Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и структура философии. 4 страница






Социалистические страны. Болгария: Ин-т философии БАН. Венгрия: Ин-т философии АН ВНР. ГДР: Ин-т философии АН ГДР. Польша: Ин-т философии и социологии ПАН; Польское филос. об-во. Румыния: Ин-т философии АН СРР. СССР: Ин-т философии АН СССР; Академия обществ. наук при ЦК КПСС; Ин-т философии АН УССР; ин-ты философии и права АН БССР, АН Каз. ССР, АН Узб. ССР; Ин-т философии АН Груз. ССР; ин-ты философии и права АН Азерб. ССР, АН Арм. ССР, АН Кирг. ССР; Отделы философии и права АН Литов. ССР, АН Тадж. ССР, АН Молд. ССР; секторы философии АН Латв. ССР, АН Туркм. ССР, АН Эст. ССР; Ин-т истории естествознания и техники АН СССР; Философское об-во СССР. Чехословакия: Ин-т философии и социологии АН ЧССР; Ин-т философии и социологии Словацкой АН

(Братислава). Югославия: Югосл. филос. об-во; Сербское и Хорватское филос. об-ва. А. П. Огурцов.

" ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ", произведение В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.

" Ф. т." - это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914-16, а также отд. набросков, наиболее развёрнутым и важным из к-рых является фрагмент " К вопросу о диалектике". Впервые опубл. в 1929-30. " Ф. т." в целом представляют собой подготовит. материал для задуманной Лениным работы по теории материалистич. диалектики. Идеи " Ф. т." составили методологич. основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, напр. " Крах II Интернационала", " Русские зюдекумы", " Детская болезнь „левизны" в коммунизме", " Ещё раз о профсоюзах...", " О значении воинствующего материализма" и др.

Работа Ленина над " Ф. т." была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собств. филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении эко-номич. учения Маркса с кантианством.

Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчёркивает, что без её критич. освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать "...в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении " логической идеи", мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логич. строя мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой " суммой примеров" (см. там же, с. 316). " Согласие" с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противоположностей. " Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, - почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую" (там же, с. 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики " Капитала", в к-ром Маркс дал образец диалектико-материалистич. анализа реальности.

Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобождённое от случайностей историч. формы, должно составить существенное содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич. категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа " круга кругов", к-рый в противоположность простой хронологии и эмпи-рич. констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые "...направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с. 301). " С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" (там же, с. 142-43). Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. " Сознание человека не только отражает объективный мир. но и творит его" (там же, с. 194).

Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами кантианства, махизма и т. д. " Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски" (там же, с. 161).

Конспектируя " Святое семейство" Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции науч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход " к идее общественных отношений производства"; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. В " Ф. т." Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос. науки, глубокого освоения классич. филос. наследия и острой, принципиальной критики бурж. философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.

Лит.: О " Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Я. Н., Вопросы диалектики в " Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960; Касымжанов А. X., Как читать и изучать " Философские тетради" В. И. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972. А. X. Касымжанов.

ФИЛОСОФСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ, справочные издания, содержащие свод важнейших сведений по философии и её отраслям. Ф. э. и с. имеют систематическую, алфавитно-сло-варную или комбинированную система-тико-алфавитную формы. Существуют след. типовые разновидности: Ф. э. и с. общего характера, специальные - по отраслям философии, странам, филос. направлениям, биобиблиографич. словари философов, словари к сочинениям отд. философов, межъязычные словари эквивалентов филос. терминов.

Аристотель создал первую универсальную энциклопедию знаний древнего мира с отделом философии (после физики), получившим название " Метафизика", где почти каждый раздел начинается с определения филос. понятия. Диоген Лаэртский составил в 1-й пол. 3 в. первый био-графич. словарь греч. философов, содержащий уникальный материал (словарь в 10 книгах, без заглавия и конца; в мно-гочисл. изданиях с 1457 часто называется " Жизнь, учения и изречения знаменитых философов").

В период средневековья в трудах эн-циклопедич. характера филос. дисциплины обычно объединялись с другими из " семи свободных искусств", а философия понималась как их комплекс. Вместе с тем в ср. века были составлены произведения, прямо относящиеся к Ф. э. и с. Так, визант. автор " Всемирной истории до 518" Гезихиос из Милета (сер. 6 в.) составил " Компендиум жизнеописаний философов" (" pnomatalogus sive Compendium de vitis philosophorum"); др. автор в 1-й пол. 9 в. дополнил его и переработал в алфавитный словарь. Неоплатоник из Египта Исаак бен Соломон Израэли (ок. 850- ок. 950) написал на араб. яз. " Книгу определений и описаний" филос. понятий (" Kitab al-Hudud wal Rusum").

Филос. содержание имел алфавитный " Лексикон Суида" 2-й пол, 10 в. (значение слова " Suida" не раскрыто). Ибн Сина создал энциклопедич. филос. свод (" Kitab al-Shifa") и " Словарь [Книга] определений" (" Kitab al-Hudud"). Остались неизвестными авторство, место составления (во Франции?) и время (1-я четв. 14 в.?) тематич. словаря " Компендиум философии" (" Compendium philosophiae"), к-рый впервые был частично опубликован в Париже в 1936. Моисей бен Соломон из Салерно (Италия) составил " Еврейско-итальян-ский философский словарь" (см. Moseh ben Selomph, " Un glossario filosofico ebraico-italiano del XIII secolo", Roma, 1969). Систематич. энциклопедией схола-стич. философии был труд Фомы Аквин-ского " Сумма теологии" (" Summa theolo-giae", 1265-73). Первая печатная философская энциклопедия была составлена исповедником Максимилиана I Грегором Рейшем-" Философская жемчужина" (Reisch G., " Margarita philosophica", s. 1. [Hdlb.? ], s. a. [1496?!; Basilea, 1503; Strasburg, 1504; ряд переизд. в 16 в.); в составе 12 частей были представлены: натурфилософия, логика, психология, этика. Первая филос. энциклопедия, целиком посвящённая философии, была создана венецианцем Джованни Баттиста Бернардо - " Семинарий, или Лексикон в трёх томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков" (" Bernardus Joannis Baptista, Seminarium siue Lexicon triplex atque indices in philosophiam Platonicam, peri-pateticam, stoicam", v. 1-3, Venetiis, 1582-85).

В новое и новейшее время, особенно с 19 в., растёт число Ф. э. и с. Они издаются в различных странах, дифференцируются по отраслям философии, направлениям, типам изданий.

Среди многочисл. общих Ф. э. и с., изданных в 20 в., наиболее значительны: итал. " Философская энциклопедия", изданная Центром филос. исследований Галларате, т. 1-4 (" Enciclopedia filosofiса", v. 1-4, Venezia - Roma, 1957-58); англо-амер. " Энциклопедия по философии", гл. ред. П. Эдварде, т. 1-8 (" The encyclopedia of philosophy", P. Edwards, ed. in chief, v. 1-8, N. Y. - L., 1967). В СССР издана первая в мире марксистская " Философская энциклопедия" (гл. ред. Ф. В. Константинов, т. 1-5, М., 1960-70).

В России первый филос. словарь - " Объявления слов, которые в философской материи по необходимости приняты" (всего на одной странице) Г. Н. Теплов поместил в своём труде-" Знания, касающиеся вообще до философии для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут" (кн. 1, СПБ, 1751, с. [14]). Более обширный и также внутрикнижный " Опыт философского словаря" опубликовал А. И. Галич во 2-й кн. своей " Истории философских систем" (СПБ, 1819, с. 300-340). Первый отд. и наиболее значит. " Философский лексикон" (т. 1-4, К., 1857-73) был создан С. С. Гогоцким; ему же принадлежит " Философский словарь, или Краткое объяснение философских и других научных выражений, встречающихся в истории философии" (К., 1876). Изд-во Брокгауза - Ефрона выпустило " Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии", под ред. Э. Л. Радлова (в. 1-2, СПБ, 1904). " Народная энциклопедия научных и прикладных знаний" И. Д. Сытина посвятила т. 9 " Философии и педагогике" (М., 1911).

В СССР в 1930 и 1931 вышло два изд. " Краткого философского словаря" Т. С. Ищенко; в 1939 был издан " Краткий философский словарь", под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина (расширенное изд.-" Философский словарь", М., 1963; в 1972 -под ред. М. М. Розенталя); в 1966 - " Краткий словарь по философии", под общей ред. И. В. Блауберга и др. (2 изд., 1970). Изданы также: [Нуруллаев Р. Н.], " Словарь философских терминов", Баку, 1959; Аманалиев Б., " Русско-киргизский словарь философских терминов", Фр., 1967; Завтур А. А., " Дикционар филозофик експликатив", Кишинэу, 1968; [Асимов М., Бачаев М., Динор-шоев М.], " Русско-таджикский терминологический философский словарь", Душ., 1966; " Философиядан кискача лурат", под ред. М. М. Хайруллаева, Таш., 1973; " Фиюсофський словник", под ред. В. Шинкарука, Кшв, 1973.

Из зарубежных Ф. э. и с., изданных в 17 в., наиболее известны: Бурхарди Н., " Философский реперторий" (Burchardi N., " Repertorium philosophicum", Lpz., 1610); Шастенье А. Л., " Синопсис философских и теологических определений" (Chasteigner Н. L., " Celebriorum distinctionum tum philosophica-rum turn theologicarum synopsis",
Augustoriti Pictonum, 1612); Гоклениус Р. " Философский лексикон" (Goclenius R., " Lexicon philosophicum", Franco-furti, 1613); Альшттед И. Г., " Философский компендиум" (Alsted J. Н., " Compendium philosophicum", Herbornae Nas-soviorum, 1626); Реб Г., " Философские определения" (" Reeb's Distinctiones phi-losophicae", Ingolstadii, 1629); Микра-элиус И., " Лексикон философских терминов, употребляемых философами" (Micraelius J., " Lexicon philosophicum terminorum philosophis usitatorum", Jenae, 1653); Шерцер И. А., " Путеводитель или философский справочник в четырех частях" (Scherzer J. А. [а. о.], " Vade mecum, sive Manuale philosophicum quadripartitum", p. 1-4, Lipsiae, 1658); Фолькмар Г., " Философский словарь" (Vplckmar H., " Dictionarium philosophicum", Giessen, 1676); Шовен Э., " Лексикон, или Сокровищница философии в алфавитном порядке" (Chauvin E., " Lexicon rationale, sive Thesaurus philoso-phicus ordine alphabetico digestus", Rotterdam, 1692).

Среди увеличившегося количества Ф. э. и с. в 18 в. наибольшее значение имели: Баумейстер Ф. X., " Философские определения" (Baumeister F. С., Philosophia definitiva, hoc est defini-ciones philosophicae, Vitembergae, 1735); его же, " Определения противоречий в современной философии" (Baumeister F. С., " Philosophia recens controversa complexa definitiones theoremata et que-stiones nostra aetate in controversiam vocatas", Lipsiae - Gorlicii, 1738); И. Г. Хюбнер, " Краткий философский лексикон" (J. H. Hubner, " Compendieuses lexicon philosophicum", Frankfurt - Lpz., 1715) - первый общий филос. словарь на европ. (нем.) языке; Плексиакус, " Философский лексикон" (Plexiacus, " Lexicon philosophicum", Hagae, 1716); Вальх И. Г., " Философский лексикон" (Walch J. G., " Philosophisches Lexicon", Lpz., 1726) - первый алфавитный общий филос. словарь на нем. языке; Вольтер, " Карманный философский словарь" (Voltaire, " Dictionnaire philosophique portatif", Londres [фактически Geneve], 1764) - алфавитный антирелиг. словарь статей Вольтера, вызвавший полемику и многократно переизданный; [Шодон Л. М.], " Антифилософский словарь" (Chaudon L. M., " Dictionnaire anti-philosophique", Avignon, 1767); [Шведио Ф. К.], " Философский словарь", т. 1-4 ([Swediauer F. X.], " The philosophical dictionary", v. 1-4, [L.], 1786); Маймон С., " Философский словарь" (MaimonS., " Philosophisches Worterbuch", В., 1791); Меллин Г. С. А., " Энциклопедический словарь критической философии", т. 1-6 (Mellin G. S. А., " Еnсуclopadisches Worterbuch der kritischen Philosophie", Bd 1-6, Ziillichau- Lpz.- Jena, 1797-1804).

Важнейшие Ф. э.. и с., изданные в 19 в.: Круг В. Т., " Всеобщий словарь философских наук с их литературой и историей", т. 1-5 (Krug W. Т., " Allgemei-nes Handworterbuch der philosophischen Wissenschaften, nebst ihrer Literatur und Geschichte", Bd 1-5, Lpz., 1827-29); " Словарь философских наук", под ред. А. Франка (" Dictionnaire des sciences philosophiques" sous la dir. A. Franck, v. 1-6, P., 1844-52); Флеминг У., " Словарь по философии" (Fleming W., " The vocabulary of philosophy, mental, moral and metaphysical", L.- Glasgow, 1857); Кирхнер Ф., " Словарь основных философских понятий" (Kirchner F., " Worterbuch der philosophischen Grundbegriffe", Hdlb., 1886); Эйслер Р., " Словарь философских понятий и выражений", в. 1-8 (Eisler R., " Worterbuch der philosophischen Begriffe und Ausdrucke", Lfg. 1-8, В., 1899).

Наиболее важные совр. Ф. э. и с. зарубежных стран: Австралия: Гоулд Л. Г., " Марксистский словарь" (Gould L. H., " Marxist glossary", Sydney, 1946). Аргентина: Буайе П. Г., " Краткий словарь по философии" (Boyer P. H., " Diccionario breve de filosofia", B. Aires, 1962); " Философский словарь", под ред. И. Килеса и X. Рея Пастора (" Diccionario filosofico", dir. I. Quiles у J. Rey Pastor, B. Aires, 1952); " Малый словарь по философии", ч. 1-2 (" Pequeno diccionario de filosofia", p. 1-2, B. Aires, Centurion, 1947); Руис Морено М. Т., " Философский словарь" (Ruiz Moreno М. Т., " Vocabulario filosofico", B. Aires, 1941). АРЕ: Вахба Мурад, Карам Юсеф, Шлала Юсеф, Арабо-англо-француз-ский философский словарь (аль-Муд-жам аль-фалсафи араби-инджлизи-фаранси, Каир, 1971). Бельгия: Гро-тен И., Стенберген Г. И., " Философский лексикон" (Grooten J., Steenbergen G. J., " Filosofisch lexicon", Antw.- Amst., 1958). Бразилия Лопис ди Матус К., " Философский словарь" (Lopes de Mat-tos C., " Vocabulario filosofico", Sao Paulo, 1957); Суарис О., " Словарь по философии", т. 1 (Scares O., " Dicionariode filosofia", v. 1, A-D., Rio de J., 1952-). Венгрия: " Малый философский словарь" (" Filozofiai kislexikon", Bdpst., 1964, 3 kiad., Bdpst., 1973). Г Д Р: Бур М., Козинг А., " Малый словарь по марксистско-ленинской философии" (Buhr M., Kosing A., " Kleines Worterbuch der mar-xistisch-leninistischen Philosophie", В., 1966, 2 Aufl., 1974); " Философский словарь", под ред. Г. Клауса и М. Бура, т. 1-2 (" Philosophisches Worterbuch", hrsg. von G. Klaus und M. Buhr, Lpz., 1964, 11 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1975). Дания: Ханнеборг Б. и К., " Философский словарь" (Hanneborg B. og К., " Filosofisk ordbog", Kbh., 1971). Индия: " Словарь [санскрит-английских] философских терминов" (" A glossary or philosophical terms", Madras, Timmalai - Tirupati, 1941). Испания: Конде Обрегон Р., " Энциклопедия по философии", (Conde Obregon R., " Enciclopedia de la filosofia", Barcelona, 1961); Руберт Кандау X. M., " Словарь-справочник по философии" (Rubert Candau J. M., " Diccionario manual de filosofia", Madrid, 1946); Сарагуэта Бенгоэчеа Х., " Философский словарь" (Zaragueta Bengoechea J., " Vocabulario filosofico", Madrid, 1955). Италия: Аббаньяно Н., " Словарь по философии" (Abbagnano N., " Dizionario di filosofia", Torino, 1961, 2 ed., Torino, 1971); Канторо У., " Философский словарь" (Cantoro U., " Vocabolario filosofico", Bologna, 1956); " Словарь по философии", под ред. А. Бираги (Dizionario di filosofia, a cura di A. Biraghi, Mil., 1957); Ламанна Э. П., Адорно Ф., " Словарь философских терминов" (Lamanna Е. P.. Adorno F., " Dizionario di termini filosofici", Firenze, 1951, 17 ed., Firenze, 1969); Морселли Э., " Малый философский словарь" (Morselli E., " Piccolo dizionario filosofico", Mil., 1939); Плебе А., " Термины современной философии" (Plebe A., " Termini della filosofia contemporanea", Roma, 1966); Ранцоли Ч., " Словарь по философским наукам" (Ranzoli С., " Dizionario di scienze filosofiche", Mil., 1905; 6 ed., Mil., 1963); Ротта П., " Философский словарик" (Rotta P., " Dizionarietto filosofico", Mil., 1946); Семприни Дж., " Новый словарь философской и научной культуры" (Semprini G., " Nuovo dizionario di cultura filosofica e scientif ica", Torino, 1952, его же, " Piccolo dizionario di cultura filosofica", Mil., 1931). Мексика: Ферратер Мора X., " Словарь по философии" (Ferrater Mora J., " Diccionario de filosofia", Мех., 1941; 4 ed., B. Aires, 1958); Пальярес Э., " Словарь по философии" (Pallares E., " Diccionario de filosofia", Мех., 1964). Нидерланды: Баллестрем К., " Русская философская терминология" (Ballestrem К., " Russian philosophical terminology", Dordrecht, 1964 - русско-англо-немецко-французский словарь); " Философская и психологическая энциклопедия" [издательства] Эльзевира (" Elseviers filosofische en psychologische encyclopedic", Amst., 1970; " Elseviers kleine filosofische en psychologische encyclopedie", Amst., 1960). Румыния: " Малый философский словарь" (" Mic dictionar filosofic", Buc., 1969, 2 ed., Buc., 1973). США и Великобритания (параллельные изд. и переизд.): " Словарь по философии", под ред. Д. Д. Рунса (" Dictionary of philosophy", ed. by D. D. Runes, N. Y., 1942); " Словарь по философии и психологии", под ред. Дж. М. Болдуина, т. 1-3 (" Dictionary of philosophy and psychology", ed. by J. M. Baldwin, v. 1-3, N. Y., 1901-05; v. 1-2, Gloucester, 1957); Питере Ф., " Греческие философские термины. Исторический лексикон" (Peters F., " Greek philosophical terms. A historical lexicon", N. Y.-L., 1967); " Краткая энциклопедия по западной философии и философам", под ред. Дж. О. Урмсона (" The concise encyclopaedia of Western philosophy and philosophers", ed. J. O. Urmson, N. Y., 1975; L., 1967). Турция: Чан-кы М. Н., " Большой философский словарь", ч. 1-3 (Canki M. N., " Buyuk febefe hlgati", с. 1-3, 1st., 1954-58); Сена О., " Большая философская энциклопедия", т. 1-2 (Ongun Cemil Sena, " Buyuk filozoflar ansiklopedisi", c. 1-2, 1st., 1957-59). Франция: Кювилье А., " Новый философский словарь" (Cuvi-llier A., " Nouveau vocabulaire philosophi-que", P., 1956); Фулькие П., " Словарь философского языка" (Foulquie P., " Diction-naire dela languephilosophique", P., 1962); Гобло Э., " Философский словарь" (Gob-lot E., " Le vocabulaire philosophique", P., 1901; Ted., 1938); Жоливе Р., " Словарь по философии" (Jolivet R., " Vocabulaire de la philosophic", Lyon, 1942; 4 ed., Lyon, 1957); Лаланд А., " Специальный критический словарь по философии" (Lalande A., " Vocabulaire technique et critique de la philosophic", fasc. 1-21, P., 1902-12; 11 ed., P., 1972); Легран Ж., " Словарь по философии" (Legrand G., " Dictionnaire de philosophic", P., 1973). ФРГ: " Малый философский словарь" (издательства) Хердера, под ред. М. Мюллера и А. Хальдера (" Herders kleines phifosophisches Worterbuch", hrsg. von M. Muller und A. Halder, Freiburg, 1958); Мецке Э., " Лексикон по философии" (Metzke E., " Handlexikon der Philosophic", Hdlb., 1948); Нойхойзлер А., " Основные понятия философского языка" (Neuhausler A., " Grundbegriffe der philosophischen Sprache", Munch., 1963); Шмидт Г., " Философский словарь" (Schmidt H., " Philosophisches Worterbuch", Lpz., 1912; 19 Aufl., neu bearb. von G. Schischkoff, Stuttg., 1974 - пер. на рус. яз.: " Философский словарь", М., 1961); " Философский словарь", под ред. В. Бруггера (" Philosophisches Worterbuch", hrsg. von W. Brugger, W., 1948; 13 Aufl., Freiburg, 1967); " Словарь философских понятий", под ред. И. Хофмейстера (" Worterbuch der philosophischen Begriffe", hrsg. von J. Hoffmei-ster, Lpz., 1944; 2 Aufl., Hamb., 1955); " Марксистско-ленинский словарь по философии", под ред. Г. Клауса и М. Бура, т. 1-3 [" Marxistisch-leninistisches Worterbuch der Philosophiе", hrsg. von G. Klaus und M. Buhr, Bd 1-3, Reinbek (bei Hamb.), 1972]. Чехословакия: Блатна-Оралкова Л., " Чешско-русский и русско-чешский словарь по философии и марксизму-ленинизму" (Blatna-Oralkova L., " Cesko-rusky a rusko-cesky slovnik z oboru filosofie a marxismu-leninismu", Praha, 1958); " Краткий философский словарь" (" Strucny filosoficky slovnik", Praha, 1966). Швейцария: " Исторический словарь по философии", ред. И. Риттер, т. 1-3 (" Historisches Worterbuch der Philosophic", hrsg. von J. Ritter, Bd 1-3, Basel-Stuttg., 1971-74). Швеция: Альберг А., " Философский лексикон" (Ahlberg A., " Filosofiskt lexikon", Stockh., 1925, 4 uppl., Stockh., 1963). Югославия: " Философский словарь", гл. ред. В. Филипович (" Filozo-fijski rjecnik", gl. ured. V. Filipovic, Zagreb, 1965); Грлич Д., " Лексикон философа" (Grlic D., " Leksikon filozofa", Zagreb, 1968). Япония: Ямадзаки Масакадзу, Итакава Хироси, " Современный философский словарь" (" Гэндай тэцугаку дзитэн", Токио, 1970); Мори Коити, " Философский словарь" (" Тэцугаку дзитэн", Токио, 1971). Биографические Ф. э. и с.: Томас Г., " Биографическая энциклопедия по философии" (Thomas H., " Biographical encyclopedia of philosophy", N. Y., 1965); Декуртинс К., " Малый словарь философов" (Decurtins С., " Kleines Philosophen-lexikon", Affoltern am Albis, 1952); " Словарь философов" (" Dictionnaire des philosophes", P., 1962); Эйслер Р., " Лексикон философов. Жизнь, труды и учения мыслителей" (Eisler R., " Philosophenlexikon. Leben, Werke und Lehren d. Denker", В., 1912; Wurzburg, 1972); Кьернан Т., " Биографический словарь по истории философии" (Kiernan Т., " Who's who in the history of philosophy", N. Y., 1965); Цигенфус В., Юнг Г., " Лексикон философов", т. 1-2 (Ziegenfuss W., Jung G., " Philosophen-Lexikon", Bd 1-2, В., 1949-50). Т. С. Лаврова.

ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки науч. и пед. кадров в области философии. До 2-й пол. 19 в. Ф. о. выполняло функции общеобразоват. подготовки; в дальнейшем оно ориентируется на подготовку специалистов в различных сферах филос. знания. Ф. о. возникло вначале в рамках филос. школ (пифагорейский союз, сократические школы). Для античности характерно противоборство двух программ Ф. о., одна из к-рых выражена софистами, отвергавшими необходимость постоянной организации Ф. о. и делавшими акцент на устное обучение и самообразование, а другая нашла свою реализацию в создании постоянных школ. В 90-х гг. 4 в. до н. э. ритор Исократ создал в Афинах первую постоянную школу с трёхгодичным обучением философии, к-рая понималась тогда как совокупность всех знаний. В эпоху эллинизма в Афинах сложилась система Ф. о. на основе четырёх филос. школ - Академии платоновской, Ликея Аристотеля, эпикурейской и стоической школ. Новыми центрами Ф. о. в эллинистич. мире были Пергамская библиотека и Мусейон в Александрии.

В Риме Ф. о. осуществляли странствующие философы, домашние учителя, приглашаемые в семейства знати, и риторич. школы. В риторич. школах Рима, Кремоны, Афин, Антиохии, Александрии философия толковалась как исходный пункт всего воспитания. Среди филос. школ Рима наибольшей известностью и даже правительств. поддержкой пользовались стоики и эпикурейцы. Переход от республики к империи привёл к централизации Ф. о. в Риме, выразившейся в слиянии в 176 филос. школ в одно уч. заведение и в закрытии частных риторич. школ, к резкому усилению гос. регламентации Ф. о. (создание гос. системы оплаты преподавателям школ, спец. ведомства по надзору за Ф. о., системы экзаменов для кандидатов на места преподавателей). Особой императорской поддержкой пользовались римская школа Атенеум и константинопольская высшая школа. Афинская филос. школа была закрыта императором Юстинианом в 529. Характерные черты Ф. о. в Византии, осуществлявшегося в высшей школе в Константинополе, патриаршей школе и частных школах, - комментирование антич. философов, подчинение философии христ. теологии, сочетавшейся с неоплатонизмом, ограничение философии книжной мудростью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал