Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 3. Тема: «Что есть человек?» (Проблема человека и природы его в философско-нравственной проблематике «Братьев Карамазовых»)⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Тема: «Что есть человек?» (Проблема человека и природы его в философско-нравственной проблематике «Братьев Карамазовых»)
1. Почему Иван Карамазов «не принимает мира Божьего»? С какой целью он рассказывает Алеше о «фактиках» страданий детей? Что должна показать и доказать эта страшная коллекция о человеке и природе его, о Боге и созданном им мире, о «переделке мира по новому штату»? Почему вопрос о Боге и социализме для Ивана — «один черт только с другого конца»? Почему детские страдания для Ивана — аргумент для неприятия грядущей гармонии, «золотого века»? 2. Как соотносится с философией Ивана суть «Легенды о Великом Инквизиторе»? Основные положения «поэмки»: в чем обвиняет Инквизитор Христа, как понимает природу человека и какое общество собирается для него построить? Почему Христос в поэме Ивана молча выслушивает Инквизитора и молча же целует его? Что означает этот поцелуй? На чьей же стороне в споре о человеке Иван — на стороне Инквизитора или Христа? 3. Как возникает у Ивана идея «вседозволенности»? Как она реализуется в романе? Почему Иван признал свою вину и ответственность за смерть отца? В каком отношении черт и Смердяков могут быть названы «двойниками» Ивана? Что означает поведение Ивана на суде и последние слова Мити о том, что ему, Ивану, жить, а не им? 4. «Широкость» человека в суждениях Дмитрия. Почему с его точки зрения, сердце человека — это «арена», «поле», где «Бог с Дьяволом борется»? Как в характере и личности самого Дмитрия протекает противоборство «Бога с Дьяволом» — добра со злом, благородства со своеволием, чистосердечия с низостью карамазовской, безудержа страстей с любовью и т.д.? Каков исход этой борьбы и что означает он для осмысления проблемы человека в романе? 5. Что представляет собою Алеша: новую модификацию «положительно прекрасного человека», близкого Мышкину, или героя нового типа? Если Достоевский задумал его как «деятеля» «нашего теперешнего современного момента», то какого же «деятеля» предвещает Алеша в юности? Если в романе какие-либо материалы, чтобы судить об этом? Какую роль в становлении Алеши сыграли смерть Зосимы, встреча с Грушенькой, участие в судьбе Илюшечки Снегирева (и других мальчиков) и судьбе братьев? 6. Каков смысл эпиграфа к роману?
Литература: 1. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе // // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития.— М.: Искусство, 1990.— С. 37—224. 2. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881—1931 годов.— М.: Мысль, 1990. — С. 215—233. 3. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм.— Свердловск, 1987 (глава 7, § 5). 4. Кантор В. Роман Достоевского «Братья Карамазовы».— М.: Худож. лит., 1986.
Доп. литература: 5. Кирпотин В.Я. На грани эпох («Братья Карамазовы» Достоевского) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. — М.: Дет. лит., 1983. — С. 164—196. 6. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант: Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». — М.: Изд-во АН СССР, 1963.
|