Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морские порты






В общем смысле понятие морской порт следует рассматривать как комплекс инженерных и гидротехнических устройств и сооружений, расположенный на специально отведенных территории и акватории и предназначенный для осуществления операций с грузами, обслуживания пассажиров, транспортных средств флота и других видов транспорта.

К морским портам, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, относятся виды портов, указанные в таблице.

Виды портов Определения
Морской торговый порт Комплекс сооружений, расположенных на специ­ально отведенных территории и акватории и пред­назначенных для обслуживания судов, используе­мых в целях торгового мореплавания, для обслужи­вания пассажиров, осуществления операции с гру­зами и других услуг, обычно оказываемых в мор­ском торговом порту
Морской рыбный порт Комплекс сооружений, расположенных на специ­ально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности комплексного обслуживания судов рыбного флота.
Морской специализированный порт Комплекс сооружений, расположенных на специ­ально отведенных территории и акватории и пред­назначенных для обслуживания судов, осуществ­ляющих перевозки определенных пилой груза (лес, нефть и иные грузы). К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.

 

Морские порты РФ управляются портовыми властями в части обеспе­чения безопасности мореплавания, порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров, за правильно­стью использования мощностей, ремонт, развитие и строительство порто­вых сооружений. Под портовыми властями понимаются администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия.

Деятельность морских портов необходимо осуществлять в соответ­ствии с Законом о морских портах РФ, которого в настоящий момент не существует. Сегодня некоторые нормы и правила сформулированы лишь в Законе о внутренних морских водах. В частности, согласно ст. 5 этого Закона, правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов является единым для всех портов РФ, независимо от форм собственности и/или ведомственной принад­лежности.

Морские порты РФ делятся на две большие группы: объявленные для захода иностранных судов и, соответственно, не объявленные. Ре­шение об объявлении открытия порта для захода иностранных судов принимается правительством РФ. Перечень портов, открытых для захо­да иностранных судов, публикуется в Извещениях мореплавателям.

Право на заход иностранных судов в открытый для посещения ими порт не предполагает, что такой заход может быть осуществлен без ка­кой-либо конкретной цели, за исключением вынужденного захода.

Вынужденным заходом считается заход, осуществленный в силу чрезвычайных обстоятельств. Правом вынужденного захода в морские порты пользуются все иностранные суда без какой-либо дискримина­ции. Так, международное право признает право судна, терпящего бедст­вие, на заход в любой порт, вне зависимости от его открытости в части захода иностранных судов.

Порты классифицируются по следующим признакам:

- географическое положение;

- конструкция причальной стенки;

- период навигации;

- отношение к уровню воды;

- специализация.

По географическому положению порты подразделяются на следующие виды:

- устьевые;

- речные;

- береговые;

- островные.

Практически все крупные порты мира (Лондон, Роттердам, Гамбург) находятся в устьях рек. Порты размещаются в удалении от моря, во из­бежание необходимости строительства защитных устройств: волноло­мов, волнорезов, дамб и пр. искусственных сооружений, защищающих порты от воздействий стихии.

Порты, расположенные непосредственно на побережье, ограждают­ся от воздействия моря соответствующими сооружениями, длина кото­рых исчисляется многими километрами.

Островные порты, как правило, служат для организации снабжения острова, перегрузки грузов с одного типа судов на другой, так как не связаны с сушей.

По конструкции причальной стенки различаются порты с пирсовыми причалами (характерно для береговых портов) и причалами фрон­тального типа (характерно для портов, расположенных в устьях рек).

Нефтеналивные порты оборудуются причалами с минимальной надводной конструкцией, выполненными в виде свайных опор с перекину­тыми над ними мостками.

По периоду навигации порты делятся на порты круглогодичного ис­пользования и порты некруглогодичного использования. Например, для обеспечения судоходства в осеннее-зимний период морской торговый порт Санкт-Петербург (Администрация порта) привлекает ледоколы для обеспечения проводки судов.

По отношению к уровню воды порты можно подразделить на открытые и закрытые, расположенные в бассейнах, отделенных от моря шлюзами.

В отечественных морях амплитуда приливо-отливных явлений ха­рактеризуется следующими величинами: у Мурманского побережья -4, 5 м, у горла Белого моря - 5, 5 м, в Мезенском заливе - 6 - 8м, в Пенжинской губе Охотского моря - 11 м. Во внутренних морях приливо-отливные явления выражены весьма слабо: в Балтийском, Черном и Каспийском морях приливная амплитуда измеряется всего несколькими сантиметрами.

По специализации порты можно разделить на следующие виды: торговые; пассажирские; рыбные: специальные; военные порты (гавани).

Все порты оборудуются подъездными путями, как автомобильными, так и железнодорожными, в соответствии с расчетной пропускной спо­собностью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал