Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Ф. М. Достоевского






Творчество 1840-х годов. Проблема «маленького человека» в романе «Бедные люди»: традиции «натуральной школы» и новаторство писателя, функции жанровой поэтики (эпистолярный роман) и вопрос об авторской позиции в произведении. Повесть «Двойник»: переосмысление романтической интерпретации «двойничества» в контексте социальной проблематики. Проблема героя-мечтателя и «мечтательного» сознания («Белые ночи», «Неточка Незванова»).

Творчество «переходного периода» (1859—1864). «Униженные и оскорбленные» — возвращение в литературу или «второй дебют»: сочетание в проблематике, сюжетике, типах героев характерного для творчества 1840-х годов с новыми явлениями, предвещающими зрелое творчество. «Записки из мертвого дома»: осмысление России сквозь призму каторги; каторга и каторжане в связи с вопросом о современном народе и природе человека. Философско-этическая проблематика «Записок из подполья».

Творчество 1860—1870-х годов. Великое пятикнижие: вопрос о системном единстве романов; признаки и особенности полифонического романа; специфика жанровой поэтики и творческого метода Достоевского-романиста.

«Преступление и наказание». Проблема «бедных людей» и ее функции в структуре романа. Социально-общественные и нравственно-философские причины преступления Раскольникова. Лужин и Свидригайлов — двойники Раскольникова. Место и функции образа Сони Мармеладовой. Образ Порфирия Петровича и роль уголовно-авантюрной интриги в философском романе. Система снов Раскольникова, их значение и функции в структуре романа.

«Идиот». Образ князя Мышкина и проблема «положительно прекрасного человека» у Достоевского. Мышкин как «христоподобная» личность и евангельские параллели к сюжету героя. Столкновение Мышкина с миром и «лик мира» в романе (Епанчин, Ганя, Лебедев, Бурдовский и компания и т.д.). Проблема красоты — Настасья Филипповна и Аглая. Почему неизбежен трагический финал романа и каков его смысл.

«Бесы». Проблема «отцов и детей» в романе. Теория Шигалева, ее общественно-идеологические предпосылки и смысл. Экспериментаторство Ставрогина и его исход (Ставрогин — Шатов и Кириллов, Ставрогин — Хромоножка, Ставрогин — Петр Верховенский и т.д.). Функции «хроникера» и жанровая поэтика романа-хроники. Смысл эпиграфов и символического названия романа.

«Подросток». Преобразование Достоевским жанровой поэтики «романа воспитания» и финальное письмо воспитателя Аркадия как эстетическая декларация писателя. Образ Аркадия Долгорукого в идейно-художественной концепции романа. «Ротшильдовская» идея Подростка. Аркадий и духовное наследие его отцов — Версилова («русский европеизм», тип русского «всемирного боления за всех») и Макара Долгорукого (русское странничество, идея «благообразия»). Пушкинские отражения в романе. Петербург «Подростка» как ядро «петербургского текста» русской литературы.

«Братья Карамазовы». Итоговый роман писателя. Его философская проблематика. Духовные пути центральных героев. Богоборческий бунт Ивана Карамазова, «за» и «против» в системе мышления героя. «Поэма»-легенда о Великом инквизиторе и ее смысл. Проблема «широкости» человека и путь Дмитрия к духовному возрождению («за дите и пойду»). «Ранний человеколюбец» Алеша, его соотношение с князем Мышкиным, осуществление «подвига братолюбивого общения» (Алеша и братья, Алеша и Грушенька, Алеша и мальчики). Система женских образов в романе. Дети и детское в сюжетике и философской символике романа. Вопрос о втором романе.

«Дневник писателя» — феномен единоличного журнала XIX века. Художественная проза в составе «Дневника». Трагическая новелла «Кроткая»: проблематика, специфика жанровой поэтики и «фантастического» в ней. «Сон смешного человека»: история цивилизации и ее перспективы, новое решение вопроса о достижимости гармонии на земле; новаторство в сфере жанра.

 

Тексты. «Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Кроткая», «Сон смешного человека».

Учебники. История русской литературы: В 4 т.— Л.: Наука, 1982.— Т. 3.— Гл. 22; Кулешов В. И. История русской литературы XIX века.— М.: Изд-во МГУ, 1997.— С. 399—426; История русской литературы XIX века (вторая половина) /Под ред. Н. Н. Скатова.— М.: Просвещение, 1991.— С. 339—382.

Научно-критическая литература. Белинский В. Г. Петербургский сборник (фрагмент о «Бедных людях»); Писарев Д. И. Борьба за жизнь; Салтыков-Щедрин М. Е. Светлов, его взгляды, характер и деятельность (фрагмент об «Идиоте») // Салтыков-Щедрин М. Е. Литературная критика.— М.: Современник, 1982.— С. 272—273; Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе // Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития.— М.: Искусство, 1990.— С. 37—224; О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881—1931 годов.— М.: Мысль, 1990 (статьи Н. К. Михайловского, В. В. Розанова, Н. Бердяева, С. Булгакова).

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание); Ветловская В. Е. Роман Достоевского «Бедные люди».— Л.: Худож.лит., 1988; Ветловская В. Е. Социальная тема в первых произведениях Достоевского // Русская литература.— 1984.— № 3.— С. 75—94; Захаров В. Н. Система жанров Достоевского.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1985 (главы «Поэтика повести», «Поэтика романа»); Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854—1862.— Л.: Наука, 1980 (главы II—III «Мертвый дом» и «Петербургский роман»); Назиров Р. Г. Об этической проблематике «Записок из подполья»; Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века.— М.: Сов. писатель, 1989 («Самообман Родиона Раскольникова», «Ослепления и прозрения»); Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским.— М.: Сов. писатель, 1990 (глава «Князь Мышкин»); Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение.— М.: Сов. писатель, 1990 (главы «Искажение идеала», «Право на власть»); Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм.— Свердловск, 1987 (главы 4-7); Кантор В. Роман Достоевского «Братья Карамазовы».— М.: Худож. лит., 1986.

Дополнительная литература. Бердяев А. Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. О русских классиках.— М.: Высшая школа, 1993.— С. 107—223; Белов С. В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий.— Л.: Просвещение, 1979 (и последующие издания); Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики.— М.: Худож. лит., 1971 (и последующие издания); Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен.— Саратов, 1975; Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского.— М.: Сов. писатель, 1979; Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература.— М.: Худож. лит., 1979 (и последующие издания); Селезнев Ю. Достоевский. Серия ЖЗЛ.— М.: Молодая гвардия, 1988; Бочаров С.Г. О художественных мирах. — М., 1995. (Ст. «Переход от Гоголя к Достоевскому», «Кубок жизни и клейкие листочки»); Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. — М., 1999. (Ст. «Леонтьев и Достоевский», «От имени Достоевского», «Примечания к теме об Онегине и Ставрогине», «Французский эпиграф к «Евгению Онегину». Онегин и Ставрогин»); Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. — М., 1982. — С. 152—241; Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. — М., 1989; Иванов Вяч. Вс. О композиционной роли фамилий героев у Достоевского. Смердяков // Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры: Ст. о русской литературе. — М., 2000. — Т. 2. — С. 105—109; Карасев Л.В. О символах Достоевского // Карасев Л.В. Вещество литературы. — М., 2001. — С. 77—126; Касаткина Т.А. Трагизм и героика в романах Достоевского //Контекст: литературно-теоретические исследования. 1994—1995. — М., 1996. — С. 360—402; Кирай Д. Сюжет и диалог у Пушкина, Гоголя и Достоевского // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX — начала XX века. — СПб., 1992. — С. 68—79; Курляндская Г.Б. История человечества в сознании Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева // Контекст: литературно-теоретические исследования, 1994-1995. — М., 1996. — С. 403—427; Кэнноскэ Накамура. Чувство жизни и смерти у Достоевского. — СПб., 1997; Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. — Л., 1974; Манн Ю.В. Автор и повествователь // Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания: Сб. науч. тр. — М., 1994. — С. 431—480; Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. — М., 2001; Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX в. — СПб., 2001; Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. и послесл. В.М. Толмачева. — М., 1995. — С. 219-562; Набоков В.В. Лекции по русской литературе. — М., 1996; Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: Сб. работ отечественных и зарубежных ученых / Под ред. Т.А. Касаткиной. — М, 2001; Руднев В.П. «Злые дети»: мотив «инфантильного поведения» в романе «Бесы» // Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.И. Осипова. — Ижевск, 1990. — С. 105—113; Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. — СПб., 2001; Середенко И.И. Оппозиция нож/крест в произведениях Достоевского // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Междунар. научн. конф., посвящ. 120-летию со дня основания Томского госуниверситета. Ч. 2. — Томск, 1999. — С. 10—14; Слово Достоевского: Сб. ст. / Под ред. Ю.Н. Караулова. — М., 1996; Творчество Достоевского: Искусство синтеза / Под ред. Г.К. Щенникова, Р.Г. Назирова. — Екб., 1991; Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Избр. тр. / Сост., вст. ст. и коммент. Вл. Новикова. — М., 2002. — С. 300—339; Ляху В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. — 1998. — № 4. — С. 129—143; Мелетинский Е.М. О «Бесах» Достоевского // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сб. к 70-летию Вяч. Вс. Иванова. М., 1999. — С. 177—193; Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. — М., 1972. — С. 23—87.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал