![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Указания к задаче 3. Задача 3 относится к геометрии эвольвентного зацепления
Задача 3 относится к геометрии эвольвентного зацепления. Изучите раздел «синтез зубчатых механизмов» [1, с. 179…195, 2, с. 416…460, 5, с. 25…54]. Зубчатые колёса изготавливают в основном методом обката (огибания). При этом инструмент в виде зубчатого колеса или зубчатой рейки катится по производимому колесу Инструмент первого типа называется далее производящим колесом (ПК), инструмент второго типа – производящей рейкой (ПР). Чтобы изготовить эвольвентное колесо, ПК должно быть тоже эвольвентным (с эвольвентным профилем зубьев), а ПР должна быть прямобочной (с прямолинейным профилем зубьев). Последнее объясняется тем, что при увеличении числа зубьев колеса до бесконечности, эвольвента превращается в прямую. Таким образом, прямобочная рейка – это частный случай эвольвентного колеса. Конфигурация и параметры ПР стандартизованы (рис. 5). На ПР имеется базовая линия, которая называется делительной прямой (ДП). На ней толщина зуба и ширина впадины одинаковые. В половине вариантов третьей задачи рассматривается геометрия зацепления производящей рейки с производимым колесом. Это зацепление называется станочным.
При взаимном обкатывании скорости точек, лежащих на делительной окружности, равны скорости рейки. Отсюда На рис. 6 производящая рейка изображена без скруглённой части зуба. Это сделано потому, что скруглённая часть не участвует в образовании эвольвенты. Через полюс Р проходит линия зацепления PN. Она является общей нормалью к сопряжённым профилям в точке их касания K (профиль зуба производимого колеса на рисунке не показан). Как отмечено выше, профиль зуба производящей рейки прямолинейный, поэтому нормаль к профилю превращается в перпендикуляр к нему. Линия зацепления одновременно является касательной к основной окружности радиуса rb. Как видно из рис. 6, различные положения ПР относительно начальной прямой определяются смещением X = xm, где x – коэффициент смещения. Смещение вверх считается положительным (x> 0), а смещение вниз – отрицательным (x< 0). Необходимо ещё раз отметить, что во всех трёх вариантах делительная и основная окружности остаются неизменными и, следовательно, профилируется одна и та же эвольвента. Только для профиля зуба колеса используются различные её участки (рис. 7).
Рис. 7 Таким образом, при заданном числе зубьев и модуле производимого колеса варьированием коэффициента смещения x можно в определённых пределах менять как форму зуба, так и радиальные размеры зубчатого колеса. В некоторых вариантах задачи 3 предлагается достроить картину двух эвольвентных колёс с заданным профилем зубьев. Построив общую нормаль в точке касания сопряжённых профилей, находят полюс зацепления как точку пересечения этой нормали с линией центров. Через полюс зацепления проводят начальные окружности. Эти окружности являются центроидами и, следовательно, катятся друг по другу без скольжения, а отношение их радиусов есть передаточное отношение зацепления. Общая нормаль касается основных окружностей. На этом основании строят основные окружности. Для эвольвентного зацепления общая нормаль является линией зацепления (траекторией абсолютного движения точки касания зубьев). Линия зацепления ограничена точками касания общей нормали с основными окружностями. Фактически зубья контактируют на меньшем участке линии зацепления, называемом активной частью линии зацепления. Границами активной части являются точки пересечения линии зацепления с окружностями вершин зубьев. Угол зацепления aw – это угол между линией зацепления и перпендикуляром, восстановленном к линии центров в полюсе зацепления. В зависимости от того, с каким смещением изготовлены зубчатые колёса (см. рис. 7), возможны три варианта: aw< 20o, aw= 20o, aw> 20o. Если в зацеплении находятся колёса, изготовленные с нулевым смещением или зацепление является равносмещённым (x 1=– x 2), то начальные окружности совпадают с делительными.
|