Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протосоциологические взгляды в Средневековье
Начавшись в V ст., эпоха средневековья длилась три периода: раннее средневековье (V—XI ст.), период развитого феодализма (XI — середина XV ст.), позднее средневековье (конец XV — середина XVII ст.). Историческим пределом стали распад античного общества, падение Западной Римской империи, формирование феодальных отношений, которые, повлекши за собой существенные социально-политические изменения, нуждались в соответствующем теоретическом обосновании. Главным источником знаний о мире, природе, человеке, общественных отношениях становится религия, существенно потеснившая и даже поставившая себе на службу науку. Массовые еретические движения, которые прокатились по Европе в XI—XIII ст., засвидетельствовали шаткость феодального уклада, потребность в доктрине, которая, обосновывая его нерушимость, одновременно, воспринималась в массах. Одним из самых заметных тогдашних мыслителей, которые взяли на себя эту миссию, был идеолог католицизма, влиятельный религиозный деятель, доминиканский монах Фома Аквинский (1225—1274). Широко применяя положение Аристотеля, он выводит иерархию форм мира: от Бога — чистого разума — к духовному миру и материальному, где высшие формы дают жизнь низшим. По такому же иерархическому принципу строится и общество: подданные подчиняются царям и светской власти на основе законов, как естественных и писанных, так и человеческих и божественных. Человеческая воля должна подчиняться воле Бога, нарушение феодальных законов, является тяжелым грехом. Выделяя четыре вида законов, Фома Аквинский выстраивает совершенную, на его взгляд, систему мирового порядка: народ — властитель; общечеловеческий закон (естественный); закон божественный; закон вечный. Протосоциологические взгляды эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения стала своеобразным синтезом культуры, философских, политических знаний, свойственных античности и средневековью. Главная доминанта ее: ориентация общественно-политической, эстетической мысли, культуры и искусства на идейно-теоретические источники античности. В центре мировоззренческих, эстетических конструкций фигурирует человек, а гуманизм — своеобразное светское свободомыслие — вытесняет догматизм церкви, схоластику. Уважение к достоинству человека, признание приоритета его прав, необходимости гармоничного их развития и социального бытия, в это время были ведущими. В развитии философского, социологического мнения эпохи Возрождения выделяется три этапа:
|