Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование группового поведения в организации






 

Группа - это два лица и более, взаимодействующие друг с другом в процес­се совместной деятельности и оказывающие взаимное влияние.

Группа может выступать в качестве управляющей, управляе­мой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности - от неорганизованной толпы до единого коллек­тива.

Вид классификации Виды групп
По размеру большие (социальные общности людей, су­ществующие в масштабах всего общества (страны) и выде­ленные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные концессии, общественные организации, возрастные группы). Малые (немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и на­ходящихся в непосредственном личном общении и взаимо­действии).
По сфере совместной деятель­ности управленческие (группы работников, выпол­няющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах — совместное, коллективное при­нятие решений. И командные группы и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм). § Производственные (группы работников, не­посредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание)
По уровню развития высокоразвитые (группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т.д.) § Слаборазвитые (группы, характеризующие­ся недостаточным развитием или отсутствием психологи­ческой общности, сложившейся структуры, четкого распре­деления обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными).
По реальности существования § реальные (группы, фактически существую­щие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.) § условные (группы людей, условно объеди­ненных для целей конкретного исследования по определен­ному признаку, например по полу, возрасту и т.п.)
По принципу создания и характе­ру межличностных отношений § формальные (группы, созданные по реше­нию руководства в структуре организации для выполнения определенных задач их деятельность способствует дости­жению целей организации. Они функционируют в соответ­ствии с заранее установленными официально утвержден­ными положениями, инструкциями, уставами.) § неформальные (группы, создаваемые члена­ми организации в соответствии с их взаимными симпатия­ми и антипатиями, общими интересами, одинаковыми ув­лечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей)
По цели существования целевые (проектные) (группы для достиже­ния определенной цели. При достижении цели группа мо­жет быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом) § функциональные (группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции) § по интересам, дружеские (группы объединяют интересных друг дру­гу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто вы­ходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интере­сам и дружеские группы являются разновидностями нефор­мальных групп).
По периоду функционирования постоянные (группы, члены которых реша­ют определенные задачи как часть своих должностных обя­занностей; придают организации устойчивость) § временные (группы, которые формируются для выполнения краткосрочных, разовых задач.)
По вхождению индивида в группу референтные (группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которой он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях, их иногда называют эталонными. С их помо­щью человек сравнивает свое поведение с поведением дру­гих и оценивает его.) § нереферентные (группы принад­лежности) (группы, в которых люди реально состоят, проходят обуче­ние или трудятся)

 

Формальная группа — это, как правило, подразделение, созданное по воле администрации. Члены этой группы и руководитель назначаются администрацией

Если формальная организация представляет собой скелет компании, то неформальная - ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления, деятельность и реакциисотрудников (Д. Кракхард, Д. Хансон).

В каждой организации существуют формальные группы. Назначе­ние формальных групп по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей.

Выделяют три типа формальных групп:

 команды менеджеров (ко­мандная соподчиненная группа руководителя),

 рабочие группы

 ко­митеты.

Команда менеджеров, прежде всего высшего звена, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями. Типичная командная группа — руководитель организации и его заместители, воз­главляющие различные функциональные направления. На цеховом уровне начальник цеха и его заместители также образуют командную соподчиненную группу.

Коммерческий директор и начальники подчиненных ему отделов (сбыта (реализации) готовой продукции, маркетинга, рекламы и т. д.) — другой пример командной группы.

Рабочие группы формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специали­зированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и в управлении. Это функциональные рабочие группы. Формальные группы могут создаваться для работы над конкретным проектом или проблемой. После завершения задания они могут быть расформированы или им поручают работу над другим проектом, про­блемой. Это целевые рабочие группы.

Для выполнения функций, проектов подбираются люди, которые обладают определенной профессиональной подготовкой, квалифика­цией, опытом и готовы выполнять поручаемую им работу в системе совместного труда.

Комитет — формальная группа, которой делегированы полномо­чия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Разновидностями комитетов могут быть комиссии, советы. Основное отличие комитета от других формальных групп— это групповое при­нятие решений. Пример комитета — совет директоров любой крупной компании, при этом он тоже может состоять из комитетов, таких как ревизионная комиссия, финансовая комиссуя, исполнительный ко­митет и др.

Неформальная группа объединяет людей, не связанных должностной иерархией. Люди объединяются в неформальную группу добровольно, на основе взаимных симпатий, общности интересов и целей.

Причины объединения в неформальные группы: потребность в принадлежности, во взаимопомощи, в защищенности, в общении.

Каждая неформальная группа имеет своего лидера (одного!). При этом обычно имеют значение его возраст, должностное положение, профессиональная компетентность, отзывчивость, даже расположение рабочего места и др.

Неформальный лидер выполняет в группе две первостепенных функции:

1. помощь группе в достижении целей,

2. укрепление ее существования.

Неформальные группы есть в любой организации. Это естественное образование, а не результат неэффективного управления в организации.

Американские психологи-управленцы У.Скотт и К.Дэвис предлагают следующее решение проблемы использования (приобщения) неформальных групп к достижению целей организации:

1. Признать существование неформальной группы или организа­ции и осознать, что ее уничтожение может привести к гибели формальной организации. Поэтому надо не только признать неформальную организацию, но и научиться работать с ней.

2. Выслушать членов и лидеров неформальной организации.

3. Перед тем как предпринять какие-либо действия, следует про­считатьвозможное отрицательное воздействие действий на неформальную организацию.

4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешить группе участвовать в принятии решения.

5. Следует быстро давать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

Идеальная группа должна состоять из 3-9 человек. Она должна быть сплоченной.

Сплоченность группы — это мера тяготения членов ее друг к другу, психологическое единство.

 

Групповые нормы поведения: положительные и отрицательные.

Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.

Групповое единомыслие — это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать единомыслия, гармонию группы.

Это опасно, так как препятствует внедрению инноваций и мешает высказыванию новых мнений и альтернативных решений, а они могут быть весьма эффективными.

Чтобы преодолеть единомыслие, особенно при обсуждении какой-либо проблемы, полезно:

- внушить членам группы, что они могут свободно сообщить любую информацию;

- назначить одного из членов группы на роль «адвоката дьявола», т. е. человека, защищающего заведомо неправое дело;

- уметь выслушать разные точки зрения и критику столь же спокойно, как и конструктивные мысли;

- отделить усилия по генерированию идей от их оценки;

- если в группе присутствуют подчиненные, выслушать сначала их идеи.

 

Фактор   Влияние:
повышающее группо­вую сплоченность понижающее группо­вую сплоченность
Время существова­ния группы Длительный период совместной работы (чем больше времени вместе, тем лучше взаимопонимание) Короткий срок суще­ствования группы
Трудность вступле­ния в группу Высокая Легкость вступления в группу
Размер группы и воз­можность взаимо­действия членов группы друг с другом Небольшое количество членов группы (5-7 че­ловек) Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьша­ются
Согласие относи­тельно целей Присутствует Отсутствует
Взаимосвязанность задач, стоящих пе­ред группой Присутствует Отсутствует
Сложность задач, сто­ящих перед группой Высокая Низкая
Состав группы: - по возрасту Небольшая разница в возрасте Большая разница в воз­расте
- по полу Женский коллектив (т.к. они меньше склонны конкурировать друг с другом, более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве) Мужской коллектив
Внешняя угроза Высокая Низкая
Конкуренция Межгрупповая Внутригрупповая
Опыт групповой ра­боты Положительный Негативный
Мотивация и вознаг­раждение Групповая мотивация и групповое вознаграж­дение Индивидуальная моти­вация и вознагражде­ние по индивидуальным трудовым результатам

Японский менеджмент предпринял удачную попытку совмещения формальных и неформальных групп и добился значительных успехов, культивируя в организациях отношения взаимопомощи, общности интересов, доброжелательности по принципу: «Моя фирма — моя община — моя семья». В результате японец часто воспринимает фирму, в которой он работает, не только как формальную организацию, но и как неформальную группу, общину, в которую входят его друзья. Такая обстановка располагает к творческому подходу к работе, что нашло свое выражение в создании кружков качества на крупных японских фирмах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал