Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1976 во Ф. издавалось 96 ежедневных газет общим тиражом св






В 1976 во Ф. издавалось 96 ежедневных газет общим тиражом св. 12 млн. экз. и ок. 15 тыс. др. периодич. изданий. В Париже выходят 13 ежедневных газет тиражом ок. 5 млн. экз. Большинство газет издаётся крупнейшими газетно-из-дательскими концернами, такими, как Ашетт, монополистич. группа Эрсана и др., или контролируются пром. монополиями.

Самые влият. ежедневные газеты, выходящие в Париже: " Франс суар" (" Fran-ce-Soir"), с 1941, тираж 712 тыс. экз. (1975), массовая бурж. газ., контролируется издат. группой Р. Эрсана; " Па-ризьен либере" (" Le Parisian libere"), с 1944, тираж 540 тыс. экз. (1977), массовая правая газ. " бульварного" типа, изд. группой Амори; " Фигаро" (" Le Figaro"), с 1826, тираж 470 тыс. экз. (1976), правая газ. консервативного оттенка, в 1975 перешла в собственность группы Эрсана; " Орор" (" L'Aurore"), с 1944, тираж 360, 7 тыс. экз. (1975), контролируется текст, группой М. Буссака; " Монд" (" Le Monde"), с 1944, тираж 554, 25 тыс. экз. (1976), самая информированная и влият. бурж. газ. Ф.; " Круа" (" La Croix"), с 1880, тираж 132, 1 тыс. экз. (1975), изд. группой " Баяр пресс", близкой к католич. церкви; " Эко" (" Les Echos"), с 1908, тираж 64, 5 тыс. экз. (1976), орган деловых кругов; " Котидьен де Пари" (" Le Ouoti-dien de Paris"), с 1974, тираж 45 тыс. экз. (1975), близка к правому крылу Социа-листич. партии; " Матен де Пари" (" Matin de Paris"), с 1977, тираж ок. 150 тыс. экз., изд. группой К. Пердриеля, левобурж. газета; " Ж'энформ" (" J'informe"), с 1977, бурж. газета, близкая к центристам; крупнейшая провинц. газ. бурж.-центристского толка " Уэст-Франс" (" Quest-France"), с 1944, тираж 710, 4 тыс. экз. (1975), выходит в г. Ренн.

Издания Коммунистич. партии: газ. чЮманите" (" L'Humanite"), с 1904, с

1920 ЦО ФКП, тираж 232, 6 тыс. экз. (1977), еженедельники: " Юманите-ди-манш" (" L'Humanite Dimanche"), с 1948, тираж 455, 9 тыс. экз. (1975), воскресное издание газ. " Юманите"; " Франс нувель" (" FranceNouvelle"), с 1945, тираж 120 тыс. экз. (1977); " Тер" (" La Terre"), с 1933, тираж 200, 1 тыс. экз. (1976), газета ФКП для крестьян; крупнейшая провинциальная газ. ФКП " Марсельеза" (" La Marseillaise"), тираж 120, 5 тыс. экз. (1977), изд. в г. Марсель и др.

Наиболее влият. бурж. еженедельные издания: " Нувель обсерватёр" (" Le Nou-vel Observateur"), с 1964, тираж 411, 8 тыс. экз. (1976), левобурж. журнал анти-коммунистич. оттенка, изд. группой Пердриеля; " Экспресс" (" L'Express"), с 1953, тираж 698, 1 тыс. экз. (1976), массовый еженедельник, близкий к центристским бурж. партиям, издаётся группой " Экспресс"; " Пуэн" (" Le Point"), с 1972, тираж 350 тыс. экз. (1975), изд. группой Ашетт; " Пари-матч" (" Paris-Match"), с 1949, тираж 723, 5 тыс. экз. (1976), крупный иллюстрированный журнал, принадлежит группе Филипаччи. Крупнейшее агентство печати - Франс пресс.

До 1975 радиовещание и телевидение находились в ведении " Управления франц. радиовещания и телевидения" (ОРТФ) - гос. компании (осн. в 1939). В 1975 ОРТФ упразднена и вместо неё созд. неск. нац. компаний: " РадиоФранс", включающая 3 редакции -" Франс энтер", " Франс кюльтюр" и " Франс мюзик" (каждая передаёт свою программу), и 3 автономные телевизионные компании - " Франц. телевизионная компания ТФ-1", " Антенн-2" и " Франц. региональное телевидение ТФ-3" (каждая на телевидении имеет свой канал). Радиопередачи за границу ведутся на 5 яз. (1977).

XIII. Литература

На терр. совр. Ф. существовало неск. лит-р, часто находившихся во взаимном контакте. Наиболее ранняя - лит-pa кельтов (галлов), песни и сказания к-рых не сохранились; её ответвлением стала бретонская литература. На Ю. с 10 в. развивается провансальская литература. Каталонская лит-pa (в Руссильоне) не выходила за регион, рамки. Вплоть до 18 в. во Ф. существовала значит, лит-ра на лат. яз.

Ср.-век. фольклор восходит к 9 в. -трудовые, свадебные и др. песни, сказания, легенды, сказки, сохранившиеся в поздних обработках и записях. Первые письм. памятники франц. лит-ры относятся ко 2-й пол. 9 в. - соч. на религ. темы (" Кантилена о св. Евлалии" и др.), созд. в русле лат. традиции. В 10-11 вв. в военно-дружинной среде возникли первые эпич. поэмы - жесты, создаваемые жонглёрами, знакомыми как с лат. традицией, так и с фольклором. Жесты поев, событиям нац. истории 8-10 вв. (войны Карла Великого и его потомков с " неверными", феод, усобицы и т. д.), переосмысленным в духе своего времени. Жесты, воспевающие воинские свершения одного героя, вскоре оформляются в циклы. С именем Карла Великого и его сподвижников связана" Леснь о Роланде*. В цикле о Гильоме д'Оранж, где преданный и храбрый вассал противостоит слабому и коварному королю, появляются комич. мотивы, усиливаются экзотика и фантастика, возникает любовная тема. Третий цикл (поэмы " Жирар Руссильонский" и мн. др.) изображает феодальные усобицы и рисует яркие образы мятежных баронов.

Жесты записывались с кон. 11 в. по 13 в., т. е. уже в пору становления и расцвета куртуазной литературы и возникновения лит-ры городской. В это же время создаются и мн. памятники агиографии, получает распространение лит-pa на лат. яз. - " учёная" поэзия и проза (Алан Лилльский, Гви-берт Ножанский, Пьер Абеляр) и полу-офиц. лирика вагантов (бродячих школяров). Этот период отмечен ростом образованности, интересом к античности, серьёзными филос. исканиями, складыванием осн. жанров ср.-век. франц. лит-ры. В стихах Гаса Брюле (ум. после 1212) и Тибо Шампанского (1201-53) тонко и сильно переданы переживания человека эпохи. Человеческий характер в его формировании и развитии (в т. ч. женский) - в центре рыцарских романов, появившихся ок. сер. 12 в. Первые романы были обработками антич. ист. сказаний и эпопей - " Роман об Александре", " Роман о Фивах", " Эней", " Роман о Трое" (Бенуа де Сент-Мора), все созданы в 1140-65. Безразличные к ист. точности, они изображали героев и их окружение типичными представи-тслч-ш феод, общества, осн. внимание удел ля ратным подвигам и любовным переживаниям. Первые стихотворные обработки артуровских легенд принадлежат Васу (ок. 1100 - после 1174), но создателем" стихотворного рыцарского романа " бретонского" цикла был Креть-ен де Труа (ок. ИЗО - ок. 1191; " Эрек и Энида", " Ивейн", " Персеваль" и др.). В последней трети 12 в. появились обработки легенды о Тристане и Изольде (Беруля и Тома) и романы о самоотверженной любви двух юных героев, преодолевающих все препятствия (" Флуар и Бланшефлор", " Окассен и Николет"). В книгах Жана Ренара (нач. 13 в.) - " Коршун", " Гиль-ом из Доля" и др.-содержатся картины обыденной жизни. В 13 в. в процессе складывания в сложные циклы возникла обширная прозаич. обработка артуровских сюжетов, а также серия прозаич. романов, на визант. материале (" Роман о Кассиодо-ре" и др.). Наиболее значит, образцы куртуазной новеллы (лэ) - произв. Марии Французской (кон. 12 в.). Куртуазные идеалы нашли в 13 в. аллего-рич. истолкование в " Романе о Розе* Гильома де Лорриса. Его поэму продолжил ок. 1270 Жан де Мен.

В 12 в. зародилась историография, выдвинувшая Ж. Виллардуэна (ок. 1150 -ок. 1213), Ж. де Жуанвиля (ок. 1224-1317), Ж. Фруассара (ок. 1337-после 1404> и др., а на пороге Возрождения - Ф. де Комина (1447-1511). В 12 в. складывается и театр, выделяясь из литургич. драмы. Первые пьесы (миракли) были преим. поев, религ. темам, но в них делались попытки реалистич. отражения действительности. Комич. театр был создан Адамом де ла Ал ем (ок. 1240 - ок. 1286), чьи традиции способствовали появлению в 14-15 вв. жанра аллегорич. комедии соти и фарсов. Религ.-этич. проблемы решались в моралите и мисте~ риях 15 в.

Сатирич. линия франц. лит-ры представлена стихотв. повестями (фаблио), возникшими в кон. 12 в., и животным эпосом - " Романом о Лисе" (сер. 12 - сер. 13 вв.), соединяющим аллегорич. изображение феод, действительности с морализированием. Трагизм жизни и душевные метания простого горожанина выразил Рют-бёф (ок. 1230-85) в сатирич. стихах, фаблио, " Миракле о Теофиле".

14-15 вв.- переходный период для лит-ры Ф. Поэзия, развивая приёмы куртуазной лирики, оказывается в кругу формальных поисков. Однако Гильом де Маню (ок. 1300-77), Эсташ Дешан (ок. 1346- ок. 1407), Кристина Пизанская (1363- ок. 1431), Ален Шартье (1385 -ок. 1434), Карл Орлеанский (1394-1465) не только довели до совершенства старые поэтич. темы (любовь к недоступной даме и т. п.), но и передали дух эпохи: нац. трагедию Столетней войны 1337-1453, крушение феод, миросозерцания, поиски смысла жизни вне религ. доктрины. Большой лирич. глубины, трагедийности и реалистич. конкретности достигает творчество Ф. Вийона (ок. 1431 - после 1464). Рыцарский роман в 14-15 вв. насыщается нац. проблематикой и фольклорными мотивами (" Мелюзина" Жана из Арраса, 14 в.). Умирающий мир рыцарства изобразил А. де Л а Саль (1388 - между 1462 и 1469) в " Истории Жана де Сантре..."; конфликт между дворянством и гор. сословием отразился в сб. " Сто новых новелл" (ок. 1462), написанном под влиянием Дж. Боккаччо. В кон. 15 в. Ф. вступает в период Ренессанса. Усиливаются контакты с Италией, развивается книгопечатание, растёт интерес к античности и гуманитарным наукам; господство религ. идеологии поколеблено. В нач. 16 в. франц. гуманисты Ж. Лефевр д'Этапль (1450-1536), Г. Бюде (1467-1540) и др. ставят острые филос., социальные, политич. вопросы, ведя борьбу со схоластикой и религ. ортодоксией. Сочувствуя идеям гуманизма, король Франциск I поддерживал писателей, способствовал переводч. деятельности (Ж. Амио, 1513-93, и др.), покровительствовал учёным. Наиболее ярким представителем лит-ры Возрождения во Ф. был Ф. Рабле (1494-1553). Огромная эрудиция, смелые идеи сочетаются в его " Гаргантюа и Пантагрюэле" с широкой картиной франц. действительности, с обращением к нар. корням нац. иск-ва. В творчестве Рабле сформировался т. н. ренессансный реализм. История Панурга, " частного" человека с его индивид, судьбой (3-я книга), наметила контуры романа нового типа. Близко к Рабле творчество поэта-сатирика К. Маро (1496-1544). Франц. лирика 1-й пол. 16 в. попала под влияние итал. неопетраркизма с его спиритуализмом и формальными поисками: лионские поэты М. Сев (1501? - после 1560), А. Эроэ (1492-1568), салонный поэт М. де Сен-Желе (1491-1558). Более искренна в своих стихах лионка Л. Лабе (ок. 1524-66). Платонизмом отмечена лирика Маргариты Наваррской (1492-1549); в сб. новелл " Гептамерон" она реалистически воссоздала гор. жизнь. К реалистич. традициям тяготеют сб. новелл " Новые забавы" (изд. 1558) и филос. про-заич. диалоги " Кимвал мира" (изд. 1537) секретаря Маргариты Б. Деперье (ок. 1500-1544?); новеллы Н. Дю Файля (ок. 1520-1591).

Реформу франц. поэзии и драмы предприняли в сер. 16 в. поэты " Плеяды* П. де Ронсар (1524-85), Ж. Дю Белле (1522-60), Р. Белло (1528-77), Э. Жо-дель (1532-73) и др. " Плеяда" углубила гуманистич. содержание поэзии, обогатила её новыми формами (сонет, ода, буколика, эпич. поэма и др.), способствовала формированию нац. лит. языка. Зрелое творчество её поэтов дало образцы любовной, филос., пейзажно-описат., эле-гич., гражд. лирики, глубокой всесторонне раскрыло личный и социальный опыт человека эпохи. В произв. поэтов-драматургов Э. Жоделя, Ж. Гревена (1538-70) и др. ещё в ренессансной форме проступают черты классицизма.

Поэты кон. 16 в. Т. А. д'Обинье (1552-1630), Ж. Воклен де ла Френе (1535? -1606), Ф. Депорт (1546-1606) следовали творч. установкам " Плеяды", но их лирика усложняется элементами барокко, отразившими трагич. противоречия периода т. н. Религиозных войн. Лирика, драма, эпич. поэзия насыщаются религ. мотивами, библейской символикой (драматургия Р. Гарнье, 1534 или 1544-1590). Сатира, развивая опыт Рабле, уходит в гротеск, служит политич. целям (" Мениппова сатира", 1594). Традиции Возрождения продолжает М. де Монтень (1533-92), автор " Опытов" - своеобразного обобщения поисков, стремлений, надежд и разочарований Ренессанса, его социального, духовного и художеств, опыта. Популяризатор Монтеня - моралист П. Шаррон (1541-1603). Скептицизм Монтеня подготовил нек-рые идейные течения 17 в.

В нач. 17 в. франц. лит-pa переживает сложный процесс развития и преобразования реалистич., классицистич. и барочных тенденций, наметившихся в 16 в. Нередко эти тенденции выступают в нерасчленённом виде (галантный роман " Астрея" О. д'Юрфе, 1567? - 1625). Воздействием эстетики барокко отмечено и раннее творчество Ш. Сореля (1602-1674), создателя бытового романа, впитавшего реалистич. опыт Рабле. Формирование классицистской поэзии связано с деятельностью Ф. Малерба (1555-1628), создателя образцов лирики " высокого стиля", и сатирика М. Ренье (1573-1613), наследника ренессансного свободомыслия и реализма. Развивая традиции Возрождения, Малерб стремился к выработке лит. нормы, осн. на хорошем вкусе, чувстве меры и т. д. В сер. 17 в. барочные тенденции стали ведущими. Они обнаруживаются в трагикомедиях А. Арди (ок. 1570-1632), в трагедиях А. де Монкретьена (1575-1621), в романах Г. де Ла Кальпренеда, М. де Скюдери, М. Гомбервиля, в поэзии В. Вуатюра (1598-1648), Ж. Гомбо (ок. 1570 - ок. 1666) (см. Прециозная литература). Соч. Тристана Л'Эрмита (1601-55) лишь отчасти затронуты модной прециозностью.

Реалистич. тенденции в лит-ре во многом основывались на реалистич. и эпикурейском учении П. Гассенди (1592-1655). С его философией связана деятельность т. н. либертинов (т. е. " вольнодумцев") Т. де Вио (1590-1626), М. А. Сент-Амана (1594-1661) и С. Си-рано де Бержерака (1619-55), к к-рым примыкал и Ш. Сорель.

Углубляется разработка эстетики классицизма в теоретич. выступлениях Ж. Шаплена (1595-1674), К. Вожла (1585-1650), Г. де Бальзака (1597-1654), Ф. д'Обиньяка (1604-76), сформулировавших учение о " трёх единствах", о жанровой и стилевой структуре лит-ры. Формированию классицистич. доктрины способствовали рационалистич. философия Р. Декарта (1596-1650) и деятельность французской академии (осн. в 1635). Наиболее всевбъемлющим было воздействие классицизма на театр, прежде всего в области трагедии. Видным драматургом-классицистом был Ж. Ротру (1609-50), в раннем творчестве отдавший дань эстетике барокко. П. Корнель (1606-84), начав с галантных стихов и комедий, пришёл к " правильным" трагедиям классицизма. В его позднем творчестве заметно усиление лирич. начала, усложнение интриги, что уже противоречило канонам классицизма. Корнель стремился выразить самый острый конфликт своего времени - противопоставление личности обществу, частной жизни -общественной в условиях абсолютной монархии: трагедии " Сид" (1637), " Гораций" (1640), " Родогуна" (1644) и др.

Основоположник и самый выдающийся представитель классицистич. комедии - Мольер (1622-73). С позиций нар. здравого смысла он разоблачил и высмеял отрицат. стороны совр. ему общества. Гл. мишень его нападок - тщеславие и раболепие буржуа перед аристократией: " Мещанин во дворянстве" (1670). В комедиях " Тартюф" (1664), " Мизантроп" (1666), " Скупой" (1668) Мольер создал психологич. и социальные типы большой обобщающей силы. Пороки аристократии (распущенность, лицемерие, паразитизм) также нашли в нём острого критика (" Дон Жуан", 1665, и др.).

Интерес к характеру, психологии человека и к сатирич. изображению нравов присущ прозаикам-моралистам Ф. де Ларошфуко (1613-80), Б. Паскалю (1623-62) и Ж. де Лабрюйеру (1645-96), романистке М. Лафайет (1634-93; " Принцесса Клевская", 1678), поэту Н. Буало (1636-1711) и баснописцу Ж. Лафонтену (1621-95), черпавшему сюжеты из нар. поэзии и из творений писателей Возрождения.

В сер. и 2-й пол. 17 в. классицизм остаётся ведущим направлением, проникнув в эпистолярную прозу (М. де Се-винье), мемуаристику (кардинал Рец, Ларошфуко), церк. красноречие (Ж. Б. Боссюэ). Но рядом существуют и бытовые романы П. Скаррона (1610-60), А. Фюретьера (1619-88), к-рые иногда связывают с тенденциями барокко. Во 2-й пол. 17 в. классицизм приобретает новые черты; он вновь смыкается с прециозностью (Ф. Кино), обнаруживает предпросветит. черты (роман " Приключения Телемака" Ф. Фенелона, 1651-1715; статьи Ш. Сент-Эвремона, ок. 1616-1703). Драматургия Ж. Расина (1639-99) воплотила трагич. неразрешимость конфликта человека и гос-ва, к-рое предстаёт у автора как начало деспотическое, близкое к вост. тирании (" Андромаха", 1668, " Британник", 1670). На первый план у Расина выдвигается психология героя, в к-рой обнаруживаются тёмные, иррациональные черты, игра необузданных страстей (" Федра", 1677).

Уже на исходе 17 в. во франц. культуре нарастают просветительские тенденции (" История оракулов" и др. соч. Б. Фон-тенеля), но эпигонский классицизм 1-й трети 18 в. (драматургия П. Ж. Кребийо-на-отща, 1674-1762) сдерживает развитие Просвещения. Возникает лит-pa рококо, пронизанная гедонизмом и скептицизмом, показным вольномыслием. В лирике рококо культивируются малые формы (эпиграмма); наиболее значит, поэты - Г. А. Шольё (1639-1720), Ш. О. Лафар (1644-1712), Ж. Б. Грессе (1709-77), К. Ж. Дора (1734-80). Соединить игривую лёгкость рококо с нормами классицизма стремился Ж. Б. Руссо (1670 или 1671-1741). В прозе (К. А. Вуазнон, С. Буфлер и др.) лит-pa рококо тяготела к короткой новелле и эротич. " сказочке". Приёмами рококо с его духом эпатажа широко пользовались просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро).

В 1-й пол. 18 в. усиленно развиваются комедия и роман. Комедия следует традициям Мольера (Ш. Дюфрени, Ж. Ф. Реньяр и др.); у А. Р. Лесажа (1668-1747) усиливается социальная острота и бытовой реализм (" Тюркаре", 1709); П. К. Мариво (1688-1763) создал тип комедии, построенной на тонкой словесной игре, передающей прихотливую сложность характеров героев. У Ф. Н. Детуша (1680-1754) и П. К. Ни-веля де Лашоссе (1692-1754) этот жанр наполнился назидат. мотивами. В романе преобладают нравоописат. реалистич. тенденции. Своеобразный плутовской роман создал Лесаж (" История Жиль Блаза из Сантильяны", 1715-35). У Мариво (" Жизнь Марианны", 1731 - 41) и А. Ф. Прево (1697-1763) в " Манон Лес-ко" (1731) и др. романах глубоко разработана психология героев, а сатирически изображённым представителям общества противостоят " естественные" натуры. П. К. Кребийон-сын (1707-77), отдавший дань вкусам рококо (" Софа", 1742), в романе " Заблуждения сердца и ума" (1736) показал паразитизм и бездушие аристократии (как и Ш. П. Дюкло, 1704-72). Гротескно-сатирич. картину франц. жизни создал Ш. Л. Монтескье (1689-1755; " Персидские письма", 1721). В 1-й пол. 18 в. ведущую роль в лит-ре играет Вольтер (1694-1778) -крупнейший поэт-сатирик (эпиграммы, поэма " Орлеанская девственница", 1755), драматург, поставивший классицистич. нормы на службу просветит, идеалам (" Магомет", 1742, и др.), замечат. прозаик (повести " Задиг", 1748, " Кандид", 1759, и др.), философ, историк, публицист.

С 1751 начинает выходить " Энциклопедия", издававшаяся Д. Дидро (1713-1784), Ж. Л. Д'Аламбером и др. просветителями, отразившими радикальные настроения передовой части третьего сословия. Дидро создал жанр " мещанской драмы", где его последователями были М. Ж. Седен (1719-97), Л. С. Мерсье (1740-1814), ранний П. О. К. Бомарше (1732-99), выступал по вопросам эстетики. Его романы " Монахиня" (1760), " Жак-Фаталист" (1773), повесть-диалог " Племянник Рамо" (1762-79) - наиболее значит, произв. просветит, реалистич. прозы.

Отход от цросветительского рационализма, связанный с культом -природы, естественности, изображением " жизни сердца", обозначился в лит-ре сентиментализма. Романы " Новая Элоиза" (1761) и " Эмиль" (1762) и " Исповедь" (1766-1769) Ж. Ж. Руссо (1712-78) вывели на сцену новый тип третьесословного героя, углубили приёмы раскрытия его подвижного и противоречивого характера. Последователи Руссо - Мерсье, Н. Ретиф де Ла Бретонн (1734-1806), уделявшие внимание социально-бытовой стороне жизни, и Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер (1737-1814), склонный идиллически трактовать жизненные конфликты.

В предреволюц. годы во франц. лит-ре рядом с сентиментализмом возникает предромантизм (Ж. Казот, 1719-92); у Э. Парни (1753-1814) элегич. мотивы, предвещающие- романтизм, сочетаются с заострённой антирелигиозностью и с обращением к приёмам рококо. Измельчание феод, идеалов, обществ, и духовный крах дворянства раскрыли Ж. Б. Лу-ве де Кувре (1760-97) и особенно П. А. Ф. Шодерло де Лакло (1741-1803) в романе " Опасные связи" (1782) и Бомарше в комедии " Женитьба Фигаро" (1784), отмеченной революц. духом. Традиции классицизма продолжают тонкий лирик А. М. Шенье (1762-94) и.драматург М. Ж. Шенье (1764-1811), наполнивший свои трагедии гражд. пафосом.

Революц. классицизм - ведущий метод в период Великой франц. революции. Были созданы новые пьесы М. Ж. Шенье, Ф. Ф. Н. Фабра д'Эгланти-на (1750-94), оды и гимны П. Лебре-на (1729-1807), Т. Дезорга (1763-1808) и др. Получает распространение массовая революц. песня (" Марсельеза" К. Ж. Руже де Лиля, 1760-1836), публицистика (Робеспьер, Марат), очерк (Мерсье). Наследник просветительских идеалов - автор летучих песен-прокламаций, тираноборч. фарса " Страшный суд над королями" (1793) П. С. Марешаль (1750-1803), отразивший взгляды якобинцев.

С нач. 19 в. господствующим направлением во франц. лит-ре становится романтизм. Феод, реакцию на революц. события отразил консервативный романтизм, с позиций защиты христ. религии отрицавший " вольномыслие" просветителей: публицисты Ж. де Местр (1753-1821), Л. Бональд (1754-1840). Авторитет церкви утверждал в трактате " Гений христианства" (1802) Ф. Р. де Шатобриан (1768-1848); однако художеств, значение включённых в трактат повестей " Атала" (отд. изд. 1801)и " Рене" (отд. изд. 1802) оказалось шире первонач. замысла: здесь впервые в европ. лит-ре прозвучала тема " лишнего человека". В полемику с идеологами Реставрации вступили писатели, признававшие исторически прогрессивную роль революции. Анна Луиза Жер-мена де Сталь (1766-1817) в кн. " О литературе" (1800) призывала к либерализации обществ, строя Ф. Её романы " Дельфина" (1802), " Коринна, или Италия" (1807) выдвинули поэтич. образ женщины, живущей в разладе с окружающей средой, стремящейся к духовному раскрепощению. Одинокий герой - в центре романов-" исповедей" Б. Кон-стана (1767-1830; " Адольф", опубл. 1815) и Э. П. Сенанкура (1770-1846; " Оберман", 1804). В жанре " разбойничьего романа" написан " Жан Сбогар" (1818) Ш. Нодье (1780-1844). В области поэзии - сб. " Поэтические раздумья" (1820) и др. А. де Ламартина (1790-1869) - франц. __ романтизм обогатил александрийский стих и рифму. От чувства трагич. разлада с действительностью к богоборч. настроениям эволюционирует творчество А. де Виньи (1797-1863).

2-й этап франц. романтизма связан с предреволюц. и революц. движением 30-40-х гг. и ярко проявился в творчестве В. Гюго (1802-85). Его эпич. цикл " Легенда веков" (1859-83) и стихи о Парижской Коммуне 1871 (" Грозный год", 1872) завершили реформу франц. поэзии, начатую романтиками. Стихия непо-средств. чувства, жизнерадостность, ирония, грусть - осн. мотивы лирики А. де Мюссе (1810-57). Влиятельным защитником романтизма в 20-30-х гг. был лит. критик Ш. О. Сент-Бёв (1804-69). Торжество прогрессивных тенденций романтизма 30-х гг. чрезвычайно полно выявилось в связи с театр, иск-вом в острой полемике между романтиками и неоклассицистами. Накануне Июльской революции 1830 эта полемика приобретала по-литич. характер. Её кульминацией явилось предисловие Гюго к его драме " Кромвель" (1827) - декларация эстетич. принципов прогрес. романтизма. Гюго (" Собор Парижской богоматери", 1831; " Отверженные", 1862; " Девяносто третий год", 1874), Виньи (" Сеи-Мар", 1826), Мюссе (" Исповедь сына века", 1836), Жорж Санд (1804-76), А. Дюма-отец (1802-70) превратили роман в " синтетический" жанр, сочетающий лирич., эпич. и драматич. начала. Ведущая тема творчества Санд - борьба женщины за человеческие права (" Индиана", 1832; " Консуэло", 1842-43, и ДР.). Социальные проблемы ставил Э. Сю (1804-57) в романах-фельетонах " Парижские тайны" (1842-43) и др. В стилистически изощрённой поэзии и прозе Т. Готье (1811-72) и Ж. де Нерваля (1808-55) намечается переход к " чистой" поэтич. форме (у Готье), к символич. многозначности образов (у Нерваля).

Революц. подъём 30-40-х гг., способствовавший интенсивному развитию прогрес. романтизма, создал предпосылки и для реалистич. осмысления совр. обществ, отношений. Франц. критич. реализм с начала своего возникновения сочетал остроту постановки коренных социальных проблем, широту ист. охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. Черты реализма обнаруживаются в памфлетах П. Л. Курье (1772-1825), в сатирич. стихах и песнях П. Ж. Беранже (1780-1857), Э. Моро (1810-38), О. Барбье (1805-82). Высшее воплощение он получил в романах Стендаля (1783-1842) и О. де Бальзака (1799-1850).

Стендаль и Бальзак сыграли ведущую роль в развитии зап.-европ. критич. реализма 19 в. Они обогатили мировую лит-ру, разработав свои методы реалистич. типизации. В романе " Красное и чёрное" (1831) Стендаль утвердил основы психологич. направления в реализме. Он дал герою романа многогранную аналитич. характеристику. Гибель Жюльена Сореля предстаёт как следствие того, что бурж. обществу он пытался противостоять в одиночку. Эту же тему Стендаль варьирует в романах " Люсьен Левен" (1834-36, впервые под назв. " Зелёный стрелок", изд. 1855, полностью 1929) и " Пармская обитель" (1839). Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, художеств, исследование франц. общества в период Реставрации и Июльской монархии дал Бальзак в цикле романов и повестей " Человеческая комедия" (1829-1848). Писатель сосредоточил внимание на темах распада семьи (" Отец Горио", 1834-35), власти золота (" Гобсек", 1830) и нравств. гибели личности (" Шагреневая кожа", 1830-31). Источники драматизма " Человеческой комедии" - в напряжённом характере эпохи и человеческого существования. Мастером новеллы был П. Мериме (1803-70), подходивший к задаче воссоздания " местного колорита" реалистически, как историк и этнограф (" Матео Фальконе", 1829; " Кармен", 1845).

Кон. 40 - нач. 50-х гг. отмечены углублением идейно-эстегич. противоречий. Представители реалистич. песенной поэзии П. Лашамбоди (1806-72), П. Дюпон (ШТ-70), Л. Менар (1822-1901) выступили в защиту жертв Июньского восстания 1848. Вершина гражд. поэзии, связанной с Революцией 1848, - стихи Гюго в сб. " Возмездие" (1853). Идейными противниками республиканцев становятся после гос. переворота 1851 писатели-бонапартисты О. Фёйе (1821-90), М. Дю Кан (1822-94), Э. Абу (1828-85) и др. Бурж.-апологетич. лит-pa в период Второй империи противопоставляет принципам реалистического искусства " школу здравого смысла"; к ней принадлежали драматурги Ф. Понсар (1814-67), Э. Ожье (1820-89)и А. Дюма-сын (1824-1895). Попытку теоретически осмыслить Опыт Бальзака (и в области живописи - Г. Курбе) предпринимают Шан-флёри (1821-89; сб. статей " Реализм", 1857) и Л. Э. Дюранти (1833-80; курн. " Реализм", изд. им в 1856-1857). Однако в своих художеств, про-взв. они, как и А. Мюрже (1822-61), обращались преим. к бытописательству. Это характерно и для романов бр. Гонкуров (Жюль, 1830-70; Эдмон, 1822-1896), с творчеством к-рых связано зарождение натурализма во франц. лит-ре (" Жермини Ласерте", 1865; " Девка Эли-ва", 1877, и др.). Г. Флобер (1821-80) в романах " Госпожа Бовари" (1857), " Воспитание чувств" (1869), " Бувар и Пекю-ше" (1861) обличал бурж. мораль, нравы, вауку, политич. жизнь. В центре внимания писателя - проблема ограниченности человеческих возможностей, тщетные поиски глубокого чувства, полноты жизни в бурж. обществе. Издававшие лирич. сб-ки " Современный Парнас" (1866-76) Ш. Леконт де Лиль (1818-94), Т. де Банвиль (1823-91), Сюлли-Прюдом (1839-1907), Ф. Коппе (1842-1908) и др. (см. " Парнас") неприятие бурж. мира выражали выключением его из своей эстетич. сферы, обращаясь к сюжетам др.-греч. и инд. мифов, сканд. саг (Леконт де Лиль), используя мотивы вост. поэзии (Л. Буйе, 1822-69), итал. Возрождения (Ж. М. Эредиа, 1842-1905). В творчестве Ш. Бодлера (1821-67), напротив, конфликт художника с бурж. действительностью принимает бескомпромиссную форму: поэт с горечью пишет о судьбе иск-ва и художника в совр. мире, обнажая язвы общества, создавая гротескные образы торжествующих буржуа (сб. стихов " Цветы зла", 1857).

В условиях технич. и науч. прогресса 60-70-х гг. развивается приклю-ченч., научно-фантастич. лит-pa - романы Ж. Верна (1828-1905). Возрастает интерес и к гуманитарной культуре (история иск-в, религий и др.): " История происхождения христианства" (т. 1-8, 1863-83; Ж. Э. Ренан, 1823-92).

Патриотич. нар. движение во время франко-прусской войны 1870-71 и Парижская Коммуна 1871 открыли новую эпоху в развитии лит-ры. Мн. писатели связали свою жизнь и творчество с идеалами и революц. борьбой пролетариата. Э. Потье (1816-87), "...один из самых великих пропагандистов посредством п е сн и" (Л ен и н В. И., Соч., 5 изд., т. 22, с. 274), создал в июне 1871 -" Интернационал" (опубл. 1887); величие Парижской Коммуны и её уроки осмыслены им в поэме " Парижская Коммуна" (1876). Героизм коммунаров запечатлен в лирике Луизы Мишель (1830-1905), в песнях Ж. Б. Клемана (1836-1903), в поэзии Э. Вермерша (1845-78), Э. Шатлена (1829-1902), К. Гюга (1851-1907). Коммуне поев. " Военный гимн Парижа" и др. стихи А. Рембо (1854-91). Чл. Парижской Коммуны, ред. газ. " Кри дю пёпль" (" Le cri du peuple") Ж. Вал-лес (1832-85) воссоздал в реалистич. трилогии " Жак Вентра" (1879-86) историю жизни и революц. борьбы молодого человека 19 в. Л. Кладель (1835-92) в традициях революц.-романтич. патетики повествует о героич. днях в романе " INRI" (1872-87, опубл. 1931; в рус. пер. -" Жак Ратае", 1933). Парижская Коммуна и развивающееся в 80-90-е гг. социа-листич. рабочее движение, предельно обнажив классовый антагонизм бурж. общества, воздействовали на творчество крупнейших мастеров критич. реализма.

Э. Золя (1840-1902) в цикле " Ругон-Маккары" (1871-93) дал социально-пси-хологич. исследование общества в эпоху перерастания капитализма в империализм (" Жерминаль", 1885). В противоборстве с натуралистич. тенденциями (в 80-е гг. Золя - признанный теоретик натурализма) писатель реалистически запечатлел сложное взаимодействие между типич. характерами эпохи (" Деньги", 1891; " Разгром", 1892), увидел в поднимающемся социализме зародыш социального закона будущего (роман " Труд", 1901). Творчество Ги де Мопассана (1850-93) пронизано резким неприятием бурж. пошлости (роман " Жизнь", 1883), политиканства Третьей республики (роман " Милый друг", 1885), предпринимательского ажиотажа (роман " Монт-Ориоль", 1886) и колон, авантюр. Новеллы Мопассана рисуют широкую панораму быта и нравов Франции поел. четв. 19 в. Разнообразие средств реалистич. типизации и изобразительности присуще А. Доде (1840-97; трилогия " Необычайные приключения Тартарена из Тараскона", 1872-90).

В поэзии кон. 19 в. наиболее влият. направлением был символизм - С. Малларме (1842-98; эклога " Послеполуденный сон фавна", ок. 1865, опубл. 1876), П. Верлен (1844-96), Рембо (стих. " Пьяный корабль", сонет " Гласные"), П. Фор (1872-1960). В русле натурализма развивалось творчество П. Алексиса (1847-1901), О. Мирбо (1850-1917).

В ранних повестях и романах Ж. Ш. Гюисманса (1848-1907) содержались реалистич. сцены из нар. жизни (роман " Марта", 1876); впоследствии писатель испытал воздействие декаданса (роман " Наоборот", 1884). П. Бурже (1852-1935), продолживший в романе " Ученик" (1889) тему судьбы молодого человека 19 в., в 90-е гг. смыкается с реакц., шо-винистич. лит-рой; её ведущая фигура-М. Баррес (1862-1923; трилогия " Роман национальной энергии", 1897-1902).

Реалистич. лит-pa на рубеже 19-20 вв. развивалась в борьбе с лит-рой империа-листич. реакции (Ш. Моррас, 1868-1952; П. Адан, 1862-1920) и одним из самых характерных её проявлений - колон, романом П. Лоти (1850-1923), К. Фаррера (1876-1957), в полемике с декадентскими (М. Швоб, 1867-1905; А. Жид, 1869-1951) и авангардистским (А. Жарри, 1873-1907) течениями. Художеств, прогресс франц. лит-ры этого периода определяло творчество классиков реалистич. искусства, воспринявших социалистич. идеи, - А. Франса (1844-1924), Р. Рол-лана (1866-1944), Ж. Ренара (1864-1910), Ш. Л. Филиппа (1874-1909).

В тетралогии " Современная история" (1897-1901) Франс открыто выражал сочувствие рабочему классу. Бурж. цивилизацию обличал в фантастич., са-тирич. и гротескных романах " На белом камне" (1904), " Остров пингвинов" (1908), " Восстание ангелов" (1914). Лит. и обществ, деятельность сочетал Ренар, сотрудничавший в газ. " Юманите" (" L'Humanite") со дня её основания. Его желчная ирония направлена против праздных, озлобленных буржуа (повесть " Рыжик", 1894). Филипп противопоставил паразитич. существованию парижского " дна" (роман " Бюбю с Монпарна-са", 1901, и др.) жизненную мудрость бедняков (роман " Папаша Пердри", 1902). Жизнь народа реалистически воссоздал Э. Ле Руа (1836-1907) в эпопее " Жаку Крокан" (1899), а взаимоотношения человека с природой - Л. Пенго (1882-1915), Габриель Сидони Колетт (1873-1954). Героич. мотивы звучали в творчестве неоромантика Э. Ростана (1868-1918; комедия " Сирано де Берже-рак", 1898). Социалистич. идеи вооружили Роллана философией, к-рая сопрягает устремления личности с ходом истории. Его драматургич. цикл " Драмы Революции" -реалистич. классика, определившая гражданств, пафос франц. демо-кратич. драматургии. История жизненных и идейных исканий творч. личности-содержание романа " Жан-Кристоф" (1904-1912). Роман " Кола Брюньон" (1918) возродил ренессансную традицию Рабле.

В полемике с символистской отстранённостью от реальности в 1906 возник унанимизм с его иллюзорной верой в гармонию между классами: Ж. Дюамель (1884-1966), Ш. Вильдрак (1882-1971) и Ж. Ромен (1885-1972). Романтич. традиция ощутима в лирич. " романе воспитания" Ален-Фурнье (1886-1914) " Большой Мольн" (1913). Сложным переплетением модернистских и реалистич. тенденций отмечено творчество М. Пруста (1871 -1922), чей роман " В поисках утраченного времени" (публ. завершена в 1927) - одно из первых соч. " потока сознания". Живое чувство истории побуждало писателя-католика П. Клоделя (1868-1955) выходить за пределы символизма (А. де Ренье, 1864-1936) и неоклассицизма (Ж. Мореас, 1856-1910) к социально значимым проблемам - дра-матич. трилогия " Заложник" (1911), " Чёрствый хлеб" (1918), " Униженный отец" (1920). Мистич. туманности и велеречивости символистов поэты-" фанта-зисты" Т. Дерем (1889-1941), П. Ж. Туле (1867-1920), Ф. Карко (1886-1958) противопоставили искренность чувства и ясность поэтич. языка. Дань модернистским исканиям " конца века" отдал Г. Аполлинер (1880-1918), прокладывавший собств. путь к " новому реализму" в поэзии (кн. " Алкоголь", 1913) и прозе (цикл новелл " Ересиарх и К°", 1910), автор лиро-эпич. хроники о войне " Кал-лиграммы" (1918).

1-я мировая война 1914-18 и Великая Окт. социалистич. революция в России обозначили новый этап в развитии франц. лит-ры. Романы " Огонь" (1916) и " Ясность" (1919) А. Барбюса (1873-1935)-родоначальника социалистического реализма во франц. лит-ре- отразили рост революц. сознания франц. народа. Бар-бюс в 1919 создал междунар. орг-цню писателей " Кляргае" для защит.ы Сов. России, борьбы за мир. Против реакции направлены его " Правдивые повести" (1928), работы о лит-ре (" Золя", 1932) и публицистика П. Вайян-Кутюрье (1892-1937), к-рый в 1921 встречался с В. И. Лениным и в очерковых репортажах рассказал об СССР. Роллан от позиции < Над схваткой" (назв. сб. его статей, 1915) приходит к революц. гуманизму: роман-эпопея " Очарованная душа" (1922-33). Новое качество роллановского реализма сказалось также в его эстетике (ст. " Ленин. Искусство и действие", 1934), публицистике и драматургии (" Робеспьер", 1939). Роллан был идейным вдохновителем междунар. антифаш. фронта, организатором конгрессов миролюбивых сил. В лит-ре 20-30-х гг. видное место занимают моралист Ален (1868-1951), П. Валери (1871-1945), для к-рого характерно движение от символизма к интеллектуальной поэзии. Авангардистское направление представляли Б. Санд-рар (1887-1961), П. Реверди (1889-1960), кубофутурист Ж. Кокто (1889-1963), дадаист (см. Дадаизм) Т. Тцара (1896-1963) и сюрреалисты (см. Сюрреализм) А. Бретон (1896-1966), П. Элюар (1895-1952), Л. Арагон (р. 1897), Ф. Су-по (р. 1897), А. Арто (1896-1948)-автор авангардистского манифеста " Театр жестокости" (1935).

В сплочении писателей демократич. направления существ, роль сыграли Междунар. конгрессы писателей в защиту культуры (1935, 1937). Выходят романы о положении рабочего класса, его участии в обществ, борьбе в годы Нар. фронта- " Запрещённая манифестация" (1935) Л. Муссинака (1890-1964), " Тяжёлый хлеб" (1937) Ж. Фревиля (1898-1971), " Зелёная зона" (1935) Э. Даби (1898-1936), " Великая борьба" (1937) Т. Реми (р. 1897). Арагон создаёт кн. стихов " Ура, Урал! " (1934)и романы" Базель-ские колокола" (1934) и " Богатые кварталы" (1936). В 30-е гг. переходит на революц. позиции (" Испания! Испания! ", 1936) Ж. Р. Блок (1884-1947).

Находясь на стороне прогрессивных сил, А. Мальро (1901-76) в романе " Надежда" (1937) осудил фаш. агрессию в Испании. Поворот вправо совершается в политич. взглядах Ромена (" Люди доброй воли", т. 1-27, 1932-46). Автор пацифистского романа " Большое стадо" (1931) Ж. Жионо (1895-1970) оказывается в плену консервативно-уто-пич. идей (роман " Песнь земли", 1934). Откровенно реакц. тенденции во франц. лит-ре кон. 30-х гг. проявились в творчестве А. Монтерлана (1896-1972), Л. Селина (1894-1961).

Укрепление позиций критич. реализма ярко выразилось в творчестве Р. Мартен дю Тара (1881-1958), Ф. Мориака (1885-1970) и Дюамеля. Многотомный роман Мартен дю Гара " Семья Тибо" (1922-40) раскрыл духовное оскудение буржуазии и с.-д. лидеров в канун 1-й мировой войны 1914-18. В романах Мориака " Тереза Декейру" (1927), " Клубок змей" (1932), " Дорога в никуда" (1939) католич. тенденциозность сочетается с острой критикой бурж. отношений. Дюамель разоблачал бурж. своекорыстие и эгоизм, отказываясь, однако, от обществ, активности в пользу нравств. самосовершенствования (цикл романов " Жизнь и приключения Салавена", т. 1-5, 1920-32). В русле критич. реализма развивалось в 20-30-е гг. творчество Вильдрака (пьесы " Пароход & bdquo; Тинэсити" ", 1919, и др.), Р. Доржелеса (1886-1973; роман " Деревянные кресты", 1919), А. Моруа (1885-1967; " Первые рассказы", 1935), М. Арлана (р. 1899; сб. новелл " Лучшие дни нашей жизни", 1937),
Ж. Бернаноса (1888-1948; роман " Дневник сельского священника", 1936), Л. Гийу (р. 1899; роман " Чёрная кровь", 1935), А. Арну (1884-1973) и М. Эме (1902-67). Общественно значимые проблемы поставлены в драмах Ж. Жиро-ду (1882-1944; " Троянской войны не будет", 1935), Ж. Ануя (р. 1910; " Дикарка", 1938). Романтич. оппозиция бесчеловечной логике капиталистич. развития отразилась в творчестве П. Мак-Орлана (1882-1970) и А. Дотеля (р. 1900).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 рождается лит-pa антифаш. Сопротивления. Продолжала выходить газ. " L'Humani-te", организовывались антифаш. издания- " Resistance", " La Pensee libre", орган Нац. комитета писателей (осн. 1942) " Les lettres francaises" и др. Высокая идейность и гражданственность обусловили масштабность и художеств, значимость патриотич. поэзии Сопротивления: " Открытая книга II" (1942) и " Поэзия и правда 1942" (1942) Элюара, сб-ки Арагона " Нож в сердце" (1941), " Французская заря" (1945), цикл трагич. стихов " Бойня" Э. Гильвика (р. 1907), стихи Мадлен Риффо (р. 1923; сб. " Сжатый кулак", 1945). Первой повестью Сопротивления стало " Молчание моря" (1942) Веркора (р. 1902). Отказавшись от сюр-реалистич. экспериментаторства, обращается к песенной, нар. основе стиха Р. Деснос (1900-45). Фаш. варварству противопоставляет стойкую память о нормальном ходе жизни, о счастье мирных дней Ж. Превер (1900-77). Тема ответственности за судьбы родины звучит в творчестве писателей-католиков Ж. Кейроля (р. 1911; " Поэмы ночи и тумана", 1946), Л. Массона (1915-69; " Посюсторонние стихи", 1942). В поэзии А. Мишо (р. 1899), Р. Кено (р. 1903), Ж. Одиберти (1899-1965), Ф. Понжа (р. 1899), Р. Шара (р. 1907), пронизанной чувствами безысходности и скорби, определяющим был гражд. пафос.

Движение Сопротивления выявило решающую роль народа, рабочего класса и его авангарда - ФКП в завоевании нац. независимости. Путь от трагич. 1940 до освобождения Парижа в 1944 запечатлен в публицистике Блока, в дневниковой кн. Муссинака " На плоту & bdquo; Медузы" " (1945), в повести Ж. Коньо " Побег" (1947), в са-тирич. и социально-психологич. новеллах Фревиля и П. Куртада (1915-63), в повести Ж. Лаффита (р. 1910) " Живые борются" (1947). Кн " Письма расстрелянных" (1946) - документ, свидетельство героизма борцов-коммунистов. О ге-роич. борьбе патриотов повествуют роман А. Шамсона (р. 1900) " Кладезь чудес" (1945), документ, очерк " Поезд 12 ноября" (1943, опубл. 1965) и повесть " Последняя бригада" (1946) М. Дрюона (р. 1918), кн. рассказов Э. Триоле (1896-1970)" За порчу сукна-штраф двести франков" (1945), публицистика Ф. Мориака (" Чёрная тетрадь", 1943). В романе " Коммунисты" (1949-1951) Арагон запечатлел историю Ф. в этот переломный период её развития. Лит-ра понесла потери: был казнён Ж. Декур (1910-42); пали в бою Ж. Прево (1901-1944), А. Шеневьер (1908-44); П. Юник (1909-45), Деснос, М. Жакоб (1876-1944), Б. Фондан (1898-1944) - жертвы фаш. концлагерей. Выполняя боевое задание, погиб А. Сент-Экзюпери (1900-44), автор повести " Военный лётчик" (1942), филос. сказки " Маленький принц" (1943).

Опыт воен. лет питает франц. реалистич. прозу кон. 40-50-х гг. - романы " Странная игра" (1945) Р. Вайяна (1907-65), " Время мертвецов" (1953) П. Гаскара (р. 1916), " Смерть - моё ремесло" (1953) Р. Мерля (р. 1908), " Там, где больше трава не растёт" (1952) Ж. Маньяна (р. 1902), " Майор Ватрен" (1956) А. Лану (р. 1913). В трилогии Дрюона " Сильные мира сего" (1948-51) воссоздана эпоха между двумя мировыми войнами, история нравств. деградации правящих классов, приведших страну к нац. катастрофе. Э. Базен (р. 1911) в трилогии о частной жизни буржуа " Семья Резо" (1948-73) обнажает систему домашнего мучительства, рождающую в душе героя протест. Лит-ра критич. реализма является наиболее представительной и постоянно пополняет свои ряды: М. Женевуа (р. 1890), Г. Шевалье (1895-1970), М. Паньоль (р. 1895), Ф. Эриа (1898-1971), М. Фомбер (р. 1906), Э. Роблес (р.1914), Ж.Э.Клансье (р.1914), Р. Гренье (р. 1919), Б. Клавель (р. 1923), П. Лене (р. 1942), Б. Пуаро-Дельпеш (р. 1929) и др. Для творчества Симоны де Бовуар (р. 1908), А. Труайя (р. 1911), Франсуазы Саган (р. 1935), Р. Сабатье (р. 1923) характерно противоборство нату-ралистич. и реалистич. тенденций. В 50-е гг. достигает расцвета творчество поэтов Сен-Жон Перса (1887 - 1975), П. Ла Тур дю Пена (1911-75), в 60-70-е-Ж. Рубо (р. 1932), Б. Варгафтига (р. 1934).

Бурж. " массовой" культуре противостоит творчество писателей социалистич. реализма, отражающее жизнь во Ф.: борьба трудящихся за возрождение страны (А. Стиль, р. 1921; сб. рассказов " Слово & bdquo; шахтёр", товарищи", 1949), движение за мир (П. Гамарра, р. 1919; " Сирень Сен-Лазара", 1951). Писатели марксистско-ленинского мировоззрения выступают против войн франц. империалистов в Индокитае (Куртад, роман-репортаж " Чёрная река", 1953; Ж. П. Шаброль, р. 1925; роман " Последний патрон", 1953) и в Алжире (М. Риффо, сб. стихов " Если в этом повинен жасмин", 1958), за коренные изменения условий жизни и труда (Г. Монмуссо, 1883-1960; " Котомка Жана Бреко, уроженца Турени", 1951; Вайян, роман " Пьеретта Амабль", 1954). Эстетику социалистич. реализма развил в 50-е гг. Арагон (лит.-критич. соч. " Свет Стендаля", 1954). Ист. романы " Страстная неделя" (1958) Арагона и " Божьи безумцы" (1961) Шаброля поев, осмыслению роли нар. масс в ист. процессе.

В 50-60-е гг. социалистич. и критич. реализм во франц. лит-ре продолжали идейно-эстетич. борьбу с консервативно-охранительным направлением (Т. Моль-нье, р. 1909) и с различными декадентскими и модернистскими школами и течениями, в первую очередь с экзистенциализмом Ж. П. Сартра (р. 1905), пришедшего в кон. 60-х гг. к защите " новых левых", и А. Камю (1913-60). Экзистенциалистские идеи по-разному преломились в " театре абсурда" Э. Ионеско (р. 1912; " Носороги", 1959), С. Беккета (р. 1906; " В ожидании Годо", 1952) и в " ковол романе* Натали Саррот (р. 1900; роман " Золотые плоды", 1963), А. Роб-Грийе (р. 1922; роман-киносценарий " В прошлом году в Мариенбаде", 1961), М. Бютора (р. 1926), К. Симона (р. 1913). Экзистенционалистские мотивы проникают и в творчество Ануя (драма " Беккет, или Честь божья", 1959). Мн. писатели отошли от экзистенциализма, от теории и практики модернизма. Так, А. Адамов
(1908-70) от " театра абсурда" пришёл к " общественному театру" (трагедия " Весна 71 года", 1961; трагифарс " Святая Европа", 1966). А. Салакру (р. 1899), в 20-е гг. близкий к сюрреализму, в послевоен. годы создаёт трагедии об эпохе Сопротивления (" Ночи гнева", 1946), о забастовке докеров (" Бульвар Дюран", I960).

Развитие социалистич. реализма во франц. лит-ре сер. 60-70-х гг. происходит в упорной борьбе с ревизионизмом А. Лефевра, Р. Гароди, П. Декса. Напряжение этой идейной борьбы по-разному отозвалось в творчестве писателей. Арагон создаёт новую ред. романа " Коммунисты" (1967), экспериментально-пси-хологич. " Театр/Роман" (1974); романы " Пушка & bdquo; Братство" " (1970) Шаброля, " Семьдесят два солнечных дня" (1975) Гамарра в полной мере подтверждают действенность и жизнеспособность лит-ры социалистич. реализма.

А. Д. Михайлов (до 19 в.), И. Б. Дюшен (с нач. 19 в. до 1870), В. П. Балашов (с 1871).

Литературоведение. Предвестниками франц. литературоведения явились " Защита и прославление французского языка" (1549) Ж. Дю Белле и " Краткое изложение поэтического искусства" (1565) П. Ронсара, в к-рых предпринята попытка систематизации лит. жанров. В 17 в. в формирование науки о лит-ре большой вклад внесли Ф. Малерб, Г. де Бальзак и Н. Буало, давший в " Поэтическом искусстве" (1674) формулировку теории классицизма. Существенным для эволюции взглядов на лит-ру явился " спор о древних и новых" в кон. 17 в. между Буало, защищавшим незыблемый авторитет древней лит-ры, и Ш. Перро (1628-1703) и Фонтенелем, отстаивавшими за совр. писателями право ориентироваться на запросы нового времени. В эпоху Просвещения литературоведч. критерии классицизма неоднократно подвергались критике, однако в целом Просвещение не отвергло их окончательно. Борьба с классицизмом стала осн. пунктом эстетич. программы романтиков. Ж. де Сталь впервые сформулировала принцип социально-ист, обусловленности лит-ры. В работах Стендаля (" Расин и Шекспир", 1823-25) и В. Гюго антиклас-сицистич. положения получили дальнейшее развитие. Ш. О. Сент-Бёв (" Беседы по понедельникам", 1851-62; " Новые понедельники", 1863-70) стал родоначальником т. н. биографического метода в литературоведении, согласно к-рому творчество писателя трактовалось как выражение его внутр. мира. Субъективизм метода Сент-Бёва попытался преодолеть И. Тэн (1828-93; " Философия искусства", 1865-69), к-рый, используя достижения естеств. и обществ, наук, создал культурно-историческую школу в литературоведении. Однако тэновская концепция, игнорируя роль социальных и идеологич. противоречий, была не в состоянии объяснить появление разл. лит. направлений в одну и ту же эпоху. Этот недостаток пытался компенсировать Ф. Брюнетьер (1849-1906), объясняя развитие лит-ры взаимовлиянием творч. методов (" Эволюция жанров в истории литературы", 1890). В кон. 19 - нач. 20 вв. традиции культурно-ист, школы во Ф. развивали Э. Фаге (1847-1916) и Г. Лансон (1857-1934). Тэновскому направлению в литературоведении противопоставляла себя импрессионистич. критика в лице А. Франса, Ж. Леметра, Р. де Гурмона. Яркий пример перерастания науки в художеств, творчество дают нек-рые работы М. Пруста (" Против Сент-Бёва", опубл. в 1954).

Зарождение марксистского литературоведения во Ф. связано с появлением в кон. 19 в. работы П. Лафарга (1842-1911) " Происхождение романтизма" (1885-96). В 20 в. существ, влияние на франц. литературоведение оказали ин-туитивистские идеи А. Бергсона (1859-1941; " Смех", 1900), наиболее последовательно развитые А. Тибоде. У Ш. Дюбо, практикующего метод " углублённого чтения", бергсонианство соединялось с традициями импрессионизма. С позиций абстрактного рационализма боролся против бергсоновских идей Ж. Бенда (1867-1956). Верность принципам историзма сохраняли Р. Лалу (1889-1960), Л. Ка-замиан, П. В. ван Тигем. Важную роль в развитии прогрессивного франц. литературоведения в кон. 30-х гг. сыграли литераторы-марксисты П. В. Кутюрье, Ж. Р. Блок, Л. Арагон.

В бурж. послевоен. литературоведении известны имена Р. М. Альбереса (р. 1921), П. Буадефра (р. 1926), Г. Пикона (р. 1915), П. А. Симона (1903-70), рассматривающих историю лит-ры через призму философии. Философичностью послевоен. франц. литературоведение обязано как возрастающей роли марксизма, так и моде на экзистенциализм. Ж. П. Сартр высказался в пользу активного, " ангажированного" иск-ва, однако метафизич. характер его экзистенциальной философии существенно ограничил её влияние. Экзистенциализм в философии и лит-ре сменил неопозитивистский структурализм. Как метод он чрезвычайно неоднороден: наряду с литературоведч. -лингвистич. структурализмом Р. Барта (р. 1915), А. Греймаса, Ц, То-дорова (р. 1939) существует психоанали-тич. структурализм Ж. Лакана, социология, структурализм Л. Гольдмана (1913-70). К структуралистской тенденции в литературоведении примыкает также журнал левацкого толка " Tel Ouel" (с 1960). Определённое влияние на литературоведч. структурализм оказал франц. философ Г. Башлар (1884-1962), положивший начало структуралистско-символич. критике (М. Бланшо, р. 1907; Ж. Пулет, р. 1902; Ж. П. Ришар, р. 1922). В разработке теории марксистского литературоведения во Ф. большую роль сыграл руководимый Арагоном еженедельник (" Les lettres francaises", 1942-1972). Марксистское литературоведение последовательно отстаивает принципы социального анализа, важную роль иск-ва в классовой борьбе. Позиции прогрессивного литературоведения укрепляются благодаря широкому обсуждению его проблем на страницах ряда периодич. изд. -" L'Humanite", " La Pensee", " La Nouvelle critique" (c 1948), " L'Europe" (c 1923), " France nouvelle".

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; История французской литературы, т. 1-4, М. - Л., 1946-1963; Андреев Л. Г., Французская литература 1917-1956 гг., М., 1959; его ж е, Современная литература Франции. 60-е годы, М., 1977; Анисимов И. И., Французская классика со времен Рабле до Р. Рол-лана, М., 1977; Шишмарев В. Ф., Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1965; Державин К. Н., Театр французской революции (1789-1799), Л., 1932; Французский реалистический роман XIX в. Сб. статей, под ред. и с предисл. В. А. Десницкого, Л. - М., 1932; Облом невский Д. Д., Французский классицизм, М., 1968; Е в н и н а Е. М., Современный французский роман" 1940-1960, М., 1962; ВеликовскийС.. Поэты французских революций, 1789-1848 гг., М., 1963; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле..., М., 1965; Н а р к и р ь е р Ф. С., Французская революционная ли-тература (1914-1924), М., 1965; П у з и-к о в А., Портреты французских писателей, М., 1976; Виппер Ю. Б., Поэзия Плеяды, М., 1976; ЯкимовичТ. К., Французская драматургия на рубеже 1960-1970-х гг., К., 1973; Ре и з о в Б. Г., Французский ромаа XIX в., М., 1969; Трущенко Е. Ф., Социалистический реализм во французской литературе, М., 1972; Еремеев Л. А., Французский " новый роман", К., 1974; Neuf siecles de litterature francaise..., [P., 1958]; Manuel d'histoire litteraire de la France, [sous la dir. de P. Abraham et Desne], t. 1-4, P., 1965-1973; Adam A., Histoire de la litterature fran* caise au XVII siecle, v. 1-5, P., [1948-56]; ZumthorP., Histoire litteraire de la France medievale, P., 1954; В r u n С h., Le roman social en France au XIX siecle, P., 1910; R q u s" seaux A., Litterature du XX siecle, [v. 1-7, P., 1938-62]; Senechal С h., Les grands courants de la litterature francaise contemporaine, [Nouv. ed.], P., 1941; D u-< m e s n i 1 R., Le realisme et le naturalisme, P., [1965]; N a d e a u M., Le roman francais depuis la guerre, [P., 1970]; Prevost C., Litterature, politique, ideologic, P., 1973j Langlois P., Mareuil A., Guide bib" liographique des etudes litteraires, 3 ed., P., [1966]; Carl on i J.-C., Filoux J. C., La critique litteraire, 5 ed., P., 1966; M o-r e a u P., La critique litteraire en France, P., [I960]; Tieghem Ph. van, Les grandes doctrines litteraires en France de la Pleiade au surrealisme, P., 1974. В. А. Никитин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал