Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповая динамика⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Ситуация 1 Вы — заместитель начальника отдела, все сотрудники которого — женщины. В силу своего характера или по каким-то другим причинам вы не нравитесь никому в этом отделе. Руководитель предлагает вам занять отдельный кабинет, но это будет затруднять вашу работу, так как вам необходима информация, поступающая от остальных сотрудников отдела. Как вы поступите? Ситуация 2 Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее: • посетителей устраивает ассортимент; • посетители довольны качеством приготовленной пищи; • им нравится качество обслуживания и вежливость персонала; • тем не менее, посетители не хотели бы прийти в это кафе еще раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, и у посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию. Какие действия должен предпринять директор заведения для сплочения коллектива, становления благоприятной психологической атмосферы? Ситуация 3 Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, в последнее время находится «не в форме», делая множество ошибок. Некоторое время вы исправляете ошибки сами. Наконец, вашему терпению наступает предел. Вы говорите: … Ситуация 4 На сборочном конвейере освободившееся место заняла молодая работница. Она прилагает много сил, чтобы успеть за ритмом работы ее новых подруг, но пока не может трудиться так, как остальные члены бригады, задерживая передачу деталей. Работницы стали нервничать, в бригаде начались ссоры. Что должен предпринять мастер? Ситуация 5 Работа с группой 1. Может ли одна и та же группа в одно и то же время относиться к разным типам групп? Аргументируйте свой ответ. 2. Могут ли формировать группу два человека, которые не поддерживают между собой личных контактов, но обмениваются письмами, меморандумами и т.п.? 3. К каким группам вы принадлежите? Что это за группы, к каким типам они принадлежат? Почему вы входите в эти группы? Можете ли вы выйти из них? 4. Можете ли вы назвать шесть групп, в которых вам довелось участвовать и которые прошли в своем развитии определенные этапы? Можете ли вы назвать группу, которая не прошла эти этапы? 5. Всегда ли плохи амбициозность, конфликтность и повышенная эмоциональность? Почему? 6. Определите наиболее явные характеристики группы, членом которой вы являетесь. 7. Предположим, вас назначили руководителем рабочей группы, отличающейся слабой сплоченностью. Что вы станете делать в этой ситуации? 8. По каким признакам вы можете распознать неформального лидера рабочей группы? Сколько таких признаков?
Семинарское занятие 17 Руководство, власть и лидерство в организации «Основы власти в организации» Цель. Исследовать основы власти (то, на чем базируется возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение других людей, существует несколько основ власти: владение ресурсами, принуждение, добровольное подчинение и др.) в организации на примере различных должностей. Задание. 1. Проанализируйте приведенные в табл. 6 должности с точки зрения объема власти, которую они могут иметь в своих организациях, и проранжируйте их по этому принципу. 2. Обоснуйте свою точку зрения (письменно). Таблица 6. Основы власти в организации
Семинарское занятие 18 Организационная культура. «Культурный шок и культурная адаптация» Цель. Выявить факторы, препятствующие культурной адаптации. Задание. Втабл. 7 приведено несколько типичных причин возникновения культурного шока у работников международной компании, направленных на новое место в другую культурную среду. Дополните этот перечень, перечислив еще 10-15 причин, и предложите способы возможного преодоления культурного шока. Таблица 7. Причины и способы преодоления культурного шока
Семинарское занятие 19. Коммуникации в организации. «Коммуникационные барьеры» Цель. Овладеть навыками анализа коммуникационных барьеров. Задание. Проанализируйте приведенные в табл. 8 помехи при общении. Определите, проявлением какого барьера является каждая из них, и заполните таблицу. Таблица 8. Помехи и барьеры
Семинарское занятие 20 Конфликты в организации. «Логика» Цель. Выявить положительные последствия конфликтов в организации. Задание. 1. Определите причину создавшейся ситуации. 2. Выявите, насколько рационально действовали руководители организации в этой ситуации и предложите свой вариант выхода из нее. Ситуация. В отделе по разработке компьютерных программ крупной компании «Логика» работает 30 сотрудников. Коллектив сложился достаточно сплоченный и дружный. Начальник отдела Иванчук В. Л. проявил себя умелым руководителем и пользуется заслуженным уважением у большинства сотрудников. В начале года правление компании принимает решение о переводе Иванчука В. Л. на другую, более высокую должность в «Логике». В коллективе отдела есть неформальный лидер — Петрович И. И., которого многие сотрудники, включая бывшего руководителя отдела, прочат на должность нового начальника. Кроме того, в отделе есть еще несколько высококвалифицированных специалистов, чей опыт и профессионализм позволяют им претендовать на руководящее место. Однако правление компании принимает совершенно неожиданное для коллектива отдела решение: новым руководителем назначается человек «со стороны», который никогда раньше не работал в компании. Вначале сотрудники отдела были крайне удивлены, поскольку никто не ожидал такого поворота событий, и на этой должности уже видели одного «из своих». Постепенно удивление сменяется на возмущение, причем особенно сильно возмущаются те, кто предположительно мог занять это место. Новый начальник Синицын И. Е. — специалист высокого класса, но в связи с тем, что в данной организации он ранее не работал, некоторыми тонкостями в специфике работы отдела просто не владеет. С его появлением в коллективе назревает конфликт. Многие сотрудники недовольны его назначением, некоторые совсем не хотят видеть «варяга» своим руководителем. На одном из совещаний в отделе между Синицыным И. Е. и Петровичем И. И. возник спор о качестве выполняемой работы. Петрович И. И. настаивал на том, чтобы прислушались к его мнению, поскольку он давно работает в отделе и считает себя вполне компетентным в данном вопросе. На это Синицын И. Е. ответил в том смысле, что вопрос, затрагивающий многих сотрудников, не может решаться одним человеком, даже если он очень опытный специалист. После такого совещания Петрович И. И. счел себя оскорбленным и обратился к руководству компании с просьбой о переводе его в другой отдел. Вслед за ним еще 7 человек пишут подобные заявления руководству. В коллективе разгорается открытый конфликт. Дальнейшая нормальная работа отдела становится невозможной.
|