Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К сбережениям
В СССР периода плановой экономики отсутствовал рынок сбережений в классическом понимании этого термина, т.е. как упорядоченный финансовый оборот, в котором процент является стимулом вкладов в банки, в предприятия, в долговые обязательства с целью увеличения будущего потребления. Для такого рынка важно не только то, что сбережения являются важнейшим источником инвестиций, но и то, что выбор населением формы накопления может выступать основой принятия инвестиционных решений. В советском обществе деньги накапливались для будущих покупок и никак не связывались с инвестиционными решениями, что закономерно для строя, при котором котором не было места частной экономической инициативе. Прерогатива принятия инвестиционных решений принадлежала центру, и в соответствии с доктриной о «преимущественном развитии производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления» большая часть инвестиционных ресурсов направлялась на расширение производства капитальных благ, накопления капитала и поддержания высокого уровня военного производства. Переход к рынку достаточно быстро восстановил «психологическую» склонность населения к сбережению. Достаточно вспомнить активный интерес населения к различного рода финансовым компаниям и зарождающемуся рынку ценных бумаг. Однако процесс создания рынка сбережений приобрел, в силу ряда причин, деструктивный характер. Среди причин можно назвать создание жульнических финансовых компаний, построение финансовых пирамид и безвозмездная конфискация сбережений государством с помощью девальвации, инфляции, дефолта. В настоящее время рынок сбережений в России можно оценить как неразвитый. Граждане предпочитают хранить сбережения дома в валюте. На повестке дня по-прежнему стоит задача создания рынка сбережений. Она крайне актуальна, поскольку объем наличности в «чулках» оценивается в миллиарды долларов, а страна ощущает нехватку финансовых ресурсов для преодоления инвестиционного кризиса.
Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения: а) потребление (С) как функция дохода (Y): C = f(Y);
б) сбережения (S), равные разнице между доходом (Y) и потреблением (С): S = Y — С или S = Y — f(Y). Можно дать градическую интерпретацию данным функциям. Функция потребления показывает зависимость потребления от располагаемого дохода. Если бы весь доход шел на потребление, то ситуация характеризовалась бы прямой под углом 45° в координатах «доходы — расходы». В реальной жизни этого не происходит. Опираясь на логику здравого смысла, мы легко спрогнозируем, что потребитель тратит полностью весь располагаемый доход тогда, когда доход равен «прожиточному минимуму» (точка Е на рис. 2.5). Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать сбережения предыдущих периодов (отрицательные сбережения). Графическая интерпретация функции сбережения, то есть сбережения от располагаемого дохода представляет собой как бы зеркальное отражение функции потребления. Построенная в координатах «сбережения—доход», она наглядно демонстрирует описанные выше ситуации в потребительском поведении, возникающие при изменении дохода — нулевое (т. Е), отрицательное (слева от т. Е) и положительное (справа от т. Е) сбережения. Склонность Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона к потреблению функций сбережения и потребления, необходимо и сбережению познакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж.М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «priori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход». Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом. Средняя склонность к потреблению и сбережению: а) средняя склонность к потреблению (average propensity to consume — АРС), исчисляемая по формуле:
потребительские расходы C располагаемыйдоход Y
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление; б) средняя склонность к сбережению (average propensity to save — APS), исчисляемая по формуле
сбережения S располагаемый доход Y показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения. Показатели, которые мы описали выше, важны для характеристики тенденций в потребительских расходах. Так, по мере роста располагаемого дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, т.е. АРС уменьшается, a APS напротив увеличивается, что отражает ситуацию увеличения сбережений у потребителей по мере роста дохода — богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные. Однако такая тенденция наблюдается в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане АРС и APS, как правило, стабилизируются, отражая относительную устойчивость потребительского поведения при отсутствии «форс-мажорных» обстоятельств.
Но возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда изменяется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода Предельная склонность к потреблению и сбережению: а) предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume — МРС), исчисляемая по формуле
изменения в потребленииΔ C изменения в доходе Δ Y показывает, какая часть прироста дохода (AY) используется на прирост потребления (АС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода; б)предельная склонность к сбережению (marginal propensity
изменения в сбережении Δ S изменения в доходе Δ Y показывает, какая часть прироста дохода (AY) используется на прирост сбережения (AS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода. Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS) для любого изменения дохода всегда равны единице:
Это дает возможность выражать один показатель посредством другого: МРС + MPS = 1, или MPS = 1 = МРС. Показатели предельной склонности к сбережению (MPS) и предельной склонности к потреблению (МРС) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа. Так, функции потребления и сбережения с использованием показателей МРС и MPS могут быть представлены в следующем виде. Функция потребления: С = С + МРС (Y - Т), где С — автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода, МРС — предельная склонность к потреблению, Y — доход, Т — налоговые отчисления.
Функция сбережения: S = S + MPS (Y - Т), где S — автономные сбережения, MPS — предельная склонность к сбережению, Y — доход, Т — налоговые отчисления. Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то МРС и MPS есть не что иное, как производные этих функций (AC/AY; AS/AY). Данные показатели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций потребления и сбережения (см. рис. 2.6, 2.7). Вторая составляющая совокупных расходов — инвестиционные расходы, которые можно определить как денежные вложения, увеличивающие объем инвестиционных (производительных) товаров. Инвестиционные расходы могут быть направлены как на увеличение объема капитала предприятия, так и на сохранение этого объема на прежнем уровне. Соответственно принято различать чистые инвестиции (инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства и валовые инвестиции (инвестиции брутто), равные чистым инвестициям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизация). Инвестиционные расходы, как правило, составляют около 20% от общего объема совокупного спроса, то есть значительно меньше расходов на потребление. Однако, поскольку от их размера зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем, значение инвестиций трудно переоценить. Различают следующие направления вложений инвестиционных средств: — производственные инвестиции (оборудование, здания, сооружения), — инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) (незавершенное производство, сырье, материалы, готовые изделия), — инвестиции в жилищное строительство. Следует различать автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, их величина не зависит от национального дохода, и стимулируемые (производные, индуцированные), величина которых зависит от колебаний совокупного дохода (Y). Зависимость инвестиций от национального дохода можно представить графически (рис. 2.8).
Объясняется такая зависимость тем, что рост ВНП ведет к увеличению предпринимательской прибыли и появлению стимулируемых инвестиций. Аналогично множеству концепций потребительского поведения существует ряд теорий, по-разному объясняющих как динамику инвестиционного спроса, так и логику принятия инвестиционных решений. Среди них можно назвать: — неоклассическую концепцию, связывающую уровень инвестиций с предельным продуктом капитала, ставкой процента и — кейнсианскую концепцию, в которой формирование инвестиционного спроса обусловлено оценкой инвестиционных проектов на основе дисконтирования, исходя из критерия доходности на вложенный капитал; — модели инвестиций в жилищное строительство, q-теория — теории, основанные на рационировании кредита, и проч. Если при характеристике потребительских расходов мы отмечали их относительную устойчивость, особенно в долгосрочном периоде, то инвестиционные расходы отличает изменчивость и динамичность. Это неудивительно, если учесть огромное количество факторов, влияющих на инвестиции. Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента (рис. 2.9), которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента. Из рис. 2.9 видно, что между ставкой процента и объемом требуемых инвестиций существует обратная связь. Реальную ставку процента и ожидаемую норму прибыли можно отнести к основным факторам, влияющим на объем инвестиций. Изменение этих факторов графически означает движение вдоль кривой инвестиционного спроса (вверх-вниз). Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвестиционного спроса вправо и влево), можно выделить следующие: — ожидаемый спрос на продукцию; — налоги на предпринимательскую деятельность; — изменения в технологии — динамика совокупного дохода; — инфляционные ожидания; — правительственная политика. Следующие две составляющие совокупных расходов — государственные расходы (G) и чистый экспорт (NX). Государственные расходы (G) — это, прежде всего денежные средства на закупки государством на рынках благ. Объемы этих закупок определяются состоянием государственного бюджета. Общая тенденция после второй мировой войны для стран с рыночной экономикой такова: размеры государственного бюджета, его расходных статей известны на год вперед. Мы будем считать их величиной автономной, т.е. не зависящей от совокупного дохода (Y), и обозначим функцию спроса государства на рынке благ как G = const. Такой подход не отрицает того очевидного факта, что государственное влияние на совокупный спрос определяется не только величиной сумм статей расходов, утвержденных в бюджете, но и мероприятиями государства в сфере фискальной и денежно-кредитной политики. На величину чистого экспорта (NX) также воздействует комплекс разнообразных причин, среди которых важнейшие — курс национальной валюты, величина издержек и цен в странах, торгующих друг с другом, конкурентоспособность производимых товаров. Чистый экспорт — это сальдо торгового баланса страны, и мы также будем рассматривать его как величину постоянную.
|