Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здравоохранение
Развитие экономики и культуры, постоянная забота сов. государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографич. процессов в СССР, население к-рого выросло к 1976 по сравнению с 1913 более чем на 96 млн. человек. Рост гор. населения отражает изменения в структуре производства (рост пром-сти и механизация с. х-ва). Преобладание в составе населения женщин (136, 8 млн. женщин и 118, 7 млн. мужчин на 1 янв. 1976) сложилось в основном за счёт старших возрастов и вызвано гл. обр. последствиями войны. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокращается: к 1976 число мужчин и женщин в возрасте до 45 лет включительно почти сравнялось. В составе населения увеличился удельный вес лиц пожилого возраста. Вместе с тем удельный вес лиц молодого возраста (до 20 лет) продолжает значительно превышать удельный вес лиц пожилого возраста (60 лет и старше), что является благоприятным демографич. признаком. Процессы естеств. движения населения в СССР по сравнению с дореволюц. Россией характеризуются уменьшением рождаемости и снижением смертности при сохранении достаточно высоких показателей естеств. прироста. По сравнению с 1913 значительное снижение рождаемости (45, 5 на 1 тыс. жит. в 1913 и 18, 1 - в 1975) связано, в частности, с увеличением числа лиц пожилого возраста; определённую роль в снижении рождаемости играет активное вовлечение женщин в сферу произ-ва. Особенно выраженное снижение рождаемости в 60-е гг. связано с последствиями войны, т. к. рождаемость в 1941-46 была крайне низкой. Начиная с 1970, со вступлением в плодовитый возраст послевоенного поколения, рождаемость стабилизировалась и постепенно начинает возрастать. Общая смертность в СССР за годы Сов. власти уменьшилась более чем в 3 раза (9, 3 на 1 тыс. жит. в 1975 по сравнению с 29, 1 в 1913), детская смертность - почти в 10 раз (27, 9 на 1 тыс. живорождённых в 1974 по сравнению с 268, 6 в 1913). Нек-рое повышение общей смертности в 70-х гг. отчасти вызвано изменением возрастной структуры населения. Это можно обнаружить при сравнении стандартизированных по возрастной структуре населения показателей и анализе возрастных показателей смертности. В результате снижения смертности в СССР ср. продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюц. периодом (70 лет в 1971-72 по сравнению с 32 в 1896-97). Улучшение условий жизни, мероприятия Сов. государства по охране здоровья детей способствовали неуклонному повышению уровня физич. развития представителей всех слоев населения СССР. Уже в 30-х гг. в СССР не было разницы в уровне физич. развития детей и молодёжи из семей рабочих и служащих. Мероприятия, проведённые государством по ликвидации сан. последствий Великой Отечеств, войны 1941-45, способствовали тому, что к 1956 показатели физич. развития были выше, чем в предвоенные годы. Организация здравоохранения. Первые сведения об организации помощи больным на терр. Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10- 11 вв. Первый гос. орган управления мед. делом - Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) - возник в России в 1581 одновременно с первой (•«царёвой») аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней. В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Мед. канцелярия, а с 1763 - Мед. коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены «приказы общественного призрения» (в ведение к-рых переданы благотворительные и мед. учреждения), а затем - врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы - местные органы управления мед. делом. В 1803 Мед. коллегия была заменена Мед. департаментом в составе Мин-ва внутр. дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого гос. органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и др. леч. учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Леч. помощь оказывалась преим. частнопрактикующими врачами. Жители окраинных р-нов были практически лишены мед. помощи. Дореволюц. Россия не имела гос. системы охраны здоровья. Созданная в СССР система здравоохранения - одно из выдающихся достижений сов. народа. Задачи гос-ва в области охраны здоровья были определены В. И. Лениным и отражены в 1-й Программе РСДРП (1903). В ней отмечалась необходимость установления 8-часового рабочего дня, запрещения детского труда, устройства на предприятиях яслей, гос. страхования рабочих, сан. надзора на предприятиях и т. д. С первых дней Сов. власти забота об охране здоровья трудящихся провозглашена важнейшей задачей социалистич. гос-ва. В условиях разрухи, эпидемий и борьбы с внутр. и внеш. врагами началось строительство первой в мире гос. системы здравоохранения, в основу к-рой были положены самые прогрессивные и самые гуманные принципы: общедоступность и бесплатность мед. помощи, профилактич. направление, участие широких масс трудящихся в решении вопросов охраны здоровья. Политика Сов. гос-ва в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населённых мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие обществ, питания на науч.-гигиенич. основе, создание сан. законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной мед. помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929-32) затраты на здравоохранение и физич. культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 увеличилась почти в 6 раз, ср. мед. работников- более чем в 10 раз, коечный фонд - в 3, 8 раза (см. табл. 1). В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 все усилия здравоохранения были сосредоточены на помощи больным и раненым воинам и предотвращении эпидемий в действующей армии и тылу. Деятельность мед. учреждений способствовала победе сов. народа над фашизмом: более 72% раненых и 90% больных было возвращено в строй; впервые в истории войн удалось уберечь тыл и армию от эпидемий. Война причинила огромный ущерб сов. здравоохранению, исчислявшийся в 6, 6 млрд. руб.; было уничтожено и разрушено 40 тыс. больниц, поликлиник и др. мед. учреждений. Мобилизация экономич. потенциала страны и героич. труд сов. людей способствовали быстрому восстановлению материальной базы здравоохранения: в 1947 его осн. показатели достигли довоен. уровня. В 1950 по сравнению с 1940 число врачей увеличилось на 71%, ср. мед. работников на 52%, больничных коек на 28%. С 1940 по 1975 ассигнования на здравоохранение выросли более чем в 13 раз. Осн. принципы сов. здравоохранения получили дальнейшее развитие в Программе КПСС, принятой на 22-м съезде партии (1961). Вопросам здравоохранения и мед. науки посвящён ряд постановлений ЦК КПСС и Сов. пр-ва (напр., пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 14 янв. I960 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» и от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране»). Утверждение Верх. Советом СССР в 1969 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении закрепило принципы и формы мед. помощи населению - бесплатность, общедоступность, квалифицированность, профилактич. направленность, охрана материнства и детства, сан.-противоэпидемич. служба и т. д. Подчёркивается, что охрана здоровья населения - обязанность всех гос. органов и обществ, орг-ций. Предусмотрены меры по дальнейшему улучшению здравоохранения: продолжение стр-ва крупных специализиров. и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с целью повышения качества мед. помощи и более полного обеспечения населения всеми её видами; расширение сети станций скорой помощи и сан.-эпидемиологич. станций; увеличение количества больничных коек и т. д. (показатели развития здравоохранения в 1940-75 представлены в табл. 2). С 50-х гг. структура заболеваемости и причин смерти в СССР стала типичной для экономически развитых стран. Характерное распространение сердечно-сосудистых заболеваний и злокачеств. новообразований связано, в частности, с «постарением» населения. Успехи медицины обеспечили удлинение сроков жизни больных с патологией сердца и сосудов, что способствует известному «накоплению» таких больных. Более совершенная диагностика обусловливает, в свою очередь, более полное выявление заболеваний. Наибольшее распространение имеют атеросклероз, гипертонич. болезнь, ишеми-ческая болезнь сердца, ревматизм. Из инфекц. болезней преобладают грипп и др. респираторные инфекции, являющиеся одной из осн. причин врем, нетрудоспособности. Кишечные инфекции, в частности дизентерия, как правило, не имеют эпидемич. распространения. Респираторные и желудочно-кишечные инфекц. заболевания носят выраженный сезонный характер. Из детских инфекций отмечаются корь, скарлатина, коклюш, эпидемич. паротит; число заболеваний постоянно снижается. В структуре несчастных случаев ведущее место занимают травмы непроизводств, характера, в ряде случаев связанные с состоянием опьянения. Медицинские кадры. В 1913 в России было 28, 1 тыс. врачей, большинство к-рых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население мн. р-нов было практически лишено врачебной помощи. На терр. нынешних Тадж. ССР и Кирг. ССР 1 врач приходился на 50 тыс. жиг., Узб. ССР - на 31 тыс., Казах. ССР-на 23 тыс. жит. К 1975 численность врачей увеличилась по сравнению с 1913 в 30 раз, обеспеченность ими - в 18 раз (см. табл. 1). СССР занимает 1-е место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения. В дореволюц. России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах. В 1975 по сравнению с 1940 число терапевтов и врачей сан.-противоэпидемич. профиля выросло более чем в 4 раза, хирургов - в 6, 9 раза, акушеров-гинекологов, педиатров, офтальмологов- почти в 5 раз, невропатологов - почти в 7 раз, рентгенологов и радиологов - более чем в 10 раз. Обеспеченность населения врачами-специалистами в большинстве союзных республик достигла общесоюзного уровня. В 1913 насчитывалось 46 тыс. ср. мед. работников (в т. ч. т. н. ротных фельдшеров и повивальных бабок). К 1976 число ср. мед. работников возросло в 55 раз (см. табл. 1). Обеспеченность населения ср. мед. работниками в нек-рых союзных республиках (напр., Украинской, Эстонской) выше, чем общесоюзная. СССР занимает ведущее место в мире по выпуску врачей, фармацевтов и ср. мед. работников. В дореволюц. России 17 мед. факультетов ун-тов и мед. ин-тов выпускали ежегодно 900 врачей. К 1975 число студентов-медиков возросло в 36 раз, выпуск врачей - более чем в 50 раз. На территории каждой союзной республики имеются высшие и ср. мед. уч. заведения, выпуск специалистов удовлетворяет потребности населения в мед. кадрах. Среди учащихся мед. уч. заведений имеются представители более 100 национальностей. Создана сеть ин-тов и ф-тов усовершенствования врачей (в 1974 было 13 ин-тов и 18 ф-тов). Врачи проходят специализацию или усовершенствование не реже 1 раза в 3-5 лет. Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913-14 сан. организация имелась в 73 городах и 40 губ. России, работали 257 врачей, было 28 сан.-гигиенич. лабораторий; земские сан. бюро выполняли гл. обр. статистич. работу. В СССР создана единая гос. сан.-противоэпидемическая служба. Уже в 1918 в составе Наркомздрава была организована сан.-эпидемиологич. секция, а в отделах здравоохранения исполкомов местных Советов (с 1919) - сан.-эпидемиологич. подотделы; декретом СНК РСФСР «О санитарных органах республики» (1922) устанавливалась единая организация сан. дела, определялись задачи, права и обязанности сан. органов. Быстрые темпы развития сан.-противоэпидемической организации потребовали подготовки квалифицированных кадров и расширения сети спец. учреждений. В 1936 в мед. ин-тах открылись первые сан.-гигиенич. ф-ты; в 1939 было утверждено положение о сан.-эпидемиологич. станциях как комплексных и ведущих учреждениях сан.-эпидемиологич. службы. К 1940 сан.-противоэпидемич. организация охватывала св. 12, 5 тыс. врачей, 1943 сан.-эпидемиологич. станции, 1490 сан.-бактериологич. лабораторий, 787 дезинфекц. станций, пунктов, отрядов (см. табл. 2). Ликвидация последствий Великой Отечеств. войны 1941-45 и экономич. развитие СССР определили новые требования к работе сан. органов, потребовали изменения их структуры. В 1948 введена обязательная организация сан.-эпидемиологич. станций при всех территориальных органах здравоохранения (респ., краевых, обл., гор., районных); в 1963 принято пост. Сов. Мин. СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положение в государственном санитарном надзоре в СССР (1973) предоставляют сан.-противоэпидемич. службе широкие полномочия по охране внеш. среды от загрязнений, надзору за пром-стью, стр-вом, обществ, питанием, водоснабжением, благоустройством, планировкой населённых мест и т. д. В СССР запрещено введение в эксплуатацию пром. предприятий без очистных сооружений; по всем загрязнителям внеш. среды установлены предельно допустимые концентрации, вошедшие в обязательные для исполнения нормы и правила; стр-во любого объекта и планировка населённых мест осуществляются с соблюдением сан. норм и правил; предписания сан. врача обязательны для выполнения всеми гос. и обществ, орг-циями, учреждениями и отд. гражданами. Сан. служба организует проведение профи лактич. прививок населению, осуществляет противоэпидемич. мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекц. заболеваний, а также сан.-карантинные меры и т. д. Табл.1. - Больничная сеть СССР и союзных республик; численность врачей и средних медицинских работников и обеспеченность ими населения СССР и союзных республик
Принятое 20 сент. 1972 пост. Верх. Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» ещё более расширяет возможности сан.-эпидемиологич. службы по охране внеш. среды. Это постановление, в частности, предусматривает усиление ответственности мин-в, ведомств, предприятий и орг-ций за осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения почвы, водоисточников, атм. воздуха, а также за безусловное выполнение сан.-гигиенич. норм и правил; осуществление мер по предотвращению вредных выбросов в атмосферу и сбросов загрязнённых сточных вод, своевременное стр-во очистных сооружений, разработку и освоение произ-ва новых видов оборудования и приборов для газоочистки и пылеулавливания и т. д. Предусмотрено ускорение стр-ва и реконструкции очистных сооружений для пром. и бытовых сточных вод, газоочистных и пылеулавливающих сооружений, расширение работы по озеленению городов и т. д. См. также Санитарно-эпидемиологическая служба. Больничная помощь. В дореволюц. России более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало 5 и менее коек, 53% - от 6 до 20 коек и только 21% - более 20 коек. После Окт. революции 1917 система больничной помощи по существу была создана заново. В 1975 число больничных учреждений по сравнению с 1913 выросло почти в 5 раз, коечный фонд - более чем в 14 раз, обеспеченность населения больничными койками - более чем в 9 раз. Темпы роста этих показателей в ряде союзных республик превышают общесоюзные (табл. 1); значительно возрос коечный фонд авт. республик и нац. округов. Одновременно с ростом числа коек происходит и их специализация. Число т. н. общих коек снижается: если в 1940 они составляли более 15%, то в 1975 - 2, 4%. Дальнейшая специализация осн. на организации специализированных леч.-профилактич. учреждений, стр-ве крупных многопрофильных больниц с развёртыванием в них узкопрофильных отделений. Примером может служить структура коечного фонда в учреждениях Мин-ва здравоохранения СССР для оказания спец. хирургич. помощи (табл. 3); в 1973 св. 35% хирургич. коек были специализированными. Важнейшее условие организации квалифицированной специализированной мед. помощи - увеличение мощности леч. учреждений. Удельный вес респ., краевых и обл. больниц, имеющих св. 500 коек, с 1960 по 1973 возрос с 26, 9% до 50, 1%; гор. больниц мощностью св. 300 коек - с 7, 5% до 18, 2%; сел. районных больниц мощностью св. 100 коек - с 4% до 48, 1%. Укрупнение и специализация больничных учреждений способствуют эффективному использованию коечного фонда, мед. кадров, техники и оборудования, значит, повышению качества мед. помощи. В большинстве респ., краевых и обл. больниц, а также во мн. гор. больницах организованы палаты интенсивного наблюдения, реаниматологич. отделения, что позволяет оказывать эффективную помощь тяжело больным, спасение к-рых в условиях неспециализированных больничных учреждений практически невозможно. Амбулаторно-поликлиническая помощь. Широкая сеть поликлинич. и диспансерных учреждений, в к-рых оказывают бесплатную специализированную квалифицированную мед. помощь, - отличит, черта сов. здравоохранения. В 1913 в крупных, юродах, насчитывалось 1230 амбулаторных пунктов и лечебниц для оказания первичной помощи приходящим больным. В 1975 число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлинкч. помощь населению, возросло до 35 641. Постоянно возрастает объём врачебной амбулаторно-поликлинич. помощи. Объём врачебной помощи по амбулаторным приёмам и помощи на дому увеличился по сравнению с 1940 почти в 4 раза, число врачебных посещений на 1 жителя в гор. поселениях возросло по сравнению с 1955 почти на 50%. Система амбулаторно-поликлинич. помощи строится по участковому принципу обслуживания. Число врачебных участков в гор. поселениях возросло к 1973 по сравнению с 1965 более чем в 2 раза; если в 1955 на терапевтич. участок приходилось в среднем 3, 9 тыс. чел., то в 1972 на 10 тыс. гор. населения выделялось 5 должностей участковых терапевтов. Расширяется объём специализированной поликлинической помощи. Увеличилось и число учреждений фельдшерско-амбулаторной помощи на пром. предприятиях и в сел. местности. Табл. 2. - По казатели развития здравоохранения в СССР
1 Кроме ассигнований по гос. бюджету, учтены расходы гос., кооп., профсоюзных и др. орг-ций, а также отдельных предприятий и колхозов. 2 Уменьшение числа амбулаторно-поликлинич. учреждений произошло за счёт объединения их с больничными учреждениями и реорганизации и укрупнения этих учреждений. Мероприятия по охране труда и созданию наиболее гигиенических условий на произ-ве, организация на пром. предприятиях мед.-сан. частей, врачебных и фельдшерских здравпунктов занимают важное место в системе нар.-хоз. строительства. В 1973 число мед. пунктов на предприятиях и в учреждениях выросло по сравнению с 1950 более чем в 2 раза, в т. ч. мед.-сан. частей на пром. предприятиях - почти в 2 раза, здравпунктов - почти в 3 раза. Для сов. здравоохранения характерен диспансерный метод обслуживания как в городах, так и в сел. местности. Число спец. диспансеров (включая врачебно-физкультурные) с 1940 по 1975 возросло с 1284 до 3003 (см. табл. 2). Диспансерный метод обслуживания больных и здоровых проводится также всеми амбулаторно-поликлинич. учреждениями по месту жительства и на пром. предприятиях. Диспансерному наблюдению подлежат больные хронич. сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными заболеваниями, туберкулёзом, новообразованиями и т. д. Расширяются массовые профилактич. осмотры, в т. ч. и т. н. ежегодные целевые осмотры для раннего выявления заболеваний. Напр., в 1975 число лиц, прошедших осмотры с целью выявления туберкулёза, увеличилось по сравнению с 1965 в 1, 5 раза; по выявлению злокачественных новообразований - в 1, 8 раза. Лечебно-профилактич. учреждения и спец. врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют контроль за состоянием здоровья спортсменов. Внутренний и внешний вид санитарной машины, оборудованной переносным кувезом, для перевозки недоношенных новорождённых детей. Внутренний вид специализированной машины скорой помощи для проведения интенсивной терапии. В дореволюц. России лишь в 9 городах были учреждения, к-рые условно можно назвать станциями скорой помощи. В СССР создана сеть гор. и районных станций скорой помощи, число к-рых в 1975 составило 3973. Они оснащены специализированными машинами с аппаратами и приспособлениями для переливания крови и искусств, дыхания, электрокардиографами и т. п., что позволяет проводить срочную диагностику и оказывать экстренную помощь при угрожающих жизни состояниях (инфаркт миокарда, шок, отёк лёгкого, отравления и др.). В работе станций сан. авиации при респ., краевых и обл. больницах участвуют специалисты н.-и. ин-тов и кафедр высших мед. уч. заведений. Табл. 3.-Структура хирургического коечного фонда учреждений Министерства здравоохранения СССР (1973)
См. Диспансеризация, Скорая медицинская помощь, Авиация санитарная. Санаторно-курортное лечение. В дореволюц. России имелось 60 санаториев на 3 тыс. мест. Курортное лечение практически было недоступно трудящимся. После Окт. революции 1917 национализированные курорты и леч. местности переданы для лечения трудящимся. Созданы новые курорты; число санаториев круглосуточного пребывания увеличилось в 1975 по сравнению с 1913 в 39 раз, количество коек в них - в 168 раз. На терр. СССР имеются все осн. группы курортов: бальнеологические (Кавказские Минеральные Воды, Боржоми, Белокуриха, Друскининкай, Трускавец и др.), грязевые (курорты Одессы, Евпатории, Саки и др.) и климатические (курорты Юж. берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа, Рижского взморья и др.). На 1 янв. 1976 было ок. 400 курортов, 2, 4 тыс. санаториев и пансионатов с лечением на 504 тыс. мест, 6203 дома и баз отдыха и пансионатов на 828 тыс. мест. Мн. санатории превратились в крупные специализированные леч.-профилактич. учреждения. Путёвки в санатории распределяются проф. орг-циями, показания к лечению в них определяются леч.-профилактич. учреждениями; более 50% путёвок выдаются рабочим и служащим за счёт средств социального страхования с оплатой 30% стоимости или за счёт бюджета здравоохранения бесплатно. Спальный корпус курорта Дарасун. Читинская область. См. также Курорты, Бальнеотерапия, Грязелечение, Климатотерапия. Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям. Сов. гос-во всегда рассматривало охрану материнства и детства и обеспечение женщине возможности для сочетания производств, и обществ, деятельности с материнством и воспитанием детей как важную гос. задачу. Спец. законодательство предусматривает охрану труда женщины, особенно в период беременности. По сов. трудовому законодательству беременные не привлекаются к сверхурочным и ночным работам, а при необходимости переводятся на более лёгкий труд; женщине предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам на 112 календарных дней (по 56 дней до и после родов); в случае рождения двух и более детей или при осложнённых родах послеродовой отпуск увеличивается до 70 дней. Гос. бюджетом предусмотрены ассигнования на выплату пособий матерям и на лечение детей. Размеры этих ассигнований постоянно растут: в 1975 по сравнению с 1940 они увеличились в 14 раз; расходы на обслуживание детей в яслях, садах, пионерских лагерях и др. учреждениях внешкольной работы с детьми - более чем в 13 раз. В дореволюц. России было 7, 5 тыс. коек для беременных и рожениц. В 1913 лишь 5% родов проходили в стационаре. Акушерскую помощь оказывали преим. акушерки и повивальные бабки. За годы Сов. власти создана сеть женских консультаций, родильных домов, акушерско-гинекологич. отделений в больницах, а в сел. местности - сеть колх. родильных домов и фельдшерско-акушерских пунктов. Полностью решена проблема обеспечения всех женщин стационарным родовспоможением. Количество коек для беременных и рожениц в 1975 увеличилось по сравнению с 1940 со 147, 1 тыс. до 223 тыс.; во мн. городах организованы специализированные отделения патологии беременности. Организация дородового наблюдения и патронажной помощи беременным женскими консультациями, обеспечение всех рожениц и родильниц квалифицированной мед. помощью способствовали значит, снижению материнской смертности, мертворождённости и смертности новорождённых. Рост числа врачей акушёров-гинекологов, числа коек для беременных, рожениц и гинекологических больных, числа женских консультаций и детских поликлиник характерен для всех союзных республик. Напр., число гинекологических коек в 1975 по сравнению с 1940 увеличилось в Узбекской ССР с 634 до 4703, в Казахской ССР с 546 до 8281, в Латвийской ССР с 272 до 1729. Железноводск. Грязелечебница. Санаторий «Алтай». Курорт белокуриха. Сов. гос-во проявляет особую заботу о здоровье и воспитании детей. Охрану здоровья детей осуществляют детские леч.-профилактич. учреждения: больницы, поликлиники, детские отделения общих больниц, санатории, ясли-сады, отделения школьной гигиены сан.-эпидемиологич. станций и др. В 1975 по сравнению с 1913 число коек для детей в больничных учреждениях возросло с 750 до 529, 3 тыс.; число детей в постоянных детских учреждениях - с 5, 4 тыс. до 11 млн. 523 тыс., т. е. более чем в 2 тыс. раз. Ведущую роль в мед. помощи детям играет детская поликлиника-амбулатория. Впервые в мире введена система диспансерной помощи детям, к-рая осуществляется врачами-педиатрами и патронажными сестрами. Интенсивно развивается специализированная педиатрич. помощь: в детских больницах и поликлиниках организованы отделения хирургии, невропатологии, психиатрии и др. Число детских санаториев в 1975 по сравнению с 1913 возросло с 14 до 1219, т. е. в 87 раз, а коек в них - почти в 542 раза; коечный фонд детских санаториев составляет 32% всех санаторных коек. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями растёт во всех союзных республиках. Обслуживание детей всё более дифференцируется, создаются ясли с удлинённым днём работы или круглосуточные, совершенствуются методы оздоровит, и воспитат. работы. См. Охрана здоровья детей и подростков, Охрана материнства и детства. Аптечное дело. В дореволюц. России аптеки находились в руках частных владельцев; в городах на 1 аптеку приходилось 10, 8 тыс. жит.; в сел. местности (в совр. границах Европ. части СССР)- 119, 5 тыс. жит., на терр. Ср. Азии - 436, 4 тыс. жит. В 1975 по сравнению с 1914 число аптек выросло с 4932 до 25 426, т. е. в 5 раз; аптечная сеть союзных республик обеспечивает потребность их населения в лекарств, помощи. В малонаселённых р-нах при врачебных и фельдшерско-акушерских пунктах организованы аптечные пункты. Количество лекарств, отпущенных из аптек в 1973, по сравнению с 1914 увеличилось более чем в 50 раз. Аптеки укомплектованы квалифицированными кадрами специалистов с высшим и ср. спец. образованием, число к-рых в 1973 по сравнению с 1914 выросло более чем в 16 раз. Международное сотрудничество в области здравоохранения. Опыт СССР в области охраны нар. здоровья оказывает влияние на постановку дела здравоохранения во мн. странах. Принципы сов. здравоохранения используются др. социалистич. странами. СССР активно участвует в качестве члена-учредителя в деятельности Всемирной орг-ции здравоохранения (ВОЗ). Более 150 сов. учёных - члены экспертно-консультативных комитетов ВОЗ. Мн. сов. специалисты работают в штаб-квартире ВОЗ и её региональных бюро. Мин-во здравоохранения СССР, АМН СССР и сов. науч.-мед. об-ва участвуют во мн. междунар. мед. ассоциациях. СССР оказывает помощь развивающимся странам в стр-ве больниц, создании нац. фармацевтич. пром-сти, проведении мероприятий по борьбе с инфекц. заболеваниями, подготовке врачей-специалистов и т. д. Напр., СССР построил и передал в дар крупный госпиталь в Гвинее; с помощью СССР построены, фармацевтич. з-ды в Ираке, з-д антибиотиков, предприятия по произ-ву синтетич. лекарств, хирургич. инструментария в Индии и т. д. Большая помощь оказывается развивающимся странам в области подготовки нац. мед. кадров. Наряду с обучением студентов из этих стран в мед. ин-тах СССР кадры медиков готовит мед. ф-т Ун-та дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве; готовятся также специалисты для фармацевтич. пром-сти этих стран. В 1973 в СССР обучалось св. 2500 студентов-медиков из 100 государств. Делегации сов. врачей ежегодно участвуют в междунар. мед. конгрессах, съездах и конференциях. В СССР также проводятся междунар. съезды по актуальным проблемам совр. мед. науки. Так, за 1966-73 проведено более 70 семинаров, симпозиумов и курсов ВОЗ, междунар. конгрессы хирургов, геронтологов, фтизиатров и др. Особенно плодотворно сотрудничество с др. социалистич. странами: расширяется взаимное использование передового опыта в области охраны здоровья, обсуждаются ведущие проблемы теоретич. и практич. медицины, определяются пути прогрессивного развития нац. служб здравоохранения. Большую роль в решении этих задач играют регулярные совещания министров здравоохранения социалистич. стран. Сотрудничество социалистич. стран предусматривает также координацию науч. исследований и взаимную помощь в их осуществлении, широкий обмен информацией, совместные подготовку, усовершенствование и деятельность специалистов в междунар. орг-циях. СССР заключил соглашения с США, Великобританией, Францией, Италией, Финляндией и др. странами о сотрудничестве в области здравоохранения и мед. науки, предусматривающие взаимный обмен делегациями и специалистами, информацией и мед. лит-рой, предоставление учёным возможности работать в различных науч. учреждениях и лабораториях, приглашение ведущих специалистов для чтения лекций, организацию и участие в работе съездов, конгрессов, симпозиумов, проведение совместных исследований, в частности по проблемам охраны окружающей среды, сердечнососудистых заболеваний и их профилактики (включая вопросы хирургич. лечения болезней сердца и магистральных сосудов), трансплантации органов и тканей, онкологии, медико-биологич. аспектам освоения космич. пространства и др. Большую междунар. работу ведёт также Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения преследует гуманнейшие цели - охрану здоровья народов мира, предупреждение и ликвидацию наиболее опасных и распространённых заболеваний. См. соответствующий раздел в статьях о союзных и авт. республиках в томах БСЭ, а также Здравоохранение, Профилактика. Б. В. Петровский, П. Н. Бургасов, И. П. Лидов, А. М. Сточик.
|