Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и структура философии. 3 страница






Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с осмыслением культуры (взаимоотношение общества и природы, преемственность в развитии форм обществ. сознания, соотношение между развитием духовного и материального производства и др.), в составе исторического материализма, понимая культуру как исторически определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное обществ.-экономич. формациями, со сменой к-рых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей. См. Культура и лит. при этой статье.

Ю. Н. Давыдов.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренч. проблемах правоведения и государство-ведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Значит. место Ф. п. занимала в философии Просвещения (напр., доктрина естественного права) и в немецкой классич. философии (напр., " Философия права" Гегеля).

В бурж. обществе Ф. п. по преимуществу составная часть широко развившейся юрид. науки; нередко термин " Ф. п." употребляется как синоним общей теории (общего учения) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права. Основным понятием понимаемой т. о. бурж. Ф. п. становится " идея права" в её неокантианском (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании.

В сер. 20 в. доминирующую роль в бурж. Ф. п. играют течения, основанные на гуссерлианстве (см. Феноменологическая школа права), неореализме, экзистенциализме, а также неотомизме. На ряду с апологией капиталистич. права и правопорядка в бурж. Ф. п. имеются критич. реформистские течения, считающие необходимой " модернизацию" капитализма с помощью права.

С возникновением марксизма Ф. п. была впервые поставлена на материали-стич. основу. Марксизм сочетает философский, социологич. и собственно юридический подходы к изучению права, а не противопоставляет их, как бурж. юриспруденция. В этом плане Ф. п. выступает как один из аспектов общетеоретической правовой дисциплины - теории гос-ва и права. В юрид. лит-ре термин " Ф. п." употребляется также применительно к совокупности тех проблем теории права, решение к-рых требует философского подхода, в особенности методологического и гносеологического.

Лит.: Философские проблемы государства и права, Л., 1970; Керимов Д. А., Философские проблемы права, М., 1972; Реsсhka V.,

Grundprobleme der modernen Rechts-philosophie, [Bdpst], 1974.

ФИЛОСОФОВА (урожд. Дягилева) Анна Павловна [5(17).8.1837, Петербург, - 17(30). 3.1912, там же], деятельница женского движения в России. Из богатой дворянской семьи. Получила домашнее образование. Вместе с Н. В. Стасовой и М. В. Трубниковой организовала женский кружок, по инициативе к-рого в 1870 в Петербурге были созданы первые общеобразовательные женские курсы, а в 1878 - высшие женские Бесту-жевские курсы (см. Высшие женские курсы). С 1859 возглавляла ряд благотворит. об-в. Участвовала в междунар. женском движении, с 1899 вице-пред. Междунар. совета женщин. Во время Революции 1905-07 примыкала к кадетам, выступала против участия женщин в революц. движении. В 1908 пред. 1-го Всеросс. женского съезда (см. Женское движение в России и СССР).

Лит.: Сборник памяти А. П. Философовой, т. 1-2, П., 1915.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле - учение о природе (сущности) человека (см. Человек); в узком - течение в зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в., исходившее из идей идеалистич. философии жизни (В. Дилътей), феноменологии Э. Гуссерля и др. и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук - биологии, психологии, этнологии, социологии и т. д. Начало Ф. а. связано с появлением работ М. Шелера " Положение человека в космосе" (1928) и X. Плеснера " Ступени органического и человек" (1928), в центре внимания к-рых - специфич. отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологич. потребностей, в " дистанции" его по отношению к окружающей среде. Принципом существования человека Шелер считает внежизненный " дух", тормозящий и сублимирующий органические влечения. Плеснер определяет специфику человека как " эксцентричность", постоянный выход его из непосредственности существования, при этом " эксцентрическое" положение человека определяет не к.-л. один высший " слой" его существа, а всю его организацию, начиная от низших вегетативных уровней.

А. Гелен, развивая ряд идей Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Источник человеческой деятельности Гелен видит в биологич. " недостаточности" человека (несовершенство его органов сравнительно с высокоспециализир. органами животных, редукция инстинктов, вообще конституционная неопределённость человека как предпосылка его пластичности). В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеческого восприятия неспецифич. раздражениями требует их " разгрузки", достигаемой путём их символич. переработки, к-рая завершается в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением; человек, по Гелену, это " культивируемое" существо. Близка идеям Гелена концепция " культурной антропологии" Э. Ротхаккера: человек рассматривается представителями этого направления Ф. а. как существо, определяемое культурой, как " создатель и создание культуры" (М. Ландман). Если Шелер и его ученики (X. Хенгстенберг, Ф. И. фон Ринтелен) сохраняют в истолковании человека понятия традиц. идеалистич. метафизики (дух, вечность), то др. представители Ф. а., в значит. мере под влиянием феноменологии Гуссерля, склоняются к беспредпосылочному, по существу позитивистскому, описанию специфики человека.

В целом для развития Ф. а. после 2-й мировой войны 1939-45 характерно сложное взаимодействие её с экзистенциализмом, прагматизмом, глубинной психологией, структурализмом. Имеются также попытки эклектического сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.), ревизионистской интерпретации марксизма в духе антропологизма.

Лит.: Корнеев П. В., Современная философская антропология, [М.], 1967; Буржуазная философия XX века, М., 1974.

ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ. Как специфич. форма науч. лит-ры возникли в кон. 17 в. Науч. журналы [" Journal des Scavans" (P., 1665-1792); " Philosophical Transactions" (L., с 1665); " Acta eru-ditorum" (Lipsiae, 1682-1731)] печатали наряду с естеств.-науч. статьями фи-лос. статьи, сообщали о новостях филос. жизни, рецензировали книги по философии. В 18 в. возникли собственно Ф. ж.- первоначально в Германии: " Acta philo-sophorum" (Halle, 1715-26); " Philoso-phisches Journal einer Gesellschaft deu-tscher Gelehrten" (Jena-Lpz., 1795-1800); " Kritisches Journal der Philosophie" (Tubingen, 1802-03). Первые Ф. ж. нередко содержали статьи по широкому кругу проблем - педагогике, политике, праву, теологии [" Revue philosophique, litteraire et politique" (P., 1794-1807); " Zeitschrift fur Philosophie und Padagogik" (Langensalza, 1894-1914)].

К сер. 19 в. новые Ф. ж. были созданы в Германии [" Zeitschrift fur Philosophie und philosophische Kritik" (Lpz., 1837- 1918)], Франции [" Revue philosophique et religieuse" (P., 1855-58)]. С 1850 no 1900 был основан 31 Ф. ж.: в США, Италии, России, Польше. Начали издаваться также первые междунар. журналы [США - " The Monist. An International Journal of General Philosophical Inquiry" (Chi., 1890-1936)]; первые библиографич. периодич. издания [" Repertoire bibliographique de la philosophie" (Louvain, с 1894)]; появились специализированные - по этике, социальной философии - Ф. ж.

Во 2-й пол. 19 в. представители различных филос. течений организовали свои журналы: неокантианцы -" Kant-Stu-dien" (Hamb.-Lpz., с 1896); неотомисты- " Philosophisches Jahrbuch" (Munch., с 1888); " Revue thomiste" (P., с 1893); " Revue de Philosophie" (P., 1900-39); представители неокритицизма - " L'an-nee philosophique" (P., 1867-1913); в 1900-14 было создано 19 новых Ф. ж., в т. ч. в Чехословакии, Испании, Италии, Польше, Ирландии; появились специализированные Ф. ж. по эстетике, философии культуры и философии истории, создаётся междунар. журн. " Logos. Internationale Zeitschrift fur Philosophie der Kultur" (Tubingen, 1910-33). К нач. 1-й мировой войны 1914-18 в мире выходило более 40 Ф. ж.; в период войны издание многих Ф. ж. прервалось, нек-рые перестали выходить. В 1919-39 возникло 57 новых Ф. ж. в Германии, Италии, Франции, США, они начали издаваться в Китае, Австралии, Индии; появились специализированные Ф. ж. по логике и методологии науки [" Erkenn-tnis" (Lpz., 1930-40); " Philosophy of Science" (Bait., с 1934); " Theoria" (Goteborg, с 1935)].

Во время 2-й мировой войны 1939-45 21 Ф. ж. перестал издаваться. Новые Ф. ж. создавались преим. в США. В послевоенные годы число Ф. ж. растёт: в 1945-50 было создано 37 новых Ф. ж., в 1950 - ок. 50, в 1951-60 также ок. 50, в 1960-66 стало выходить ок. 40 новых Ф. ж. В этот период появились Ф. ж. в ряде стран Лат. Америки (Аргентине, Чили, Бразилии, Мексике, Экуадо-ре), Пакистане, Индии; произошла дальнейшая специализация Ф. ж. по истории философии, эстетике, методологич. проблемам социальных наук, этике, логике, были созданы реферативные Ф. ж., новые междунар. Ф. ж. Основная тенденция в развитии Ф. ж.- удвоение общего их числа за 15-20 лет (в 1850-4, 1870- 9, 1890-19, 1910-38, 1930-58, 1950- 97, 1970- ок. 200).

Ф. ж. в России: " Философский трёх-месячник" (с 1885); " Вопросы философии и психологии" (1889-1918); " Логос" (1910-14); " Новые идеи в философии" (1912-14); " Вера и разум" (1884-1916). Филос. статьи печатались также в журн. " Научное обозрение" (1894-1903), " Журнале Министерства народного просвещения" (1834-94).

В СССР издавались журналы: " Под знаменем марксизма" (1922-44), " Проблемы марксизма" (1928-34). Статьи по философии печатали: " Летописи марксизма" (1926-30), " Вестник Коммунистической Академии" (1922-35), " Мысль" (П., 1922), " Фшософська думка" (1927- 1937). Выходят журналы: " Вопросы философии" (с 1947), " Философские науки" (с 1958), " Вестник МГУ. Философия" (с 1966), " Вестник ЛГУ. Философия" (с 1956), " Фiлософська думка" (К., с 1969), реферативные журналы - " Общественные науки в СССР. Сер. 3. Философские науки" (с 1973) и " Общественные науки за рубежом. Сер. 3. Философия и социология" (с 1973).

Ф. ж. за рубежом. Австралия: " Australian Journal of Philosophy" (Sydney, с 1923). Австрия: " Wiener Zeitschrift fur Philosophie, Psychologic und Padagogik" (W., с 1947). Бельгия: " Logique et Analyse" (Louvain, с 1958); " Revue philosophique de Louvain" (Louvain, с 1894); " Tijdschrift voor philosophie" (Leuven, с 1939). Болгария: " Философска мисъл" (София, с 1945). Бразилия: " Revista brasileira de filosofia" (Sao Paulo, с 1951). Великобритания: " The British Journal of Aesthetics" (L., с 1960); " British Journal for the Philosophy of Science" (Edinburg, с 1950); " Mind" (L., с 1876); " Studies in History and Philosophy of Science" (L., с 1970); " Metaphilosophy" (Oxf., с 1970); " Nous" (Bloomington, с 1967). Венгрия: " Magyar filozofiai szemle" (Bdpst, с 1957). ГДР: " Deutsche Zeitschrift fur Philosophie" (В., с 1953). Испания: " Revista de filosofia" (Madrid, с 1942). Италия: " Archivio di filosofia" (Roma, с 1931); " Filosofia" (Torino, с 1950); " Giornale di metafisica" (Torino, с 1946); " Giornale critico della filosofia italiana" (Messina - Firenze, с 1920); " II pensiero" (Mil., с 1956); " Rivista critica di storia della filosofia" (Mil., с 1946); " Rivista di estetica" (Padua, с 1956); " Rivista di filosofia " (Modena-Torino, с 1909); " Rivista di filosofia neoscolastica" (Mil., с 1909); " Sophia" (Roma, с 1933); " Sapienza" (Bologna, с 1948). Канада: " Dialogue. Revue canadienne de Philosophie" (c 1962). Нидерланды: " Idealistic studies" (The Hague, с 1971); " Theory and Decision" (Dordrecht, с 1970). Норвегия: " Inquiry" (Oslo, с 1958). Польша: " Studia filozoficzne" (Warsz., с 1957); " Studia logica" (Poznan-Warsz., с 1953); " Studia estetyczne" (Warsz., с 1964). Румыния: " Cercetari filozofice" (Buc., 1954-1963, с 1964 назв. " Revista de filozofie"). США: " American Philosophical Quarterly" (Pittsburgh, с 1964); " American Philosophical Society. Yearbook" (Phil., с 1937); " Ethics" (Phil.- Chi., с 1890; до 1938 назв. -" International Journal of Ethics"); " International Philosophical Quarterly" (N. Y., с 196 Ц-" Journal of Aesthetics and Art Criticism" (N. Y., с 1941); " Journal of Existentialism" (N. Y., с 1960); " Journal of Philosophy" (N. Y., с 1904); " Journal of Symbolic Logic" (Menasha, с 1936); " Journal of the History of Ideas" (N. Y., с 1940); " Journal of the History of Philosophy" (Berk., с 1963); " Modern Schoolman" (St. Louis, с 1925); " Personalist" (Los Ang., с 1920); " Philosophical Review" (Ithaca- Boston, с 1892); " Philosophical Studies" (Minneapolis, с 1950); " Philosophy East and West" (Honolulu, с 1951); " Philosophy of Science" (Balt., с 1934); " Philosophy Today" (Carthagena, с 1957); " Review of Metaphysics" (New Haven, с 1947); " Soviet Studies in Philosophy" (N. Y., с 1962); " Thomist" (Bait.-Wash., с 1939); " The New Scholasticism" (Wash., с 1926). Франция: " Archives de philosophie" (P., с 1923); " Bulletin de la societe francaise de philosophie" (P., с 1901); " Esprit" (P., с 1932); " Etudes philosophiques" (P., с 1926); " Nouyelle critique" (P., с 1948); " La Pensee" (P., с 1939); " Revue d'estetique" (P., с 1948); " Revue de metaphysique et de morale" (P., с 1893); " Revue d'histoire et de philosophie religieuses" (Strasbourg, с 1921); " Revue de synthese" (P., с 1931); " Revue philosophique de la France et de 1'Etranger" (P., с 1876);

" Temps mоdernes" (P., с 1945). ФРГ: " Philosophia Naturalis [Archiv fur Natur-philosophie und die philosophischen Grenzgebiete]" (Meisenheim, с 1950); " Philosophische Rundschau" (Tubingen, с 1953); " Philosophischer Literatur-anzeiger" (Meisenheim, с 1949); " Philosophisches Jahrbuch" (Munch., с 1888); " Universitas" (Stuttg., с 1946); " Wissen-schaft und Weisheit" (Dusseldorf, с 1934); " Wort und Wahrheit" (Freiburg, с 1946); " Zeitschrift fur philosophische Forschung" (Meisenheim, с 1946); " Zeitschrift fur ailgemeine Wissenschaftstheorie" (Wiesbaden, с 1969). Чехословакия: " Filosoficky casopis" (Praha, с 1953); " Filosofia" (Bratislava, с 1968). Швейцария: " Dialectica" (Neuchatel, с 1947). Югославия: " Dialectical (Beograd, с 1947); " Filozofija" (Beograd, с 1957).

Междунар. Ф. ж.: " Bibliographic de la philosophic" (P., с 1937); " Bulletin signaletique. Philosophic, sciences humai-nes" (P., с 1961); " Dialectica" (Lausanne, с 1947); " Diogenes" (N.Y., с 1953); " ETC. A review of general semantics" (San Francisco, с 1943); " Foundations of Language" (Dordrecht, с 1965); " Logique et analyse" (Louvain, с 1958); " Philosophia mathematica" (Kingston [III.], с 1964); " Philosophy and Phenomenological Research" (Buffalo- [N. Y.], с 1940); " Revue Internationale de philosophic" (P., с 1938); " Synthese" (Dordrecht, с 1936); " Cultural hermeneutics" (Dordrecht, с 1972).

Лит.: Ulrich's international periodicals directory, v. 2, N. Y., 1971, p. 1278-1289.

А. П. Огурцов.

ФИЛОСОФСКИЕ КОНГРЕССЫ международные. 1-й междунар. Ф. к. (авг. 1900, Париж), организованный по инициативе франц. философов-идеалистов - Э. Бутру (президент конгресса), А. Бергсона, Л. Кутюра, Э. Леруа и др., был приурочен к Всемирной выставке. Работа конгресса проходила по 4 секциям - логики и истории науки (преобладали доклады позитивистского направления), общей философии и метафизики, этики, истории философии [доклады П. Таннери (Франция) " Принципы естествознания у Аристотеля", Ж. Льона (Франция) " Инструктивная логика в эпикурейской школе", А. Делакруа (Франция)" Д. Юм и критич. философия" и др.]. От России в работе конгресса участвовали логик Н. А. Васильев (вице-президент конгресса), В. Н. Ивановский, Б. Н. Чичерин. На 2-м конгрессе (1904, Женева, Швейцария) наряду с перечисленными секциями работала секция истории науки. На 3-м конгрессе (1908, Гейдельберг, Германия, президент конгресса - В. Виндельбанд) доминировали неокантианское и отчасти неогегельянское направления (Б. Кроче, Италия, и др.); обсуждалась проблема синтеза абс. идеализма с прагматизмом [доклады Дж. Ройса (США), Ф. К. С. Шиллера (Великобритания), Г. Куваки (Япония)]. Из России на конгрессе присутствовали А. В. Васильев, Н. А. Васильев, П. Э. Лейкфельд. На 3-м конгрессе была выработана семисекционная структура (секции истории философии, общей философии, психологии, логики и теории познания, этики, эстетики, философии религии), характерная и для следующих пяти Ф. к. (4-й состоялся в 1911, в Болонье, Италия; 5-й - в 1924, в Неаполе, Италия; 6-й - в 1926, в Кембридже, США; 7-й - в 1930, в Оксфорде, Великобритания; 8-й - в 1934, в Праге, Чехословакия). Значит. событием был 9-й Ф. к. (1937, Париж) - т. н. Декартовский конгресс, посвящённый 300-летию выхода соч. Р. Декарта " Рассуждение о методе" и " Геометрия". Специальная секция конгресса обсуждала осн. идеи картезианской философии; работали подсекции истории картезианских идей, влияния картезианства, методологич. и математич. аспектов учения Декарта и др. Были рассмотрены проблемы соотношения идей Декарта с философией франц. материалистов 18 в. (доклад X. Влесхаувера, Нидерланды), Г.Галилея(доклад А.Койре, Франция); обсуждался вопрос о влиянии Декарта на развитие философии и науки в Англии (А. Р. Андерсон), Германии (Э. Бергман), Венгрии (Й. Халаши-Надь), Чехословакии (И. Тирди), Японии (Г. Куваки). В докладах И. Бенеша (Венгрия), С. Браун, К. Левита (Германия), Ж. Маритена (Франция) с идеалистич. позиций были рассмотрены проблемы онтологии и гносеологии Декарта. На секции логики и философии математики 9-го Ф. к. обсуждались антиномии и парадоксы логики и теории множеств, логико-математич. анализ проблемы бесконечного (доклады X. Перельмана, Ж. Тюммера и А. Френкеля) и проблемы формальной структуры математич. объектов. Специальные секции были посвящены филос. вопросам физики и биологии; обсуждались принципы детерминизма и неопределённости (Л. де Бройль, П. Феврие, Франция, А. Теста, Италия, Э. Юинг, Великобритания). На секции филос. вопросов биологии дискуссия развернулась вокруг выдвинутого Л. Берталанфи " ор-ганицистского подхода" к биологич. закономерностям; работала также секция анализа рефлексии и трансцендентности, на к-рой доминировали неото-мисты, и секция " ценности - нормы и действительность".

После перерыва, связанного со 2-й мировой войной 1939-45, была сделана попытка собрать 10-й Ф. к. в 1946 в Риме; однако этот конгресс не был достаточно представителен и обычно не включается в общую нумерацию Ф. к. (как и междунар. конгресс по философии в Барселоне, 1949). Поэтому 10-м считается Ф. к., состоявшийся в 1948 в Амстердаме (Нидерланды); начиная с него Ф. к. организуются Междунар. федерацией филос. об-в под эгидой ЮНЕСКО. Тема 10-го Ф. к.-" Человек, человечество и гуманность". На 17 секциях (в т. ч. и новых - философии права, философии языка, философии истории) было заслушано более 400 докладов, в проблематике к-рых важную роль играла антифашистская тема. 11-й конгресс (1952, Брюссель, Бельгия) прошёл под знаком господства феноменологич. школы (доклады А. Бейера, Л. Ландгребе, ФРГ, А. Сильва-Таруки, Австрия) и неопозитивизма (А. Айер, К. Поппер, Великобритания). На конгрессе было принято решение проводить Ф. к. регулярно раз в 5 лет.

Крупнейшей вехой в истории Ф. к. явился 12-й конгресс (сент. 1958, Венеция и Падуя, Италия, более 1300 делегатов), на к-ром впервые присутствовали делегация СССР (в составе 28 чел.), а также представители Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии. В докладах сов. делегации, вызвавших большой интерес со стороны участников конгресса, было дано марксистское освещение темы 12-го Ф. к.- " Человек и природах Две другие ведущие проблемы - " Свобода и ценности" и " Логика, язык и общение"; в дискуссиях вокруг этих проблем сов. делегация последовательно отстаивала принципы марксистско-ленинской философии, выступала против идеалистич. истолкования достижений совр. науки и попыток " опровержения" диалектич. материализма. С материали-стич. позиций выступал также ряд философов Италии, США, Франции. Среди представителей бурж. философии численно преобладали неотомисты и логич. позитивисты. На 13-м Ф. к. (1963, Мехико, Мексика, ок. 1500 участников) также присутствовали делегации СССР (18 чел.) и др. социалистич. стран, сделавшие в общей сложности более 70 докладов и сообщений, в к-рых был изложен марксистский подход к гл. темам конгресса (" Проблема человека" и " Критика нашей эпохи"). В докладах представителей СССР, Кубы (X. А. Портуондо) и ряда др. стран рассматривались идеологич. вопросы нац.-освободит. борьбы против империализма и неоколониализма. Отпор со стороны делегатов из социалистич. и развивающихся стран получила выдвинутая в докладах Ф. Ларройо (Мексика) и Р. Савады (Япония) идея " мирового правительства". Полемика между представителями материалистич. идеалистич. воззрений развернулась на заседаниях конгресса, посвящённых филос. вопросам естествознания, оценке философии Э. Гуссерля (симпозиум), общей семантике, соотношению европ. и вост. филос. традиций. Важное значение для развития взаимопонимания между философами СССР и США имела встреча делегаций этих стран, организованная под председательством Дж. Сомервилла (США) и посвящённая теме " Философия и проблемы мира на земле". На 14-м Ф. к. (1968, Вена, Австрия, ок. 3000 делегатов, в т. ч. 150 из социалистич. стран) члены сов. делегации (41 чел.), принимавшие активное участие почти во всех пленарных и секционных заседаниях, дали марксистский анализ осн. тем конгресса (" Дух, мир и история", " Свобода: ответственность и решение", " Язык: семантика и герменевтика", " Философия и идеология", " Философия и наука"). На конгрессе рассматривались осн. проблемы современности: вопросы обществ. -политич., нац.-освободит. и идеологич. борьбы, социальные последствия научно-технич. революции, ответственность и роль учёного, кризис бурж. культуры, характер и значение гуманизма в совр. эпоху. Конгресс показал рост всемирного влияния идей марксистско-ленинской философии. По случаю 150-летия со дня рождения К. Маркса в рамках конгресса был проведён коллоквиум " Карл Маркс и философия современности"; как дополнение к нему по инициативе сов. и амер. марксистов был организован коллоквиум " Природа человека и проблема мира". 15-й Ф. к. состоялся в сент. 1973 (Варна, НРБ, ок. 3500 участников). В порядке подготовки к конгрессу в СССР, Болгарии и др. социалистич. странах был проведён ряд конференций (в частности, Всесоюзная теоретич. конференция " Человек и научно-технич. прогресс", март 1973), были опубликованы доклады и др. материалы, в т. ч. совместный сов.-болг. труд " Ленинская теория отражения и современная наука" (т. 1-3, София, 1973). Одной из наиболее многочисленных была делегация СССР (270 чел.); значительно шире, чем на предыдущих конгрессах, были представлены философы развивающихся стран Азии и Африки. Тема Конгресса " Наука, техника, человек" была глубоко рассмотрена в докладах философов-марксистов в свете диалектич. материализма и марксистской методологии науки. На конгрессе развернулись острые дискуссии между представителями марксистской и бурж. философии, затрагивающие практически все актуальные вопросы совр. философии и обществ. развития.

Кроме общих Ф. к., регулярно проводился и проводится ряд др. между нар. конгрессов по отд. областям и направлениям философии: Междунар. конгрессы по логике, методологии и философии науки (проводятся с 1960; 5-й состоялся в 1975), Междунар. конгрессы по эстетике (проводятся с 1913; 7-й состоялся в 1972), Междунар. гегелевские конгрессы (проводятся с 1956; 11-й состоялся в 1976), Междунар. лейбницевские конгрессы (проводятся с 1966; 2-й состоялся в 1972).

Лит.: Копнин П. В., XII Международный философский конгресс. Заметки участника, " Философские науки", 1959, Mi> 1; Юлина Н. С., Михаленко Ю. П., Садовский В. Н., Некоторые проблемы современной философии. Критический обзор материалов XII Международного философского конгресса. Венеция, 1958, М., 1960; Скирдо М. П., Борьба идей на XV Всемирном философском конгрессе, М., 1974. Б. А. Старостин.

" ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ", науч. журнал, орган Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР, выходит в Москве в серии " Научные доклады высшей школы", с 1958- 4 раза, с 1962 - 6 раз в год. Гл. редакторы: с 1958 - М. Т. Иовчук, с 1971 - В. С. Готт. Публикует статьи по диалектич. и историч. материализму, истории философии, этике, эстетике, атеизму, логике, методоло-П1ч. вопросам естеств. и обществ. наук, филос. проблемам культуры и комму-нистич. воспитания, критике совр. бурж. философии и социологии. Имеются отделы " В помощь преподавателям марксистско-ленинской философии", " Научная жизнь", " Критика и библиография". В журнале сотрудничают как сов., так и зарубежные авторы. Тираж (1975) ок. 10 тыс. экз.

ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ. Первые формы филос. организаций - филос. школы в Др. Греции (Ликей, Академия платоновская) и филос. ф-ты ср.-век. ун-тов. В эпоху Возрождения из различных кружков гуманистов формировались академии (напр., Флорентийская платоновская академия). В новое и новейшее время наряду с нац. академиями, в к-рых были отделения философии, в ходе междунар. связей учёных возникли различные филос. школы, а также появились спец. Ф. о. и о.

В России существовало Филос. об-во при Петербургском ун-те.

Международные организации: Междунар. совет по философии и гуманитарным исследованиям (Париж); Междунар. ин-т философии (Париж); Междунар. гегелевское об-во (Зальцбург, Австрия); Междунар. объединение по истории и философии (Лондон); Междунар центр междисциплинарных исследований (Париж); Междунар. ассоциация философии, искусств и наук (Болонья, Италия).

Австралия: Филос. ассоциация; Академия гуманитарных наук, секция философии. Австрия: Отделение философии и истории АН Австрии; Ака-демич. об-во философии, психологии и психотерапии; Об-во этич. культуры. Аргентина: Нац. академия права и социальных наук. Бельгия: Бельг. филос. об-во; Филос. об-во в Лувене; Бельг. об-во логики и философии науки; Ин-т философии при католич. ун-те в Лувене; Об-во П. Тейяра де Шардена. Бразилия: Филос. об-во; Неопифагорейский ин-т. Великобритания: Брит. академия, секция философии; Брит. об-во эстетики; Филос. об-во; Королевский ин-т философии; Веруламский ин-т; Брит, об-во философии науки. Дания: Королевская академия наук и лит-ры, отделение философии и истории. Индия: Ин-т философии; Ин-т йоги. Испания: Королевская академия моральных и политич. наук. Италия: Отделение филос. наук при Нац. академии; Итал. филос. об-во; Ин-т филос. исследований при ун-те в Риме; Центр изучения логики и науки. Канада: Филос. ассоциация; Королевское об-во с отделением гуманитарных и социальных наук (франц. и англ.). Мексика: Ин-т филос. исследований при Нац. независимом ун-те (Мехико). Нидерланды: Отделение истории и философии Королевской академии наук и искусств; Филос. об-во. США: Амер. филос. ассоциация; Амер. католич. филос. ассоциация; Центр по философии науки; Ин-т общей семантики; Ин-т филос. исследований; Ин-т философии науки; Амер. об-во по эстетике; Ассоциация символич. логики; Об-во Ч. Пирса; Ассоциация философии науки; Об-во по изучению философии диалектич. материализма; Амер. филос. об-во. ФРГ: Отделение философии и социальных наук Академии наук и литературы; Филос. об-во Германии; Кантовское об-во; Шопенгауэровское об-во; Об-во по изучению истории идей; Об-во Лейбница. Франция: Академия моральных и политич. наук, секция философии; Франц. об-во философии; Центр гуманитарных наук при Нац. центре научных исследований; Центр марксистских исследований. Швейцария: Философское об-во; Об-во гуманитарных наук.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал