Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Просвещение. Первые школы на терр. совр






Первые школы на терр. совр. Ф. были основаны в период рим. господства в Галлии; обучение строилось в них по рим. образцу. В 6-7 вв. с распространением христианства возникли монастырские и церк. школы, а позднее - немногочисл. приходские училища. Дальнейшее развитие образования относится к эпохе т. н. Каролингского возрождения (8 - нач. 9 вв.). В 12 в. в городах появились не-церк. школы, содержавшиеся за счёт платы, взимаемой с учащихся. В нач. 13 в. в Париже был осн. 1-й франц. ун-т (см. Парижский университет), в 13-
14 вв. ун-ты возникли в Тулузе, Мон-пелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и др. городах. Они были значит, центрами зап.-европ. науки и культуры, привлекали преподавателей и студентов из мн. стран. Созданные при ун-тах коллежи давали ср. образование. В 15 в. стали основываться не связанные с ун-тами коллежи, большинство к-рых оказалось в 16 в. под контролем иезуитов.

Великая франц. революция разрушила феод, систему образования, провозгласила право на общее для всех образование. Была создана сеть гос. нач. и ср. (т. н. центр.) школ, отделённых от церкви. Вместо закрытых в период революции ун-тов, являвшихся очагами религиозной схоластики, началось основание специализированных вузов (Высшая нормальная школа, Политехнич. школа и др.). Наполеон I частично восстановил позиции церкви в области просвещения. В период Реставрации (1814-15, 1815-1830) ещё больше усилилось влияние реакц. духовенства в системе образования. В дальнейшем общая численность уч-ся в стране увеличивалась.

Парижская Коммуна 1871 поставила одной из своих задач коренную, революц. перестройку школы, принимала меры по реализации принципа всеобщего обучения. Важным ист. этапом развития образования во Ф. были законы, принятые в кон. 19 - нач. 20 вв. и предусматривавшие создание гос. ср. жен. школ (1880), бесплатное обучение в нач. школах (1881), обязат. обучение детей обоего пола с 6 до 13 лет (1882), устранение религии из уч. планов гос. школ (1882) и др. В 1902 установлена новая структура ср. школы, формально уравнявшая классич. и реальное отделения в праве получения дальнейшего образования. В нач. 30-х гг. демократич. силы добились введения бесплатного обучения в государственных средних школах. Пр-во Нар. фронта продлило в 1936 срок обязательного обучения до 14 лет.

С кон. 50-х гг. власти Пятой республики проводят многочисл. реформы системы образования с целью привести её в соответствие с объективными требованиями науки, техники и произ-ва и в то же время закрепить систему классового отбора уч-ся, сохранить образоват. привилегии господств, классов и социальных групп. Прогрессивные силы во главе с ФКП выдвигают проекты коренного демократич. обновления системы просвещения (Ланжевена - Валлона план, 1947, " Предложения ФКП по демократической реформе образования", 1967-70) и ведут борьбу за их реализацию.

Совр. гос. система просвещения строго централизована. Структура и функции уч. заведений, уч. планы и программы определяются инструкциями Мин-ва образования. Терр. Ф. делится на 23 академии (уч. округа), в каждую из к-рых входит неск. департаментов. Во главе академии стоит ректор, в департаменте -высший чиновник ведомств просвещения - инспектор академии. Их функции - контроль за выполнением распоряжений центр, властей. Гос. школа отделена от церкви, но большинство частных школ находится под контролем католич. церкви; в нач. 70-х гг. частные школы охватывали 17 % уч-ся.

Дошкольное воспитание осуществляется в т. н. материнских школах и в классах для малышей при нач. школах. В 1974/75 уч. г. в дошкольных учреждениях воспитывалось 2, 2 млн. детей (всего дошкольным воспитанием было охвачено 26% 2-летних, 77% 3-летних, свыше 90% 4-летних, почти 100% 5-летних детей).

Обязат. обучение (с 1967 его срок 10 лет) начинается с 6 лет. Первые 5 лет обучения составляет общий для всех детей элементарный цикл (в 1974/75 -4, 2 млн. уч-ся). Далее идёт 4-летний 1-й цикл ср. образования (6-9-е годы обучения вт. н. оощеобразоват. коллежах и лицеях - 1-й этап школьной ориентации; в 1974/75 - св. 2, 5 млн. уч-ся). Внутри него уже выделяются разные по содержанию обучения и социальным функциям уч. потоки, распределение уч-ся между к-рыми является формой социальной селекции и фактически предопределяет дальнейший путь получения образования.

2-й цикл ср. образования имеет 2 направления: краткое (неполное) и длительное (полное ср. образование). Краткое направление - проф. подготовка в 2-летних коллежах технич. образования (профтехшколах), выпускающих рабочих ср. квалификации. Программа их носит узкоутилитарный характер. Общеобразоват. занятия в них сведены к минимуму (6-10 часов в неделю), осн. упор делается на приобретение проф. знаний и навыков (в 1974/75 уч. г.- 540 тыс. уч-ся). Существуют и одногодичные проф. курсы, дающие будущим рабочим самую элементарную производств, подготовку. К длит. направлению относятся старшие классы общеобразоват. лицея (10-12-е годы обучения; в 1974/75 - 460 тыс. уч-ся). Лицеи, созданные в 1802, являются классич. образцом элитарной школы, предназначенной для детей привилегиров. слоев населения. Их структура строится на базе дифференцированного обучения, особенно ярко выраженного в выпускном классе, к-рый разделён на 5 секций, соответствующих профилям высших уч. заведений. Выпускники лицея, успешно сдавшие экзамены спец. гос. комиссии, получают степень бакалавра (св. 30% сдающих терпят неудачу). К длит, направлению 2-го цикла относятся также 3-4-летние ср. спец. уч. заведения (педагогическое, коммерческое и др. училища).

Высшее образование дают ун-ты и высшие школы. В ун-тах обучается ок. 90% всех студентов (см. Высшее образование). Бакалавры принимаются без экзаменов, число студентов на 1-м курсе не лимитируется, но впоследствии значит, часть студентов отсеивается. В 1968 во Ф. было 23 ун-та. Крупнейший из них - Парижский университет (Сорбонна). В 1969 начался процесс разукрупнения ун-тов, и к 1973/74 уч. г. насчитывалось ок. 70 ун-тов, где обучалось 742 тыс. студентов (на ф-тах права и политич. наук -118 тыс., экономич. наук - 53 тыс., филологии и гуманитарных наук - 237 тыс., естеств.-математич.- 118 тыс., мед. и фармацевтич.- 169 тыс.). Срок обучения на мед. ф-тах 6 лет, фармацевтич.- 5 лет, на остальных - 3-4 года. В сер. 60-х гг. при ун-тах были созданы 2-летние технологич. ин-ты, готовящие специалистов узкого профиля (в 1973/74-35 тыс. студентов).

Большинство студентов вузов принадлежит к семьям буржуазии, интеллигенции и т. н. средних слоев; дети рабочих и крестьян составляют ок. 20% всех студентов.

Кроме ун-тов, существуют специализированные высшие школы (инж., агроно-мич., коммерч. и др.), приём в к-рые проводится на основе конкурсных экзаменов по профилирующим дисциплинам. Среди высших школ Ф. наиболее известными и привилегированными являются т. н. Большие школы (напр., Высшая нормальная школа, Высшая практическая школа, Нац. школа администрации, Высшая горная школа, Нац. политехнич. ин-т, Нац. школа совр. восточных языков, Высшая нац. школа технич. образования и др.). По академич. уровню и социальному престижу они стоят выше ун-тов, открывая прямой путь в правящую экономич., финанс. или политич. элиту общества. В этих школах учатся дети имущих классов; дети рабочих составляют примерно 4, 7% общего числа студентов. Для поступления в них необходимо после лицея окончить 2-летние " классы по подготовке в Большие школы" (в 1973/74 уч. г.- 25 тыс. уч-ся).

Особое место в системе просвещения страны занимает Коллеж де Франс.

Крупнейшие б-ки находятся в Париже: Национальная библиотека (7 млн. тт., в 1976), б-ка Ин-та Франции (св. 1, 5 млн. тт.), 6-ка Сорбонны (св. 1, 8 млн. тт.), б-ка Сент-Женевьев (1, 5 млн. тт.), б-ка Арсенала (1, 5 млн. тт.) и др. (см. в ст. Париж); из б-к др. городов крупнейшая - Нац. и университетская б-ка Страс-бура (св. 3 млн. тт.).

Главные музеи расположены в Париже (см. в ст. Париж). Б. Л. Вулъфсон.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал