Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как высшая ценность






 

В философии Э.Канта и Н. Бердяева осмысление предназначения человека является нравственным ядром, основанным на стремлении к духовной свободе вне всякого принуждения. Э. Кант отмечал, что главный смысл философских исканий заключается в помощи человеку «научиться тому, каким надо быть», заняв подобающее место в мире, где личность является высшей ценностью и абсолютной цель. Она возвышает человека, мыслящего рассудком и подчиняющего чувственно воспринимаемый мир, над самим собой. Быть человеком — значит быть личностью в условиях правового государства как деятельным субъектом свободы. В философии Э. Канта человек имеет двойственную природу: он одновременно принадлежит миру «природы» (мир чувственных явлений) и миру «свободы» (мир «вещей в себе»).

У другого великого философа и мыслителя Н. Бердяева, личность рассматривается как высшая ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, представляющая собой религиозно-духовную категорию. Человек у Бердяева рассматривается как творец самого себя и мира. Это природное и сверхприродное существо, принадлежащее соответственно к двум мирам. Он способен преодолевать себя в противоречиях и парадоксах, совмещая полярно несовместимые противоположности. Если у Э. Канта человек должен осуществить своеобразный скачок из царства необходимости в царство свободы посредством развития собственного разума с непреложными принципами долга и ответственности перед человечеством в целях совершенствования человеческого рода, начиная с самого себя, то у Н. Бердяева этот процесс предполагает создание нового, прежде неведомого мира, где от человека требуется высочайшее напряжение сил для поиска высшего смысла, жесточайшая аскеза во имя творчества и постижения Предельной Истины. Высшее предназначение человека рассматривается как активное познание Смысла Вселенной и разумное творческое преобразование Космоса. В этом Н. Бердяев видел конец истории в переходе к космическому мироощущению, которому чуждо стремление к мещанскому благополучию и гедонизму, но присуща аристократическая самодисциплина, аскеза, высочайшее напряжение физических и духовных сил, риск на грани выживания.

Предназначение человека непосредственно связано с формированием духовного мира личности, что во многих фундаментальных философских трудах отражено в понятии духовного производства, введенного К.Марксом, которое в современную эпоху также находится в центре философских исканий судеб человечества. Оно отражает как общую внешнюю зависимость развития иррациональной духовной сферы от рациональной материальной, так и внутреннюю диалектику культурного творчества и созидания при господствующих материальных социальных отношениях. Конечный смысл всякого духовного производства заключается в личностном самосовершенствовании и развитии духовного мира человека. В широком смысле оно представляет собой как производство знаний, нравственных ценностей, так и воспроизводство духовного мира личности через систему воспитания, обучения, образования во взаимосодействии иррациональных и рациональных факторов, приводит к исчезновению различий между умственным и физическим трудом, что соответствует коммунистической формации как высшей стадии общественного развития (по К.Марксу).

Предназначение человека как высшая цель развития и идеальная форма, включающая эталон личности, содержится в философской концепции А.Ф. Лосева в парадигме категории мифа, понимаемого как символ жизни, действительность, несущая в себе собственную историческую истинность и смысловую структуру, на заднем фоне которой находится религия. Здесь диалектическая формула мифа выглядит как «в словах данная чудесная личная история», где окончательным смысловым ядром является «развернутое магическое имя», наиболее значимо фигурирующее в христианских молитвах. Это не сказочность или фантастичность убеждений, а способ открытия человеку действительности, в зависимости от его внутреннего психического состояния и внешних социо-исторических условий. Миф, как живое субъект-объектное взаимообщение, заключает в себе собственную истинность и смысловую суть, формирующуюся в личности, где «чудесным» образом встречаются два плана: 1)личность сама по себе как идея, принцип, смысл всего становления, неизменное правило развития и 2) история этой личности как реальное протекание ее развития. В диалектическом синтезе этих двух планов состоит сущность воплощения идеи высшего предназначения, для реализации которой необходимо, чтобы специально определялось реальное культурно-историческое психологическое состояние личности в сравнении с ее идеальной моделью. Это соотношение реального и идеального в обыденной жизни фокусируется в осмыслении и осознании человеком своего «развернутого магического имени», рассматриваемого нами как включающего содержание «личностных деформаций» на всех уровнях бытия, что определяется как основной предмет психологической практики самоопределения и развития.

Мы полагаем, что высшее предназначение постигается в раскрытии тайны развития личности, которая в психологической культурно-исторической теории рассматривается в контексте понятия символизма как опосредованности психики и сознания, превращения реальной формы в идеальную и наоборот, взаимоотношения субъекта с «другим» на «поверхностном», «глубинном» и «вершинном» уровнях (по Л.С.Выготскому). Л.С.Выготский, как и К.Г. Юнг, указывал, что при рождении ребенка и возникновении начальной формы уже имеет место образ взрослости как идеальная форма, которая задает целостность детства и человека в целом. Это достигается с помощью соответственной практики умственной и рефлексивной психологической работы, вступления во взаимоотношение с более высоким Другим в силовом потоке двойной духопроводности как введения идеальной формы, так и очеловечивания. Такую ситуацию В. С. Соловьев рассматривал в контексте принципа всеединства в коммуникативном плане медиации через знак, слово, смысл, символ, миф и в ценностно-смысловом плане христианства через любовь к ближнему, вечную жизнь, свободу.

В современной науке заслуживает внимания постановка этой проблемы на основании фундаментальных постулатов развития человека, представленных в христианстве, в контексте «философии ненасильственного развития» как продукта пост неклассической науки. Она построена на основе строгого научного понимания фундаментальной христианской аксиомы о триединстве, где наряду с иррациональным и материальным миром постулируется существование индивидуального иррационального объекта, проявляющегося лишь во взаимодействии с «другим» (групповым детерминированным миром). Это имеет непосредственное отношение к высшему предназначению человека, заключающемуся в необратимом увеличении массива активного разума и его нетленности как главном условии реального развития. Осознание личностью своего предназначения высвобождает огромный энергетический потенциал Разума, достаточный для решения задачи преобразования и дальнейшего прогресса Человечества. Тогда, исходя из научно обоснованной христианской аксиоматики триединства высшее предназначение человека мы связываем с «Духом» и обозначаем как «духовный продукт», определяющий формирование Идеальной Личности.

Таким образом, представленная общефилософская аналитическая картина в своем концетрированном обобщении позволяет полагать, что высшее предназначение человека, как индивидуальный объект научного познания, включает: Идеальную личность как высшую форму ее развития; методологию формирования такой личности как переход от начальной к идеальной форме; практику, направленную на самоопределение личности в достижении своего высшего предназначения посредством психологической работы с личностными деформациями, обусловленными отклонениями реальной формы от идеальной, что сопровождается возникновением критических ситуаций и предельно высоким психическим напряжением.

На основе проведенного анализа выделяются две глобальные теоретические и практические парадигмы развития человека и общества, из которых вытекают соответствующие методологические концепты самоопределения личности и построения жизненного пути. Первый — обусловленный рациональной материальной составляющей, направлен лишь «на себя», собственные физиологические, гедонические потребности комфортного существования и самосохранения, предусматривающий уклонение от критических профессиональных и жизненных ситуаций и отработки личностных деформаций. Он ориентирован на деятельностную психологическую теоретико-методологическую базу и материальное производство, неизбежным детерминированным результатом которого является самоуничтожение. Второй — обусловленный иррациональной нематериальной составляющей, направлен на овладение смыслом жизни, творение духовного продукта путем развития и работы души, достижение высшего предназначения человека благодаря преодолению критических профессиональных и жизненных ситуаций посредством психологической работы с личностными деформациями. Он ориентирован на поступковую психологическую теоретико-методологическую базу и духовное производство, дальнейшее развитие благодаря наполнению разума. Если для первого направления существует обширная научно-теоретическая, методологическая и практическая основа, то второе направление гораздо меньше разработано, научно обосновано и практически апробировано.

В итоге можно констатировать, что в современных жизненных реалиях начала третьего тысячелетия проблема человеческой личности, ориентированной на достижение своего высшего предназначения, предельно обострилась и остается не только нерешенной, но даже корректно не поставленной на современном научном уровне. Очевидно, подобные попытки всякий раз наталкивались на недостаточное стремление человека преодолевать психологическую деструктивность и активизировать созидательные творческие возможности своей личности в угоду самоудовлетворению и физическому самосохранению. Но нельзя забывать одну из ключевых мыслей философии Н. Бердяева, что устройство сытого, самодовольного социального мира в принципе невозможно из-за заложенного в человеке потенциала иррациональной энергии Космоса. Если эта энергия не направлена на постоянное творческое познание и преобразование бесконечной Вселенной, то она оборачивается различными формами деструктивной деформации личности, неизбежно приводящей к саморазрушению.

В сложившейся ситуации современная психолого-педагогическая наука и практика все больше ориентируются на жизненные общечеловеческие ценности, которые актуализируются во взаимоотношениях внешне обусловленной общественной «коллективной идеологической практики», как атрибута тоталитарного общества уходящей эпохи, и внутренне обусловленной общественной «индивидуальной психологической практики», как атрибута появляющегося нового адекватного общества «высшего предназначения», где личность получает полную свободу (по К. Попперу), а основной акцент делается на самоопределении и самореализации в процессе жизнетворчества в единстве с Разумным Миром. Психика человека, живущего в современном глобализирующемся мире, приобретает все более трансцендентный иррациональный характер. На первый план выступает необходимость развития личности путем поиска смысла и осуществления дела жизни как субъекта ее высшего предназначения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал