Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VII. Экономико-географический очерк. Общая характеристика хозяйства.За годы социалистич
Общая характеристика хозяйства. За годы социалистич. строительства в Ю. произошли коренные социально-экономич. преобразования. Ю. превратилась из аграрной в индустриально-агр. страну. Табл. 2. -Структура производства валового общественного продукта, %
В социалистич. секторе создаётся 84% валового общественного продукта, в частном - 16% (1977). Среднегодовые темпы роста обществ, произ-ва в 1974-77 составили 5, 8%, в т. ч. в пром-сти 7, 4%, с. х-ве 3, 1%, стр-ве 7, 9%, транспорте 6, 2%. В 1947-77 обществ, продукт Ю. увеличился в 6 раз (число занятых в нар. х-ве в 4, 4 раза), в т. ч. в пром-сти примерно в 15 раз. Общее число занятых в обществ, секторе 5, 16 млн. чел. (1977); быстрыми темпами растёт занятость в сфере услуг и торговле (за 1971-75 - 6, 5% в среднем за год, в пром-сти - 5, 0%). Количество занятых в обществ, секторе экономики за 1972-77 возросло более чем на 700 тыс. чел.; однако проблема трудоустройства активного населения пока ещё полностью не решена. В 1974-77, в период между 10-м и 11-м съездами Союза коммунистов Югославии, экономика страны развивалась быстрыми темпами. Среднегодовой прирост капиталовложений в основные фонды составил 7, 4%, объёма экспорта- 2, 8%, импорта - 6, 4%. Производительность труда за этот период возросла на 3%, занятость в социалистич. секторе народного х-ва - на 4%. Достигнут стабильный рост с.-х. произ-ва. Постепенно решается задача расширения общественного сектора в с. х-ве путём укрепления агропромышленных комплексов. Вместе с тем 11-й съезд СКЮ (1978) при рассмотрении проблем экономического развития страны указал на необходимость стабилизации экономики, повышения производительности труда, выравнивания уровней развития республик и районов страны и др. В 1947-56 развитие экономики базировалось на создании тяжёлой пром-сти; в эти отрасли было направлено до 57 % всех пром. капитальных вложений. С 1957 ассигнования в эти отрасли несколько сократились, усилилось финансирование с. х-ва, пищ. и лёгкой пром-сти, непроизводств, сферы (их доля в структуре общих инвестиций повысилась с 27, 3% в 1950 до 36, 7%. 1970). В 60-е гг. с целью ликвидации возникших в экономике диспропорций (особенно между развитием добывающих и обрабатывающих отраслей) были увеличены капиталовложения в электроэнергетику, некоторые сырьевые отрасли, экспортные отрасли обрабатывающей пром-сти (цветную металлургию, электротехнику, судостроение и др.). В соответствии с пятилетним планом развития нар. х-ва в период 1971-75 ок. 51 % всех капиталовложений в производств, сферу обществ, сектора было направлено в пром-сть. Осуществляются мероприятия, обеспечивающие повышение производительности труда (рост в среднем за пятилетку на 2, 4% в год), более полное использование производств, мощностей, технико-экономич. возможности к-рых весьма высокие (72% оборудования в пром-сти моложе 10 лет). В 1974 принята программа борьбы с инфляцией и ростом цен, в основе к-рой - усиление финанс. дисциплины предприятий, целевая направленность капитального стр-ва, улучшение внешнеторг. баланса. В каждой республике создан резервный фонд помощи нерентабельным предприятиям. Принятый на период 1976-80 общественный план направлен на ускорение структурной перестройки х-ва с целью его динамичного развития и усиления экспортной направленности отраслей обрабат. пром-сти. Ю. унаследовала от прошлого большие различия в уровне экономич. развития отд. частей и терр. страны. Словения, Хорватия и Сербия относятся к группе экономически развитых р-нов; Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, а также авт. край Косово в Сербии - к экономически менее развитым районам; создан специальный фонд для кредитования их развития. В 1974-76 общественное производство (в постоянных ценах) в среднем ежегодно увеличивалось: в Боснии и Герцеговине на 4, 6%, Черногории - 5, 1%, Македонии - 5, 2%, Хорватии - 5, 3%, Словении - 5, 7%, на территории Сербии (без авт. краёв) - 5, 4% (в Косово -7, 8%, Воеводине - 5, 4%). В ходе индустриализации постепенно сглаживается неравномерность размещения пром-сти. В Боснии, Македонии, Черногории, авт. крае Косово на базе местных природных и трудовых ресурсов выросли новые пром. узлы и центры, наряду с этим развиваются и старые пром. р-ны - Словения, зап. Хорватия и сев. Сербия. Добывающая пром-сть и энергетика. Почти вся добыча жел. руды сосредоточена в Боснии (в месторождениях Любия, где наиболее качественная в Ю. руда с содержанием 44% Fe, и Вареш), в Македонии (месторождение Кичево). Из легирующих металлов добывают марганец (Босния) и молибден (Ю.-В. Сербии); богатые месторождения хромитов практически исчерпаны. Добыча медной руды - гл. обр. в Сербии, в Восточно-Сербских горах (рудники Бор и Майданпек), свинцово-цинковых руд - на Ю.-З. Сербии, гл. обр. в авт. крае Косово (рудники в р-не Трепча), в Македонии (Злетово), Черногории (Брсково, Шупля-Стена). Из медных и свинцово-цинковых руд попутно извлекают также золото, серебро, висмут. Добыча бокситов ведётся в Боснии и Герцеговине (Мостар, Власеница), Черногории (Никшич), Хорватии (р-н Шибеника и п-ов Истрия). Ртуть добывают в Словении (рудник Идрия). Из нерудных ископаемых разрабатываются магнезит, асбест, цементный мергель, мрамор и др. строительный камень, кварцевые пески, огнеупорная и керамические глины, соль. Табл. 3. - Структура промышленности (1975)
Табл. 4. - Добыча полезных ископаемых
1 1976. Ю. относительно богата энергетич. ресурсами, среди к-рых главные - уголь и гидроэнергия. В структуре энергобаланса (1975) по потреблению на долю угля приходится 43%, нефти и природного газа - 46 %, гидроэнергии - 11%. Ресурсы угля довольно велики, они состоят гл. обр. из низкокачественного лигнита (90, 9%), бурого угля (8, 6%), кам. угля (0, 5%). Характерна значит, разбросанность угольных месторождений. Осн. бассейны: Дравско-Савский (в междуречье Савы и Дравы в Словении и прилегающей части Хорватии, где добывается бурый уголь и лигнит), Средне-Боснийский (Зеница, Бреза, Какань) и Тузланский, где добывается в основном качеств, бурый уголь, Тимокско-Моравский (в Сербии) с добычей бурого угля и лигнита. Для использования крупных ресурсов низкокачеств. угля, добываемого гл. обр. открытым способом, созданы предприятия по сушке и брикетированию и ТЭС в гл. лигнитовых бассейнах: Косово (авт. край Косово), Колубара, Костолац (оба в Сербии, близ Белграда), Крека (Босния) и Белене (Словения). До войны преобладала добыча углей более высокой калорийности (на лигнит приходилось не более 20%). В 1977 на лигнит приходилось уже ок. 76% от всей добычи (по весу). Запасы нефти сравнительно невелики. Осн. районы добычи - Мославачский басе, в долине р. Савы к юго-западу от Загреба и Подравский в Хорватии (70% добычи), Банатский в Сербии (30% добычи). О добыче полезных ископаемых см. табл. 4. 70% потребляемой нефти импортируется. Нефтеперерабатывающая пром-сть представлена тремя реконструированными предприятиями в Риске, Сисаке и Босански-Броде и двумя новыми, построенными в Панчево и Нови-Сале; их продукция удовлетворяет потребности страны (мощность нефтеперерабатывающих з-дов св. 15 млн. т). Экономия, гидроэнергетич. потенциал рек (св. 40 млрд. квт*ч) используется на 50%(1976). НаГЭС(крупнейшие" Сплит", " Маврово", " Сень", " Пива". " Зворник" и др.) производится ок.1/2 электроэнергии. Осн. р-ны произ-ва гидроэнергии - зап. склоны Дикарского нагорья (ГЭС на pp. Цетина, Неретва, Требишница) и вост. склоны (на pp. Дрин, Лим, Врбас), Альпы (каскады ГЭС на pp. Драва, Сава и Соча). Важное значение приобрёл р-н теснины Джердап -" Железные Ворота" на Дунае. Здесь Ю. совместно с Румынией (при содействии СССР) завершила в 1972 стр-во ГЭС (мощность 2, 1 Гете). Ок. '/2 её выработки (6 млрд. кет'ч) приходится на долю Ю. В Словении строится (1978) первая в Ю. АЭС " Кршко" (632 Мет); крупные ТЭС - " Тузла", " Косово", " Костолац", " Трбовле", " Шошгань-IV" и др. Мощность всех электростанций (1975) составила 9, 0 Гвт, в т. ч. ГЭС 4, 8 Гвт. Обрабатывающая промышленность. Чёрная металлургия. Произ-во чёрных металлов базируется на местной жел. руде и привозном коксующемся угле. Построены коксовые з-ды (Лукавац и Зеница), к-рые производят 2 млн. т кокса в год (до войны кокс не производился). Самый крупный металлургии, комбинат Ю. в г. Зеница (Босния и Герцеговина) производит ок. 1/2 чугуна и стали, 1/з проката. Каждая республика имеет металлургия, комбинат: Сербия - в г. Смедерево, Хорватия - в г. Сисак, Словения - в г. Есенице, Черногория - в г. Никшич, Македония- в г. Скопье. Примерно 4/з выплавки стали приходится на высококачеств. сорта. Цветная металлургия базируется на местном сырье и имеет важное значение в структуре экспорта страны. Производство электролитической меди полностью сосредоточено на горно-металлургическом комбинате Бор (Сербия). Крупнейшие предприятия по произ-ву медного проката, труб, кабеля, проволоки размещаются в гг. Светозарево (50% произ-ва кабеля в стране), Титово-Ужице, Севойно, Нови-Сад, Прокупле и Марибор. Свинец и цинк выплавляются на комбинате " Трепча" (Сербия) и " Злетово" (Македония), в Межице, Шабаце..Быстрыми темпами растёт произ-во алюминия и изделий алюминиевого проката. Алюминиевые з-ды находятся в гг. Кидричево, Титограде, Шибенике. У г. Зворник построено глинозёмное предприятие. Машиностроение и металлообработка - ведущая отрасль югосл. пром-сти (ок. 1/4 всей пром. продукции), практически заново созданная за годы социалистич. строительства. Освоен выпуск станков, тракторов, автомобилей, турбин, радиоприёмников, холодильников и многих др. видов машин и оборудования. В структуре экспорта ма-шиностроит. продукция составляет 28, 0% (1976). Осн. станкостроит. предприятия - " Первомайская в Загребе и " Иво Лола Рибар" в Белграде. Трансп. машиностроение специализируется на выпуске ж.-д. подвижного состава (в гг. Ниш, Кралево, Славонски-Брод, Смедеревска-Паланка), автомобилей, судов. Автомобилестроение представлено з-дом " Црвена застава" в г. Крагуевац (легковые автомобили), з-дом " ТАМ" в г. Марибор (грузовики, автобусы), з-дом " ФАП" в Прибое (тяжёлые грузовики и автобусы), имеется автомоб. з-д в Белграде (Земун). Важное экспортное значение имеет судостроение. По произ-ву торг, и пассажирских мор. судов Ю. вошла в число ведущих стран мира. Крупнейшие верфи - " Третье мая" в Риеке, " Уляник" в Пуле, " Сплит". Верфи " Тито" в Белграде, в гг. Апатии и Нови-Сад строят речные суда. Более 3/5 тоннажа судов Ю. экспортирует. Ю. выпускает более 250 видов с.-х. машин и орудий, тракторы. Осн. центры машиностроения- Белград (объединение " УМИ"), Нови-Сад, Осиек, Скопье, Сараево и др. Развито энергетич. машиностроение. Выпуск турбин и дизельных двигателей осуществляют з-ды в Карловаце, Риеке, Пуле и др. Высокими темпами развивается электротехнич. пром-сть, 1/4 её продукции (трансформаторы, электромоторы, кабели и др.) экспортируется. Наиболее известные в Ю. предприятия этой отрасли - в Светозарево, " Литострой" в Любляне, з-д " Раде Кончар" в Загребе, в Джаковице, в Мариборе, Ново-Место, Белграде (Раковица). При технич. содействии СССР строится (1978) предприятие свинцовых аккумуляторов в республике Босния и Герцеговина. Новой отраслью машиностроения является электроника и приборостроение (важнейшие центры - в г. Ниш, производств, объединение " Электронска индустрия" и " Искра" в Кране). Разнообразна продукция металлообработки. Наиболее крупные машиностроительные центры - Белград, Загреб, Любляна. Химическая промышленность развивается наиболее быстрыми темпами. Среднегодовой прирост в 1971- 1975-12%. В основном используется местная сырьевая база (минеральное сырьё, отходы цветной металлургии). Предприятия основной хи-мии находятся в гг. Панчево, Лукавац, Шабац, Кутина, Прахово, Тузла и др.; развиваются новые отрасли органич. химии (произ-во поливинилхлорида, полистирола, полиэтилена и др. продуктов). Ведущие химич. комбинаты - в Панчево, " ОКИ" в Загребе, чХемко" в Белграде, " Югопластика" в Сплите и др. Различные виды резинотехнич. изделий выпускаются в Пироте и Кране, косметич. средства, детергенты и др.- в Осиеке, Ново-Место и др. Экспортное значение имеет фармацевтика {крупнейшие из предприятий - " Плива" в Загребе, " Галеника" в Белграде, " Лек" в Любляне). Производство строительных материалов, основанное на местной сырьевой базе, значительно возросло в связи с большими объемами капитального и жилищного стр-ва. Большинство предприятий расположено на мор. побережье, где имеются богатые залежи мергеля (р-ны гг. Сплит и Пула, Солин), а также в Загребе, Трбовле и др. Дерсвообрабаты ва ю щ а я и целлюлозно-бумажная промышленность. Осн. произ-во продукции отрасли сосредоточено в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении - наиболее богатых лесными ресурсами республиках. Крупные лесоперерабатывающие комбинаты находятся в Приедоре, Баня-Луке, Дрваре, Иванграде, Сремска-Митровице, Скопье, Завидовичах и др. Важное экспортное значение приобрело мебельное произ-во (Любляна, Белград, Скопье). Налажен выпуск целлюлозы и вискозных волокон (Лозница, Маглай, Баня-Лука). В 1977 произведено 4 млн. м3 пиломатериалов, св. 900 тыс. т бумаги и картона, св. 28 млн. м2 древесноволокнистых плит; 278 тыс. мебельных гарнитуров. Текстильная промышленность - старейшая отрасль индустрии, работающая в основном на привозном сырье. В связи с ростом цен на сырье на мировом рынке возникла проблема дальнейшего расширения произ-ва. Устранены •существовавшие ранее диспропорции между объёмами прядения и ткачества. Осн. центры произ-ва: хл.-бум. тканей - Белград, Загреб, Марибор, Вараждин, Мурска-Собота, Нови-Сад, Вране, Штип и др., шерстяных тканей - Белград, Загреб, Парачин, Лесковац, Ново-Место и др. За 1939-76 выпуск шерстяных тканей увеличился в 5 раз, хл.-бум. тканей - в 3 раза. Широко представлено произ-во трикот. изделий. Текстильное произ-во сосредоточено б. ч. в Сербии (ок. '/з хл.-бум. тканей, 4/з шерстяных тканей и трикотажа). Возросла роль кожевенно-обувной пром-сти в структуре экспорта лёгкой пром-сти. Кроме обуви выпускается разнообразная продукция из натуральной и искусств, кожи. Крупные обувные ф-ки: " Борово" у г. Вуковар О/з югосл. произ-ва обуви), в гг. Крань, Загреб, Скопье, Белград, Вране и др. Пищевкусовая про мы ш-л е н н о с т ь. Б. ч. отраслей этой пром-сти - мукомольная, маслобойная, сахарная, мясная, консервная - использует преим. местное сырьё. В 1976 по сравнению с 1939 произ-во сахара возросло в 5 раз, мясных консервов - в 70 раз, овощных консервов - более чем в 100 раз. Многие виды продукции вывозятся на мировой рынок. Предприятия пищ. пром-сти в основном размещены в Сербии (70% произ-ва сахара, 63% мясных консервов, 43% - овощных). Развито виноделие. Экспортное значение имеет табачная пром-сть (ценятся высококачеств. табаки Македонии и Герцеговины, в 1977 произведено 75 тыс. т ферментированного табака). Табл. 5.-Производство важнейших видов промышленной продукции
Сельское хозяйство. В социалистич. секторе сосредоточено 15% обрабатываемой земли и производится более 26% валовой с.-х. продукции (47% товарной продукции с. х-ва). Социалистические с.-х. предприятия представлены с.-х. имениями, кооперативами, агрокомби-натами, последние играют особо важную роль. В индивидуальном частном секторе с. х-ва, в мелкотоварных крестьянских хозяйствах (земельный надел не превышает 10 га на плодородной равнине и 15 га в горных р-нах) сконцентрировано 85% обрабатываемой земли, производится 74% валовой продукции. Валовая сельскохозяйственная продукция за 1947 - 77 возросла в 2, 6 раза, гл. обр. за счёт усиления интенсификации труда (агротехнич. мероприятия, химизация и механизация с.-х. работ); в 1977 внесено 2, 2 млн. т минеральных удобрений; благодаря пуску в строй гидротехнической системы Дунай - Тиса - Дунай возрастает орошаемая площадь. В социалистич. секторе 25, 5 тыс. тракторов - ок. 4/з тракторного парка по мощности, в индивидуальном - 200 тыс. тракторов (1976). С. х-во даёт ок. 9% стоимости экспорта Ю. В ходе социалистических преобразований меняется отраслевая структура с. х-ва. Животноводство развивается более быстрыми темпами, чем растениеводство. Однако на растениеводство приходится св. 60% валового с.-х. произ-ва. В структуре зем. угодий с.-х. земли занимают св. 56% площади страны, под лесом и кустарниками св. 30%. Из общего фонда с.-х. земель (14, 4 млн. га) 8 млн. га пахотные земли и многолетние насаждения, 6, 3 млн. га луга и пастбища (1976). Сокращается площадь под зерновыми и увеличиваются посевы технич. и кормовых культур. Структура посевной площади: 71% - зерновые, 13% - кормовые, 10%-овощи и картофель, 6% - технич. культуры. В 1977 ср. урожайность пшеницы была 35 ц/га, кукурузы - 42, 5 ц/га. Осн. зернопроизводящий р-н Ю.- авт. край Воеводина ('/з урожая зерновых), важными р-нами произ-ва зерна являются также долины Дуная, Савы, Дравы и Моравы. Значит, посевы технич. культур: сах. свёклы, подсолнечника, табака. Развито садоводство и виноградарство, особенно в холмистой зоне предгорий. Многолеткие плодовые насаждения распространены также на Адриатич. побережье; к Ю. от Сплита - р-н субтропич. плодоводства. Сбор яблок (1977) - 367 тыс. т, слив - 757 тыс. т, винограда - 1217 тыс. т; выращивают цитрусовые, миндаль, оливки. Табл. 6. - Посевы и сбор основных сельскохозяйственных культур
По производству сливы Ю. занимает одно из первых мест в мире (50% сбора идёт на произ-во ракии, ок. 15% сушится), Ю.- экспортёр чернослива. Ок. 1/2 поголовья кр. рог. скота и 2/з овец сконцентрировано в горных р-нах, где преобладает отгонно-пастбищное скотоводство; для равнинных р-нов характерно мясо-молочное направление животноводства и стойловое содержание скота. О продукции с.-х. произ-ва см. табл. 6, 7, 8. Табл. 7. - Поголовье скота и птицы, млн.
Табл. 8.-Продукция животноводства и птицеводства
Транспорт. Доля жел. дорог (1977) в перевозках грузов 35%, пассажиров - 12%, автомобильного (соответственно) - 46% и 87, 5%, речного и морского - 19% и 0, 5%. В 1977 всеми видами транспорта перевезено (включая транзит) 221, 1 млн. т грузов, в т. ч. по жел. дорогам 77, 4 млн. т, автотранспортом 100, 1 млн. т. Крупную роль играет междунар. транзит. Ю. частично обслуживает страны, не имеющие выхода к морю (ВНР, ЧССР, Австрия). Длина жел. дорог (1976) ок. 10 тыс. км, вт. ч. электрифицированных 2, 6 тыс. км. Наиболее высокая плотность жел. дорог - в сев. части Ю. Гл. ж.-д. магистраль - Есенице - Любляна - Загреб - Белград - Ниш- Скопье - Гевгелия. В 1976 завершено стр-во ж. д. Белград-Бар общей длиной 476 км, открывающей кратчайший выход Сербии к Адриатическому м. Дл. автодорог 102 тыс. км. Осн. автомагистраль - Загреб - Белград - Ниш - Скопье (" Братство - Единство"). Завершено стр-во Адриатич. приморской магистрали, к-рая продолжена через труднодоступные черногорские массивы в Косово. В 1977 тоннаж мор. флота 2, 0 млн. брутто-рег. т. Грузооборот мор. портов св. 23 млн. т. Крупные порты - Риека (50% всего грузооборота), Сплит, Шибеник, Дубровник. Со стр-вом ж.-д. выходов к морю возросло значение портов Бара, Копера и Плоче. Длина судоходных речных путей св. 2000 км. На Дунай приходится 86% всех речных перевозок, на Саву - 12, 4%. Значение Дуная возрастает с расширением торговли с социалистич. странами. Крупнейший речной порт - Белград. Гл. аэродромы - Белградский и Загребский имеют между-нар. значение. Сооружается (1978) нефтепровод Риека - Карловац - Сисак - Босански-Брод - Вуковар - Панчево. Совместными усилиями СФРЮ, ВНР и ЧССР сооружается нефтепровод " Адрия" длиной более 700 км от порта Бакар (близ Риеки) в ВНР и ЧССР. Создана сеть газопроводов. Внешние экономические связи. В мировом внешнеторг. обороте доля Ю. за пос-левоен. период увеличилась с 0, 3% до 1, 2%. В 1977 экспорт составил 89, 3 млрд. динаров, импорт 163, 8 млрд. динаров. За 1947-77 экспорт вырос в 32 раза, импорт - в 58 раз. В вывозе (1976) изделия машиностроения и металлообработки составляют 28, 2% стоимости экспорта, цветной металлургии - ок. 10%, химии- ок. 9%, текстильной промышленности- 10%, с. х-ва - 10%; в ввозе- машины и оборудование - 37% стоимости импорта, хим. продукты - ок. 14%, чёрные металлы - 8%, нефть и нефтепродукты - более 10%. Ю. имеет широкие внешнеторг. связи. Доля социалистич. стран во внешнеторг. обороте Ю. - 33, 3% (1977;, развитых капиталистич. стран -51, 2%, развивающихся стран - 15, 5%. Важнейшие торг, партнёры Ю. в экспорте (в %): СССР - 21, 7, Италия - 12, 6, ФРГ - 7, 4, США - 5, 6, ПНР - 4, 3; в импорте (в %): ФРГ - 16, 9, СССР - 13, 5, Италия - 10, 7, США - 5, 6, Франция - 5, 2. Ю. принимает участие в работе СЭВ (во многих комиссиях). Сотрудничество с социалистич. странами осуществляется на двусторонней и многосторонней основе по линиям торгового обмена, производств, кооперации и специализации, кредитно-финанс. операциям экономич. и технич. содействия. Существенное место занимают экономич. связи с СССР (из Сов. Союза в Ю. поступает значит, часть импорта кам. угля, нефти, дизельного топлива, синтетич. каучука и т. п., в СССР Ю. вывозит бокситы, силовые трансформаторы, кабельные изделия, мор. суда, кожаную обувь и т. д.). При технич. и экономич. содействии СССР" в Ю. строятся, построены и реконструируются св. 100 объектов, в частности металлургич. комбинаты в гг. Смедерево, Зенице и Скопье, горно-металлургич. и химич. комбинат " Трепча", глинозёмный завод у г. Зворник, свинцово-цинковые рудники ЗлетовсСаса, Благодать; ТЭС " Лукавац", " Костолац", " Косово", " Обреновац", " Тузла", " Какань" и др. Во внешних связях СФРЮ широко используются долгосрочная производственная кооперация, совместные инвестиции в развитие югосл. предприятий. В 1968-75 заключено 289 соглашений о долгосрочной производств, кооперации со странами ЕЭС и 79 со странами - членами СЭВ. Приобретает значение импорт лицензий. Развит иностр. туризм, в 1977 Ю. посетило св. 5, 6 млн. туристов. Ден. единица - динар. Экономико-географические районы. Совр. политико-адм. деление Ю., обусловленное нац. и историч. причинами, положено в основу экономико-географич. районирования страны. Функционированию такой системы районирования способствует федеративное устройство страны и хоз. самостоятельность республик (см, табл. 9). В география, и экономич. исследованиях экономико-географич. проблемы обычно рассматриваются по прпродно-географич. р-нам; в отд. республиках в качестве экономико-географических р-нов часто принимаются исторические области (напр., Воеводина, Косово, Далмация и др.). Лит.: Бодр и н В. В., Авденчев Л. А., Югославия, М., 1970; Б л а ш к ов и ч В., Югославия сегодня, пер. с сербскохорв., М., 1970; Г и р е н к о Ю. С., Советский Союз - Югославия: традиционная дружба, всестороннее сотрудничество, М., 1975; Социалистическая Федеративная Республика Югославия, М., 1975; [Никифоров Л. А., Остров и дов Ю. П.], Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Справочник, М., 1975; Экономика Югославии, М., 1966; МарковиЬ J. Ъ., Географске области Сощалистичне Федеративне Республике 1угославиЗе, 2 изд., Београд, 1972; Табл. 9. - Соотношение некоторых показателей по р е с п у б л и к а м (1976), %
1 1975. Милошевип М., Географша 1угославще, 3 изд., Београд, 1967; Михаиловип К., Расправе о разводу 1угославенске привреде, Београд, 1977; Demografski i ekonomski aspekti prost'orne pokretljivosti stanovnistva u Jugoslaviji posle drugog svetskog rata, Beograd, 1968; I 1 e s с S., Geografska regionalizacija Jugoslavije, " Geografski vestnik", 1961, sv. 33, s. 3 - 23; F a r k a s V., Ekonomika jugqslavenske_ industrije, Zagreb, 1965; Koncepcija dugorocnog razvoja Jugoslavije do 1985, Beograd, 1975; M e 1 i k A., Jugoslavia, Ljubljana, 1958; R о d i с D., Geografija Jugoslavije, 1 - 2, Beograd, 1967; R о g i с V., Urbanizacija Jugoslavije, " Geografski gorizont". Zagreb, 1973, № 3 - 4; Suvremeni problem! jugoslavenske privrede i ekonomska politika, red. J. Sirotkovic, Zagreb, 1965; Vriser J., Uticajne sfere jugoslavenskih gradova i drugih sredista. Zb. IX kong. geografa Jugoslavije, Sarajevo, 1974; Cobeljic N.. Privreda Jugoslavije, deov 1 - 2, Beograd, 1972 - 74; Samoupravni drustveno ekonomski razvoj Jugoslavije 1947 - 1977, Beograd, 1978. Л. А. Авдеичев, В. В. Бодрин, И. В. Вишнякова.
|