Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морские порты
В общем смысле понятие морской порт следует рассматривать как комплекс инженерных и гидротехнических устройств и сооружений, расположенный на специально отведенных территории и акватории и предназначенный для осуществления операций с грузами, обслуживания пассажиров, транспортных средств флота и других видов транспорта. К морским портам, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, относятся виды портов, указанные в таблице.
Морские порты РФ управляются портовыми властями в части обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров, за правильностью использования мощностей, ремонт, развитие и строительство портовых сооружений. Под портовыми властями понимаются администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия. Деятельность морских портов необходимо осуществлять в соответствии с Законом о морских портах РФ, которого в настоящий момент не существует. Сегодня некоторые нормы и правила сформулированы лишь в Законе о внутренних морских водах. В частности, согласно ст. 5 этого Закона, правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов является единым для всех портов РФ, независимо от форм собственности и/или ведомственной принадлежности. Морские порты РФ делятся на две большие группы: объявленные для захода иностранных судов и, соответственно, не объявленные. Решение об объявлении открытия порта для захода иностранных судов принимается правительством РФ. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в Извещениях мореплавателям. Право на заход иностранных судов в открытый для посещения ими порт не предполагает, что такой заход может быть осуществлен без какой-либо конкретной цели, за исключением вынужденного захода. Вынужденным заходом считается заход, осуществленный в силу чрезвычайных обстоятельств. Правом вынужденного захода в морские порты пользуются все иностранные суда без какой-либо дискриминации. Так, международное право признает право судна, терпящего бедствие, на заход в любой порт, вне зависимости от его открытости в части захода иностранных судов. Порты классифицируются по следующим признакам: - географическое положение; - конструкция причальной стенки; - период навигации; - отношение к уровню воды; - специализация. По географическому положению порты подразделяются на следующие виды: - устьевые; - речные; - береговые; - островные. Практически все крупные порты мира (Лондон, Роттердам, Гамбург) находятся в устьях рек. Порты размещаются в удалении от моря, во избежание необходимости строительства защитных устройств: волноломов, волнорезов, дамб и пр. искусственных сооружений, защищающих порты от воздействий стихии. Порты, расположенные непосредственно на побережье, ограждаются от воздействия моря соответствующими сооружениями, длина которых исчисляется многими километрами. Островные порты, как правило, служат для организации снабжения острова, перегрузки грузов с одного типа судов на другой, так как не связаны с сушей. По конструкции причальной стенки различаются порты с пирсовыми причалами (характерно для береговых портов) и причалами фронтального типа (характерно для портов, расположенных в устьях рек). Нефтеналивные порты оборудуются причалами с минимальной надводной конструкцией, выполненными в виде свайных опор с перекинутыми над ними мостками. По периоду навигации порты делятся на порты круглогодичного использования и порты некруглогодичного использования. Например, для обеспечения судоходства в осеннее-зимний период морской торговый порт Санкт-Петербург (Администрация порта) привлекает ледоколы для обеспечения проводки судов. По отношению к уровню воды порты можно подразделить на открытые и закрытые, расположенные в бассейнах, отделенных от моря шлюзами. В отечественных морях амплитуда приливо-отливных явлений характеризуется следующими величинами: у Мурманского побережья -4, 5 м, у горла Белого моря - 5, 5 м, в Мезенском заливе - 6 - 8м, в Пенжинской губе Охотского моря - 11 м. Во внутренних морях приливо-отливные явления выражены весьма слабо: в Балтийском, Черном и Каспийском морях приливная амплитуда измеряется всего несколькими сантиметрами. По специализации порты можно разделить на следующие виды: торговые; пассажирские; рыбные: специальные; военные порты (гавани). Все порты оборудуются подъездными путями, как автомобильными, так и железнодорожными, в соответствии с расчетной пропускной способностью.
|