Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Манипура и ее субмодальности
Манипурная модальность предполагает рассмотрение частей отдельно взятого объекта или их связей друг с другом. Манипурная субмодальность часто выражается с помощью уточнений через детали. Другой вариант выражения манипурной субмодальности — через соответствующий стиль: четкие интонации, использование различных маркеров, разделителей, нумераций и т. д. Упражнение. Приведите примеры использования манипурной субмодальности. Укажите соответствующие маркеры. Манипурно-муладхарная модальность характерна для сжатого, лапидарного структурного стиля трансляций, когда предъявляемый объект описывается через свои части, предъявляемые их именами или названиями: — (резким голосом) А по носу — не хочешь?! ман (мул) — (показывая, как рисовать) Вот рожица: глаза, нос, рот. ман (мул) — Кто вчера тебя поздравлял? — Амвросий, Горгоний и Гостомысл, и еще Марфа и Манефа. ман (мул) Предъявляемым в трансляции «объектом» может быть и обсуждаемая ситуация: — Что здесь происходит? — Твой сын издевается над собакой. ман (мул) Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-муладхарные трансляции? Упражнение. Переведите в манипурно-муладхарную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору. 1. — Ой! 2. — Ты прямо как удав на меня смотришь, Акакий. 3. — Я предпочитаю, когда это возможно, есть палочками, как в Китае и Японии это делается. 4. — Я был и в жаркой Греции, и на экзотическом Тайване, и в центральной Мексике, среди индейцев. 5. — Отвечай, мерзавец, если не хочешь, чтобы тебя покусали! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-муладхарной модальности. 1. — Каковы ваши любимые кушанья? 2. — Где и кем бы вы предпочли родиться в следующей жизни? 3. — Почему бегемоты голые? 4. — В чем смысл вашей жизни? 5. — Кто из ваших друзей по-настоящему вас ценит? Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-муладхарной модальности. 1. Вручение подарка шеснадцатилетнему сыну. 2. Извинение перед бабушкой за грубость. 3. Просьба к экзаменатору быть снисходительным. 4. Нагоняй домашнему животному за излишнюю живость манер. 5. Похвала кукле за достойное поведение в трудной ситуации. Манипурно-свадхистханная модальность характерна для структурных описаний объекта, несколько подцвеченных эпитетами (она гораздо мягче манипурно-муладхарной): — (показывая фотокарточку) А это мой старый друг Авдей Дементьевич с преданной женой Кларисой и прелестными дочерями. ман (свад) — А теперь представь ситуацию: поздний вечер, квартира одинокого мужчины, два голодных гостя и пустой холодильник. ман (свад) Свадхистханная субмодальность может быть выражена и стилистическими средствами — медленными интонациями, плавными жестами, повторениями: — Я иду... иду к тебе... к тебе. (пауза) Уже завтра... перееду. (многозначительная пауза) ман (свад). — Как долго я тебя ждала! (прижимается к партнеру и застывает в этом положении) ман (свад) Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-свадхистханные трансляции? Упражнение. Переведите в манипурно-свадхистханную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору. 1. — Иди в школу, Виля. 2. — Вам помочь, сударыня? 3. — Ух! 4. — (грозно) Я — начальник! 5. — Наш папа — большой человек везде, только не у нас дома. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-свадхистханной модальности. 1. — Как тебя зовут? 2. — Почему у черепахи шея морщинистая? 3. — Почему вьетнамцы маленькие? 4. — А лук бывает вкусным? 5. — А можно мне хоть иногда спать под кроватью? Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-свадхистханной модальности. 1. Критика зазнавшегося попугая. 2. Увещевание болонки, стремящейся установить на прогулке неформальные отношения с догом. 3. Замечание аквариумной рыбе, нахально глазеющей на хозяина. 4. Тост за процветание восемнадцатилетнего именинника. 5. Согласие полное с указаниями высокого босса. Манипурно-манипурная модальность характерна для двухуровневых структурных описаний: — Наша компания была такая: Стефания с мужем и сыном Кириаком, Улита со своим мужем, Ульяна с приятельницей и мужики: Авенир, Горгоний и Гремислав. — Пойдешь так: сначала слева будет дом с колоннами, потом справа — садик с бабульками, потом выйдешь на набережную с молом — а на нем я в тельняшке. ман (ман) Манипурная субмодальность может выражаться интонационно (сухие, отчетливые интонации) или «размечающим» способом изложения: — (сухо) Я тебя не устраиваю — иди к своей маме. ман (ман) — Во-первых, дом, во-вторых, участок, а в третьих — сад на участке. ман (ман) Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-манипурные трансляции? Упражнение. Переведите в манипурно-манипурную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору. 1. — Холодно, ой холодно! 2. — Ну что теперь делать, если я такая богатая?! 3. — Приди ко мне на грудь мою лебяжью! 4. — Полон я сомнениями, вот что. 5. — А вот раз — и в дамки! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-манипурной модальности. 1. — Зачем ты вообще на этот свет пришел, Селиверст? 2. — Это ты всерьез, Филарет? 3. — Не шуми так, Сысой, устала я от тебя. 4. — В чем цель нашего диалога, Ростислав? 5. — Если ты женщина, Олимпия, зачем мне возражаешь? Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-манипурной модальности. 1. Благодарность любимому за шикарный подарок. 2. Утешение попугая, прищемившего себе лапу. 3. Заявление неофициальное начальнику о необходимости досрочного отпуска. 4. Отповедь щенку, требующему себе свободы. 5. Хвастовство перед родителями школьными успехами. Манипурно-анахатная модальность характерна для предметного предъявления отдельного объекта, встраиваемого (не слишком определенно) в общемировой контекст: — Ну вот теперь ты, Мефодий, с дипломом — и в путь! ман (анах) — В этом платьице и туфельках тебе, Таисия, нужно быть осторожной... вообще. ман (анах) Анахатная субмодальность может быть выражена и стилистическими методами: — Дай чайчику муженьку, Эммушка. ман (анах) — (нежно) А почему мой Гера сегодня в халате на кухню пришел? ман (анах) Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-анахатные трансляции? Упражнение. Переведите в манипурно-анахатную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору. 1. — Трудно мне живется. 2. — Попутного ветра, Будимир! 3. — Смех и грех с тобой, Арсений. 4. — Пусти! 5. — Я хочу, чтобы мои волосы вились, хотя бы слегка. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-анахатной модальности. 1. — Как здоровье, Плакилла? 2. — Где вы достали такие дивные сапожки, Матрена Филимоновна? 3. — Тебе пора в кровать, Жоржик. 4. — Не надо только скулить — и все само образуется. 5. — Я не верю ранней весне — обязательно обманет. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-анахатной модальности. 1. Объявление публичное о своем несогласии с решением начальника. 2. Просьба к родителям о помощи в критической ситуации. 3. Отказ мотивированный слабоумному дедушке. 4. Призыв к членам семьи соблюдать чистоту и порядок в доме. 5. Принятие благодарное лестного комплимента. Манипурно-вишудховская модальность характерна для трансляций, встраивающих предметно описанный объект во внешний мир: — Меня интересует тот мальчик в косоворотке и джинсах, который у вас тут часто появляется. ман (виш) — Прекрасный обед: и закуски, и суп, и горячее — нашим высоким гостям подавать можно! ман (виш) Вишудховская субмодальность может быть выражена стилистически: литературной формой, ритмом, рифмами, сравнениями, метафорами: — Шевели мозгами, Селиван — не стой, как пень в лесу. — Госпоже моей Фавстине вот подарок на камине. ман (виш) Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-вишудховские трансляции? Упражнение. Переведите в манипурно-вишудховскую модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору. 1. — (выставляет вперед щеку для поцелуя) 2. — Нет! 3. — А хочешь — ради тебя всё сделаю?! 4. — Нет счастья моему роду! 5. — Я доволен вашим выступлением, Фатьян. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-вишудховской модальности. 1. — Тебе понравилось у нас дома? 2. — Можно еще немного пирога с капустой? 3. — Ну обними, наконец! 4. — (горестно) Эх! 5. — Жил ты, Тигрий, со мной — как сыр в масле катался — а теперь только вспоминать будешь! Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-вишудховской модальности. 1. Приветствие на рабочем месте нового подчиненного. 2. Знакомство с юным существом на морском берегу. 3. Представление своего непосредственного начальника стареющей бабушке. 4. Приглашение скорое любимого на концерт знаменитости. Манипурно-аджновская модальность типична для представления предметно обозначенного объекта в качестве образца, или сравнения его с мировым символом: — Ты взгляни на мой пирог — орехи, изюм, курага — всем пирогам пирог! ман (адж) — (показывая фотографию) А это мой сын Варфоломей, в пиджачке и штиблетах — золото, а не мальчик. ман (адж) Аджновская субмодальность может быть выражена чисто стилистически — например, восхищенной интонацией или превосходными эпитетами: — Эта книга в твердом переплете перед вами — истинный шедевр полиграфии! ман (адж) — (принимая и рассматривая дорогой подарок) (восхищенно) Этот прелестный домик с дверями, окошками и часами — правда мне?! (поднимает глаза вверх, как бы благодаря Всевышнего) ман (адж) Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-аджновские трансляции? Упражнение. Переведите в манипурно-аджновскую модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору. 1. — Ты глуп, Филофей. 2. — Я с удовольствием займусь собой. 3. — Прошу тебя быть скромнее, Феодосий. 4. — Дорогой Северин, прощай. 5. — (восхищенно) Ого! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-аджновской модальности. 1. — Расскажите о себе, Флегонт. 2. — Зачем пожаловали, Хиония? 3. — Ну, это не совсем так, мне кажется. 4. — Аргументируйте, Никандр. 5. — Неужели она в твоем вкусе, сын мой? Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-аджновской модальности. 1. Предъявление претензий к сотруднику фирмы, преступно много болеющему. 2. Обвинение не вполне искреннее кота в моральном релятивизме. 3. Извинение публичное перед попугаем за забытую коноплю. 4. Требование к кошке, страдающей чересчур развитым чувством собственной значимости. 5. Просьба интимная к кукле в дальнейшем изменить свое невозможное поведение. Манипурно-сахасрарная модальность свойственна трансляциям, косвенно ставящим предметно описанный объект в центр мира: — Я люблю ее, мама! — (скептически) И что, вот эти ножки и губки заменили тебе всё? ман (сах) — Это не просто собака с хвостом и на четырех лапах — это почти Бог среди псов! ман (сах) Сахасрарная субмодальность может быть выражена стилистически — высшими эпитетами и интонациями: — Этот ваш пирог со сливками и клубникой — (с пафосом) Божественный! ман (сах) — (тихо; незаметно показывая на гостя) А вон там на диване — (с придыханием) сам Гостомысл! ман (сах) — (по телефону) Можно попросить Харису? — (в религиозном экстазе, но пытаясь сдержать трепет) Она завтракает овощами. ман (сах) — Вот, Викторин, принесла вам ягоды в лукошке — (с чувством) лучшие из лучших! ман (сах) Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-сахасрарные трансляции? Упражнение. Переведите в манипурно-сахасрарную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору. 1. — Держи свои часы, Варнава. 2. — Прошу меня уважать. 3. — Заменить тебя, Горпина, некем. 4. — Ах, какая радость! 5. — Пляши, Флора! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-сахасрарной модальности. 1. — Где пропадает мой портфель, Эмилия? 2. — Бедный мальчик, ты замерз? Что отморозил? 3. — Не гавкай на меня по пустякам, Феврония. 4. — Неужели совсем нет, Гурьян? 5. — До свидания, Платонида, не поминай лихом в дальних странствиях. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-сахасрарной модальности. 1. Извинение перед врагом публичное искреннее. 2. Просьба косвенная приватная к попугаю, чтобы вел себя поскромнее. 3. Обида пятилетнего мальчика на кошку, адресованная маме. 4. Попытка уговорить домашнюю черепаху чуть поторопиться, вылезая из-под дивана. 5. Поддержка серьезная приватная подружки, льющей слезы по пустому поводу.
|