![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические процедуры самонаблюдения.
1. Исследование с применением самонаблюдения необходимо организовать по типу эксперимента: иметь четкую цель, программу, специально подобранных испытуемых, неоднократное проведение опытов, стандартизацию условий, моделировать ситуации, обуславливающие необходимые для исследования процессы. 2. Проводить предварительную подготовку испытуемого к применению самонаблюдение: Двойная установка: · создать установку на самонаблюдение («апперцептивная установка»); · создать установку на сообщение. 3. Повторение и проведение самонаблюдение с несколькими испытуемыми. 4. Желательна тренировка! В Вюрцбуржской школе самонаблюдателями были только ученые, и их профессионализм определялся количеством практики самонаблюдения. 5. Специальный отбор испытуемых на способность к самонаблюдению (высокий интеллект, слабая НС, интровертированность и т.д.). 6. Максимально полная регистрация (видеозапись, психофизиологический контроль). Объективные методы исследования. Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет принятый в научной психологии принцип единства сознания и деятельности. Объективными методами в психологии осуществляется изучение психики путем исследования объективных условий возникновения психических явлений и объективных их проявлений. Таким образом, объективный принцип исследования - это не метод непосредственного усмотрения каким-то внутренним зрением психических явлений, а путь их опосредствованного познания (т. е. исследования посредством анализа их объективных проявлений в деятельности). Изучая деятельность человека, протекающую в точно учитываемых условиях, мы получаем возможность судить о психических процессах. При этом объективное изучение собственных психических процессов осуществляется принципиально теми же опосредствованными путями, как и оценка психических процессов другого человека (о том, как протекал процесс запоминания, мы судим по результатам воспроизведения, безразлично, идет ли речь здесь о чужой или собственной памяти). Психология обогащает фонд своих знаний не с помощью самонаблюдения, а объективными методами. Субъективный и объективный принципы изучения в психологии отрицают друг друга. Подлинно научная психология должна строиться на использовании объективных методов изучения психики и понимания того, что никаких других в науке не может быть.
|