Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Исторический очерк. Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории Ю
Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории Ю. (до 7 в. н. э.). Древнейшие следы поселений человека на терр. Ю. относятся к эпохе палеолита. Ок. 1800 до н. э. на б. ч. терр. Ю. появились иллирийские (см. Иллирийцы) и фракийские (см. Фракийцы) племена. Ок. 4 в. до н. э. во внутр. р-нах поселились кельты, на Адриатике (в 4 в. до н. э.) возникли др.-греч. колонии Исса (на о. Вис), Фарос (на о. Хвар) и др. В 3 в. до н. э.- 1 в. н. э. терр. Ю. завоёвана рабовладельч. Римом, создавшим здесь провинции Иллирия, Паннония, Далмация и др. (в числе рим. крепостей известен Сингидунум на месте совр. Белграда). В 395 терр. Ю. разделена между Зап. и Вост. (Византия) Рим. империями. Во время Великого переселения народов вторгаются на терр. Ю. вестготы, остготы, гепиды, гунны, лангобарды (юго-зап. и юж. р-ны оставались под господством Византии). Югославянские земли после расселения славян на Балканском полуострове. Складывание и развитие феодализма (7 - нач. 16 вв.). В 6-7 вв. на Балканском п-ове расселяются славяне - предки совр. югосл. народов. В 7 в. и отчасти в 8 в. о. ч. слав, племён на терр. Ю. находилась под властью аваров или же в союзе с ними. Образовавшееся в 658 гос-во Карантания попало ок. 745 в зависимость от Баварии. В макед. землях в кон. 7 в. был создан крупный союз местных племён. В 8-9 вв. у югославян. народов начинает распространяться христианство. В 9 - сер. 10 вв. оформились раннефеод. Хорв. и Серб, гос-ва, укрепившиеся в борьбе против Венг. королевства, Венеции, Первого Болг. царства. В нач. 11 в. 6. ч. терр. Ю. была завоёвана Византией. Центром борьбы за гос. самостоятельность юго-славян в 11 в. стало княжество Дукля (позднее назв.- Зета, с 15 в.- Черногория), а с 12 в. - Рашка. Политич. разобщённость югославян. земель, междоусобицы облегчили Венг. королевству завоевание Славонии (1091), Хорватии и Далмации (1102). В 12-15 вв. в югославян. землях растёт крупное феод, землевладение светской знати, католич. и правосл. церкви. Центрами ремесла и торговли стали города Дубровник, Загреб, Задар, Белград, Любляна, Котор, Бар, Скопье и др.; происходит интенсификация с. х-ва, колонизация земель и расширение посевных площадей, рост внутр. торговли и торг, связей с др. странами Европы. Отмечается приток нем. колонистов в города Сербии и Боснии, в словен. земли. С оформлением осн. групп феод, господствующего класса развивается сословное представительство (см. Сабор) светской и духовной знати (в Хорватии, Боснии, Сербии). В кон. 12 в. Византия теряет гегемонию на Балканах в результате усиления Серб, державы Стефана Немани и Боснии бана Кулина. Словен. земли, подвергшиеся усиленной германизации, развивались в границах империи Габсбургов, Хорватия и Далмация (отчасти Босния) - в рамках Венг. королевства, Зета и Сербия (в 12-13 вв.) - по пути борьбы за полную независимость от Византии. В нач. 14 в. определилось самостоят, развитие Боснии, расширение Сербии Неманичей к югу и её превращение (1345) в крупное царство Стефана Душана (распалось к кон. 60-х гг. 14 в.). Часть юго-славян, земель объединилась в 1353-91 под эгидой боснийской династии Котроманичей; к сер. 15 в. Босния фактически распалась на ряд феод, владений (в это время создаётся княжество Герцеговина). Процессы политич. консолидации серб, земель (кон. 14 - сер. 15 вв.) остались незавершёнными, несмотря на нек-рое упрочение наиболее крупного гос. образования - княжества (в ист. лит-ре - " Серб, деспотовина") Лазаря и Стефана Лазаревича. В сер. 14 - 1-й пол. 15 вв. под власть Венг. королевства попали часть Боснии, Белград с нек-рыми р-нами сев. Сербии; к Венеции отошли наряду с Истрией Далмация, Котор и Зета. После битвы 1389 на Косовом Поле тур. войска захватили макед. земли, в 50-х гг. 15 в.- Сербию, в 1463 - Боснию, в 1482 - Герцеговину, в 1496 - Зетское княжество Черноевичей. Сохранила самостоятельность (ценой уплаты дани османам) лишь Дубровницкая республика (до 1808). В 1521 тур. войска заняли Белград. После Мохачской битвы 1526 Осман, империя захватила новые р-ны Боснии и Хорватии. Югославянские земли в период владычества Османской империи, Габсбургов и Венеции на территории Ю. (до кон. 18 в.). Закрепление господства Осман, империи почти на всей терр. Ю. (кроме Словении и части Хорватии, находившихся под властью Габсбургов; Далмации, Истрии - во владении Венеции, а также Дубровника) вынуждало славянское население переселяться к 3. и С. за Саву и Дунай (в южные районы прежнего Венг. королевства; совр. Воеводина). Устанавливается господство мусульм. знати и духовенства. Начинается исламизация слав, населения (прежде всего в городах; в деревне - особенно в Боснии, прежнем оплоте богомильства). В 16-17 вв. экономич. регресс отмечается почти во всех югославян. землях. В Осман, империи усиление феод, эксплуатации вызвало ряд антифеод, и антитур. восстаний (под рук. И. Ненада в 1526-27, крестьян в р-не Прилепа в 1564-65, и др.). Антифеод, движения охватили хорв. и словен. владения Габсбургов (словен. крестьян в 1478 и 1515, Губеца Матии восстание 1573). В кон. 16 в. вспыхивают антитур. восстания в Банате, Сербии, Черногории. Ослабление Осман, империи и присоединение к владениям Габсбургов по решению Карловицкого конгресса 1698-99 б. ч. терр. Славонии, юж. р-нов быв. Венг. королевства, а в 1718-39 также сев. Сербии сопровождались новым переселением серб, населения за Саву и Дунай. Это обусловило перемещение центра сербской церковной и культурной жизни на территорию современной Воеводины. В 18 в. началось формирование капиталистич. отношений в Воеводине, Военной границе, в хорв. и словен. землях (слабее - в венецианской Далмации). У югославян. народов возрастают симпатии к России, надежды на её содействие антитур. борьбе. После разгрома в 1796 тур. войск фактич. независимости добилась Черногория; в 90-х гг. нек-рые уступки от тур. властей получило серб, население Белградского пашалыка. Развитие капиталистических отношений и национально-освободительное движение в югославянских землях (кон. 18 в.- 1918). В югославян. землях Габсбургской монархии, значительно экономически отстававших от стран Зап. и Центр. Европы, капитализм развивался повсеместно, хотя и неравномерно. Важную роль в освобождении югославян от тур. ига сыграло Первое сербское воестание 1804-13 в Белградском пашалыке. Однако освобождённая повстанцами во главе с Карагеоргием при поддержке России (рус.-тур. война 1806-12) придунайская Сербия в 1813 была захвачена Турцией. Второе сербское восстание 1815 под руководством Милоша Обреновича привело к созданию Сербского княжества, автономия к-рого под сюзеренитетом султана была закреплена рус.-тур. договорами 1826 и 1829. С 30-х гг. 19 в. в Сербии оживилось развитие товарно-ден. отношений. Укрепилась центральная власть в Черногории. В 1852 митрополит Данило Петрович Негош провозгласил её княжеством. В Хорватии движущими силами национального движения стали либеральное дворянство, торговая буржуазия и связанная с ними интеллигенция (см. Иллиризм). Но объединит, тенденция иллиризма встретила слабый отклик в серб, и словен. обществах (идеи правящих кругов Сербии выражены в 1844 И. Гарантийном). Развитию национального самосознания словенцев способствовало создание в 1809 Иллирийских провинций. В 1848-49 происходит подъём национально-освободительного движения в югославянских землях Габсбургов. Во главе его стояли нац. буржуазия и дворянство. Словен. либералы сформулировали в апр. 1848 в Вене программу политич. воссоединения словен. этнич. терр. (т. н. Объединённой Словении программа); хорваты на митинге в Загребе в марте 1848 потребовали воссоединения с Хорватией Далмации, Военной границы и др. земель, сербы на скупщине в мае 1848 - автономии Воеводины и союза с Хорватией. Политика венг. дворянства, возглавившегоРееолюцмю 1848-49 в Венгрии, стимулировала в югославян. землях империи австрославистскую ориентацию либералов (см. Австрославизм) и активизацию консервативных сил (поход войск бана Хорватии И. Елачича против революц. Венгрии и Вены в сент.- нояб. 1848). В 1848-49 интенсивнее стали внутринац. (Сербия - Воеводина) и югославян. (Хорватия - Воеводина - Сербия - Черногория и др.) связи, выросли нац. самосознание и политич. опыт югославян. народов. Ликвидация основ феодализма в результате Революции 1848-49 в империи Габсбургов способствовала развитию капиталистич. отношений в югославян. землях. В 50-х гг. 19 в. ускорилось разорение крестьянства в югославян. землях Осман, империи, охваченной внутр. кризисом. Областью неоднократных нар. восстаний стала Герцеговина (см. Герцего-винские восстания 1852-53, 1857-58, 1861-62), в 1857 крест, восстание произошло в сев. Боснии. Восстания сопровождались черногорско-тур. войнами (1851- 1852, 1858, 1862). В 60-х гг. новый подъём освободит, движений наблюдался в югославян. землях Габсбургской империи. В 3-й четв. 19 в. происходило дальнейшее развитие процесса консолидации серб., хорв. и словен. наций. У сербов это проявилось в деятельности Омладины (1866-72); либерально-демократии, движение в Воеводине возглавил С. Милетич. В серб. бурж. среде преобладали великосерб. тенденции. Лидеры сложившейся в 1860 хорв. либерально-югославистской группировки (И. Штросмайер, Ф. Рачки и др.) колебались между австрославизмом и борьбой за независимое югославян. гос-во; в противовес великосербской в 60-х гг. развивалась великохорв. идеология - А. Старчевич и др. праваши. Словен. либеральное движение во 2-й пол. 60-х гг. вновь выдвинуло лозунг Объединённой Словении (в рамках Габсбургской империи), поддерживало планы сплочения югославян (А. Томшич и др.). Серб, и хорв. нац. движения требовали от пр-ва Сербии энергичной политики на Балканах, войны против Осман, империи, внешнеполитич. ориентации на Россию. Руководители нац. движений отстаивали принцип нац. суверенитета. Пропаганду революционно-демократич. и социалистич. идей в Сербии в 1870-75 возглавил С. Маркович. Герцеговинско-боснийское восстание 1875-78 против тур. гнёта ускорило начало восточного кризиса 1875-78. В июне 1876 войну Турции объявили Сербия и Черногория (см. Сербо-черно-горско-турецкие войны 1876-78). В результате русско-турецкой войны 1877- 1878 была признана полная независимость Сербии и Черногории, что подтверждалось и в решениях Берлинского конгресса 1878. В 1878 Босния и Герцеговина, Новопазарский санджак были оккупированы Австро-Венгрией. При поддержке Австро-Венгрии кн. Милан Обренович [1868-89] в 1882 провозгласил Сербию королевством, а себя королём. В кон. 19 в. в Словении и Хорватии, несколько позднее в Сербии, Боснии и Герцеговине оформились классы торг.-пром. буржуазии и пролетариата. В последней трети 19 - нач. 20 вв. в основном сформировались серб., словен. и хорв. нации, происходил постепенный процесс формирования других югославянских наций. В нач. 20 в. наиболее развитыми в пром. отношении были словен. земли. Сербия по уровню пром. произ-ва уступала Словении и Хорватии. Житницей Австро-Венгрии, областью крупнопомещичьего и среднего бурж. х-ва стала Воеводина, Босния и Герцеговина оставались сырьевой базой имперской пром-сти. Господствующие позиции в экономике югославян. земель Габсбургской монархии занимал австро-нем, и венг. крупный капитал. Ещё в кон. 19 в. возникли рабочие орг-ции, проходили политич. выступления рабочих (в 1890 первые маёвки в Хорватии и Словении, в 1893 в Сербии). В 1894 осн. С.-д. партия Хорватии и Славонии, в 1896 - словен. Югославян. с.-д. партия, в 1903 - Серб. с.-д. партия, в 1909 - С.-д. партия Боснии и Герцеговины. Левое крыло (руководитель Г. Делчев) осн. в 1893 Внутренней македонско-одринской революц. орг-ции (ВМОРО) боролось за сплочение всех народностей ист. области Македонии на борьбу за политич. независимость и социальную справедливость, организовало и возглавило Илинденское восстание 1903. Гос. переворот (май 1903) в Сербии привёл к власти династию Карагеоргиевичей и Радикальную партию (осн. в 1881, лидер Н. Пашич). Успех в таможенной войне против Австро-Венгрии (1906-10) способствовал пром. развитию Сербии, укрепил её авторитет в югославян. землях. Хорватско-серб. сближение ознаменовалось созданием в 1905 блока бурж. либеральн-ых партий (т. н. хорватско-серб. коалиция). В окт. 1908 Габсбургская монархия аннексировала Боснию и Герцеговину, что вызвало т. н. боснийский кризис 1908-09. Обострившаяся в нач. 20 в. борьба европ. держав (особенно Германии и Австро-Венгрии) за Балканский п-ов ускорила создание Балканского союза 1912. Балканские войны 1912-13, прогрессивным результатом к-рых было освобождение Македонии, Албании, греч. о-вов Эгейского м. от тур. ига, вызвали рост нац.-освободит, движения югославян. народов Австро-Венгрии. В качестве предлога для подавления этого движения Габсбурги использовали Сараевское убийство (28 июня 1914) австр. престолонаследника Франца Фердинанда членом орг-ции " Молодая Боснияs- Г. Принципом и др. 28 июля 1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии, ставшую началом 1-й мировой войны 1914-18. Осенью 1915 австро-венг. войска (совместно с герм, и болг.) оккупировали Сербию, в янв.- февр. 1916 - Черногорию (воевала на стороне Сербии). В мае 1915 в Лондоне был основан Югославянский комитет, развернувший кампанию за отделение югославян. земель от Австро-Венгрии, за их объединение с Сербией и Черногорией. 30 мая 1917 югославян. депутаты австр. рейхсрата потребовали создания объединённого югославян. гос-ва в рамках империи (Майская декларация). Серб, пр-во повело переговоры с Югославян. к-том, результатом к-рых явилась Корфская декларация 1917, к к-рой в авг. 1917 присоединился Черногорский к-т нац. объединения (осн. в марте 1917). Буржуазно-монархическая Ю. в 1918 - 1941. Под влиянием Окт. социалистич. революции в России революц. и освободит. движение югославян. народов в 1918 значит, усилилось. Всеобщая забастовка (февр. 1918) в Австро-Венгрии охватила и югославян. земли. В февр. 1918 вспыхнуло восстание на кораблях австровенг. флота в Которе (см. Которское восстание 1918). Массовый характер приняло дезертирство из австро-венг. армии; усилились крест, движение, деятельность с.-д. партий югославян. земель. Освобождение терр. Сербии и Черногории от австро-венг. и герм, войск (1 нояб. 1918 серб, войска освободили Белград) ускорило развитие политич. процесса. 1 дек. 1918 в Белграде было провозглашено объединение Сербии, Черногории и юго-славян, областей распавшейся Австро-Венгрии в единое Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС) во главе с династией Карагеоргиевичей. Под влиянием развернувшегося в стране в 1919-20 революц. движения 27 февр. 1919 власти приняли декрет о проведении агр. реформы. Рабочие добились введения 8-час. рабочего дня, повышения заработной платы и др. уступок. 20-23 апр. 1919 в Белграде состоялся Объединит, съезд Социалистич. рабочей партии Ю. (коммунистов); на 2-м съезде (июнь 1920) она была переименована в Коммунистич. партию Ю. (КПЮ; см. в ст. Союз коммунистов Югославии). По результатам выборов в скупщину 28 нояб. 1920 КПЮ (св. 65 тыс. чл.), получившая ок. 200 тыс. голосов избирателей и 59 депутатских мандатов (из 419), стала третьей по величине партией в стране. Боясь дальнейшего роста её влияния, пр-во издало в дек. 1920 контрреволюц. декрет (" Обзнана"), фактически ставивший КПЮ вне закона. 2 авг. 1921 скупщина приняла т. н. Закон о защите гос-ва, запрещавший КПЮ лишавший её депутатских мандатов. В вопросе о гос. устройстве мн. представители хорв. и словен. буржуазии отстаивали идеи федерализма; ещё в февр. 1919 лозунг республики выдвинула Хорватская крестьянская партия (ХКП, осн. в 1904; в 1919-25 наз. Хорв. республиканская крест, партия, ХРКП). Однако преобладающее влияние имел блок серб. Радикальной и Демократия, (осн. в 1919) партий. Принятая в июне 1921 скупщиной Видовданская конституция закрепила победу великосерб. кругов. Правящая верхушка проводила политику угнетения несерб, народов Боснии и Герцеговины, Вардарской Македонии, Словении, Хорватии и Черногории, составлявших св. J/2 нас. страны. В области внеш. политики югосл. гос-во выступало защитником системы, установленной Версальским мирным договором 1919, а также Сен-Жерменским мирным договором 1919, Трианонским мирным договором 1920, Нёйиским мирным договором 1919, определившими границы Королевства СХС с Австрией, Венгрией и Болгарией. В 1919 решены пограничные вопросы с Румынией и Грецией. Рапаллъским договором 1920 устанавливалась итало-югосл. граница. Двусторонние договоры в 1920-21 между Королевством СХС, Румынией и Чехословакией оформили воеыно-политич. блок этих гос-в (см. Антанта Малая). Неизменной в течение всего периода существования бурж.-монархич. Ю. была антисоветская позиция её пр-ва. В 1922-28 обострилась нац. борьба. Движение за федералистское переустройство особенно сильным было в Хорватии, где ещё в кон. 1921 создался блок всех политич. партий во главе с ХРКП (в 1923 - вторая по величине партия в стране после серб, радикалов). Однако лидеры ХРКП проявили непоследовательность и вступили в переговоры с великосерб. кругами. ХРКП сняла в 1925 лозунг республики, признала конституцию 1921, в июле 1925 - февр. 1927 её представители входили в коалиц. пр-во. В кон. 1927 образовался политич. блок (т. н. Крест.-демократич. коалиция) Независимой демократич. партии (осн. в 1924, лидер С. Прибичевич) и ХКП. Правящие круги подготовили расправу с коалицией и её лидерами. 20 июня 1928 серб, националист П. Рачич застрелил в скупщине двух хорв. депутатов и смертельно ранил руководителя ХКП С. Радича. Позиция коалиции, избегавшей решительных действий, позволила реакции подавить стихийные выступления трудящихся. Внутр. неустойчивость осложняла междунар. положение Королевства СХС. После аннексии Италией " свободного гос-ва" Риеки (1923) ухудшились итало-югосл. отношения; ряд двусторонних италоюгосл. соглашений (Неттунские соглашения 1925 и др.) не привёл к их улучшению. После фаш. переворота 9 июня 1923 в Болгарии ухудшились и болг.-югосл. отношения. Королевство СХС пыталось укрепить сотрудничество со странами Малой Антанты, заключило союзный договор с Францией (нояб. 1927). 6 янв. 1929 король Александр совершил гос. переворот и установил в стране военно-монархич. диктатуру. Конституция 1921 была отменена, скупщина распущена. Король поставил во главе пр-ва ген. П. Живковича. По т. н. Закону о защите гос-ва (янв. 1929) запрещались все политические партии. В окт. 1929 издан закон о новом наименовании гос-ва - Королевство Ю. С резким осуждением диктатуры выступила находившаяся в подполье КПЮ. В 1931 экономику Ю. охватил мировой экономич. кризис 1929-33. Без работы в 1931-33 оказалось ок. 300 тыс. чел., происходило массовое разорение крестьянства. Экономич. кризис вызвал оживление революц. и нац. движений. В сент. 1931 король Александр " даровал" конституцию, фактически кодифицировавшую реакц. порядки. Во внеш. политике Ю. по-прежнему ориентировалась на Францию и Малую Антанту. 9 февр. 1934 Ю. вместе с Грецией, Румынией и Турцией осн. Антанту Балканскую. 9 окт. 1934 в Марселе король Александр стал вместе с франц. мин. иностр. дел Л. Барту жертвой покушения, подготовленного хорв. фашистами - усташами (орг-ция осн. в 1929, лидер А. Павелич) и перешедшей в межвоен. период на фаш. позиции частью ВМОРО при тайном соучастии гитлеровцев (т. н. операция " Тевтонский меч"). В предвоен. годы оживилась экономика Ю., стала развиваться пром-сть (в т. ч. металлургич., машиностроит. и отчасти химич., что было связано со стр-вом воен. предприятий). Наблюдался рост зависимости Ю. во внеш. торговле от фаш. Германии (в 1939-46% югосл. экспорта и 54% импорта). В 1937 с заключением договоров " О вечной дружбе" с Болгарией и " О нейтралитете" с Италией Ю. фактич. отошла от союза с Францией. Большой размах в 1935-36 приобрела стачечная борьба. Усилилось влияние КПЮ, что в значит, степени определялось началом проведения КПЮ в 1935-37 тактики нар. фронта. Образованное в кон. 1937 новое руководство КПЮ во главе с И. Б роз Тито повело успешную борьбу за её организац. укрепление. В окт. 1937 Крест.-демократич. коалиция и серб. Объединённая оппозиция (осн. в 1935; Радикальная, Демократич. и Земледельч. партии) создали политич. Блок нар. соглашения, выдвинувший требования отмены конституции 1931, обеспечения гражд. и политич. свобод, созыва скупщины, перестройки гос-ва на федеративной основе. После аншлюса Австрии (1938) и Мюнхенского соглашения 1938 Ю. проводила политику лавирования между фаш. Германией и Италией, а также между фаш. гос-вами и зап. державами. Выборы в скупщину (дек. 1938) показали рост влияния буржуазной оппозиции; правительство (с февр. 1939 премьер-мин. Д. Цветкович) пошло на переговоры с ХКП, завершившиеся подписанием 26 авг. 1939 соглашения о предоставлении автономии Хорватии. Соглашение, явившееся фактически сговором серб, и хорв. буржуазии о разделе власти в гос-ве, не привело к решению нац. вопроса в стране и вызвало раскол бурж. оппозиции: представители Крестьянско-демократич. коалиции вошли (в авг. 1939) в пр-во Цветковича, в к-ром лидер ХКП В. Мачек стал зам. премьер-министра. В начале 2-й мировой войны 1939-45 Ю. объявила о своём нейтралитете. Оживилась деятельность фаш. течений (лётичевский " Збор", усташи, часть ВМОРО и др.). После капитуляции Франции перед фаш. Германией пр-во Ю., опасаясь оказаться в изоляции, установило в июне 1940 дипломатич. отношения с СССР. С нападением Италии на Грецию (окт. 1940) обострилась борьба между Великобританией и странами " оси" за влияние на Ю. Торг, соглашение с фаш. Германией (окт. 1940) усилило экономич. зависимость Ю. от неё. В стране росли влияние КПЮ, антифаш. настроения. Пр-во запретило в дек. 1940 находившийся под влиянием КПЮ Объединённый рабочий профсоюз (ок. 150 тыс. чл.). 25 марта 1941 Цветкович подписал в Вене протокол о присоединении Ю. к Берлинскому пакту 1940, В знак протеста во мн. городах по инициативе КПЮ состоялись массовые демонстрации. Движение трудящихся шло под лозунгом " Лучше война, чем пакт". 27 марта 1941 группа воен. заговорщиков, связанная с бурж. оппозицией и англ, разведкой, совершила гос. переворот. К власти пришло пр-во ген. Д. Симовича. Моральную поддержку народам Ю. оказал Сов. Союз. 5 апр. 1941 в Москве был подписан Договор о дружбе и ненападении между СССР и Ю. 6 апр. 1941 фаш. Германия и Италия напали на Ю. 10 апр. гитлеровцы организовали в Загребе " провозглашение" т. н. Независимого гос-ва Хорватия (15 июня присоединилось к Берлинскому пакту 1940), посадив там у власти усташеи во главе с Павеличем. Пр-во и король Пётр II покинули страну. 17 апр.подписан акт о капитуляции югосл. армии. Терр. Ю. была разделена на герм, и итал. зоны оккупации; хортистской Венгрии передана часть Воеводины, монархо-фаш. Болгарии - почти вся Вардарская Македония и часть пограничных р-нов Сербии. КПЮ - единств, организованная политич. сила (к лету 1941 - 12 тыс. чл.), приступила к подготовке вооружённой борьбы югосл. народов против оккупантов. Народно - освободительная война 1941 - 45. Установление народно-демократической власти в Ю. Народно-освободительная война в Югославии 1941-45 тесно переплелась с революц. борьбой против югосл. буржуазии, связавшей себя с политикой коллаборационизма, явилась борьбой за нац. и социальное освобождение, за создание новой социалистич. Ю. Решение о начале общенар. вооруж. восстания было принято Политбюро ЦК КПЮ 4 июля 1941. В июле 1941 вооруж. борьба охватила Сербию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину, в октябре - Вардарскую Македонию. КПЮ выступила инициатором образования в 1941 Единого нар.-освободит, фронта. На освобождённых от фаш. оккупантов терр. Ю. создавались нар.-освободит, к-ты. Начало широко развернувшейся партиз. борьбы вызвало перегруппировку среди югосл. буржуазии. Часть серб, буржуазии объединилась вокруг " серб, пр-ва", созданного герм, оккупантами в авг. 1941 в Белграде во главе с ген. М. Недичем. Другая её часть ориентировалась на эмигрантское королевское пр-во. По инициативе последней Д. Михайлович приступил к организации вооруж. отрядов (четников). С осени 1941 четники пошли на сотрудничество с квислинговскими частями Недича и с оккупантами, повели вооруж. борьбу против партизан. В К), быстро росла численность партиз. отрядов, их боевые возможности. 22 дек. 1941 была сформирована первая регулярная воинская часть - 1-я Пролетарская бригада, положившая начало созданию Нар.-освободит, армии Ю.(НОАЮ), численность к-рой к коп. 1942 достигла ок. 150 тыс. чел. Оборона р-на Козары (1942), битвы на Неретве и Сутеске (1943) стали важными этапами героич. борьбы народов Ю. Освободит, война в Ю. являлась составной частью борьбы сил антигитлеровской коалиции против фашизма. Сковывая на Балканах на протяжении всей войны значит, силы фаш. войск, НОАЮ, в условиях решающих побед Сов. Армии над гитлеровской Германией, постоянно наращивала удары по врагу. 26-27 нояб. 1942 в г. Бихач состоялась 1-я сессия общеюгосл. политич. органа- Антифспиистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Его 2-я сессия (29-30 нояб. 1943, г. Яйце), на к-рой АВНОЮ конституировалось как верх, законодат. и представит, орган Ю., явилась важнейшей вехой в борьбе югосл. народов за создание многонац. социалистич. гос-ва. Образованный АВНОЮ в качестве врем, пр-ва новой Ю. Национальный комитет освобождения Югославии (НКОЮ) во главе с И. Броз Тито стал первым высшим исполнит, органом нар. власти. В заявлении от 14 дек. 1943 Сов. пр-во приветствовало решения 2-й сессии АВНОЮ и образование НКОЮ, сообщало также о решении направить в Ю. сов. воен. миссию (прибыла в Ю. в февр. 1944). Сов. Союз оказывал освободит, движению Ю. моральную и политико-дипломатическую поддержку, а также материальную и военную помощь. Последняя особенно усилилась с 1944, когда Сов. Армия приблизилась к Балканам. В ходе совместных действий советских войск и частей НОАЮ был освобождён ряд р-нов страны, 20 окт. 1944 - Белград (см. Белградская операция 1944). СССР содействовал принятию Тегеранской конференцией 1943 решения об оказании воен. и материальной помощи НОАЮ со стороны ведущих держав антигитлеровской коалиции. Успехи нар.-освободит, борьбы в Ю., её последовательная поддержка Сов. Союзом заставили правящие круги Великобритании и США отказаться от их безоговорочной поддержки четников и эмигрантского королевского пр: ва. В результате Тито-Шубашича соглашений 1944 эмигрантское королевское пр-во было вынуждено осудить четников; соглашения предусматривали создание единого югосл. пр-ва (взамен НКОЮ и эмигрантского королевского пр-ва) и др. 7 марта 1945 на базе НКОЮ создано пр-во Демократич. Федеративной Ю. (ДФЮ) во главе с И. Броз Тито. В освобождённых р-нах Ю. вся полнота власти сосредоточивалась в руках трудящихся под руководством КПЮ. Нар.-освободит, к-ты превращались в органы нар.-демократич. власти. 11 апр. 1945 в Москве подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоен. сотрудничестве между СССР и Ю., 13 апр.- торг, соглашение. К 15 мая 1945 Югосл. армия (назв. НОАЮ с марта 1945: числ. ок. 800 гыс. чел.) завершила освобождение Ю. от фаш. войск их пособников. Народы Ю. своей героич. борьбой внесли значит, вклад в общее дело разгрома фашизма. Нанесённый Ю. войной материальный ущерб составил 46, 9 млрд. долларов. Ю. после 2-й мировой войны. Восстановление народного хозяйства. Строительство социализма. В результате победоносного исхода нар.-освободит, борьбы и социалистич. революции в Ю. утвердилась народная власть. Демократич. силы, объединённые в руководимом коммунистами Народно-освободит. фронте(НОФ), решительно поддержали линию КПЮ, направленную на коренное социальное переустройство. Буржуазно-монархические силы, опираясь на своих представителей в пр-ве ДФЮ и содействие зап. стран, пытались помешать укреплению нар.-Демократич. строя в стране, надеясь, в частности, не допустить окончат. ликвидации монархии. 1-й съезд НОФ в авг. 1945 (с этого времени - Народный фронт Ю., НФЮ), принявший устав и программу НФЮ, способствовал росту активности этой общенародной политической орг-ции (около 7 млн. чл.) на платформе КПЮ. 3-я сессия АВНОЮ (7-10 авг. 1945) одобрила законы о национализации рудных богатств, о свободе печати, собраний и др.; АВНОЮ было переименовано во Врем, народную скупщину. На выборах 11 нояб. 1945 в Учредит, скупщину НФЮ получил ок. 96% голосов избирателей. 29 ноя-б. 1945 Учредит, скупщина приняла Декларацию об окончат, ликвидации монархии и провозгласила создание Федеративной Нар. Республики Ю. (ФНРЮ). Вступившая в силу 31 янв. 1946 конституция ФНРЮ закрепила происшедшие в стране общественно-экономические и политические изменения. Конституция гарантировала равноправие народов Ю., её республик на основе федеративного принципа гос. устройства. В качестве ведущей признавалась общенар. собственность. Был подтверждён принцип, положенный в основу агр. реформы (закон о ней принят в авг. 1945), в соответствии с к-рым " земля принадлежит тем, кто её обрабатывает". Ликвидировав крупное.помещичье землевладение, наделив безземельных крестьян землёй, реформа нанесла удар по капиталистич. элементам на селе. Ещё в марте 1945 была введена по существу монополия внеш. торговли, в августе отменены иностр. концессии на добычу полезных ископаемых. Иностр. капитал, контролировавший св.1/2 пром-сти Ю., был лишён своих позиций в стране. В результате национализации пром-сти (в дек. 1946 принят закон о национализации крупной пром-сти; полная ликвидация частного сектора в пром-сти завершилась с принятием в апр. 1948 второго закона о национализации) осн. средства произ-ва стали общенар. достоянием. Национализация транспорта, банков, оптовой торговли привела к окончат, подрыву эко-номич. базы буржуазии, к экспроприации класса эксплуататоров. Гос. сектор занял ключевые позиции в нар. х-ве, тем самым был заложен фундамент для построения социализма в Ю. Первый 5-летний план (1947-51) ставил целью ликвидацию технико-экономич. отсталости страны на основе социалистич. индустриализации, укрепление экономич. и оборонной мощи, упрочение и развитие социалистич. сектора в экономике, повышение благосостояния трудящихся. По мере упрочения в Ю. нар. власти усиливалось давление на неё со стороны зап. держав (в частности, они требовали вывода подразделений Югосл. нар. армии из ряда освобождённых ею р-нов югосл. земель). На стороне Ю. выступил СССР, оказавший поддержку Ю. на Парижской мирной конференции 1946. По мирному договору 1947 с Италией 6. ч. этих земель (за исключением р-на Триеста) была воссоединена с Ю. (вопрос о Триесте решён итало-югосл. соглашением 1954). Политич. поддержка со стороны СССР объективно способствовала укреплению безопасности и независимости Ю. К 1948 на долю СССР и др. социалистич. стран приходилось 52, 9% экспорта и 49, 3% импорта Ю. 5-й съезд КПЮ (июль 1948), принявший новые Устав и Программу КПЮ, выдвинул в качестве главной цели борьбу за построение социализма. 2-й пленум ЦК КПЮ (янв. 1949) принял решение о расширении социалистич. сектора в деревне, об организации трудовых крест, кооперативов " ускоренными темпами". С 1950 был сделан упор на развитие общих земледельч. кооперативов гл. обр. снабженческо-сбытового характера. После решения в марте 1953 о сохранении только рентабельных трудовых кооперативов число их значительно уменьшилось (с 6806 в 1951 до 561 в 1956, а удельный вес принадлежавшей им обрабатываемой площади сократился соответственно с 20% до 2%). Курс на преимуществ, развитие тяжёлой пром-сти обеспечил подъём нар. х-ва. Однако на темпах его роста сказывалось отставание лёгкой пром-сти и с. х-ва. В дек. 1950 сроки выполнения пятилетки продлены до кон. 1952. В сер. 1948 отношения между КПЮ с одной стороны, КПСС и др. коммунистич. и рабочими партиями с др. стороны оказались нарушенными. В дальнейшем были прерваны и межгос., экономич. и культурные связи Ю. с СССР и др. социалистич. странами. В 1949-53 получили интенсивное развитие отношения Ю. с капиталистич. гос-вами. 14 нояб. 1951 между ФНРЮ и США подписано соглашение о воен. помощи, 8 янв. 1952 - об экономич. сотрудничестве. В 1951 заключено соглашение США, Великобритании и Франции с Ю. о т. н. трёхсторонней помощи; в февр. 1953 Ю., Греция и Турция заключили договор о дружбе и сотрудничестве (в г. Анкара), в авг. 1954 - договор о союзе, политич. сотрудничестве и взаимной помощи (в г. Блед), к-рыми предусматривалось политич., воен., экономич. и культурное сотрудничество трёх стран (т. н. Балканский пакт, со 2-й пол. 50-х гг. прекратил существование). С 1950 в Ю. стала складываться система управления нар. х-вом, отличит, чертой k-рой явилась децентрализация руководства, предоставление предприятиям значит, оперативной самостоятельности в условиях более активного использования товарно-денежных отношений в экономике. В июне 1950 принят " Основной закон об управлении гос. хоз. предприятиями и высшими хоз. объединениями со стороны трудовых коллективов", провозгласивший, что " предприятиями как общенар. собственностью от имени общества управляют трудовые коллективы через избираемые рабочие советы в пределах гос. хозяйственного плана, в соответствии с правами и обязанностями, установленными законами и постановлениями". По закону от 29 дек. 1951 задачи общегос. планирования ограничивались установлением осн. пропорций в развитии отраслей нар. х-ва на основе оценки итогов экономич. деятельности за предыдущий год. Был проведён комплекс мер по частичной передаче полномочий центр, гос. органов республиканским и местным органам управления. Гл. направления такой перестройки содержались в " Конституционном законе об основах обществ, и политич. устройства страны и о союзных органах власти" (янв. 1953), " Общем законе об устройстве общин и р-нов" (июнь 1955), а также " Законе о гос. управлении" и " Законе о союзных органах управления" (1956). Внедрявшиеся изменения затронули также формы и методы деятельности партии и обществ, орг-ций страны, что было отражено в решениях 6-го съезда КПЮ (нояб. 1952), переименовавшего КПЮ в Союз коммунистов Ю. (СКЮ). Сформулированная на съезде установка о том, что " основная обязанность и роль коммунистов" состоит в " политической и идеологической работе по воспитанию масс", на практике в ряде случаев стала проявляться в попытках принизить роль партии в социалистич. стр-ве. Состоявшийся в февр. 1953 4-й съезд НФЮ переименовал НФЮ в Социалистический союз трудового народа Югославии (ССТНЮ). Призывая к повышению активности коммунистов в социалистич. стр-ве, ЦК СКЮ на прошедших после съезда пленумах отмечал опасность антисоциалистич. линии на отрицание роли рабочего класса, на дезорганизацию и идейное разоружение социалистич. сил. 3-й пленум ЦК СКЮ (янв. 1954) подверг критике ликвидаторскую линию М. Джиласа, сводившуюся к полному отстранению СКЮ от строительства социализма и, по существу, введению многопарт. системы в стране. К сер. 50-х гг. пром. произ-во превысило довоен. уровень в 2, 5 раза. Среднегодовые темпы роста пром-сти составили в 1947-56 ок. 13%. Медленнее развивалось с. х-во. Нац. доход возрос в 1955 в сравнении с 1947 более чем на 50%. В результате конструктивных усилий, предпринятых ЦК КПСС, пр-вом Сов. Союза и поддержанных СКЮ, пр-вом Ю., отношения двух партий и стран в сер. 50-х гг. вошли в нормальное русло. По итогам переговоров на высшем уровне, состоявшихся в Белграде в мае - июне 1955 и в Москве в июне 1956, приняты Белградская декларация пр-в СССР и Ю. от 2 июня 1955 и Московская декларация об отношениях между КПСС и СКЮ от 20 июня 1956, сыгравшие важную роль в становлении и развитии сотрудничества между СССР и Ю., КПСС и СКЮ. Были нормализованы отношения между Ю. и др. социалистич. странами, между СКЮ и др. коммунистич. и рабочими партиями. В 1955-56 заключены сов.-югосл. соглашения об экономич., науч.-технич. и культурном сотрудничестве; с 1957 сов.-югосл. торговля ведётся на основе долгосрочных межправительств, соглашений. Наряду с достижениями в строительстве социализма, динамичный рост нар. х-ва Ю. сопровождался трудностями. В связи с ослаблением централизованного планового начала стали проявляться местнические тенденции, нездоровая конкуренция. Возникла неполная занятость (в 1955-56 в Ю. насчитывалось от 70 до iOO тыс. нетрудоустроенных). Исполком ЦК СКЮ в окт. 1955 признал, что прежний курс пром. развития был чрезмерно напряжённым, ставящим под угрозу жизненный уровень населения. В принятом решении указывалось, что экономич. политика должна обеспечить соразмерный рост произ-ва товаров широкого потребления и осн. средств произ-ва путём изменения структуры капиталовложений, б-й пленум ЦК СКЮ (март 1956) осудил технократизм, практицизм в подходе к проведению в жизнь экономич. политики, примиренческое отношение к местничеству и респ. обособленности. Пленум выдвинул задачу усиления роли партии во всех областях жизни страны. В 1956-57 Нар. скупщина приняла ряд мер по укреплению роли центр, союзных органов в управлении нар. х-вом. В частности, усилен банковский контроль за хоз. деятельностью предприятий; введены максимальные и твёрдые цены на ряд товаров и видов сырья; сокращено количество предприятий, занимающихся внеш. торговлей. Признано целесообразным вернуться к составлению пятилетних планов (в 1953-56 практиковались лишь годичные планы). Эти меры благоприятно сказались на выполнении второго 5-летнего плана (1957-61). Сложившиеся формы и методы парт, и гос. строительства, гл. направления дальнейшего развития обществ.-политич. и экономич. системы на основе самоуправления нашли отражение в решениях 7-го съезда СКЮ (апр. 1958) и принятой им новой Программе партии. Провозглашённая в апр. 1963 новая конституция Ю. отразила и законодательно закрепила социалистич. завоевания трудящихся. В качестве конечной цели была выдвинута задача создания коммунистических общественных отношений. Ю. стала наз. Социалистической Федеративной Республикой Ю. (СФРЮ). К 1965 удельный вес промышленности в создании нац. дохода составил ок. 50%. По сравнению с 1957 пром. произ-во выросло в 2, 8 раза, превзойдя более чем в 6 раз уровень 1947 и почти в 7, 5 раза довоен. уровень. Среднегодовые темпы развития пром-сти составили св. 12%, с. х-ва - св. 6%. Нац. доход на душу населения увеличился в 1965 по сравнению с 1947 более чем в 2, 5 раза. 8-й съезд СКЮ (дек. 1964) наметил осн. направления широкого круга мероприятий, получивших название обществ.-экономич. реформы. Предполагалось при этом добиться ликвидации диспропорций, вызванных отставанием добывающей пром-сти от обрабат. отраслей и с. х-ва от пром. произ-ва; уменьшения различий в уровне развития отд. республик и р-нов; ограничения импорта, стимулирования экспорта, более активного участия страны в междунар. разделении труда; снижения дефицита внешнеторг. и платёжного баланса, а также внеш. задолженности; упорядочения капиталовложений. Имелось в виду создать новые условия хозяйствования посредством укрепления материальной базы самоуправления во всех звеньях, предоставления более широкого простора товарно-денежным отношениям при усилении контрольных функций кредитно-банковской системы. В течение ряда лет в Ю. проводилась т. н. конституц. реформа: в результате внесения в конституцию 1963 ряда поправок были ещё больше расширены права республик, в частности в области законодательства, финансов, внеш. торговли и др. В решениях 9-го съезда СКЮ (март 1969) получил дальнейшее развитие курс на расширение децентрализации управления экономикой, на усиление оперативной самостоятельности предприятий. В принятом на съезде новом Уставе партия определялась как революц. организованная ведущая идейно-политич. сила рабочего класса и всех трудящихся в их борьбе за социализм; историч. задачей и конечной целью СКЮ провозглашалось создание бесклассового коммунистич. общества. Экономич. развитие страны к кон. 60-х гг. наряду с определёнными положительными результатами характеризовалось более медленными в сравнении с плановыми показателями темпами развития экономически отсталых республик, сложностями в области трудоустройства внутри страны и в этой связи расширением практики выезда югосл. граждан на работу за границу; сохранялся дефицит внешнеторг. и платёжного баланса, наблюдались рост цен, инфляционные явления. К кон. 60-х - нач. 70-х гг. политич. обстановка в Ю. заметно осложнилась. В решении задач социалистич. стр-ва СКЮ столкнулся с активизацией националистич. и анархо-либералистских сил. Вспышка национализма осенью 1971 в Хорватии, имевшая сепаратистские проявления, вызвала необходимость принятия руководством СКЮ решительных мер против сил, грозивших единству и целостности СФРЮ. Большое значение для нормализации обстановки в Ю. и СКЮ имели решения, принятые 21-м заседанием Президиума СКЮ (дек. 1971). 2-я конференция СКЮ (янв. 1972) одобрила " Программу действий", в к-рой были намечены мероприятия по идейно-политич. и организац. укреплению СКЮ на принципах демократич. централизма, усилению его ведущей роли. Важную роль в этом сыграло письмо пред. СКЮ И. Броз Тито и Исполнительного бюро Президиума СКЮ, направленное в сент. 1972 во все парт, орг-ции. Новая конституция СФРЮ (принята в февр. 1974), отразившая совр. фазу социалистич. строительства в Ю. на основах самоуправления, закрепила руководящее положение рабочего класса, ведущую идейно-политич. роль СКЮ в жизни югосл. общества. В конституции подчёркивалось, что " рабочий класс и все трудящиеся развивают социалистич. демократию, основанную на принципах самоуправления, как особую форму диктатуры пролетариата". Основными направлениями развития системы самоуправления считаются уточнение положения, роли и ответственности всех организованных сил общества во главе с СКЮ, введение делегатского принципа формирования органов нар. представительства, создание орг-ций объединённого труда как в сфере материального произ-ва, так и в непроизводств, отраслях нар. х-ва. 10-й съезд СКЮ (май 1974) отметил успехи народов Ю. в социалистич. строительстве, выдвинул в качестве первоочередной задачи упрочение ведущей идейно-политич. роли СКЮ как авангарда рабочего класса, его организационное укрепление на основе принципов демократического централизма. Были осуждены т. н. теории о стихийном и автоматическом развитии самоуправления, принижение значения направляющей деятельности партии, тенденции к её федерализации, явления фракционности и др. В решениях съезда подчёркивался классовый характер социалистического гос-ва и необходимость его эффективного использования в качестве " инструмента в руках рабочего класса по обеспечению его исторических и непосредственных интересов". Были намечены конкретные задачи по решению актуальных экономич. проблем страны. Съезд избрал И. Броз Тито председателем СКЮ без ограничения срока полномочий. 18 июля 1975 Скупщина СФРЮ утвердила " Основы совместной политики долгосрочного развития СФРЮ до 1985 года", 20 июля 1976 - обществ, план развития на 1976-80. В нояб. 1976 на основе соответствующих положений конституции 1974 Скупщина СФРЮ приняла " Закон об объединённом труде", регламентирующий, в частности, деятельность основных организаций объединённого труда (ОООТ). ОООТ рассматриваются в Ю. в качестве первичных звеньев общественно-экономической и общественно-политической системы, к-рые наряду с формируемыми на основе делегатского принципа органами нар. представительства призваны расширять возможности непосредств. участия трудящихся в управлении нар. х-вом и обществом. Действенность функционирования этих институтов ставится в Ю. в прямую зависимость от усиления ведущей роли СКЮ в обществе, совершенствования форм и методов деятельности партии. 20-23 июня 1978 состоялся 11-й съезд СКЮ. Уделив большое внимание дальнейшему развитию политич. системы социалистич. самоуправления, 11-й съезд, исходя из преемственности курса 10-го съезда СКЮ, придал первостепенное значение вопросу усиления ведущей роли СКЮ. Съезд подытожил путь, пройденный страной за годы нар. власти, отметил успехи, достигнутые югосл. трудящимися (см. раздел Экономико-географический очерк). При рассмотрении проблем экономич. развития указывалось на неотложность решения таких задач, как стабилизация экономики, повышение производительности труда, выравнивание уровней развития республик и р-нов страны, обеспечение полной занятости населения и др. 11-й съезд принял изменения и дополнения к Уставу СКЮ, в к-рый было включено решение 10-го съезда об избрании И. Броз Тито председателем СКЮ без ограничения срока полномочий. 11-й съезд СКЮ подтвердил линию Ю. на мирное сосуществование и неприсоединение как составную часть борьбы за мир и социализм. Ю. деятельно участвует в движении неприсоединения. Она была одним из инициаторов проведения и активным участником конференций глав гос-в и правительств неприсоединившихся стран (Белград, 1961; Каир, 1964; Лусака, 1970; Алжир, 1973; Коломбо, 1976). Ю. является поборником мира и безопасности народов, выступает за углубление процесса разрядки, его распространения на все р-ны мира и области междунар. отношений, за принятие практич. мер, направленных на прекращениегонки вооружений, на достижение всеобщего и полного разоружения. С 1969 Ю. участвует в работе Комитета ООН по разоружению (Женева).Ю. присоединилась к Договорам о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах (1963), о нераспространении ядерного оружия (1968), о запрещении использования в воен. целях дна морей и океанов (1971). Ю. участвовала в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (3 июля 1973 - 1 авг. 1975) и подписала в Хельсинки 1 авг. 1975 Заключительный акт Совещания. В духе Хельсинки Ю. окончательно урегулировала в 1975 пограничный вопрос с Италией; в 1977-78 Белград стал местом проведения встречи представителей гос-в - участников Совещания. Ю. высказывается за последовательное и эффективное претворение в жизнь в полном объёме и в равной мере всех положений Заключительного акта Совещания всеми подписавшими его гос-вами. Ю. поддерживает предложения о создании безъядерных зон в Центр.Европе и на Балканах, отстаивает принцип нерушимости послевоен. границ в Европе, выступает за решение междунар. споров мирным путём, в поддержку нац.-освободит, движений, за завершение процесса полной деколонизации, против расизма, апартеида. Значит, место в политике пр-ва СФРЮ занимают отношения с социалистич. странами. С сент. 1964 Ю. участвует в работе нек-рых органов СЭВ (в 1977 доля социалистич. стран в общем товарообороте Ю. достигла 33, 2%). Ю. имеет договорные отношения с Междунар. инвестиц. банком стран - членов СЭВ (1974) и с Междунар. банком экономия, сотрудничества стран - членов СЭВ (1977). Важную роль в развитии и укреплении всесторонних отношений между СССР и СФРЮ, КПСС и СКЮ сыграли визиты Л. И. Брежнева в Ю. (1962, 1966, 1971, 1976) и И. Броз Тито в СССР (1956, 1962, 1965, 1972, 1973, 1977). СССР занимает 1-е место в товарообороте СФРЮ с зарубежными странами (в 1977 на его долю приходилось 17, 5%). Между Ю. и капиталистич. странами развиваются активные отношения. Их доля в товарообороте СФРЮ в 1977 составила 51, 5%. Ю. придаёт важное значение расширению всестороннего сотрудничества с развивающимися странами. Их удельный вес в товарообороте Ю. в 1977 равнялся 15, 3%. В 1977 Ю. поддерживала дипломатич. и консульские отношения со 116 гос-вами. Лит.: История Югославии, т. 1 - 2, М., 1963; Д о с т я н И. С., Россия и балканский вопрос, М., 1972; Писарев Ю. А., Образование Югославского государства, М., 1975; Исторща народа Тугославще, к". 1 - 2, Београд, 1953-60; ШишиЬ Ф., Тугославенсю мисао. Hcxopnja иде]е Jyroславенског народног у]единьена и ослобоЬетьа од 1790 - 1918, Београд, 1937; Ч у л ин о в н ч Ф., Октябрь и корни социалистической революции в Югославии, пер. с сербско-хорв., М., 1967; Участие югославских трудящихся^в Октябрьской революции и гражданской войне в СССР. Сб. документов и материалов, М., 1976; Югославия вчера и сегодня. [1945-1965], М., 1965; [Н икифоров Л. А., Островидов Ю. П.], Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Справочник. М., 1975; Г и р е н к о Ю. С., Советский Союз - Югославия: традиционная дружба, всестороннее сотрудничество, М., 1975; Социалистическая Федеративная Республика Югославия, М., 1975. См. также лит. при статьях Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Народноосвободительная война в Югославии 1941 - 1945, Союз коммунистов Югославии. Е. П. Наумов (до кон. 18 в.), В. И. фрейдзон (кон. 18 в. - 1918), В. К. Волков (1918-май 1945), Ю. С. Гиренко (с мая 1945).
|