Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К сбережениям






 

В СССР периода плановой экономики отсутствовал рынок сбережений в классическом понимании этого термина, т.е. как упорядоченный финансовый обо­рот, в котором процент является стимулом вкладов в банки, в предприятия, в дол­говые обязательства с целью увеличения будущего потребления. Для такого рын­ка важно не только то, что сбережения являются важнейшим источником инвести­ций, но и то, что выбор населением формы накопления может выступать основой принятия инвестиционных решений.

В советском обществе деньги накапливались для будущих покупок и никак не связывались с инвестиционными решениями, что закономерно для строя, при котором котором не было места частной экономической инициативе. Прерогатива принятия инвестиционных решений принадлежала центру, и в соответствии с док­триной о «преимущественном развитии производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления» большая часть инвестици­онных ресурсов направлялась на расширение производства капитальных благ, на­копления капитала и поддержания высокого уровня военного производства.

Переход к рынку достаточно быстро восстановил «психологическую» склон­ность населения к сбережению. Достаточно вспомнить активный интерес населе­ния к различного рода финансовым компаниям и зарождающемуся рынку ценных бумаг. Однако процесс создания рынка сбережений приобрел, в силу ряда причин, деструктивный характер. Среди причин можно назвать создание жульнических фи­нансовых компаний, построение финансовых пирамид и безвозмездная конфиска­ция сбережений государством с помощью девальвации, инфляции, дефолта. В на­стоящее время рынок сбережений в России можно оценить как неразвитый. Граж­дане предпочитают хранить сбережения дома в валюте. На повестке дня по-преж­нему стоит задача создания рынка сбережений. Она крайне актуальна, поскольку объем наличности в «чулках» оценивается в миллиарды долларов, а страна ощуща­ет нехватку финансовых ресурсов для преодоления инвестиционного кризиса.

 

Функции потребления и сбережения

Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью та­ких инструментов, как функция потреб­ления и функция сбережения:

а) потребление (С) как функция дохода (Y):

C = f(Y);

 

б) сбережения (S), равные разнице между доходом (Y) и по­треблением (С):

S = Y — С или S = Y — f(Y).

Можно дать градическую интерпретацию данным функциям. Функция потребления показывает зависимость потребления от располагаемого дохода. Если бы весь доход шел на потребление, то ситуация характеризовалась бы прямой под углом 45° в коорди­натах «доходы — расходы». В реальной жизни этого не происхо­дит. Опираясь на логику здравого смысла, мы легко спрогнозиру­ем, что потребитель тратит полностью весь располагаемый доход тогда, когда доход равен «прожиточному минимуму» (точка Е на рис. 2.5).

Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать сбережения предыдущих периодов (отрицательные сбережения).

Графическая интерпретация функции сбережения, то есть сбережения от располагаемого дохода представляет собой как бы зеркальное отражение функции потребления. Построенная в ко­ординатах «сбережения—доход», она наглядно демонстрирует описанные выше ситуации в потребительском поведении, возни­кающие при изменении дохода — нулевое (т. Е), отрицательное (слева от т. Е) и положительное (справа от т. Е) сбережения.

Склонность Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона

к потреблению функций сбережения и потребления, необходимо

и сбережению познакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбере­жению. Названные понятия введены Дж.М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический за­кон, на который мы можем положиться не только «priori», исхо­дя из нашего знания человеческой природы, но и на основании де­тального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».

Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбере­жению, можно выразить следующим образом.

Средняя склонность к потреблению и сбережению:

а) средняя склонность к потреблению (average propensity to consume — АРС), исчисляемая по формуле:

АРС=
=

потребительские расходы C

располагаемыйдоход Y

 

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;

б) средняя склонность к сбережению (average propensity to save — APS), исчисляемая по формуле

АРS=
=

сбережения S

располагаемый доход Y

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.

Показатели, которые мы описали выше, важны для характе­ристики тенденций в потребительских расходах. Так, по мере рос­та располагаемого дохода доля дохода, направленная на потребле­ние, уменьшается, т.е. АРС уменьшается, a APS напротив увели­чивается, что отражает ситуацию увеличения сбережений у по­требителей по мере роста дохода — богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные. Однако такая тенденция на­блюдается в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане АРС и APS, как правило, стабилизируются, отражая относительную ус­тойчивость потребительского поведения при отсутствии «форс-мажорных» обстоятельств.

Предельная склон­ность к потреблению и сбережению

Но возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда из­меняется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода

Предельная склонность к потреблению и сбережению:

а) предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume — МРС), исчисляемая по формуле

=
MРС=

изменения в потребленииΔ C

изменения в доходе Δ Y

показывает, какая часть прироста дохода (AY) используется на прирост потребления (АС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода;

б)предельная склонность к сбережению (marginal propensity
to save — MPS), исчисляемая по формуле

=
MРС=

изменения в сбережении Δ S

изменения в доходе Δ Y

показывает, какая часть прироста дохода (AY) используется на прирост сбережения (AS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода.

Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и пре­дельной склонности к сбережению (MPS) для любого изменения дохода всегда равны единице:


 

МРС + MPS=
=
Δ C Δ Y
=
Δ S Δ Y
Δ (C + S) Δ Y
= 1

 

Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:

МРС + MPS = 1, или MPS = 1 = МРС.

Показатели предельной склонности к сбережению (MPS) и предельной склонности к потреблению (МРС) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основ­ным методом анализа.

Так, функции потребления и сбережения с использованием по­казателей МРС и MPS могут быть представлены в следующем виде.

Функция потребления:

С = С + МРС (Y - Т),

где С — автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода,

МРС — предельная склонность к потреблению,

Y — доход,

Т — налоговые отчисления.

 

Функция сбережения:

S = S + MPS (Y - Т),

где S — автономные сбережения,

MPS — предельная склонность к сбережению,

Y — доход,

Т — налоговые отчисления.

Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то МРС и MPS есть не что иное, как производные этих функций (AC/AY; AS/AY). Данные показа­тели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций по­требления и сбережения (см. рис. 2.6, 2.7).

Вторая составляющая совокупных расходов — инвестиционные расходы, ко­торые можно определить как денежные вложения, увеличивающие объем инвес­тиционных (производительных) товаров. Инвестиционные расходы могут быть направлены как на увеличе­ние объема капитала предприятия, так и на сохранение этого объ­ема на прежнем уровне. Соответственно принято различать чис­тые инвестиции (инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства и вало­вые инвестиции (инвестиции брутто), равные чистым инвестици­ям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизация).

Инвестиционные расходы, как правило, составляют около 20% от общего объема совокупного спроса, то есть значительно меньше расходов на потребление. Однако, поскольку от их разме­ра зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем, значение инвестиций трудно переоценить.

Различают следующие направления вложений инвестицион­ных средств:

— производственные инвестиции (оборудование, здания, со­оружения),

— инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) (незавершенное производство, сырье, материалы, готовые изделия),

— инвестиции в жилищное строительство.

Следует различать автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, их величина не зависит от национального дохода, и стимулируемые (производные, индуцированные), вели­чина которых зависит от колебаний совокупного дохода (Y).

Зависимость инвестиций от национального дохода можно представить графически (рис. 2.8).

 

Объясняется такая зави­симость тем, что рост ВНП ведет к увеличению пред­принимательской прибыли и появлению стимулируе­мых инвестиций.

Аналогично множеству концепций потребительского поведения существует ряд теорий, по-разному объясня­ющих как динамику инвестиционного спроса, так и ло­гику принятия инвестицион­ных решений. Среди них можно назвать:

— неоклассическую концепцию, связывающую уровень инве­стиций с предельным продуктом капитала, ставкой процента и
правилами налогообложения;

— кейнсианскую концепцию, в которой формирование инве­стиционного спроса обусловлено оценкой инвестиционных проектов на основе дисконтирования, исходя из критерия доходности на вложенный капитал;

— модели инвестиций в жилищное строительство, q-теория
Дж.Тобина, связывающая объемы инвестиций с колебаниями на
рынке ценных бумаг;

— теории, основанные на рационировании кредита, и проч.

Если при характеристике потребитель­ских расходов мы отмечали их относи­тельную устойчивость, особенно в долгосрочном периоде, то инвестиционные расходы отличает изменчивость и динамичность. Это неудиви­тельно, если учесть огромное количество факторов, влияющих на инвестиции.

Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объ­ема инвестиций от ставки процента (рис. 2.9), которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента.

Из рис. 2.9 видно, что между ставкой процента и объемом тре­буемых инвестиций существует обратная связь.

Реальную ставку процента и ожидаемую норму прибыли можно отнести к основным факторам, влияющим на объем инвес­тиций. Изменение этих факторов графически означает движение вдоль кривой инвестиционного спроса (вверх-вниз).

Среди факторов, влияю­щих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвести­ционного спроса вправо и вле­во), можно выделить следую­щие:

— ожидаемый спрос на продукцию;

— налоги на предпринима­тельскую деятельность;

— изменения в технологии
производства;

— динамика совокупного дохода;

— инфляционные ожидания;

— правительственная политика.

Следующие две составляющие совокупных расходов — госу­дарственные расходы (G) и чистый экспорт (NX).

Государственные расходы (G) — это, прежде всего денежные средства на за­купки государством на рынках благ. Объемы этих закупок определяются состоянием государственного бюджета. Общая тенденция после второй мировой войны для стран с рыноч­ной экономикой такова: размеры государственного бюджета, его расходных статей известны на год вперед. Мы будем считать их величиной автономной, т.е. не зависящей от совокупного дохода (Y), и обозначим функцию спроса государства на рынке благ как G = const. Такой подход не отрицает того очевидного факта, что государственное влияние на совокупный спрос определяется не только величиной сумм статей расходов, утвержденных в бюдже­те, но и мероприятиями государства в сфере фискальной и денеж­но-кредитной политики. На величину чистого экспорта (NX) также воздействует ком­плекс разнообразных причин, среди которых важнейшие — курс национальной валюты, величина издержек и цен в странах, тор­гующих друг с другом, конкурентоспособность производимых то­варов. Чистый экспорт — это сальдо торгового баланса страны, и мы также будем рассматривать его как величину постоянную.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал