Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительство






Высшим органом исполнительной власти является прави­тельство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, За­кона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организа­ции государственного управления (1948 г.).

В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры (руководители отдель­ных министерств) и государственные министры (министры без портфелей), генеральный секретарь кабинета и начальник за­конодательного бюро.

Конституцией определен принцип гражданского кабине­та, согласно которому члены кабинета должны быть граждан­скими лицами. Должности военного и военно-морского ми­нистров, а также министра внутренних дел отсутствуют.

Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кан­дидат назначается императором на должность премьер-мини­стра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согла­сия премьер-министра.

Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях, когда премьер-министр временно не может осуществлять свои функции или на время оставил свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета при условии, что он заранее был уполномочен на это главой кабинета. Премьер-министр возлагает на себя обя­занности любого из министров либо поручает их другому ми­нистру, если кто-либо из них оставил свой пост или не мо­жет выполнять свои функции.

Согласно конституции, кабинет министров наряду с общи­ми функциями управления выполняет следующие обязанно­сти: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров (при этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение парламента); органи­зация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламен­та; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеоб­щих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке нака­заний, восстановлении в правах.

Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответ­ственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших ин­станций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициати­вы — именно кабинет министров разрабатывает и представ­ляет на рассмотрение парламента большинство законопроек­тов.

Конституция и Закон о кабинете министров провозглаша­ют принцип «коллективной ответственности кабинета перед парламентом». В случае принятия палатой представителей ре­золюции о недоверии кабинету или отклонения резолюции о доверии ему кабинет либо должен уйти в отставку, либо в те­чение 10 дней император по рекомендации премьер-министра должен распустить палату представителей. На практике чаще происходило второе.

Премьер-министру предоставлены широкие права, что де­лает его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вно­сит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парла­менту о государственных делах и внешних сношениях. Осно­вываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звенья­ми исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседани­ях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетен­ции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время (до рассмотрения кабинетом) деятельность и распоряжения всех прочих государственных исполнитель­ных учреждении.

Функции остальных министров, в соответствии с Законом об организации государственного управления, сводятся в ос­новном к руководству министерствами и управлениями, над­зору за работой их персонала, разработке законопроектов и проектов правительственных указаний.

У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному (или по два) парламентских вице-мини­стра. Парламентские вице-министры назначаются и смещают­ся кабинетом по представлению министров. Они теряют свои посты автоматически после ухода в отставку кабинета или со­ответствующих министров. Парламентские вице-министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в раз­работке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каж­дого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.

При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подго­тавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. По­вестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секре­тарем, возглавляющим секретариат. Законодательное бюро предварительно редактирует и обеспечивает юридическую гра­мотность законопроектов, договоров и указов, утверждаемых кабинетом, консультирует кабинет и министров по рассмат­риваемым ими законодательным документам. Совет по делам персонала решает вопросы, связанные с организацией труда всех служащих государственного административного аппара­та, и дает по этим вопросам свои рекомендации правитель­ству и парламенту. Он занимается также сбором статистичес­ких сведений, относящихся к деятельности государственных должностных лиц. Три члена совета (один из них выполняет функции председателя) назначаются кабинетом министров с согласия обеих палат парламента на четырехлетний срок.

Совещательным органом при премьер-министре является совет национальной обороны.

Время от времени при кабинете министров создаются также комиссии и советы, призванные решать различные специаль­ные вопросы.

Под руководством кабинета министров находится ряд цен­тральных административных учреждений: канцелярия премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер-министра, которая равнозначна мини­стерству, входит решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношение ко всем ми­нистерствам или к значительной их части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию како­го-либо из министерств. Возглавляется канцелярия министром кабинета. Состоит она из собственно канцелярии и находящих­ся при ней комитетов и управлений. Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномо­чиями. Некоторые из этих учреждений, например, государствен­ный комитет по обеспечению общественной безопасности с под­чиненным ему управлением полиции, управление обороны, управ­ление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств. Не случайно поэтому по сложившей­ся в Японии практике во главе этих комитетов и управлений ставятся обычно министры кабинета.

Все министерства Японии построены в общем по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние — на отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, ко­миссий и советов, а также всевозможные учреждения, иссле­довательские институты, учебные заведения и т.п.

Особое место в системе японской администрации занима­ет финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет за­нимается финансовым инспектированием всех административ­ных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.

Все перечисленные выше учреждения образуют в совокуп­ности центральный административный аппарат Японии, име­нуемый в японской юридической литературе «вспомогатель­ным». Слово «вспомогательный» подчеркивает верховенство кабинета министров над этим аппаратом, призванным быть лишь органом, осуществляющим решения кабинета.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал