Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позитивная — на смену теологическим и метафизическим подходам приходят научные исследования законов окружающей среды и жизни людей.
Закон трех стадий О. Конт применил и для объяснения эволюции общества. Каждая из этих стадий развития человеческого интеллекта создает основу социальной организации, пронизывает все стороны общественной жизни. Интерес к позитивизму оживился уже после смерти его автора, начиная с 60-х годов XIX ст. Идеи Конта были уточнены, углублены и развиты английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820—1903). Им оставлено огромное научное наследство. Его труд «Основы социологии» (1877 г.) был одной из первых попыток построения целостной социологической системы на этнографическом материале. Общепризнанная заслуга Спенсера заключается в применении принципа эволюции как методологической основы любого знания, которое дало возможность рассматривать общество с точки зрения поступательности его развития. Социальная эволюция, по Спенсеру, — это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Основными составляющими эволюции, в том числе социальной, является: интеграция — переход от простого к сложному; дифференциация — переход от однородного к разнородному; рост порядка — переход от неопределенного к определенному. Г. Спенсер по аналогии между обществом и живым организмом утверждал, что распределение функций между органами — общая черта – как общества, так и живого организма. Но он видел и существенные отличия между ними. Эволюцию он объяснял как реализацию принципа «интеграции материи» и источник движения. Отношения общества с окружающей средой, по его мнению, регулируются принципом равнодейственности энергии. Эта регуляция сказывается на борьбе за существование между обществом и окружающей средой, между разными типами обществ, между индивидами. Источником классовых отличий он считал завоевание: победители образуют господствующий класс, побежденные становятся рабами или крепостными. Каждое развитое общество, по мнению Спенсера, имеет три системы органов: производственную, распределительную и регулятивную. Как специфические части общества он выделял социальные институты: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные, рассматривая их как продукты медленной эволюции. В теоретическом аспекте заслуга Спенсера состоит в попытке сформулировать структурно-функциональный подход к изучению общества как социального явления. Своей концепцией структурной дифференциации, пониманием общества как саморегулирующейся системы, анализом взаимосвязи социальных функций со структурой общества Спенсер предугадал много положений структурного функционализма в социологии и этнологии. Он первым начал систематически использовать в социологии понятие «система», «функция», «структура», «институт». Мыслителей второй половины XIX ст. характеризовали уверенность в непреодолимости социальной эволюции, признание закономерности всего существующего, точность выводов. Западная социология этого периода развивалась под воздействием двух основных концепций, органически связанных с позитивизмом, — эволюции и натурализма. Теоретическая социология стремилась реконструировать главные фазы исторической эволюции, описывая одновременно структуру общества. Развитие общества социологи-позитивисты рассматривали как прямолинейную эволюцию, а его структуру возводили к механическому подчинению разных элементов. В зависимости от того, что выдвигали они на передний план, — естественные факторы, движущие силы социального развития, методологические принципы определенной естественной науки, формировались определенные натуралистические школы в социологии. Географическая школа. Охватывала натуралистические учения, которые главную роль в развитии обществ, народов, отводили их географическому положению и естественным условиям. Развернутую социологическую систему в русле географической школы создал английский историк Томас Бокль (1821—1862), который обосновывал механический географический детерминизм, проповедовал почти полную обусловленность деятельности человека естественной средой. Школа немецкой геополитики. Самый яркий ее представитель — Карл Хаусхофер (1869—1946). Определяющими эта школа считала сугубо естественные причины, географически детерминированные тенденции политического развития и экспансии государств-организмов. Из арсенала геополитики были почерпнуты печально известные аргументы относительно дефицита «жизненного пространства» и неестественности политических границ Германии для оправдания фашистской агрессии. В современных условиях понятие «геополитика» имеет и позитивное толкование. Это — междисциплинарное направление, которое изучает зависимость внешней политики государств, международных отношений, от системы политических, экономических, военных взаимосвязей, предопределенных географическим положениям стран, климатом, природными ресурсами, расселением и тому подобное. Геополитика в таком понимании предусматривает выработку геостратегии государства, основных направлений его внешнеполитической деятельности. Расово-антропологическая школа. Ее представители интерпретировали общественное развитие в понятиях наследственности, «расового отбора», борьбы «высших» и более «низких» рас. Зарождение ее связано с именем Жозефа-Артюра где Гобино (1816—1882), французского философа, писателя, дипломата, одного из основателей идеологии расизма. Органическая школа. Рассматривала общество как живой организм, а социальную дифференциацию общества — аналогично как распределение функций между разными органами. Скажем, немецкий социолог Альберт Шеффле (1831—1903) экономическую жизнь общества отождествлял с обменом веществ в организме. Социал-дарвинистская школа. Основана в конце XIX ст., опиралась на учение Г. Спенсера, сводя закономерности развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и принципам естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных организмов. Соответствующие детерминирующие факторы применялись и относительно общественной жизни. Самым известным представителем этой школы считают польско-австрийского социолога Людвига Гумпловича (1838—1909). Попытки возвести социальное к биологическому, свойственные позитивистской социологии, оказывались несостоятельными. А в конце XIX ст. привели к кризису биолого-натуралистических теорий, усиления психологических тенденций в социологии. Социологи, не удовлетворенные примитивными биоорганическими аналогиями, проявляли растущий интерес к проблемам мотивации и психологических механизмов социального поведения. С другой стороны, зарождение экспериментальной психологии и ее институциализация как самостоятельной дисциплины высоко подняли ее научный престиж, способствовали «экспансии» психологизма в другие области знаний. В результате слияния этих двух встречных движений сложилось еще одно направление в социологии — психологическое. В конце XIX ст. усиливается интерес к изучению непосредственных явлений группового поведения людей. Любое массовое движение начали отождествлять с иррациональной и разрушительной толпой. Так, по мнению французского врача, антрополога, социолога Гюстава Лебона (1841—1931), европейское общество вступает в новый период своего развития — в «эру толпы», когда умное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. По Лебону, толпа — собрание индивидов, независимо от их национальности, профессии или события, которое обусловило это собрание. Психологические черты собрания отличаются от черт, которые характеризуют отдельных индивидов. В собрании возникает коллективная душа, благодаря чему оно становится организованной, одухотворенной толпой, подчиняется закону духовного единства. Поднятые Лебоном теоретические проблемы анонимности, психологического заражения и внушения «человека толпы», дали толчок соответствующим социально-психологическим исследованиям. Преодолеть эту слабость путем сочетания психологизма с органицизмом попыталась интеракционистская ориентация в социологии, которая зародилась в США. В центре ее внимания — процесс взаимодействия индивидов (отсюда и название). Но сама личность, будучи субъектом этого взаимодействия, осознается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, которое принадлежит к определенным социальным группам и выполняет определенные социальные роли. Один из самых заметных представителей релятивизма (учение, которое абсолютизирует относительность человеческих знаний, отрицает объективную истину, познаваемость мира) немецкий философ, социолог Георг Зиммель (1858—1918), сформулировал оригинальное для того времени видение предмета, метода и заданий социологической науки. Она, по его мнению, должна конституцитуироваться не традиционно для социальных наук (сосредоточиваясь на одном предмете исследования), а как метод, применяющийся во всех науках, предметом которых являются явления общественной жизни. Задание социологии — выделить и охватить закономерности, которые невозможно проанализировать средствами каждой из этих наук. Одним из творцов социологии как науки, профессии и учебного предмета, является французский философ, социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Важнейшие проблемы теоретической социологии, которые он разрабатывал, — природа общества, интегративная основа «здорового» и «патологического» его состояния, методы социологического исследования, статус социологии как науки. В 1896 г. в университете города Бордо он возглавил первую во Франции кафедру социологии. С 1898 по 1913 год редактировал журнал «Социологический ежегодник» (12 томов). Сотрудники журнала, сторонники дюркгеймовских идей, создали научную школу, которая получила название французской социологической школы. Э. Дюркгейм продолжал традиции позитивизма, считая социологию близкой к естественным наукам с характерным для них индуктивным методом и принципом объективного наблюдения. В своей книге «Метод социологии» он формулирует правила социологического познания, которые должны были гарантировать объективность и эффективность научного поиска. Основное из них: социальные факты нужно рассматривать как предметы. Согласно нему общество как реальность следует изучать извне, объективными методами. Исследовать нужно не понятие о социальной реальности, а ее непосредственно. Отсюда еще одно правило: социальные факты следует объяснять другими социальными факторами. Основными признаками социальных фактов являются: — объективное существование относительно отдельных индивидов; — принудительное влияние на индивидов. Социология, по Дюркгейму, является наукой о социальных фактах — идеях, нормах, ценностях, выработанных коллективным сознанием людей. Их влияние на людей осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и др.). Дюркгейм активно занимался анализом изменений в обществе, особенно развитием разделения труда в процессе индустриализации. Он считал, что разделение труда значительно ослабляет роль религии как основы социальной связи. С усилением разделения труда люди приобретают большую взаимозависимость, потому что их потребности удовлетворяются в результате труда многих людей, а процессы и изменения в мире настолько стремительны и интенсивны, что не все способны включиться у них. В результате быстрого обновления социальной жизни разрывается традиционный порядок и моральные устои, поддерживаемые религией. В обществе становятся все больше людей, которые живут без осознания цели, смысла, чувствуют свою ненадобность и невостребованность. С этим процессом Дюркгейм связывал возникновение и существование явления «аномии». Аномия — состояние социальной системы, при котором значительная часть граждан, зная о существовании обязательных норм, относится к ним негативно или безразлично. Отдельное направление в социологической науке представлял немецкий философ, экономист Карл Маркс (1818— 1883). Его социологическая теория стала следствием применения философского материализма и материалистической диалектики к изучению общества, понимания истории человечества. Марксизм отличается от других общественных теорий претензиями на единство теории и практики. Если другие социальные теории, как правило, не претендовали на их практическое воплощение, не ставили за цель изменить мир, удовлетворяясь его объяснением, то марксизм был, в первую очередь, программой общественного переустройства. Утверждения Маркса о мессианской роли пролетариата оказались утопическими, но содержащиеся в марксизме положения о примате социальной справедливости принимаются сегодня во внимание учеными и политиками. Значительный вклад в социологию конца XIX — начала XX ст. внес немецкий ученый Макс Вебер (1864— 1920), автор трудов по экономике, праву, философии, истории и социологии. Самая весомая его заслуга заключается в развитии методологических аспектов социологии. Он является основоположником так называемой «понимающей социологии», теории социального действия. Отбрасывая натурализм позитивистской социологии, Вебер позаимствовал из позитивизма идею эмпирического исследования социальных явлений. Общество и его индивиды трактовались Вебером как такие, которые оказываются в процессе интеракции, а не как определенные «готовые факты». Вебер отдавал приоритет индивиду, фактором развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. М. Вебер считал, что социология должна брать за исходный пункт своих исследований поведение индивида. Социологию он определял как науку, которая стремится понять «социальное действие и таким образом каузально объяснить ее процесс и действие». Именно необходимость понимания действий предмета своего исследования отличает социологию от естественных наук. В отличие от Дюркгейма, Вебер утверждал, что ни общества в целом, ни форм коллективности не следует рассматривать как субъекты действия: ими могут быть только отдельные индивиды.
|