Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и структура философии. 9 страница






Большое значение для укрепления Ф. развивающихся стран имеет расширение их взаимного сотрудничества и прежде всего сотрудничества с нефтедобывающими странами. Страны - члены организации экспортёров нефти (ОПЕК) часть своих " нефтедолларов" направляют на оказание помощи др. развивающимся странам (в первую очередь арабским и африканским странам). С этой целью в странах ОПЕК создан ряд спец. фондов; с 1974 функционирует Арабский банк для экономич. развития Африки.

Финанс. помощь социалистич. стран содействует развитию нац. экономики и укреплению подлинной экономич. независимости развивающихся стран. Долговременные кредиты стран - членов СЭВ предоставляются на финансирование крупных хоз. объектов. Ведущая роль в оказании финансово-кредитной помощи развивающимся странам принадлежит СССР. За счёт кредитов, предоставленных СССР, в 47 развивающихся странах (на кон. 1974) сооружаются и реконструируются 870 предприятий, из к-рых 450 введены в строй. Финансово-кредитное сотрудничество стран - членов СЭВ с развивающимися странами расширяется также на многосторонней основе через Международный инвестиционный банк (МИБ).

Б. Г. Болдырев, Л. А. Дробозина.

При социализме Ф. являются экономич. категорией, выражающей производственные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов ден. средств в процессе расширенного социалистнч. воспроиз-ва. Их сущность определяется социалистич. системой х-ва, базирующейся на обществ. собственности на средства произ-ва, природой и функциями социалистич. гос-ва.

Ф. обеспечивают планомерный и бесперебойный кругооборот и оборот средств в каждой хоз. единице и в нар. х-ве в целом, играют важную роль в установлении плановых пропорций развития нар. х-ва, в достижении сбалансированности натуральных и стоимостных элементов воспроиз-ва, в повышении эффективности всей экономики. Социалистич. Ф. присущи плановость, прочность и устойчивость, непосредственная связь с материальным произ-вом и обращением товаров; они активно используются гос-вом для решения многогранных экономич., политич. и социальных задач.

Осн. функции социалистич. Ф.: распределение обществ. продукта и нац. дохода в интересах планомерного развития обществ. произ-ва и подъёма жизненного уровня народа, осуществление финансового контроля и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финанс. ресурсов общества. Вместе с тем Ф. служат важным инструментом развития социалистич. экономич. интеграции, укрепления дружественных связей с развивающимися гос-вами, расширения взаимовыгодных экономич., научно-технич., культурных связей с капиталистич. странами.

Финансы СССР. На всех этапах социалистич. и коммунистич. строительства в СССР Ф. играют активную роль в развитии производит. сил, в осуществлении социалистич. преобразований и совершенствовании производств. отношений. Формирование социалистич. собственности, индустриализация страны, коллективизация с. х-ва, осуществление культурной революции, бесперебойное удовлетворение потребностей фронта и тыла в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, послевоенное восстановление и динамичное развитие нар. х-ва, неуклонный рост нар. благосостояния, строительство материально-технич. базы коммунизма - все эти процессы происходили и совершаются под непосредственным воздействием Ф. В условиях развитого социализма возрастает значение Ф. и единой финансовой политики в формировании рациональной структуры обществ. произ-ва и повышении его эффективности в интересах ускорения темпов коммунистич. строительства и роста нар. благосостояния.

Сов. Ф. включают: Ф. социалистич. предприятий (объединений), отраслей х-ва и общегосударственные. Ф. предприятий (объединений) и отраслей х-ва - исходное звено всей финанс. системы, т. к. они функционируют непосредственно в сфере материального произ-ва, где создаются совокупный обществ. продукт и нац. доход - источники финанс. ресурсов. Ф. предприятий связаны с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта, предусматривающего необходимость возмещения затрат по произ-ву и реализации продукции из выручки и получения прибыли в размерах, обеспечивающих потребность в средствах для развития произ-ва (фонд развития производства), образования фондов экономического стимулирования и выполнения обязательств перед гос-вом. Прибыль гос. предприятий и организаций увеличилась с 27, 7 млрд. руб. в 1960 до 87 млрд. руб. в 1970 и 109, 8 млрд. руб. (по плану) в 1976. При этом прибыль, оставляемая в распоряжении предприятий на капитальные вложения, прирост оборотных средств, экономич. стимулирование и др. затраты, в 1976 составила св. 41% всей прибыли. В Гос. бюджет СССР предприятия и хоз. организации вносят: из прибыли - плату за производств. фонды, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли; отчисления от прибыли, налог с оборота [см. Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей].

Общегосударственные Ф. включают: гос. бюджет, гос. социальное страхование, гос. имущественное и личное страхование, гос. кредит. Центр. место в об-щегос. Ф. занимает Гос. бюджет СССР - осн. финанс. план гос-ва, по своему материальному содержанию - осн. эко-номич. форма образования централизованного фонда ден. средств (см. Бюджет государственный). Гос. бюджету принадлежит координирующая роль в единой системе сов. Ф. По мере развития социалистич. экономики, усиления её планомерности и возрастания хозяйственно-организаторской и культурно-вос-питат. деятельности гос-ва гос. бюджет всё более становится бюджетом всего нар. хозяйства, усиливается его роль в расширенном социалистич. воспроиз-ве. Посредством гос. бюджета распределяется и перераспределяется более 50% нац. дохода и примерно 2/3 всех финанс. ресурсов страны.

Концентрация в гос. бюджете огромных финанс. ресурсов, их планомерное централизованное распределение создают прочную финанс. базу для обеспечения высоких темпов развития обществ. произ-ва, науки и техники, подъёма жизненного уровня народа, укрепления эко-номич. и оборонной мощи страны. Вместе с тем централизация в гос. бюджете значит. части чистого дохода способствует выявлению и эффективному использованию внутрихоз. резервов, укреплению хоз. расчёта и режима экономии. Посредством гос. бюджета обеспечиваются распределение и перераспределение средств между производств. и непроизводств. сферами, между отраслями нар. х-ва, между республиками и эко-номич. р-нами страны. Это даёт возможность концентрировать средства на наиболее важных направлениях обществ. про-из-ва и решать др. общегос. задачи. Ведущее место гос. бюджета в системе сов. Ф. определяется не только его высокой долей в объёме распределяемых ресурсов, но и его регулирующим воздействием на формирование и использование ден. средств во всех звеньях финанс. системы. Гос. бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финанс. деятельностью предприятий, объединений и отраслей х-ва в процессе финансового планирования, аккумуляции ден. средств и бюджетного финансирования. Отличит. черта сов. гос. бюджета состоит в том, что его ресурсы формируются преимущественно за счёт доходов и накоплений социалистич. х-ва, достигающих более 9/10 общего объёма бюджета. Налоги с населения составляют менее 9% доходов бюджета. В 9-й пятилетке (1971-75) доходы гос. бюджета составили 950, 6 млрд. руб., из них 865 млрд. руб. (91%) поступило от социалистич. х-ва. Решающая часть ассигнований гос. бюджета (в 1975 примерно 85%) направляется на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий, что характеризует их производительный характер. В 9-й пятилетке расходы гос. бюджета составили 933, 2 млрд. руб., в т. ч. ассигнования на нар. х-во - 467, 1 млрд. руб., на науку и социально-культурные мероприятия - 338, 6 млрд. руб., оборону - 88, 7 млрд. руб., управление - 9, 4 млрд. руб. Гос. бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему, объединяющую ок. 50 тыс. различных видов бюджетов. В Гос. бюджет СССР включается также бюджет гос. социального страхования, к-рый составляется и исполняется органами ВЦСПС. Составление, утверждение и исполнение Гос. бюджета СССР и разграничение его доходов и расходов между звеньями бюджетной системы проводятся на основе принципов демократич. централизма, единства бюджетной системы и финанс. политики Сов. гос-ва.

Гос. имущественное и личное страхование осуществляется на началах гос. монополии страхового дела путём образования страхового фонда для восполнения ущерба, причинённого кооперативно-колхозному произ-ву и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется за счёт страховых взносов кооперативно-колхозных предприятий, общественных организаций и населения и представляет собой составную часть нар.-хоз. резервов, предназначенных обеспечивать непрерывность социалистич. произ-ва (см. Страхование, Социальное страхование).

Гос. кредит используется гос-вом для мобилизации временно свободных ден. средств предприятий и сбережений населения страны на расширение социалистич. произ-ва (см. Государственный кредит, Сберегательные кассы).

Финансы зарубежных социалистич. стран, как и Ф. СССР, характеризуются единством финанс. системы и ведущей ролью в ней гос. бюджета. Вместе с тем в этих странах имеются нек-рые особенности организации Ф. предприятий и отраслей нар. хозяйства и методов мобилизации доходов социалистич. предприятий в бюджет. В ряде стран мобилизация части прибыли социалистич. предприятий в бюджет осуществляется на основе твёрдых норм - фиксированной доли по отраслям х-ва (ЧССР) или путём отчислений налогового типа с применением прогрессивной шкалы ставок (Венгрия, Польша). В целях экономич. регулирования средств на оплату труда введён налог на зарплату, уплачиваемый предприятиями из прибыли (ЧССР и Польша) или в форме начислений на себестоимость (Венгрия). Имеются различия в методах формирования и использования хозрасчётных фондов. В большинстве стран фонд развития произ-ва предприятия (объединения) предназначается не только для финансирования капитальных вложений, но и для формирования оборотных средств. В Польше, Болгарии широко используется банковский кредит на капитальные вложения, а в др. социалистич. странах гл. источниками финансового обеспечения расширенного вос-произ-ва осн. фондов выступают собственные средства предприятий и хоз. орг-ций и ассигнования из гос. бюджета. В. Ф. Гарбузов.

Лит.: Маркс К., Парламент.- Голосование 26 ноября.- Бюджет Дизраэли, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; его же, Новая финансовая махинация, или Гладстон и пенсы, там же, т, 9; его же, Фунты, шиллинги, пенсы, или классовый бюджет и кому он идет на пользу, там же; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же. Капитал, т. 1, гл. 24, § 6, там же, т. 23; Ленин В. И., По поводу государственной росписи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. б; его ж е, Капитализм и налоги, там же, т. 23; его же, Доклад на I Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов 18 мая 1918 г., там же, т. 36; его же, Очередные задачи Советской власти, там же; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;

Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976] Солюс Г. П., Налоги в системе государственно-монополцстнческого капитализма, М., 1964; его же, Государственные финансы в современном капиталистическом воспроизводстве, М., 1974; Бурлаков М. И., Военное потребление и капиталистическое воспроизводство, М., 1969; Валютно-финансовые отношения развивающихся стран, M., 1971; Павлова Л. П., Местные бюджеты капиталистических государств, М., 1972; Осипов Ю. М., " Третий мир": инфляция и экономический рост. Критический анализ, М., 1975; Можайсков О. В., Финансы и кредит в системе государственно-монополистического регулирования, М., 1973; Финансы капиталистических государств, 2 изд., М., 1975; Дьяченко В. П., Общее учение о советских финансах, М., 1946; Александров А. М., Вознесенский Э. А., Финансы социализма, М., 1965; 50 лет советских финансов, М., 1967; 3верев А. Г., Национальный доход и финансы СССР, 2 изд., М., 1970; Финансы и кредит СССР, М., 1972; Дробозина Л. А., Можайсков О. В., Финансовая н денежно-кредитная система Англии, М., 1976.

" ФИНАНСЫ", издательство системы Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Осн. в 1924 в составе Наркомфина СССР под назв. Финансовое изд-во, в 1928 преобразовано в Гос. финансовое изд-во (Госфиниздат), с 1964- " Ф.". Выпускает научную, учебную, справочную лит-ру и практич. пособия по финансам, кредиту, ден. обращению, расчётам в нар. хозяйстве, бухгалтерскому учёту и анализу хоз. деятельности пром. и строит. предприятий, а также бюджетных учреждений, рекламные материалы для сберегат. касс и системы гос. страхования, заказные издания и бланки для финансовых органов. Издаёт журналы: " Финансы СССР", " Деньги и кредит", " Бухгалтерский учёт". Ежегодно выпускается ок. 500 названий объёмом 140 млн. печатных листов-оттисков, в т. ч. книг ок. 100 названий, тиражом св. 2, 4 млн. экз. Награждено орденом " Знак Почёта" (1974).

ФИНАНСЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) И ОТРАСЛЕЙ народного хозяйства СССР, составная часть и исходное звено единой системы сов. финансов. Сфера Ф. включает отношения предприятий (объединений) с занятыми в них работниками, с вышестоящими организациями, с др. предприятиями и с финансово-кредитной системой. Финанс. ресурсы предприятий (объединений) и отраслей х-ва - осн. постоянно возрастающий источник финанс. обеспечения их плановых затрат и формирования доходов гос. бюджета (см. Бюджет государственный).

В СССР различают финансы гос. предприятий (объединений) и финансы кооперативно-колхозных предприятий и орг-ций. На гос. предприятиях образуются фонды заработной платы, осн. и оборотных средств, фонды экономического стимулирования, фонд освоения новой техники и др.; в колхозах - фонды оплаты по труду, неделимые фонды колхозов и др. По отраслевому признаку выделяют финансы промышленности, с. х-ва, капитального стр-ва, транспорта и связи, торговли, жилищ-но-коммунального х-ва. Финансы социалистич. предприятий (объединений) - основа финансов отраслей нар. х-ва. Устойчивость финансового положения предприятий (объединений)- условие прочности финансов отраслей, поскольку преобладающая часть ден. ресурсов отрасли находится в обороте предприятий (объединений).

Организация Ф. подчинена общим принципам планового руководства социа-листич. экономикой и осуществляется на основе хозяйственного расчёта; она призвана всемерно содействовать повышению эффективности обществ. произ-ва, укреплению режима экономии в нар. х-ве. Финанс. ресурсы планируются, исходя из заданий гос. нар.-хоз. плана, что способствует балансовой увязке его отд. элементов, выявлению внутрихоз. резервов. Соблюдение хоз. расчёта в организации Ф. предполагает полное возмещение расходов предприятий (объединений) и орг-ций по произ-ву и реализации продукции за счёт своих доходов и получение ими прибыли, используемой для дальнейшего расширения произ-ва, образования поощрительных фондов и выполнения обязательств по платежам в бюджет. Предприятия располагают собств. оборотными средствами, образуют финанс. резервы для обеспечения непрерывности кругооборота средств и устранения временных финанс. затруднений, возникающих в процессе хоз. деятельности, в т. ч. и с помощью кредита банка (см. Оборот основных и оборотных фондов). В мин-вах и пром. объединениях создаются: резерв по оказанию финанс. помощи за счёт отчислений от прибыли, резерв амор-тизац. отчислений (в размере до 10% от общей суммы, предназначенной на финансирование капитального ремонта), резервные и централизов. фонды экономич. стимулирования, освоения новой техники, премирования за создание и внедрение новой техники и др. фонды.

Финансы промышленности занимают ведущее место в финансах отраслей нар. х-ва. На долю пром-сти приходится св. 63% произведённого обществ. продукта, более 50% нац. дохода, ок. 64% прибыли нар. х-ва. Важнейшие задачи финанс. служб пром. предприятий (объединений), мин-в: обеспечение финанс. ресурсами заданий по произ-ву продукции, капитальным вложениям, внедрению новой техники и др. плановых затрат; изыскание резервов снижения издержек произ-ва, увеличения прибыли и повышения рентабельности; выполнение финанс. обязательств перед гос. бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими орг-циями; содействие наиболее эффективному использованию производств. фондов и капитальных вложений и т. д.

Предприятия (объединения), мин-ва имеют широкие и тесные финанс. связи с Гос. бюджетом СССР, Госбанком и Стройбанком СССР. Первые выражаются в форме платежей в бюджет и ассигнований из бюджета; вторые возникают в процессе поступления в банк выручки за реализованную продукцию или оказанные услуги, выдачи банком наличных денег для выплаты заработной платы рабочим и служащим, краткосрочных и долгосрочных кредитов, перераспределения оборотных средств, проведения ден. расчётов и т. д.; третьи осуществляются при перечислении предприятиями амортизационных отчислений, отчислений от прибыли и др. средств и при финансировании и долгосрочном кредитовании банком капитального стр-ва.

Размеры ден. доходов и поступлений определяются в финанс. плане предприятия (объединения), мин-ва путём составления расчётов по прибыли, по определению потребности в собств. оборотных средствах, источников финансирования капитальных работ и капитального ремонта и т. д. Прибыль используется в трёх осн. направлениях: часть передаётся гос-ву в виде платы за осн. производств. фонды и нормируемые оборотные средства, а также фиксиров. платежей и взносов свободного остатка прибыли; кроме прибыли, мн. предприятия уплачивают в бюджет также налог с оборота, часть остаётся в распоряжении предприятий (объединений) и расходуется на собств. нужды; часть перечисляется вышестоящим орг-циям для последующего перераспределения. Источниками финансирования капитальных работ и капитального ремонта являются амортизационные отчисления, направляемые на полное восстановление осн. фондов (за вычетом отчислений в фонд развития производства), отчисления от прибыли, внутрихоз. источники в самом стр-ве, осуществляемом хоз. способом, долгосрочный кредит и ассигнования из бюджета. Общий объём капитальных вложений в пром-сть за 1971-75 составил 176, 5 млрд. руб. (против 125, 9 млрд. руб. в 1966-70).

Размеры ден. расходов и отчислений в финанс. плане определяются как сумма капитальных вложений, затрат на капитальный ремонт, прироста норматива оборотных средств, отчислений в фонды экономического стимулирования. Капитальные вложения планируются в сметных ценах, введённых с 1 июля 1967, прирост норматива оборотных средств - в виде разницы между нормативами на конец и начало планируемого года, затраты на капитальный ремонт - обычно в сумме амортизационных отчислений предприятия (объединения), предназначенных на эти цели.

Финансы сельского хозяйства. В организации финансов с.-х. предприятий (совхозов, колхозов, межколхозных организаций и предприятий " Сельхозтехники") имеются особенности, обусловленные зависимостью с.-х. произ-ва от природных и климатич. условий, использованием значит. части произведённой продукции внутри х-ва, формами собственности, характером и видами хоз. деятельности.

Расходы на развитие с. х-ва производятся за счёт собств. средств совхозов, колхозов, орг-ций " Сельхозтехники", ассигнований из гос. бюджета и банковского кредита. За годы 9-й пятилетки (1971-75) капитальные вложения в с. х-во составили 131 млрд. руб., в т. ч. за счёт собств. средств с.-х. предприятий ок. 50%. В 1977 объём гос. капитальных вложений в с. х-во намечен в 21, 9 млрд. руб. Кроме того, колхозы произведут капитальные вложения за счёт собств. средств и кредитов банка в сумме 10, 5 млрд. руб. Объём капиталовложений в с. х-во в годы 10-й пятилетки (1976-80) предусматривается в сумме 170 млрд. руб., в т. ч. на мелиорацию земель 40 млрд. руб.

Совхозы получают ден. доходы в основном от реализации продукции по закупочным ценам (с надбавкой), установленным для колхозов. Прибыль определяется как разница между выручкой за продукцию и её себестоимостью плюс расходы, связанные с реализацией. Почти вся прибыль остаётся в распоряжении х-в и используется на развитие произ-ва, образование фондов экономич. стимулирования, формирование осн. стада, централизованные капитальные вложения и т. д.

Колхозам ден. доходы поступают от продажи с.-х. продукции гос-ву (гос. закупки), орг-циям и предприятиям, на колхозном рынке, колхозникам. Выручка от реализации продукции гос-ву определяется, исходя из объёма закупок и действующих закупочных цен; от колхозной торговли - по ценам рынка и по ценам, принятым в колхозе. Чистый доход колхозов рассчитывается путём исключения из валового дохода затрат на оплату труда и отчислений в централизов. фонд социального обеспечения и социального страхования колхозников. Чистый доход используется на уплату подоходного налога, пополнение неделимого фонда, на образование и пополнение культурно-бытового фонда, фонда социального обеспечения, материальной помощи колхозникам, материального поощрения колхозников и специалистов.

Предприятия " Сельхозтехники" имеют ден. доходы от производств. и торгово-снабженч. деятельности. Ден. поступления и финанс. результаты от производств. деятельности определяются так же, как для пром. предприятий. Валовые доходы от торгово-снабженч. деятельности рассчитываются как сумма торг. скидок и наценок, размер к-рых устанавливается Гос. комитетом цен Сов. Мин. СССР по согласованию с Всесоюзным объединением " Союз-сельхозтехника" и Сов. Мин. союзных республик; прибыль исчисляется как разница между доходом и издержками обращения.

Финансы капитального строительства характеризуют экономич. отношения, связанные с процессом образования и использования фондов ден. ресурсов для расширенного социалистич. воспроиз-ва.

Воспроиз-во осн. фондов осуществляется путём централизов. и нецентрализов. капитальных вложений. Централизов. вложения финансируются за счёт собств. средств предприятий (амортизац. отчислений и прибыли), бюджетных ассигнований, а также внутр. ресурсов стр-ва, долгосрочных кредитов банков и др. средств. Использование тех или иных источников и их соотношение в общей сумме финансирования зависит от объектов стр-ва, сроков окупаемости затрат и от того, осуществляется ли новое стр-во или расширяются и реконструируются действующие предприятия (объединения). Нецентрализов. вложения (предусматриваемые в гос. плане) финансируются за счёт спец. средств. К ним относятся фонды развития произ-ва, социально-культурных мероприятий и жилищного стр-ва, развития местной пром-сти, а также долгосрочные кредиты банков и др. За счёт фонда развития произ-ва финансируется св. 50% всех нецентрализов. капитальных затрат.

Финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений в нар. х-ве регламентированы Правилами финансирования строительства, утверждёнными Сов. Мин. СССР 8 окт. 1965. Финансирование и кредитование капитальных вложений осуществляются в основном в безвозвратном порядке, по целевому назначению, непрерывно на протяжении всего стр-ва, в меру фактич. выполнения плана, но в пределах сумм, предусмотренных по утверждённой смете. Порядок финансирования и кредитования стр-ва в основном зависит от объёма, сроков, характера и способа выполнения строительно-монтажных работ. При подрядном способе стр-ва предприятию-заказчику открывается счёт по финансированию в учреждении Стройбанка СССР. На этом счёте отражаются поступления средств, предназначенных для финансирования стр-ва и оплаты расходов проектных и подрядных организаций за выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ и поставляемое оборудование, С расчётного счёта подрядной организации, на к-рый поступают средства заказчика за выполненные строительно-монтажные работы, выделяются средства на заработную плату, оплачиваются счета за строит. материалы, конструкции, детали и покрываются др. расходы. Финансирование строек, выполняемых хоз. способом, со сметной стоимостью строительно-монтажных работ не более 100 тыс. руб. производится по элементам затрат, а св. 100 тыс. руб.- в меру выполнения объёма работ. За годы 9-й пятилетки капитальные вложения, направленные на создание новых, реконструкцию и совершенствование действующих осн. фондов, составили св. 500 млрд. руб. Общий объём капитальных вложений в 10-й пятилетке запланировано увеличить на 24-26%. Средства, выделяемые на капитальное стр-во, направляются прежде всего на объекты и стройки, обеспечивающие ускорение научно-тех-нич. прогресса, и на технич. перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.

Осн. часть финанс. ресурсов, вкладываемых в капитальное стр-во, сосредоточена в пром-сти. Почти 2/3 гос. капитальных вложений в пром-сти направляется на технич. перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий.

Финансы транспорта и связи. Финансы транспорта включают в себя финансы ж.-д., автомоб., речного, мор., возд. и трубопроводного транспорта. На организации финансов всех видов транспорта отражается специфика производств. процесса и экономики трансп. предприятий и орг-ций. Это проявляется при планировании доходов и расходов, распределении прибыли, в организации, структуре и нормировании оборотных средств, определении порядка и источников финансирования капитального стр-ва и капитального ремонта, в структуре баланса доходов и расходов, во взаимоотношениях трансп. предприятий с вышестоящими орг-циями и гос. бюджетом.

Доходы трансп. орг-ций представляют собой выручку от перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, выполнения по-грузочно-разгрузочных и ремонтно-стро-ит. работ, трансп.-экспедиц. операций и производств. услуг и оказания услуг гражданам, пользующимся транспортом. Величина доходов зависит в основном от объёма перевозок и действующих грузовых и пассажирских тарифов; преобладающую часть доходов на ж.-д. транспорте составляет выручка от перевозки грузов, в гражданской авиации - от перевозки пассажиров.

В эксплуатац. расходы трансп. предприятий включаются затраты на оплату труда, материальные затраты и амортизационные отчисления. В структуре расходов значительно выше, чем в пром-сти, доля заработной платы и амортизационных отчислений. Так, напр., в сер. 70-х гг. на ж.-д. транспорте уд. вес заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов составлял ок. 40% (в пром-сти 14, 8%), амортизационных отчислений - 30% (в пром-сти 5, 7%).

Финанс. результатом хоз. деятельности трансп. предприятий выступает прибыль, к-рая распределяется (1974) таким образом (в %): платежи в бюджет - 66, в т. ч. плата за фонды 35, в распоряжении предприятий оставлено 34, в т. ч. отчислено в фонды экономич. стимулирования 12, на капитальные вложения - 15. Финанс. взаимоотношения трансп. предприятий с мин-вами осуществляются, как правило, на основе централизации всех ден. ресурсов, включая часть амортизационного фонда для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта.

Организация Ф. предприятий связи обусловлена спецификой их деятельности. В зависимости от методов формирования доходов и покрытия затрат эксплуатац. предприятия связи подразделяются на две группы. К первой относятся предприятия с законченным циклом произ-ва (гор. телефонные и радиотрансляц. сети, телевиз. центры); все доходы за оказываемые услуги используются для покрытия эксплуатац. затрат. Ко второй - предприятия с незаконченным циклом произ-ва (почтамты, междугор. телефонные станции, телеграфные объединённые гор. предприятия и узлы связи и др.); они представляют собой промежуточные звенья и выполняют только часть работы, в то время как получают от клиентов полную сумму тарифных доходов. Поэтому к собственным относится только часть тарифных доходов, соответствующая объёму работ, выполненных этими предприятиями. Разница между тарифными и собственными доходами перераспределяется мин-вами связи между др. предприятиями, оказывающими услуги по организации связи.

Финансы торговли. В финансах торг. предприятий гл. место занимают оборотные средства, к-рые вкладываются в основном в товарные запасы. На 1 янв. 1975 доля последних в общей сумме оборотных средств гос. торг. предприятий составляла 86, 1%. В источниках формирования оборотных средств ведущее место занимают кредиты банка (на 1 янв. 1975 - 60, 5%). Оборачиваемость оборотных средств торг. предприятий зависит не только от наличия товаров, их ассортимента и качества, но и от платёжеспособного спроса населения.

Торг. предприятия в результате реализации товаров получают торг. выручку, к-рая является источником их валового дохода. Величина последнего определяется умножением объёма розничного товарооборота на норму торг. скидок или накидок. Валовой доход используется на покрытие издержек обращения и образование прибыли в виде разницы между величиной валового дохода и суммой издержек обращения. Уровень рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к объёму товарооборота или к издержкам обращения. В 1974 рентабельность предприятий гос. и кооп. торговли составляла: к товарообороту - 1, 5%, к издержкам обращения - 25, 2%. Прибыль торг. орг-ций используется на воспроиз-во осн. и оборотных фондов, образование фонда уценки товаров, поощрительных фондов и на отчисления в гос. бюджет.

Финансы жилищно-коммунального хозяйства. Хоз.-финанс. деятельность жилищных и коммунальных предприятий связана с обслуживанием населения и направлена на повышение материального и культурного уровня трудящихся. В годы 9-й пятилетки на стр-во жилых домов израсходовано 73, 5 млрд. руб., коммунальных предприятий - 13, 3 млрд. руб. Большая программа жилищного и коммунального стр-ва осуществляется в 10-й пятилетке. В жилищном х-ве осн. фонды, составляющие ок. 1/4 всех осн. фондов нар. х-ва, создаются в преобладающей части за счёт бюджетных ассигнований. Амортизационные отчисления по жилым зданиям используются только на капитальный ремонт. На эти цели направляются также средства из гор. фонда капитального ремонта (создаваемого за счёт отчисления 20% от арендной платы за нежилые помещения), привлечённые средства в виде задолженности подрядчикам за оказанные услуги и выполненные работы, кредиты банка и бюджетные ассигнования. В структуре оборотных средств осн. место занимают материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и задолженность квартиросъёмщиков по квартирной плате и целевым сборам. (По дебиторской задолженности квартиросъёмщиков, учитывая её постоянный характер и необходимость своевременной выплаты заработной платы работникам домоуправлений, устанавливается норматив оборотных средств.) Расходы жилищного х-ва подразделяются на расходы по эксплуатации жилищного фонда (администратнвно-управленч. расходы, затраты на содержание обслуживающего персонала, домохозяйства, текущий ремонт и др.) и расходы по коммунальному обслуживанию. Доходы жилищных орг-ций образуются в основном за счёт квартирной платы и арендной платы за нежилые помещения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал