Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Железнодорожный транспорт.
Динамика развития транспорта хорошо согласуется с общими тенденциями развития экономики. События, связанные с первой промышленной революцией начались в России в 30-х годах XIX века (может быть позднее на один цикл Кондратьева по сравнению с Западной Европой). Именно тогда началось широкое применение машин в текстильном производстве, возникают первые сахарные заводы капиталистического типа. Зарождающееся капиталистическая экономика требует все больше ресурсов интегральная форма бытия которых - пространство. Преодоление пространства уже требовало новых видов транспорта соответствующих резкому ускорению развитию экономики. Паровой двигатель, изобретенный в конце XVIII века, нашел применение на пароходе, паровом автомобиле и паровозе. Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта. Водный и автотранспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше вcero грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения. Впрочем, за последние десятилетия грузооборот вырос значительно с 3% в 1998 г. до 9% в 2010 г. По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта обусловлены не высоким уровнем экономического развития страны, а одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов. Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта - 5890 млрд. тонно-км. Основная часть работ пришлась на транспорт железнодорожный. Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям с помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным. Хотя по общему объему грузооборота он и уступает трубопроводному; но зато — универсален, ибо с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров. К основным преимуществам этого транспорта относятся большая провозная способность железных дорог и сравнительно низкие удельные затраты на тонно- и пассажирокилометр при крупных масштабах перевозок, относительно высокие скорости транспортировки, а также возможность его использования практически в любых погодных условиях. Первая железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение. За три года до этого начала функционировать заводская железная дорога в Нижнем Тагиле. Россия опоздала в организации железнодорожного сообщения в сравнении с тогдашними развитыми странами на 10—12 лет. Полномасштабное начало формирования отечественной железнодорожной сети относится к 1851 г., когда была сдана в эксплуатацию двухколейная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва. В дальнейшем развернулось строительство магистралей по радиальным направлениям из Москвы (на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов), а также из зерновых районов к морским экспортным портам Балтийского и Черного морей. Железнодорожное строительство в России приобрело особенно большие масштабы в конце XIX и начале XX столетия. В предреволюционный период сложился основной «костяк» современной железнодорожной сети страны. К этому времени на всем своем протяжении функционировали Транссибирская магистраль (Москва — Владивосток) и железные дороги, соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией. Магистраль Санкт-Петербург — Варшава — Берлин связала столицу России с железнодорожной сетью Западной Европы, а магистрали на Одессу и Мурманск дали Санкт-Петербургу выход к Черному и Баренцеву морям. В советский период основной акцент был сделан не на строительство новых железных дорог, а на реконструкцию и увеличение пропускной способности наиболее загруженных существующих магистралей. Как оказалось в дальнейшем, такой подход был вполне оправданным. Концентрация основных грузо- и пассажиропотоков на относительно немногих магистралях позволила провести и соответствующую концентрацию капитальных вложений в их реконструкцию, и техническое перевооружение и, соответственно, существенно снизить удельные затраты на перевозку грузов и пассажиров. К концу 80-х гг. ХХ века железнодорожные магистрали Советского Союза были самыми грузонапряженными во всем мире. На них приходилось около половины мирового грузооборота железнодорожного транспорта. Причем наиболее интенсивным движением поездов отличались дороги России. На ее территории находится самая загруженная магистраль мира — Транссиб, а максимальный грузопоток на ней приурочен к участку Новосибирск — Омск, где в обоих направлениях в предкризисном 1990 г. перевозилось более 130 млн. т грузов. Высокая интенсивность движения по железным дорогам России позволила проводить такие дорогостоящие и капиталоемкие виды реконструкции, как перевод железнодорожного транспорта на электротягу. Сегодня около 1/4 железных дорог России электрифицировано, и по их общей протяженности (45 тыс. км) наша страна занимает первое место в мире. А как известно, перевод железнодорожного транспорта на электротягу при интенсивном движении дает в результате значительное снижение удельных затрат на перевозку грузов и пассажиров. Практически весь советский период железнодорожного строительства в России, капиталовложения в реконструкцию железнодорожных магистралей и повышение их провозной способности существенно превышали ассигнования на новое строительство. Новые железные дороги сооружались главным образом во вновь осваиваемых районах Сибири, Дальнего Востока и Европейского Севера. Для разгрузки Транссиба были построены его «дублеры» — Южносибирская магистраль (Абакан — Новокузнецк — Барнаул — Павлодар — Целиноград — Магнитогорск) и Среднесибирская (Камень-на-Оби — Кокчетав — Кустанай — Челябинск). Значительная часть этих дорог приходится на Казахстан, так что сегодня они имеют межгосударственное значение и, наряду с внутрироссийскими связями, играют большую роль в международном территориальном разделении труда между Россией и Казахстаном. Были построены железные дороги для освоения топливно-энергетических ресурсов европейского (Воркута — Коноша) и западносибирского Севера (Тюмень — Сургут — Уренгой). Наиболее значительной новой дорогой на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока является северный «дублер» Транссиба — Байкало-Амурская магистраль (Тайшет — Усть-Кут — Северобайкальск — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань). Построен Малый БАМ — трасса БАМ — Тында — Беркакит, давшая выход Южно-Якутскому ТПК на Транссиб. В перспективе намечалось продлить Малый БАМ на Якутск и далее через Сусуман на Магадан, обеспечивая третий железнодорожный выход России к Тихому океану. Существуют проекты соединения «островной» железной дороги Дудинка — Норильск — Талнах с основной сетью железных дорог России путем продления магистрали Тюмень — Сургут — Уренгой до Дудинки с мостовым переходом через Енисей. Однако осуществление всех этих проектов требует крупных капиталовложений и в ближайшие годы нереально. По общей протяженности магистральных дорог Россия занимает второе место в мире после США. Однако по густоте сети — одно из последних. Особенно редка сеть железных дорог в Сибири, на Дальнем Востоке и Европейском Севере. Хотя и сегодня по общему грузообороту железнодорожного транспорта Россия удерживает лидерство, однако и железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере физически изношены и требуют незамедлительного обновления. Такое состояние железнодорожного транспорта и железных дорог — результат систематического за последние два десятилетия сокращения капитальных вложений в отрасль, а также практического прекращения поставок подвижного состава и разного оборудования из бывших союзных республик и стран народной демократии. Вместе с тем России с ее огромными пространствами и крупными объемами перевозок массовых грузов на большие расстояния остро необходим хорошо развитый железнодорожный транспорт (скоростные трассы с большой пропускной способностью и современный подвижной состав). Закончено строительство первой в России сверхскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Конструкционная скорость движения поездов предусматривается в пределах 350 км/ч, а коммерческая — 250— 300 км/ч. Поездка из Москвы в Санкт-Петербург занимает около 2, 5 -3 ч. Ныне дорога продлена до Нижнего Новгорода. Создана сверхскоростная магистраль Санкт-Петербург - Хельсинки. Вперевозке грузов по железным дорогам России всегда преобладали такие массовые грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и значительной степени зерно, уголь, а позже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов и металлы, минерально-строительные материалы. Гораздо меньшую долю составляла продукция обрабатывающей промышленности. И сегодня эта картина мало изменилась. В географии грузоперевозок преобладают грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть России, на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Велик также грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России. В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва — Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы. Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.
|