![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Абстрагирование(лат. – отвлечение) – мыслительный процесс, состоящий в способности отвлекаться от конкретных фактов⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Абстрагирование (лат. – отвлечение) – мыслительный процесс, состоящий в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, тем и подниматься до выделения в них общих и наиболее значимых свойств и отношений и затем это оформлять в понятия или «подводить» под определенное понятие. Автореферат – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание степени (академической или ученой). Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние ее на практике; определить заинтересованность науки в ее разработке. С раскрытия актуальности темы начинается «Введение». Алфавитный указатель – это способ группировки и расположения в списке наименований источников, согласно букв алфавита. Алфавитный перечень используемой литературы, именуемый Библиографией или Списком литературы, студент использует при написании любой исследовательской работы. В них перечень публикаций идет в строгом алфавитном порядке: по первой букве фамилии автора или первых слов заглавий произведений. С помощью алфавитного указателя производится систематизация источников информации и облегчается поиск используемых в тексте источников. Анализ (греч. – разложение) – мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ является начальным этапом познания проблемы. Как метод познания – это действие сложное, оно может сочетаться с другими, и потому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др. Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Анкетирование (фр. – справка, исследование) – это метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полученный путем анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации Аннотация (лат. – примечание) – это краткое библиографическое описание книги или статьи, сделанное в виде краткого (в 600 печ. Знаков) изложения их особенностей: содержания, научного жанра, целевого и читательского назначения, сведений об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Аргументы (лат. – довод) – доводы, используемые для доказательства правильности какого–либо утверждения самого автора научной работы или научного положения, заимствованного студентом у других авторов. В качестве аргументов используются: статистический материал из эксперимента; факты из собственной практики; положения, ранее доказанные другими авторами, их цитирование; аксиоматические утверждения; устоявшиеся и общепринятые определения понятий. Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. Биографический метод (греч. – метод жизнеописания) – один из методов исследования в гуманитарных науках, предназначенный для изучения личности и ее жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям, аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии как личного жизнеописания и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности. Валидность метода исследования (лат. – действительный, законный) – соответствие метода поставленной цели его использования, то есть выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной целью исследования и задачами, поставленными перед конкретным этапом работы. При этом он должен быть: надежным, то есть давать одинаковую информацию при его многократном использовании; объективным, то есть независимым от личных пристрастий исследователя; ориентированным на критерии оценивания получаемого материала; согласованным с другими методами исследования этого же явления; адекватным возможностям изучаемого объекта. Верификация (лат. – делаю) – подтверждение истинности выдвинутых теоретических положений или гипотезы посредством эмпирической проверки, возможно эксперимента. Верификация является принципом логического построения исследовательской работы студента, когда из теории «вытекает» практика, а из практики – теория, принципом обязательного соответствия теоретической и практической частей работы. Включенное наблюдение – метод исследования реальных явлений действительности посредством наблюдения в ходе участия в деятельности с этим явлением как объектом познания. Это «участвующее наблюдение», когда исследователь сам организует людей на деятельность и вместе с ними ее осуществляет, одновременно наблюдая за их поведением, реакциями, отношениями. Достоинство этого метода состоит в сохранении субъектных позиций и естественных отношений между участниками. Чаще всего студент пользуется этим методом при проведении естественного эксперимента и при изучении опыта работы какого-либо специалиста. Выбор темы исследования – совершается на основе и с учетом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учетом ее актуальности, то есть востребованности наукой, практикой и лично самим исполнителем, а также с учетом времени, отводимого на подготовку работы. Как правило, список примерных тем дают кафедры. Выборка – определение эмпирических единиц для изучения предмета исследования. Различают выборку случайную, районированную и гнездовую. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал». Необходимость в продуманной выборке возникает лишь в экспериментах и опросах, где применяются количественные показатели. Выводы – это новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического или эмпирического материала как из исходных посылок. Разработка вывода – это мыслительная операция получения логическим путем нового знания, не содержащегося непосредственно в изложенной теории или описанной практике. Выводы получаются на разнообразных сопоставлениях, обобщениях, дополнениях посредством индукции, дедукции или аналогии. Они непременно должны «выводиться» из наличного и описанного материала и не выходить за его пределы. Выводами заканчивается реферат, каждая глава в курсовой и дипломной работах. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких–либо явлений. Гипотеза– исследовательская операция, составная часть научного аппарата исследования, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и определения предмета исследования. Она используется в исследовании для объяснения путей и средств разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипотезы по развитию существующей теории, по проверке существующей теории, по разработке новых идей. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Дефиниция – смысловое определение понятия, установление специфики его функционирования в тексте. Например, I «самоуправление» может нести смысл вида деятельности, формы организации деятельности, принципа и метода воспитания и управления. Все это разные дефиниции одного понятия, его разные функции, которые оно выполняет в контексте теории и практике. Используя это понятие, мы всегда имеем в виду его конкретную функцию. Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно– практический уровень исследования, представленного на соискание ученой степени. Естественный эксперимент – это эксперимент, проводящийся в естественных условиях (не в лаборатории), когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные Данные и сближает теорию и практику. На его основе разработана технология опытно–экспериментальной работы, обобщение опыта работы, ретроспективный анализ педагогического опыта и особый вид эксперимента – внедренческий. Зависимые переменные – структурный компонент опытно–экспериментальной и экспериментальной работы, принятый за показатель их эффективности. Так, при введении в учебный процесс новых методов обучения студент–исследователь видит, как меняются дети, их мышление, речь, отношения друг к другу. Он обнаруживает зависимость этих психических характеристик учащихся от новых методов. Эти качества и есть зависимые (от методов) переменные. Изменение этих качеств и является целью экспериментальной работы. Задачи исследования – это составные части цели исследования, подцели. Для определения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению цели. Задачи формулируются после разработки гипотезы и в научном аппарате следуют за ней, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь при достижении поставленной цели. Заключение – в исследовании это завершающая часть, в которой делаются выводы по итогам проведенного исследования. В Заключении показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом, сначала раскрывая общие, а затем частные идеи, доказывающие достижение цели и правомерность гипотезы. Заключение пишется в форме резюме, выводов и собственно заключения, объединяющего и то и другое. Идея – основный смысл, замысел какой-либо деятельности, высказанного или написанного текста, стимулирующий дальнейшую жизнедеятельность человека и побуждающий его к дальнейшему творчеству. Идея может быть целью, принципом, мотивом деятельности студента при выполнении исследовательской работы. Идея «закладывается» в цель исследования, в гипотезу, она формулируется в выводах и заключении исследования. Интеграция – метод взаимосвязи знаний различных наук об одном и том же предмете изучения с целью воссоздания целостного представления о нем. В гуманитарных работах возможно интегрирование знаний из разных наук о человеке, его поведении, о методах его изучения. Интеграция – это действие по созданию связей, зависимостей между суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же. Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы. Качественный анализ – метод интерпретации эмпирических данных, отдельных фактов и событий, а также статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий. Это анализ смысловой и описательный. Качественным также называют статистический анализ, оперирующий количеством участников событий, количеством конкретных фактов без перевода их в математические величины – проценты, средние показатели. С помощью его устанавливают постоянные свойства чего-либо. Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части. Количественный анализ – это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С его помощью определяются проценты присутствия или отсутствия чего бы то ни было, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков. Констатирующий эксперимент – это эксперимент с применением специальных выявляющих и мерительных методик, позволяющих определить качественное или количественное состояние изучаемого объекта и не связанный с изменением этого состояния. С его помощью определяется наличное состояние изучаемого объекта и его отдельных сторон, свойств, проявлений. Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Лабораторный эксперимент – это исследование какого-либо явления в искусственно созданных условиях, «очищенных» от нежелательных и неожиданных влияний. Для его проведения создаются специальные условия, исключающие «шумы». В педагогике такой эксперимент проводится крайне редко, преимущественно при проведении медико-педагогических исследований. Лонгитюдный эксперимент – это глубокое и продолжительное во времени изучение одного и того же явления в процессе его развития. С помощью его изучаются одни и те же лица, процессы, явления посредством длительного наблюдения и применения диагностических методов, измеряющих происходящие в них изменения. Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методология исследования – это наиболее широкое и общее знание о смыслах, направлениях и способах деятельности. К такому знанию, при выполнении реферата, курсовой и дипломной работ, относятся: мировоззренческие основы, общие законы и принципы данной науки и методы исследования. Каждая научная, в том числе и учебно-исследовательская работа выполняются в рамках определенной методологии. Наблюдение – это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта, его поведения, изменений, отношений. При этом, наблюдающий не вмешивается в естественный ход жизнедеятельности объекта, но может участвовать в ней, согласно своей роли. Различают прямое и косвенное, то есть скрытое, наблюдение, сплошное и выборочное, простое и включенное, то есть соучаствующее в событиях. Наблюдение, используемое в научных целях, должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Применяется оно в эксперименте и при изучении опыта работы. Научная новизна исследования – определение вклада исследовательской деятельности студента (аспиранта) в науку. Посредством рефлексии качества проведенного исследования, сравнительного анализа своих данных с известными в науке студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования и описывается во Введении или в Заключении исследования. Научная школа – разработка определенной научной проблемы сообществом единомышленников, имеющих единые методологические и научно–теоретические подходы к ее решению. Такие школы создаются в вузах и научно–исследовательских институтах из сторонников одной теории и разработчиков соответствующих им идей. В них входят научные лидеры, как правило, ученые, разрабатывающие теоретические идеи, руководящие экспериментами и способные к генерации идей. Участие магистранта в разработке темы своего руководителя, поддержка его исследований, их использование является крайне необходимым условием формирования таких школ и развития науки в целом. Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Научный аппарат исследования – это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таких действий относятся: определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение методологической и теоретической основ. Процесс выработки этих действий называется проектированием исследования. Научный доклад – научный документ, содержащий изложение научно–исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. Научный отчет – научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно–конструкторской работы. Назначение этого документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени. Независимые переменные – это формирующая часть эксперимента, в которой содержатся вводимые новшества. Под влиянием этих новшеств, то есть переменных, предполагается изменить зависимые переменные, составляющие цель эксперимента. Обзор литературы – краткая реферативная характеристика источников, используемых в процессе исследования. Как правило, делается во Введении при описании актуальности темы в той ее части, где речь идет о состоянии ее научного исследования. Если это делается в специальных главах и параграфах, то проводятся либо специальные исторические экскурсы, либо как более глубокий анализ с использованием его различных видов. Но это уже не обзор литературы. Обобщение – объединение сходного, но не идентичного материала на едином логическом основании и получение вывода по сходству или различию. Обобщение как мыслительная и исследовательская операция используется при разработке Выводов по главам и Заключения. Но существует и самостоятельная исследовательская деятельность – обобщение опыта работы, которая может стать и целью, и методом, и объектом исследования. Такое обобщение делается с использованием многих других методов. Объект исследования – это та часть теории или практики, в рамках которых ведется исследование. Объект определяет границы и ту целостность, внутри которой изучается предмет с той функцией, которую он выполняет именно в этом объекте как его часть. От объект Плагиат – сознательное присвоение авторства на чужое произведение, высказывание, мысль, что возникает чаще всего при списывании и отсутствии ссылок на источник. Присвоение плодов чужого труда наказуемо в уголовном порядке. Плагиат является безнравственным поступком. Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во–вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме – такова логика постановки вопроса. Практическая значимость исследования – определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы. Предмет исследования – все то, что находится в границах объект исследования в определенном аспекте рассмотрения. Применение системного подхода (системного анализа) позволяет вычленить элементы индивидуальности и определить ее состав как системы; определить способ, при помощи которого элементы связаны между собой - характер связей, то есть выявить структуру системы; ее характер (статическая, динамическая); определить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить взаимодействие системы с внешней средой; выявить функции системы. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Проблем а – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: Проектирование исследования – это предварительная разработка его научного аппарата, плана проведения и плана описания в реферате, курсовой или дипломной работе. Противоречие исследования – несоответствие развития составных частей какой–либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития. Противоречие – это нарушенная связь между явлениями, компонентами, состояниями, свойствами. Из установленного противоречия вытекает проблема исследования как проблема устранения этого несоответствия. Репрезентативность – возможность применения результатов эмпирического исследования, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это распространимость выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Репрезентативность зависит от качества выборки участников эксперимента. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование. Сравнительный анализ – это метод сопоставления, сравнивания двух и более явлений, идей, положений, результатов исследований, нахождение в них общего и различного, выбор наиболее приемлемых для дальнейшего научного изучения или практического применения. Ссылка – указание на источник высказываемого положения, цитирования на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещенные прямо в тексте, и приложения, иллюстрирующие или дополняющие текст. В первом случае это делается в прямых или квадратных скобках, с указанием номера этого текста в " Списке литературы" и страниц, во втором – в круглых скобках указывается номер таблицы, графика, рисунка или приложения. Структурный анализ – это выделение в предмете изучения или экспериментирования отдельных групп явлений или людей, сходных по каким-либо признакам. В теории, например, по методам и средствам исследования, по подходам или результатам. Анализ проводится при делении людей на группы по половому, возрастному, национальному и иному социальному или психологическому принципу. При структурном анализе проводится дифференцирование, то есть структуризация, предмета изучения. Тема исследования – наикратчайшее выражение содержания всего исследования в виде заглавия. Она должна быть лаконичной, проблемной, выражать главную мысль и быть благозвучной. Теоретические методы исследования – это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся методы деконструкции текста, апперципирования, аксиоматизации, идеализации, акцентуации, актуализации, алгоритмизации, идеализации, моделирования. К ним также относятся дескриптивный и диахронический методы и самые разнообразные виды анализа: аспектный, герменевтический, голографический, критический, комплексный, концептуальный, проблемный, системный, сравнительный, структурный, феноменологический, обзорный, обобщающий, функциональный и контент-анализ. Теоретическое исследование – это тип исследования, состоящего в разработке теоретических проблем и получении теоретического вывода. Теоретизация – это концептуальное описание познаваемого предмета с помощью научных методов и понятий. К теоретическим относятся исторические исследования и исследования методологического характера. Как правило, студенты выполняют теоретические исследования лишь частично и оформляют их в виде отдельной так называемой «теоретической главы». Формирующий эксперимент – эксперимент, в ходе которого производится целенаправленное изменение (формирование) предмета исследования с помощью введения новшеств в учебный или воспитательный процесс, в педагогическую систему. В формирующем эксперименте выделяют зависимые переменные – вводимые новшества и зависимые переменные – изменяемые под влиянием этих новшеств качеств и свойств участников эксперимента. Цель исследования – это словесно-логическое описание представления о результате исследования, что представляется и ожидается в итоге сложной исследовательской работы. Входит в научный аппарат исследования и формулируется на основе анализа актуальности темы, выявленного противоречия и поставленной проблемы. Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются в текст реферата, курсовой и дипломной работ для иллюстрации позиций, как объект анализа, как способ доказательства. Чрезмерно большое цитирование не рекомендуется. Эксперимент – метод исследования практики и получения эмпирического материала для доказательства теоретической идеи (гипотезы). Это научно организованный практический опыт с внесением в него нового компонента или изменении старого и изучении влияния этого новшества на те или другие свойства участников деятельности. Эмпирическое исследование – исследование, посвященное изучению практики, реальной жизни и конкретных людей. К таковым относятся экспериментальные исследования и изучение опыта работы. Как правило, материалы эмпирических исследований в реферате, курсовой или дипломной работах описываются в специальных главах. Этапы исследования – это последовательность действий с теоретическим и эмпирическим материалом, а также описание его в форме реферата, курсовой и дипломной работ. Типичны следующие этапы: изучение теории вопроса, формирование программы исследования и программы эксперимента как его части, проведение эксперимента и получение выводов, написание работы и разработка заключения.
Учебное издание
|