Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие научных учреждений после Великой Октябрьской социалистической революция
Окт. революция 1917 ознаменовала новую эпоху в развитии науки и науч. учреждений. Создание первого в мире гос-ва трудящихся, глубокие социальные сдвиги, происходившие в стране, и начало социалистич. строительства обусловили превращение науки в могучую силу экономич., общественного и культурного преобразования. Под рук. В. И. Ленина были разработаны принципы новой, социалистич. организации науч. деятельности, сделаны первые шаги в области общегосударственного планирования науч. исследований. В ленинских работах «Очередные задачи Советской власти», «Набросок плана научно-технических работ» (1918), «О пролетарской культуре» (1920), «Об едином хозяйственном плане» (1921) была определена стратегия развития сов. науки, показана необходимость целенаправленного планового руководства ею, подчёркнута ведущая роль науки в развитии нар. х-ва. Важное значение имели положения Программы партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919). В тяжелейших условиях Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 проводились важнейшие мероприятия по привлечению учёных к хоз. и культурному строительству, к постановке и решению актуальных науч.-технич. задач гос. значения. По заданию и под рук. В. И. Ленина учёными была разработана программа подъёма и развития экономики страны на базе электрификации (план ГОЭЛРО, 1920), развернулись исследования Курской магнитной аномалии, химич. сырья Кара-Богаз-Гола и Соликамска, ухтинской нефти, тихвинских бокситов, горючих сланцев северо-запада Европ. части страны, гидроресурсов, глин, торфа и др. природных запасов, разрабатывались науч. основы важнейших отраслей пром-сти. Была осуществлена перестройка высшей школы. Массы трудящихся получили доступ к образованию и науч. творчеству. Открывались новые научно-образоват. центры. Для развития сов. науки большое значение имело создание системы общегос. координации и централизов. руководства исследованиями. В 1918 образованы Науч. отдел Наркомпроса (с 1922 - Главна ука) и Научно-технич. отдел (НТО) ВСНХ, на к-рый была возложена организация науч. обслуживания пром-сти и координация прикладных науч.-технич. работ. По мере роста гос. сектора в различных отраслях нар. х-ва и развёртывания н.-и. деятельности оформлялись науч.-организац. подразделения при наркоматах и др. ведомствах: Науч. комиссия НТО ВСНХ, Учёный мед. совет Нар-комздрава, Гос. учёный совет (ГУС) Наркомпроса и др. Важными центрами планирования и координации науч. работы в масштабе всей страны стали Госплан (1921) и Особый врем, к-т науки при СНК РСФСР (1922-24), деятельность к-рых обеспечивала курс на единую науч.-технич. политику, планомерное формирование государственной сети н.-и. учреждений. Создавались новые центры н.-и. работы, система крупных н, -и. ин-тов. К сер. 20-х гг., несмотря на Гражд. войну и трудности восстановит, периода, было основано св. 70 ин-тов, сыгравших видную роль в развитии сов. науки. Среди них: Гос. оптический (ГОИ, 1918, основатель - Д. С. Рождественский), Центр, аэрогидродинамический (ЦАГИ, 1918; один из организаторов и первый директор - Н. Е. Жуковский). Гос. гидрологический (1919), биологич. физики (1919, по проекту и под рук. П. П. Лазарева), биологич. химии (1920, под рук. А. Н. Баха), по изучению Севера (1920), плавучий морской, положивший начало мор. экспедиц. работам (1921), Петроградский физико-технич. (1921, организатор и первый директор - А. Ф. Иоффе), Гос. радиевый (1922, по проекту и под рук. В. И. Вернадского) и др. Научные учреждения были ориентированы на решение фундаментальных научных и народно-хоз. задач. В первые послереволюц. годы были заложены основы сети отраслевых науч. учреждений-начали формироваться специализиров. комплексы н.-и. ин-тов пром-сти, транспорта, связи, с. х-ва, здравоохранения и др. Сложилось ядро головных институтов сов. индустрии: Химич. ин-т им. Л. Я. Карпова (1918, первоначально Лаборатория НТО ВСНХ), Науч. автомоторный ин-т (НАМИ, 1918), Гос. ин-т прикладной химии (ГИПХ, 1919), Науч. ин-т по удобрениям (НИУ, 1919), Ин-т прикладной минералогии и металлургии (1919), Ин-т механич. обработки полезных ископаемых (Механобр, 1920), Гос. экспериментальный электро-технич. ин-т (ГЭЭИ, 1921, впоследствии Всесоюзный электротехнический ин-т им. В. И. Ленина, ВЭИ), Гос. теплотехнический ин-т (1921), Гос. торфяной ин-т (1921), Нижегородская радиолаборатория (1918) и др. Всего в 1925 в пром-сти работало ок. 30 ин-тов и крупных специализиров. лабораторий. В 1918 положено начало формированию сети науч. учреждений Наркомздрава, к-рые в 1920 объединились в единую систему под общим названием Гос. ин-та нар. здравоохранения (ГИНЗ). В 1925 ГИНЗ объединял уже 8 крупных ин-тов. В нач. 20-х гг. стала создаваться система науч. обслуживания с. х-ва. В 1920 основана Центр, селекц.-генетич. станция под Петроградом, в 1921 - Луговой и Научно-мелиоративный ин-ты, в 1922 - Ин-т опытной агрономии, в 1924 из него выделился Ин-т прикладной ботаники и новых культур. В нач. 20-х гг. начали возникать н.-и. ин-ты при высших уч. заведениях, работа к-рых была тесно связана с уч. процессом и в то же время - с выполнением исследоват. заданий ведомств и предприятий. НИИ при вузах сыграли большую роль в формировании кадров сов. учёных. Окт. революция 1917 внесла принципиальные изменения в организацию гуманитарных исследований. В первые годы Сов. власти были созданы крупные центры марксистского обществоведения, сконцентрировавшие своё внимание на исследовании производительных сил, проблем классов и классовой борьбы. В 1918 осн. Социалистич. академия обществ, наук (с 1924 - Коммунистическая), при к-рой в 1-й пол. 20-х гг. сформировались ин-ты и науч. об-ва, разрабатывавшие вопросы философии, права, экономики, истории междунар. рабочего движения и истории Окт. революции, сов. строительства и др. В 1919 начала работать Российская академия истории материальной культуры (РАИМК), в к-рой сосредоточилось изучение вопросов археологии и этнографии. По решению ЦК РКП(б) были созданы Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ, 1921), Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт, 1920), Институт В. И. Ленина (1923, по инициативе коммунистов Москвы). Важным направлением в области формирования гос. сети науч. учреждений было создание центров науки и просвещения, в т. ч. в Закавказье и Ср. Азии, на Урале, в Сибири. В 1918 начали работать ун-ты в Воронеже, Н. Новгороде, Тбилиси, Иркутске. В 1919 осн. Бакинский ун-т (с 1924 - Азербайджанский), в 1920 - Ереванский, Уральский (в 1925-31 - по-литехнич. ин-т), Туркестанский (с 1923 - Среднеазиатский, с 1960 - Ташкентский) и Дальневосточный, в 1921 - Белорусский и др. Создание новых ун-тов сыграло важную роль в подготовке местных кадров интеллигенции, в развитии науки и культуры. В 1919 основана АН УССР. Особенно интенсивно развивалось науч. строительство на местах после образования СССР (1922). Широко развернулось экспедиц. исследование природных ресурсов, экономики, этнографии, культуры союзных республик. Опираясь на помощь науч. учреждений РСФСР (АН, ун-ты, новые ин-ты), а также на местные ун-ты, республики начали подготовку нац. науч.-технич. кадров и формирование первых н.-и. учреждений. В 1-й пол. 20-х гг. созданы Тбилисский бактериоло-гич. ин-т и неск. науч. об-в в Грузии, Севанская гидробиологич. станция в Армении (1923), Об-во обследования и изучения Азербайджана (1923, впоследствии - ин-т), Общество краеведения при Наркомпросе Туркменистана (1925), Науч. об-во Таджикистана (1925), Ин-т белорус, культуры (1922). Науч. к-т в Молдавии (1926) и др. Большую роль в организации науч. работы на терр. Сибири сыграли Сиб. геологич. к-т (1918), Сиб. комиссия ГОЭЛРО (1921) и Сиб. с.-х. академия (1923). Для разработки важнейших экономич. проблем Урала в 1925 был создан Уральский н.-и. ин-т. В сер. 20-х гг. насчитывалось более 600 науч. учреждений (вдвое больше, чем в предреволюц. период). Развитие науки и науч. учреждений во 2-й пол. 20-х - 30-х гг. тесно связано с развёртыванием социалистич. строительства. 15-й съезд ВКП(б) (1927), намечая пути создания материально-технич. базы социализма, подчеркнул значение индустриализации страны и выдвинул в качестве самостоят, задачи «широкое развитие сети научно-исследовательских институтов и фабрично-заводских лабораторий, решительное приближение академической научной работы к промышленности и сельскому хозяйству...» («КПСС в резолюциях...», т. 4, 1970, с. 47). Превращение СССР в мощную индустриальную державу, размах культурной революции вызвали быстрый рост числа н.-и. учреждений. За годы довоен. пятилеток (1929-40) сформировалась и выросла сов. нар. интеллигенция, в т. ч. кадры сов. учёных. В 1928 по инициативе группы учёных была создана Всесоюзная ассоциация работников науки для содействия социалистич. строительству (ВАРНИТСО), сыгравшая видную роль в сплочении передовой науч.-технич. интеллигенции. В 1931 на базе Ин-та Маркса и Энгельса и Ин-та Ленина был создан Ин-т Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б) (с 1956 Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Реорганизована сеть учреждений Коммунистич. академии; при ней открыты ин-ты философии, истории (оба в 1929), литературы, искусства и языка (1931) и др. Характерной чертой сов. науки этого периода стал переход от отдельных исследований к комплексному решению важнейших общетеоретич. и прикладных проблем. Одной из первоочередных задач по развитию науки Коммунистич. партия и Сов. пр-во считали планомерный рост сети н.-и. учреждений по всему фронту естествознания и техники. Значительно расширилась система учреждений, ведущих фундаментальные исследования, к-рые всё больше концентрировались в АН СССР. К нач. 1941 в её составе работало 167 науч. учреждений (78 ин-тов и их объединений), в т. ч. Геологич. ин-т (1930), Ин-т физич. химии (1931), Физич. ин-т им. П. Н. Лебедева (ФИАН; 1934, рук. С. И. Вавилов), Ин-т органич. химии (1934, рук. А. Е. Фаворский и Н. Д. Зелинский), Ин-т общей и неорганич. химии (1934, рук. Н. С. Курнаков), Ин-т физич. проблем (1934, рук. П. Л. Капица), Ин-т теоретич. геофизики (1938, рук. О. Ю. Шмидт) и мн. др. В составе АН СССР были созданы учреждения, разрабатывающие ведущие проблемы техники: Энергетич. ин-т (ЭНИН, 1930, рук. Г. М. Кржижановский), Ин-т автоматики и телемеханики (1939), Институт машиноведения и др. В 1936 в систему АН СССР переданы учреждения Коммунистич. академии. Были организованы ин-ты АН СССР: истории, сов. строительства, экономики и др. В сфере пром-сти, транспорта и связи в 1-й пол. 30-х гг. работало св. 20% науч. учреждений страны. Были созданы НИИ машиностроения и металлообработки (1926, НИИМАШ, позднее - ЦНИИТМАШ); ин-ты по проектированию металлургич. з-дов (1926, Гипромез) и предприятий цветной металлургии (1929, Гипроцветмет), Центр, ин-т трансп. стр-ва (1930, ЦИС НКПС), Всесоюзный ин-т механизации с. х-ва (1930, ВИМС) и др. Возник ряд крупных ин-тов хим. пром-сти (химии твёрдых топлив, нефтяной - 1929, высоких давлений -1930, химии пластмасс - 1932, и др., центр, ин-ты Грознефти, Эмбанефти и др.). В 1933 основан первый Реактивный науч. ин-т (РНИИ), во 2-й пол. 30-х гг. развернули работу н.-и. ин-ты в области авиац. моторостроения, тракторостроения, автомоб. и водного транспорта. В каждой из отраслей молодой сов. индустрии работали н.-и. учреждения. Мн. науч. и изыскат. орг-ции (Днепрострой, ЦАГИ и др.) участвовали в проектировании Днепрогэса. По проектам Гипромеза были построены Магнитогорский, Новолипецкий и Новотагильский металлургич. комбинаты, «Уралмаш», «Ростсельмаш» и др. з-ды. Гипроцветмет спроектировал Красноуральский и Балхашский медеплавильные, Чимкентский свинцовый и Челябинский цинковый з-ды. Ин-т химии твёрдых топлив, Всеукраинский хим. ин-т и др. науч. учреждения изучали угли Донбасса, Кузбасса, Урала и др., в ходе этих работ решались проблемы, связанные, в частности, с созданием Урало-Кузнецкого комбината и др. предприятий. Строительство первенцев сов. индустрии и энергетики стало школой для науч.-технич. интеллигенции страны. В практич. работе формировались крупные науч. коллективы металлургов, машиностроителей, гидроэнергетиков и др. Во 2-й пол. 20-х гг. быстро формировались с.-х. исследоват. учреждения; в 1929 создана Всесоюзная академия с.-х. наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1930 при ней работало 11 новых науч. ин-тов: растениеводства (ВИР), экономики с. х-ва, животноводства, мелиорации, рыбного х-ва и др. Создание ВАСХНИЛ и сети её учреждений было частью мероприятий партии и пр-ва в области социалистич. реконструкции с. х-ва. Созданы отраслевые Академия коммунального х-ва РСФСР (1931) и Академия архитектуры (1934). Продолжала развиваться н.-и. база здравоохранения, в 1932 организован Всесоюзный ин-т экспериментальной медицины (ВИЭМ). В кон. 30-х гг. насчитывалось ок. 300 науч.-мед. учреждений. Большое внимание науч. учреждения уделяли укреплению оборонного могущества СССР, совершенствованию технич. оснащения и повышению боевой мощи Красной Армии. В 20-30-х гг. в оборонных отраслях пром-сти сформировались конструкторские бюро, занимавшиеся созданием и внедрением в произ-во самолётов, танков, арт. и стрелкового вооружения. В 30-е гг. был сделан важный шаг по пути достижения непрерывности научно-технич. фронта, к-рая характеризовалась не только охватом важнейших отраслей науки и техники, но и распространением сети н.-и. учреждений по всей терр. СССР. Создавались крупные центры исследований в новых пром. р-нах, союзных республиках. Освоение Северо-Во-стока, создание за Уралом новой мощной энергетич. и сырьевой базы (Магнитогорск, Кузбасс, Караганда и др.) вызвали продвижение науки за Урал - в Сибирь и Казахстан, на Д. Восток. В нач. 30-х гг. на Урале работало св. 20 н.-и. орг-ций (преим. в пром-сти). Большое значение имело развёртывание работы филиалов и баз АН СССР на Урале и Д. Востоке, возглавивших исследование производительных сил этих р-нов, истории и культуры населяющих их народов. Учреждения АН СССР, созданные в 30-х гг. в Закавказье и Ср. Азии, сыграли видную роль в организации изучения местных сырьевых ресурсов, подготовке нац. науч. кадров. В 1929 создана АН БССР. Были основаны новые ун-ты в Узбекистане, Казахстане, Карелии; расширилась сеть спец. высших уч. заведений; быстро формировались исследоват. орг-ции. В 1940 в УССР насчитывалось 19, 3 тыс. науч. работников, в БССР - 2, 2 тыс., в Закавказье - 6, 5 тыс., в республиках Ср. Азии и в Казахстане - 5, 9 тыс. В довоен. годы за пределами РСФСР действовало ок. */з всех н.-и. учреждений пром. отраслей и до 40% учреждений, занятых фундаментальными исследованиями (в основном местных подразделений АН СССР; всего ок. 40 к нач. 1941). Управление отраслевыми науч. учреждениями СССР во 2-й пол. 20-х гг. и в 30-х гг. было сосредоточено в соответствующих наркоматах и ведомствах. Быстрый рост сети н.-и. учреждений, углубление их отраслевой и функциональной дифференциации выдвинули на одно из первых мест проблемы координации науч. деятельности. По рекомендации Сов. пр-ва н.-и. работы в масштабе страны планировались на всесоюзных конференциях и съездах по отраслям произ-ва или комплексным проблемам. Гос. центрами, к-рые координировали исследования и руководили работой крупнейших общесоюзных учреждений, были Госплан, К-т по заведованию учёными и учебными заведениями ЦИК СССР (Учёный к-т ЦИК, 1926-36), Отдел науч. учреждений (1928-29) и Комиссия содействия учёным (1931) при СНК СССР. Координац. функции исполнял также К-т по делам высшей школы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 все силы науки были направлены на обеспечение победы над врагом. Несмотря на то, что война нанесла значит, урон науч. потенциалу (было разрушено св. 600 науч. учреждений, в т. ч., напр., Пулковская и Симеизская обсерватории), поступательное развитие сов. науки продолжалось. Новые центры н.-и. деятельности, созданные в предвоен. годы в вост. р-нах, послужили базой для работы науч. учреждений, эвакуированных из зап. и центр, областей (академии, ин-тов, ун-тов, головных ин-тов пром-сти и др.). В новых науч. центрах Поволжья, Урала, Сибири и Ср. Азии развернулись важные исследования по совершенствованию оборонной техники, разработке сырьевых ресурсов и перспективные теоретич. доследования. Необходимость оперативного решения мн. проблем обусловила специфич. формы организации науки: создание исследоват. и коясультац. групп учёных, работавших непосредственно на местах по заданиям ГКО, Генштаба, а также штабов фронтов и флотов, наркоматов и др. ведомств, отдельных предприятий. Плодотворно работали экспедиции по изучению природных ресурсов. Вопросы организации исследований решал Научно-технич. совет при уполномоченном ГКО по науке. Росла сеть н.-и. ин-тов и лабораторий: в 1941-45 было создано 240 новых науч. учреждений; среди них: ин-ты АН СССР - тихоокеанский (1942) и кристаллографии (1943), лаборатории вулканологии, гельминтологии и др. Были основаны Академия мед. наук СССР (1944) и Академия пед. наук РСФСР (1943). Напряжённая работа в области важных нар.-хоз. и теоретич. проблем способствовала дальнейшему развитию н.-и. деятельности на местах. В годы войны были созданы АН в Грузии (1941), Армении (1943), Узбекистане (1943), Азербайджане (1945). Росла сеть науч. учреждений Сибири. К концу войны здесь работали 15 высших уч. заведений и 19 н.-и. ин-тов. Организованы науч. учреждения АН СССР в ряде р-нов страны: Зап.-Сиб. (1943), Киргизский (1943) и Казанский (1945) филиалы, база в Коми АССР (1944). В послевоенный период перед сов. наукой встали задачи, связанные со скорейшим восстановлением нар. х-ва, а также с развёртыванием научно-технич. революции, овладением ядерной энергией, созданием ЭВМ, с комплексной механизацией и автоматизацией произ-ва, разработкой проблем электроники, созданием ракетной и космич. техники, получением материалов с заданными свойствами и т. п. Коммунистич. партия и Сов. пр-во взяли курс на всемерное ускорение научно-технич. прогресса. Был принят ряд мер по развитию механизма планирования и координации н.-и. работ. В 1947 создан Гос. к-т по внедрению новой техники в нар. х-во Сов. Мин. СССР (Гостехника СССР, существовал до 1951, с 1955- Гос. к-т Сов. Мин. СССР по новой технике, с 1957 - Гос. науч.-технич. к-т Сов. Мин. СССР), к-рый возглавил работу по применению достижений науки и техники в нар. х-ве и по организации важнейших научно-технич. исследований отраслевого и межотраслевого характера. Науч. работа сосредоточилась в неск. крупных системах: в АН СССР с сетью её центр, ин-тов, филиалов и т. п., в академиях наук союзных республик; в отраслевых академиях и исследовательских ин-тах министерств и ведомств, в науч. подразделениях высшей школы. В 1946 организована Академия обществ, наук при ЦК КПСС. К кон. 40-хгг. сформировалась сеть филиалов Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (имеются в 14 союзных республиках и в гг. Москве и Ленинграде). Значительно расширилась сеть учреждений АН СССР. В 50-х гг. в её составе создано св. 30 новых ин-тов: физич. химии (1945), геохимии и аналитич. химии им. В. И. Вернадского (1947), высокомолекулярных соединений (1948), точной механики и вычислит, техники (1948), высшей нервной деятельности (1950), радиотехники и электроники (1953), науч. информации (1952, с 1955 - ВИНИТИ), эволюционной физиологии (1956). Были основаны ин-ты: языкознания (1950), славяноведения (1946, впоследствии славяноведения и балканистики), Африки (1959) и др. Выросли новые учреждения АН на местах: Молд. и Башк. филиалы, базы в Дагестане и Якутии (впоследствии филиалы) и на Сахалине. Большим событием стало создание Сиб. отделения АН (СО АН СССР, 1957), в состав к-рого вошли Дальневост. филиал, Зап.-Сиб. филиал, Вост.-Сиб. филиал (1949), Сахалинский комплексный н.-и. ин-т и Ин-т физики АН СССР в Красноярске. В кон. 50-х гг. в СО АН СССР работало 16 крупных ин-тов. Подъём экономики и культуры в союзных республиках стимулировал развитие науки, расширение н.-и. учреждений, рост науч. кадров. Были основаны новые ун-ты: Кишинёвский и Ужгородский (оба в 1945), Таджикский (1948), Туркменский (1950), Киргизский (1951), Якутский (1956), Башкирский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский и Мордовский (все в 1957), Новосибирский (1959). Созданы академии наук в Казахстане и Латвии (1946), Эстонии (1946), Туркменистане и Таджикистане (1951), Киргизии (1954), Молдавии (1961). Возобновила работу АН Литвы (осн. в 1941). Расширялась сфера исследований АН союзных республик, возрастала их доля в науч. работе страны; если на раннем этапе их работы осн. внимание уделялось региональным проблемам, то во 2-й пол. 50-х гг. стали разрабатываться и теоретич. вопросы совр. естествознания и обществоведения. Были созданы академич. ин-ты ядерной физики в Узб. ССР и Казах..ССР, ин-т астрофизики в Туркм. ССР и др. В республиках организованы вычислит, центры. Быстро развивалась работа и росла сеть учреждений отраслевых АН. В сер. 50-х гг. св. 30 н.-и. учреждений занимались разработкой методов стр-ва. В 1956 на базе Академии архитектуры создана Академия стр-ва и архитектуры СССР (действовала до 1964), объединившая ряд спец. ин-тов (сел. стр-ва, подземного и шахтного строительства, сан. техники и др.), а также комплексных НИИ в различных городах. Активизировалась исследоват. деятельность АМН СССР (в 1957 в её составе было 28 науч. учреждений). Увеличились роль и объём работы ВАСХНИЛ. В 1956 св. 1000 ин-тов, опытных станций и лабораторий разрабатывали вопросы агрономии, зоотехники, с.-х. машиностроения, с.-х. экономики. Возрастание роли с.-х. науки привело к созданию респ. с.-х. академий в УССР (1956), Белоруссии, Грузии, Казахстане и Узбекистане (все в 1957 на базе местных учреждений ВАСХНИЛ). В 1955 на профсоюзы СССР было возложено руководство науч.-технич. об-вами СССР, к-рые стали массовыми орг-циями, развернувшими широкую науч.-пропагандистскую работу. С вступлением СССР в период развитого социализма роль науки чрезвычайно возросла, она превратилась в непосредственную производительную силу общества, мощное средство создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистич. идеологии и культуры. Растущая созидательная роль науки в жизни страны ярко отражена в Программе КПСС (1961), в решениях съездов партии. КПСС поставила перед учёными и всем сов. народом задачу огромной историч. важности: «...органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства...» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 57). В 60-х - нач. 70-х гг. были приняты спец. постановления партии и пр-ва, в т. ч. пост. ЦК КПСС «О мерах по развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967), постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах по улучшению деятельности АН СССР и академий наук союзных республик» (1963), «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» (1968), «О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР» (1969), пост. ЦК КПСС «О 250-летнем юбилее Академии наук СССР» (1973). Осуществлён ряд мер, направленных на ускоренное развитие н.-и. и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проектного дела, а также изобретательства и патентного дела; усовершенствована система руководства исследованиями и разработками. Общегос. органом, ответственным за дело научно-технич. прогресса в стране и проведение единой науч. политики, стал Гсс. к-т Сов. Мин. СССР по науке и технике (ГКНТ, 1965). На него возложены определение осн. направлений развития науки и техники, планирование и организация разработок важнейших, имеющих общегос. значение научно-технич. проблем, организация внедрения в производство открытий, изобретений и результатов поисковых исследований. ГКНТ участвует в составлении планов финансирования НИОКР и развития материальной базы науки. При ГКНТ действуют научные советы по важнейшим комплексным и межотраслевым научно-технич. проблемам, координирующие всю совокупность соответствующих НИОКР. Организация исследований по ведущим направлениям естеств. и обществ, наук возложена на АН СССР. Сосредоточивая внимание на фундаментальных исследованиях, АН СССР участвует и в разработке широкого круга науч.-технич. проблем, актуальных для нар. х-ва. АН СССР играет важную роль в текущем и перспективном планировании и прогнозировании развития науки. При Президиуме АН, при его секциях и отделениях работают свыше 200 советов по отдельным научным проблемам и направлениям развития науки. В составе АН СССР были созданы новые ин-ты, в т. ч. химии (1969, Горький), эксперимент, минералогии (1969), ядерных исследований (1970), озероведения (1971, Ленинград), науч. информации по обществ. наукам (1969), психологии (1971), социально-экономич. исследований (1974, Ленинград). Развернули работу проблемно-тематич. комплексы НИИ и др. учреждений АН в Подмосковье: биологический в Пущине (проблемы белка, фотосинтеза, биофизики, биохимии, почвоведения и др.), физический в Красной Пахре (земной магнетизм, спектроскопия, физика высоких давлений и др.), химико-физич. исследований в Ногинске (кинетика химич. реакций, химия фосфорсодержащих соединений и др.). В 1975 АН СССР объединяла ок. 250 науч. учреждений. Академия располагает собственным исследовательским флотом. В крупнейшую базу развития науки выросло СО АН СССР (в 1975 - ок. 50 н.-и. учреждений, св. 70 науч. станций, опытный з-д). Под руководством СО работают десятки отраслевых НИИ и др. орг-ций мин-в и ведомств региона. Значит, объём фундаментальных исследований выполняют филиалы АН СССР. На базе соответствующих филиалов созданы Уральский и Дальневосточный научные центры АН СССР. В 1975 работало 9 филиалов АН, в том числе 3 в составе СО. НИИ и др. науч. учреждения АН СССР направляют свои усилия на решение важнейших проблем развития науки, экономики, культуры, изыскивают новые пути преобразования производит, сил страны. По поручению ЦК КПСС и пр-ва акаде-мич. ин-ты совместно с мин-вами и ведомствами подготовили проект Комплексной программы научно-технич. прогресса и его социально-экономич. последствий на 1976-90. Эта программа, органическая часть текущего и долгосрочного планирования, призвана дать ориентиры для успешного руководства экономикой страны. Крупные силы сов. учёных сконцентрированы в системе академий наук союзных республик. 14 таких академий объединяли (1975) ок. 400 науч. учреждений. Многие НИИ республиканских академий наук занимают передовые позиции в соответствующих отраслях науки, являются головными организациями в СССР по разработке конкретных науч. проблем и направлений развития науки и техники. Расширилась сеть учреждений, непосредственно занятых науч. обеспечением различных отраслей пром-сти, с. х-ва, транспорта н связи, медицины. Свыше 60% всех науч. учреждений работает в системе мин-в и ведомств. Возросла организац. роль отраслевых АН СССР, усовершенствована сеть их исследоват. ин-тов и т. п. В 1971 организован Сиб. филиал АМН СССР (в 1975 в её системе 38 н.-и. учреждений). В 1966 АПН РСФСР преобразована в АПН СССР (к 1975-12 НИИ). В составе ВАСХНИЛ (1975) 7 региональных отделений: Сибирское (центр - Новосибирск), Южное (Киев), Среднеазиатское (Ташкент), Восточное (Алма-Ата), Закавказское (Тбилиси), Западное (Минск), Нечернозёмной зоны (Ленинград); в системе ВАСХНИЛ (1975) было св. 60 НИИ, десятки лабораторий, науч. и опытных станций, хозяйств и т. п. С деятельностью центр, и местных отраслевых НИИ, работающих в тесном контакте с академич. учреждениями и производств, орг-циями, связаны разработка и практич. реализация комплексных долгосрочных нар.-хоз. программ, таких, как развитие минерально-сырьевой и топливно-энзргетич. базы страны, металлургии, ведущих отраслей машиностроения, химич. пром-сти, интенсификация с.-х. произ-ва, формирование мощных территориально-производств. комплексов и др. При активном участии десятков НИИ и проектны-х орг-ций различных мин-в и ведомств решаются многочисл. производств, и технологич. задачи, связанные с открытием и разработкой месторождений нефти и газа в Зап. Сибири, подъёмом с. х-ва Нечернозёмной зоны РСФСР, развитием индустриально-агр. зоны Курской магнитной аномалии, хоз. освоением Зап.-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Южно-Таджикского и др. комплексов, зоны стр-ва Байкало-Амурской магистрали. НИИ и проектно-конструкторские организации различных министерств и ведомств объединяют свои усилия для реализации межотраслевых научно-технических программ (в 10-й пятилетке 1976-80 их намечено более 200), предусматривающих, напр., создание высокоэффективных комплексов машин и оборудования, автоматизированных производственных участков и т. п., разработку новых технологич. процессов. Выполнение этих программ призвано способствовать кардинальному повышению производительности труда и качества продукции. Задачи создания и внедрения новой техники и технологии успешно решают научно-прпичводств. объединения, формирование л-рых началось в кон. 60-х гг. К 1975 работали десятки таких орг-ций («Позитрон», ВНИИметмаш, «Пластполимер», «Агроприбор», «Криогенмаш», «Нефтехим» и др.). Дальнейшее развитие получил т. н. заводской сектор науки - н.-и. лаборатории, бюро, группы и т. п. на промышленных предприятиях. Напр., в свставе производств. объединения «Авто-ЗИЛ» работало (1975) св. 50 н.-и. лабораторий. Крупный вклад в сов. науку вносят учреждения высшей школы. Науч. работа вузов призвана способствовать активному участию сосредоточенных здесь крупных науч. сил, а также студентов в решении актуальных проблем развития нар. х-ва и культуры и обеспечить высокое качество подготовки специалистов. В вузах занято более 1/3 всех науч. работников страны, почти половина докторов и кандидатов наук, а также св. 55 тыс. аспирантов. В системе высшей школы (1975) св. 60 НИИ и конструкторских бюро, ок. 1300 н.-и. лабораторий, секторов и т. п. Их деятельность координирует Научно-технич. совет Мин-ва высшего и среднего специального образования СССР. Известность получили, напр., исследования нн-тов ядерной физики, механики и др. при МГУ, Сиб. физико-технич. НИИ Томского ун-та, кафедр МВТУ, лабораторий Ленинградского технологич. ин-та им. Ленсовета, Ленингр. политехнич. ин-та им. М. И. Калинина, Львовского и Харьковского политехнич. ин-тов и др. Значит, число науч. работ вузов посвящено решению проблем, связанных с развитием пром. и с.-х. произ-ва, транспорта и др. Только за 1971-75 объём вузовских науч. работ, финансируемых по гос. бюджету, возрос на 38%, а по хоз. договорам - на 78%. В 1969 создано первое в СССР региональное объединение науч. учреждений на базе высшей школы - Северо-Кавказский науч. центр высшей школы (координирует науч. деятельность более чем 40 вузов и 60 н.-и. орг-ций региона). Между вузами и предприятиями заключаются договоры о творческом содружестве, предусматривающие совместную разработку научно-технич. проблем и внедрение их результатов в произ-во. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. принят ряд мер по коренному улучшению общегос. системы научно-технич. информации. Были созданы отраслевые и межотраслевые территориальные органы и системы информации, а также информационные отделы, бюро и т. п. в науч. учреждениях и на предприятиях; более разнообразной стала информационная работа науч. библиотек. В Москве создан Всесоюзный научно-технич. информационный центр. Активизировали свою работу всесоюзные науч. и науч.-технич. об-ва. В 1976 при АН СССР состояло 17 науч. об-в; при Мин-ве здравоохранения - 37 научных мед. об-в. В системе научно-технич. об-в СССР (1976) ок. 2, 8 млн. чел. участвовали в деятельности творч. бригад, общественных бюро и групп экономич. анализа, общественных н.-и. ин-тов и лабораторий, бюро технич. информации и др. (в 1976 таких общественных орг-ций насчитывалось св. 450 тыс.). В системе Всесоюзного об-ва изобретателей и рационализаторов имелось св. 20 тыс. общественных конструкторских и св. 7 тыс. общественных патентных бюро (см. также раздел Общественные организации). См. также соответствующий раздел в статьях о союзных и авт. республиках в др. томах БСЭ. м. С. Бастрахова.
|