Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика экономики. Ф.- одна из гл. держав в системе мирового капиталистич
Ф.- одна из гл. держав в системе мирового капиталистич. х-ва. По структуре х-ва Ф.- высокоразвитая индустриальная страна. В валовом внутр. продукте доля пром-сти (1974) составила 35, 8%, стр-ва 9, 6%, с. х-ва 5, 3%, торговли 16, 9%, транспорта 4, 9% и др. отраслей сферы услуг 27, 5%. Пром. изделия дают ок. 3/4 стоимости франц. экспорта. Ф.-крупный экспортёр с.-х. продукции. Важное значение для экономики страны имеют внеш. торговля и финанс. деятельность; вывоз и ввоз капитала, иностр. туризм. Она занимает 4-е место среди развитых капиталистич. гос-в по объёмам пром. произ-ва (6, 4% в 1976), одно из первых мест по размерам с.-х. продукции и стоимости внешнеторг. оборота (ок. 7% оборота внеш. торговли капиталистич. стран), вывозу капитала, размерам золотого резерва. Нац. доход на душу населения составляет 2670 долл. (1973) (по сов. расчётам). Для экономики типичны высокая степень концентрации произ-ва и капитала наряду с широким распространением в нек-рых секторах х-ва (с. х-во, торговля, лёгкая пром-сть) мелкого и ср. произ-ва. Решающие позиции в х-ве находятся у неск. десятков финанс. и пром. групп, многие из к-рых тесно связаны с иностр. капиталом. В 1974 10 крупнейших банков (наибольшее значение из них имеют группы " Банк де Пари э де Пеи-Ба", " Сюэз", Ротшильдов и др.) сосредоточили ок. 70% банковских активов и почти 80% всех вкладов. Осн. отрасли пром-сти контролируются немногочисл. концернами и трестами. Напр., компании " Сасилор" и " Юзинор" дают 65% выплавки стали; про-из-во алюминия сосредоточено у " Пешине-Южин-Кюльман"; фирма " Томсон -Брандт" выпускает более 2/3 холодильников и стиральных машин, а монополия " Рон-Пуленк" - св. 80% синтетич. волокон. Внефт. пром-сти выделяются " Ком-пани франсез депетроль" и группа ЭЛФ. Иностр. монополии приобрели значит, позиции во Ф. сравнительно недавно, в 1960-х гг. Рост иностр. инвестиций связан гл. обр. с созданием большого числа филиалов иностр. компаний или организацией смешанных фирм, преим. в пром-сти. Сумма чистых иностр. капиталовложений (за вычетом дезинвестиций), осуществлённых во Ф. в послевоен. период (до 1968), составила 41, 2 млрд. фр. (7, 5 млрд. долл.). По размерам иностр. инвестиций на 1-м месте США, на 2-м ФРГ, затем страны Бенилюкса и Швейцария. По данным переписи 1968, фирмы с участием иностр. капитала производили 8% продукции, владели 8, 5% акц. капитала во всех франц. компаниях и 10, 5% их активов; из 47 отраслей экономики, охваченных переписью, в 7 отраслях зарубежные фирмы владели св. 30% акц. капитала, в 3 - св. 20% и в 2 -более 15%. По официальным данным, в 1972 на предприятия, находящиеся под иностр. контролем, приходилось 5% используемой рабочей силы, 12% коммерч. оборота и 11% капиталовложений всех предприятий на франц. терр. К числу отраслей, особенно зависимых от иностр. капитала, относятся (по его доле в акц. капитале) переработка нефти, общее машиностроение, приборостроение, электронная, резиновая, автомоб., молочная, жировая пром-сть. Значит, развитие получил гос.-монопо-листич. капитализм. Гос-ву принадлежит ок. 1/3нац. экономики Ф. Доля гос-ва в валовом нац. продукте и в производств, капиталовложениях - св. 20%, на гос. и смешанных предприятиях создаётся ок. 25% пром. продукции (1975). Национализированы: угольная, газовая, атомная пром-сть, большинство электростанций, часть машиностроительных (в т. ч. осн. авиац. з-ды СНИАС-Аэроспась-яль и автомоб. з-ды " Рено"), хим. и воен. предприятий, франц. эмиссионный банк и крупнейшие депозитные банки. Гос-во -собственник почт и телеграфа, таб. и спичечных ф-к, большей части ж.-д. транспорта, каналов, н.-и. учреждений. Имеется много смешанных предприятий, где представлен и гос., и частный капитал. Среди них " Компани франсез де петроль", авиа-трансп. компания " Эр Франс". Вмешательство гос-ва в экономич. жизнь страны проявляется и в программировании экономич. и социального развития, однако эти программы имеют для частного сектора лишь рекомендат. характер. Эффективность гос. программирования ограничена; финанс. олигархия и монополии используют гос. аппарат в своих целях. Гос-во стимулирует слияние компаний в целях создания монополий " междунар. масштаба", способных бороться за внеш. рынки. По размерам заграничных капиталовложений (19 млрд. долл. на 1970) Ф. занимает 4-е место после США, Великобритании и ФРГ. Экспорт капитала возобновился в послевоен. период, с нач. 1950-х гг. Большую роль играют гос. капиталовложения в б. колонии, велики франц. капиталовложения в промыш-ленно развитые страны ЕЭС, Испанию, Швейцарию. В 1960-70 объём пром. произ-ва увеличился на 79%, с.-х. произ-ва - на 23%; с нач. 1970-х гг. темпы роста пром. произ-ва стали падать. Экономич. кризис 1975 имел всеобщий характер, за год объём пром. произ-ва сократился на 8%, число банкротств достигло 14, 9 тыс. За 1970-75 воен. расходы почти удвоились, прибыли франц. монополий увеличились на 83%, тогда как реальная заработная плата мн. групп рабочих и служащих осталась неизменной или даже сократилась вследствие интенсивной инфляции. За 6 лет цены на продукты питания, одежду и пр. выросли более чем на 60%. Возросли квартплата и плата за услуги. Тяжелы условия труда. Женщины за равный труд получают зарплату на 1/4-1/3 меньшую, чем мужчины. По офиц. данным, среднегодовое число полностью безработных в 1976 составило 933 тыс. чел., в нач. 1977 в стране было 1, 1 млн. безработных и 0, 6 млн. полубезработных. С 1976 в экономике Ф. наблюдается оживление, однако проблемы безработицы, инфляции, дефицита торгового и платёжного балансов и многие другие не решены. Промышленность. Несмотря на высокие темпы развития после 2-й мировой войны, значит, обновление осн. капитала в пром-сти и развитие новейших отраслей, большое значение сохраняют отрасли лёгкой и пищ. пром-сти (о структуре пром-сти см. табл. 3), уступающие, однако, по мн. показателям в силу большей раздробленности производства и сохранения устаревшего оборудования отраслям тяжёлой промышленности. (Карту см. на вклейке к стр. 25.) Таб л. 4. - Концентрация промышленного производства (предприятия с числом занятых более 5), 1971, %
Св. 40% пром. предприятий имеет до 100 занятых (в США, Великобритании, ФРГ - 20-26%; 1970). О концентрации пром. произ-ва см. табл. 4. Добывающая промышленность и энергетика. Обеспеченность Ф. топливно-энергетич. ресурсами недостаточна. Ок. 3/4 потребляемого в стране топлива импортируется. Угольная пром-сть вследствие широкого использования др. видов энергоресурсов (нефти, газа, атомной энергии) и конкуренции более дешёвого импортного угля в 1970-х гг. переживает упадок (по сравнению с 1960 в 1976 добыча упала в 2, 4 раза). Гл. р-ны добычи угля - Лотарингский (св. 9 млн. т), Северный (департаменты Нор и Па-де-Кале; центры: гг. Валансь-енн, Дуэ, Денен и др.; добыча ок. 7 млн. т). Центр - Юг (св. 3 млн. т). Небольшая добыча нефти (гл. обр. в р-не г. Парантис). Почти вся потребляемая в стране нефть ввозится (импорт 122 млн. т в 1976, гл. обр. из стран Бл. Востока); общая мощность 24 нефтепере-раб. з-дов 176 млн. т в год (1976). Крупнейшие нефтеперераб. з-ды размещены около Марселя и в устье Сены (выше Гавра). Гос. компания ЭРАП и " Ком-пани франсез де петроль" контролируют св. 4/2 переработки нефти и продажи нефтепродуктов, остальная часть контролируется амер. и англо-голл. нефт. компаниями. Часть сырой нефти по Южно-европ. трубопроводу (Марсель - Лион - Страсбур-Карлсруэ) направляется в ФРГ, часть нефтепродуктов - в страны Африки и Зап. Европы. Добыча природного газа сосредоточена в р-не месторождения Лак; свыше 4/2 потребляемого газа импортируется из Алжира, Нидерландов, СССР. О структуре производства и потребления энергии см. табл. 5. Произ-во электроэнергии в 1974 (в %): ТЭС - 69, 1 (в т. ч. АЭС - 8, 3), ГЭС -30, 9. ТЭС работают на кам. угле, газе и мазуте и находятся гл. обр. в уг. басе., крупных городах (Париж), мор. портах. Крупнейшие ГЭС (по 300-500 тыс. кет) - на р. Рона и её альп. притоках. Табл. 3. - Структура промышленности
1. Газоперерабатывающий завод в Лаке. 2. Металлургический завод в Дюнкерке. 3. Автомобильный завод Берлье в Лионе. 4. Железорудный бассейн Брие в Лотарингии. 5. АЭС Шинон на берегу р. Луара. 6. Авиационный завод в Тулузе. 7. Гавр. Общий видпорта. 8. Судоверфь в Сен-Назере. Табл. 5. - Структура потребления основных видов первичной энергии, %
Много ГЭС в Центр. Франц. массиве, Пиренеях и на Рейне. В Бретани в устье р. Ране работает электростанция (240 тыс. кет), использующая энергию мор. приливов. Имеются 10 АЭС (общей мощностью в 3, 1 млн. кет в 1975), крупнейшие из них (по 450-540 тыс. кет) - Ле-Бюже, Сен-Лоран-1 и Сен-Лоран-2, Ши-нон-3. Атомная пром-сть имеет собств. сырьевую базу (в 1973 получено 1, 88 тыс. т урановых концентратов 238U; 1-вместосреди стран Зап. Европы). Осн. центры добычи: Ла-Крузий, Форез, Лашо в Центр. Франц, массиве, Л'Экарпьер в Вандее. Поблизости производится обогащение руды. Металлич. уран получают в г. Ле-Буше (под Парижем) и на др. з-дах. Важные центры атомной пром-сти - гг. Пьер-лат (произ-во обогащённого урана) и Маркуль (произ-во плутония). Развита сеть электропередач, её гл. узел - Париж; в столицу поступает значит, доля энергии, производимой в др. р-нах. Из рудного минер, сырья на терр. Ф. добывают жел. руду (4-е место в капиталистич. мире; гл. железорудный р-н - Лотарингия; центры: гг. Брие, Лонгви, Тионвиль и др.) и бокситы (гл. р-н добычи на Ю., в деп. Вар), в небольших кол-вах - цинк {13, 9 тыс. т концентрата в 1975), свинец (21, 7 тыс. т), вольфрам, золото. Из нерудных минер, ресурсов - значит, добыча калийных солей (2, 1 млн. т в 1975, в пересчёте на К2О), серы (Лак; побочный продукт очистки природного газа), каменной соли, барита, талька, каолина, асбеста, плавикового шпата (460 тыс. т в 1974), сырья для стройматериалов. Обрабатывающая промышленность. Большое развитие получили отрасли чёрной и цветной металлургии (выплавка чугуна, стали, алюминия и др. металлов). Эти отрасли частично работают на местном сырье, однако значит, часть более высококачественной жел. руды и ряд цветных металлов (медь, кобальт, олово, вольфрам и др.) ввозятся из неевроп. стран; в частности, на импортной руде работают новые крупнейшие металлургич. комбинаты страны в Дюнкерке (производств, мощность 8 млн. т стали в 1975) и Фоссюр-Мер (1-я очередь; Табл. 6. - Производство основных видов промышленной продукции
1 1938. 2 1951. 3, 7 млн. т стали). Гл. р-ны чёрной металлургии - Лотарингия (производств, мощность заводов 15, 9 млн. т Сталина 1975)и Северный (включая Дюнкерк; 12, 6 млн. m стали в год). В горных р-нах - Савойе, Пиренеях, Центр. Франц. массиве, в тех местах, где находятся ГЭС, развита электрометаллургия, производится качеств, сталь (Сент-Этьенн, Ижин, Ле-Крёзо) и выплавляется алюминий (глинозёмные з-ды в Гарданне и Салендре; алюминиевые з-ды в Ногере, Сен-Жан-де-Морьенн, Ланмезане). Выплавка меди (рафинированной 40 тыс. га в 1975) -в Ле-Пале (деп. Верхняя Вьенна), свинца (рафинированного 151 тыс. т) - в Ну-айель-Годо (деп. Па-де-Кале) и Лионе, цинка (181 тыс. т) - в Нуайель-Годо и Вивье (деп. Аверон), никеля - в Гавре, кобальта, вольфрама и др. На автомобильном за" воде " Рено" в г. Булонь-Бийанкур (пригород Парижа). Машиностроение и металлообработка - гл. отрасли пром-сти (св. 1/3 пром. рабочих), особенно развито трансп. и общее машиностроение. Крупное произ-во автомобилей, гл. обр. легковых (фирмы " Рено", Лёгкая ипищевая пром-сть имеют крупные масштабы произ-ва. В текст, и швейной пром-сти занято 0, 7 млн. чел. в 1973. Ф. даёт ок. 5% мирового произ-ва текст, изделий. Текст, пром-сть, как и другие отрасли, в по-слевоен. период произвела перестройку внутриотраслевой структуры, что вызвано более широким применением искусственных и синтетических волокон. Основные районы текстильной промышленности: Северный (гг. Рубе-Туркуэн, Лилль, Ар-мантьер и другие) - шерстяная, хл.-бум., льняная, джутовая; Вогезы и юж. часть Эльзаса (Мюлуз, Эпиналь) - хл.-бум. пром-сть; Лионский р-н - произ-во тканей из хим. волокне. Большое значение имеет трикотажное произ-во (Париж, Труа). Гл. центр выпуска одежды и галантереи - " законодатель мод" Париж. Ф. занимает (Эдно из первых мест в мире по выпуску кож. обуви (205 млн. пар, 1975). Пищ. пром-сть, как и текст, пром-сть, имеет относительно медленные темпы роста. Однако в этой отрасли происходят глубокие структурные преобразования: переход от полуремесл., мел-кокапиталистич. произ-ва к совр. крупному капиталистическому. Известную роль в этом процессе сыграл иностр., гл. обр. амер., капитал (преим. в произ-ве варенья, сухарей, сгущённого молока, крахмала, специй, продуктов животного происхождения и мн. др.). Наиболее активны в пищ. пром-сти.амер. фирмы & bull; " Дженерал фудс", " Дженерал миле", " Консо-лидейтед фуд", " Грейс", " Борден", меж-дунар. фирмы " Юнилевер" и " Нестле". Пищ. пром-сть наиболее распылена в производств, отношении и представлена многочисленными отраслями. Ф.- классич. страна виноделия (в 1975 произведено 6, 7 млн. т виноградных вин); вина Жиронды (центр - г. Бордо), Шампани, Бургундии, коньякг и ликёры пользуются мировой известностью. В числе др. отраслей пищ. пром-сти Ф.- муком., мясо-, молочно-, рыбо-, плодоконсерв-ная, сахарная. О производстве основных видов промышленной продукции см. табл. 6. Сельское хозяйство. С. х-во Ф. развивается в условиях обострения агр. кризиса, вызванного преимущественно жёсткой конкуренцией на рынке продовольствия стран Европ. экономического сообщества. (Карту см. на вклейке к стр. 32.) Усилилась капиталистич. концентрация с.-х. произ-ва, выросла его технич. оснащённость (напр., за 1950-74 парк тракторов увеличился со 139 тыс. до 1337 тыс., парк зерновых комбайнов -с 5 до 151 тыс.), потребление минер, удобрений выросло в 6 раз, повысилась урожайность культур и продуктивность скота. Этому способствовали как научно-технич. революция, так и гос.-монополи-стич. политика, направленная на достижение т. н. " макс, рентабельности труда и капитала" (закон 1960), стимулирование индустриализации с.-х. произ-ва в целях завоевания рынка ЕЭС. Гос-во активно поддерживает крупные х-ва, предоставляет им кредиты и субсидии, а также налоговые льготы и т. д., расходует значительные средства на регулирование цен и сбыт продукции, на развитие с.-х. науки, на землеустройство. Ускорилось разорение мелких т. н. нерентабельных х-в; за 1956-74 их число сократилось на 1 млн., т. е. на 44%, а ср. площадь одного х-ва увеличилась с 14 до 23 га. Распространение получили капиталистич. аренда земли (55% с.-х. площади обрабатывается арендаторами, 1967), снабженческо-сбытовая и перера-бат. кооперация. Однако в с. х-ве Ф. численно преобладают мелкие и ср. х-ва (см. табл. 7), хотя осн. площади находятся в крупных х-вах, к-рые широко применяют наёмную рабочую силу (из 2, 3 млн. чел., занятых в с. х-ве, 0, 4 млн.-наёмные рабочие, 1974) и дают осн. массу товарной продукции. Площадь с.-х. угодий составляет 2/3 терр. Ф. (35, 5 млн. га в 1973); всё более уменьшается доля пашни и растут площади, покрытые травами, что связано с усилением животноводч. специализации с. х-ва. Т а б л. 7. - Распределение земли по категориям хозяйств (1970)
Пашня занимает 16, 8 млн. га, многолетние насаждения - 2, 2 млн. га (виноградники и сады), пастбища и сенокосы - 13, 9 млн. га, под лесом 14, 5 млн. га (1972). Структура с. х-ва по стоимости продукции Табл. 8. - Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
1 В среднем за год. 2 1960. в %: растениеводство 43, 3, в т. ч. зерновые 16, 0, овощи и фрукты 9, 0, виноград (на вино) 8, 5; животноводство 56, 7, в т. ч. произ-во мяса 26, 1, молока 18, 6, битой птицы и яиц 7, 7. Растениеводство среднеевроп. и средиземномррско-суб-тропич. типов. По сборам зерновых Ф. среди капиталистич. стран уступает только США, Индии и Канаде. Гл. зерновая культура - пшеница (ок. 1/3всего сбора зерна), осн. р-н её произ-ва - низменность на С. страны. Выросло значение кукурузы и ячменя; в дельте Роны -рисоводство. Посевы сах. свёклы, как и сах. з-ды, сосредоточены на С. Из-за уменьшения продовольств. использования теряет своё значение картофель. Важное значение имеет виноградарство (1-е место в мире по сбору винограда). Осн.часть урожая используется для произ-ва вина, из-за перепроиз-ва вина проводится политика ограничения виноградарства. Виноградники распространены почти повсеместно (за исключением сев. р-нов Ф.). Гл. р-ны произ-ва винограда и виноделия: провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турень, район г. Бордо, Гасконь. В юж. р-нах распространена культура оливы (1, 8 тыс. m оливкового масла в 1974). Произ-во овощей и фруктов развито повсеместно. Эти отрасли служат основой х-ва многих р-нов (долины pp. Рона, Гаронна и Луара, пров. Рус-сильон, сев. побережье пров. Бретань), снабжающих овощами и фруктами горо-да и промышленные р-ны, в первую очередь Париж. Осн. продукция плодовых-яблоки (сбор 3, 5 млн. т в 1973, из к-рых св. 40% пошло на изготовление сидра), груши, персики, цитрусовые (о. Корсика). О произ-ве осн. с.-х. культур см. табл. 8. Животноводство имеет мясо-молочное направление, усилилось значение свиноводства и птицеводства. По произ-ву мяса Ф. уступает в Зап. Европе только ФРГ, а по произ-ву молока занимает 1-е место. Разведение кр. рог. скота особенно развито на С.-З. и в горных р-нах на альп. пастбищах; свиноводство - в Бретани, Эльзасе, на С. и Ю.-З.- в р-нах, где кукуруза или картофель, а также отходы пищ. пром-сти служат кормовой базой. Овцеводство сохраняет значение гл. ойр. на Ю. Центр. Франц. массива и в Юж. Альпах. В Парижском и Сев. р-нах интенсивность животноводства выше, чем в др. р-нах. Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг. О составе поголовья скота и продукции животноводства см. табл. 9 и 10. Табл. 9. - Поголовье скота и птицы, тыс. голов
* В среднем за год. 1. Уборка зерновых в Парижском районе (Иль-де-Франс). 2. Устричное хозяйство на побережье Бискайского залива (деп. Приморская Таранта). 3. На пастбище в Бургундии (деп. Сона и Луара). 4. Виноградники в Восточной Франции. 5. Выдержка сыра в погребах Рокфора в Центральной Франции (деп. Аверон). Табл. 10. - Производство продукции животноводства и птицеводства, тыс. т
1 В среднем за год. Лесное х-во. Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1975) принадлежит частному сектору, меньшая- коммунам (17%) и государству (11%). Заготовка древесины 31, 3 млн. плотных м3 (1974). Рыболовство. Гл. р-н лова -Атлантический океан. Улов рыбы 806 тыс. т (1974). Гл. рыболовные порты -Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный промысел (до 70% мирового сбора устриц). Транспорт. Трансп. сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центром -Парижем. Доля отд. видов транспорта во внутр. грузообороте (т/км, в %): ж.-д. 34, 9, автомоб. 36, 7, внутр. водного 6, 9, мор. каботажа 3, 9, трубопроводного 17, 6 (1972). Перевозки пассажиров (км, в %): ж.-д. транспортом 12, 6, автомобильным 82, 8, водным 0, 2, морским 0, 5, воздушным 3, 9 (1972). Длина ж.-д. сети общего пользования 34, 3 тыс. км, в т. ч. 27, 2% электрифицированы (1975). Ф. занимает одно из первых мест в мире по протяжённости автодорог (дл. 1479 тыс. км; 1975) и величине автопарка (17, 8 млн. машин, в т. ч. 14, 5 млн. легковых, 1974). Важнейшая автострада - Лилль - Париж - Лион - Марсель. Длина внутр. водных путей 7, 2 тыс. км (в т. ч. 4, 7 тыс. км каналов, 1973). Гл. водные магистрали - Сена (к-рая через Уазу и Сев. канал связана с Сев. р-ном, а через Марну и канал Марна - Рейн - с Лотарингией и Эльзасом) и канализованная р. Мозель (путь для экспорта ло-тарингской руды и металла и импорта угля и кокса); на эти пути приходится св. 4/з перевозок. Осуществляются работы по реконструкции системы каналов Рона - Рейн. Гл. речные порты: Париж, Страсбур, Руан, Лилль. После 2-й мировой войны 1939-45 начал быстро развиваться трубопроводный транспорт (протяжённость сети 5231 км, 1974), важнейшие трубопроводы: нефтепровод Марсель -Лион - Страсбур - Карлсруэ (ФРГ), продуктопровод Гавр - Париж, газопроводы, соединяющие месторождение Лак и месторождение в Нидерландах с Парижем, Лионом и др. городами. Во внешних связях велика роль морского торгового флота (тоннаж 8, 5 млн. брутто per. га в 1975, в т. ч. св. 1/4 тоннажа - танкеры) и авиатранспорта. Общий грузооборот мор. портов 306 млн. т в 1974. 2/3 объёма мор. перевозок приходится на 2 порта - Марсель и Гавр со спутниками (соответственно 109 млн. т и 84 млн. т), сооружены новые порты - Фос-сюр-Мер (р-н Марселя) и Антифер (у Гавра); другие крупные мор. порты: Дюнкерк, Нант, Бордо, Руан, Кале, Булонь. Гл. аэропорты в Париже (Орли, Бурже, Шарль де Голль) перевезли 17, 3 млн. пассажиров. Внешние экономические связи. Объём внешнеторг. оборота Ф. за годы после 2-й мировой войны существенно увеличился; по размерам экспорта и импорта Ф. среди капиталистич. стран уступает лишь США, ФРГ и Японии. В экспорте капиталистич. стран доля Ф. составила (1975) св. 6, 9%, импорта-св. 6, 7% (см. табл. 11). Табл. 11. - Внешняя торговля, млрд. фр.
На мировом рынке Ф. принадлежит видная роль экспортёра машин, оборудования и трансп. средств (автомобили, суда, самолёты) - ок. 30% стоимости экспорта в 1974 и св. 40% в 1975, продуктов с. х-ва (зерно, скот, молочные продукты, вина) - 19% (15% в 1975), а также чёрных металлов и алюминия, химикатов, изделий лёгкой пром-сти. Осн. статьи импорта: машины и оборудование, нефть, кам. уголь, цветные металлы, целлюлоза, хлопок, шерсть, древесина хвойных и тропич. пород. Ок. '/з внешнеторг. оборота Ф. приходится на страны ЕЭС; гл. торг, партнёр Ф.- ФРГ. торговля с к-рой, как и с США, ведётся с большим пассивом. Растёт торговля Ф. с социалпстич. странами, в т. ч. с СССР (см. табл. 12). Табл. 12. - Распределение внешней торговли, %
В нач. 1970-х гг. франц. пр-во приняло меры по улучшению торг, и платёжного балансов страны (программа экономии топлива и сокращения импорта нефти; кредиты для расширения произ-ва экспортных товаров и т. д.). В результате внешнеторг. баланс Ф. в нек-рые годы сводился с активным сальдо, однако платёжный баланс обычно сводится с дефицитом вследствие значит, расходов на фрахт, иностр. патенты, транспорт, ден. переводы иностр. рабочих за границу. Платёжный баланс в млрд. фр.: -3, 0 в 1973, -28, 7 в 1974, -0, 3 в 1975, - 27, 5 в 1976. Сов.-франц. торговля развивается на основе долгосрочных межправительств, соглашений об экономич., технич. и пром. сотрудничестве, широко используются сделки на компенсац. основе. В 1975 была принята Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Сов. Союзом и Ф., подписаны соглашения о сотрудничестве в области энергетики, авиац. пром-сти и гражд. авиации, в области туризма. В 1977 была достигнута договорённость о разработке новой долгосрочной программы углубления сов.- франц. сотрудничества в области экономики и пром-сти на период до 1990. Ф. ввозит из СССР гл. обр. жидкое топливо, лесоматериалы, хлопок, антрацит, металлоруды, подсолнечное масло и др. потребительские товары, станки, пром. оборудование, а экспортирует в СССР в основном комплексное пром. оборудование, станки и машины, прокат чёрных металлов, изделия лёгкой и пищ. пром-сти. В 1976 товарооборот между Ф. и СССР оценивался в 1, 7 млрд. руб. Ф. является одним из гл. р-нов меж-дунар. туризма. Ежегодно страну посещают 10-15 млн. туристов. Валютные поступления от иностр. туризма 3, 2 млрд. долл. (1975). Ден. единица - франк. По курсу Госбанка СССР, 100 фр. = 14 руб. 94 коп. (1977, сент.). Экономические районы. Межрайонные диспропорции в экономич. развитии выдвигают гос. проблему более равномерного размещения произ-ва, в частности вопросы децентрализации (напр., ограничения роста Парижа и др.) и подъёма х-ва в " критических зонах", резко отстающих по уровню и темпам развития, с хронич. безработицей и оттоком населения. Для решения общегос. терр.-хоз. проблем страна была разделена (в 1956, Ген. комиссариатом по планированию при Сов. Мин. Ф.)на 22 плановых р-на (от 2 до 8 департаментов в каждом), а позже (в 1971-75) на базе этих р-нов были выделены генеральные зоны экономических исследований и планировки терр. или крупные зкономич. р-ны (см. табл. 13 на стр. 36). Парижский р-н - ведущий р-н Ф. Он выделяется своей обрабат. пром-стыо и интенсивным с. х-вом, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Пром-сть Большого Парижа даёт св. 1/4 пром. продукции Ф. (по стоимости). Большое экономич. значение имеют долина ниж. Сены с гг. Руан и Гавр - главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Парижа сгусток промышленности. Северный р-н - старый индустр. р-н с разносторонней структурой, 1-й р-н по текст, пром-сти и текст, машиностроению, произ-ву оборудования для горной пром-сти, 2-й р-н по выплавке чугуна и стали и добыче угля (после Вост. р-на); нац. значение имеет произ-во локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда др. химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное произ-во. Гл. группа текст, предприятий находится в 3 слившихся городах -Лилле, Рубе и Туркуэне. Осн. часть шахт, электростанций, метал-лургич., химич. и машиностроит. з-дов размещена на терр. угольных басе, (центры - Валансьенн, Дуэ, Денен). Выросло значение Дюнкерка - порта и пром. центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие з-ды). Восточный р-н - гл. металлур-гич. база Ф. (Лотарингия). Тяжёлая пром-сть выросла на основе использования местной жел. руды, угля, калийной и кам. соли. Металлургич. з-ды размещены в основном по берегам pp. Мозель, Орн, Фенч, Шьер (гг. Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогезы и Эльзас - гл. р-ны хл.-бум. пром-сти Ф. (ок. 1/2 произ-ва). Вогезы - крупный поставщик древесины и бумаги. Крупнейший город р-на - Страсбур - столица Эльзаса, порт и пром. центр на Рейне. В пром-сти Франш-Конте - автомобилестроение (з-ды " Пежо" в Сошо - Монбельяр), произ-во часов, изделий точной механики (Безан-сон). Др. крупные пром. центры - Нан-си, Мюлуз, Бельфор. Лионский р-н - пром. р-н, занимает 3-е место во Ф. после Парижского и Западного р-нов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объёму пром. произ-ва. Осн. отрасли пром-сти: гидроэнергетика, металлургия (качеств, и спец. стали, алюминий - 1-е место во Ф.), машиностроение, химия (особенно пром-сть органич. синтеза в окрестностях Лиона, резиновые заводы Клермон-Феррана), текст. ('/2 нац. произ-ва тканей из хим. волокна), пищ., кож.-обув., произ-во спортивного инвентаря. Курорты на базе минер, источников (Виши, Эвиан и др.); в Альпах - альпинизм и туризм, базы зимнего спорта. Гл. города - Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран. Западный р-н - пром.-аграрный, с развитым животноводством. В долинах pp. Луара и Шаранта много садов и виноградников (произ-во коньяков в р-не г. Коньяк). Добыча жел. и урановой руд. Рыболовство и переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал р-на с кон. 50-х гг. заметно вырос в результате гос.-монопо-листич. политики децентрализации и подъёма агр. р-нов. Самый крупный город, пром. узел и центр тяготения для б. ч. р-на - Нант. Юго-Западный р-н - пром.-агр. р-н, занимает гл. обр. Аквитанскую низм. с примыкающими к ней склонами Пиренеев и юго-зап. частью Центр, массива. Р-н имеет значит, сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Ф. по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная пром-сть (Тулуза, Бордо), отд. предприятия алюминиевой, хим. и пищ. пром-сти. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоёмкие отрасли метал-лургич. и хим. пром-сти. В ряде департаментов осн. часть жителей занята в с. х-ве. Виноградарство. Бордо и Тулуза - пром. и торг.-трансп. центры р-на. Средиземноморский р-н-пром.-аграрный и курортный р-н. С нач. 60-х гг. население быстро растёт. Интенсивное высокотоварное с. х-во, специализированное на произ-ве винограда, овощей и фруктов, в горах - на овцеводстве. Развита пищ. пром-сть. Выдающееся значение в экономике р-на имеют курорты (Франц. Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-пром. комплекс Марселя (города-спутники, порты -Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и др.) с неф-теперераб., нефтехим., металлургич. (Фос), судоремонтной, авиац., пищ. пром-стью. Лит.: Франция, [М., 1973]; Кузнецов В. И., Франция: экономика государственно-* монополистического капитализма, М., 1968; Черников Г. П., Финансовая олигархия Франции, М., 1966; М а р к о в А. П., Павлова М. А., Сельское хозяйство Франции, [М., 1968]; Витвер И. А., Слука А. Е., Черников Г. П., Современная Франция, М., 196.9; Пав лова М. А., Региональная политика Франции, М., 1974; Государственно-монополистический ка---питализм, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1973; George P., La France, 3 ed., P., 1972; An-nuaire statistique de la France, v. 80, P., 1975. A. E. Слука.
|