774 15 837
Снабжение и сбыт 3 339   8 469 11 724
Торговля 16 238 25 465 34 746 48 178
Заготовки 3 272 5 238 8 326 8 518
Прочие отрасли        
Долгосрочные кредиты - всего 4 435 7 340 21 495 43 329
Из них:        
Государственные, кооп. предприятия и орг-ции 1 030 2 641 10 553 25 006
В том числе:        
совхозы и др. гос. с.-х. предприятия, переведённые на полный хозрасчёт _ _   5 061
жилищно-строительная кооперация -   2 069 3 104
межколхозные предприятия и орг-ции       3 597
Колхозы 2 378 3 890 10 296 17 789
Население 1 027      

Выполняя функцию расчётного центра страны, Госбанк СССР организует и производит безналичные расчёты между предприятиями за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также расчёты предприятий по их финанс. (перераспределительным) и др. нетоварным операциям с вышестоящими звеньями х-ва и с финанс.-банковской системой. Совокупность всех безналичных платежей составляет безналичный платёжный оборот, являющийся частью единого ден. оборота. Безналичные расчёты производятся путём перечислений денег с одного счёта на другой или путём зачёта взаимных требований (клиринга). Безналичный платёжный оборот, совершаемый через Госбанк, составил в 1975 (по расчётным данным) 2042 млрд. руб. (рост по сравнению с 1970 на 38%).

Госбанк СССР осуществляет общее руководство Правлением Банка для внеш. торговли СССР и Правлением Гострудсберкасс СССР.

Гострудсберкассы (созданы в 1922) производят операции по привлечению средств населения во вклады, размещению гос. займов и ден.-вещевых лотерей; во всё более широких масштабах они осуществляют расчетно-кассовое обслуживание населения и предприятий. О росте сети сберегательных касс и вкладов населения см. табл. 7.

Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) аккумулирует средства, выделяемые гос. бюджетом, предприятиями и хоз. орг-циями в качестве источников финансирования капитальных вложений; осуществляет финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений, краткосрочное кредитование и расчётное обслуживание строит, орг-ций; производит долгосрочное кредитование кооп. и индивидуального жил. стр-ва в городах и рабочих посёлках. Роль Стройбанка усилилась в связи с расширением сферы долгосрочного кредитования нар. х-ва. Сеть его учреждений за 1960-75 увеличилась с 746 до 1583 контор, отделений и пунктов уполномоченных.

Табл. 7.-Сеть сберегательных касс и вклады населения (на конец года)

         
Число сберегат касс, тыс. 66, 5 73, 6 78, 3 79, 9
Число вкладов млн. 52, 2 57, 4 80, 1 106, 6
Сумма вкладов млрд. руб. 10, 9 18, 7 46, 6 91, 0

Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк) осуществляет междунар. расчёты по внешнеэкономич. и др. связям СССР, включая расчёты по импортным и экспортным поставкам товаров. Деятельность его основана на принципах гос. валютной монополии и монополии внеш. торговли. Банк проводит все операции по кредитованию внеш. торговли, его кредитные вложения в операции сов. внешнеторг. орг-ций увеличились на 1 янв. 1976 по сравнению с 1 янв. 1971 в 2 раза. Внешторгбанк СССР способствует дальнейшему росту внешнеторг. оборота СССР, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 1600 нац. и коммерч. банками св. 110 стран (1976). Внешторгбанк является уполномоченным банком СССР по операциям Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка.

Большое значение в организации и проведении междунар. расчётов и кредитовании внеш. торговли, развитии внешнеэкономич. связей СССР имеют банки за границей, созданные с участием средств СССР. Среди них: Моск. нар. банк в Лондоне с отделениями в Бейруте и Сингапуре, Банк для Сев. Европы (Эйробанк) в Париже, Восход хандельсбанк в Цюрихе, Ост-вест хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне, Донаубанк в Вене, Ост-Вест юнайтедбанк в Люксембурге, Русско-Иранский банк в Тегеране (отделение в г. Исфахан). В Москве функционируют представительства крупных иностр. банков (Франции, ФРГ, США, Великобритании, Италии, Японии и др.).

См. также Кредит, Финансы, Финансовая политика. М. Н. Свешников.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал