![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс развития группы
На первом этапе группа еще складывается. Коллективных действий пока нет. Преобладает индивидуальная работа. Но уже в это время появляется неформальный лидер. На втором этапе группа сложилась. Осуществляются совместные действия. Проявились сильные и слабые стороны каждого работника. Сложились группировки, и началась борьба за лидерство (борьба за власть). На третьем этапе группа переживает подъем. Преобладает коллективная работа. Каждый знает свое место и хорошо взаимодействует с остальными. Все стремятся работать лучше. Четвертая стадия является переломной. На этом этапе возможно развитие группы в одном из двух противоположных направлений: либо бюрократизация и стагнация, когда формальные требования становятся важнее реальных дел, либо дальнейшая интеграция, когда возникающие противоречия быстро устраняются, уступая место сотрудничеству.
Б.Такман и Н.Дженсен выделяют 5 стадий формирования группы: Формирование - Бурление (смятение) - Становление норм - Выполнение работы - Расформирование (распад) Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы, команды знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли). Бурление (смятение) — для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы. Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы; если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия. Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия. Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям коллег и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой. Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии. Расформирование (распад). Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий.
Трудовой коллектив - все категории работников, занятых в организации. Признаки трудового коллектива: Ø Наличие общей цели (единство интересов личности, коллектива и общества); Ø осуществление совместной трудовой деятельности (производство товаров или услуг); Ø признание членами группы дуг друга и отождествление себя с нею; Ø взаимодействие, сотрудничество и взаимопомощь (синергетический эффект); Ø дисциплина (порядок в деятельности фирмы); Ø культура, представленной общими ценностями, нормами и правилами поведения, символикой; Ø наличие определенной организационной структуры (для обеспечения координации усилий работников в достижении целей фирмы): - функциональной (в соответствии с производственными задачами, решаемыми участниками); - политической (в соответствии с их интересами и принадлежностью к тем или иным группировкам); - социально-демографической (в соответствии с полом, возрастом, образованием, квалификацией и - социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); - поведенческой (в соответствии с активностью людей); - мотивационной (в соответствии с факторами, определяющими их поведение). Функции коллектива: Ø экономическая – выпуск продукции (или оказание услуг) для общества; реализация коммерческих, технологических, производственных процессов, в результате которых осуществляется миссия фирмы Ø управленческая - характеризуется системой прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления; Ø социальная - обеспечение занятости и формирование личности
Степень сплоченности зависит от размера группы, социальной однородности (при разнородности возникают группировки), наличия внешней опасности, достигнутых успехов. Условиями сплоченности коллектива считаются: - соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других
- возможность реального взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом процессе; - психологическая и социально-психологическая совместимость участников. Основу первой составляет соответствие темпераментов людей. Основу второй - соответствие их профессиональных и моральных качеств, создающее основу взаимного доверия; однородность основных мотивов деятельности, способствующая лучшему взаимопониманию. Совместимость во многом формирует психологический климат, отражающий состояние внутренних отношений людей, степень взаимопонимания и пр. Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности участников своим положением в организации. На него влияют: характер и содержание работы, ее престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, условия труда, психологический климат. Роль коллектива в жизни человека состоит в следующем: 1) в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении, в принадлежности к группе себе подобных; 2) в коллективе человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту, признание успехов и достижений. В то же время наряду с желанием быть в коллективе люди хотят сохранить свою индивидуальность.
|