Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фразеологические обороты и пословицы в сахасрарной модальности.






Утром Бог, да вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же, кроме Его.

Упражнение. Определите эволюционные модальности следующих трансляций и десяти трансляций по своему выбору. Укажите когнитивные и стилистические маркеры. В случае необходимости самостоятельно уточните контекст и стилистику произнесения реплик.

1. — Ты, Дементий, меня не перебивай!

2. — Верхнюю и боковую поверхности торта следует украсить кремом, молотыми орехами и цукатами.

3. — Ой!

4. — Удаляюсь, удаляюсь незаметно и бесшумно (уходит).

5. — Как же мне повезло, что я вас встретила, Наум Герасимович, дорог о й!

6. — Ты, пожалуйста, не жалуйся на меня маме.

7. — Ты кто — начальник? Или царь?

8. — Лети, Исидор, сейчас же — как птица!

9. — На мой взгляд, это лишнее.

10. — Любезный ты мой расчудесный, дай я тебя поцелую-обниму-к сердцу прижму крепко-накрепко!

11. — Брысь!

12. — Мороженое хочу!

13. — Столичный житель — это не мелочь, это (значительно) категория.

14. — Как же трудно иногда бывает с людьми разговаривать!

15. — Чудненько!

16. — Он скромный такой, застенчивый — мухи не обидит!

17. — Ты мое сокровище!

18. — Такого борща вы еще не пробовали — объедение, истинное объедение!

19. — Ну что ты памятником застыл!

20. — Прощай, Гервасий, до новых встреч.

Упражнение. Определите эволюционные модальности трансляций в следующих диалогах и в десяти диалогах по своему выбору. Контекст и стилистику в случае необходимости уточните сами. Укажите когнитивные и стилистические маркеры.

1. — Лялечка, солнышко, улыбнись милому!

— (показывает протагонисту кулак)

2. — (снимая телефонную трубку) (мрачно) Кто?

— (вежливо) Можно у вас заказать багет для небольшой картины?

3. — Отменно выглядите, дорогой.

— А вы так просто удивительно, сногсшибательно, потрясающе!

4. — Я страдаю — неизбывно, как царевна, заточенная в высоком тереме!

— Тереза, не надо быть такой эмоциональной, испортишь цвет лица.

5. — Печально.

— Я тут не при чем!

6. — Тебе пора замуж, Жюстина.

— Ой!

7. — (воркуя) Сладкий мой ненаглядный, любимый, родной!

— (смущенно) Ну, уж.

8. — Что ты всё крыльями хлопаешь, Савватий?

— А что, думаешь, возраст у меня вышел?

9. — Это не человек — это гора!

— А я — холмик, да?

10. — Зачем тебе снегокат, Варвара?

— Ну пожалуйста!

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каждую из персональных модальностей (то есть в муладхарную, свадхистханную и манипурную).

1. — А мой папа — самый главный начальник!

2. — Вот это да! Суперсюжет!

3. — А ты положи ключик в этот карманчик — он специально для ключей.

4. — Таких мальчиков, как ты, ловит на улице Карабас-Барабас и тащит в свой театр.

5. — Холодает.

6. — Этой собаке место не в квартире, а конуре.

7. — Ну что ты надулся, как мышь на крупу?

8. — Правильно моя мать меня предупреждала: горбатого могила исправит.

9. — Ты меня обнимаешь, как пушистое облако одинокую скалу.

10. — Будет лучше, Евстрат, если ты перестанешь загораживать собой внешний мир.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каждую из высших модальностей (вишудховскую, аджновскую и сахасрарную).

1. — Уймись, Жорж!

2. — Пойду я восвояси, откуда пришел, не солоно хлебавши, обиженный и униженный.

3. — (грозно) Цыц!

4. — Это мой долг!

5. — (нежно приветственно улыбается)

6. — (в задумчивости энергично чешет в затылке)

7. — (галантно) Позвольте предложить вам небольшое путешествие.

8. — И что, по-вашему это селедка?! Это килька!

9. — (здороваясь) Очень приятно!

10. — Надеюсь, еще увидимся, Гурий.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из персональных модальностей.

1. — Что вам нужно от бедной вдовы?

2. — Зачем карасю щука?

3. — Почему я такой несчастный?

4. — Отчего на Земле так мало справедливости?

5. — Ты совсем совести лишился, Игнатий?

6. — Прошу вас мне не противоречить по каждому мелкому поводу, Марьяна.

7. — Где твоя честь, Гервасий?

8. — Снимите обувь, гражданин.

9. — Приглашаю вас на торжественный юбилей нашей фирмы.

10. — В твоем возрасте, Серафима, пора думать уже не только о себе, но и о семье в целом.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из трансперсональных модальностей.

1. — Откуда у тебя попугай?

2. — Ты, похоже, вырос без родителей, Людвиг.

3. — Неужели тебе мало должности профессора, Шарль?

4. — Крепись, Фелицата — немного уже тебе до замужества осталось.

5. — Неужели у вас нет заветной мечты, Фатима?

6. — Я вам правда понравилась, Лавр?

7. — Прошу руки вашей дочери, профессор!

8. — Если мое предложение вам не подошло, Алевтина, то говорите прямо.

9. — В наше время кандидат наук — это еще не повод для самоуправства в семье, дорогой.

10. — Если что не так — извините, я не нарочно.

Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в каждой из эволюционных модальностей.

1. Предложение приватное интимное помощи верному товарищу.

2. Сомнение серьезное публичное в достоинствах приобретенного фирмой прибора.

3. Отказ приватный от несерьезного личного предложения.

4. Утверждение публичное своего превосходства над младшим родственником.

5. Прощание с дядюшкой, отплывающем на яхте в дальние страны.

Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — адж или сах, партнер — анах или ман;

б) протагонист — виш, партнер — адж или сах;

в) протагонист — мул или свад, партнер — виш.

1. Попугай Клавдий поучает свою молодую хозяйку Аграфену, как надо обращаться с людьми, особенно мужчинами. Аграфена старается, но у нее не все получается.

2. Подросток Евсик советуется со своим псом Шустриком по поводу своих проблем с товарищами.

3. Звезда эстрады Клависсия возвращается с гастролей в заполярном городе Заможае вместе со своим импрессарио Антонием, предъявляет ему свои претензии и делится впечатлениями.

4. Наступила зима. В городском парке воробей Волик обсуждает жизненные перспективы с голубем Гулькой.

5. Зоопарк, зима. Жираф Жорж предъявляет претензии своему смотрителю Захару. Захар оправдывается как может.

Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — ман, партнер — анах или ман;

б) протагонист — анах или виш, партнер — мул.

в) протагонист — адж или сах, партнер — виш.

1. Первоклассник Виля объясняет своей маме, что она его неправильно воспитывает. Мама пытается понять, откуда ветер дует.

2. Холостяк Викт о р, недовольный своим диваном, рекомендует ему изменить характер — под угрозой репрессий, вплоть до выбрасывания на помойку. Диван отличается большой мудростью.

3. Болонка Дуня кокетничает со складским псом Елизарычем, настроенным на философский лад.

4. Витрина детского универмага. Кукла Фекла глупо дразнит шоколадное яйцо «Угадайка». Яйцо не скрывает своего презрительного отношения к Фекле.

5. Боксер международного класса Феоктист, проигравший бой в финале чемпионата мира, оправдывается перед своим тренером Потапом Степанычем. Потап морально поддерживает Феоктиста и дает ему ценные советы.

Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны говорить по очереди и придерживаться указанных модальностей.

1. Первоклассник Виля вернулся из школы на час позже, чем предполагалось. Его мама и бабушка пытаются объяснить ему, что он виноват и как надо в таких случаях поступать. У Вили свой взгляд на эту тему.

а) Виля — мул, мама — свад, бабушка — анах.

б) Виля — ман, мама — виш, бабушка — адж.

в) Виля — адж или сах, мама — мул, бабушка — свад.

2. Волк Георгий что-то долго отсутствовал дома и вот наконец появляется с загадочным видом.. Его жена Варвара и забежавшая к ней соседка лиса Лариска расспрашивают его, в чем дело и с какой добычей он явился с охоты.

а) Георгий — мул, Варвара — свад, Лариска — ман;

б) Георгий — свад, Варвара — адж, Лариска — свад;

в) Георгий — виш, Варвара — сах, Лариска — мул.

3. Лесничий Северьян вызывает волка Георгия и лису Лариску на серьезный разговор. и объясняет им, что из экологических соображений в этом году объявляется мораторий на поимку зайца Захара, а также его жены и потомства. Волк и лиса недовольны и пытаются переспорить Северьяна, привлекая, в частности, моральные соображения.

а) Северьян — ман, Георгий — анах, Лариска — адж;

б) Северьян — анах, Георгий — мул, Лариска — свад;

в) Северьян — адж, Георгий — виш, Лариска — ман.

4. Каменный век. Меткая Стрела — подрастающий сын воина Зуба Мамонта и его жены Цветка Зари — просит у своих родителей разрешения самостоятельно гулять по окрестностям. Родители объясняют ему, какие опасности ему грозят и предостерегают от легкомысленного поведения.

а) Стрела — анах, Зуб — виш, Цветок — анах;

б) Стрела — ман, Зуб — анах, Цветок — адж;

в) Стрела — мул, Зуб — мул, Цветок — ман.

5. Дама Виолетта и две ее подружки — скептическая Степанида и романтично-восторженная Леокадия обсуждают новый большой красивый кактус, недавно приобретенный Виолеттой.

а) Виолетта — свад, Степанида — ман, Леокадия — адж;

б) Виолетта — ман, Степанида — мул, Леокадия — виш;

в) Виолетта — виш, Степанида — сах, Леокадия — анах.

Упражнение. Найдите или вспомните по пять-шесть пословиц и фразеологических оборотов в каждой из эволюционных модальностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал