Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Театр. Театр Ю. вобрал в себя традиции иск-ва народов, населяющих Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Словению
Театр Ю. вобрал в себя традиции иск-ва народов, населяющих Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Словению, Хорватию, Черногорию. После образования в 1918 единого югосл. гос-ва театр развивался в более благоприятных условиях, хотя и испытывал трудности, связанные с реакционной политикой правящих кругов великосербской буржуазии. Повышению уровня актёрского мастерства и режиссёрского иск-ва способствовало творчество реж. Б. Гавеллы, работавшего в Нац. театрах Белграда, Нови-Сада, Загреба и Любляны. Гавелла утверждал на сцене принцип ансамблевой игры; выступал также как театр, критик и педагог, близкий принципам системы К. С. Станиславского. Укреплению на сцене прогрессивных обществ, тенденций помогали комедии Б. Нушича, а также пьесы Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека, произв. сов. авторов (В. П. Катаева), вводившиеся в репертуар вопреки запретам цензуры. Создавались рабочие самодеятельные и студийные театры с революц. репертуаром (напр., " Пролетарская сцена" в Любляне, 1928-35, реж. Ф. Делак). В годы 2-й мировой войны 1939-45 мн. театры закрылись. Актёры - участники Нар.-освободит, войны 1941-45 создавали профессиональные и любительские труппы, игравшие пьесы национальных классиков, инсценировки, пантомимы. После образования ФНРЮ начали работать Нац. театры в столицах всех республик. В 1948 в Белграде был создан Югославский драматический театр (гл. реж. Б. Ступица, до 1970), ставящий югосл. и мировую классику, совр. пьесы, произв. рус. и сов. драматургии. В Загребе начал работать драматический театр " Гавелла" (с 1954). Репертуар этих театров основывается преим. на совр. отечеств, и зарубежной драме. Ведущий театр страны - Национальный театр в Белграде, к-рый ориентируется на широкого зрителя, знакомит его с отечеств, и мировой классикой, пьесами Б. Нушича, М. Глишича, совр. югосл. авторов М. Крлежи, М. Матковича, М. Джоковича, А. Поповича и др., произв. Ж. Ануя, Б. Брехта, Л. Н. Толстого, У. Шекспира и др. Драматич. труппа Сербского нац. театра в Нови-Саде чаще ставит отечественную классику (И. Стерня-Попович, К. Трифкович и др.). Высоким уровнем исполнительского иск-ва отличается драматич. труппа Хорватского нац. т-ра в Загребе (гл. реж. К. Спаич). В её репертуаре пьесы Крлежи, Р. Маринковича. Словенский нац. театр в Любляне работает над произв. словен. и зарубежной классики, пьесами совр. словен. драматургов (Б. Крефта, М. Бора и др.). В Ю. имеются экспериментальные коллективы. В 50-60-е гг. репертуар их составляли произв. " театра абсурда", в сер. 70-х гг. - совр. отечеств, и зарубежная сатира, произв. классиков. Среди этих коллективов наиболее значит. - " Ателье 212" (Белград). С 1969 организуются интернац. театр, фестивали. В Ю. проводятся также фестиваль " Стерийно позорье", (с 1956, Нови-Сад), Театр, встречи " Йоаким Вуйич" (с 1974, Вршац), а также междунар. фестиваль - " Дубровницкие летние игры" (с 1950) и Фестиваль студенч. театров в Загребе. С 1950 в Белграде, Загребе, Любляне и др. городах работают науч. центры, Академии театра, кино и телевидения, в к-рых ведётся подготовка молодых специалистов. Издаются журналы " Сцена" (с 1964, Нови-Сад), " Театрон" (с 1973, Белград). Вопросы теории и истории театра разрабатывает Ин-т лит-ры и театра Югославян. академии наук и иск-в в Загребе (с 1948). Лит.: Баталова Н. М., Театр народов Югославии. Сценическое искусство, драматургия, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; е ё ж е, Театр Социалистической Федеративной Республики Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 3, М., 1977; Гавелла Б., Драма и театр, М., 1976. Н. М. Ваганова.
|