Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество И. С. Тургенева
Общая характеристика раннего, поэтического и драматургического, творчества писателя. «Записки охотника»: новая постановка и решение проблемы изображения народа в литературе, особенности антикрепостнического пафоса книги. Повести 1850-х годов — поиск новых жанров, тем, идей, ситуаций. Особенности романного жанра, созданного Тургеневым: тип героя, преломленного через время, эпоху, его сформировавшую; специфика типического; локальность хронотопа, особое положение центрального героя в структуре произведения. Внутренняя суть любовной коллизии в романах Тургенева и феномен «тургеневской девушки». Специфика художественного историзма писателя, соотнесенность его героев со «сверхтипами» Гамлета и Дон Кихота. Человек и мироздание у Тургенева, общие особенности психологической манеры писателя. «Рудин». Столкновение теоретика, человека 40-х годов, с молодежью новой эпохи. Проблема оценки личности Рудина и финал романа. «Дворянское гнездо». Коллизия «долг-счастье» и ее решение в романе. «Накануне». Проблема сознательно-героической личности и модификация коллизии «долг-счастье». Елена Стахова — новый женский образ для русской литературы. «Отцы и дети». Сущность базаровского нигилизма, глубинная трагичность образа героя, конфликт его с мирозданием. Смысл нравственно-философского «эпилога» к роману. «Дым». Отсутствие героя в прежнем тургеневском понимании, изменения в романной поэтике. «Новь». Признаки новой художественной манеры в последнем романе Тургенева. Смена героя, особенности общественно-идеологической позиции писателя. Повести и рассказы Тургенева 1870-х годов: смена типа героя, интерес писателя к бессознательному, особенности общественно-психологических «студий» и «таинственных» повестей. «Стихотворения в прозе» — итог нравственно-философских и идейно-эстетических исканий писателя. Общие особенности жанра.
Тексты. «Записки охотника»; «Фауст», «Дневник лишнего человека», «Ася»; «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»; «Сон», «Степной король Лир», «Часы», «Рассказ отца Алексея», «Клара Милич» («После смерти»), «Песнь торжествующей любви»; «Стихотворения в прозе» («Деревня», «Старуха», «Щи», «Услышишь суд глупца...», «Воробей», «Маша», «Памяти Ю.Вревской», «Как хороши, как свежи были розы...», «Порог», «Мы еще повоюем!», «Последнее свидание», «Русский язык»). Учебники. История русской литературы: В 4 т.— Л.: Наука, 1982.— Т.3.— Гл. 3; Кулешов В.И. История русской литературы XIX века.— М.: Изд-во МГУ, 1997.— С. 289—312; История русской литературы XIX века (вторая половина) /Под ред. Н. Н. Скатова.— М.: Просвещение, 1991.— С. 44—91. Научно-критическая литература. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года; Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous; Добролюбов Н. А. Когда же придет настоящий день?; Роман Тургенева «Отцы и дети» в русской критике /Сост. И. Н. Сухих.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1986; Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1982; Курляндская Г. Б. Эстетический мир И. С. Тургенева.— Орел, 1994; Манн Ю. В. Базаров и другие // Манн Ю. В. Диалектика художественного образа.— М., 1987.— С. 97—132; Лебедев Ю. В. Книга века. О художественном мире «Записок охотника» И. С. Тургенева // Лебедев Ю. В. В середине века: Историко-литературные очерки.— М.: Современник, 1988.— С. 3—52. Дополнительная литература. Головко В. М. Библейские мотивы в «Странной истории» И. С. Тургенева // Головко В. М. Поэтика русской повести.— Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.— С. 147—151; Лебедев Ю. В. Тургенев /Серия ЖЗЛ.— М.: Мол.гвардия, 1990; Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм.— М.-Л., 1962; Батюто А. Тургенев-романист.— Л.: Наука, 1972; Бялый Г.А. Две школы психологического реализма. Тургенев и Достоевский // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. — Л., 1973. — С. 31—53; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — М., 1999. — С.264—267; Манн Ю.В. Новые тенденции романной поэтики («Дым» и «Новь») // Ю. Манн Диалектика художественного образа. — М., 1987. — С. 133—154; Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. — Л., 1975; Пумпянский Л.В. Романы Тургенева и роман «Накануне» //Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. — М., 2000. — С. 381—402; Топоров В.Н. Странный Тургенев. — М., 1998; Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. — Л., 1990; Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева: (Изображение человека). — Свердловск, 1989; Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX в. // Лотман Ю.М. О русской литературе. — СПб., 1997. — С. 712—729; Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в. — М., 1997.
|