Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фразеологические обороты и пословицы в манипурной модальности.
Одна голова на плечах, да и та на ниточке. Было шильце, было мыльце и белое белильце, а хвать-похвать и нет ничего! Око за око, зуб за зуб. Когнитивные анахатные маркеры это выражения, обозначающие расположение объекта (например, протагониста или партнера) в мире — при том, что ни на самом объекте, ни на внешнем мире не делается существенного акцента. Пафос анахаты — это существование объекта в единого потоке мира, растворяющее объект в мире так, что само по себе разделение на объект и мир кажется не более, чем условностью. — Как жизнь? (анах) — Всё потихоньку. (анах) Для анахатной модальности характерны безличные выражения типа и конструкции, избегающие личных местоимений: — Ты не опаздываешь? — Оно вроде бы не поздно. (анах) — И что ты на эту тему думаешь? — Да как-то не так думается. (анах) — Чем ты занимаешься, Вероника? К экзаменам уже начала готовиться? — Живу, готовлюсь, как все, так и я. (анах) — Ты что, простудился? — Да нет, это случайно кашлянулось. Типичная анахатная тема — ссылка на внешние обстоятельства: — Ты почему опоздал, Гостомысл? — Так ведь зима, на улицах пробки, сам понимаешь. (анах) — Ну пришлось его уволить — наша фирма не терпит прогульщиков. (анах) — В сложившихся обстоятельствах нам имеет смысл пожениться. (анах) Еще одна характерная для анахаты тема — смягчение, смазывание отношений между объектом и миром: — А ты не торопись, остынь... вот увидишь: перемелется — мука будет. (анах) — (увещевая) Да ты не упрямься, соглашайся — всем лучше будет. (анах) — Ну я прошу тебя, извини меня, не сердись... (выразительно) Ну пожалуйста! (анах) Вообще, использование деликатных интонаций и вежливых слов, таких, как спасибо, пожалуйста, извините, прошу вас — очень характерный для Анахатного архетипа признак: — (мягко) Подвинься, Дарья... очень тебя прошу. (анах) — (вежливо) Пожалуйста. (анах) Стилистические анахатные маркеры очень разнообразны; значительное их количество служит целям «смазки» мысли и речи, уменьшению кричащей (на взгляд анахаты) противоположности между объектом и миром. Один из основных стилистических приемов анахаты — возможное уменьшение объекта, превращение его в малую, а потому почти незаметную часть мира, именно в силу своей малости и почти незаметности органично встраивающегося в жизненный поток. Поэтому типичные анахатные маркеры это всевозможные уменьшительно-ласкательные суффиксы: к, ечк, оньк, еньк и т. д., и нежно-ласкательные интонации, их сопровождающие. Основной пафос анахаты — растворение объекта в мире почти до анонимности — в качестве «технического средства» использует любовь (высшего порядка): единого мира к объекту или объекта к миру — всему целиком: — (нежно) Иди сюда, собаченька! (анах) — Почему ты противишься? Я же тебя люблю, дурочка моя ненаглядная! (анах) Анахатными по стилистическим целям являются различные вводные слова и речевые связки, не относящиеся к манипурным маркерам: «вот таким-то вот образом», «долго ли, коротко ли», «надо сказать, что», «следует заметить, что», «можно по-разному посмотреть», «есть взгляды», «есть мнение», «так или иначе» и т. д. Правда, анахатная стилистика чаще дает трансляциям анахатную субмодальность, нежели модальность, но и это — один из принципов анахаты: слишком не высовывайся, действуй косвенно, опосредованно, вливайся в жизненный поток и плыви вместе с ним. Анахатные интонации легкие и подвижные, но не резкие; вежливые, нежные, ласковые — но не перегибающие в этом палку — а иначе анахата быстро становится вязкой медоточивой свадхистханой-анахатой (см. ниже). Анахата никогда не вязнет и не застревает (и в этом ее отличие от свадхистханы, которая вязнет всегда), она легко переключается вместе с ситуацией и миром в целом. Анахата склонна к легким, элегантным движениям, жестам, словам, разрешающим ситуацию в одно движение — если удается ее раскрыть в мир и интегрировать с ним. А если не удается — что ж, мир и так не пропадет — а вы этого не знали? Анахатные просьбы и извинения легкие и непринужденные — чересчур, с точки зрения свадхистханы. Однако человек анахаты так не считает — он ведь такая обаятельная лапочка, какой с него серьезный спрос? Мир велик, и ведает им Бог — что же с него-то спрашивать? Анахатные телодвижения мягкие, плавные, пластичные, как будто тело человека хорошо смазано в суставах, или кажется, что их даже и вовсе нет, и тело легко гнется в любом месте, непринужденно адаптируясь к окружающему пространству. Типичный анахатный жест это мягкое поглаживание, как бы снимающее (растворяющее) преграду между объектом и миром; тот же смысл имеет протянутая рука помощи и просто мягкая улыбка. Для анахатного стиля характерно ненавязчивое тонкое внимание к партнеру, реагирование на его слова, точные ответы на вопросы и адекватность поведения — комплементарность, говоря языком коммуникации.
|