Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование группового поведения в организации
Группа - это два лица и более, взаимодействующие друг с другом в процессе совместной деятельности и оказывающие взаимное влияние. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности - от неорганизованной толпы до единого коллектива.
Формальная группа — это, как правило, подразделение, созданное по воле администрации. Члены этой группы и руководитель назначаются администрацией Если формальная организация представляет собой скелет компании, то неформальная - ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления, деятельность и реакциисотрудников (Д. Кракхард, Д. Хансон). В каждой организации существуют формальные группы. Назначение формальных групп по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей. Выделяют три типа формальных групп: команды менеджеров (командная соподчиненная группа руководителя), рабочие группы комитеты. Команда менеджеров, прежде всего высшего звена, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями. Типичная командная группа — руководитель организации и его заместители, возглавляющие различные функциональные направления. На цеховом уровне начальник цеха и его заместители также образуют командную соподчиненную группу. Коммерческий директор и начальники подчиненных ему отделов (сбыта (реализации) готовой продукции, маркетинга, рекламы и т. д.) — другой пример командной группы. Рабочие группы формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и в управлении. Это функциональные рабочие группы. Формальные группы могут создаваться для работы над конкретным проектом или проблемой. После завершения задания они могут быть расформированы или им поручают работу над другим проектом, проблемой. Это целевые рабочие группы. Для выполнения функций, проектов подбираются люди, которые обладают определенной профессиональной подготовкой, квалификацией, опытом и готовы выполнять поручаемую им работу в системе совместного труда. Комитет — формальная группа, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Разновидностями комитетов могут быть комиссии, советы. Основное отличие комитета от других формальных групп— это групповое принятие решений. Пример комитета — совет директоров любой крупной компании, при этом он тоже может состоять из комитетов, таких как ревизионная комиссия, финансовая комиссуя, исполнительный комитет и др. Неформальная группа объединяет людей, не связанных должностной иерархией. Люди объединяются в неформальную группу добровольно, на основе взаимных симпатий, общности интересов и целей. Причины объединения в неформальные группы: потребность в принадлежности, во взаимопомощи, в защищенности, в общении. Каждая неформальная группа имеет своего лидера (одного!). При этом обычно имеют значение его возраст, должностное положение, профессиональная компетентность, отзывчивость, даже расположение рабочего места и др. Неформальный лидер выполняет в группе две первостепенных функции: 1. помощь группе в достижении целей, 2. укрепление ее существования. Неформальные группы есть в любой организации. Это естественное образование, а не результат неэффективного управления в организации. Американские психологи-управленцы У.Скотт и К.Дэвис предлагают следующее решение проблемы использования (приобщения) неформальных групп к достижению целей организации: 1. Признать существование неформальной группы или организации и осознать, что ее уничтожение может привести к гибели формальной организации. Поэтому надо не только признать неформальную организацию, но и научиться работать с ней. 2. Выслушать членов и лидеров неформальной организации. 3. Перед тем как предпринять какие-либо действия, следует просчитатьвозможное отрицательное воздействие действий на неформальную организацию. 4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешить группе участвовать в принятии решения. 5. Следует быстро давать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов. Идеальная группа должна состоять из 3-9 человек. Она должна быть сплоченной. Сплоченность группы — это мера тяготения членов ее друг к другу, психологическое единство.
Групповые нормы поведения: положительные и отрицательные. Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие. Групповое единомыслие — это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать единомыслия, гармонию группы. Это опасно, так как препятствует внедрению инноваций и мешает высказыванию новых мнений и альтернативных решений, а они могут быть весьма эффективными. Чтобы преодолеть единомыслие, особенно при обсуждении какой-либо проблемы, полезно: - внушить членам группы, что они могут свободно сообщить любую информацию; - назначить одного из членов группы на роль «адвоката дьявола», т. е. человека, защищающего заведомо неправое дело; - уметь выслушать разные точки зрения и критику столь же спокойно, как и конструктивные мысли; - отделить усилия по генерированию идей от их оценки; - если в группе присутствуют подчиненные, выслушать сначала их идеи.
Японский менеджмент предпринял удачную попытку совмещения формальных и неформальных групп и добился значительных успехов, культивируя в организациях отношения взаимопомощи, общности интересов, доброжелательности по принципу: «Моя фирма — моя община — моя семья». В результате японец часто воспринимает фирму, в которой он работает, не только как формальную организацию, но и как неформальную группу, общину, в которую входят его друзья. Такая обстановка располагает к творческому подходу к работе, что нашло свое выражение в создании кружков качества на крупных японских фирмах.
|