Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XV. Музыка. Истоки франц. нар. песни, составляющей основу муз
Истоки франц. нар. песни, составляющей основу муз. культуры страны, восходят к древнему фольклору кельтских, галльских и франкских племён, населявших терр. совр. Ф. Сохранившиеся изобразит, и лит. материалы свидетельствуют о важнейшей роли музыки и танца в обществ, жизни, семейном быту, религ. обрядах. Для франц. нар. песни характерны изящество и гибкость мелодии, тесная связь слова и музыки, чёткость строения. Типичен ритм 6/в (в танц. песнях - 2A), преобладающие лады - мажор и натур, минор. Часто в припевах встречается повторение звукосочетаний, не имеющих смыслового значения. Среди жанров старинных нар. песен - комплекты (песни-жалобы), танц., застольные, пастушеские (пастурели), любовные, свадебные, песни профессий. Своеобразны песни разных провинций: на С. страны фольклор сохранил следы влияний культуры нор-манов и бретонцев, на Ю. - исп., баскской музыки. В песенном фольклоре отразились ист. события, воен. походы, крест, восстания против феодалов. К древнейшим образцам фольклора относятся " песни о деяниях" (chansons de geste) - своеобразные эпич. поэмы, связанные с религ. легендами и исполнявшиеся на многократно повторяющийся напев. Этот жанр, родившись в недрах католич. церкви, ведёт своё происхождение от распевного чтения " житий святых". Предполагают также, что стихи " Кантилена о св. Евлалии" и др. поэтич. произведения раннего средневековья, в частности знаменитая " Песнь о Роланде", распевались на определённые мелодии. С нач. 4 в. христ. церковь всё чаще использовала в богослужении нар.-песенные напевы, приспосабливая их к лат. текстам. В 8 в. ранние галликанские формы христ. литургии вытесняются григорианским хоралом. Музыка была призвана усиливать мистич. воздействие лат. текстов. С течением времени, сохраняя мн. элементы григорианского кодекса, церк. музыка претерпевает значит, изменения (вводится франц. язык). Наряду с культовой получила распространение светская музыка, звучавшая при дворе франкских королей, в замках феодалов. В 9 в. важную роль в формировании муз. культуры играли певч. школы при монастырях и замках (метризы), где обучали пению, игре на разных инструментах, вырабатывались правила композиции. Особое место в истории муз. культуры Ф. принадлежало аббатству св. Марциала Лиможского. К 10 в. сложились каноны католич. литургии (месса). Развивалось также нар. иск-во, носителями к-рого были менестрели и жонглёры. Они исполняли повествоват. баллады, нравоучит. и шуточные песни, сопровождаемые весёлой пляской под аккомпанемент продольных флейт, лютен, ударных. В 11-13 вв. расцветает муз.-поэтич. иск-во странствующих певцов - трубадуров (Гильом IX - герцог Аквитанский, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Дж. Рюдель, Г. Рикьер). Родившись в условиях феод, строя Прованса, эта муз.-поэтич. традиция распространилась на север Ф., где её носителями стали труверы. Трубадуры и труверы прославляли мужество и благородство воинов, а также любовь к " прекрасной даме". Их песни и поэмы, сохранявшиеся в устной традиции, стали достоянием бродячих менестрелей, оказав значит, влияние на франц. лирич. поэзию. Развитие экономики и культуры городов (Тулуза, Монпелье, Лимож, Аррас и др.) способствовало выдвижению поэтов-певцов из гор. сословий, к-рые внесли свои особенности в тематику и жанры иск-ва трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, автор множества мотетов и песен, а также знаменитой комедии " Игра о Ро-бене и Марион", ок. 1283). Рост гор. культуры подготовил расцвет многоголосия, ранние образцы к-рого относятся к 9-14 вв. Уже в 9 в. церк. музыканты начали соединять в одноврем. звучании две мелодии (диафония, или параллельный органум). Высокие образцы многоголосия того времени представлены в творчестве монаха Перотина, одного из основателей первой школы (т. н. парижской) европ. хоровой полифонии. В период Раннего Возрождения (14 в.) церк. музыка освобождалась от жёсткой регламентации григорианского пения; гор. культура обогащалась новыми жанрами вокального многоголосия. Возникли и нашли широкий отклик в народе мистериальныс представления. Расцвету нар.-песенного иск-ва способствовали устраивавшиеся в монастырях, на гор. площадях, при дворах феодалов и королей церк. и светские празднества с шествиями, играми, плясками жонглёров. Гуманистич. муз. эстетика Раннего Возрождения наиболее ярко отразилась в творчестве мастера полифонии, комп. и поэта Гильома де Машо, комп., математика и муз. теоретика Филиппа де Вит-ри - видных представителей прогрессивного муз. движения аре нова (новое иск-во; названо по трактату " Ars nova" Филиппа де Витри). Это направление способствовало расцвету многоголосной вокальной музыки, оказав значит, влияние на церк. и светскую музыку в др. европ. странах. Дальнейшее развитие многоголосия связано с творчеством Г. Дю-фаи, Жоскена Депре, И. Окегема, а также мастера хор. полифонии К. Жанеке-на, создателя гугенотского хорала К. Гу-димеля, К. де Сермизи, к-рым принадлежат сохранившие своё художеств, значение хоровые сочинения (мотеты, мадригалы). Особое место занимает великий полифонист, представитель нидерландской школы О. Лассо, творчество к-рого -связующее звено между музыкой Ф., Италии и Фландрии. В 1528 П. Аттеньян основал в Париже муз. изд-во, выпустившее серию сб-ков светских вокальных произведений (в т. ч. нар. песни различных провинций Ф.) и инструм. пьес (для лютни, клавесина, спинета, арфы, гитары, духовых) в основном танц. характера. В 16-17 вв. усилились контакты между музыкантами Ф. и Италии, откуда, в частности, пришли новые веяния в области муз. театра. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини поставил в Лувре первый франц. балетный спектакль " Комедийный балет королевы" на музыку Ж. де Больё и Ж. Сальмона. Насаждению итал. муз. традиций способствовал кардинал Мазарини, к-рый привлёк в Париж композиторов и оперные труппы из Венеции и Болоньи, познакомившие франц. публику с новым для неё жанром оперы. Царствование Людовика XIV отмечено необычайной пышностью придворной жизни, стремлением парижского двора и феод, аристократии к роскоши и развлечениям. В Париже возникли разнообразные формы муз. театра, культивировавшего преим. мифологич. или аллегория, жанры в духе классицизма. Влияние итал. музыки проявилось в распространении гомофонной (см. Гомофония) вокальной музыки. Одну из первых франц. опер создал комп. Р. Камбер, написавший в содружестве с поэтом П. Перреном оперу " Пастораль" (1659). В 1669 они получили патент на организацию постоянного оперного театра, к-рый открылся в 1671 (оперой " По-мона") под назв. " Королевская академия музыки" (см. Гранд-Опера"). В 1672 его возглавил Ж. Б. Люлли, создававший совм. с либреттистом Ф. Кино классич. тип французской придворной оперы-балета (помпезные спектакли, обычно на любовные сюжеты из античной мифологии). Среди лучших опер (" лирич. трагедий") Люлли -" Тесей" (1675), " Атис" (1676), " Армида" (1686); велико значение его вокально-декламац. стиля для франц. лирич. трагедии. Выработанный им тип увертюры, а также танц. эпизоды оказали влияние на развитие франц. инструм. музыки. Люлли руководил придв. группой " Музыка короля", объединявшей оркестр (" 24 скрипки короля"), солистов, хоровую " капеллу" и др. коллективы. Наряду с Люлли для театра писали также М. А. Шарпантье (опера " Медея", 1693, и др.), А. Кампра (опера-балет " Галантная Европа", 1697; лирич. трагедия " Танкред", 1702) и др. У преемников Люлли придворная опера превращалась в дивертисмент. Одновременно развивались нац. школы инструм. музыки -органная (Ж. Титлуз), лютневая (Д. Го-тье), клавесинная (Ж. Шамбоньер), виоль-ная (гамбист М. Маре), скрипичная (М. Р. Делаланд). С нач. 18 в. большого размаха достигло иск-во клавесинистов, прежде всего Ф. Куперена, утвердившего утончённый и выразит, стиль клавесинной музыки, а также Ж. Ф. Дандриё, Ж. Ф. Рамо. В сер. 18 в. появилась также симфония (Ф. Ж. Госсек). Однако ведущим жанром франц. музыки на протяжении 18 в. оставалась опера. Яркие образцы были созданы Рамо (лирич. трагедии " Ипполит и Арисия", 1733; " Кастор и Поллукс", 1737; " Дардан", 1739; опера-балет " Галантная Индия", 1735, и др.). Крупнейший композитор, а также учёный 18 в. (разработал теоретич. основы гармонии), он решительно обновил муз.-выразит. средства, но в силу исторически сложившихся условий не мог коренным образом реформировать устаревшую лирич. трагедию. В это же время стал формироваться новый жанр - комич. опера. Её укреплению способствовала острая полемика между сторонниками (бурж.-демократич. круги) и противниками (представители аристократии) итал. оперы-буфф, т. н. " война буффонов" (возникла в связи с приездом в Париж в 1752 итал. оперной труппы, поставившей ряд опер-буфф, в т. ч. " Служанку-госпожу" Перголези). На стороне этого прогрессивного направления выступали энциклопедисты (их деятельность сыграла большую роль в формировании новой оперной эстетики и муз.-теоретич. обобщений)- Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбер и, прежде всего, Ж. Ж. Руссо, создавший первую франц. комич. оперу -" Деревенский колдун" (1752). Комич. опера становится ведущим жанром. Среди её авторов -Э. Дуни, Ф. Филидор, а также композиторы, углубившие проблематику этого жанра, - П. А. Монсиньи (" Дезертир", 1769), А. Э. М. Гретри (" Люсиль", 1769). Комич. оперы ставились в театре " Опера комик" (осн. в 1715 как т-р на Сен-Жерменской ярмарке, своё назв. получил в 1801). Идеи энциклопедистов сыграли также существ, роль в подготовке реформы К. В. Глюка, к-рая привела к созданию нового оперного стиля, воплотившего эстетич. идеалы третьего сословия накануне Великой франц. революции. Постановка в Париже опер Глюка " Ифигения в Авлиде" (1774), " Армида" (1777), " Ифигения в Тавриде" (1779) обострила борьбу направлений. Приверженцы старой франц. оперы, а также сторонники итал. оперы, выступившие против Глюка, противопоставили ему традиц. творчество Н. Пиччинни. Борьба " глюкистов" и " пиччиннистов" (победителем вышел Глюк) отразила глубокие идеологич. сдвиги, происходившие во Ф. во 2-й пол. 18 в. Великая франц. революция внесла новую струю в муз. жизнь. Выдвинулись талантливые композиторы - Э. Мегюль, Госсек, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр. Новая социальная функция музыки, рождённая революц. обстановкой, вызвала к жизни массовые жанры, в т. ч. марши и песни (" Походная песня" Ме-гюля, " Песня 14 июля" Госсека), композиции для неск. хоров и оркестров (Лесюэр, Мегюль). Создавались патриотич. песни. В 1792 К. Ж. Руже де Лилем была написана " Марсельеза", ставшая впоследствии гос. гимном Ф. Под воздействием революц. идеологии возникают новые жанры - агитац. спектакли с использованием больших хоровых масс (" Республиканская избранница, или Праздник Разума" Гретри, 1794; " Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" Госсека, 1793), а также " опера спасения", окрашенная романтикой революц. борьбы против тирании (" Лодоиска", 1791, и " Водовоз", 1800, Керубини; " Пещера" Лесюэра, 1793). Революц. преобразования коснулись и системы муз. образования. Были упразднены церк. школы (метризы), в 1793 в Париже на основе слившихся муз. школы Нац. гвардии и Королев, школы пения и декламации создан Нац. муз. ин-т (с 1795-консерватория музыки и декламации). Париж стал важнейшим центром муз. образования. Период наполеоновской империи и реставрации характеризуется относительным упадком муз. иск-ва. Из композиторов выделяется лишь итальянец Г. Спонтини. Его монумент., парадные оперы, написанные для Парижа (лучшая -" Весталка", 1805), отразили требования и вкусы времени (в иск-ве господствовал пышный стиль ампир). С наступлением обществ, подъёма, приведшего к Июльской революции 1830, наблюдалось оживление и в муз. иск-ве. Комич. опера обогатилась романтич. фантастикой (" Белая дама" А. Буальдьё, 1825). Дальнейшая романтизация этого жанра усилила в нём лирич. начало, в операх шире использовались нар. мелодии: таковы нек-рые оперы Ф. Обера (" Фра-Дьяволо", 1830; " Бронзовьш конь", 1835), Ф. Герольда, Ф. Галеви, А. Адана, к-рый также утвердил романтич. направление во франц. балетной музыке (" Жизель", 1841; " Корсар", 1856). В эти же годы складывается жанр большой оперы с характерными для него приподнятостью чувств, внеш. декоративностью, обилием эффектов [" Немая из Портичи" (" Фенелла") Обера, 1828; поставленная в Париже опера " Вильгельм Телль" Россини, 1829]. Крупнейший представитель этого жанра -Дж. Мейербер (" Роберт-Дьявол", 1831; " Гугеноты", 1835; " Пророк", 1849; " Африканка", 1865). Париж 30-40-х гг. 19 в.-один из центров мировой муз. культуры, привлекавший музыкантов др. стран. Здесь созрел пианизм романтиков Ф. Листа и Ф. Шопена, расцвело иск-во певиц П. Виардо-Гарсиа и М. Малибран, выступали мн. выдающиеся исполнители. С нач. 19 в. известность приобрели франц. скрипичная (Дж. Б. Виотти, П. Байо, П. Роде, Р. Крейцер), вокальная (певицы Л. Даморо-Чинти, Д. Арто, С. Галли-Марье; певцы А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель) и др. школы. Активизировалась концертная жизнь, проводились концерты Об-ва Парижской консерватории (с 1828), организовывались любит, хоровые об-ва-" Орфеон" (1835). Ярким выражением франц. муз. романтизма 1-й пол. 19 в. явилось творчество крупнейшего композитора, дирижёра и критика Г. Берлиоза, творца романтич. программного симфонизма (" Фантастическая симфония" -, 1830). Создатель монумент, полотен, возродивших традиции массового иск-ва Великой франц. революции (" Реквием", 1837; " Траурно-триумфальная симфония", 1840), а также драматич. легенды " Осуждение Фауста" (1846), оперы " Троянцы" (1855-59) и др., он был новатором в области формы, инструментовки, реформатором симф. оркестра. В сер. 19 в. наблюдается постепенное нивелирование жанров комич. и большой оперы. Традиции комич. оперы продолжила оперетта - типичное порождение Второй империи (период увлечения кафе-концертами, театр, ревю, иск-вом шансонье, канканом). В то же время франц. оперетту отличали ярко выраженная сатирич. направленность и злободневность. Среди создателей этого жанра - композитор, основатель театра " Буфф-Паризьен" (1855) Ж. Оффенбах (" Орфей в аду", 1858; " Прекрасная Елена", 1864), III. Ле-кок (" Дочь мадам Анго", 1872; " Жироф-ле-Жирофля", 1874), Р. Планкет (" Корне-вильские колокола", 1877), Ф. Эрве (" Маленький Фауст", 1869; " Мадемуазель Нитуш", 1883). Во франц. опере 2-й пол. 19 в. усилились реалистич. тенденции, сформировался жанр лирической оперы, получивший наиболее совершенное воплощение в творчестве Ш. Гуно (" Фауст", 1859; " Ромео и Джульетта", 1867). Лирич. оперы ставились в " Театр лирик" (открыт в 1851, Париж). В этом жанре работали А. Тома (" Миньон", 1866; " Гамлет", 1868), Ж. Массне (" Манон", 1884; " Вертер", 1886), К. Сен-Сане (" Самсон и Далила", 1877), Л. Делиб (" Лакме", 1883), явившийся новатором в области балета (симфони-зация балетной музыки -" Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами", 1870; " Сильвия, или Нимфа Дианы", 1876). Вершина оперного реализма во франц. музыке - творчество Ж. Визе. Глубина в обрисовке жизненных конфликтов, создание сильных характеров, своеобразие муз. языка, яркость нац. колорита отличают его оперу " Кармен" (1874), а также музыку к драме Доде " Арлезиан-ка" (1872). В 80-е гг. 19 в. Ф. с восторгом встретила Р. Вагнера. Однако в 90-х гг. наступила реакция на засилье вагнеровских идей в музыке. Композиторы и демократич. публика стремились к нац. определённости иск-ва, к произв. из жизни простых людей. Успех сопутствовал операм А. Брюно на сюжеты Э. Золя (" Осада мельницы", 1893; " Мессидор", 1897), Г. Шарпантье (" Луиза", 1900), представлявшим натуралистич. направление во франц. музыке (возникло под влиянием веризма). За обновление и утверждение нац. традиций выступило Нац. муз. об-во (осн. в 1871), объединившее музыкантов различных творч. направлений. Большой вклад в развитие симф., камерной инструм., вокальной музыки внесли руководители об-ва: Сен-Сане -мастер инструм. музыки, С. Франк - композитор, органист, представитель классико-романтич. направления, а также Г. Форе, Э. Шабрие, Э. Шоссон, В. д'Энди, Э. Дало и др. В эти годы наступает оживление концертной жизни. Возникли первоклассные симф. оркестры, созданные дирижёрами Ж. Падлу (в 1861 осн. " Нар. концерты классич. музыки", с 1920-" Ассоциация концертов Падлу"), Э. Колонном (в 1873 - " Нац. концерты", с 1874- " Концерты Шатле", позже-" Концерты Колонна"), Ш. Ламурё (в 1873-" Об-во священной гармонии", с 1881-" Об-во новых концертов", с 1897-" Концерты Ламурё"). Во 2-й пол. 19 в. началась деятельность писателей, муз. критиков А. Лавиньяка, Ж. Комбарьё, Ж. Тьерсо, А. Прюньера, Р. Роллана и др. Ф.-родина " Интернационала", прозвучавшего впервые в 1888 на рабочем празднике в Лилле (слова поэта-коммунара Э. Потье, музыка рабочего-музыканта П. Дегейтера). Во Ф. расцвёл жанр шансом, нередко носивший остросоциальный, критич. характер. Шансонье пользовались популярностью; одного из них - Г. Монтегюса неоднократно слушал и высоко ценил В. И. Ленин. На рубеже 20 в. во франц. музыке зарождается импрессионизм. Основоположником и ярчайшим представителем этого нового течения был К. Дебюсси, новаторское творчество к-рого (оркестровые произв. " Ноктюрны", 1897-99; " Прелюдия к & bdquo; Послеполудню фавна" ", 1892-94; " Море", 1903-05; опера " Пеллеас и Ме-лизанда", 1902, и др.) оказало большое воздействие на развитие музыки 20 в. Импрессионистские тенденции нашли отражение и в творчестве крупнейшего мастера франц. музыкального иск-ва М. Равеля (" Болеро" для оркестра, 1928; балет " Дафнис и Хлоя", 1911; оперы " Испанский час", 1907; " Дитя и волшебство", 1925), сыгравшего особую роль в обновлении тембровой и гармонич. палитры симф. и фп. музыки. С импрессионизмом в известной мере связано творчество П. Дюка (опера " Ариана и Синяя борода", 1907; симф. скерцо " Ученик чародея", 1897), А. Русселя (симф., ка-мерно-инструм. произв., опера-балет " Падмавати", 1918). После 1-й мировой войны 1914-18 в муз. иск-ве Ф. утверждаются тенденции неоклассицизма, экспрессионизма, конструктивизма и др. Провозвестник конструктивизма комп. Э. Сати совм. с драматургом и живописцем Ж. Кокто возглавил движение молодых композиторов против импрессионистской утончённости, за " иск-во повседневности". Среди их последователей были композиторы А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Ж. Орик, Л. Дюрей, Ж. Тайфер, образовавшие творч. объединение " Шестёрка". Немалое влияние на них оказала музыка И. Ф. Стравинского, а также новые тембры и ритмы впервые появившегося в Европе амер. джаза. Несмотря на увлечение урбанизмом и конструктивизмом (" Пасифик 231" для оркестра Онеггера, 1923; вокальный цикл " Сельскохозяйственные машины" Мийо, 1919, и др.), каждый из участников " Шестёрки" сохранял творч. индивидуальность, зачастую их поиски шли в диаметрально противоположных направлениях. В 30-х гг. композиторы " Шестёрки" примкнули к движению антифаш. Нар. фронта, активно участвовали в работе Нар. муз. федерации (создана в 1935)-прогрессивной демократич. орг-ции, руководившей рабочими хорами, пропагандировавшей нар. франц. музыку и массовые политич. песни. Во главе её стояли Руссель, Ш. Кеклен (впоследствии один из основателей об-ва " Ф.- СССР"), Л. Дюрей, Мийо, Орик, Онеггер, Прюньер, писатели Л. Арагон, Ж. Р. Блок, Л. Муссинак и др. В музыке возрождались традиции времён Великой франц. революции. В оперы включались массовые революц. франц. песни (" Марсельеза" и др.), устраивались грандиозные представления на открытом воздухе (мистерия " Жанна д'Арк на костре" Онеггера, пост. 1938). Среди композиторов, выдвинувшихся в 20-30-х гг., -Ж. Ибер, К. Дельвенкур, Ж. Миго, Ж. Ривье, Р. Лушёр, A. Core, Э. Бондевиль. В эти же годы возникла творч. группа " Молодая Франция" (1935, 1-й концерт и манифест -1936), ставившая своей задачей создание в противовес конструктивизму и академизму живой музыки, проникнутой гуманизмом. Среди её участников: О. Мессиан - крупный мастер, ярко проявивший себя в жанрах камерно-инструм. и вокальной музыки (зачастую его произв. связаны с религ.-мистич. тематикой), А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие. Содружество это распалось во время 2-й мировой войны. В годы фаш. оккупации Ф. муз. жизнь замерла. Передовые композиторы своим творчеством боролись с врагом (песни Сопротивления; " Четыре песни страдающей Франции" Орика, " Патриотическая кантата" Пуленка и др.). В то же время нек-рые представители франц. интеллигенции замыкались в крайнем индивидуализме, искали спасения в религии. После окончания 2-й мировой войны музыкальная жизнь Ф. оживилась. Парижские театры возобновили постановки опер и балетов франц. авторов, в концертах зазвучали произв. отечеств, композиторов, находившиеся под запретом. Активизировалась деятельность комп. Мессиана, Пуленка, Мийо, Жоливе, Core, Орика, Даниель-Лесюра, Ж. Франсе, М. Ландовски (в 1966-возглавлял Муз. отдел Гос. секретариата по вопросам культуры), А. Дютийе и др. В то же время с кон. 40-х гг. началось увлечение абстрактно-технологич. системами композиции [додекафония, сериа-лизм (см. Серийная музыка), алеаторика, электронная музыка, конкретная музыка]. Видный представитель авангарда - композитор и дирижёр П. Бу-лез, организатор и руководитель концертов новой музыки " Domaine musicale" (осн. в 1954, в 1967-73 их возглавлял композитор и дирижёр Ж. Ами). Вокруг этого центра муз. авангарда группировались представители новейших течений во франц. музыке - П. Мефано, К. Балиф, Ж. К. Элуа, Л. Феррари, Таблица I Таблица II Таблица III Таблица IV Таблица V Таблица VI Таблица VII Таблица VIII Таблица IX Таблица X Таблица XI Таблица XII Таблица XIII Таблица XIV Таблица XV Таблица XVI Среди крупнейших франц. исполнителей 20 в.: дирижёры - К. Шевильяр, П. Монтё, И. Маркевич, А. Клюитенс, Ш. Мюнш, Л. Форестье, П. Паре, Ш. Брюк, С. Бодо, Ж. Мартинон, П. Бу-лез; пианисты - Л. 'Дьемер, И. Нат, А. Корто, М. Лонг, Р. Казадезюс, С. Франсуа, Ж. Б. Помье, М. Брюшоль-ери, М. Ааз; скрипачи - Ж. Тибо, 3. Франческатти, Ж. Неве; виолончелисты - П. Фурнье, П. Тортелье; органисты - Ш. Турнемир, Ш. Видор, М. Дюпре, М. Дюруфле; певцы - Д. Дюваль, Ж. Креспен, Ж. Жироду; шансонье - А. Брюан, М. Шевалье, Мистан-гет, Э. Пиаф, С. Реджани, Ж. Беко, Ш. Трене, Ж. Брассенс, М. Матьё и др. Среди музыковедов - Л. де Ла Лоранси, Р. Дюмениль, Э. Вийермоз, А. Голеа, П. Ландорми, Н. Дюфурк, Ф. Лесюр, Ж. Шайе, В. Фёдоров, Б. Гавоти, Р. Гофман. Интенсивна муз. жизнь больших городов Ф., в них создаются муз.-театр, очаги. Важную роль играют муз. фестивали в Париже, Авиньоне, Экс-ан-Про-вансе, Страсбуре, Безансоне, Бордо, Туре, Руане, Ла-Рошели. Париж -крупнейший муз. центр мира. Здесь работают театры " Гранд-Опера" (" Опера комик" закрыт в 1972, с 1973 функционирует как студия, где молодые исполнители ставят эксперимент, спектакли), " Театр Наций" (создан в 1954, спектакли проходят в разных помещениях, в т. ч. в " Театре Елисейских полей"; выступают оперные, балетные, драматич., этногра-фич. коллективы мн. стран); 5 симф. оркестров, в т. ч. Парижский оркестр (осн. в 1967). Концерты проходят в залах " Гаво", " Плейель", " Олимпия". В 1975 открыт Дворец конгрессов, где устраиваются симф. и хоровые концерты. В Париже сосредоточены важнейшие муз. уч. заведения -консерватория, " Схолаканто-рум" (осн. в 1894), " Эколь нормаль де мю-зик" (осн. в 1919); граммофонные фирмы, муз. об-ва, Нац. муз. комитет Франции; Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО. Во Ф. проводятся Междунар. конкурсы: имени М. Лонг - Ж. Тибо (с 1943 нац., с 1946-междунар.; скрипачи и пианисты); вокалистов в Тулузе (с 1954); молодых дирижёров в Безансоне (с 1951); гитаристов франц. радио и телевидения (с 1959 нац., с 1961 междунар.). Издаются муз. журналы, в т. ч. " La Revue musicale" (с 1827), " Revue de musicologie" (1917), " Journal musical francais" (1951-73), " Le Courrier musical de France" (c 1963), " Diapason" (Boulogne, с 1956), " Musique en jeu" (c 1970). Лит.: Обри П., Трубадуры и труверы, пер. с франц., М., 1932; Комбарьё Ж., Французская музыка, XVI века, пер. с франц., М., 1932; Тьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933; его же, История народной песни во Франции, пер. с франц., М., 1975; Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; П р ю н ь е р А., Новая история музыки, [пер. с франц.], т. 1, М., 1937; Р о л л а н Р., Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Французская музыка второй половины XIX века. Сб., сост. и ред. М. С. Друскин, М., 1938; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1 - 2, М.- Л., 1941-59; Шнеерсон Г., Музыка Франции, М., 1958; его же, Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы " шести", пер. с франц., Л., 1964; Ж у р д а н-М о р а н ж Э., Мои друзья музыканты, пер. с франц., М., 1966; Друскин М. С., О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Э р и с м а н Ги, Французская песня, пер. с франц., М., 1974; Koechlin Ch., La musique et le peuple, P., 1936; С о r t о t A., La musique francaise de piano, v. 1 - 3, P., 1944; LandormyP., La musique francaise apres Debussy, P., [1943]; Chailley J., L'ecole musicale de Saint Martial de Limoges jusqu'a la fin du XI siecle, P., 1960; R о у J., Musique francaise, P., 1962; Dufourcq N., La musique francaise, P., 1970. Г. М. Шнеерсон.
|