Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение.






В 1977 в Ю. издавалось 3, 5 тыс. газет, журналов и др. периодич. изданий общим тиражом св. 20 млн. экз., в т. ч. 24 ежедневные газеты общим тиражом св. 2 млн. экз. Важнейшие газеты и журналы (тираж на 1978): " Борба" (" Borba"), ежедневная газета на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде - Загребе, осн. 19 февр. 1922, орган Социалистич. союза трудового народа Югославии (ССТНЮ), 60 тыс. экз.; " Комунист" (" Komunist"), еженедельная газета на сербскохорв., словен. и макед. яз., издаётся в Белграде с 1925, орган Союза коммунистов Югославии (СКЮ), ок. 400 тыс. экз.; " Сопдялизам" (" Socijalizam"), ежемес. журн. на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде с 1958, орган СКЮ, 10 тыс. экз.; " Вьесник" (" Vjesnik"), ежедневная газ. на сербскохорв. яз., издаётся в Загребе, осн. в 1940, орган Социалистич. союза трудового народа Хорватии, 88 тыс. экз.; " Дело" (" Delo"), ежедневная газ. на словен. яз., издаётся в Любляне, осн. в 1959, орган Социалистич. союза трудового народа Словении, 93 тыс. экз.; " Нова Македония" (" Нова Македонка"), ежедневная газ. на макед. яз., издаётся в Скопье, осн. в 1944, орган Социалистич. союза трудового народа Македонии, 26 тыс. экз.; " Ослободжене" (" ОслобоЬен> е"), ежедневная газ. на сербскохорватском яз., издаётся в Сараеве, основана в 1943, орган Социалистического союза трудового народа Боснии и Герцеговины, 79 тыс. экз.; " Победа" (" Поб}еда"), ежедневная газ. на сербскохорватском яз., издаётся в Титограде, осн. в 1943, орган Социалистического союза трудового народа Черногории, 13 тыс. экз.; " Политика", ежедневная газета на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде с 1904, 272 тыс. экз.; " Младост" (" М1ас1о51: "), еженедельник на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде с 1919, орган Союза социалистич. молодёжи Югославии, 96 тыс. экз.; " Рад" (" Rad"), еженедельная газета на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде с 1945, орган Союза профсоюзов Югославии, 110 тыс. экз.; " Экономска политика" (" Ekonomska Politika"), еженедельный журнал на сербскохорватском яз., издаётся в Белграде с 1952 газетноиздательским предприятием " Борба", 10, 5 тыс. экз.

Телеграфное агентство Новая Югославия - ТАНЮГ (Telegrafska Agencija Nova Jugoslavia - TANJUG), осн. 5 нояб. 1943. Радиопередачи в Ю. ведутся с 1926. Югославское радио и телевидение (Jugoslovenska Radio Televizija - JRT) осн. в нояб. 1944 (реорганизовано в 1952), координирует работу республиканских и краевых радио- и телевизионных центров. Внутреннее радиовещание - на сербскохорв., словен., макед., итал., тур. и рум. яз.; иностр. вещание осуществляет станция " Радио - Ю." - на алб., англ., араб., болг., греч., исп., нем., рус., франц. яз. Телевидение с 1958. В Ю. 189 радиостанций, 62 телестанции.

И. Н. Лобашева.

XIII. Литература

Этнич. и языковое родство, сходство ист. и культурных судеб народов Ю. обусловили многие общие закономерности в их развитии, взаимодействие нац. лит-р. В то же время существ, различия в истории, обществ.-экономич. укладе, вероисповедании, лит. традициях этих народов определили специфику и неравномерность их лит. эволюции (см. раздел Литература в статьях Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория).

После 1918 югославские литературы развиваются в рамках единого гос-ва. Несмотря на наличие национальных противоречий, сохранение социально-экономич. и политич. неравенства народов в монархич. Ю., гос. объединение способствовало усилению более тесных контактов между лит-рами. В межвоен. период лит-ры Ю. прошли два этапа, рубежом между к-рыми были конец 20 - нач. 30-х гг. Значительным фактором этого времени явилось возникновение и утверждение общеюгосл. революц. лит. течения.

Духовную атмосферу после 1-й мировой войны 1914-18 во многом определяло осмысление уроков войны, отношение к Окт. революции в России, революц. событиям в мире и в Ю., созданию единого югосл. гос-ва. По этим вопросам шло идейное размежевание в среде творческой интеллигенции. Возникшие в эти годы многочисл. лит. группировки объединяло резкое отрицание империалистич. войны, разочарование в бурж. цивилизации, нигилистическое отношение к своим лит. предшественникам. Преобладающими стали нереалистич. течения. Напряжённые поиски общественного и эстетического идеала приводили к дифференциации не только между направлениями, но и внутри них. Главенствующее положение занял экспрессионизм, в котором сформировались три идейных течения. В творчестве представителей первого - Д. Б. Шимича (1898-1925), Т. Уевича (1891-1955), М. Ярца (1900-42), М. Црнянского (1893-1977), Р. Драинаца (1899-1943) - нашли отражение анархо-индивидуалистич. бунт против войны, бурж. морали и насилия над личностью, трагизм человека, не способного на активную борьбу за изменение обществ, устоев. Они передали напряжённость времени, ввели новый тип стиха (Шимич), цементирующимначалом к-рого стала -" ритмомелодия" (интонация), разработали лирич. роман (Црнянский). Для второго течения, не потерявшего связей со сложившимися ранее символизмом и импрессионизмом, были характерны преобладание мистич. настроений, опора на теорию " чистого космизма". В словен. и хорв. лит-pax его представляли преим. поэты-католики Д. Судета (1903-27), Н. Шоп (р. 1904), А. Водник (1901-65), Э. Коцбек (р. 1904) и др., творчеству к-рых свойственны религ. мотивы, подчёркнуто " вневременной колорит". В серб, лит-ре эта тенденция нашла выражение в гипертрофированной чувствительности, в асоциальной мифологизированной образности (Р. Петрович, 1898-1949). Революц. движение в кон. Ю - нач. 20-х гг. в Ю. явилось ист. почвой для возникновения левоэкспрессионистского лит. течения, связанного с коммунистич. движением. Оно объединило таких талантливых писателей, как А. Цесарец (1893-1941), М. Крлежа (р. 1893), С. Косовел (1904-26), Т. Селишкар (р. 1900), М. Клопчич (р. 1905), Б. Крефт (р. 1905). Издаваемые ими журналы [" Plamen" (1919), " Knjizevna republika" (1923-27) - в Хорватии, " Mladina" (1924-26), " Svobodna mladina" (1928, 1929) - в Словении] стали проводником революц. идей, знакомили читателей с культурой Сов. России и революц. иск-вом Европы. Наибольшее развитие в словен. лит-ре получили поэтич. жанры. Поиски новых художеств, форм словен. поэты сочетали с глубоким интересом к жизненно важному содержанию (Косовел и др.). В хорв. лит-ре наряду с поэзией получили распространение прозаич. жанры и драма. Творчество представителей этого течения благодаря идейному звучанию и художеств, весомости во многом определило лит. атмосферу тех лет. Экспрессионизм как направление распался во 2-й пол. 20-х гг., однако его стилевые черты проявлялись и позднее, особенно в изображении внутр. мира человека, стихийных нар. движений. Реалистическое направление в 20-е гг. представляли преим. писатели старшего поколения: В. Петрович (1884-1967), И. Секулич (1877-1958), Ф. Бевк (1890-1970), О. Жупанчич (1878-1949), В. Цар-Эмин (1870-1963) и др. Приход в него новых литераторов (С. Колар, 1891 - 1963; Десанка Максимович, р. 1898), в т. ч. и бывших экспрессионистов (И. Андрич, 1892-1975; Цесарец, Крлежа, Крефт и др.), изменил на рубеже 20-30-х гг. соотношение лит. сил в пользу реализма.

В конце 20-х гг. в Сербии возник сюрреализм; как течение он просуществовал всего неск. лет и распался в нач. 30-х гг. Нереалистич. течения сохранили нек-рые позиции в драме (М. Бегович, 1876- 1948; И. Кулунджич, 1899-1970) и поэзии (Драинац, Уевич, Ярц). При всём разнообразии мировоззренч. концепций представителей реализма в 30-е гг. в нём усилились острота и глубина социального анализа, антибурж. направленность, интерес к стихийным выступлениям трудящихся. И хотя главной в произв. писателей-реалистов оставалась крест, проблематика (Бевк, Колар, Петрович), охват совр. действительности значительно расширился. Город с его социальными контрастами изображает Б. Чосич (1903-34); в творчестве Г. Крклеца (1899-1977), Д. Цесарича (р. 1902), Максимович и др. мир интимных чувств всё больше насыщается гражданскими и социальными мотивами. В повестях и рассказах Андрич обращается к филос. осмыслению истории и судеб людей, захваченных её водоворотом. Социально-психологич. романы Крлежи " Возвращение Филиппа Латиновича" (1932), " На грани рассудка" (1938), " Банкет в Блитве" (кн. 1-2, 1938-39) и драматургич. цикл о Глембаях (1928- 1932) содержат острую социальную критику бурж. Ю., диктаторского строя и его разлагающего влияния на человека. Комедии Б. Нушича (1864-1938), бичующие тупое, злобное мещанство, перерастая в политич. сатиру, вывели югосл. драматургию на мировую арену: " Госпожа министерша" (1929), " Мистер Доллар" (1932), " Д-р" (1936), " Покойник" (1937) и др. Значительно повысился художеств, уровень лит-ры. Утрата традиц. эпичности, свойственной реализму прошлого, возмещалась повышением значимости личностного начала. Введение филос. проблематики привело к развитию в лит-ре лирических, эссеистских и публицистич. тенденций, к трансформации эпических жанров.

На лит. процесс всех нац. лит-р Ю. большое влияние оказало возникшее на рубеже 20-30-х гг. общеюгосл. революц. лит. движение. Журналы " Literatura" (1931-33), " Kultura" (1933) - в Загребе, " Нова литература" (1928-31), " Стожер" (1930-35) - в Белграде, " Knjizevnost" (1932-35) - в Любляне объединили разрозненные силы революц. писателей. Революц. лит-pa Ю. прошла два этапа в своём развитии: первый (кон. 20-х - сер. 30-х гг.) получил название " социальная литература", второй (с сер. 30-х гг.)- " социальный реализм". И хотя " социальная литература" в идейном и художеств, отношениях не представляла единства н не создала значит, художеств, произв., она сыграла огромную роль в формировании широкого фронта революц. иск-ва. Её представители ввели новую проблематику, связанную с жизнью и борьбой рабочего класса (напр., сб. серб., словен. и хорв. поэтов " Книга товарищей", 1929). Слабости " социальной лит-ры" осознавались самими её сторонниками. Критики-марксисты Б. Зихерл (1910-76), Дж. Иованович (1909-43), О. Кершовани (1902-41), О. Прица (1899-1941), а также писатели Р. Зогович (р. 1907), Крефт, И. Попович (1905-52) и др. отмечали необходимость расширения кругозора писателей, боролись за перерастание " социальной лит-ры" в " пролетарский реализм". В повышении идейного и художеств, уровня революц. писателей велика роль журналов " Наша стварност" (1936- 1939), " Млада култура" (1939-40), " Уметност и критика" (1939) - в Белграде, " Sodobnost" (1935-41) - в Любляне, " Izraz" (1939-41) - в Загребе и изд-ва " Нолит" (Белград). Наиболее значит. художеств, явления 30-х гг. связаны с " социальным реализмом". Социальные реалисты не только совершенствовали прозаич. жанры, но и создавали их новые разновидности, напр, форму " коллективного романа", охватывающего жизнь целой социальной группы, или форму социально-политич. романа (Прежихов Воранц, 1893-1950; X. Кикич, 1905-42). В прозе это направление получило наиболее яркое воплощение в словен. лит-ре (Прежихов Воранц; М. Кранец, р. 1908; Ц. Космач, р. 1910; А. Инголич, р. 1907; И. Потрч, р. 1913); в поэзии - в серб., макед. и черногор. лит-pax (Ч. Миндерович, 1912-66; Попович; К. Рацин, 1908-43; К. Неделковски, 1912-41, и др.); в драматургии - в словен. и хорв. лит-pax (Крефт; М. Маткович, р. 1915: М. Фельдман, 1899-1976). " Социальный реализм" расширил творческие возможности писателей осознанием перспективы ист. развития, преобразующей роли человека, его духовного перерождения в борьбе за освобождение угнетённых и оказал демократизирующее воздействие на всю лит-ру Ю., способствуя объединению прогрессивных лит. сил перед угрозой фашизма.

Мн. писатели участвовали в Нар.-освободит, войне в Ю. 1941-45. Возникшая в партиз. условиях и на освобождённой терр. лит-pa опиралась на достижения социального реализма, фольклорные и романтич. традиции, активно использовала опыт сов. лит-ры, мн. произв. к-рой получили широкое распространение в Ю. (А. Толстой, Н. Островский, И. Эренбург и др.). Ведущей была поэзия (В. Назор, 1876-1949; М. Бор, р. 1913; К. Дестовник-Каюх, 1922-44; С. Куленович, 1910-78, и др.). Всемирную известность получила поэма И. Г. Ковачича (1913- 1943) " Яма" (1943; опубл. на освобождённой территории, 1944). Популярность приобрели также очерки и небольшие рассказы (Б. Чопич, р. 1915; Попович; И. Дончевич, р. 1909) и драма (М. Божич, р. 1919; Клопчич). В годы войны создано мн. произв., увидевших свет только после её окончания. Самым крупным лит. событием 1945 было появление социально-психологич. романов Андрича (Нобелевская пр., 1961)" Мост на Дрине" и " Травницкая хроника", в которых философски осмысляются человеческие судьбы в контексте пяти веков истории Боснии.

После создания Федеративной Нар. Республики Ю. все её народы и народности получили равные права на развитие нац. культуры. В каждой республике Ю. были созданы объединения писателей, лит. журналы, осн. из них: " Наша кшижевност" (с 1946; с 1947 -" Книжевност"), " Савременнк" и " Дело" (оба с 1955) - в Белграде; " Izraz" (с 1957) - в Сараеве; " Стваран, е" (с 1946) - в Цетине (с 1963 в Титограде); " Nasa sodobnost" (с 1953; с 1963 -" Sodobnost") - в Любляне; " Савременост" (с 1953) - в Скопье и др. В Ю. существует Союз писателей Югославии.

В 1945 - нач. 50-х гг. в лит-pax Ю. ведущую роль играло течение, продолжавшее в новых условиях традиции " социального реализма". Тема нар.-освободит, борьбы и революции заняла осн. место не только в первые послевоен. годы, но, получая разное идейно-эстетич. решение, и на протяжении последующих трёх десятилетий. Ведущими жанрами оставались поэтические, а также очерк и рассказ, чаще всего построенный на документ. основе, и небольшие драматургия, произв. Фо)- мирование активной личности в борьбе с фашизмом, сопричастность отд. человека судьбе народа - эти проблемы определяли общую тональность лит-ры, решение к-рых дано в основном в реалистич. и романтич. ключе, а также в сочетании этих двух начал. Поэтич. творчество отличалось многообразием стилевых манер: напр., афористичная (Ю. Каштелан, р. 1919), песенно-напевная (Д. Костич, р. 1917) или задушевно-лиричная (Г. Витез, 1911-66). Поэтич. язык приобретал всё большую смысловую определённость: " Стихи из дневника заключённого номер 60 211" (написаны в концлагере, опубл. 1947) М. Дединаца (1902-66) и др. К сер. 50-х гг. широкое развитие получил роман разной жанрово-стилевой направленности: панорамный, хроникально-документ., социально-психологич., роман-баллада, роман-притча. Больших творческих успехов достигли писатели, начавшие свой путь в русле " социального реализма" или испытавшие его непосредств. влияние: Космач, Кранец, Инголич, Потрч, Чопич, Дончевич, М. Лалич (р. 1914), О. Давичо (р. 1909). Гражд. традиции реалистич. лит-ры развивали Б. Зупанчич (р. 1925), Божич, Д. Чосич (р. 1921), С. Новак (р. 1924), С. Яневски (р. 1920). Осн. темами их творчества были антифаш. борьба, действительность предвоен. и совр. Ю. Во 2-й половине 50-х гг. в литературе усилилось рефлективное начало, проявившееся у отд. писателей уже в конце 40-х гг. (П. Шегедин, р. 1909; Коцбек); возродился сюрреализм (Давичо; М. Ристич, р. 1902). Влияние экзистенциализма в 60-е гг. сказалось в творчестве таких писателей, как А. Хинг(р. 1925), Д. Смоле (р. 1929), А. Шолян (р. 1932), Д. Киш (р. 1935), Б. Щепанович (р. 1937), Ж. Чинго (р. 1936), к-рые обращались к универсальной морально-филос. и субъективно-психологич. проблематике. Вновь широкое распространение получили малые жанры, лирич. " исповедальный" стиль повествования и усложнённо-ассоциативная образность. В поэзии, после непродолжит. периода " интимизма" (в сер. 50-х гг.), культивировавшего пейзажную и любовную лирику, с кон. 50-х гг. резко возросла роль экспрессионистич. и сюрреалистич. тенденций, разного рода формального экспериментаторства. Большое место заняла поэзия " абстрактного интеллектуализма" (Б. Милкович, 1934-61; Г. Стрниша, р. 1930; Т. Шоламун, р. 1941; В. Попа, р. 1922; С. Михалич, р. 1928; В. Уроше-вич, р. 1934). Всю эту, в основном малокоммуникабельную, герметичную поэзию объединяли общие мотивы - смерть, отчуждение, бессмысленность жизни, одиночество. Традиции реализма в эти годы продолжали в своём творчестве такие видные писатели, как Чопич, Э. Кош (р. 1913), Б. Конески (р. 1921), Кранец, Космач; поэты - Максимович, Зогович, С. Раичкович (р. 1928), Весна Парун (р. 1922), Я. Менарт (р. 1929) и др.

В кон. 60 - нач. 70-х гг. наряду с оживлением натуралистич. тенденций значит, возросло влияние реалистич. направления. Отчётливо проявился интерес писателей к крупным прозаич. формам, к художеств, исследованию жизни народа в переломные периоды его истории: роман-эпопея " Знамёна" (т. 1-5, 1963-69) Крлежи; романы " Военное счастье" (1973) и " Поборники" (1976) Лалича, " Время смерти" (т. 1-3, 1972-75) Д. Чосича, " Дядья мне рассказывали" (1975) М. Краньца и др. К изображению совр. действительности, к морально-этич. проблемам обратились прозаики Зупанчич, В. Кузманович (1930-76), Д. Михаилович (р. 1930), М. Маркович (р. 1934), 3. Майдак (р. 1938), М. Капор (р. 1937) и др.

Драматургия после 1945 развивалась слабее др. родов лит-ры, но в ней проявились те же тенденции. В 60-е гг. Маткович, Смоле, В. Лукич (р. 1936) и др. на основе различных филос.-эстетич. концепций обращались к иносказат. формам, аллегории, к разработке антич. и ист. сюжетов, драматич. конфликтов с условным временем и местом действия. В 70-е гг. расширился интерес к морально-филос. проблемам и реальным явлениям совр. действительности (К. Чашуле, р. 1921; Ф. Хаджич, р. 1922; Ж. Команин, р. 1935, и др.).

Литературно-критическая мысль Ю. развивалась в острой борьбе различных филос.-эстетич. и идейных концепций. Большой вклад в развитие её демократич. традиций внесли В. Глигорич (1899- 1977), М. Богданович (1892-1964), В. Маслеша (1906-43), И. Брнчич (1912-43), И. Видмар (р. 1895), Д. Митрев (1919-76), М. Юркович (1906-66), Д. Еремич (р. 1925) и др.

Лит.: Зарубежные славянские литературы XX в., М., 1970; К р а в ц о в Н. И., Современный югославский роман, в кн.: Роман в современных литературах южных и западных славян, [М., ], 1973; Романенко А., Сверяя прошлое с будущим, " Литературное обозрение", 1975, № 11; Ильина Г. Я., Время романа (о романе-эпопее в литературах Югославии), в кн.: Новые явления в литературе европейских социалистических стран. М., 1976; " Детская литература", 1977, № 6 (номер поев, детской литературе СФРЮ); Ваг а с A., Jugoslavenska knjizevnost, Zagreb, 1954; Савковип М., Лугословенска кншжевност, 2 изд., Београд, 1956; R a v b а г М., J a n e z S., Pregled jugoslovanskih knjizevnosti, Maribor, 1960; Б а д алич И., Русские писатели в Югославии, пер. с хорв., М., 1966; Markovic SI., Knjizevni pokreti i tokovi izmectu dva svetska rata, Beograd, 1970; Jugoslovenski knjizevni leksikon, [Novi Sad], 1971. Г. Я. Ильина.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. Ю. сохранились керамика и скульптура эпох неолита и бронзы, памятники иск-ва иллирийцев (находки из Ваче и Требениште) и кельтов, руины антич. городов (Пула, Салона) с амфитеатрами, храмами и дворцами (дворец Диоклетиана в Сплите), произв. ранне христ. и визант. зодчества (базилика с мозаиками в Порече, 6 в.; руины Царичина-Града), др.-слав, иск-ва. В ср.-век. период культура Словении и Хорватии развивалась в контакте со странами Центр. Европы. В Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговине и Черногории центр.-европ. влияния скрещивались с визант. традициями. Адриатич. побережье Ю. находилось под воздействием венецианской культуры. В Словении и Хорватии в 9-13 вв. сооружались дороманские центрич. церкви (св. Доната в Задаре), романские базилики (в За-даре, Костаневице, Мариборе), в 13- 16 вв.- готич. постройки (церкви в Шибенике, Загребе, Мариборе, с. Птуйска-Гора, укреплённые города и замки). В 15-16 вв. в зодчестве использовались отд. формы Ренессанса (постройки арх. Юрая Далматинца в Шибенике и Дубровнике, ратуши, дворцы и замки в Любляне, Мариборе, Целе, Копере, городах Далматинского побережья). В 17-18 вв. утвердился стиль барокко (постройки арх. Г. Мачека в Любляне, дворцы и церкви в Загребе, Дубровнике). В изобразит, иск-ве Словении и Хорватии в романскую эпоху выделялись резные двери собора в Сплите (1214, мастер Андрей Бувина) и рельефы портала собора в Трогире (1240, мастер Радован), несущие отголоски позднеантич. иск-ва. В стенной живописи 14-16 вв. воздействие чеш. и нем. готич. иск-ва (фрески церкви в Мартьянци, живописец Янез Аквила) сочеталось с веяниями итал. Ренессанса (росписи церквей в с. Високо, живописец Янез Люблянский, и Свети-Приможе-над-Камником). Иск-во Возрождения переживает расцвет в городах Адриатич. побережья (иконы Н. Божи-даревича и М. Хамзича, скульптура Юрая Далматинца, Николы Флорентинца и Андрии Алеши). В эпоху барокко выделяются в Словении - скульптор Ф. Робба, живописцы Ф. Еловшек и Ф. Бергант, в Хорватии - живописец Ф. Бенкович.

В Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине в ср.-век. период своеобразно претворяются художеств, традиции Византии. Базиликальные (церковь св. Софии в Охриде, 11 в.) и однонефные (церковь монастыря Студеница, 12 в.) сменяются здесь крестово-купольными (церковь св. Климента в Охриде, 13 в., церковь монастыря Грачаница, 14 в.) и триконховыми храмами (церковь монастыря Каленич, 15 в.), часто украшенными нарядными узорами кирпичной кладки и орнамент, керамич. вставками. В 14-15 вв. здесь сооружались крепости (Маглич, Смедерево) и укреплённые монастыри (Манасия, Дечани). Исходившая от визант. прототипов стенопись Македонии отличалась драматич. экспрессией (фрески церкви св. Пантелеймона в Нерези, 12 в.), стенопись Сербии - возвышенностью и лирич. просветлённостью образов (фрески церкви в монастыре Сопочани, ок. 1265). В 15- 17 вв. в живописи усилились черты повествовательности и декоративной орнаментальности. Скульптура получила слабое развитие (близкий романской пластике резной декор построек Сербии 13- 14 вв., отличающийся упрощённостью и наивной выразительностью изображений). Резьба по дереву была распространена в Македонии. Своеобразны надгробные камни " стечаки" с плоскорельефными фигурами и нарядными орнаментами, распространённые в Боснии и Герцеговине, Черногории. После тур. завоевания (кон. 14 - 2-я пол. 15 вв.) стр-во в Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговине сократилось. В городах возводились мечети, минареты, караван-сараи. Распространились дома т. н. балканского типа с глухими оштукатуренными стенами и выступающими верхними этажами. В изобразит, иск-ве вплоть до 18 в. сохранялись традиции поздневизант. культуры.

В нач. 19 в. во всех югославян. землях начало формироваться светское иск-во (портреты живописцев В. Караса - в Хорватии, К. Иванович, К. Данила - в Сербии, М. Лангуса, И. Томинца - в Словении). Стиль " бидермейер" сосуществовал в этот период с тенденциями романтизма. С развитием просветительского и нац.-освободит, движения в сер. 19 в. появилась нац. историч. и пейзажная живопись. Романтич. черты сочетались в ней с реалистич. тенденциями (работы Д. Аврамовича, Дж. Крстича и Дж. Якшича - в Сербии). В 1870- 1880-е гг. распространилась реалистич. жанровая живопись, отмеченная в Словении пленэрными исканиями (Я. и Ю. Шубицы), в Сербии и Хорватии - демократич. чертами (У. Предич, Н. Машич). Одновременно ^возникли академич. тенденции (П. Йованович). На рубеже 19-20 вв. мн. живописцы стремились освоить новейшие достижения европ. культуры, обращались к поискам новых средств художеств, выразительности. Переживало расцвет иск-во словен. импрессионизма, отмеч. демократич. тенденциями (И. Грохар, М. Стернен, Р. Якопич, М. Яма). К приёмам живописи постимпрессионизма обращались в портретах, жанровых сценах и нац. пейзажах (в Сербии - Н. Петрович, в Хорватии - М. Кралевич, И. Рачич). Со 2-й пол. 19 в. развивается скульптура, постепенно освобождающаяся от академич. канонов. Крупнейшим скульптором югославян. земель был в нач. 20 в. И. Мештрович. В его работах, проникнутых суровой мужественностью и героич. пафосом нац. утверждения, неоклассич. монументальность сочетается порой с чертами декоративной стилизации. В архитектуре со 2-й пол. 19 в. распространяются парадные постройки в духе европ. эклектики (ун-ты в Белграде и Любляне, Нар. театр в Загребе) и в стиле " модерн".

После образования в 1918 единого югосл. гос-ва художеств, культура в условиях бурж.-монархич. режима развивалась противоречиво. Прогрессивное нац. направление в изобразит, иск-ве складывалось в борьбе с академизмом и воздействием модернистских течений Запада. В 1920-30-е гг. в творчестве ведущих художников обращение к отд. приёмам постимпрессионизма, кубизма, фовизма и экспрессионизма сочеталось с поисками нац. своеобразия, ярким жизнеутверждением (работы П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича - в Сербии, М. Милу-новича - в Черногории, Л. Личеноски, П. Мартиноски - в Македонии), а порою и социально-критич. нотами (работы Ф. и Т. Краль - в Словении). Ряд художников стремился развивать традиции нар. иск-ва (К. Хегедушич, примитивисты И. Генералич, М. Вириус - в Хорватии). С 1930-х гг. получила развитие социально заострённая графика (Дж. Андреевич-Кун - в Сербии, О. Постружник, М. Детони - в Хорватии, X. Смрекар - в Словении). В 1930-е гг. в Сербии переживало расцвет искусство т. н. " поэтического реализма" (интимные по звучанию пейзажи, портреты и жанровые сцены И. Табаковича, М. Челебоновича, Н. Гвозденовича). В скульптуре выделяются работы Мештровича и его последователей (А. Августинчича - в Хорватии, Т. Росандича - в Сербии). В зодчестве в 1920-30-е гг. поиски нац. стиля (постройки И. Вурника, И. Плечника - в Словении) сосуществуют с тенденциями неоклассики (В. Ковачич - в Хорватии) и функционализма (Н. Добрович, Д. Брашован - в Сербии, Д. Иблер, С. Гомбош - в Хорватии). В период Нар.-освободит, войны 1941-45 в Ю. мн. художники, участвовавшие в войне, оставляют выразительные зарисовки (Андреевич-Кун; Постружник, Детони; Б. Якац- в Словении, И. Муезинович - в Боснии и Герцеговине). Реалистические национальные традиции сохраняют своё значение в первые годы после установления нар. власти. К темам нац. истории, нац.-освободит, войны и социалистического строительства, к образам современников обращаются живописцы Андреевич-Кун, Г. А. Кос, П. Лубарда, Муезинович, скульпторы Августинчич, С. Стоянович, Б. и 3. Калины, Л. Долинар. С кон. 1950-х гг. преобладающее значение приобретают формально-пластич. искания. Композиции в духе абстракционизма и экспрессионизма создают живописцы М. Б. Протич, Л. Возаревич, Лубарда, Э. Муртич, скульпторы Д. Джамоня, И. Кратохвил. Распространяются сюрреализм (М. Станчич), " оп-арт", " кинетическая" скульптура и др. модернистские течения. Гуманизмом, жизненной выразительностью и поэтичностью образов, метафоричностью художеств, языка выделяются работы художников, не порывающих с изобразительностью (живописцы Л. Вуяклия, Ф. Михелич, Г. Ступица, К. Дивьяк, скульпторы В. Радауш, О. Янчич, Д.Тршар, Н. Глид и др.). С кон. 1940-х гг. успешно развивается архитектура. После завершения восстановления разрушенных фаш. оккупантами городов и сёл в Белграде, Загребе, Любляне, Сплите, Риеке, Нови-Саде, Титограде и др. городах сооружены нов. благоустроенные жилые р-ны. Заново отстраивается столица Социалистич. Республики Македонии г. Скопье, разрушенная землетрясением в 1963. Для построек Ю. характерны изысканная строгость профилировки фасадов, гибкость и целесообразность пространств, композиции (обществ, центры Нового Белграда, Титово-Ужице, пл. Революции в Любляне). При возведении новых р-нов тонко используется рельеф местности, применяются местные строит, материалы. Большие успехи достигнуты при стр-ве курортных комплексов на Адриатич. побережье. Выделяются работы архитекторов Добровича - в Сербии, Э. Равникара - в Словении, С. Радевич - в Черногории и др. Уделяется большое внимание сооружению мемориальных комплексов в память павших в годы борьбы с фашизмом (работы Б. Богдановича в Сремска-Митровице, Мостаре, с. Ясеновац и др., М. Живковича на Сутеске, и др.). Действует Союз художников Ю.

В нар. иск-ве Ю. развиты гончарство, резьба по дереву, художеств, ткачество и обработка металлов, изготовление кружев, отличающиеся локальными особенностями у каждого из наоодов. См. также Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория и ил л. при этих статьях.

Илл. см. на вклейке к стр. 192-193.

Лит.: Алешина Л. С., Яворек а я Н. В., Искусство Югославии, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; М а 1 J., Zgodovina umetnosti pri Slovencih, Hrvatih i Srbih, Ljubljana. 1924; Kasanin M., L'art yougoslave des origin.es a nos jours, Beograd, 1939; Mole W.. Sztuka slowian pojudniowych, Wr.-Kr.- Warsz., 1962; Д ePOKO А., Споменици архитектуре IX - XVIII века у Дугославщи, Београд, 1964; Millet G., Frolow A., La peinture du Moyen Age en Yougoslavie. v. 1 - 4, P., 1954 - 1969; [Celebonovic A.], Savremeno slikarstvo u Jugoslaviji, [Album, Zagreb], 1965; Umetnicko blago Jugoslavije, Beograd, 1974. Т. С. Голенко.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал