Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Индивидуальное поведение в организации
Тема 2.1. Личность и организация Лекция (2 часа) Личность как центр организационного поведения. Особенности личности, определяющие ее поведение: природные свойства («большая пятерка» характеристик), возрастные психологические особенности; психические процессы, свойства и состояния. Факторы, влияющие на поведение личности в организации. Модели организационного поведения. Семинарское занятие №1 (2 часа) Типы и характерные качества личности. Социальные роли личности. Структура сознания личности. Модель самоопределения личности. Типология поведения личности. Деформация поведения личности. Значение восприятия в организации поведения индивида. Теории Х и Y Д. МакГрегора. Эволюция моделей управления организационным поведением: авторитарная, опеки, поддерживающая, коллегиальная. Семинарское занятие №2 (2 часа) Понимание внутреннего мира человека как основа для понимания мотивации индивидуального поведения. Личностная и социальная идентичность. Представление о себе (Я-концепция). Я-концепция личности и психологические механизмы защиты. Самостоятельная работа (6 часов) Сущность теории интеракционизма (ролевой теории) Дж.Мида. Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Ролевые конфликты. Последствия и методы преодоления ролевых конфликтов. Управление поведением личности для приведения в соответствие ролевых поведения и ожиданий. Регламентация социальных ролей личности в организации. Особенности управления поведением личности на разных уровнях иерархии управления. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, доклад, реферат)
Тема 2.2. Коммуникативные процессы в организации Лекция (2 часа) Основы коммуникаций. Двухсторонний коммуникативный процесс. Коммуникативное поведение. Нисходящие и восходящие коммуникации. Коммуникативные потребности. Другие формы коммуникаций. Управленческие информационные системы. Семинарское занятие (2 часа) Роль и значение прямого общения. Виды и формы общения. Направленность общения. Обучение общению. Основные барьеры, снижающие эффективность коммуникации и способы борьбы с ними. Невербальные коммуникации. «Виноградная лоза». Самостоятельная работа (4 часа) Слухи. Межличностные связи. Особенности делового общения. Техника ведения деловых переговоров. Формы делового общения. Регламент работы и условия общения в группах. Деловое общение с руководством. Телекоммуникации, интернет, электронная почта, интеллектуальные автоответчики. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, доклад, реферат)
Тема 2.3. Мотивация и результативность организации Лекция №1 (2 часа) Мотивация личности – основа формирования организационного поведения. Взаимосвязь понятий: потребности, мотивы, стимулы. Классификация потребностей и мотивов. Модель мотивации. Мотивационные побуждения. Лекция №2 (2 часа) Основные подходы в содержательных теориях мотивации (А. Маслоу, Р. Альдерфера, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга). Процессуальные теории мотивации. Теория трудовой мотивации Д. Аткинса. Теория ожидания В. Врума. Теория справедливости С. Адамса. Модель Портера – Лоулера. Их особенности и отличия от содержательных теорий. Семинарское занятие №1 (2 часа) Мотивационный механизм формирования организационного поведения личности. Особенности мотивации в организациях различных сегментов бизнеса. Влияние структуры организации на систему мотивации. Условия использования содержательных теорий. Теория справедливости С. Адамса. Модель Портера – Лоулера. Их особенности и отличия от содержательных теорий. Условия использования процессуальных теорий мотивации. Семинарское занятие №2 (2 часа) Прикладное значение теорий мотивации. Экономическое стимулирование работника. Обыденное понимание как способ интерпретации повседневных явлений в организации. Зависимость между удовлетворением и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Ограниченность групповых стимулирующих систем. Самостоятельная работа (6 часов) Деньги как средство вознаграждения работника. Деньги в контексте мотивационных теорий. Оценка результатов труда и вознаграждение. Основные принципы организации и проведения аттестации персонала. Самоаттестация. Материально-денежное стимулирование. Основные элементы целостной системы материального вознаграждения. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. Особенности экономического стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемного работника. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, доклад, реферат)
Тема 2.4. Лидерство и власть в организации Лекция №1 (2 часа) Сущность лидерства. Подходы к лидерству. Формальное и неформальное лидерство, авторитет. Особенности формального лидерства в организациях разного типа. Разновидности неформального лидерства. Теории характерных особенностей лидерства. Поведенческие и ситуационные подходы к стилям руководства. Теории личностного поведения. Лекция №2 (2 часа) Взаимосвязь понятий власть и влияние. Виды власти. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение. Сущность стиля руководства. Поведенческие подходы к стилям руководства. Ситуационные подходы к руководству. Семинарское занятие №1 (2 часа) Формальное лидерство и его природа. Власть и полномочия как условия формального лидерства. Особенности формального лидерства в организациях разного типа. Условия неформального лидерства. Разновидности неформального лидерства. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров. Возможные конфликты между формальными и неформальными лидерами. Формы и методы их преодоления. Семинарское занятие №2 (2 часа) Власть как ресурс руководителя. Власть и полномочия. Баланс власти. Факторы, определяющие выбор стиля работы руководителя. Классификация стиля руководства, предложенная К. Левиным. «Управленческая решетка» Блейка и Моути. Классификация стиля управления в рамках ситуационного лидерства (Фидлер, Херси, Бланшар). Условия выбора эффективного стиля руководства организацией. Самостоятельная работа (6 часов) Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации. Особенности лидерства и его формы в организациях разного типа. Применение власти для изменения установок. Стиль управления и его влияние на поведение личности. Делегирование полномочий. Необходимые условия участия работников в управлении. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, доклад, реферат)
Тема 2.5. Персональное развитие в организации Лекция (2 часа) Социализация как процесс адаптации личности к внешним условиям. Стадии и институты социализации. Карьера в организации. Стадии карьеры, планирование карьеры. Основные этапы карьеры. Современный взгляд на конфликты в организации. Понятие конфликта. Функции и виды конфликтов (функциональные и нефункциональные конфликты). Типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые конфликты). Семинарское занятие №1(2 часа) Социализация как связующее звено между эффективностью карьеры и деятельностью организации. Результаты социализации. Выбор карьеры. Карьерные отношения. Адаптируемость карьеры. Семинарское занятие №2 (2 часа) Конфликт как процесс. Причины внутригрупповых конфликтов. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации. Методы разрешения конфликта (разъяснение требований к работе, координации и интеграции, комплексных целей, системы вознаграждений). Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Самостоятельная работа (4 часа) Роль менеджера по персоналу в становлении карьеры и профессиональном росте сотрудников. Организационная структура управления и её влияние на карьерные отношения. Удовлетворенность трудом. Руководство межгрупповыми конфликтами как средство их разрешения. Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. (Формы контроля: вопросы для самоконтроля, практикум, доклад, реферат)
|