Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местные органы власти и управления






Система местных органов государства на всех уровнях воз­главляется соответствующими собраниями народных предста­вителей (СНП), образуемыми в провинциях, автономных рай­онах, городах центрального подчинения, автономных округах, уездах, автономных уездах, городах, городских районах, во­лостях, национальных волостях и поселках. В районах национальной автономии — автономных районах, автономных ок­ругах и автономных уездах — они называются органами само­управления. Эти органы создаются в соответствии с существу­ющим административным делением КНР.

Срок полномочий собраний народных представителей про­винций, автономных районов, городов центрального подчи­нения, автономных округов и городов, имеющих районное деление — 5 лет, т. е. он скоординирован со сроком полно­мочий ВСНП, депутаты которого избираются депутатами ука­занных органов. Срок полномочий для СНП уездов, городов без районного деления, городских районов волостей и посел­ков, избираемых непосредственно населением, установлен в 3 года.

Сессии местных собраний народных представителей созы­ваются один раз в год.

Местные собрания народных представителей обеспечивают проведение в жизнь Конституции, административных уста­новлении; в пределах своей компетенции решают вопросы эко­номического, культурного развития на местах. СНП уездного и вышестоящего звеньев рассматривают и утверждают местные планы экономического и культурного развития, отчеты об их исполнении; формируют составы постоянных комитетов СНП, назначают председателей народных правительств и их замес­тителей, избирают председателей местных народных судов и главных прокуроров, избирают депутатов в собрания народных представителей вышестоящего звена.

СНП провинций и городов центрального подчинения име­ют право принимать установления местного характера. При этом требуется соблюдение лишь одного условия: они не дол­жны противоречить конституции, законам, административным установлениям Госсовета. СНП районов национальной авто­номии правомочны разрабатывать положения об автономии и отдельно действующие положения, соответствующие поли­тическим, экономическим и культурным особенностям дан­ного района.

Сессии СНП провинциального звена заслушивают на сво­их пленарных заседаниях доклады о работе местных народных правительств, постоянных комитетов, органов суда и про­куратуры. Затем ведется обсуждение этих докладов по груп­пам депутатов. Решения об утверждении докладов принима­ются на пленарном заседании сессии СНП. Свои предложения и замечания, а также запросы в адрес местных народных пра­вительств и их рабочих подразделений, народных судов и про­куратуры депутаты направляют через президиум сессии либо во время работы комиссии по сбору предложений.

СНП провинциального звена, а также автономных округов и городов без районного деления создают специализированные комиссии, по политико-юридическим вопросам, финансово-эко­номическим вопросам, по образованию, науке, культуре и здра­воохранению.

Депутаты местных СНП находятся под контролем избрав­ших их собраний нижестоящей ступени либо избирателей, ко­торые правомочны отзывать избранных ими депутатов. Со­ответствующее решение принимается большинством голосов депутатов соответствующего СНП нижестоящей ступени либо избирателей, проголосовавших за данного депутата.

Депутаты СНП уездного и вышестоящего звена не могут быть арестованы или подвергнуты суду без согласия Посто­янного комитета СНП той же ступени. Вместе с тем закон требует от депутатов СНП выполнения определенных обязан­ностей. Прежде всего, депутаты должны поддерживать связь с избравшими их СНП или избирателями: разъяснять зако­ны и политические установки, оказывать помощь в работе со­ответствующим народным правительствам, передавать мнения и требования масс собраниям народных представителей, их постоянным комитетам, народным правительствам.

В уездном и провинциальном звеньях местные СНП об­разуют Постоянные Комитеты (ПК), выполняющие функции местных органов государственной власти в период между сес­сиями СНП. ПК несут ответственность перед собраниями и отчитываются о работе. Согласно закону в ПК провинциаль­ного звена должно быть в среднем 35—65, в ПК автономных округов и городов — 13—35, в ПК уездов, автономных уез­дов и городских районов — 11—19 членов. Периодичность проведения заседаний постоянных комитетов — не реже од­ного раза в 2 месяца.

Исполнительными и распорядительными органами на ме­стах являются народные правительства. Местные народные правительства образуются соответствующими СНП, несут пе­ред ними ответственность и отчитываются о своей работе. В то же время они находятся в такой же форме подчиненности перед вышестоящими государственными органами (т.е. перед народными правительствами либо Государственным советом). Вся система местных народных правительств различных сту­пеней находится под централизованным руководством Госу­дарственного совета КНР.

На провинциальном и уездном уровнях в состав прави­тельств, кроме их председателя, входят его заместители, на­чальник секретариата, руководители структурных подразделе­ний (департаментов, бюро, комиссий — в провинциальном звене; бюро и отделов — в уездном звене). В состав народ­ных правительств волостей, национальных волостей и посел­ков входят председатели правительств (волостные старшины и поселковые старосты) и их заместители.

В целях унификации системы народных правительств раз­личных ступеней определено, что местные народные прави­тельства уездного и вышестоящего звена образуют президиум, проводящий заседания постоянного бюро, в которое входят члены данного правительства.

Местные народные правительства уездного и вышестоя­щего звена учреждают ревизионные органы, осуществляю­щие контроль за финансовой деятельностью в пределах дан­ной административно-территориальной единицы и несущие ответственность за свою деятельность перед образовавшими их народными правительствами и вышестоящими ревизион­ными органами.

Спецификой КНР является существование системы деле­гированных органов, которая сложилась в первые годы на­родной власти. К ним, в частности, относятся администра­тивные управления округов, образуемые с санкции Госсовета народными правительствами провинций и автономных районов. Эти органы служат промежуточной ступенью государ­ственного управления, находящейся между провинциальным и уездным звеньями. В случаях, когда создаются районы в ка­честве промежуточного звена между уездными и низовыми уровнями, в них образуются районные управы. Подобным же образом народные правительства городских районов, городов без районного деления с разрешения вышестоящих народных правительств могут учреждать квартальные канцелярии в ка­честве делегированных органов управления.

В современном Китае большое внимание уделяется ни­зовому звену территориального общественного самоуправ­ления — комитетам населения. Конституция КНР определя­ет характер комитетов населения как низовых массовых организаций самоуправления по месту жительства. С 50-х го­дов подобные органы существуют в городах, а со второй по­ловины 80-х годов их создание началось и в сельской мест­ности.

Статус комитетов сельского населения, их характер, роль и функции в политической системе китайского общества были закреплены в Законе КНР об организации комитетов сель­ского населения, вступившем в силу 1 июня 1988 г. Деятель­ность комитетов в целом может быть сведена к реализации двух видов задач. Во-первых, это задачи по самоуправлению. К ним относятся все дела данной деревни, в том числе свя­занные с общественной деятельностью и общественными ин­тересами, урегулирование гражданских споров среди населе­ния, информирование местных правительств о замечаниях населения, выдвижение предложений, организация сельских жителей на развитие производства и строительства, пропаган­да конституции КНР, законов и государственной политики, забота об охране общественной собственности, защита закон­ных интересов сельских жителей и т.д. Во-вторых, это зада­чи административного характера: оказание помощи волост­ным правительствам в их работе; реализация по поручению волостных правительств определенных функций администра­тивного управления и выполнение определенных задач по со­действию охране общественного порядка, закупкам зерна, набору в армию, плановому деторождению, поддержке армии и заботе о семьях военнослужащих, помощи малоимущим, борь­бе со стихийными бедствиями и т.д. В Законе подчеркивает­ся, что волостные и поселковые правительства должны счи­таться с ролью и характером деятельности комитетов сельского населения, не должны мешать массам самим заниматься сво­ими делами. В то же время говорится, что правительствам нужно активно направлять деятельность комитетов, оказывать им поддержку и помощь.

Члены комитетов (председатель, заместитель председателя и 3—7 членов) избираются на собраниях жителей деревни пу­тем прямых выборов сроком на 3 года. С учетом особенно­стей политической и экономической ситуации в различных районах страны не установлено каких-либо единообразных форм комитетов и методов их деятельности. Отсюда их раз­нообразие.

Городские комитеты действуют на основе обновленного Закона об организации комитетов городского населения, всту­пившего в силу 1 января 1990 г. К ведению низовых органов городского самоуправления отнесены развертывание много­образных форм движения за строительство социалистической духовной культуры, охрана общественного порядка, обще­ственного имущества и благосостояния, оказание помощи пра­вительственным органам в налаживании таких связанных с интересами населения работ, как общественная санитария, плановое деторождение, оказание помощи и материальной поддержки семьям военнослужащих в воспитании подраста­ющего поколения. Комитеты имеют право на управление при­надлежащим им имуществом, которое не может быть отчуж­дено никакими ведомствами или организациями.

Комитеты населения создаются на территориях, где про­живает от 100 до 700 семей. Они избираются на 3 года на со­браниях совершеннолетних жителей, проживающих на терри­тории комитета, либо на собраниях представителей от каждой семьи. В их состав входят председатель, заместитель предсе­дателя и несколько членов (всего 5—9 человек). Комитетами городского населения создаются специальные комиссии: по охране общественного порядка, общественной санитарии, при­мирительные и другие. Комитеты, охватывающие сравнитель­но небольшое число населения, могут не создавать комиссий, а распределять соответствующие участки работы между свои­ми членами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал