Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и структура философии. 5 страница
В ср. века философия изучалась в школах различных монастырей, церковных капитулов, аббатств; филос. обучение было связано с собиранием и перепиской рукописей древних философов и переводческой деятельностью. Для развития Ф. о. важное значение имели высшие филос. школы на араб. Востоке (первая осн. в 832 в Багдаде). В эпоху " Каролингского возрождения" (8-9 вв.) философия преподавалась в монастырских школах - Реймсской, Утрехтской, Шартрской, Парижской. В 12-14 вв. монастырские школы преобразуются в ун-ты (в Болонье, Париже, Неаполе, Падуе, Оксфорде, Кембридже, Праге). Среди ун-тов Европы в 13-14 вв. ведущее место занимал Парижский ун-т, ставший центром изучения богословия и философии (ф-т свободных искусств). Для всего Ф. о. средневековья характерно, что "...церковная догма явилась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). При этом Ф. о. испытывало большое влияние различных церк. орденов, руководивших ун-тами. В раннем средневековье Ф. о. в ун-тах почти целиком ограничивалось интерпретацией текстов отцов церкви; в позднем средневековье оно носило преимущественно характер диспутов относительно правильности истолкования аристотелизма. На филос. ф-тах ср.-век. ун-тов была разработана система присвоения учёных степеней (бакалавр, лиценциат и магистр, или доктор). В эпоху Возрождения Ф. о. развивалось вне традиц. центров культурной жизни (ун-тов и монастырей); все значит. философы Возрождения порывают с университетскими корпорациями, рассматривая филос. знание (прежде всего этическое и эстетическое) как личное достояние мыслителя, обретаемое собств. исканием. Отказ от авторитарных форм Ф. о., связанных с церк. организациями, обусловил создание новых форм Ф. о.- кружков гуманистов и академий. В новое время развитие этих форм Ф. о. привело к созданию нац. академий. В эпоху Великой франц. революции были осуществлены реформы университетского образования, оказавшие влияние на развитие Ф. о. (провозглашение принципа свободы науч. исследования, преподавания и учёбы, чтение лекций на родном языке, разде-ление филос. ф-тов на различные отделения). Наряду с преподаванием философии в ун-тах получила развитие такая форма Ф. о. вне уч. заведений, как филос. школы (среди к-рых следует отметить картезианскую, вольфианскую, гегельянскую школы). Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. сложилось понимание Ф. о. как общего духовного процесса формирования и саморазвития личности (И. Кант, И. Г. Фихте, Г.Гегель). Эта трактовка целей Ф. о. как целостного образования, синтезирующего все отд. отрасли науч. знания, нашла своё отражение в лекциях Ф. В. Шеллинга о философии как системе наук и методе академических знаний и в статье Гегеля " О преподавании философии в университетах" (1816), где предлагалась перестройка Ф. о. как универсального образования. Ф. о. в России первоначально существовало в рамках богословского образования. Одним из первых его центров была Славяно-греко-латинская академия (осн. в 1687), в к-рой читались курсы философии. В нач. 19 в. преподавание философии было введено в гимназиях; филос. ф-ты существовали в ун-тах Москвы, Петербурга, Казани и Харькова. Если вначале Ф. о. велось по Аристотелю и его комментаторам, то со 2-й пол. 18 в. преподавание философии основывалось на учебниках различных популяризаторов лейбницевско-вольфианской философии (Ф. Баумейстера и др.). Офиц. идеология " самодержавия, православия и народности", лежавшая в сер. 19 в. в основе политики царского пр-ва по отношению к ун-там, нашла своё отражение в словах министра нар. просвещения П. А. Ширинского-Шихматова: " польза от философии не доказана, а вред от нее возможен"; в 1850 по его распоряжению философия была исключена из университетских курсов, ещё раньше - из гимназий. Введение в 1863 нового университетского устава, благотворно сказавшегося на системе высшего образования, восстановило преподавание философии в ун-тах. Однако к кон. 19 - нач. 20 вв. в России не было специального Ф. о. (в 1914 ни в одном из 10 ун-тов не существовало филос. ф-та); преподавание философии велось на кафедрах философии в ряде ун-тов, а также в духовных академиях Москвы, Петербурга, Киева и Казани. Ф. о. и его основные центры в СССР. После победы Великой Окт. социалистич. революции началось создание системы Ф. о., основанной на принципах марксистско-ленинской философии. Создание в 1918 Социалистич. академии обществ. наук, преобразованной в 1924 в Академию коммунистическую, оказало большое влияние на Ф. о. в СССР, на подготовку преподавательских и науч. кадров по философии. В 1921 был создан Ин-т красной профессуры (ИКП), готовивший кадры философов-марксистов. В 1931 был организован Моск. ин-т истории, философии и литературы (МИФЛИ), в 1941 слившийся с соответствующими ф-тами МГУ (в т. ч. с филос. ф-том МГУ). В 1931-37 действовал Ленингр. ин-т истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ). Специалисты с Ф. о. готовятся на филос. ф-тах в Московском, Ленинградском, Киевском, Казахском, Тбилисском, Ростовском, Уральском ун-тах и филос. отделениях в ряде ун-тов. В 1975 по специальности " философия" в ун-тах обучалось 4370 студентов, на филос. ф-ты в 1975 было принято 820 студентов и выпущено 705 специалистов с Ф. о. Уч. планы по специальности " философия" предусматривают изучение курсов диа-лектич. и история. материализма, истории зарубежной философии, истории философии народов СССР, истории марксистско-ленинской философии, совр. бурж. философии и социологии, логики, эстетики, этики, истории религии и атеизма, истории древнего мира, истории ср. веков, новой и новейшей истории. Значит. место уделяется изучению социально-экономич. дисциплин (науч. коммунизму, политич. экономии капитализма и социализма, истории КПСС), а также иностр. языков. Так как осн. задачей Ф. о. является подготовка преподавателей философии и обществоведения, в уч. планах имеется цикл пед. дисциплин - педагогика, психология, а также цикл естеств.-науч. дисциплин (в зависимости от специализации студентов - основы совр. математики, общая и теоретич. физика, основы биологии и др.). Срок обучения на филос. ф-тах 5 лет; оно заканчивается сдачей гос. экзаменов и защитой дипломной работы по выбранной теме. Около 20% учебного времени в ун-тах занимает специализация студентов, осуществляемая на соответствующих кафедрах. Науч. и науч.-пед. кадры философов готовятся в системе аспирантуры вузов, научно-исследовательских учреждений АН СССР, респ. академий, Академии обществ. наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Курс марксистско-ленинской философии читается во всех вузах СССР. В 1976 в вузах работало 13745 преподавателей философии, из них 531 доктор, и 6554 кандидата филос. наук. Для повышения квалификации преподавателей философии созданы специализир. ин-ты повышения квалификации. Основные центры Ф. о. в других социалистических странах. Болгария: филос. ф-т в ун-те Софии. Венгрия: филос. ф-т в ун-те Аттилы Йожефа. ГДР: кафедры философии и марксизма-ленинизма в ун-тах Берлина, Грейфс-вальда, Галле, Дрездена, Йены, Лейпцига, Ростока. Польша: филос. ф-ты в ун-тах Кракова, Лодзи, Познани, Вроцлава, католич. ун-т в Люблине, като-лич. академия в Варшаве. Румыния: филос. ф-ты в ун-тах Бухареста, Ясс. Чехословакия: филос. ф-ты в ун-тах Братиславы, Брно, Праги. Югославия: филос. ф-т в ун-те Белграда. Основные центры Ф. о. в капиталистических странах. Австрия: филос. ф-ты в ун-тах Граца, Инсбрука, Зальцбурга, Вены. Аргентина: ф-ты философии и лит-ры в ун-тах Буэнос-Айреса, Кордовы, в католич. ун-тах Кордовы, Куйо. Бельгия: ф-ты философии и лит-ры в ун-тах Антверпена, Гента, Льежа, в Свободном ун-те Брюсселя, в католич. ун-те Лувена. Бразилия: ф-ты философии и гуманитарных наук в ун-тах Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, в католич. ун-тах Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри, Сан-Паулу. Великобритания: филос. ф-т в Кембридже. Греция: филос. ф-т в ун-те Салоник. Индия: филос. ф-т в ун-те Калькутты. Испания: ф-ты философии и лит-ры в ун-тах Барселоны, Валенсии, Вальядолида, Гранады, Мадрида, Саламанки, в католич. ун-тах Мадрида, Саламанки. Италия: ф-ты философии и лит-ры в ун-тах Бари, Болоньи, Генуи, Катании, Флоренции, Мессины, Милана, Неаполя, Падуи, Палермо, Перуджи, Пизы, Рима, Турина, в католич. ун-тах Милана, Урбино. Канада: ф-ты философии в ун-тах Квебека, Монреаля, Оттавы. Колумбия: ф-т философии и лит-ры в католич. ун-те Фомы Аквин-ского (Богота). Мексика: ф-ты философии и лит-ры в ун-тах Гвадалахары, Гуанахуато, Ин-т филос. исследований при Нац. независимом ун-те в Мехико. Нидерланды: филос. ф-т в ун-те Роттердама, межфакультетский центр по философии в ун-те Лейдена. Норвегия: филос. ф-ты в ун-тах Осло, Тромсё. США: филос. ф-т при Колумбийском ун-те (Нью-Йорк), кафедры философии в Калифорнийском ун-те (Лос-Анджелес), в ун-тах Беркли, Индианы, в Иллинойсском, Мичиганском, Миссурийском, Пенсильванском, Толидском ун-тах. Финляндия: филос. ф-т в ун-те Хельсинки. Франция: филос. ф-ты в ун-те Лиона и в католич. ун-тах Парижа, Лиона, Тулузы, кафедры философии в ун-тах Дижона, Гренобля, Нанси, Лилля. ФРГ: филос. ф-ты в ун-тах Ахена, Аугсбурга, Билефельда, Бонна, Браун-швейга, Кёльна, Констанца, Майнца, Мангейма, Вюрцбурга, Дюссельдорфа, Гёттингена, Гейдельберга, Киля, Мюнхена, Мюнстера, Регенсбурга, Саарбрюккена, Фрейбурга, Эрлангена. Швеция: филос. ф-ты и отделения в ун-тах Гё-теборга, Карльстада, Лунда, Стокгольма, Упсалы. Швейцария: филос. ф-ты в ун-тах Базеля, Берна, Цюриха. А. П. Огурцов. ФИЛОСОФСКОЕ ОбБЩЕСТВО СССР (ФО СССР), добровольная научно-об-ществ. орг-ция, объединяющая научные коллективы и отд. учёных, работающих в области философии. Осн. в 1971. Работает под руководством Президиума АН СССР. Об-во призвано содействовать деятельности учёных в области философии, научного коммунизма, методологич. проблем совр. науки, широкому привлечению сов. философов к пропаганде марксизма-ленинизма, осуществлению контактов с зарубежными филос. об-вами и орг-циями Высший орган об-ва - съезд, проводимый 1 раз в 5 лет, избирающий Правление, созываемое не реже 1 раза в год. Правление избирает Президиум. ФО СССР имеет республиканские, межобластные, областные (краевые) отделения и первичные орг-ции. При Президиуме ФО СССР работают научные секции. ФИЛОСТРАТЫ (ед. ч. Philostratos), имя четырёх др.-греч. писателей 2-3 вв. н. э., представителей " второй софистики" (см. в ст. Софисты). Из сохранившихся произв. Ф. I принадлежит диалог " Нерон"; Флавию Ф. Старшему (Ф. II) - " Жизнь Аполлония Тианского", " Жизнеописания софистов", " Картины", диалог " О героях", сб. фиктивных любовных писем; Ф. Лемносскому (Ф. III) - наставление об эпистолярном стиле, и Ф. Младшему (Ф. IV) - сб. " Картины". И з д.: Philostratorum et Callistrati opera. Rec. A. Westermann, P., 1878; в рус. пер.- Филострат (Старший и Младший). Картины, пер. С. П. Кондратьева, М., 1936; Памятники поздней античной поэзии и прозы II -V в., М., 1964, с. 233-50; Памятники поздней античной научно-художественной литературы II -V в., М., 1964, с. 168-77; Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II-V в., М., 1964, с. 143 - 52. ФИЛОФЕЙ (гг. рожд. и смерти неизв.- ум. в Пскове), русский писатель и публицист 1-й пол. 16 в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к вел. кн. Василию III, царю Ивану IV, дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину - руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Рус. гос-ву и др. В своих произв. Ф. защищал принципы иосифлян. В посланиях Ф. нашла наиболее последовательное изложение теория " Москва - третий Рим", утверждавшая идею преемственности ведущей роли Москвы, Росс. гос-ва в православном христианском мире после утраты её Константинополем. Ф. был сторонником присоединения Пскова к Москве. ФИЛОФЕЙ (до пострижения в монахи - Лещинский) [1650, Украина, - 31.5(11.6).1727, Тюмень], русский церк. деятель, распространитель православия среди коренных жителей Сибири. В 1702 отправился в Тобольск в сане митрополита Сибирского. Хотя, управляя митрополией в 1702-09 и 1717-20, Ф. насаждал православие крутыми мерами, деятельность его носила просветительский характер. В 1704 Ф. снарядил миссию в Монголию, в 1705 - на Камчатку. Открыл неск. духовных школ, где представители малых народов Сибири обучались вместе с русскими. ФИЛОФОНИЯ (от греч. phileo - люблю и phone - звук), целенаправленное систематич. собирательство звукозаписей (муз., лит., документальных и др., как правило, на граммофонных пластинках), имеющих художеств., ист. или науч. ценность, одна из массовых отраслей коллекционирования. Особое распространение получила с кон. 40-х - нач. 50-х гг. 20 в., когда начался массовый выпуск долгоиграющих грампластинок. В нач. 60-х гг. организована Междунар. федерация любителей звукозаписи, объединяющая нац. общества и клубы филофонистов. В СССР с кон. 60-х гг. создаются секции и клубы филофонистов в Москве, Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Риге, Горьком, Казани и др. городах (при уч. заведениях, культурно-просветит. и н.-и. учреждениях, на предприятиях и т. д.). Осн. направление Ф.- коллекционирование записей произведений классич., нар., эстрадной музыки. Среди известных сов. филофонистов академики П. С. Александров, А. Н. Тихонов, Б. М. Понтекорво, Г. Н. Флёров, Б. Н. Гнеденко, старейшие коллекционеры Н. Е. Пешков, Ю. Б. Перепёлкин, А. Л. Бельков, Г. Е. Шилов, Б. Д. Владимирский, Ю. А. Салтанов и др. Лит.: Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука, М., 1964; Салтанов Ю. А., Филофония, М., 1970; Любителям грампластинки, в. 1 - 2, [сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1971 - 72]. ФИЛС, разменная монета Ирака, равная 1/1000 динара. В обращении находятся монеты в 100, 50, 25, 10, 5 и 1 Ф. ФИЛУМЕНИЯ (от греч. phileo - люблю и лат. lumen - свет, светильник), отрасль коллекционирования, предметом которой являются этикетки от спичечных коробков, а также т. н. бланковые этикетки и тематич. наборы их, выпускаемые специально для филуменистов. Возникла вскоре после появления спичек в сер. 19 в.; носит, как правило, тематич. характер - в соответствии с изображениями на этикетках; не имеет строго систематич. основы, т. к. эти изображения, как правило, создаются вне спец. планов (инициатива и решения местных гос. и хоз. органов в социалистич. странах; частная форма производства этой продукции в капиталистических государствах). ФИЛЫ (греч., ед. ч. phyle), в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. были средоточием политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя, они делились на фратрии. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу, объединявшему в одном лице религ., суд. и воен. власть. В процессе формирования рабовладельч. гос-в родовые Ф. заменялисьтерриториальными. В Аттике по реформе Клисфена (510-509 до н. э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 территориальных, каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из трёх областей Аттики (гористой, прибрежной и внутр.). Территориальные Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устройства. ФИЛЬЕРА (франц. filiere, от fil - волокно, нить, проволока), 1) рабочий орган волочильных станов - волока с одним волочильным глазком. Обычно выполняется из высокопрочных сталей и твёрдых сплавов. Ф. для получения тонкой и тончайшей проволоки изготовляют из алмазных кристаллов, кристаллов сапфира или искусств. алмазов, отверстия в к-рых (диаметром от 2 до 0, 006 мм) образуют лазерным лучом. 2) Деталь машины для формирования хим. волокон-колпачок или пластина с отверстиями. Изготовляются обычно из адгезионно- и корро-зионностойких сплавов (напр., никелевых) и нержавеющих сталей. ФИЛЬМ (от англ. film - плёнка), совокупность фотографии, изображений (кадров), последовательно расположенных на плёнке, связанных единым сюжетом и предназнач. для воспроизведения на экране; кинопроизведение. В совр. кинематографии различают след. осн. разновидности Ф.: художественные (игровые); телефильмы; мультипликационные (см. Мультипликационное кино); хроникально-документальные (см. Документальное кино); научные (см. Научно-исследовательское кино, Научно-популярное кино, Научно-производственное кино); учебные (см. Учебное кино); любительские (см. Кинолюбительство). Ф. подразделяются также по жанрово-тематич. признакам (ист., комедийный, приключенческий и т.д.); по способам киносъёмки и проекции - немой, звуковой, чёрно-белый, цветной, широкоэкранный (см. Широкоэкранное кино), широкоформатный (см. Широкоформатное кино), панорамный (см. Панорамное кино), стереоскопический, полиэкранный (см. Полиэкранное кино) и др.; по длительности демонстрации (полнометражный, короткометражный и т. д.). К Ф. спец. назначения относятся микрофильмы (см. Микрофильмирование), тест-фильмы, рекламные Ф., сувенирные Ф. и др. Большинство Ф. создаётся на специализированных киностудиях коллективами творч. работников и технич. специалистов, использующих в процессе постановки Ф. разнообразные средства кинотехники, съёмки в павильонах киносъёмочных, на натурных площадках и т. д. (см. Фильмопроизводство). Ф. для науч., технич. и уч. целей нередко подготавливаются в кинолабораториях н.-и. ин-тов и уч. заведений; любительские Ф. обычно снимаются любительскими киностудиями при клубах, уч. заведениях, предприятиях, а также отд. кинолюбителями. Е.А.Иофис. ФИЛЬМОКОПИЯ, позитивное изображение на" киноплёнке, полученное печатью с негатива фильма, контратипа (см. Контратипирование) или обращённого позитива либо перенесением на киноплёнку информации о записанных изображении и звуке с магнитной ленты; предназначается для показа в кинотеатрах и клубах, по телевидению и т. п. Ф. изготовляют на киноплёнке шир. 70, 35, 16 и 8 мм. В случае, когда фильм предназначен для аудитории, говорящей на языке, отличающемся от языка оригинала фильма, Ф. имеет дублированную на соответствующий язык фонограмму или субтитры (надписи в кадре изображения). Обычно Ф. состоит из неск. рулонов (частей фильма), начинающихся и заканчивающихся ракордами, к-рые имеют спец. отметки или металлич. наклейки; последние позволяют осуществлять пуск и остановку кинопроекционных аппаратов (замыканием или размыканием соответствующих электрич. цепей) при непрерывной демонстрации фильма. Часто Ф. состоит из увелич. рулонов, содержащих неск. частей, а иногда и весь фильм. Ф. покрывают защитными покрытиями, увеличивающими её износостойкость. Качество Ф. нормируется по резкости и плотности изображения, цвету и др. характеристикам, определяющим условия восприятия фильма при его просмотре. Выпуск Ф. осуществляется на кинокопировальных фабриках тиражом, часто превышающим 1000 экз. (см. Кинопромышленность). В период проката качество Ф. подвергают периодич. контролю (с использованием т. н. фильмопроверочных столов) и при необходимости проводят её реставрацию. Особыми разновидностями Ф. являются Ф., изготовленные на магнитной ленте (видеокассета) и на пластмассовой пластинке (видеодиск). См. также Кассетное кино. ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВО, производство фильмов и телефильмов; осн. отрасль кинематографии. Ф. осуществляется на киностудиях - предприятиях, специализированных по видам выпускаемых фильмов (художеств., хроникально-документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные). В зависимости от используемых кинематогра-фич. систем и технич. средств кинофильмы бывают чёрно-белые, цветные, широкоэкранные, широкоформатные, стереоскопич., полиэкранные и др. Отличит. особенности Ф.: тесная взаимосвязь в процессе произ-ва искусства и техники; значит. трудоёмкость произ-ва и относительно высокая стоимость фильмов; участие в создании фильма большого коллектива творч. работников и технич. специалистов; применение в процессе Ф. сложной техники и дорогостоящих материалов; зависимость процесса киносъёмок от метеорологич. условий (при натурных съёмках); необходимость привлечения актёров из различных театров, использования при съёмках воинских подразделений, трансп. средств, музейных экспонатов и т. п. Наиболее сложны (по технологии Ф.) игровые (художественные) фильмы, процесс создания к-рых складывается из след. осн. этапов: подготовка литературного сценария, раскрывающего содержание, идейно-художеств. основу фильма; разработка режиссёрского сценария, в к-ром лит. сценарий разбивается на кадры будущего фильма с подробным описанием способов их съёмки; подготовит. период, включающий разработку эскизов костюмов, макетов декораций, реквизита и т. п., подбор актёров и комплектование съёмочной группы, составление детального плана и сметы расходов на производство фильма; съёмочный период, в течение к-рого осуществляются все виды киносъёмок на натурных площадках и в павильонах киносъёмочных; монтажно-тонировочный период, включающий монтаж отснятых кадров фильма, озвучивание, перезапись звука (см. Звукозапись, Фонограмма), изготовление фильмокопий и сдачу готового фильма. Ф. возникло в первые годы после изобретения кинематографа. В нач. 20 в. во Франции, России, Великобритании, США, Германии были организованы предприятия для выпуска фильмов - кинофабрики; первоначально они размещались в малоприспособленных для съёмок помещениях и пользовались примитивными оборудованием, аппаратурой и декорациями. В постановке кинофильмов довлели театральные традиции. Однако всё увеличивающийся выпуск фильмов способствовал накоплению определённого опыта в орг-ции и технологии Ф. Большое влияние на орг-цию Ф. оказало развитие кинотехники и появление новых технич. средств. В своём развитии произ-во фильмов всё больше отходило от использования театрального опыта и совершенствовало свои специфич. методы работы (см. Киноискусство), характерной чертой к-рых стало сочетание худо-жественно-творч. и технич. процессов. Ф. сыграло важную роль в развитии кинематографии и телевидения во всех странах мира. Особое значение оно приобрело в развивающихся странах Азии, Африки и Южной Америки, где увеличение выпуска фильмов оказало большое влияние на развитие нац. культур. В практике совр. Ф. киностудии сформировались как предприятия с замкнутым технологическим циклом, на к-рых выполняется весь комплекс работ - от подготовки лит. сценария до выпуска готовой для показа фильмокопии. Постановка кино-или телефильма на киностудии осуществляется её осн. производств. звеном - съёмочной группой - коллективом творч. работников и технич. специалистов, на к-рый возлагается ответственность за идейно-художеств. и технич. качество фильма, за сроки и стоимость его произ-ва. Эта форма орг-ции Ф. позволяет в процессе создания фильмов наиболее рационально использовать ху-дожественно-творч. персонал и мате-риально-технич. базу киностудий. Подобная организац. структура Ф. существует в СССР, Болгарии, ГДР, Румынии, Чехословакии. В капиталистич. странах эта форма в основном принята в США, Великобритании, с нек-рыми изменениями - в Италии, ФРГ, Японии, Индии, Аргентине, Мексике и в ряде др. стран. Принципиально иной формой орг-ции Ф. является система продуцентских кинофирм, в к-рых худо-жественно-творч. процессы отделены от производственно-технич. базы. Проду-центская фирма формирует съёмочную группу вне киностудии, разрабатывает киносценарий и проводит все подготовит. работы, связанные с постановкой фильма, включая приглашение на договорных условиях актёров и др. участников съёмок, приобретение необходимых материалов, изготовление (или получение напрокат) костюмов и реквизита. После завершения подготовит. работ заключается договор с киностудией на аренду павильонов, постройку декораций и технич. обслуживание. Съёмочная группа, создаваемая на период постановки фильма, пользуется на киностудии средствами её технич. базы. В капиталистич. странах продуцентские фирмы, как пра вило, занимаются и реализацией своей продукции, находясь в сложных взаимоотношениях с кинопрокатными фирмами и банками. При такой системе киностудии, как правило, не имеют развитой технич. базы: обработка киноплёнки, звукозапись, комбинированные съёмки выполняются специализиров. фирмами по заказам продуцентских фирм. Аппаратура для съёмки фильмов обычно берётся на прокат в фирмах, где она изготовляется. Киностудия, располагая в основном съёмочными павильонами, содержит минимально необходимый штат специалистов; постановщики декораций, осветители и др. рабочие набираются по мере надобности, только на период постройки декораций и съёмок. Система продуцентских кинофирм получила распространение во Франции, частично в Италии, ФРГ и в ряде др. стран. Известная гибкость этой организац. формы, нек-рые экономич. преимущества, независимость творч. процесса от произ-ва привлекают к ней внимание кинематографистов мн. стран мира. Отделение художественно-творч. процесса от производственно-технич. базы практикуется и в Ф. соц. стран (напр., в Польше и Венгрии), где киностудии предоставляют услуги, связанные с произ-вом фильмов, самостоятельно существующим творч. объединениям. В 1950-х гг. в США, Франции, Японии и др. капиталистич. странах получила распространение форма орг-ции Ф., связанная с деятельностью независимых продюсеров - крупных кинорежиссёров, актёров, сценаристов, осуществляющих постановки кинофильмов на собств. средства. Независимые продюсеры разрабатывают сценарии, комплектуют съёмочные группы, проводят подготовит. работы к произ-ву и только после этого обращаются к услугам киностудий, с к-рыми заключают соответств. договоры. Законченные произ-вом фильмы они продают кинопрокатным орг-циям или телевиз. компаниям. В ряде случаев независимые продюсеры создают собств. фирмы (напр., " Юнайтед артистс" и " Мириш" в США) или осуществляют свои постановки совместно с киностудиями или телевиз. компаниями. Большое распространение в совр. Ф. получили совместные постановки кинофильмов (или, как принято их наз., " копродукции"), реализуемые обычно несколькими продуцент-скими фирмами или киностудиями разных стран. Совместные постановки фильмов позволяют объединить финансовые ресурсы, пригласить для съёмки известных актёров и режиссёров, наиболее рационально использовать технич. базу киностудий и подобрать необходимую натуру. Съёмочные группы для таких постановок комплектуются по договорённости из представителей стран, участвующих в создании фильма. Советские киностудии осуществляют совместные постановки фильмов с киностудиями всех со-циалистич. и мн. капиталистич. стран. Примеры совместных постановок фильмов: " Герои Шипки" (с Болгарией), " Ярослав Домбровский" (с Польшей), " Хождение за три моря" (с Индией), " Нормандия-Неман" (с Францией), " Красная палатка" (с Италией), " Синяя птица" (с США). В СССР киностудии художеств. фильмов созданы во всех союзных республиках; наиболее крупные из них по объёму Ф.- Мосфильм, Ленфильм, киностудии имени Горького, имени Довженко, Беларусьфильм. Существуют также киностудии хроникально-документальных, научно-популярных и мультипликац. фильмов. В отд. союзных республиках созданы объединённые киностудии, выпускающие художеств. и хроникально-документальные фильмы. Практикуется также объединение в одной киностудии произ-ва хроникально-документальных и научно-популярных фильмов. Значит. увеличение объёма произ-ва художеств. фильмов на наиболее крупных киностудиях обусловило необходимость децентрализации руководства художественно-творч. процессом. Для этой цели на киностудиях СССР были созданы творч. объединения, возглавившие руководство съёмочными группами и, что особенно важно, - подготовку сценариев. Впервые творч. объединения были организованы на киностудии Мосфильм в 1959. По аналогии с художеств. кинематографией творч. объединения были созданы на крупных киностудиях, выпускающих хроникально-документальные и научно-популярные фильмы. При наличии в составе киностудии ряда творч. объединений принцип замкнутого технологич. цикла не нарушается; студия продолжает оставаться единым организмом. Необходимость улучшения качества кинофильмов, сокращения сроков и стоимости их произ-ва на основе использования совр. технич. средств требуют поиска новых форм орг-ции Ф. В постановлении ЦК КПСС " О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии" (1972) намечена широкая программа дальнейшего развития кинодела, совершенствования орг-ции Ф. и укрепления мате-риально-технич. базы кино. В последние годы в СССР ведутся работы по науч. орг-ции Ф. с использованием опыта нек-рых отраслей нар. х-ва. При этом гл. внимание уделяется повышению идейно-художеств. и технич. уровня выпускаемых фильмов, улучшению планирования и орг-ции Ф., материальному стимулированию творч. и технич. работников в зависимости от качества фильмов и результатов показа их в киносети.
|