![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Стратегия и стратегические цели
Стратегия и стратегические цели Введение Стратегическое мышление и стратегический менеджмент являются важнейшей стороной любого частного бизнеса или организации общественного сектора. От того, насколько умело они осуществляются, будет, в конечном счете, зависеть результат деятельности организации: либо ее долговременный успех, либо банкротство. В данной главе приводятся базовые положения, связанные с этими процессами, обсуждаются различные значения термина «стратегия», исследуются уровни (стратегический и оперативный) принятия решений в условиях успешного стратегического менеджмента. После определения указанных уровней рассматриваются связи между ними и, наконец, изучается природа стратегических целей: кто несет ответственность за их постановку и какова их сущность. Цели Изучив эту главу, студенты смогут: √ дать определение термина «стратегия» в рамках «пяти П» концепции Минцберга; √ отличать преднамеренную (предписываемую) стратегию от спонтанной (эмерджентной); √ объяснить, что представляет собой стратегия на практике; √ дать описание стратегических и оперативных целей; √ объяснить, что такое иерархическая конгруэнтность и каково ее значение; √ применять модель Менделоу «заинтересованные лица» для объяснения того, каким образом приходят к тому или иному стратегическому решению; √ описать наиболее типичные цели, которые возникают в процессе стратегического менеджмента. Что такое стратегия? Вполне уместным представляется начать книгу о стратегическом менеджменте с вопроса: что такое стратегия? Ответ на него гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Это объясняется тем, что термин «стратегия» имеет несколько значений. Наверняка вы слышали, как говорят о стратегии в бизнесе, стратегии футбольной игры, стратегии военных кампаний или даже о стратегии подготовки к экзаменам. Эта множественность применения данного термина и заставила Генри Минцберга (университет МакДжилл, Монреаль, 1987) предложить свое определение стратегии в рамках «пяти П». Глава 1. Стратегия и стратегические цели 15 «Пять П» стратегии Минцберга Минцберг выдвинул идею о том, что термин «стратегия» практикуется неоднозначно. По его мнению, стратегия включает: • план (plan); • прием как тактический ход (ploy); • поведенческую модель (pattern of behaviour); • позицию по отношению к другим (position in respect to others); • перспективу (perspective). Очень важно рассматривать каждую из этих составляющих во взаимосвязи. Недостатком данной схемы является вынужденное упрощение ее компонентов. «Пять П» не являются взаимоисключающими составляющими. Это означает, что в рамках организации возможно одновременное использование нескольких компонентов.
|