Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 31 страница. Фотограмметрические приборы,приборы, позволяющие определять размеры, форму и положение объектов по фотоснимкам (с воздуха






ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ, приборы, позволяющие определять размеры, форму и положение объектов по фотоснимкам (с воздуха, космическим, наземным). Широкое применение Ф. п. получили для создания топографических карт, при геологич., лесоустроит., дорожных и др. инженерных изысканиях. Разделяются на приборы для обработки одиночных снимков (монокулярные) и приборы для обработки пары снимков (стереофотограммет-рические приборы).

К первой группе относятся измерит. лупы для дешифрирования, компараторы для измерения координат точек на снимке, фототрансформаторы для получения горизонтального изображения местности с целью составления фотоплана, одиночные проекторы для переноса объектов со снимка на планшет, увеличители и фоторедукторы для приведения изображения к заданному масштабу. Вторую группу составляют приборы для измерения и маркировки снимков и приборы для определения координат точек, построения и измерения по снимкам модели объекта - универсальные стерео-фотограмметрич. приборы.

К Ф. п. измерит. назначения относятся стереометры для определения высот объектов и нанесения горизонталей, стереокомпараторы для измерения координат точек на снимках, широко используемые в фототриангуляции. Ф. п. универсального назначения: оптические приборы - двойной проектор, мультиплекс, топофлекс и др.; механические - стереограф, стереопроектор, стереоавтограф, топокарт, автограф и др.; оптико-механические- фотостерео-граф и др. Особую группу универсальных Ф. п. составляют наиболее точные аналитич. приборы, состоящие из стереокомпаратора, ЭЦВМ и координатографа и позволяющие измерять снимки с точностью 2-3 мкм. С помощью этих приборов изготовляют профили, карты и фотокарты, а также создают цифровые модели местности.

Лит. см. при ст. Фотограмметрия.

А. Н. Лобанов.

ФОТОГРАММЕТРИЯ (от фото..., греч. gramma - запись, изображение и ...метрия), научно-техническая дисциплина, занимающаяся определением размеров, формы и положения объектов по их изображениям на фотоснимках. Последние получают как непосредственно кадровыми, щелевыми и панорамными фотоаппаратами, так и при помощи радиолокационных, телевизионных, инфракрасных-тепловых и лазерных систем (см. Аэрометоды). Наибольшее применение, особенно в аэрофотосъёмке, имеют снимки, получаемые кадровыми фотоаппаратами. В теории Ф. такие снимки считаются центральной проекцией объекта. Уклонения от центральной проекции, вызванные дисторсией объектива, деформацией фотоматериала и др. источниками ошибок, учитываются по данным калибровки аэрофотоаппарата и снимков. В Ф. используются одиночные снимки и стереоскопические их пары. Эти стереопары позволяют получить стереомодель объекта. Раздел Ф., изучающий объекты по стереопарам, называется стереофотограмметрией.

Положение снимка в момент фотографирования определяют три элемента внутреннего ориентирования - фокусное расстояние фотокамеры f, координаты х0, у0 главной точки о (рис. 1) и шесть элементов внешнего ориентирования - координаты центра проекции S- XS, YS, ZS, продольный и поперечный углы наклона снимка а и w и угол поворота x. Между координатами точки объекта и её изображения на снимке существует связь:

[ris] (1)

где X, Y, Z и XS, YS, ZS - координаты точек М и S в системе OXYZ; X', Y', Z' - координаты точки т в системе SXYZ, параллельной OXYZ, вычисляемые по плоским координатам х и у:

[ris]

- направляющие косинусы.

Формулы связи между координатами точки М объекта (рис. 2) и координатами

её изображений m1 и m2 на стереопаре P1 - Р2 имеют вид:

[ris]

ВX, BY и ВZ - проекции базиса В на оси координат. Если элементы внешнего ориентирования стереопары известны, то координаты точки объекта можно определить по формуле (4) (метод прямой засечки). По одиночному снимку положение точки объекта можно найти в частном случае, когда объект плоский, напр. равнинная местность (Z = const). Координаты х к у точек снимков измеряются на монокомпараторе или стереокомпараторе. Элементы внутреннего ориентирования известны из результатов калибровки фотоаппарата, а элементы внешнего ориентирования можно определить при фотографировании объекта или в процессе фототриангуляции. Если элементы внешнего ориентирования снимков неизвестны, то координаты точки объекта находят с использованием опорных точек (метод обратной засечки). Опорная точка - опознанная на снимке контурная точка объекта, координаты к-рой получены в результате геодезических измерений или из фототриангуляции. Применяя обратную засечку, сначала определяют элементы взаимного ориентирования снимков P1 - Р2 (рис. 3) - a'1, x'1, a' 2, w'2, x'2 в системе S1X'Y'Z', ось X к-рой совпадает с базисом, а ось Z лежит в главной базисной плоскости S1o1S2 снимка P1. Затем вычисляют координаты точек модели в той же системе. Наконец, используя опорные точки, переходят от координат точек модели к координатам точек объекта.

Элементы взаимного ориентирования позволяют установить снимки в то положение относительно друг друга, к-рое они занимали при фотографировании объекта. В этом случае каждая пара соответственных лучей, напр. S1m1 и S2m2, пересекается и образует точку (m) модели. Совокупность лучей, принадлежащих снимку, называется связкой, а центр проекции - S1 или S2- вершиной связки. Масштаб модели остаётся неизвестным, т. к. расстояние S1S2 между вершинами связок выбирается произвольно. Соответственные точки стереопары m1 и m2 находятся в одной плоскости, проходящей через базис S1S2. Поэтому

[ris]

Полагая, что приближённые значения элементов взаимного ориентирования известны, можно представить уравнение (6) в линейном виде:

[ris]

жённым значениям неизвестных, а,......, е - частные производные от функции (6) по переменным a'1,... x'2, l - значение функции (6), вычисленное по приближённым значениям неизвестных. Для определения элементов взаимного ориентирования измеряют координаты не менее пяти точек стереопары, а затем составляют уравнения (7) и решают их способом последовательных приближений. Координаты точек модели вычисляют по формулам (4), выбрав произвольно длину базиса В и полагая

XS1 = YS1 = ZS1 = D, B X = D, BY= BZ=O.

При этом пространственные координаты точек m1 и m2 находят по формулам (2), а направляющие косинусы - по формулам (3): для снимка P1 по элементам a'1, w'1 = 0, x'1, а для снимка Р2 по элементам а'2, w'2, x'2.

По координатам X', Y', Z' точки модели определяют координаты точки объекта:

[ris]

где t - знаменатель масштаба модели. Направляющие косинусы получают по формулам (3), подставляя вместо углов а, со и и продольный угол наклона мо-

дели 1, поперечный угол наклона модели n и угол поворота модели 6.

Для определения семи элементов внешнего ориентирования модели - XS1, YS1, ZS1, g, n, O, t - составляют уравнения (8) для трёх или более опорных точек и решают их. Координаты опорных точек находят геодезическими способами или методом фототриангуляции. Совокупность точек объекта, координаты к-рых известны, образует цифровую модель объекта, служащую для составления карты и решения различных инженерных задач, напр. для изыскания оптимальной трассы дороги. Кроме аналитических методов обработки снимков, применяются аналоговые, основанные на использовании фотограмметрических приборов - фототрансформатора, стереографа, стереопроектора и др.

Щелевые и панорамные фотоснимки, а также снимки, полученные с применением радиолокационных, телевизионных, инфракрасных-тепловых и других съёмочных систем, существенно расширяют возможности Ф., особенно при космических исследованиях. Но они не имеют единого центра проекции, и элементы внешнего ориентирования их непрерывно изменяются в процессе построения изображения, что осложняет использование таких снимков для измерительных целей.

Основные достоинства фотограмметрических методов работ: большая производительность, т. к. измеряются не объекты, а их изображения; высокая точность благодаря применению точных аппаратов и инструментов для получения и измерения снимков, а также строгих способов обработки результатов измерений; возможность изучения как неподвижных, так и движущихся объектов; полная объективность результатов измерений; измерения выполняются дистанционным методом, что имеет особое значение в условиях, когда объекты недоступны (летящий самолёт или снаряд) или когда пребывание в зоне объекта небезопасно для человека (действующий вулкан, ядерный взрыв). Ф. широко применяется для создания карт Земли, других планет и Луны, измерения геологических элементов залегания пород и документации горных выработок, изучения движения ледников и динамики таяния снежного покрова, определения лесотаксационных характеристик, исследования эрозии почв и наблюдения за изменениями растительного покрова, изучения морских волнений и течений и выполнения подводных съёмок, изысканий, проектирования, возведения и эксплуатации инженерных сооружений, наблюдения за состоянием архитектурных ансамблей, зданий и памятников, определения в военном деле координат огневых позиций и целей и др.

Лит.: Бобир Н. Я., Лобанов А. Н., Федорук Г. Д., Фотограмметрия, М., 1974; Дробышев Ф. В., Основы аэрофотосъемки и фотограмметрии, 3 изд., М., 1973; Коншин М. Д., Аэрофотограмметрия, М., 1967; Лобанов А. Н., Аэрофототопография, М., 1971; его же, Фототопография, 3 изд., М., 1968; ДейнекоВ. Ф., Аэрофотогеодезия, М., 1968; Соколова Н. А., Технология крупномасштабных аэротопографических съемок, М., 1973; Русинов

М. М., Инженерная фотограмметрия, М., А966; Rugеr W., Buchholtz A., Photogrammetrie, 3 Aufl., В., 1973; Manual of photogrammetry, v. 1 - 2, Menasha, 1966; Bonneval H., Photogrammetrie generale, t. 1 - 4, P., 1972; Piasесki М. В., Foto-grametria, 3 wyd., Warsz., 1973.

А. Н. Лобанов.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ АСТРОМЕТРИЯ, раздел астрометрии, посвящённый методам решения астрономич. задач с помощью фотографий звёздного неба. К числу задач, решаемых Ф. а., относятся: измерение небесных координат звёзд, планет, искусственных небесных тел и др.; определение собственных движений небесных объектов; измерение тригонометрич. параллаксов звёзд; изучение движений компонентов двойных звёзд и др.

Методы Ф. а. основаны на определении эмпирич. зависимости между прямоугольными координатами нек-рой группы звёзд (т. н. опорных звёзд), измеренными с помощью координатно-из-мерительной машины на астронегативе, и экваториальными небесными координатами этих же звезд, заимствованными из звёздного каталога. Эта зависимость позволяет по измеренным на фотоснимке прямоугольным координатам любого др. небесного объекта (звезды, планеты и т. д.) определить его экваториальные координаты. При вычислениях координат небесных светил, наз. астрометрич. редукцией, принимают во внимание собственные движения опорных звёзд, вносят исправления искажений, обусловленных рефракцией света в атмосфере, годичной и суточной аберрацией света, аберрациями оптических систем и др. При астрометрич. редукции широко применяется Тёрнера метод.

Первые работы по Ф. а. относятся к 1857, когда Дж. Бонд выполнил многократное фотографирование двойной звезды Мицар и измерил на фотографии позиционный угол компонентов. В 90-х гг. 19 в. методы Ф. а. получили большое распространение. Новый раздел Ф. а. возник с началом фотографич. наблюдений искусственных спутников Земли (ИСЗ) в нач. 60-х гг. Одной из осн. особенностей редукции фотографий прохождений спутников по звёздному небу (спутникограмм) является необходимость вычисления точных моментов формирования изображений быстро движущегося спутника на фотоснимке (с точностью до 0, 1-1 мсек). При наблюдениях слабых спутников, не оставляющих заметного следа на фотоэмульсии, фотопластинку (фотоплёнку) перемещают в фокальной плоскости объектива фотокамеры вслед за движущимся изображением спутника, что позволяет увеличить эффективную экспозицию спутника. Необходимость учёта таких перемещений фотопластинки относительно опорных звёзд также является особенностью редукции спутникограмм.

Осн. инструментом, применяемым в Ф. а., служит астрограф. Для наблюдений ИСЗ, метеоров и нек-рых др. небесных светил применяются широкоугольные светосильные астрографы, в частности спутниковые фотокамеры.

Лит.: Дейч А. Н., Фотографическая астрометрия, в кн.: Курс астрофизики и звёздной астрономии, 3 изд., т. 1, М., 1973.

Н. П. Егтылёв.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ, запись электрич. сигналов, несущих информацию о звуке и (или) изображении, осуществляемая с помощью фотографич. методов. В системах Ф. з. носителем записи (НЗ) служит фото- или киноплёнка, фотопластинка либо к.-л. другой фотографический материал, а запись производится световым или электронным пучком (см. также Запись и воспроизведение информации). В процессе записи либо НЗ перемещается относительно неподвижного пучка, либо записывающий пучок перемещается относительно неподвижного НЗ. При записи изменяют в соответствии с записываемым сигналом интенсивность или форму падающего на НЗ пучка (см. Модуляция света). В результате последующей фотографич. обработки НЗ (проявления фотографического, фиксирования фотографического и пр.) получают сигналограмму, на к-рой записанный сигнал закодирован в форме соответствующего изменения оптической плотности или коэфф. отражения различных участков НЗ. Различают Ф. з. некогерентным светом (с использованием светового луча, не обладающего пространственной когерентностью), электронно-фотографическую запись (с использованием электронного луча) и Ф. з. когерентным светом (с использованием светового луча лазера). Ф. з. некогерентным светом - наиболее распространённый вид Ф. з. Её используют для звукозаписи (напр., в звуковом кино), а также для записи телевиз. изображений с экрана приёмной телевиз. трубки (кинескопа), осуществляемой в телевиз. студиях с целью консервации (хранения) телевиз. программ. В практике фотографич. звукозаписи некогерентным светом преим. используют системы с модуляцией длины записываемого на НЗ штриха электромеханич. модулятором света с подвижным зеркальцем (управляемым магнитоэлектрич. устройством) с применением внеш. источника света постоянной интенсивности. В таких системах Ф. з. (см. рис.) на НЗ (напр., киноплёнке) создаётся (при помощи микрообъектива) изображение оптическое диафрагмы с узким прямоугольным вырезом. В свою очередь, в плоскости этой диафрагмы формируется (при помощи изображающей линзы, зеркальца и конденсоров) оптич. изображение диафрагмы с М-образным вырезом, освещаемой т. н. записывающей лампой. При колебаниях зеркальца в соответствии с законом изменения записываемого сигнала изображение М-образного выреза колеблется относительно узкой щели, в результате чего происходит изменение ширины незасвеченных участков на НЗ. Полученная (после проявления плёнки) фонограмма паз. двухсторонней фотографической фонограммой переменной ширины.

Воспроизведение записанной информации с фотографич. сигналограммы осуществляется при прохождении через неё воспроизводящего светового пучка. В процессе воспроизведения си-гналограмма движется относительно воспроизводящего пучка со скоростью, равной скорости движения НЗ относительно записывающего пучка при записи. Прошедший через сигналограмму (или отражённый от неё) свет поступает в фотоэлектрический преобразователь (напр., на фотоэлемент), в к-ром закодированный на сигналограмме сигнал превращается в электрич. сигнал (см., напр.. рис. 2, б, т. 9, стр. 438).

Эдектронно-фотографич. запись и Ф. з. когерентным светом позволяют осуществить более качественную (по сравнению с Ф. з. некогерентным светом) запись высокочастотных колебаний и повысить плотность записи; это обусловливает целесообразность (и перспективность) использования таких видов Ф. з. для записи изображений.

Лит.: Бургов В. А., Основы записи и воспроизведения звука, М,, 1954; Джакония В. Е., Запись телевизионных изображений, Л., 1972. В. А. Бургов.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ЗВЁЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА, см. Звёздная величина.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ЗВУКОЗАПИСЬ, система записи звуковой информации с использованием киноплёнки в качестве носителя записи. Подробнее см. в ст. Звукозапись, Фотографическая запись.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ТРУБА, см. Зенитная труба фотографическая.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА, проекция прямолинейного участка характеристической кривой фотографич. материала на ось логарифмов экспозиций. Ф. ш. показывает то предельное отношение яркостей на объекте съёмки, к-рое данный фотоматериал ещё способен передать без нелинейных искажений. См. ст. Сенситометрия (там же см. рис. 1 и лит.).

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ЭМУЛЬСИЯ, традиционное название суспензий светочувствительных микрокристаллов гало-генидов серебра (" зёрен"), равномерно распределённых в желатине или др. защитном коллоиде (производные целлюлозы, альбумин, поливиниловый спирт и др.). Ф. э. называют также сухой светочувствительный слой, представляющий собой плёнку сухого геля желатины с содержащимися в ней микрокристаллами галогенида серебра, к-рые находятся в Ф. э. в виде кристаллов правильной кубич. или кубооктаэдрич. формы с размерами 0, 01-0, 02 мкм (особомелкозер-нистая ядерная фотографическая эмульсия), 0, 2-0, 3 мкм (высокочувствительные Ф. э) и более 0, 5 мкм (рентгенографич. эмульсии). С увеличением размера микрокристаллов светочувствительность Ф. э. возрастает, однако увеличивается также зернистость. Для придания Ф. э. необходимых свойств в них вводят дубители (ацетат хрома, хромокалиевые квасцы и др., см. Дубление фотографическое), пластификаторы (глицерин, этиленгликоль), спектральные сенсибилизирующие красители (обычно поли-метиновые; см. также Сенсибилизация оптическая), стабилизаторы (производные триазаиндолицина и др.), антиокислители (пирокатехин), антисептики (фенол, хлоркрезол), антивуалирующие вещества (бромид калия и др.) и поверхностно-активные вещества. Применение указанных добавочных веществ позволяет получать Ф. э. для изготовления большого ассортимента фотографических материалов, различающихся по общей и спектральной чувствительности, градационным и структурометрическим характеристикам (см. Структурометрия фотографическая).

Произ-во Ф. э. заключается в приготовлении суспензии галогенида серебра в среде защитного коллоида с последующим физ. (первым) и хим. (вторым) созреванием. Галогенид серебра образуется при взаимодействии галогенидов щелочных металлов или аммония с нитратом серебра (при аммиачном способе из аммиаката серебра) в водном растворе желатины. На стадии физ. созревания протекает кристаллизационный процесс возникновения микрокристаллов галогенида серебра различного размера. Одновременно из-за различия в растворимости мелких и крупных микрокристаллов происходит постепенное исчезновение мелких с одновременным увеличением размера крупных до заданной величины. На стадии хим. созревания происходят адсорбция активных микропримесей желатины на поверхности сформировавшихся микрокристаллов галогенида серебра и образование комплексных соединений между ними и ионами серебра. Возникшие неустойчивые комплексы распадаются, что ведёт к нарушениям структуры кристаллич. решётки. Места нарушений образуют центры светочувствительности, к-рые и определяют основные фотографич. свойства Ф. э. (Под действием света центры светочувствительности переходят в центры проявления, составляющие скрытое фотографическое изображение.) После хим. созревания в эмульсию вводят добавочные вещества и подготовляют её для полива на соответствующую подложку. См. также ст. Фотография, раздел Изготовление светочувствительных материалов на основе AgHal.

Лит.: Килинский И. М., Леви С. М., Технология производства кинофотопленок, Л., 1973; Чибисов К. В., Химия фотографических эмульсий, М., 1975; Миз К., Джеймс Т., Теория фотографического процесса, пер. с англ.. Л., 1973.

В. С. Челъцов.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, светочувствительные материалы, применяемые в фотографии и кинематографии для получения фотографич. изображений, реактивы для их химич. обработки и вспомогательные материалы.

Светочувствительные материалы состоят из укреплённого на подложке тонкого эмульсионного слоя (см. Фотографическая эмульсия) или из бесподложечных слоев для регистрации заряженных частиц высоких энергий (см. Ядерная фотографическая эмульсия). По химич. составу эти материалы делятся на серебро-содержащие, в к-рых в качестве светочувствительного компонента используются различные галогениды серебра и их смеси (гл. обр. AgBr), и бессеребряные, в к-рых используются соединения железа, хрома (см. Пигментная бумага), диазосоединения (см. Диазотипия) и др. Бессеребряные материалы отличаются очень низкой светочувствительностью и применяются лишь для получения позитивов, гл. обр. в светокопировальном процессе (см. Светокопировальная бумага, Фотокопирование). По виду подложки, на к-рой укреплён эмульсионный светочувствительный слой, различают бумагу фотографическую (глянцевая, матовая и др. сорта бумаги), пластинки фотографические (силикатное или ор-ганич. стекло) и плёнки кино- и фотографические (триацетат целлюлозы или различные синтетич. полимерные плёнки).

Фотореактивы применяются для превращения скрытого фотографического изображения в видимое или для улучшения качества последнего. Для этой цели используют проявители фотографические (см. также Проявляющие вещества), фиксажи, иногда наз. закрепителями (см. Фиксирование фотографическое), и дубящие вещества (см. Дубление фотографическое). Улучшить качество изображения удаётся при обработке светочувствительных Ф. м. ослабителями (см. Ослабление фотографическое) или усилителями (см. Усиление фотографическое). Применение нек-рых неорганич. к-т и их солей даёт возможность придать позитивам нужную однотонную окраску (см. Окрашивание фотографических изображений). В нек-рых операциях, напр. усилении и тонировании чёрно-белых изображений, используют отбеливающие вещества (см. Отбеливание фотографическое).

К вспомогательным Ф. м. относятся: специальная свето- и влагозащитная бумага для упаковки светочувствительных Ф. м.; клеи для склеивания киноплёнки и для наклеивания фотобумаги на различные материалы; покровные лаки для защиты позитивов на керамике и металле от вредного влияния атмосферы. Л.Я. Крауш.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ, общее название явлений, нарушающих однозначную связь между экспозицией Н, к-рую испытал фотографический материал, и оптической плотностью D почернения фотографического, полученного после проявления этого материала. Известно неск. десятков Ф. э. Теоретически и практически наиболее важны следующие Ф. э.

1) Соляризация (см. также ст. Сенситометрия и рис. 1 там же), наблюдаемая при больших значениях Н, и т. н. 2-е обращение, т. е. переход к возрастанию D с ростом Н при значениях Н ещё более высоких, чем нужно для соляризации. Оба Ф. э. на практике встречаются лишь при очень больших передержках, но иногда сознательно используются для получения нек-рых художеств. эффектов.

2) Невзаимозаместимость (см. Невзаимозаместимости явление). Этот Ф. э. оказывает сильное влияние на результаты съёмки очень слабо светящихся (напр., звёзд) или очень сильно светящихся (напр., взрывов) объектов.

3) Эффект прерывистого освещения, т. е. зависимость всех параметров характеристической кривой, в т. ч. и значения D при данной величине Н, от того, сообщается ли экспозиция путём непрерывного освещения или разбивается на п частных экспозиций H1, Н2,..., Нn (n > =2), разделённых темновы-ми паузами (при соблюдении условия H1 + H2 +... n = Н = const); эффект проявляется как зависимость D не только от разбивки единой экспозиции на ряд частных, но и от способа такой разбивки (числа дробных экспозиций, их длительностей, частоты следования друг за другом). Этот Ф. э. сказывается на практике при съёмке периодич. процессов (напр., искрового разряда), при ослаблении светового потока вращающимся диском с прорезями и т. д.

4) Эффект двойных экспозиций - получение при двойном экспонировании светом (при разных уровнях освещённости) или излучениями разной природы такого значения D, к-рое больше суммы D1 + D2 почернений от каждого экспонирования по отдельности. Если 1-е экспонирование само по себе не создаёт почернения (D1= 0) и его действие лишь повышает чувствительность к последующему экспонированию, этот Ф. э. наз. гиперсенсибилизацией с помощью предварительного экспонирования, а если почернения не создаёт само по себе 2-е экспонирование (D2= 0), лишь усиливая действие 1-го экспонирования, такой Ф. э. наз. латенсификацией с помощью последующего экспонирования. Эти Ф. э. используют при съёмке слабосветящихся объектов.

5) Температурные эффекты - зависимость D при данном значении Н от темп-ры во время экспонирования, а также различный характер этой зависимости при разных уровнях освещённости Е - монотонное возрастание D с убыванием темп-ры при низких Е и с ростом темп-ры при высоких Е и сложное немонотонное изменение D с темп-рой в области умеренных Е, типичных в большинстве случаев практической съёмки. Эти Ф. э. могут существенно влиять на результаты съёмки, хотя не всегда принимаются во внимание.

6) Эффект Гершеля - частичное или полное разрушение скрытого фотографического изображения последующим экспонированием красным или ещё более длинноволновым излучением; является важным способом исследования скрытого изображения и механизма его образования.

7) Регрессия скрытого изображения - постепенное его разрушение, обычно непреднамеренное (тепловое, химическое или то и другое одновременно под действием окружающей среды) за время между экспонированием и проявлением; в результате регрессии проявление приводит к пониженным значениям D, не соответствующим фактич. величине Н. Этот Ф. э. влияет на результаты съёмки, если проявление откладывается надолго, напр. в экспедициях (особенно в жарком и влажном климате).

8) Эффект Сабатье - полное или частичное обращение изображения (уменьшение D с увеличением Н при всех или только при малых значениях Н) путём равномерного экспонирования проявленного неотфиксированного фотоматериала и последующего дополнит. проявления. Этот Ф. э. (также используемый в целях художеств. выразительности) представляет собой эффективное средство выделения на снимке т. н. эквиденсит - зон равного значения D (см. Эквиденситометрия).

Лит. см. при ст. Фотография.

А. Л. Картужанский.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ, фотоаппарат, фотокамера, оптико-механич. устройство для получения оптич. изображений фотографируемых объектов на светочувствит. слое фотоплёнки, фотопластинки или др. фотоматериала. По своему назначению Ф. а. подразделяются на любительские, проф. и специальные. Любительские и проф. Ф. а. используются для съёмок групп людей, портретной и пейзажной съёмки, фотоохоты, съёмки спортивных соревнований и т. п. Спец. Ф. а. предназначены для фототехнич. работ, аэрофотосъёмки, микросъёмки и др. спец. видов съёмки. По размерам получаемых изображений (формату кадров) Ф. а. подразделяются на миниатюрные (13 X 17 мм), полуформатные (18 X 24 мм), малоформатные (28 X 28 и 24 X 36 мм), среднеформатные (от 45 X 60 до 60 X 90 мм) и крупноформатные (90 X 120 мм и более).

В состав Ф. а. обычно входят след. осн. части (механизмы и узлы) (см. рис.):

светонепроницаемая камера; съёмочный объектив с механизмом для его фокусировки (наводки на резкость; о характеристиках и типах объективов Ф. а. см. ст. Объектив, раздел Фотографические объективы); видоискатель; фотографический затвор; кассета фотографическая и механизм перемотки фотоплёнки.

Светонепроницаемая камера является корпусом-основой, внутри к-рого и на к-ром смонтированы все составные части Ф. а.

Съёмочный объектив образует действительные изображения оптические объектов съёмки в плоскости светочувствит. слоя фотоматериала. Присоединяется к корпусу 6. ч. с помощью резьбы, иногда используется штыковое (байонетное) соединение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал