Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество А. П. Чехова






Юмористика 1880-х годов, ее разновидности. Переосмысление «осколочных» и традиционных тем. Вырабатывание емкости малой формы.

Новаторство чеховской формы: гносеологические аспекты изображения, модификации конфликта «открытия» («прозрения»), адогматизм («нет общей правды»), объективность авторской позиции и лиризация прозы, размывание жанровых и родовых границ, роль системы деталей, образов-символов. Соотношение зрелой прозы с литературой «серебряного века».

Художественное осмысление общественных и духовных исканий русской интеллигенции конца XIX века («Дом с мезонином», «Раасказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Новая дача» и др.). Потребность «общей идеи» («Скучная история») — догматизм «общей идеи» («Дуэль»), превращение «идеи» в «футлярность» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). «Иерархическое мышление» и «живая жизнь» («Палата № 6», «Черный монах»). «Пошлость пошлого человека» («Анна на шее», «Попрыгунья», «Ионыч») и способность высвободиться из нее («Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Невеста»). Движение темы народа от вариации «Записок охотника» («Свирель», «Агафья») — к «идиотизму деревенской жизни» («Мужики», «В овраге»). Лирико-философская повесть («Степь») и лирико-философское начало в повестях 1890-х годов. Человек перед лицом бытия («Студент», «Архиерей»).

Новаторство драматургии Чехова: эпизация драмы, изображение не драмы в жизни, а драмы жизни; децентрализация конфликта, перемещение динамики с событийного ряда на внутреннее психологическое действие; роль лирического начала, психологический подтекст; новые принципы построения монологов, диалогов, организации сцены и т.д.

 

Тексты. «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»; «Тоска», «Степь»; «Скучная история»; «Палата №6», «Черный монах», «Учитель словесности»; «Дом с мезонином», «Новая дача», «Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь»; «Случай из практики», «Три года», «Бабье царство»; «Анна на шее», «Попрыгунья», «Ионыч»; «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви»; «Мужики», «В овраге»; «Дама с собачкой», «Невеста»; «Студент», «Архиерей»; «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

Учебники. История русской литературы: В 4 т.— Л.: Наука, 1982.— Т.4.— Гл. 6; Кулешов В.И. История русской литературы XIX века.— М.: Изд-во МГУ, 1997.— Гл. 7 (с. 590—616); История русской литературы XIX века (вторая половина) /Под ред. Н. Н. Скатова.— М.: Просвещение, 1991.— С. 449—487.

Научно-критическая литература. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации.— М.: Изд-во МГУ, 1979; Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1987; Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение.— М.: Наука, 1988.

Дополнительная литература. Чудаков А. П. Поэтика Чехова.— М.: Искусство, 1970; Линков В. Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова.— М.: Изд-во МГУ, 1982; Чудаков А. П. Мир Чехова.— М.: Сов. писатель, 1986; Катаев В. Б. Литературные связи Чехова.— М.: Изд-во МГУ, 1989; Чеховиана.— М.: Наука, 1990; Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра. — Свердловск, 1990; Кулиева Р.Г. Реализм А.П. Чехова и проблема импрессионизма. — Баку, 1988; Рев М. О единстве художественного мира Чехова // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX — начала XX века. — СПб., 1992. — С. 252—260; Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. — М., 1972. — С. 404—435; Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. — М., 1989; Хворостьянова Е.В. Поэтика пародийного текста (Ранний Чехов) // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX — начала XX века. — СПб., 1992. — С. 261—277; Чехов и его время: Сб. ст. / Редкол.: Л.Д. Опульская и др. — М, 1977; Чехов и мировая литература. — М., 1997. — Кн. 1; Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. — М, 1966; Эйхенбаум Б.М. О Чехове // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. ст. — Л., 1986. — С. 224—236; Гольштейн В. Жертва и долг в «Дяде Ване» // Русская литература. — 1998. — № 2. — С. 65—74; Иезуитова Л.А. Комедия А.П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. — С.323—346; Карасев Л.В. Вещество литературы. — М., 2001. — С. 208—214; Мартьянова С.А. Афоризм, сентенция, цитата в речевом поведении персонажей комедии А.П. Чехова «Чайка» // Истоки, традиция, контекст в литературе: Сб. тр. — Владимир, 1992. — С. 81—86; Романенко СМ. Авторская позиция как структурообразующий элемент жанра комедии А.П. Чехова «Чайка» // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Междунар. научн. конф., посвящ. 120-летию со дня основания Томского госуниверситета. Ч. 2. — Томск, 1999. — С. 26—32; Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. — М., 1995.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал